Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Так в древности называли художественные галереи. Художественные музеи

Так в древности называли художественные галереи. Художественные музеи

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Художественные музеи

Варакян Шушаник Генриковна

Учитель МХК и музыки первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 000 г. Москвы

Цели:

Расширить представления о художественных музеях изобразительного искусства и их типах.

Познакомить учащихся с крупнейшими музеями России.

Формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.

Развивать образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.

Оборудование и материалы:

Список литературы для проведения поисковой работы.

Репродукции.

Проектор.

Компьютер.

План УРОКА

Беседа об истории возникновения музейного искусства.

Выступление учащихся с результатами поисковой работы.

Тест с ответами

Подведение итогов.

Ход урока

Эпиграф

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо - прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышим столько про этот музей

от наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

опавшей листвою мы дружно шуршим,

и вот мы под аркой проходим,

и вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец.

О. Тарутина

Учитель: Какие бывают музеи?

Учащиеся: Музеи бывают разные:

— литературные

— исторические,

— художественные

— технические

— музыкальные

— политехнические…

Учитель: Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т. е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Слово «художество» означает «искусство», поэтому

Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства.

Учитель: В музеях устраиваются вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов.

Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества.

Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени”. Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Учитель: Как и когда возникли музеи?

Учащиеся: Слово «музей» произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности - произведения искусства находились в храмах, в церквях монастырях.

Учитель : Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин . Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен , Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

Учитель: Первым русский музей как называется и кто создал?

Учащиеся: Кунсткамера. Петр 1

Учитель : Созданная Петром I в 1714 году.

Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром.

Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы.

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

Учитель: Что такое Анфилада?

Учащиеся: С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить).

Учитель: Анфилада – это ряд последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

Учитель: О дин из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев мира. В нем собраны памятники культуры и искусства с древнейших времен и до наших дней.

Учитель: Как переводится Эрмитаж и где возник?

Учащиеся: эрмитаж - от франц. место уединения, место отдыха, отшельник)

Учитель: Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Грандиозное двухсотметровое здание в стиле барокко с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет

Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных зданий.

Здания Эрмитажа - Зимний дворец (, архитектор), Малый Эрмитаж (, архитектор -Деламот),

Старый Эрмитаж (, архитектор),

Новый Эрмитаж (, архитектор Л. фон Кленце),

Эрмитажный театр (, архитектор Джиакомо Кваренги) - выдающийся архитектурный ансамбль.

Учитель: Государственный Русский музей одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем хранятся экспонаты, отражающие историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней.

Учитель: В каком году состоялось торжественное открытие Русского музея?

Учитель: Как ласково называют галерею

Учащиеся: «Третьяковкой» художественная галерея носит имя своего основателя - просвещенного московского купца Павла Михайловича Третьякова //. который, коллекционируя произведения отечественного искусства, более 30 лет работал над созданием музея русской национальной школы живописи. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие произведения русских художников.

Учитель: Датой основания галереи считается 1856 год, когда Третьяков приобрел две первые картины «Искушение»; и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Учитель: Музей изобразительных искусств имени

Основателем и первым директором музея был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, которому удалось привлечь частные и общественные средства на строительство музея и создание первых коллекций. Здание музея было построено по проекту архитектора. Открытие музея состоялось в 1912году.

Учитель: Искусство, хранилищем которого является музей, воспитывает в каждом из нас, прежде всего, Человека, помогая развивать важные чувства и качества. Художественный музей играет важную роль в национальной и мировой художественной культуре. Он бережно хранит художественное наследие, изучает, реставрирует и делает его доступным нам, зрителям. Каждый год музеи посещают тысячи человек. Это говорит о том, что у людей существует естественная потребность в общении с искусством. Прикосновение к прекрасному делает душу человека чище, помыслы возвышеннее, чувства глубже.

Учитель: А теперь маленький тест к уроку

1. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?

2. Какие музеи вы знаете?

