Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Детские рисунки углем. Карандаш: основные техники рисования

Детские рисунки углем. Карандаш: основные техники рисования

Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.


Натуральный древесный уголь.
Натуральный древесный уголь.

Прессованный уголь разной твердости.
Прессованный уголь.
Прессованный уголь.

Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.

Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».

И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.

Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.


И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту.
Zhaoming Wu. Портрет углем.

Учебная постановка. Уголь.
Китайская школа. Уголь.
И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.

В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.

Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.

В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.

Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.

Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.

И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь
Zhaoming Wu. Портрет углем.


Zhaoming Wu. Портрет углем.
Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь.
И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина.

Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь.
Casey Childs. Уголь.
И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.

Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.

Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.

Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.

Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.

Угольный карандаши.
Бумажные палочки для растушевки угля.
Угольные карандаши

Набор всех типов угля.
Набор всех типов угля.
Набор всех типов угля.

Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.

Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.

Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.

Человек с давних пор создавал наскальные изображения животных, чтобы выразить свои эмоции — страх, восхищение. Одним из старейших материалов, позволяющим выполнить подобные работы был уголь или сажа из кострищ. Начиная с наскальных рисунков в пещерах до сих пор уголь остается очень популярным методом художественного выражения.

Природный уголь можно разделить на две категории :

  • Диск (из обугленных древесной стружки)
  • Мягкий (получают из специально подобранных тонких ветвей липы, лозы ивы во время сжигания с ограничением воздуха).

Техника рисунка углем используется в основном для эскизов и работ, которые не требуют точного соответствия множества деталей. Подготовительные работы к большим , а также архитектурным зарисовкам или натюрмортам часто выполняются именно в этой технике. Уголь обеспечивает быструю, свободную и бесперебойную работу, которую можно растушевать пальцем, чтобы достичь желаемого эффекта. Также очень легко удалить нежелательные штрихи при помощи бумажного полотенца, специальной резинкой или хлебом. Если есть необходимость оставить толстый, жесткий и четкий слой, следует использовать измельченный уголь, который изготавливается путем смешения с глиной и связующим веществом с последующей прессовкой. Следы такого угля гораздо труднее стереть.

В зависимости от предполагаемого эффекта используются также — более фактурная для эскизной работы, так все цветовые пятна и оттенки на работе будут более реалистичными. Для фиксации на чертеже наиболее часто используются специальные так называемые «фиксативы».

Уголь часто сочетается с другими материалами, такими как мел или . Почти каждый студент, изучающий рисунок или живопись, учится использовать уголь. Способность обращаться с углем не только помогает развить художественные навыки, но также может быть использована в будущем в качестве доступного ресурса обогащения палитры художника. По этой причине многие известные мастера используют уголь по крайней мере для создания эскизов.

Многие художники используют уголь не только для создания эскизов, но и для (часто в сочетании его с пастелью, что помогает создать почти сюрреалистические образы) и ландшафтов.

Несмотря на многие преимущества угля это не простая техника, требующая практики и мастерства. Даже короткий перерыв в практиковании этого метода может привести к «забыванию» приобретенных навыков. Это не меняет тот факт, что рисунки, созданные углем, являются замечательным и имеют уникальный внешний вид.

Также в качестве дополнения к этому методу можно использовать другие материалы, что значительно обогатит работу.

Какими бы ни были причины популярности этого средства (и их много), существуют определенные техники рисования углем, используемые многими художниками каждый день. В этой статье я пройдусь по самым главным аспектам и покажу небольшие уловки, чтобы помочь вам. Посмотрите видео внизу, а потом следуйте к успеху.

Вы можете использовать любой вид угля для этих техник. Просто обратитесь в свой местный магазин творчества, и они вам помогут (смотрите пункт 09 о разных видах угля). Если эта статья вдохновит вас на изучение темы самостоятельно, почему бы вам не зайти на сайт Schoolism.com, где вы найдете различные курсы, мастер-классы и т.д. Это просто прекрасный способ обучиться новому с профессионалами.

1. Сделайте главное главным

Главное - сохранить главное главным. Говоря как художник, главное называется сущностью. Это так же важно при рисовании углем, как и в любой другой технике. То, о чем ваш рисунок, и что вы хотите этим сказать – главное при его создании. Как только вы остановитесь на "главной идее" или сущности, все, что вы делаете с этого момента, каждое движение и каждая деталь, которую вы вкладываете или решите убрать, должны действовать на укрепление этого аспекта.

