Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мистическая история писателя евгения петрова. Илья Ильф: жизнь и трагическая судьба создателя «12 стульев

Мистическая история писателя евгения петрова. Илья Ильф: жизнь и трагическая судьба создателя «12 стульев

Советский писатель Евгений Петров известен абсолютно всем жителям постсоветского пространства и многими любим, чего уж греха таить. Именно он вместе с Ильей Ильфом написал знаменитые «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Так вот, было у Петрова очень оригинальное и любопытное хобби. Он собирал конверты от собственных писем. Петров придумал прекрасный метод: он писал письмо за границу на выдуманный адрес — и город, и улицу, и дом, и фамилию адресата, всё брал из головы. Само собой, примерно через пару месяцев письмо возвращалось назад со штемпелями «Адресат неверный».

Весной в 1939 году Евгений Петров решил получить конверт со штемпелями Новой Зеландии. Придумал город Хайдбервилль, в котором на улице Райтбич проживал в доме № 7 некий Мерил Юджин Уизли. Он настолько увлёкся игрой, что вложил в конверт письмо, в котором написал: «Дорогой мой Мерил! Я искренне соболезную тебе из-за кончины твоего дяди Пита. Держись, дружище! И прости, что я так долго не отвечал тебе. Как поживает Ингрид? Поцелуй дочку, она уже, наверное, совсем большая. Жду ответ, твой Евгений».

Прошло много месяцев — а письмо всё не возвращалось. Петров почти забыл о нём, но в конце лета совершенно для себя неожиданно получил ответ из Новой Зеландии. Увидев обратный адрес, писатель получил настоящий шок: «Мерил Юджин Уизли, Райтбич, 7, Хайдбервилль, Новая Зеландия». На конверте стоял и штемпель почтового отделения, подтверждающий отправителя и место отправления. Но удивительнее всего оказалось то, что было в конверте.

Текст полученного письма был такой: «Милый Евгений! Благодарю тебя за сочувствие! Дядя Пит погиб совершенно нелепо, и эта трагедия на целых полгода выбила из колеи всю нашу семью. Потому я и не писал столь долго, но мы с Ингрид не забыли тебя и те три дня, что ты провел с нами. Глория действительно подросла на полголовы, но все еще не расстается с российским мишкой, которого ей привез ты. Твой Мерил». Но письмо было не единственным содержимым конверта. Петров трясущимися руками достал фотографию, на которой был запечатлен он сам в обнимку с абсолютно незнакомым мужчиной! Когда писатель увидел дату на снимке, он буквально схватился за сердце — именно в тот день, 9 октября прошлого года, он попал в больницу с тяжелейшей формой воспаления легких. Несколько дней врачи боролись за его жизнь и буквально вытащили его с того света...

Евгений Петров никогда не верил в мистику, эзотерику и иже с ними, потому немедленно написал в Новую Зеландию еще раз. Ответа он, к сожалению, не дождался - с первых же дней начала войны в Европе, Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» . Его коллеги утверждали, что после получения странного письма Петров, вечный шутник и балагур, стал мрачным и замкнутым, а шутить перестал вовсе...

В 1942 году самолёт, в котором летел Евгений Петров из Севастополя в столицу, был сбит немцами в Ростовской области. В день гибели самолета, домой к писателю всё же пришёл ответ из Новой Зеландии. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Кроме того, в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, ты мне сказал после купания в озере, что утонуть тебе не суждено, а суждено разбиться на самолете. Очень прошу тебя — летай как можно меньше!».

Вот и не верьте теперь в мистику.

Российский режиссер Алексей Нужный по своему же сценарию, основанному на этой истории, снял короткометражный фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли. Смотрим ниже.

Российский писатель-сатирик Евгений Петров прославился после выхода в свет книг «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка» и «На войне», написанных в тандеме с .

Евгений Петрович Катаев (настоящая фамилия публициста) родился 13 декабря 1902 в Одессе. Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.

Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.

Отец писателя - Петр Васильевич Катаев - работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения - украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя есть старший брат ).


Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, и .

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после - инспектором уголовного розыска в Одессе.


Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.

Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.


Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника. В 1926 году, работая в газете «Гудок», публицист познакомился с Ильей Ильфом, с которым он на начальных этапах обрабатывал материалы для газеты «Гудок», а также сочинял темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач».


Когда началась война, Петров стал военным корреспондентом в Совинформбюро. Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.

Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.


Которому довелось побывать с Петровым в одной из самых длительных фронтовых поездок на Северный фронт, вспоминал о том, что Евгению было крайне тяжело преодолевать пешком большие расстояния из-за слабого сердца. Молодой Симонов часто предлагал Катаеву помощь, но Петров наотрез отказывался и радовался, когда делался привал или они доходили до штаба.

Литература

Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым, на Кавказ и посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее впечатления от этой поездки вошли в роман «Двенадцать стульев», который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале «30 дней». Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.


Следующим их романом стал «Золотой теленок» (1931 год). Изначально произведение печаталось частями в ежемесячнике «30 дней». В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе. По материалам поездки в журнале «30 дней» был опубликован очерк «Трудная тема». С 1932 года Ильф и Петров печатались в газете «Правда».


В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга «Одноэтажная Америка» (1937 год). Также в соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928–1929 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (1928 год), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и превеликое множество других прекрасных работ.

Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в 1937-ом. Катаев многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал «Записные книжки» Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием «Мой друг Ильф». Правда, роман не был закончен и сохранились только отдельные наброски и развернутые варианты плана.


Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев. В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы «Черный барак» (1933 год), «Однажды летом» (1936 год). Позднее в соавторстве с Георгием Мунблитом появились «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год).

Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.

Помимо прочего, по произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы: «Золотой теленок» (1968 год), «Двенадцать стульев» (1971 год), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972 год). Также по пьесе Катаева «Остров мира» снят мультфильм «Мистер Уолк» (1949 год).

Личная жизнь

Супругу Евгения звали Валентина, она была младше него на восемь лет. Петров каждый день удивлял возлюбленную и делал все, чтобы с лица избранницы не сходила улыбка. Молодые люди узаконили отношения, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. После свадьбы писатель сохранил к жене столь же трепетное отношение. Стоит отметить и то, что на брак не оказала никакого влияния мода на свободные отношения, распространившаяся в 1920-х годах в богемной среде.


В этом союзе родились два сына – Петр (назван в честь отца) и Илья (назван в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.

Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество популярных советских лент. Младший Илья трудился композитором, написал музыку к паре фильмов и сериалов.

Смерть

Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.

Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.


Могила Евгения Петрова на месте его гибели

Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.

Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.

Библиография

  • 1922 – «Настоящая работа»
  • 1924 – «Не выгорело»
  • 1926 – «Радости Мегаса»
  • 1927 - «Без доклада»
  • 1928 - «Двенадцать стульев»
  • 1928 – «Светлая личность»
  • 1929 – «Шапка»
  • 1931 - «Золотой теленок»
  • 1934 – «Рецепт спокойной жизни»
  • 1936 - «Одноэтажная Америка»
  • 1942 - «На войне»
  • 1942 - «Фронтовой дневник»
  • 1965 - «Путешествие в страну коммунизма» (незакончено)

«Каждый из нас считает себя обязанным другому...»

Поедлимся наблюдением: этот человек открывается для нас преимущественно в тандемах. Всякий читатель знает знаменитую пару соавторов, звучащую как целое, неразрывно: Илья Ильф и Евгений Петров. Этот писательский дуэт остался в отечественной литературе, прежде всего, как создатель невероятно популярных, остроумных, сатирично-гротескных, авантюрных афористичных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В миниатюре «Двойная биография» Илья Ильф и Евгений Петров в 1929 году писали: «Составить автобиографию автора «Двенадцати стульев» довольно затруднительно...

Гораздо меньше людей, даже читающих, знают о другой паре - Евгений Петров и Валентин Катаев. Дело в том, что знаменитый Петров, будучи младшим братом уже известного в ту пору автора, Валентина Катаева, взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница.