3. Кто был основателем музея им. Пушкина?

4. Какие первые произведения приобрел Третьяков?

5. Что в переводе с фр. означает слово «Эрмитаж»?

6. Кто проектировал здание Зимнего дворца?

7. Какой первый зарубежный музей?

8. Как называется первый русский музей

9. Кто основал Третьяковскую галерею

10. Где возник Эрмитаж

11. В каком стиле были построены здания Эрмитаж

12. Объясните происхождение слова “музей”

13. Чем отличается музей от галереи

Список литературы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (эра DVD, версия 2005 г.)

К. Багемская “Музей изобразительных искусств им. ” (г. Ленинград “Детская литература”1974 г.)

Музеи мира (г. Москва “Терра - книжный клуб” 2001 г.)

Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. Художественные музеи

В Древней Греции это место (музейон) традиционно посвящалось музам и располагалось, как правило, в священных рощах или храмах. В мифологии греков музы были покровительницами искусства, поэзии, науки - отсюда и смысл сакрального пространства, где они должны были всячески почитаться. Само же слово «музей» появляется в обиходе в эпоху Возрождения в Европе. Там музеями называют здания и учреждения, предназначенные для хранения выдающихся произведений науки и искусства, созданных человечеством.

Что такое художественный музей?

Музеи бывают разные: исторические и технические, литературные и посвященные определенным этносам или странам, сообществам или личностям. Художественные музеи занимают среди всех особое место. Здесь, как правило, выставляются на обозрение произведения искусства - изобразительного и декоративного: картины и скульптуры, гравюры и рисунки, гобелены и ковры, керамика и ткани. В современных музеях осуществляется не только хранение и показ экспонатов, но и их всестороннее изучение, а также реставрация памятников, имеющих высокохудожественное значение.

Художественные музеи России (Руси)

Немного истории. Музейное дело имеет на Руси тысячелетнюю преемственность. В Киевской Руси, к примеру, в соборах и монастырях некоторых городов находились и сохранялись богатые ткани, изделия ювелиров, книги (рукописные) в драгоценных окладах из золота и серебра, изукрашенных самоцветами. А в ризницах церквей хранились богатейшие собрания. Так, в была коллекция произведений живописи и прикладного искусства. А с 16 века начала создаваться богатейшая и интереснейшая коллекция в Кремле Москвы. С нее, можно сказать, и берут свое начало художественные музеи России. Оружейная палата - старейший музей, который был официально создан в 1806 г., но существовал задолго до этого. Сейчас она входит в состав

Кунсткамера и частные коллекции

Самым первым русским публичным музеем можно также считать Кунсткамеру в Петербурге, созданную по инициативе царя Петра в 1714 году. Открытие ее состоялось в 1719-м. Правда, Кунсткамера - музей не совсем художественный. Там были представлены, кроме произведений искусства, различные естественнонаучные экспонаты, которые Петр приобретал во время своих заграничных поездок, или же найденные на российских территориях. Крупнейшие частные коллекции скапливались в Зимнем дворце, Царском Селе, Петергофе и Павловске (после революции все эти усадьбы и дворцы были национализированы и превращены в художественные музеи России). Таким образом появились музей-усадьба Архангельское, Кусково и некоторые другие.

Эрмитаж

Художественные музеи России - важная веха в развитии культуры страны. Так, в 1764 году были приобретены большие коллекции картин, что явилось одним из первых шагов в создании в Петербурге Эрмитажа.

Однако посмотреть на произведения искусства в то время мог не каждый: доступ в Эрмитаж, как, впрочем, и во многие тогдашние частные коллекции, был очень ограничен. И только в 19 веке (во второй половине), благодаря усилиям русской интеллигенции, боровшейся за публичность и открытость подобных заведений, были открыты доступы к сокровищам Эрмитажа и некоторым частным коллекциям (Прянишникова, Третьякова, Остроухова).

