Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Эрмитаж краткая информация. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

Эрмитаж краткая информация. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX - начала XX в.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.



История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.



Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Триптих "Поклонение волхвов". Ниделанды. XV век

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Часы "Павлин"

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико "Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским"
еонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 1478-1480
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.




Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша "Царица чаш"

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.



Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Убранство покоев

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Государственный музей «Эрмитаж» — один из самых известных музеев, который находится в Санкт-Петербурге, городе, по праву названном культурной столицей России.

Музей начинал свое существование как индивидуальные коллекции произведений искусства императрицы Екатерины II, которые со временем разрослись. В 1852 году было принято решение открыть доступный для публики императорский Эрмитраж, который в итоге стал всем известным Государственным художественно и культурно-историческим музеем.

Современный Эрмитаж представляет собой пять зданий, объединенных в сложный музейный комплекс, центром которого принято считать Зимний Дворец.

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса, хранящего в себе более 3 миллионов произведений искусства, доступных для местных жителей и приезжих гостей. Среди экспонатов имеются такие шедевры, как «Аман узнает свою судьбу» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Сафо и Фаон» Жака-Луи Давида, «Красная комната» Анри Матисса, «Кающаяся Магдалина» Тициана Вечеллио, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, а также множество других не менее известных картин, античных скульптур, примеров прикладного творчества, графики и живописи.


Само по себе здание Эрмитажа можно считать произведением искусства, постройкой будущего музея занимались такие известные, как Растрелли (Зимний Дворец), Фельтен, Валлен-Деламот, Лео фон Кленце и Стасов (Малый и Большой Эрмитаж, включая Висячий сад).

Здание Зимнего дворца по праву считают сердцем Государственного Эрмитажа. Построенный в 1762 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по указу Екатерины II, дворец по сей день остается памяткой великого искусства как изнутри, так и снаружи. Четыре фасада здания выдержаны в стиле барокко и украшены множеством лепных деталей, статуй на крышах, колонами, вазами. Окна обрамлены уникальными карнизами и другими запоминающимися деталями. Благодаря своей коллекции экспонатов Государственный музей Эрмитаж считается « ».

В течение 150 лет Эрмитаж являлся императорской резиденцией: интерьер зданий отличается первозданным великолепием и богатством. Для того, чтобы детально рассмотреть каждый отдельный экспонат музея, не хватит даже года. Маршрут экскурсии по залам Эрмитажа составляет более двадцати километров, начинаясь Иорданской лестницей, которая ведет в огромный зал вдоль фасада здания, окна которого выходят на Неву.


Портреты российских фельдмаршалов можно наблюдать в нишах одноименного зала.

Легендарный серебряный трон русских царей находится в петровском зале, а великолепными люстрами, украшенными гербами бывших губерний, можно полюбоваться в Гербовом зале. Также в Эрмитаже имеется Военная галерея, посвященная великим военачальникам Российской империи. Двадцать восемь люстр и около пятидесяти колон украшают Большой тронный зал, а барельефы в честь победы 1812 года и большой портрет Александра I украшают Александровский зал.

В оформлении дворцовых помещений принимали участие величайшие художники и архитекторы тех времен, в частности Малахитового зала, колоны которого украшает малахитовое покрытие. Именно это помещение было парадным залом императорской семьи.


Самые известные музеи России во многом уступают Государственному музею Эрмитаж в Санкт-Петербурге, этот музей занимает почетное место не только среди музеев России, но и среди музеев Европы.

Содержание статьи

ЭРМИТАЖ Государственный в Санкт-Петербурге – художественный и культурно-исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, арх. Б.Ф.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, арх. Ж.Б.М.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771–1787, арх. Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783–1787, арх. Дж. Кваренги).

Многообразие коллекций Эрмитажа.

Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» – портреты героев Отечественной войны 1812, а также б. дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I), нумизматики, западноевропейского искусства.

В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров. Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П.Рубенса , 2 картины Леонардо да Винчи (всего в мире их 14), произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев – бр. Ленен , Н.Пуссена , А.Ватто , Ж.О.Д.Энгра , Э.Делакруа , К.Моне , О.Ренуара , П.Сезанна , скульпторов – Ж.А.Гудона , О.Родена). Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 – начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо . В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка ), 31 картина Пикассо.

Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8–6 вв. до н.э.). Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (3–7 вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах.