2. Познайте ценность контраста


Слово контраст используется повсеместно в искусстве, и, кажется, немного смущает. Контраст – это простой переход от белого к черному (от светлого к темному) по шкале от 1 до 10. 1 – это белый цвет листа, а 10 – черный. Таким образом 5 – это 50% или же «полутон», серый цвет, что-то среднее между белым и черным. Любой рисунок состоит из контрастов (тень и свет), независимо от цвета.

Чтобы помочь вам с этим, я советую работать от середины к краю. Сохраняйте свой самый темный цвет темным (тени), не темнее, чем 6 или 7 по шкале контраста; а самый светлый (свет и все, что в свете) – 3 или 4. Двигайтесь по направлению к темному (акценты) и светлому (блики).

Представьте, что акценты и блики - близнецы, живущие в разных районах. Они не самый важный элемент вашего рисунка. Но они важны в целом.

3. Используйте иерархию контраста


Нет сомнения в том, что успешный рисунок читается быстро и затрагивает эмоционально. Использование контраста или тона, выделение различных областей рисунка углем может быть очень полезно при рисовании.

На рисунке сверху, основанном на фотографии Джозайи Байса, использованы темные контрасты. Заметьте свет на его щеке и тень на остальной области тела.

Использование иерархий контраста позволяет зрителю увидеть то, что ему необходимо в первую очередь. На данном рисунке Стив курит свою трубку. Все остальное становится менее важным. Он – сущность рисунка.

4. Прищуривайтесь


Иногда стопроцентное зрение не помогает. Когда мы наблюдаем за тем, что рисуем, через наши глаза проходит большое количество информации. И от этого рисунок наполняется множеством посторонних деталей, ухудшающих эффект изображения. Цель – отредактировать и упростить.

Прищуривание размывает общую картину, и мы видим упрощенную версию картины в целом, ясно замечая все простые формы. Воспроизведение этих простых форм помогает при создании сущности всего рисунка.

5. Исследуйте толстые и тонкие линии


Применение толстых и тонких линий – интересная идея, и забавно, что многие художники не используют эту полезную технику в своей работе. Если у каждой линии одна и та же ширина, и нарисована она с одинаковым нажатием, рисунок, нарисованный углем, выглядит как обыкновенная раскраска, что делает его скучным. Использование тонких и толстых линий оживляет образ.

И как же вы будете применять эту технику, и что вам нужно знать? Главное правило – верхние линии объектов тоньше, потому что свет падает на них, а нижние линии могут быть толще из-за теней. Это всё. И это очень просто. Посмотрите на плавные линии и их толщину на рисунке собаки сверху. Теперь вы знаете.

6. Используйте ластик


Самое интересное в угле – это то, что его можно легко контролировать. Вы без проблем можете двигать его. Как только вы нарисуете что-то углем, вы можете удалить его или стереть там, где он не нужен. На рисунке выше, стертая часть показывает место, где свет падает на голову модели.

7. Приобретите набор инструментов


Обычно у художников есть целый комплект инструментов, и инструменты для создания рисунков углем выглядят круто. На приведенном выше рисунке показаны некоторые из них: очень маленький ластик, стирающий тонкой линией; ластик-клячка, который можно размять и раздавить; и хардкорная ластиковая ручка для жестких, тяжелых работ по стиранию.

Использование угля или пастели требует от нас их нанесение, и есть много способов для достижения этой цели. Самое очевидное – это ваш палец, но он может оставлять полоски или быть слишком маленьким. Салфетки Wipe Webril – отличный вариант при работе с углем.

8. Наденьте перчатку


А вы знали, что масла и жиры на наших руках могут испортить чистоту бумаги? Масла могут впитаться в бумагу и оттолкнуть уголь. Для решения этой проблемы используйте перчатку или же подложите еще один лист бумаги под руку, чтобы защитить вашу работу

9. Попробуйте угольные карандаши


Уголь может быть разных видов, от карандашей и палочек до больших кусков. Выбор за вами. На фото выше показаны три примера угольных карандашей. Знайте, что они могут создать грязь, поэтому после их использования стоит опрыскать ваш рисунок углем фиксатором для надежности.

10. Продолжайте совершенствоваться


Помните, что рисование сложно и иногда может утомлять. Не расстраивайтесь. Искусство чрезвычайно трудно, и может понадобиться время, чтобы чувствовать себя счастливым в этом.

Обучение и развитие идут всегда вместе. Найдите контакт с художниками, которыми вы восхищаетесь. Будьте скромны и попросите совета у них о вашей работе. Спросите о своих слабостях, о том, как вам начать и на чем сфокусироваться. Попросите быть честными. Это хорошие вопросы.

У нас у всех бывают моменты, когда мы чувствуем себя несчастливыми. Даже сейчас я чувствую сомнения, а иногда вдохновение переполняет меня. Так что продолжайте ваше дело, расправьте свои крылья и ловите ветер.

