Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Значение и последствие занятий музыкальной направленности для младших дошкольников. Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Значение и последствие занятий музыкальной направленности для младших дошкольников. Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Музыкальные занятия

Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

Виды музыкальной деятельности на занятии иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных инструментах.

На каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Л Г Паринова.

музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 47 - ЦРР»

Значение музыкального воспитания дошкольников

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля и взаимодействия людей.

Как, нам, педагогам - дошкольникам и молодым родителям сохранить свою духовность в это очень сложное время, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для музыкального воспитания детей.

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Исторически сложилось так, что постреволюционная Россия (потом Советский Союз) стала единственной страной в мире, где в дошкольных учреждениях работали профессиональные педагоги - музыканты. В расчете именно на них строились государственные программы не только музыкального, но и эстетического воспитания в целом. Музыкальный руководитель вел все связанные с музыкой виды деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, оркестр, игру-драматизацию.

Решая огромный объем задач художественного и общего развития ребенка, музыкальный руководитель становился уникальным единственным в своем роде специалистом.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. « В горе и в радости, в труде и на отдыхе музыка всегда с человеком» - говорил Д.Шостакович. Музыка также обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (даже, может быть, и формирует его вкус и предпочтения). Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает

музыкант - психолог Б.М."Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Например, младенец, услышав нежный напев колыбельной, сосредотачивается, затихает. Но, если раздается бодрый марш, то сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому я делаю все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки.

Известно, дети 2,5 - 3 лет уже ориентированы на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном педагогическом влиянии выражение нравственно-ценностных отношений становится стабильнее и активнее (Н.Ньюкомб).

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально- психических состояний человека.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, рисование (существуют прекрасные упражнения для развития интонирования при помощи рисования), слушание (в записи) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

И так, начало занятия, спели приветствие все вместе, никто не остался в стороне, в воздухе царит ощущение начинающегося праздника, предвкушение чего-то таинственного (это ведь игра!). Ведь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. На музыкальных занятиях я использую:

Пальчиковые -игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры подбираю по тематике занятия)

Музыкальные игры - танцы, которые дают возможность разрядиться

182

Игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют повысить свою самооценку, сформировать и развить навыки сольного выступления и выступления совместной игры

Пение потешек и простых песенок, при этом важно разыграть сюжет песни. Например, при знакомстве со словами песенки «Кролик» (муз. И сл. И.Конвенан), я не просто пою и показываю игрушечного кролика - я играю с детьми. В совместном музыкально- игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом.

Изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, снимания, воображения развивает духовные и душевные качества личности.

В нашем ДОУ в каждой группе есть аудиомагнитофоны. Дети, которые ходят к нам, на тихом часе засыпают под звуки спокойной классической музыки. Но хочу заметить, что пассивное слушание классики не даст возможности говорить о прямом воздействии музыки на нравственное развитие личности.

В процессе музыкально-игровой деятельности следует использовать специально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. Так, например, я предлагаю детям послушать «Музыкальную шкатулку» Лядова. Сначала создаю у них игровой настрой, который позволит им воспринимать музыку. Называя композитора, я показываю детям его портрет (работают два канала: визуальный и аудиальный), затем достаю «Музыкальную шкатулку» (это может быть обычная красивая маленькая шкатулочка, которая п игре становится чем-то волшебным для детей). Под звуки музыки отдаю шкатулку детям, которые передают ее по кругу, последний закрывает, когда музыка замолкнет. Общий эмоциональный настрой, красивая мелодия позволяют маленькому ребенку совершить добрый поступок: захотеть отдать другому малышу красивую шкатулку. Активно слушая другие классические произведения, нужно придерживаться этой методики, т.е. обыгрывать их.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик. Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что эта игра, что это интересно, занятно и любопытно.

183

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в музыкальное искусство, требующий особых методических приемов, условий, атмосферы.

На четвертом - пятом году жизни более отчетливо начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка: интерес к определенным видам музыкальной деятельности, эмоциональные реакции, переживание музыки, более глубокие оценки. Ребенок может музицировать более сознательно.

С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке, начало музыкального вкуса. Дети могут уже более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

Какие же элементы музыкально-эстетического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Это, во-первых, потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Это отправная точка формирования эстетического отношения ребенка к музыке. По мере того как ребенок взрослеет, потребность в музыке может усиливаться, но только если обеспечиваются соответствующие условия. При правильном педагогическом руководстве - применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, обыгрывание проблемных ситуаций, выразительном, ярком исполнении произведения, т.е. разносторонней организации музыкальной деятельности, - к шести годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

Во-вторых, эстетическое переживание. Психолог В.М.Теплов, исследуя художественные способности установил: в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его «эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние.

