Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В каких странах обитают башкиры. История башкир

В каких странах обитают башкиры. История башкир

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе . Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни . Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления . Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

История башкирского народа представляет интерес и для других народов республики, т.к. исходя из тезисов о «коренности» башкирского народа на данной территории, делаются антиконституционные попытки «обосновать» выделение львиной доли бюджета на развитие языка и культуры этого народа.

Однако, как выясняется, не все так просто с историей происхождения и проживания башкир на территории современной Башкирии. Вашему вниманию предлагается еще одна версия происхождения башкирского народа.

"Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне". Это не шутка... Там все это всерьез...

"Зигат Султанов пишет, что башкир один из других народов называл астеками. Я тоже поддерживаю вышесказанных авторов и утверждаю, что американские индейцы (астек) один из бывших древних башкирских народов. И не только у ацтеков, но и у народов майя философии о Вселенной совпадают с древними мировоззрениями некоторых башкирских народов. Народы майя жили в Перу, Мексике, и небольшая часть в Гватемале, она называется киче Майя (испанский ученый Альберто Рус).

Слово "киче" у нас звучит как "кесе". И сегодня у потомков этих американских индейцев, как и у нас, многие слова сходятся, например: кеше-человек, бакалар-лягушки. О совместной жизни на Урале сегодняшних американских индейцев с башкирами отмечено в научно-исторической статье М. Багумановой в республиканской газете Башкортостана "Яшьлек" на седьмой странице от 16 января 1997 года.

Этого же мнения придерживаются также и московские ученые, такие как составитель первого отечественного "Археологического словаря", известный археолог, доктор исторических наук Геральд Матюшин, где помещено почти семьсот научных статей ученых из разных стран.

Открытие стоянки раннего палеолита на озере Карабалыкты (территория опять же нашего Абзелиловского района - прим. Аль Фатих.) имеет большое значение для науки. Оно говорит не только о том, что история населения Урала восходит к очень древним временам, но и позволяет по-иному взглянуть на некоторые другие проблемы науки, например, на проблему заселения Сибири и даже Америки, так как до сих пор нигде на территории Сибири не находили такой древней стоянки, как на Урале. Раньше считалось, что Сибирь впервые была заселена откуда-то из глубин Азии, из Китая. А уже потом из Сибири эти люди переселились в Америку. Но известно, что в Китае и в глубинах Азии живут люди монголоидной расы, а Америку заселили индейцы смешанной европеоидно-монголоидной расы. Индейцы с орлиным крупным носом неоднократно воспеты в художественной литературе (особенно в романах Майна Рида и Фенимора Купера). Открытие на озере Карабалыкты раннепалеолитической стоянки позволяет высказать предположение, что заселение Сибири, а потом и Америки шло и со стороны Урала.

Кстати, при раскопках у города Давлеканово в Башкирии нами в 1966 году обнаружено погребение первобытного человека. Реконструкция М. М. Герасимова (известного антрополога и археолога) показала, что этот человек был очень похож на американских индейцев. На озере Сабакты (Абзелиловский район) еще в 1962 году при раскопках поселения позднего каменного века - неолита - мы обнаружили небольшую головку из обожженной глины. У нее, как и у давлеканского человека, был большой, крупный нос, прямые волосы. Таким образом, и позднее население Южного Урала сохранило сходство с населением Америки. ("Памятники каменного века в башкирском Зауралье", Г. Н. Матюшин, городская газета "Магнитогорский рабочий" от 22 февраля 1996 года.

В древности с одним из башкирских народов на Урале кроме американских индейцев жили и греки. Об этом говорит скульптурный портрет кочевника, изъятый археологами из древнего могильника возле деревни Муракаево Абзелиловского района. Скульптура головы греческого человека установлена в музее археологии и этнографии в столице Башкортостана.

Вот почему, оказывается, совпадают орнаменты древнегреческих Афин и римлян с сегодняшними и башкирскими орнаментами. К этому следует добавить также сходство сегодняшних башкирских и греческих орнаментов с клинописными орнаментами и надписями на древних глиняных горшках, найденных археологами на Урале, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. На дне некоторых этих древних горшков нарисована древняя башкирская свастика в виде креста. А по международным правам ЮНЕСКО, найденные древние вещи, археологами и другими исследователями являются духовным наследием коренного населения, на территории которого они и найдены.

Это относится и к Аркаиму, но в то же время давайте не забудем и об общечеловеческих ценностях. И без этого постоянно приходится слышать или читать, что их народ - уран, гайна или юрматы - самый древний башкирский народ. Бурзянский или усерганский народ - самые чистокровные башкиры. Тамьянцы или катайцы - самые многочисленные из древнейших башкир и т. д. Все это присуще каждому человеку любого народа, даже аборигену из Австралии. Потому что в каждом человеке сидит свое никем непобедимое внутреннее психологическое достоинство - "Я". А у животных этого достоинства нет.

