В рисунке самым распространенным материалом является графитный карандаш. Однако помимо него может применяться множество других, самых разнообразных материалов – тушь, сангина, уголь, пастель, соус, мел, и т.д.
Все художественные материалы имеют различные характерные особенности , отличающие их друг от друга по возможностям применения. К слову сказать, если вам все-таки покажется сложным такое начало художественного творчества, то можно попробовать раскраски по номерам http://homeartshop.ru/ , которые помогают набить руку. Ну так вот, каждый из материалов обладает совокупностью только ему присущих свойств (цветом, степенью твердости, прозрачностью и т.д.), которые напрямую зависят от способа изготовления и входящих в его состав красящих веществ – пигментов и связующего вещества (клея и специальных примесей). Изобразительные материалы могут быть как черно-серыми (черная тушь, акварель, сангина, маркеры, фломастеры) преимущественно минерального происхождения как природными, так и приготовленными искусственным путем.
Начинающему рисовальщику очень важно научиться примерять различные материалы, иметь представление об их свойствах, знать особенности и возможности каждого из них.
Система средств и приемов работы графическими материалами, с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ — это техника рисунка . Основные ее стороны: организация рабочего места, выбор материалов и приемов работы карандашом и ластиком, краской и кистью; вариантов рисования всевозможных линий, тушевки, окраски и т.д. Знание приемов и средств, а также умение их применять дает возможность реалистично изображать увиденное, выразительно повествовать о нем.
Овладение техникой рисунка позволяет развивать глазомер и чувство руки, и при этом воспитывает привычку к самоконтролю. Следует уметь грамотно пользоваться художественным материалом. Например, при рисовании с помощью карандаша не стоит растирать пальцем рисунок, поскольку это делает рисунок грязным и невыразительным. Для свинцового карандаша будут выигрышными ясные, четкие и чеканные рисунки. При работе же углем, соусом, сангиной растирание позволяет добиваться всевозможных нюансов. Правильный выбор материалов и приемов работы помогает лучше и убедительнее выразить форму на плоскости.
Существует большое количество приемов работы карандашом, пастелью, сангиной, углем и иными материалами. можно только в процессе длительных и упорных занятий. У любого вида техники есть специфические особенности. И нужно знать, какие приемы работы подходят к какому-либо материалу, чего можно добиться посредством сангины, угля, карандаша, пастели, как одним и тем же материалом достигнуть различных эффектов.
Графические материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (разводятся водой). Использование различных материалов и техник открывает перед художником неожиданные возможности в передаче фактуры объекта, его характера, собственного отношения к нему. Очень полезно поработать над рисунком углем. Уголь позволяет обобщенно начинать и заканчивать рисунок, потому как обладает большим тональным диапазоном — начиная от легких светло-серых градаций до самых глубоких черных бархатных тонов. Вместе с тем при известных навыках уголь позволяет осуществлять и тонкую прорисовку деталей. Итак, в рисунке при помощи угля можно весьма эффективно сочетать тщательную манеру с широкой.
Чрезвычайно полезна работа над рисунком в технике «отмывка» . Отмывкой называется акварельная работа одним цветом по сырому (тушь, соус, акварель). При длительной работе в этой технике целесообразно сначала легкими штрихами карандаша нанести основное построение рисунка. После чего, начиная с самых светлых мест, постепенно нагружать рисунок, усиливая тон. Но эту технику можно очень успешно применять и в быстрых набросках одной кистью без первоначального рисунка карандашом. Такая работа развивает способность видеть общую форму, чувство тона, отбирать нужные моменты из жизни, что очень важно для серьезной творческой работы.
В процессе работы весьма полезно чередовать различные техники. Долговременные рисунки разбавлять быстрыми зарисовками, карандашную технику – отмывкой либо техникой угля, что развивает скорость рисования, чувство пространства, а также художественный вкус.
Более подробно на каждом из художественных материалах в следующих статьях. Подписывайтесь на обновления.
Творческих Вам успехов!
Мягкими материалами называют спресованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягким материалам относится сангина, сепия, соус различных цветов, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей.
На занятиях мы изучили три способа работы мягкими материалами.
1. Основной и самый известный - рисование самой палочкой материала.
В этом варианте нам доступна линия разной толщины - её можно делать углом палочки (тонкая линия), торцом (толстая линия) и широкой стороной, положив палку материала вдоль направления линии (так линия получается разнообразная и не всегда предсказуемая). Пятно создаётся широкой частью материала, с разным нажимом. Вся разница в фактуре - при наложении пятна непосредственно материалом фактура более резкая, при растирании пятна пальцем или салфеткой фактура становится слабее, так можно создать почти ровную заливку. Кроме того, при растирании цветных материалов (сангина, сепия, пастель) зачастую немного меняется оттенок.