Например, при слушании песни, первый раз «Маме в день 8 Марта» М.Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, - Арсений заплакал. На вопрос: «Что случилось?» - Арсений ответил, что хочет к маме, потому что она долго лежит в больнице.

Переживание произведения индивидуально для каждого ребенка и может иметь различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Эстетические чувства от природы заложены в каждом

184

человеке, но разниваются в эстетической деятельности. «Только ни фоне переживания музыки, - подчеркивает Н.А.Ветлугина, - у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней». Поэтому музыкаль ным руководителям очень нужен артистизм, умение «заразить» детой собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессии нализм, умение увлечь образным словом и тогда наши дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможны, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как средству увеселения, но и как важному явлению духовной культуры.

За последние годы издано много программ по музыкальному воспитанию дошкольника: «Гармония», «Синтез», «Малыш», «Играем и оркестре по слуху», «Топ, хлоп - малыши». В них - обязательно существуют общевозрастные закономерности. Сложность для музыкальных руководителей составляют очень большие индивидуальные различия между детьми, которые тоже должны учитываться в процессе музыкального воспитания.

Итак, какое же значение имеет музыкальное воспитание для дошкольников? Значение очень огромно, ведь музыка выполняет роль ключа, которая открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. А с развитием общей музыкальности у ребят-дошколят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника, создают необходимые условия дли формирования нравственных качеств личности ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует ннима ния, наблюдательности, сообразительности, а если музыку рассматри вать как вид искусства, то она имеет познавательное значение, ш она

имеет и познавательное значение. Например, слушая nei ню « По.........

Родина» Е.Тиличеевой они чувствую! горжес твенносп., тшмм, пики вание народа прославляющего нашу Россию. 11едпп>| им музыканты необходимо всячески поддерживать в дошкольниках, пусть еще ипип чительные творческие проявления, которые пи авизирую i носпршши и представление, будят фантазию и воображение II и шключенин хочу сказать, что музыка является средством физического развитии, ведь она вызывает реакции, связанные с изменением кровообращении, ли хания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность доказал, что сочли установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Катинене А. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2.

2. Папкова Р. О роли и обязанностях музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 1994 . - №4.

3. Радынова О. Методы и приемы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 11.

4. Семынина В. Музыка: воспитание // Дошкольное воспитание. 2007 - №1.

5. Тарасова К. Профессия - музыкальный руководитель. //Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.

6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке -//Дошкольное воспитание. - 1992,- №9-10.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральный образовательный портал «Все Вебинары.ру»
Учебный центр дополнительного образования "Все Вебинары.ру"

Дипломная работа

Эссе

музыкальной направленности для детей».

Работу выполнила

студентка курса

Музыкальный руководитель (556 часов)

Пластинина С.В.,

МАДОУ «ЦРР – Д.с №91

«Строитель» г. Улан-Удэ

Г. Новосибирск

2016

Эссе

«Значение и последствия занятий

музыкальной направленности для детей»

«Каждому человеку необходимо в начале его жизни

хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной

её области, которую образует Музыка»

А. Артоболевская

Вы представляете себе жизнь без музыки? Вы можете себе представить мир молчащим, без звуков музыки, без звуков пения? Разве может ребёнок получить полноценное развитие как личность, если он ни разу не соприкоснётся с миром музыки?

Современные родители стараются научить ребёнка иностранным языкам, отправляют его на модные спортивные секции – фигурное катание, большой теннис, и, конечно же, покупают им различные гаджеты, беспокоясь о том, что их любимое чадо вдруг чего – то недополучит в современном и жестоком мире. Не все родители помнят, что основное в воспитании детей - формирование человеческой души. Бездуховный человек, то есть человек, лишенный духовности, пуст. Он не в состоянии дарить себе и людям радость и любовь.

Музыкальное воспитание еще никогда не было столь нужным, как сегодня, в современных реалиях. Когда дети познают мир через глухую неодушевленную технику, не догадываясь о существовании духовной сферы. Но, как известно, человек - это не тело, не его телесная оболочка! Человек - это, прежде всего, дух! Красоту мира трудно постичь тем, кто в детстве не привык видеть оттенки прекрасного в каждом проявлении жизни. И именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ. Музыка - неотъемлемая часть в жизни каждого человека, и поэтому она является мощнейшим средством воздействия на человека - его душевное состояние, настроение, чувства. И оттого, кстати, какую именно музыку начинает слушать новорожденный ребёнок, зависит то, какая энергетика формируется вокруг него - положительная светлая или отрицательная темная.