Координатная сетка поможет вам расположить предметы на бумаге. Сделав набросок, попробуйте рисовать угольным карандашом.

Оглянитесь в своем доме по сторонам - и вы непременно увидите вещи, из которых получится интересная композиция.

Расположение предметов на рисунке
Иногда даже профессиональному художнику бывает сложно правильно определить относительные размеры и пропорции предметов. Решением проблемы может стать координатная сетка, нанесенная на лист бумаги, который помещается позади натюрморта. На другой лист приготовленный для рисунка, также наносится эта сечка. Поскольку координатная сетка, размещенная за натюрмортом, нанесена на белый фон, не только сами предметы будут четкими, но и отбрасываемые ими тени. Однако на этом занятии нас в первую очередь будет интересовать объем предметов, а тенями мы займемся на следующих уроках рисования.

Для урока рисования вам понадобятся :
Лист белого картона размером 43 см в высоту и 1 м или больше в ширину
Большой лист бумаги
Клейкая маскировочная лента
Металлическая линейка
Ластик
Карандаши: 2В и угольный карандаш
Нож или точилка для карандашей

Разметка координатной сетки
Отметьте вертикальные линии, отступив по 20 см от каждого края картона. Обрежьте лист по этим линиям, а затем приклейте отрезанные полоски на место с помощью клейкой ленты. У вас получатся две сгибаемые стороны, с помощью которых можно будет установить этот экран. Теперь возьмите карандаш 2В и начертите в центральной части экрана рамку, расположив ее как можно ближе к нижнему краю картона.

Проведите горизонтальные и вертикальные линии, разбивая рамку на квадраты. В нашем случае получаются квадраты 8×8 см. Теперь установите отобранные для рисунка предметы и позади них- экран с координатной сеткой.

Сглаживание тонов
Уголь имеет порошкообразную структуру, поэтому им лучше всего рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка, Когда вы освоите новый материал, попробуйте рисовать углем на бумаге с сильно выраженной фактурой. Крупное зерно такой бумаги придаст вашему рисунку больше выразительности.

Как пользоваться угольным карандашом
Контуры нашего рисунка нанесены карандашом 2В, который легко стирается ластиком, а вот собственные тени сделаны с помощью угольного карандаша, позволяющего проводить жирные темные линии.

Возьмите угольный карандаш и поводите ИМ по бумаге, чтобы посмотреть, какие линии он оставляет. Сначала не нажимайте на карандаш, затем немного нажмите и сравните проведенные линии. Попробуйте штриховать угольным карандашом в разных направлениях, проследите, как меняется фактура штриха. Скоро вы освоите штриховку угольным карандашом и начнете пользоваться им так же, как и графитовым

1 Начертим координатную сетку на листе бумаги

Возьмите карандаш 2В и начертите еще одну координатную сетку на листе бумаги. Вам нужно разбить лист на такое же количество квадратов, как и на экране с координатной сеткой. Только квадраты на листе будут меньше - в нашем случае 6×6 см.

2 Начнем рисунок с бутылки

Поскольку бутылка - самый высокий предмет в нашей композиции, то начнем рисунок именно с нее. Используйте карандаш 2В. Хорошо рассмотрите, в каких местах и как пересекаются контуры бутылки с квадратами стоящей позади координатной сетки. Проверяйте правильность каждой линии, нанося ее на лист бумаги.

3 Соотносим рисунок с натюрмортом

Продолжайте рисовать бутылку - не забудьте про ее откидную пробку, - постоянно сверяясь с координатной сеткой. Рисуйте контур мелкими штрихами, а не одной сплошной линией, чтобы не ошибиться.

Добавляем остальные предметы
Наметив расположение на бумаге первою предмета - в нашем случае это бутылка, - вы можете теперь добавить другие, стоящие рядом предметы. Продолжайте рисовать контуры, используя координатную сетку, и тогда вам удастся сохранить правильные пропорции всех предметов.

4 Рисуем стакан

Наметьте контур стакана, по-прежнему сверяясь с координатной сеткой. Стакан стоит перед бутылкой, то есть ближе к вам, поэтому на бумаге его донышко будет расположено чуть ниже донышка бутылки.

5 Намечаем кофейник

Следуя, как и прежде, координатной сетке, набросайте контур кофейника. Внимательно изучите его форму и сделайте линии более четкими в тех местах, где легла тень. Исправляя ластиком контур кофейника, вы могли случайно стереть и линии координатной сетки - не забудьте восстановить их.

