Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое гипербола простыми словами. Значение слова гипербола

Что такое гипербола простыми словами. Значение слова гипербола

15 октября 2017

Литература богата средствами художественной выразительности, которые помогают авторам наилучшим образом донести до читателя свою мысль. Так, при изучении произведений классиков ученики ищут в них эпитеты, сравнение, олицетворения и пытаются разобраться, зачем писатель использовал тот или иной прием. К числу художественных средств относится также и гипербола, которую мы и рассмотрим.

Определение

Рассмотрим, что такое гипербола, примеры которой будут приведены ниже. Это особый художественный прием, намеренное преувеличение, позволяющее добиться необходимого автору эффекта. Термин является очень древним, прием начал использоваться в эпоху античности. Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Самые простые примеры

Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» - это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

  • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
  • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
  • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
  • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
  • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

Видео по теме

Разновидности

Есть несколько типов гипербол в русском языке:

  • Лексические. Преувеличение достигается путем использования слов «совершенно», «все», «абсолютно». Например, совершенно бесполезный человек, это всем давно известно.
  • Метафорические. Это запоминающееся сравнение. Например, лес рук, золотые горы.
  • Фразеологические. Использование устойчивых сочетаний слов. Например, козе понятно.
  • Количественные. Использование числительных: миллион дел, тысячи идей.

Все эти типы преувеличений могут использоваться носителями языка неосознанно, не воспринимаясь как художественно-стилистический прием.

Современные варианты


Молодежь нередко употребляет в речи гиперболу. В русском языке примеров можно привести множество:

  • «Мы это уже 100500 раз проходили! Неужели трудно запомнить?»
  • «У нас еще вагон и маленькая тележка времени, все сделаем».

Такие высказывания позволяют сделать речь боле образной и выразительной.

Из художественных произведений

Нередко писатели используют гиперболу. Примеры из литературы довольно разнообразны. Так, очень часто к этому приему обращался Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам».

Есенин при создании образа Руси использовал преувеличение: «Не видать конца и края, только синь сосет глаза».

Есть гиперболы в лирике Маяковского:

  • «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою».
  • Поэма «Облако в штанах» завершается очень интересным образом, основанном на приеме преувеличения: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Это помогает поэту выразить силу и мощь человеческой личности.
  • Нередко поэт преувеличивает и размеры человеческого тела, создавая емкий и острый сатирический образ: «Два аршина безлицевого розового теста, голова в Казбек, желудок в ров».

Можно привести несколько интересных примеров гиперболы в русском языке, когда преувеличение касается неодушевленных предметов: до небес баобабы, жало в километр.

Нередко для эффекта преувеличения поэт использует слова в переносном смысле: глыба, туша. Или же сочетания слов, которые по отдельности не обладают подобным свойством, но поставленные вместе создают гиперболизацию: очки-велосипеды, глаза два луга.

Пример гиперболы из литературы можно найти и в творчестве других писателей: «шаровары, шириной с Черное море» (Гоголь), «четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили» (Высоцкий).

Мы рассмотрели, что такое гипербола, и примеры ее употребления мастерами слова. Этот прием дает возможность делать речь писателей образной и более выразительной, привлечь внимание читателя к какому-либо свойству или особенности описываемого предмета или лица. Также именно намеренное преувеличение нередко помогало автору выразить свое отношение к происходящему.

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Литература просто не может обойтись без специфических языковых средств, которые придают произведению особенную художественную выразительность. Без стилистических приемов книги любых жанров превратились бы в обычное описание фактов и по содержанию напоминали бы сухие научные труды.

Определение

Гипербола в литературе - средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. Этот стилистический прием можно найти практически у любого писателя как у классика, так и у современного автора.

- «что взмах - то готова копна» Н. А. Некрасов;

- «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах;

- «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки;

- «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров;

- «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе имеет сходство с другими стилистическими приемами: метафорой, сравнением или гротеском. Но есть существенные отличия. Гротеск - это всегда смесь реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого комичного образа. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола - всегда преувеличение. Примеры: «ноги как у слона», «высотой до неба», «тысячу раз говорили» и т. п.

Языковое средство преуменьшения

Гипербола в литературе имеет свою противоположность - литоту. Этот стилистический прием основан на преуменьшении предметов или явлений, например «мужичек с ноготок», «кот наплакал», «рукой подать». Некоторые лингвисты считают литоту не самостоятельным стилистическим приемом, а частным случаем гиперболы.

Языковые средства в разговорной речи

Не стоит думать, что образные выражения - это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен. Например, в Нагорной проповеди - «скорее верблюд пройдет в игольное ушко» или «махнет - станет улица» в старинных русских былинах об Илье Муромце. Гипербола активно используется в разговорной речи, без нее наш язык был бы намного беднее. Примеры: «сто лет не виделись», «хоть пруд пруди», «целая вечность», «ягода - с кулак», «падаю с ног от усталости» и т. п. Находит она свое применение и в ораторском искусстве - цель все та же, с помощью преувеличения привлечь внимание аудитории и усилить выразительность речи. Гипербола используется и в рекламных слоганах, например, «больше, чем вкус» или «никогда не сможете оторваться».