Когда знаешь о том, что первые цивилизованные люди ушли с Уральских гор, не будет сенсаций, если на Урале археологи найдут даже австралийский бумеранг.

О расовом родстве башкир с другими народами свидетельствует также стенд в республиканском музее Башкортостана "Археология и этнография" под названием "Расовые типы башкир". Директором музея работает башкирский ученый, профессор, доктор исторических наук, член Совета Президента Башкортостана Раиль Кузеев.

Присутствие среди башкир нескольких антропологических типов говорит о сложности этногенеза и формирования антропологического состава народа. Наиболее крупные группы башкирского населения образуют субуральский, светлый европеоидный, южносибирский, понтийский расовые типы. Каждый из них имеет свои исторический возраст и специфическую историю происхождения на Урале.

Древнейшие типы башкир - субуральский, понтийский, светлый европеоидный, а южно-сибирский тип более поздний. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Но башкирские ученые по антропологии почему-то забыли живущих и сегодня о башкирах с признаками негроидной расы (дравидской расы - прим. Aryslan). Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне.

На родство башкирских народов с другими народами мира указывает также научная статья "Мы евро-азиато-язычный древний народ" историка, кандидата филологических наук Шамиля Нафикова в республиканском журнале "Ватандаш" № 1 за 1996 г. под редакцией профессора, академика Российской Федерации, доктора филологических наук Гайсы Хусаинова. В этом направлении кроме башкирских филологов удачно работают и преподаватели иностранных языков, открывая сохранившиеся родственные связи башкирских языков с другими народами издревле. Например, у большинства башкирских народов и всех тюркских народов слово "aпa" означает тетя, а у других башкирских народов дядя. И у курдов дядю называют "апо". Как выше
писал, мужчина на немецком языке звучит "ман", а на английском "мен". Это звучание имеется и у башкир в виде мужского божества.

Курды, немцы, англичане относятся к одной индоевропейской семье, куда относятся и народы Индии. Ученые всего мира древних башкир ищут еще со средних веков, но их не могли найти, потому что до сегодняшнего дня башкирские ученые не смогли самовыразиться еще со времен ига Золотой Орды.

Читаем семьдесят восьмую страницу книги "Археологический словарь" Г. Н. Матюшина: "... Более четырехсот лет ученые ищут прародину индоевропейцев. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина индоевропейцев - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи - в Месопотамии. Однако большинство их прародиной считали Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений не было. Ведь если индоевропейцы откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т. д. не находили.

Единственное, что объединяло всех индоевропейцев в древности, так это микролиты и позднее, в неолите - сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут индоевропейцы. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи, и степях Восточной Европы, и в Англии, и во Франции. Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет нам, где нет этих народов.

Хотя сегодня некоторые башкирские народы и потеряли свое индоевропейское наречие, они тоже у нас есть везде, даже больше. Это подтверждает эта же книга Матюшина на странице 69, где на фотографии показаны древние каменные серпы с Урала. А первый древний хлеб человека Талкан и сегодня живет у некоторых башкирских народов. Кроме этого бронзовые серпы и пестик можете обнаружить и в музее райцентра Абзелиловского района. По животноводству сельского хозяйства много можно рассказать, также не забывая о том, что первые лошади были одомашнены несколько тысяч лет тому назад именно на Урале. И по количеству найденных археологами микролитов Урал не уступает никому.

Как видите, и археология научно подтверждает, о древних родственных связях индоевропейских народов с башкирскими народами. А гора Балкан находится со своими пещерами на Южном Урале в европейской части Башкортостана на территории Давлеканского района возле озера Асылыкуль. В древности еще на башкирских Балканах микролиты были и дефиците, так как эти Балканские горы находятся вдали от уральского яшмового пояса в километрах триста. Часть людей пришедших в Западную Европу в древности с Урал а назвали безымянные горы Балканами, дублировав по неписанному закону топонимики гору Балкантау, откуда они и ушли.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