Всемирной известностью пользуется отдел первобытной культуры (отдел археологии). В нем находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Некоторые из них были созданы 500 000 лет до н.э. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8–3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.

Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С.И.Руденко в 1929–1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6–4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5–4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой – из фетра с аппликациями местной работы.

Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н.э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью.

В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим (например, люстра из слоновой кости), а также «Восковая персона» – документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли (отцом архитектора Б.Ф.Растрелли) сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным.

Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.

К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Петровский зал напоминает о победе над шведами в Северной войне. Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства, и Малая столовая, где были арестованы министры Временного правительства.

Во всех экспозициях Эрмитажа выставляют только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет. В настоящее время в музее хранятся более 2 млн. 800 тыс. экспонатов (их количество постоянно растет). Для показа коллекций отведено более 350 залов.

История создания музея и строительства зданий.

Название музея «Эрмитаж» (от франц. ermitage) означает в переводе «жилище отшельника», «уединенный уголок». Название связано с местом расположения первых коллекций, купленных императрицей Всероссийской Екатериной II (р. 1729, 1762–1796). Картины находились в здании, примыкающем к Зимнему дворцу, которое сейчас называется Малым Эрмитажем. Малый Эрмитаж представляет собой два павильона и две галереи, окружающие Висячий сад, расположенный на крыше первого этажа. Северный павильон (называемый ранее Оранжерейный дом), был построен по заказу Екатерины II французским архитектором Ж.Б.М.Валленом-Деламотом (1767–1769), южный павильон и галереи были построены архитектором Ю.Фельтеном (1764–1775).

В северном павильоне Валлен-Деламот создал комнату с двумя подъемными столами. Столы, уже накрытые, поднимались с помощью механизмов из первого этажа. Здесь обедали без слуг. Эта комната и называлась «Эрмитаж», в ней собиралось обычно небольшое общество в 12–15 человек, приглашенных самой Екатериной II.

Комнаты и галереи Малого Эрмитажа стали быстро заполняться произведениями искусства. Поэтому возникла необходимость в еще одном здании, побольше, для размещения коллекций. Оно было построено Ю.Фельтеном вдоль берега Невы (1771–1787). Его стали называть Большой Эрмитаж, а позднее – Старый Эрмитаж. С помощью крытого мостика оно соединялось со зданием театра (архитектор Дж.Кваренги, 1783–1787), построенного на месте обветшавшего дворца Петра I. Вскоре вдоль Зимней канавки Кваренги создал повторение знаменитых ватиканских лоджий Рафаэля (1783–1792). Подлинные лоджии в Риме были построены по проекту Д.Браманте , росписи исполнены по эскизам и под руководством Рафаэля в 1516 – 1518. Лоджии Рафаэля в Санкт-Петербурге расположены в специальном корпусе, примыкающем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Копии росписей Рафаэля исполнила группа художников под руководством Х.Унтербергера в Риме.

Здания Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, лоджии Рафаэля, фойе театра были заполнены произведениями искусства, купленными Екатериной II. С тех пор за музеем, основанным ею, закрепилось название «Эрмитаж».

Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.

Вплоть до середины 19 в. коллекции Эрмитажа были доступны небольшому кругу лиц. Билеты выдавала придворная контора. Так, по рекомендации поэта В.Жуковского А.Пушкин получил постоянный пропуск в Эрмитаж, как выразился В.Жуковский – «билет на всю вечность».

Однако в середине 19 в. повсюду в Европе возникали общедоступные музеи. Такой музей в 1839–1852 был построен и в Санкт-Петербурге по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Музей примыкал к зданиям Старого и Малого Эрмитажа и получил название Новый Эрмитаж.

Новый Эрмитаж строился как музей, предназначенный для широкой публики, выполняющий просветительские функции в обществе. Это был первый в России профессионально спроектированный музей со специальными выставочными помещениями, предназначенными для определенных коллекций, которые были систематизированы в соответствии с научными принципами. Сюда были перенесены все лучшие экспонаты из царских коллекций. Другие здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Зимний дворец освобождались от хранения памятников искусства. В 1850–1858 интерьеры Малого и Старого Эрмитажа были перестроены архитектором А.Штакеншнейдером . Тогда был создан ряд роскошных помещений, в том числе знаменитый, залитый светом Павильонный зал на месте маленьких комнат, построенных Валлен-Деламотом. Перестроенные залы, получившие новое оформление, вплоть до революции использовались как части царской резиденции.