6 Заканчиваем набросок карандашом

Нарисуйте детали кофейника. Теперь у вас готов предварительный набросок, группа предметов с правильными пропорциями, а значит, можно перейти к угольному карандашу.

Работа водорастворимым карандашом
Если вы хотите добавить в свой рисунок цвет, можно сделать это с помощью водорастворимого карандаша. Готовый рисунок в этом случае будет напоминать акварель. Когда бумага высохнет, вернитесь к водорастворимому карандашу и добавьте новые штрихи

7 Наносим тени на бутылку

Посмотрите, с какой стороны падает свет на ваш натюрморт. Затем возьмите остро заточенный угольный карандаш и нанесите на бутылку несколько легких толстых штрихов, не трогая те части, где должны быть блики (о том, как распределять светлые и темные тона, рассказывалось в выпуске № 1 нашего журнала).

8 Придаем объем стакану

Вначале прорисуйте острым кончиком карандаша откидную пробку бутылки, затем перейдите к стакану. Частыми линиями заштрихуйте тень на правой стороне стакана и на его нижней части. Остальную поверхность покройте более легкими штрихами. Не закрашивайте те участки, на которые падает свет.

9 Вырисовываем кофейник

Прикройте законченную половину рисунка листом бумаги, чтобы не смазать его. Затем начните заштриховывать кофейник, оставляя белыми вертикальные полосы бликов.

10 Усиливаем тени на кофейнике

Постепенно усиливайте тени на кофейнике. Легкими штрихами покройте белые полосы - у вас должны выделяться только узкие сверкающие блики.


А Координатная сетка
Координатная сетка помогает расположить предметы именно так, как они расположены в действительности, и сохранить их пропорции. Когда рисунок готов, координатную сетку на листе бумаги можно удалить ластиком.

Б Уголь
Контуры, проведенные карандашом 2В, полностью скрыты под штриховкой, нанесенной угольным карандашом. Тени, сделанные углем, глубже и интенсивнее теней, сделанных графитовым карандашом.

В Объемность
Набросав предметы, художник на следующем этапе работы старается придать им объем и подчеркнуть округлую форму, выпуклую поверхность предметов. Это достигается за счет сочетания теней, полутонов и бликов.

Категории: 22 августа 2011

Уголь – это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем – это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) – синевато-черным.

Уголь представляет собой один из самых древних художественных материалов; он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это – процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования. Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни – там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь попрежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля – например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

Процесс производства и оборудование

В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид – Salix triandra – является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид – ива Osier (S. vimlnalis) – собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра – такой стержень используется в работах очень больших размеров.

После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига.

Боксы наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи – в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. После предварительного нагревания до полного высыхания стержней они подвергаются обжигу в печи на протяжении нескольких часов при высоких температурах. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии – от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Бумага и не только
Уголь выигрышно смотрится на матовой шероховатой бумаге. С гладкой или глянцевой он просто осыпается.

Растирание.

Уголь легко распределяется по бумаге, позволяя придавать изображению гладкий, бархатистый вид. Проведите ряд штрихов боковой стороной стержня и осторожно разотрите их пальцем или торшоном Насыщенность тона можно варьировать, меняя степень нажима.

Перекрестная штриховка.

Еще один способ тонирования углем – рисование в разных направлениях. Проведите ряд параллельных штрихов, а затем перечеркните их под углом другими штрихами. Для того чтобы изменить насыщенность тона, надо изменить плотность сетки.

Мягкая растушевка.

Растирать штрихи пальцами или торшоном необязательно. Слегка подточите стержень с помощью наждачной бумаги, возьмите его поближе к верхнему концу и попробуйте рисовать так, чтобы штрихи сливались друг с другом. Для получения более светлых или более темных тонов меняйте степень нажима.

Для начала вам понадобится несколько угольных стержней разной толщины, бумага и фиксирующий аэрозоль (уголь легко размазывается!). Если вы не сможете купить аэрозоль в специализированном магазине, воспользуйтесь обычным лаком для волос.

Для затачивания стержней необходим острый контурный нож или наждачная бумага, а для исправления ошибок и создания просветов – мнущаяся резинка (клячка). Растирать уголь удобно подушечками пальцев, но иногда, чтобы не испачкать рисунок, лучше взять торшон, свернутый валиком, ватные палочки или бумажные салфетки.

С какой силой надо нажимать на уголь, чтобы получились светлые и темные тени, вы научитесь определять со временем. А пока запомните, что на тонкий угольный стержень нельзя сильно надавливать, иначе он будет крошиться и пачкать рисунок.

Уголь идеально подходит для рисования с натуры, так как его легко стирать. К тому же он прекрасно передает светлые и темные тона.