БАШКИРЫ (самоназвание - башкорт), тюркоязычный народ в России, коренное население Башкортостана. Численность 1673,4 тысяч человек (2002, перепись), из них в Башкортостане - 1221,3 тысяч человек, Оренбургской области - 52,7 тысяч человек, Пермской области - 40,7 тысяч человек, Свердловской области - 37,3 тысяч человек, Челябинской области - 166,4 тысяч человек, Курганской области - 15,3 тысяч человек, Тюменской области - 46,6 тысяч человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Украине и др. Говорят на башкирском языке, распространены также русский и татарский языки. Верующие - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Предки башкир (башджарт, башгирд, башкерд) впервые упоминаются арабскими авторами среди огузских племён Средней Азии в 9 веке. К 920-м годам они попали через Южную Сибирь в Приуралье (башкирд у Ибн Фадлана), где ассимилировали местное финно-угорское (в том числе угро-мадьярское) и древнеиранское (сармато-аланское) население. На Южном Урале башкиры вступили в контакт с волжско-камскими булгарами и финно-угорскими племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. Среди башкир выделяются 4 антропологических типа: субуральский (уральская раса) - в основном в северных и северо-западных лесных районах; светлый европеоидный (беломоро-балтийская раса) - северо-западная и западная Башкирия; южно-сибирский (южно-сибирская раса) - среди северо-восточных и особенно зауральских башкиров; южный европеоидный (понтийский вариант индосредиземноморской расы) - в бассейне реки Дёма и в юго-западных и юго-восточных горнолесных районах. По данным палеоантропологии, наиболее древний пласт составляют представители индосредиземноморской и уральской рас, отождествляемые соответственно с савроматами и сарматами 7 века до нашей эры - 4 века нашей эры (Альмухаметовские, Старокиишкинские, Новомурапталовские курганы в Башкирии, Филипповские курганы в Оренбургской области) и финно-уграми 2 века до нашей эры - 8 века нашей эры (пьяноборская культура, бахмутинская культура), что подтверждается и топонимическими данными. Представителей южно-сибирской расы можно связать с тюрками 9-12 века (Муракаевские, Старохалиловские, Мрясимовские курганы на северо-востоке Башкирии) и отчасти с кипчаками, появившимися здесь во времена Золотой Орды (Сынташтамакские, Озерновские, Урта-Буртинские, Линёвские и другие курганы).

Согласно фольклорным источникам, башкиры около 1219-1220 годов заключили договор с Чингисханом о вассалитете, сохранив автономию в форме союза племён на родовых землях Южного Урала. Возможно, этим договором объясняется, что башкирские земли не вошли в состав ни одного золотоордынского улуса, вплоть до образования в 14-15 веках Ногайской Орды. К 14 веку распространяется ислам, развиваются письменность, литература, появляется монументальная архитектура (мавзолеи Хусейн-бека и Кэшэнэ около посёлка Чишмы под Уфой, Бенде-Бике в Кургачинском районе). В состав башкир вливаются новые тюркские (кипчаки, булгары, ногайцы) и монгольские племена. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству башкиры приняли русское подданство, оставив за собой право владеть своими землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. В 17-18 веках нарушение этих условий неоднократно вызывало восстания башкир. После подавления Пугачёва восстания 1773-75 года сопротивление башкир было сломлено, однако их вотчинные права на землю сохранены. Учреждением в 1789 году в Уфе Духовного управления мусульман России было признано их право жить по своей религии. В 1798 годах в рамках кантонной системы управления (смотри в статье Кантон) башкиры были переведены в военно-казачье сословие, после её отмены в 1865 году - причислены к податному сословию. На положении башкир тяжело сказалась колонизация в 18-19 веках русских приуральских степей, лишавшая башкир их традиционных пастбищ. Резко упала численность башкир в результате Гражданской войны 1917-22 годов и голода 1920-21 года (с 1,3 миллиона человек, по переписи 1897 года, до 625 тысяч человек, по переписи 1926 года). Дореволюционная численность башкир восстановилась лишь к 1979 году. В послевоенный период усиливается миграция башкир из Башкирии (в 1926 году за пределами республики жили 18% башкир, в 1959 - свыше 25%, в 1989 - свыше 40%, в 2002 - свыше 27%), растёт городское население (с 1,8% в 1926 и 5,8% в 1938 до 42,3% в 1989 и 47,5% в 2002). В современной Башкирии действуют Башкирский народный центр «Урал», Всебашкирский центр национальной культуры «Ак тирма», Общество башкирских женщин, Союз башкирской молодёжи, проводятся Всемирные курултаи башкир (1995, 1998, 2002).