Архитектор Л. фон Кленце, выдающийся мастер музейного ансамбля, ученый, археолог, живописец разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства 19 в. Все залы первого этажа были построены в духе греко-римской архитектуры, хотя античная коллекция занимала всего 5 залов. Остальные залы были заняты скульптурами русских и западноевропейских мастеров, а также «музеумом книги», собранием гравюр и рисунков. Самой ценной частью античной коллекции было собрание античных ваз, найденных в Италии в тех местах, где были греческие колонии. Собрание располагалась в зале «Греко-этрусских ваз» (т.к. там же было представлено искусство этрусков – древнего населения Италии), впоследствии получившим название «Двадцатиколонный» – из-за своего архитектурного облика. Кленце хотел дать мощную «оркестровку» лучшей части коллекции благодаря торжественной архитектуре зала, построенного в виде греческого храма и украшенного 20 колоннами из серого гранита. В верхней части стен были исполнены росписи на темы и в стилистике греческой вазописи и этрусских росписей. Этот зал и сейчас в основных чертах сохраняется в своем первозданном виде как наиболее выдержанный экспозиционный ансамбль середины 19 в.

На втором этаже Кленце спроектировал залы, предназначенные для показа картин (по правилам того времени скульптура и живопись выставлялись отдельно), а также – монет, медалей и камей. Для каждой национальной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской, а также русской отводились отдельные залы. Перед входом в картинную галерею была расположена Галерея истории древней живописи. 86 картин, написанных по эскизам Л.Кленце (почти все исполнялись на медных досках мюнхенским художником Г.Хильтеншпергером), представляли историю античной живописи: ее зарождение, расцвет и гибель. Через Галерею древней живописи посетитель музея попадал в центральные залы – Большие просветы, с верхним освещением. В конце обхода картинной галереи посетитель осматривал залы русского искусства. В них были представлены знаменитые картины К.Брюллова (среди них – Гибель Помпеи ), Ф.Бруни , А.Иванова , И.Айвазовского и других. В 1898, когда был образован Русский музей , картины русской школы были переведены туда.

Вплоть до 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Зимний дворец, большая часть залов которого была заново отделана в 1837–1839 после грандиозного пожара 1837 (на другие здания пожар не распространился), Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (интерьеры выполнены по проекту А.Штакеншнейдера), эрмитажный театр до революции оставались царской резиденцией.

Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.

Условной датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школы, от немецкого купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. Екатерина П приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии. Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики.

Послам, а также доверенным лицам царицы было дано поручение покупать все лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Особенно важную роль в собирании коллекций сыграл русский посол во Франции Д.А.Голицын – очень образованный человек, среди друзей которого были Д.Дидро , Ж.Л.Д"Аламбер и другие видные представители французской культуры. Именно Д.А.Голицын купил для Эрмитажа в Париже Возвращение блудного сына Рембрандта. Эту картину и сейчас считают величайшим шедевром живописи музея. По рекомендации Д.А.Голицына Екатерина II купила библиотеку Д.Дидро. Однако она оставалась в доме Дидро вплоть до его смерти, а сам бывший ее владелец был назначен царицей библиотекарем и хранителем собрания. Дидро получал за это ежемесячную плату. Поступок Екатерины II, достойный «просвещенного монарха», покровительствующего деятелям культуры, имел громкую огласку и способствовал повышению престижа не только самой Екатерины II, но и России. Дидро считал себя должником царицы и старался все свои знания и энергию употребить на то, чтобы помочь ей приобрести хорошую коллекцию произведений искусства, не хуже тех, что были во дворцах других королей Европы. Дидро, действительно, был одним из лучших знатоков искусства своего времени. При его содействии Екатерине II удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин: самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза (поступила в Эрмитаж в 1772), в которую входили такие шедевры живописи как Вакх Рубенса, Юдифь Джорджоне (тогда считалась картиной Рафаэля), Даная Тициана и Даная Рембрандта, а также многие другие произведения живописи.

Дидро приложил исключительные усилия, чтобы эта знаменитая коллекция досталась Екатерине II. В своем письме он описывал скандал, разразившийся в Париже по этому поводу: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи».