Визуализация

Существует и визуальный аналог этого стилистического приема, например, на агитационных плакатах советского периода, фигура большевика всегда резко возвышалась не только над людьми, но и над крышами домов. Преуменьшение образов (литоту) можно найти на полотнах Босха, там человек показан мелким и ничтожным, как символ суетности и ничтожности греховной обыденной жизни.

Помните, гипербола в литературе - это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально. Она является только средством для того, чтобы заострить внимание или усилить выразительность.

Гипербола в математике – это кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе – это фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается нечасто, гораздо чаще можно встретить её собратьев: параболу и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола – это точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы) представляет собой постоянную величину.

Такую величину обозначают через , а расстояние между фокусами – через .

В составе гиперболы две совершенно одинаковые части. Это её характерная черта. Также у неё присутствуют прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые называются асимптотами.

Точно так же, как эллипс, гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин «гипербола» люди знали ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский, живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Типы гипербол

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, напрямую связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека является кривой, которая изогонально сопряжена прямой Эйлера, а гипербола Киперта – это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе представляет собой стилистическую фигуру, которая является образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет или действие. В художественных произведениях гипербола используется для усиления художественного впечатления.

Поскольку гипербола – это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гиперболу используют в русской народной поэзии. Так, песня “Дуня-тонкопряха” полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались “потоньше полена, потолще колена”. Потом она эти нитки “в огород вдевала, колом притыкала”.

Нередко гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гипербола использовалась и древнерусскими авторами, имена которых до нас не дошли. Например, в “Слове о полку Игореве” читаем:

«Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», «Редкая птица долетит до середины Днепра», шаровары у казаков «шириною с Чёрное море».

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении «6 монахинь» можно прочитать следующее:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура – литота, обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Вместе со статьёй «Что такое гипербола?» читают:

Слово гипербола - математико-лингвистическое. Так получилось, что одним словом обозначаются сразу два понятия из совершенно разных, можно даже сказать противоположных по своей сути, наук.

Гипербола в математике - кривая, относящаяся к числу конических сечений.

Гипербола в литературе - фигура преувеличения.

Математическая гипербола

В математике гипербола встречается гораздо реже, чем её собратья: парабола и эллипс. Более точное определение гиперболы математической будет таким:

Гипербола - это такие точки на плоскости, разность которых до двух выбранных точек (или, как их ещё называют, фокусов гиперболы ) представляет собой постоянную величину.

Точно также, как и в случаях с эллипсом, подобная величина обозначается через , а расстояние между фокусами - через .

Гипербола состоит из двух совершенно одинаковых частей. Это её характерная черта. Также у неё есть прямые, к которым устремляется гипербола, когда уходит в бесконечность. Эти прямые получили название асимптоты.

Точно так же, как эллипс , гипербола имеет оптическое свойство. Это означает, что луч, который вышел из одного фокуса, после отражения двигается, словно он вышел из другого фокуса.

В математике термин "гипербола" появился ещё до нашей эры. Его ввёл древнегреческий математик Аполлоний Пергский , живший в период с 262 по 190 годы до нашей эры.

Существует несколько типов гипербол.

Равнобочной называют такую гиперболу, у которой а=b . Такая гипербола описывается в прямоугольной системе координат уравнением xy = a²/2 , а её фокусы находятся в точках (а;а) и (-а;-а) .

Также существуют гиперболы, непосредственно связанные с треугольниками. Так, гипербола Енжабека представляет собой кривую, которая является изогонально сопряженной прямой Эйлера, а гипербола Киперта - это кривая, которая изогонально сопряжена прямой, проходящей через центр описанной окружности и точку Лемуана соответствующего треугольника.

Литературная гипербола

Гипербола в литературе - это стилистическая фигура, являющаяся образным выражением, преувеличивающим какое-либо явление, предмет, действие. В художественных произведениях гипербола используется для того, чтобы усилить художественное впечатление.

Поскольку гипербола - это образное выражение, понимать такое выражение буквально не следует.

Особенно часто гипербола используется в русской народной поэзии. Так, песня "Дуня-тонкопряха" полностью построена на использовании гиперболы. В этой песне рассказывается, как Дуня за три часа напряла три нитки, которые оказались "потоньше полена, потолще колена" . Потом она эти нитки "в огород вдевала, колом притыкала" .

Также гипербола встречается в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинул рот,

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Широко гиперболу используют и древнерусские авторы, имена которых до нас не дошли. Например, в "Слове о полку Игореве" читаем:

"Тому в Полотске позвониша заутреннюю, рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша".