Евгений Петрович Катаев родился 13 декабря 1903 года. Разумеется, в Одессе. Именно этот город подарил читателям плеяду так называемой «юго-западной» писательской школы. Это литераторы мирового уровня - Валентин Катаев, Исаак Бабель, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Евгений Петров, Илья Ильф, Семен Кирсанов, Вера Инбер. Термин «юго-запад» в литературном смысле ввел в одноименной статье 1933 года известный литературовед, критик, писатель, журналист, сценарист и теоретик кино В. Шкловский. Однако так же назывался первый поэтический сборник Э. Багрицкого, вышедший в 1928 году.


Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров

Литературоведы дискутируют до сих пор, школа это или, может, ряд независимых дарований, однако факты неумолимы: многие из вышеупомянутых сочинителей, переехав в Москву и работая в редакции газеты «Гудок» (где, кстати, трудился и киевлянин Михаил Булгаков), стали известными советскими писателями.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Следует сказать об этой, третьей, паре, в которой убедительно представлен Евгений Петров. О ней знают лишь некоторые любители отечественного приключенческого жанра. Эта история романтически феерична, драматична, с криминальным сюжетом, даже с кровной клятвой братства, которую дали друг другу Женя и Саша в школьные годы. И в самом деле, их дружески-братские узы сохранились в течение всей жизни, хотя и были подвергнуты серьезным испытаниям.


Корреспондент Украинского телеграфного агентства Евгений Петров

Дело в том, что судьба сводила двух друзей и причудливым образом: Александр Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела - заключением в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев...

Обозреватель издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 год разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 года, получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 года, в газете «Советская Сибирь» появился скромный некролог: «Умер советский писатель Александр Козачинский».

То есть за годы, прошедшие после выхода Козачинского из тюрьмы, он успел стать «советским писателем». Чему тоже, кстати, способствовал Евгений Петров. В 1926 году он устроил Козачинского в качестве журналиста все в ту же редакцию газеты «Гудок». А в 1938 году Петров уговорил своего друга, с которым они когда-то зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон» (в 1983 году интересно экранизированную, некоторые отзвуки биографии Александра Козачинского видны также в образе главаря банды в киноленте Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих»). Но теперь и мы понимаем, что стоит за последними строками «Зеленого фургона»: «Каждый из нас считает себя обязанным другому: я - за то, что он не выстрелил в меня когда-то из манлихера, а он - за то, что я его вовремя посадил».


Александр Козачинский

В биографии Петрова отметим его работу корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а также службу в течение трех лет инспектором одесского уголовного розыска. Иронично, в известном нам стиле, эта страница жизни отражена в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год): «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины».

Справочники сообщают, что в 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат Валентин Катаев (1897-1986). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку».

В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» (1928 год) началось творческое содружество двух одесситов - Евгения Петрова и Ильи Ильфа. Впоследствии в соавторстве с Ильей Ильфом им были написаны роман «Золотой теленок» (1931 год), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и др.


Илья Ильф и Евгений Петров

Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались. Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года.

Ильф с Петровым, живя в Одессе, посещали литературный кружок «Коллектив поэтов», в котором начинали Катаев, Олеша, Багрицкий, однако познакомились уже в московском «Гудке», где под сатиру отводилась вся 4-я полоса газеты. В повести «Алмазный мой венец» Валентин Катаев писал: «В Москву приехал мой младший братец, служивший в Одесском угрозыске, и устроился в Бутырку надзирателем. Я ужаснулся, заставил его писать. Вскоре он стал прилично зарабатывать фельетонами. Я предложил ему и другу (Ильфу. - Авт.) сюжет о поиске бриллиантов, спрятанных в обивке стульев. Мои соавторы не только отлично разработали сюжет, но изобрели новый персонаж - Остапа Бендера».

Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи. В 1928 году роман «Двенадцать стульев» вышел в свет - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса.



Илья Ильф и Евгений Петров

Книга быстро разошлась на цитаты: «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», «Дуся, я человек, измученный нарзаном», «Знойная женщина, мечта поэта», «Торг здесь неуместен», «Утром деньги - вечером стулья», «Кому и кобыла невеста», «Быстро только кошки родятся», «Гигант мысли, отец русской демократии» и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами - «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями.