Был приобретен еще целый ряд коллекций, среди них – коллекция министра короля Саксонии Брюля, помогавшего королю приобрести знаменитые полотна Дрезденской галереи. Из коллекции Брюля (поступила в Эрмитаж в 1769) было куплено 600 первоклассных картин, написанных великими мастерами. Эти картины чрезвычайно обогатили коллекцию. Одним из последних больших приобретений Екатерины II была коллекция лорда Уолпола (1779), купленная в Англии. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка , Рубенса , итальянских мастеров, украсивших эрмитажное собрание. Так же, как это было с покупкой коллекции Кроза, в Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии отправляется в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы выдающимся современным художникам Запада: Д.Рейнолдсу , Ф.Буше , Э.М.Фальконе и многим другим. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывает 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.

В общей сложности Екатерина II к концу своего царствования имела около 4 тысяч картин (некоторые из них украшали загородные дворцы).

Конечно, не все шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779 в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретенных агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались жалкими копиями.

В 1771 в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция картин, приобретенных Д.А.Голицыным в Гааге для императрицы. Со смертью Екатерины II в 1796 закончился важный этап формирования коллекций Эрмитажа. Первые покупки определили характер и лицо музея, занявшего одно из первых мест в Европе. Лучшая часть коллекций Франции 17–18 вв., Голландии, Фландрии, Англии современного Эрмитажа – это приобретения Екатерины II. К тому же именно Екатерина II была обладательницей одной из лучших в мире коллекций камей – резных изображений на камне, раковинах, кости (всего – 10 тысяч).

Пополнения эрмитажных коллекций в течение 19 – начале 20 вв.

В первой половине 19 в. покупки продолжались, но осуществлялись не с таким размахом. Тогда сформировалась испанская коллекция, почти не представленная в Эрмитаже при Екатерине II. Возникло большое собрание русской живописи. Наиболее важным приобретением императора Александра I (р. 1777, 1801–1825) была покупка коллекции шедевров, принадлежавшей жене Наполеона Бонапарта Жозефине Богарнэ. Жозефина в качестве подарка отдала Александру I уникальную камею Гонзага , принадлежавшую в 16 в. одному из известных меценатов эпохи Возрождения – герцогу Гонзага и названную его именем, хотя потом она принадлежала многим другим владельцам. Камея была сделана в Александрии в 3 в. до н.э., на ней изображен властитель эллинистического Египта Птолемей и его жена Арсиноя. Теперь эта камея – одна из жемчужин коллекции камей Эрмитажа.

Из коллекции Жозефины Богарне происходят и знаменитые скульптуры А.Кановы, лучшего скульптора конца 18 – начала 19 вв.

Екатерина II покупала в основном живопись. В первой половине 19 в. была куплена большая коллекция скульптур, созданных современными мастерами Рима, в 1861 – прекрасная коллекция античных памятников: скульптур, ваз, художественных предметов из знаменитой римской коллекции маркиза Кампана. Благодаря этой покупке античное собрание Эрмитажа стало сравнимым с лучшими коллекциями Европы. Продолжалась и покупка картин. В 1865 в Эрмитаж поступила Мадонна Литта (1490–1491), а в 1914 – Мадонна Бенуа кисти Леонардо да Винчи (из собрания петербургского архитектора Леонтия Бенуа).

В 1870 приобрели Мадонну Конестабиле Рафаэля. До этого в собрании Эрмитажа была всего одна картина Рафаэля Святое семейство , купленная Екатериной II. В 1850 коллекция Эрмитажа пополнилась 6 картинами Тициана из дворца Барбариго в Венеции (сейчас их 8).

Во II половине 19 в. в Эрмитаж стали поступать и художественные предметы (раньше их в музее не выставляли), например, богатейшая коллекция прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения, купленная у Базилевского в Париже в 1884. В Эрмитаж передают коллекцию оружия из Арсенала, находившегося в Царском Селе, а также собрание старинного серебра, фарфора и других предметов прикладного искусства.

В 1910 Эрмитаж приобретает большую частную коллекцию картин голландских мастеров (716 картин), собранную известным русским путешественником П.П.Семеновым – Тян-Шанским. Однако вещи эти поступили в музей только после революции.

Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.

В дни революции, когда происходил штурм Зимнего дворца, коллекции, собранные в Новом Эрмитаже, отсутствовали. По распоряжению А. Керенского в сентябре 1917 они были упакованы в ящики и перевезены в Москву. Часть собрания хранилась в Кремле, часть – в Оружейной палате и Историческом музее. Только в 1922 с большими усилиями их удалось вернуть назад. Многие тогда настаивали на том, чтобы они навсегда остались в Москве. Только из-за отсутствия в Москве здания, в котором могла бы разместиться столь грандиозная коллекция, вещи были возвращены в Эрмитаж.

