Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор. Педагогический проект "фольклор как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству"

Мини-проект для младшей группы на тему: Фольклор. Педагогический проект "фольклор как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству"






Организация работы над проектом: 1.Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями, интернет- ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа. 3. Анкетирование учащихся 1 А,5А, 7А, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Посещение фольклорного ансамбля «Горница». 6. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни. 7. Подведение итогов работы над проектом. 8. Оформление брошюры.


Социологический опрос: Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора Вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения Ваши родственники, друзья? Возможно ли счастливое детство без народных сказок? Часто ли Вы читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и др. жанров. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Возможны ли русские праздники без народных песен? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?


Глава 1 Детский фольклор Детский фольклор народное творчество для детей разного возрастаот самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а этожанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. У молодых родителей очень много дел. Ежедневно приходится совершать массу процедур, гулять, купать, кормить, развивать малыша. Каждый их день со временем становится похож на расписание. Как разнообразить их жизнь?




Глава 3 Но фольклор – это не только сказки для детей и взрослых, это и многочисленные песни. В них отразился весь колорит жизни крестьянина. А русские праздники не мыслимы без народных песен. Песни пели и когда работали в поле, и когда собирались на вечерние посиделки, и когда занимались рукоделием.



Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор ».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор . Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы) . Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах :

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении : от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время , когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору ».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.) .

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ :

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору , обогащать словарный запас детей .

ЗАДАЧИ :

Для достижения этой цели были поставлены задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора , его самобытность.

Дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

Воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

Воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору , развивать образную речь детей , делать ее богаче;

фольклора

Бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом .

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором , мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков;

Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора , его самобытность через игровую деятельность;

Научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора , чтобы они сопровождали его всю жизнь;

Воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом .

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей : провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему , индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором , а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки : он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар : танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора . В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи :

Выявить уровень знаний детей .

Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

Создание фольклорного уголка в группе .

Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка» .

Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов и результатов проделанной работы.

Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара» .

Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам» .

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору .

Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

Максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал ;

Постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

Поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

Результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Развитие творческих способностей детей ;

Обогащение и формирование речи детей ;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами , через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей , а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору , дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа , которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору . Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей , формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

Умей говорить языком доброты;

Будь красив делом;

Умей веселиться, но помни : «Дружба и братство - дороже богатства» ;

Люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад» ;

- цени Отчизну свою : «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями» .

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже :

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро» .

Предметы русского, оформление русской гостиницы , вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро» .

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение : «Ой, коляда, коляда» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица» .

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам : «В мире сказок» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод» . Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя» . Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями) .

Конкурс «Мамина сказка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка» . Задача : выявить знание о жанрах детского фольклора . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча» .

Вторник – «Заигрыш» .

Среда – «Лакомка» .

Четверг – «Широкий четверг» , «Разгуляй четвертак» .

Пятница – «Тещины вечерки» .

Суббота – «Золовкины посиделки» .

Воскресенье – «Прощеный день» , «Целовальник» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение :

«Месяц апрель – всему году ключ» .

«Если март с водой, то апрель с травой» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей : «Путешествие по сказкам» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Аникин «Русский фольклор » . Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры» .

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки» .Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор » . Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» . Москва, «Просвещение» ,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки» . Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия» . Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб» . Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды» .

10. «Игры» , журнал «Народное творчество» ,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа» .№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников» . Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор ; №10 потешки.

16. «Педсовет» .№5,2001;№7.2000.

Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов




Фольклор НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. НАИОДНОЕ Т˜ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.


Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Сказка - повествовательное народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.


Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Платье потерялось – Пуговки остались. Пуговки остались. (рябина) (рябина)






Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.


Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе. Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.


Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Будет травка зеленей, Вырастут цветочки Вырастут цветочки На зелененьком лужочке! На зелененьком лужочке!


Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Уродился он густой, Мы помчимся, Мы помчимся, ты постой! ты постой!


Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки. Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.




Частушки Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Частушка, короткая (обычно 4- строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!


Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок




Колядки Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Колядки - (от лат. Calendae первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Воробушек летит, Хвостиком вертит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Рождество встречайте! Воробушек летит,


Веснянки Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Веснянки (укр., белорус. веснавые, рус. заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными


Масленичные песни Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы. Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр, и творог – Всё летело под порог! Как на масленой неделе Со стола блины летели. Весело было нам, весело было нам! весело было нам!


Летние песни Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Широко отмечались такие праздники, как Троица, Иван Купала. Их празднование сопровождалось различными песнями. Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Ах, люли, люли, стояла, Алыми цветами расцветала… 25 Заключение Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Мы рады, если вам понравилась наша работа Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Использованная литература: Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, – 256 стр. Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – российский издатель: КиМ «Кирилл и Мефодий» Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Фольклор народов России. В 2 томах. : т. 1.– М.: Дрофа: Вече, – 320 стр. Сайты Интернета Сайты Интернета

Акиндина Анна Сергеевна

Предмет, класс

Литературное образование, 2 класс

Краткая аннотация проекта

В проекте на основе обзора, анализа, систематизации информации учащиеся 2 класса знакомятся с понятием фольклора, с малыми жанрами фольклора, их особенностями, историей происхождения, видами и возможностями их написания. В ходе проекта учащиеся попробуют сами написать изученные малые жанры фольклора, представят изученную информацию в виде буклета, презентации, творческого альбома и др. По завершению проекта ученики выступят на итоговой конференции перед родителями и другими учениками школы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем мудрость народа?

Проблемные вопросы

  1. В чем особенности пословиц и поговорок?
  2. О чем говорит загадка?
  3. Какие жанры фольклора могут рассмешить? В чем их особенность?
  4. О чем поет народ?

Учебные вопросы

1.1. Каковы основные изобразительно-выразительные средства пословиц и поговорок?

1.2. Как отличить пословицу от поговорки?

1.3. Как используются пословицы, поговорки, скороговорки в речи?

1.4. Каковы художественные особенности этих жанров?

2.1. Когда и как возникла загадка?

2.2. Какие существуют виды загадок?

2.3. Где прячется разгадка в загадке?

2.4. Как сочинить загадку?

3.1. Что такое потешка?

3.2. В чем особенности небылиц? Как они создавались?

3.3. Когда рассказывают прибаутки?

3.4. Как самим создать потешку, прибаутку или небылицу?

4.1. В чем своеобразие народных и лирических песен?

4.2. Какие существуют известные русские народные песни?

4.3. В чем жанровые особенности частушек?

4.4. Какова композиция хороводных и плясовых песен?

Визитная карточка проекта

Структура учебного проекта

План проекта

Перед началом работы над проектом: Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и об основных характеристиках проекта, получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей.

Этап I. Подготовительный этап

  1. Постановка целей проекта, формирование групп, планирование работы группы (25.02.2011г.)

Этап II. Промежуточный этап (4 недели = внеурочное время)

  1. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам)
  2. Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований
  3. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного
  4. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований
  5. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях)
  6. Оценивание и корректировка планов работы в группах, изделия из мрамора заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание в бланках оценивания
  7. Рефлексия

Этап III. Защита проекта

  1. Представление результатов работы групп (апрель 2011г.)

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»