В этом способе рисования основным выразительным средством становится разница фактур - резкой и мягкой, растёртой. С их помощью мы можем обозначить главное в рисунке или передать пространство. Важно помнить, что грубая фактура нерастёртого материала привлекает внимание, но плохо передаёт сложную поверхность, а мягкая фактура, напротив - хорошо передаёт нюансы формы и телесность. Ещё важно найти такой баланс между пятном и линий в рисунке, чтобы они не дублировали друг друга. В такой технике можно использовать несколько материалов разных цветов, но сначала нужно понять роль каждого из них, чтобы избежать путаницы.
Вот что получилось:
2. Второй способ - рисование по грунтованной бумаге.
Грунтовать в идеале нужно натянутый планшет, а после высыхания резать его на отдельные листы. Если нет возможности натянуть бумагу, можно плотно приклеить лист по периметру малярным скотчем и загрунтовать так. Но снимать скотч тогда нужно только после полного высыхания грунта, тогда есть шанс, что бумагу не поведёт. О самой технологии приготовления и нанесения грунта я рассказывал в .
Основное достоинство такой технологии - возможность рисования света ластиком. Правильно нанесённый грунт легко стирается до белой бумаги. Суть в том, что грунт даёт нам уже готовый полутон, нам нужно только правильно расположить пятна света и по необходимости отметить тени. Положительное отличие от рисования по цветной бумаге (например пастельной) в том, что грунт имеет живую текстуру и через него пресвечивает белая бумага, это выглядит более органично и цельно. Техника очень эффектная, но это может быть как плюсом, так и недостатком.
3. Последний опробованный способ - рисование колерами.
Кроме грунта, при разведении растёртого в порошок материала водой, можно получить также колера для рисования кистью. Способа два - заготовить в баночках уже готовые колера или принести только порошок, добавляя в него воду по необходимости уже на палитре. Прелесть этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, которые имеют красивый цвет, интересно смешиваются. Можно варьировать плотность и даже фактуру колера, добавляя пигмента или воды. Кроме того, всё что нарисовано кистью, после высыхания можно стереть или как минимум ослабить по тону (при условии, что вы рисуете на плотной бумаге). Также можно объединить второй способ с этим и рисовать жидким колером по грунту, тоже очень интересно.
Вопрос.
Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное п произведение.
Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;
В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
Таким образом,
Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.
В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Вопрос.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник . Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.
Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.
Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.
Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные - коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.
Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.
Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.
Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.
Возможные ошибки
♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.
♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.
♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.
♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.
Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).
Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.
Возможные ошибки
♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.
Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде плиток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.
Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Масляные - красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.
Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.
Возможные ошибки
♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.
Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.
Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.
Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.
Возможные ошибки
♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумагу иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.
♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
Вопрос.
Техники рисования.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы (Романова Е.С., 1992).
Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:
1) краски.
2) карандаши, восковые мелки
3) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;
4) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
5) для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
6) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
7) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие: пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению (Шоттенлоэр Г., 2001). Краски больше, чем другие материалы, позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем. Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими. Использование красок прибавляет рисунку выразительности. Очень удобно использовать краски (например, гуашь), которые можно закрашивать сверху, смешивать цвета, изменять рисунок. Краски являются более выгодными для использования именно из-за возможности больше экспериментировать. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998). Интересным является не использование кисточек, а рисование руками. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Также как еще одна форма рисования может быть использовано разукрашивание лица. Единственное, что стоит учесть, что нужно предоставить клиентам соответствующие краски
2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш , значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт могут стать целительными сами по себе.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машины) (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).
При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков дети обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного рисования.
При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
· какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура
· что выглядит странным
· чего не хватает у данного объекта
· что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным
· каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей (Копытин А.И., 1999, Романова Е.С., Потемкина С.П., 1992, Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998, Шоттенлоэр Г., 2001). Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения
· есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем
· в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора
· есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.
4. Художественные материалы в живописи
К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.
Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело использовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бумага имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, способную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чертежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверхностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая поверхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.
На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необходимыми надписями, можно рисовать только на одной стороне. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и прямо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.
Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однородной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых частей предмета, а густую - при завершении работы для обводки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красочный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глухим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.
В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый.
Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.
Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по размеру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники акварели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать маленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загрязнить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить пальцами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.
Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палитре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышается невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некоторые палитры имеют овальное отверстие для надевания на большой палец левой руки. После работы палитра очищается от красок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.
Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.
5. Основные технические приемы рисования красками
Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.
Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.
Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.
Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.
Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.
В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, помещенные в конце данной книги.
Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщины. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произведения с помощью специальных инструментов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.
До конца XVII - начала XVIII веков художники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно ученикам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.
Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природных элементов (минералов, растений) они изготовлены. Основа всех красок - пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски - это акварель, гуашь, темпера. В старину изготавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.
К изобразительным средствам относятся тон и цвет.
Мазок – изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.
Окраска – этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».
Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева направо наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю мазка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят второй мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашиваемая фигура не.будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.
Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отмечают карандашом границы светлых, полутемных и темных частей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому второму слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и добиваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.
«Сухая кисть» как прием используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком кисти.
Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК
ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и...
Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем. Глава 2. Практическая часть 2.1 Программы кружковых занятий по живописи Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском...
Эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. 2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и...
Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение. Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и...