В послереволюционные годы в Эрмитаж поступили многие национализированные честные собрания, в т.ч. богатейшие коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др. Была передана большая коллекция из Академии художеств (собрание Н. Кушелева – Безбородко), благодаря которому Эрмитаж получил произведения французских мастеров середины 19 в., ранее отсутствовавшие в музее.

В Эрмитаж были переданы коллекции Конюшенного музея, где хранились старинные экипажи; очень ценные предметы из музея декоративно-прикладного искусства, основанного А.Л.Штиглицем в 1881 и закрытого незадолго до Второй мировой войны.

Позднее из Москвы поступили картины французских импрессионистов, а в послевоенные годы – 316 картин Матисса, Пикассо и других художников Франции из музея Нового Западного искусства в Москве, закрытого в 1948. Взамен в Москву было отправлено 700 картин из собрания Эрмитажа. Многие произведения искусства из эрмитажной коллекции были переданы в музеи разных городов страны. В 1929–1932 некоторые шедевры Эрмитажа были проданы за границу.

Несмотря на все это, коллекции музея в послереволюционные годы возросли более, чем в 4 раза.

Эрмитажу были переданы здания бывшей царской резиденции: Зимний дворец (его площадь 46 тысяч квадратных метров), Малый и Старый Эрмитаж, театр и лоджии Рафаэля. Были открыты новые отделы, ранее не существовавшие в Эрмитаже: отдел Востока (1920), отдел первобытной культуры (1931), отдел русской культуры (1948).

В годы войны и блокады коллекции Эрмитажа были эвакуированы в Свердловск. Эта была уже третья эвакуация. Первая была произведена по распоряжению Александра I в 1812.

Во время войны здания музея не были разрушены, но им был нанесен большой ущерб за счет ежедневного артиллерийского обстрела и бомбардировок. После войны начались восстановительные работы. Уже в 1945 году коллекции были возвращены из Свердловска. К 8 ноября 1945 года открылись для посетителей первые 69 залов музея.

Эрмитаж сегодня.

За последние десятилетия Эрмитаж получил дополнительные здания для размещения коллекций. В 1981 после реставрации филиалом музея стал Меншиковский дворец на Васильевском острове (18 в., арх. Г.Фонтана, Г.Шедель, Д.Трезини , Ж.-Б.Леблон и др.) В нем разместили экспонаты отдела русской культуры 1 четверти 18 в.

В 1992, после проведения сложной реставрации сохранившейся части Зимнего дворца Петра I (арх. Г.Маттарнови, Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли , 1719–1727), он был открыт для публики. Петровский Зимний дворец находится под сценой эрмитажного театра. Во время строительства театра его засыпали строительным мусором. Теперь в Зимнем дворце Петра I (в нем он умер в 1725) находится Восковая персона , личные вещи Петра I (в т.ч. станки и инструменты), портреты самого царя и членов его семьи.

В 1999 Эрмитажу передано восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади (арх. К.Росси, 1827). В Главном штабе были восстановлены интерьеры, созданные Росси и развернут ряд выставок: «Под знаменем орла», «Пьер Боннар и Морис Дени. Декоративные ансамбли». В этом здании устраиваются также временные выставки Эрмитажа.

В 2003 были открыты для посещений публики фонды музея, расположенные в выставочном зале на окраине города в Старой деревне. Для них было построено специальное здание, оборудованное в соответствии с последними техническими достижениями времени.

В феврале 2001 Эрмитаж принял управление музеем Ломоносовского фарфорового завода, коллекция которого насчитывает 35 тыс. экспонатов.

Несмотря на такое расширение площадей музея, их все же не хватает для показа всех коллекций. Многие вещи все еще хранятся в фондах. С целью их показа постоянно устраиваются разнообразные временные выставки, как в самом Эрмитаже, так и в разных городах нашей страны и за рубежом.

Современный Эрмитаж – это дворец-музей. Здесь посетитель попадает в особую торжественную среду, настраивающую его на высокий лад. Большую роль в этом играет не только дворцовая роскошь его залов, но и многочисленные предметы из малахита, яшмы, лазурита, расставленные во многих залах.

В Эрмитаже интерес представляют не только экспонаты, но и интерьеры музея, созданные лучшими архитекторами России, связанные с важными событиями жизни страны. Эрмитаж сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растет число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире.

