Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Коми изба описание. Исследовательская работа «Традиции строительства коми избы

Коми изба описание. Исследовательская работа «Традиции строительства коми избы

Коми сикт… история её уходит в глубь веков. Начиналась она с нескольких изб где-нибудь на поляне, отвоеванной у леса, или на берегу реки.

Сооружение жилого дома, превращенное сегодня в простой технический акт, для наших предков было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жилье для себя и своей семьи сам, - если требовалось, на помощь звал родственников, соседей, друзей.

Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Коми деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

Издавна коми народ понял и осознал удивительные свойства дерева и повсеместно применял его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

В данной работе мы будем исследовать, как устроена культура строительства коми избы, в частности в селе Нижний Воч.

Объектом изучения является строительная традиция Верхневычегодского коми села Нижний Воч, расположенного по верхней Вычегде и Кельтме на реке Воч.

Предмет исследования – коми изба как одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры, культуры древней, искусной и яркой.

Цель исследовательской работы: описать традиции строительства коми избы, выяснить насколько они сохранились сегодня в селе Нижний Воч.

Задачи:

1. Изучить теоретическую основу по строительству коми избы.

2. Изучить теоретические основы из истории этнографии коми культуры.

3. Определить основные этапы строительства дома.

4. Изучить особенности строительства избы в селе Нижний Воч методом сбора информации, фотодокументов.

5. Показать место и роль традиций и обычаев по строительству дома в современном обществе.

Актуальность:

Деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры коми народа, культуры древней, искусной и яркой.

Выбранная тема считается актуальной, так как является ценным источникам для изучения особенностей образа жизни коми народа, их идеологии и менталитета.

В настоящее время строительство коми народа, которая является интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, мало изучены.

Гипотеза

Изучение строительной культуры поможет познакомиться с картиной мира коми человека, так как в них отражаются время и человек, его общественное положение и духовный мир.

Культура строительства избы в сельской общине - это своего рода содержательная визитная карточка села, его жителя, которая играет различительную роль, подчеркивает исключительность, единичность, неповторимость.

Методы исследования:

Теоретические (изучение научной основы; обработка полученных документов; расшифровка материала);

Практические (личные наблюдения; беседа, интервью с информантами).

В рамках исследования было опрошено 7 информантов (возраст от 41 до 73 лет) и сделано записи, касающиеся архитектурной, строительной традиций.

Цели и задачи работы определили ее структуру: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, указана гипотеза, методы работы.

Основная часть состоит из 3 разделов: 1. Из истории этнографического изучения коми культуры. 2. Традиции строительства коми избы. 3. Сохранившиеся традиции строительства дома села Нижний Воч.

В заключении подведены итоги по результатам исследовательской работы.

В списке использованной литературы указаны издания и источники, использованные автором.

Приложения включают список информантов, фотодокументы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коми – обряды. Урок по истории коми края 7 класс. Автор Страхова Нина Павлиновна, учитель истории МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК

План урока: 1.Жилище. 2.Утварь.

Вступление Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

жилище Слово "изба" (а также его синонимы " ызба "," истьба ", " изъба ", " истобка ", " истопка ") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).

жилище Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захаранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня

жилище Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. П редпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

жилище Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

жилище Схема устройства кровли: 1 - желоб, 2 - охлупень, 3 - стамик, 4 - слега, 5 - огниво, 6 - князевая слега (" кнес "), 7 - повальная слега, 8 - самец, 9 - повал, 10 - причелина, 11 - курица, 12 - пропуск, 13 - бык, 14 - гнет.

жилище Вкрестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

жилище В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, летнее, парадное помещение - горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью-голландкой. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

жилище Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом

жилище Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой ". Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м.

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. В южнорусских губерниях печь обычно находилась в дальнем правом или левом углу избы с устьем, повернутым к боковой стене или входной двери. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.

жилище Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или " прилуб ". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Красный угол Божник

жилище Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказат

жилище В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

Красная скамья Лавка Стол

жилище В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

жилище Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.

жилище Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южновеликорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится.

жилище Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Она представляет собой деревянную покатую плоскость на брусочках, сзади могла быть сплошная или решетчатая спинка, по углам - резные или точеные столбики. Было два изголовья - нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клалась подушка. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

утварь Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.