Традиционная культура башкир типична для Приуралья (смотри раздел Народы и языки в разделе «Россия»). Основное традиционное занятие в степях Южной Башкирии и Зауралья - полукочевое скотоводство (лошади, овцы и др.), дополняемое в горнолесных районах бортничеством и охотой; в лесных районах Северной Башкирии - земледелие, охота и рыболовство. Земледелие к концу 19 века стало преобладающим занятием. Традиционные пахотные орудия - колёсный плуг (сабан), позднее - русская соха (хука). Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление войлока, ковров, резьба и роспись по дереву (ковши ижау с фигурной ручкой, долблёные сосуды тэпэн для кумыса; с 19 века - архитектурная резьба); в узорном вязании, ткачестве и вышивке распространены геометрические, зоо- и антропоморфные мотивы, близкие к чувашскому, удмуртскому и марийскому искусству; в тиснении по коже (колчаны, охотничьи сумки, сосуды для кумыса и др.), узорном войлоке, чеканке по металлу, ювелирном орнаменте - криволинейные мотивы (растительный, «бегущая волна», «рога барана», S-образные фигуры), имеющие тюркские корни.

Основное жилище кочевников - войлочная юрта (тирме) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. При переходе к оседлости на месте зимников (кышлау) возникали постоянные поселения-аулы. Были известны землянки, дерновые, глинобитные, саманные постройки, в лесной зоне - полуземлянки, срубные дома. Характерны летние кухни (аласык). В основе мужской одежды - рубаха и штаны с широким шагом, женской - длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат (елян), суконный чекмень. Женская одежда украшалась позументом, вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (сельтер, хакал, яга). Головной убор женщин (кашмау) - чепец с нашитой коралловой сеткой, серебряными подвесками и монетами, длинной спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури; девичий (такыя) - шлемовидная шапочка, покрытая монетами, сверху повязанная платком. Молодые женщины носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужские головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, ежекей), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, лапша на мясном или молочном бульоне (халма), крупяные супы (ойре), пресные лепёшки (кёльсе, щёсе, икмек); напитки - разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, пиво (буза), мёд (бал).

Сохраняется деление на племена (бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак катай и др. - всего более 50); племенные территории после присоединения к России преобразованы в волости (в основном совпадают с современным районным делением Башкирии). Волости возглавлялись наследственными (после 1736 года — выборными) старшинами (бий); крупные волости делились на родственные объединения (аймак, тюба, ара). Ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство. Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика (тамга, боевой клич-оран). Основные праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй («Грачиный праздник» - день прилёта грачей), Сабантуй («Праздник плуга» - начало пахоты), Йыйын - праздник завершения сева.

Устное творчество включает обрядово приуроченные (заклички, хороводы, трудовые песни свадебного и похоронного обрядов) и неприуроченные жанры. Различаются 3 основных стиля пения: озон-кюй («протяжная песня»), кыскакюй («короткая песня») и хамак (речитативный стиль), в котором исполняются шаманские речитации (харнау), плачи по умершим (хыктау), календарные и семейные обрядовые заклички, приговоры, эпические кубаиры («Урал-батыр», «Акбузат» и др.; исполнялись певцами-импровизаторами - сэсенами в сопровождении струнного щипкового инструмента - думбыра), эпические баиты светского содержания, мусульманские речитации - религиозно-дидактические (мунажат), молитвенные, коранические. Особый вид пения - сольное двухголосие (узляу, или тамак-курай, буквально - горло-курай), близкое горловому пению тувинцев и некоторых других тюркских народов. Вокальная культура преимущественно монодийная, ансамблевое пение даёт простейшие формы гетерофонии. Наиболее популярные инструменты - продольная флейта курай, металлический или деревянный варган кубыз, гармоника. Инструментальная музыка включает звукоподражания, программные наигрыши («Звенящий журавль», «Глубокое озеро с кувшинками» и т.п.), танцевальные мелодии (бюю-кюи), марши.

Народные танцы башкир по тематике подразделяются на обрядовые («Чёртово игрище», «Изгнание албасты», «Отливание души», «Свадебные сласти») и игровые («Охотник», «Пастух», «Валяние сукна»). Им свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости. Мужские танцы воспроизводят движения охотников (стрельба из лука, выслеживание добычи), взмахи крыльев ловчих птиц и др. Движения в женских танцах связаны с различными трудовыми процессами: прядение, сбивание масла, вышивание и тому подобное. Наиболее развитыми формами в башкирский хореографии обладают сольные танцы.

Лит. и изд.: Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897; Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965; Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Уфа, 1996; Имамутдинова З. А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция: «Чтение» Корана, фольклор. М., 2000; Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002; Башкиры / Сост. Ф. Г. Хисамитдинова. М., 2003.

Р. М. Юсупов; Н. И. Жуланова (устное творчество).

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир. В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или , например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.д.

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000. С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А. Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется. Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».
Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г. воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий. Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание. За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г. вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург - место главного управления горными заводами. К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г. Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена. Указом 1736 г. русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр. Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г. Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола. Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола. Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты). Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление - из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда. Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.). Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г. Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р. Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу - на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану - на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу - на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р. Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.