Русские писатели также пользовались гиперболой. Николай Алексеевич Некрасов использовал близкие к народным приёмы:

Пройдёт - словно солнцем осветит!

Посмотрит - рублём подарит!

Я видывал, как она косит:

Что взмах - то готова копна.

Прославился своими гиперболами и Николай Гоголь. Всем известны такие выражения из его произведений, как "Миллион казацких шапок высыпал на площадь", "Редкая птица долетит до середины Днепра" , шаровары у казаков "шириною с Чёрное море" .

В творчестве Владимира Маяковского гипербола и вовсе один из характерных приёмов. У него в стихотворении "6 монахинь" читаем:

Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво,

раздирает рот зевота

шире Мексиканского залива.

Кстати, у гиперболы есть и прямо противоположная стилистическая фигура - литота , обозначающая преуменьшение. Но об этом в следующий раз.

Гипербола

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. - υπερβολη) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к Г. особенно склонен Гоголь, из новейших поэтов - Маяковский (см. Стилистика).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Гипе́рбола

(греч. hyperbole – преувеличение), троп , выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением » (Н. В. Гоголь, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολή - преувеличение) - стилистическая фигура (см.), состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный», у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»), но также и в образном выражении. В последнем случае, внешне сближаясь с метафорой, гипербола существенно от нее отличается тем, что направлена она не к обогащению содержания мысли образным ее выражением, но к тому, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Так, многие восторженные, ласкательные или бранные выражения обыденной речи являются не метафорами, но гиперболами (напр., «ангел мой», «божественный», или «сущий чорт»,«осел», «чудовище» и т. п.). Во многих случаях, впрочем, зачисление того или иного выражения в разряд метафоры или гиперболы зависит от точки зрения на него; другими словами, гипербола определяется тогда не свойством самого образа, но применением его в речи. Вот почему гипербола относится к категории фигур, но из фигур образная гипербола является наиболее близкой к тропам (см.). В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п. Напр., у Пушкина: «Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп - я захлебнулся б В моих подвалах верных» («Скупой Рыцарь»). Особенно богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»); целые описания и характеристики строятся у Гоголя гиперболически, напр., Днепра, Украинской ночи, албанки Аннунциаты, Собакевича и др. Всюду здесь образ сохраняет свою тропическую природу, он не растворяется в гиперболе (как в приведенных примерах ласкательных и бранных слов), но гипербола, т. ск., лишь окрашивает его. - Всякое словесное преуменьшение или умаление, как «без году неделя», «тише воды, ниже травы», «осиная талия» и т. п. выражения относятся также к фигуре гиперболы и лишь по недоразумению определяются иногда как литотес (см.), напр. Овсянико-Куликовским (Теория поэзии и прозы), П. А. Бузуком (Очерки по психологии языка. Одесса. 1918) и др. последователями Потебни.

М. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гипербола" в других словарях:

    - (греч., hyperbole, от hyperballein бросать далее цели). 1) в геометрии: две кривые линии, получаемые при пересечении конуса плоскостью, параллельной оси конуса. 2) в риторике: выражение мысли в сильно преувеличенной форме для большей силы… … Словарь иностранных слов русского языка

    Гипербола - ГИПЕРБОЛА (греч. ‘υπερβολη преувеличение) стилистическая фигура (см.), состоящая в явно преувеличенном выражении мысли. Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (напр., «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный»,… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    1. ГИПЕРБОЛА, ы; ж. [от греч. hyperbolē преувеличение] Стилистический приём чрезмерное преувеличение каких л. свойств изображаемого предмета, явления и т.п., с целью усиления впечатления. / О чрезмерном преувеличении. Рассказывать без гипербол.… … Энциклопедический словарь

    ГИПЕРБОЛА, гиперболы, жен. (греч. hyperbole). 1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью. 2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами. || Всякое… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. hyperbole) плоская кривая (2 го порядка) состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) фокусов гиперболы постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) преувеличеніе. Гиперболическій относящійся къ гиперболѣ. Ср. Отъ каждаго угла, сдается вамъ, будто такъ и пахнетъ кровью, такъ и вѣетъ смертью и преступленіемъ: и это не гипербола, это фактъ, неоднократно засвидѣтельствованный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (hyperbola) Функция, которая может быть выражена как отношение двух линейных функций. Гипербола в прямоугольной системе координат имеет вид у=(α+βх)/(γ+δ х). Эта функция непрерывна, за исключением случая, х =–γ/δ; когда она ведет себя как… … Экономический словарь

    гипербола - ы, ж. hyperbole f. <, лат. hiperbole 1. лит. Прием преувеличения для усиления впечатления. Сл. 18. Чувство, которое без всякой гиперболы можно назвать восхищением. 1791. Карамзин ПРП 5 31. Душа восхищалась, а чувства в нем молчали, один язык… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого hyperbole преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении (реки крови). Сравни Литота … Современная энциклопедия