Ольга Морозова

Литература:

Георги И.Г. Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного. СПб, 1794
Пилявский В.И., Левинсон-Лессинг В.Ф. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л., 1974
Соколова Т.М. Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982
Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж. Л., 1983
Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. (1764 – 1917). Л., 1985
Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Ред. Б.Б. Пиотровский. Л., 1989
Эрмитаж. История и современность. Л., 1990
Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа: краткий очерк: материалы и документы. М., 2000
Гервиц М. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте современного музейного строительства. СПб, 2003



Государственный Эрмитаж – это один из самых знаменитых музеев мира, который находится в , Северной столице России. Богатейшие коллекции музея расположились в шести зданиях, стоящих вдоль набережной Невы.

Эрмитаж – описание.

Более 250 лет назад Екатерина II в Малом Эрмитаже пожелала иметь уголок для уединения. Годом создания музея считается 1764 г., когда разорившийся немецкий купец был вынужден погасить свой долг. Не имея наличных средств, он расплатился коллекцией из 225 полотен знаменитых художников. Эти картины украсили стены Малого Эрмитажа. До 1852 года, когда экспозиции были открыты для широкой публики, посмотреть на произведения искусств могли только «сливки» аристократического общества. Сегодня коллекция Эрмитажа включает в себя более 3 млн. экспонатов, которые представлены полотнами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства и другими памятниками культуры. Некоторых из них относятся к каменному веку.


Залы Эрмитажа.

Самым посещаемым местом является Павильонный зал в Малом Эрмитаже. Его убранство состоит хрустальных люстр, фонтанов, мозаичных полов и статуй из белоснежного мрамора. В центре зала находятся знаменитые часы «Павлин», изготовленные из золота. Один раз в час птица распускает хвост и курлыкает.


Посетители музея Эрмитаж любят прогуливаться по галерее, называемой «Лоджии Рафаэля». На потолке находятся 52 копии фресок знаменитого мастера, на которых изображены библейские сюжеты.


В парадные залы Зимнего дворца, на стенах которых висят полотна Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем» и «Мадонна с цветком») и Рембрандта («Даная» и «Возвращение блудного сына»), ведет Иорданская (Посольская) лестница. Ее ступени и балюстрада изготовлены из белого мрамора.


Любители античной культуры с удовольствием посещают в Новом Эрмитаже Двадцатиколонный зал, который расписан в греческо-египетском стиле и хранит коллекцию древних амфор, ваз, античных камей и гемм, в том числе и «Камею Гонзага» – самую большую в мире.


Здесь же находится огромная Колыванская ваза, изготовленная из яшмы. Ее вес – 19 тонн, а высота 5 метров. Примечательно, что Новый Эрмитаж был выстроен специально для этой вазы.


В этом же здании расположились залы Диониса, Юпитера, Геракла с древнеримскими скульптурами.


Знаменит среди посетителей Государственного Эрмитажа Египетский зал, в котором находятся предметы из гробниц египетских придворных. Кроме саркофагов и мумий здесь можно увидеть древние амулеты и выдержки из Книги мертвых.


В старом Эрмитаже существуют две экспозиции, которые можно посетить только в составе экскурсионной группы. Это «Бриллиантовая» и «Золотая» кладовые, в которых хранятся золотые изделия древних сарматов и скифов, а также драгоценные камни и ювелирные украшения работы мастеров XVI-XIX столетий.


В Рыцарском зале хранится более 15 000 экземпляров холодного оружия и защитных доспехов XV-XVII столетий.

Жемчужиной Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге по праву считается скульптура «Скорчившийся мальчик», принадлежащая резцу Микеланджело Буонаротти. Кстати, это единственная его работа в РФ.


В одном из залов музея Эрмитаж внимание туристов привлекает фарфоровый сервиз, состоящий из 700 предметов и рассчитанный на 60 человек. Вся посуда украшена великолепными камеями. Нельзя пройти мимо Малахитовой гостиной с двумя каминами, созданной в 1837 году, вместо сгоревшей Яшмовой комнаты.


В здании бывшего Главного штаба сегодня вниманию зрителей представлены полотна Кандинского, знаменитый «Черный квадрат» Малевича и картины французских художников XIX-XX столетий.

В отделе нумизматики, являющемся самым крупным в стране, представлено более миллиона монет различных эпох и государств. Также здесь можно ознакомиться с наградными и памятными медалями, орденами и значками.