Прототипом великого комбинатора Остапа Бендера стал одесский знакомый писателей - Осип Шор, авантюрист с особым чувством юмора и замечательный рассказчик, эпизоды похождений которого включены в книгу (женитьба на мадам Грицацуевой, приезд в провинцию под видом знаменитого художника).

Одесса присутствовала в «Двенадцати стульях» в характере и юморе Бендера, а в следующей книге «Золотой теленок» (занятно пародируется в названии известное словосочетание «золотой телец») она становится местом действия, узнаваема в портовом городе Черноморске, куда приезжают Остап с Паниковским и Балагановым на «Антилопе Гну». И снова множество ушедших в народ цитат: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «Блюдечко с голубой каемочкой», «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!», «Грузите апельсины бочками», «Раздача слонов», «Не делайте из еды культа», «Командовать парадом буду я».


Памятник Эллочке-людоедке на улице Петровского в Харькове. Прототип - актриса Елена Шанина, исполнившая роль Эллочки в фильме Марка Захарова

Евгений Петров заметил о главном герое своего плутовского романа: «Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу».

Ильф и Петров оказались на пике популярности: их фельетоны успешно печатались в газете «Правда», издавались сборники их новелл, а после поездки по США в 1932-1935 годах выходит повесть «Одноэтажная Америка» (1937 год). «Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые», - шутили соавторы.

Как и предсказывал Валентин Катаев, два романа Ильфа и Петрова стали классикой юмора и сатиры, переведены на многие мировые языки. Еще популярнее они стали после культовых экранизаций с любимыми советскими актерами: «Золотого теленка» с Сергеем Юрским, Зиновием Гердтом и Леонидом Куравлевым, «Двенадцати стульев» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду). Памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.



Памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову в Одессе

Именами писателей названа одна из улиц Одессы. Есть памятники Кисе, Осе и Эллочке-людоедке в Харькове, возле кафе «Рио». А памятник отцу Федору, выбегавшему в Харькове за кипятком, установлен на перроне Южного вокзала Харькова. «Харьков - город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал», - писал о. Федор своей супруге.

В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф. Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

У писателя Евгения Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930-1986), снимавший главные фильмы Татьяны Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал». А с композитором Ильей Катаевым (1939-2009) мы знакомы по песне «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». Илья Катаев - автор музыки к фильмам Сергея Герасимова «У озера» и «Любить человека».


Памятник Остапу Бендеру в Харькове. Открыт 22 августа 2005 года на улице Петровского. Скульптор Эдуард Гурбанов. Прототип - актер Сергей Юрский

Не оставим без внимания и мистическую страницу жизни неординарного человека Евгения Петрова, которая, по существующей легенде, завершает его земную судьбу.

Рассказывают, писатель имел странное и редкое хобби: всю жизнь коллекционировал конверты... от своих же писем! Он отправлял письмо в какую-нибудь страну, но все, кроме названия государства, выдумывал - город, улицу, номер дома, имя адресата. Поэтому через месяц-полтора конверт возвращался к Петрову, но уже украшенный разноцветными иностранными штемпелями, с указанием «Адресат неверен».

Но в апреле 1939 года писатель отправил письмо в Новую Зеландию, придумав город под названием «Хайдбердвилл», улицу «Райтбич», дом «7» и адресата «Мерилла Оджина Уэйзли». В самом письме Петров написал по-английски: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».


Памятник отцу Федору на первой платформе Южного железнодорожного вокзала в Харькове. 2001 год. Надпись на граните: «Первая столица Украины - отцу Федору»

Эта история гласит, что к августу он неожиданно получил не свой конверт, как повелось, а настоящий ответ, в обратном адресе значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». И - синий штемпель «Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл».

Содержание письма повергло Петрова в ужас: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России». Никогда не ездившего в Новую Зеландию Петрова совершенно сразило, что на фотографии он увидел крепкого сложения мужчину, который обнимал... его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: «9 октября 1938 года»...

Поразительно, но именно в указанный на фото день писатель попал в больницу в бессознательном состоянии, с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, полагая, что шансов выжить у него почти нет. Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась Вторая мировая война. Писатель с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал...