Чем полезны занятия музыкой для детей? Такой вопрос, казалось бы, даже не должен возникать в обществе. И все же возникает. Занятия музыкой можно разделить на любительское, где малыш может стать просто любителем музыки. И профессиональное, где ребёнок уже получает профессию - это музыкальная школа. Но не каждый ребёнок способен вынести тяжелейшей пресс труда. Всегда находятся люди, которые с ужасом вспоминают годы, проведенные в «музыкалке» и те мучения, которые им приходилось испытывать на уроках сольфеджио. Основной аргумент против занятий музыкой сводится к тому, что после окончания музыкальной школы они ни разу не взяли в руки инструмент или не сели за него. И если у ребенка нет к этому особых дарований, этот груз неподъемен. Музыка становится ненавистна на всю оставшуюся жизнь, а дома начинаются упреки, слезы и уговоры.

Самый счастливый и плодотворный период общения с музыкой – это дошкольный возраст. В период от рождения до школы ребёнок соприкасается с музыкой через простейшие практические навыки во всех видах музыкальной деятельности. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов доказали, что регулярные занятия этим искусством с самого раннего возраста играют немаловажную роль в общем развитии детей. Способность внимательно слушать и слышать, чувствовать, видеть, красиво говорить, двигаться, способность к обучению, концентрация внимания – это далеко не весь перечень того, что развивают занятия.

Музыкальное воспитание расширяет и систематизирует жизненный опыт малыша, учит его сопереживанию, нравственности, самовыражению, готовит к восприятию художественного образа через звуки. Чем раньше малыш начнёт свои первые музыкальные шаги, научится извлекать звуки и выработает навыки пения, тем раньше он почувствует в себе уверенность, тем успешней будет его социализация. Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки. И всё же задатки музыкальных способностей есть у всех детей, главное вовремя начать развивать их.

Я считаю себя успешным человеком, потому что мои творческие начинания поддержали педагоги ещё в детском саду. Они так тонко и профессионально делали свою работу, что моя любовь к музыке, которые они привили мне, помогла мне реализовать себя.

Моя профессия – музыкальный руководитель. Это звание, которое я несу с достоинством, потому что меня ведёт Её Величество Музыка! И через музыку я даю детям возможность услышать и увидеть всю красоту мироздания и приоткрыть дверцу в загадочный таинственный мир.

Теперь я своим мастерством и профессионализмом щедро делюсь с малышами. Мы с ними весело поём, играем на музыкальных инструментах, зажигательно танцуем, занимаемся актёрским мастерством. Я горжусь своими талантливыми воспитанниками и результатами свой работы.

Я – счастливый человек, и желаю, чтобы мои воспитанники также нашли себя в любимом деле, чтобы у них сформировались все стороны личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. ребенок станет успешным и счастливым. Ведь только у счастливого человека живёт гармония внутри. Ведь только счастливый человек может сделать счастливыми других…

Пластинина Светлана Владимировна,

Музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР – Детский сад №91 «Строитель» г.Улан-Удэ.

Значение и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Значение музыки

способность дошкольный музыкальный обучение

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека.

Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. Они объединяют людей в едином переживании, стают средством общения между ними.

Еще одна особенность музыки в том, что каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитор, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

Самая интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальный руководитель ДОУ отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду: проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации, занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации, пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания среди родителей. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятии, использование музыки на праздниках и в развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности.

Игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Музыкально -самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей в процессе игр и наполняет их жизнь интересным содержанием.

Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.

Праздники и развлечения включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, которая при творческой инициативе воспитателей и активности детей решает большие задачи музыкально-эстетического воспитания.

Как замечает О.П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А.Н. Зимина видит в следующем:

Дать детям радость и побуждать их к активности;

Дать яркие художественные музыкальные впечатления;

Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю.И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

1) тщательный отбор сценария и актеров;

2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

4) проведение репетиций;

5) изготовление костюмов и декораций;

6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

7) приготовление угощений.

Развлечения закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль).

Праздник объединяет в себе разные виды искусства, поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности

Музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.