Художественные музеи России: список

  1. Открытие Третьяковской галереи, первого художественного музея русского искусства в Москве 19 века, можно поставить во главу угла. Основателем был купец Третьяков, увлекшийся идеями передвижников и создавший крупную коллекцию произведений искусства. Он рассматривал свою работу коллекционера как общенациональное предприятие, принадлежащее народу России. А сама галерея оказала неоценимое влияние на дальнейшее развитие реализма в живописи и других видах искусства.
  2. Не только в столицах, но и в провинции открывались художественные музеи России. Список можно продолжить Саратовским художественным музеем имени Радищева, открытым в 1885 году.
  3. В 1895-9898 гг. открывается Русский который также стал достоянием широкой публики.
  4. 1912 г. - Музей изящных искусств в Москве (ныне - Пушкинский).
  5. После революции 1917 года все мелкие и крупные художественные музеи России становятся общенародным достоянием. Лозунг «Искусство принадлежит народу» максимально воплощается в жизнь простого человека, а музеи становятся источником и инструментом воспитания трудящихся масс. Названия художественных музеев России дополняются новыми наименованиями. К ним можно отнести национальные галереи и музеи в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Туркмении, Прибалтике. Появляются музеи народного творчества в Палехе, Мстере, персональные музеи, посвященные творчеству определенного художника. Основная задача этих институтов - эстетическое воспитание народа, изучение, реставрация и сохранение бесценных памятников художественного искусства.

Русский музей одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем хранятся экспонаты, отражающие историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней. одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем хранятся экспонаты, отражающие историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней. 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея построенный выдающимся русским зодчим К. Росси. 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея построенный выдающимся русским зодчим К. Росси.


Третьяковская галерея художественная галерея носит имя своего основателя - просвещенного московского купца Павла Михайловича Третьякова / /. который, коллекционируя произведения отечественного искусства, более 30 лет работал над созданием музея русской национальной школы живописи. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие произведения русских художников. художественная галерея носит имя своего основателя - просвещенного московского купца Павла Михайловича Третьякова / /. который, коллекционируя произведения отечественного искусства, более 30 лет работал над созданием музея русской национальной школы живописи. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие произведения русских художников.




Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Основателем и первым директором музея был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, которому удалось привлечь частные и общественные средства на строительство музея и создание первых коллекций. Здание музея было построено по проекту архитектора Р. И. Клейна. Открытие музея состоялось в 1912году. Основателем и первым директором музея был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, которому удалось привлечь частные и общественные средства на строительство музея и создание первых коллекций. Здание музея было построено по проекту архитектора Р. И. Клейна. Открытие музея состоялось в 1912году.


Художественный музей играет важную роль в национальной и мировой художественной культуре. Он бережно хранит художественное наследие, изучает, реставрирует и делает его доступным нам, зрителям. Каждый год музеи посещают тысячи человек. Это говорит о том, что у людей существует естественная потребность в общении с искусством. Прикосновение к прекрасному делает душу человека чище, помыслы возвышеннее, чувства глубже. Художественный музей играет важную роль в национальной и мировой художественной культуре. Он бережно хранит художественное наследие, изучает, реставрирует и делает его доступным нам, зрителям. Каждый год музеи посещают тысячи человек. Это говорит о том, что у людей существует естественная потребность в общении с искусством. Прикосновение к прекрасному делает душу человека чище, помыслы возвышеннее, чувства глубже.


Вопросы и задания: 1. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства? 2. Какие музеи вы знаете? 3. Кто был основателем музея им. Пушкина? 4. Какие первые произведения приобрел Третьяков? 5. Что в переводе с фр. означает слово «Эрмитаж»? 6. Кто проектировал здание Зимнего дворца? 7. Какой первый зарубежный музей? 8. Как называется первый русский музей 9. Кто основал Третьяковскую галерею 10. Где возник Эрмитаж 11. В каком стиле были построены здания Эрмитаж 12. Объясните происхождение слова музей 13. Чем отличается музей от галереи



Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.