Евгений Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо - Евгений Петров и командир «Ташкента» Василий. Ерошенко

Вот документальная правда: 2 июля 1942 года самолет, на котором фронтовой журналист Евгений Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково...

Но удивительная история дописала последние штрихи: говорят, что в день получения известия об исчезновении самолета на московский адрес Петрова поступило письмо от Мерилла Уэйзли. Уэйзли восхищался мужеством советских людей и выражал беспокойство за жизнь самого Евгения. В частности, он писал: «Я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше»...

На месте падения самолета был установлен памятник...

Ангелина ДЕМЬЯНОК, «Одна Родина»

ИЛЬФ Илья (настоящие имя и фамилия - Илья Арнольдович Файнзильберг) (4.10.1897, Одесса - 13.4.1937, Москва), писатель. Сын банковского служащего. Образование получил в Одесском техническом училище. Работал на авиационном заводе, сотрудничал в юмористическом журнале. В 1923 переехал в Москву, журналист. Соавтор Е. Петрова. Умер от туберкулеза.

ИЛЬФ Илья (настоящее имя - Илья Арнольдович Файзильберг) (1897 - 1937);

ПЕТРОВ Евгений (настоящее имя - Евгений Петрович Катаев) (1903 - 1942) - писатели-сатирики, авторы романов, рассказов, фельетонов и очерков, написанных совместно.

Ильф родился 3 октября (15 н.с.) в Одессе в семье банковского служащего. В 1913, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером. В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете "Гудок", но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков "Москва - Азия" (1925).Я Петров родился 30 ноября (13 декабря н.с.) в Одессе в семье учителя истории. Окончив в 1920 классическую гимназию, стал работать корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем инспектором уголовного розыска. В 1923 переехал в Москву, где продолжил образование и занялся журналистикой. Работал в газетах и юмористических журналах, выпустил несколько книжек юмористических рассказов. Фельетоны Петрова печатались и в "Гудке".

В 1925 происходит знакомство будущих соавторов, но только через год начинается их совместная деятельность, так как Петров должен был отслужить в армии. Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", публиковавшийся в 1928 в журнале "30 дней", который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

В 1920-е появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в "Правде" и "Литературной газете".

В 1931 публикуется второй роман Ильфа и Петрова - "Золотой теленок", тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса.

В 1935 писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу "Одноэтажная Америка" (1936). Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937.

После смерти Ильфа Петров написал несколько киносценариев: "Воздушный извозчик" (1943), "Антон Иванович сердится" (1940), совместно с Г.Мунблитом - "Музыкальная история".

С началом Отечественной войны Петров становится военным корреспондентом "Правды" и "Информбюро", бывает на многих участках фронта. Результатом этих впечатлений стала книга "Фронтовой дневник". 2 июля 1942 Е.Петров, возвращавшийся самолетом в Москву из осажденного Севастополя, погиб.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Петров Евгений (настоящие имя и фамилия - Евгений Петрович Катаев) (17.11.1903, Одесса - 2.7.1942), писатель. Брат В.П. Катаева . Работал репортером в Украинском телеграфном агентстве, затем следователем в угрозыске. Сотрудничал в юмористических журналах. В 1923 переехал в Москву, где познакомился с И. Ильфом. Вместе с ним написал пользовавшиеся огромной популярностью романы "Двенадцать стульев" (1928) и "Золотой теленок" (1931), в которых они издевались, как принято считать, над советской действительностью. В то же время эти романы импонировали большинству населения не этим, а изощренным издевательством над работниками умственного труда, священнослужителями, дворянами и т.д. После смерти Ильфа (1937) поступил на службу в газету "Правда" и уже не написал ни одного сколько-нибудь хорошего произведения. В 1940 вступил в ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны корреспондент газет "Правда", "Красная Звезда", Совинформбюро. В мае 1942 на эсминце "Ташкент" прибыл в осажденный Севастополь. Самолет, на котором Петров возвращался из Севастополя в Москву, потерпел аварию, и весь экипаж погиб.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000