утварь Для хранения отдельно использовавшейся посуды служил посудник: деревянная полка или открытый шкафчик-полочник. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшались резьбой или имели фигурные формы (например, овальные). Над одной или двумя полочками посудника с наружной стороны могла быть прибита рейка для устой-чивости посуды и для постановки тарелок на ребро. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой у хозяйки. Он издавна являлся необходимой деталью в неподвижном убранстве избы. Блюда

Братины Блюда Бодни Кадки

утварь Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды. Бодня второго вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками. Братины

Утварь-ложки Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.

Утварь-кадки Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

утварь Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

Утварь-лукошко Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: " набирка "," мостинка ","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

утварь На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

горшочки

горшок Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.

горшок Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, "свадебщики" во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

Утварь Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

утварь Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

утварь Таким образом, изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Домашнее задание: 1.Составить кроссворд, тест или викторину по изученной теме. 2.Ответить на вопрос: как по коми называется изба?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Традиционный дом коми-зырян, нач. XX века.Село Верхозерье, Удорский район Республики Коми. 1990 г. http://pics.livejournal.com/varandej/pic/0010151d Самое главное в избе – это печь.Она давала людям тепло, в печи готовили пищу.А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму. Пространство возле печи называлось «бабье место». «Красный угол» всегда находился наискосок от печи Здесь всегда горел «небесный»огонь – лампада.Это самое почетное место в доме.Здесь усаживали дорогого гостя, здесь беседовал отец с сыном. http://altertravel.ru/professor/march_01_2008/photo_06.jpg http://www.evarussia.ru/upload/produkt/282/282_1.jpg В сенях хранились различные хозяйственные инструменты (слева висят ножницы для стрижки овец, скребки для ошкуривания бревен, чесала, сито, трещетка). Все предметы принадлежат жителям села и собраны в народный музей в течении 2005-2006 года. Апрель 2006 года. Усть Вымь. Интерьер зимней половины. Кухонная утварь. Апрель 2006 года, Усть-Вымь http://www.finugor.ru/files/images/IMG_1084.preview.jpg Зимняя половина. Вся мебель ручной работы мастеров села Усть-Вымь. В следующей комнате виден ткацкий стан, на котором, помимо тканых полотен изготавливали также и половики. 2006 год, Усть-Вымь. http://finugor.ru/files/images/IMG_1088.preview.jpg http://fotki.yandex.ru/users/tadishheva/view/1392/?page=0 http://s41.radikal.ru/i094/0811/6e/2dba258017a0.jpg http://www.altertravel.ru/images/367/2.jpg В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3,3 м). Вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она занимает почти четвертую часть объема избы. Площадь избы невелика, около 25 м2. Однако здесь жила большая семья – более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна... Коми-пермяцкая изба "керку" http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov29.htm# В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь. http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov27.htm# http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov30.htm# http://www.heritage.perm.ru/hohlovka/hohlov31.htm# Главными занятиями у коми были земледелие и животноводство http://www.finnougoria.ru/upload/interier%20komi%20izby1.JPG С чего начать рисунок коми избы? Определить, что Вы будете изображать: женскую половину, красный угол, мужскую половину, печь…Продумать компоновку рисунка.Определить где в рисунке будет изображение пола, потолка, стен.

Цель : Формирование представлений о жизни и быте народа коми

Задачи :

Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи ; с творчеством народа коми ;

Дать детям сведения о размещении предметов мебели, люльки, печи в интерьере избы.

Познакомить с новыми коми словами: керка, пач, лабич, сов доз, пань, туис

Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

Воспитывать интерес, уважение и любовь к народным играм.

Ход занятия :

В: Ребята, вы хотели бы узнать, как жили наши предки в прошлом. Я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Сейчас мы отправимся в нашу Республику Коми в прошлое время. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и сразу в прошлом очутись».

(Дети закрывают глаза, воспитатель включает первый слайд, на котором изображён деревянный, старинный дом.) (Слайд №1)

В: В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

В: Люди строили себе жилища, чтоб укрыться от непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)

В: Правильно, ребята. Давным-давно люди строили себе жилища из деревянных бревен. А дом назывался изба (по коми- керка) . Керку строили всем селом или улицей.

Как называют современные жилища? Дома, коттеджи

Давайте рассмотрим интерьер коми избы. (слайд №2)

Ребята, посмотрите, чем же отличается изба от вашего дома?

А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1. В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).3. Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

Ребята, а что можно хранить в туеске?

А как вы думаете, что же было самым главным в избе?

5. Загадка: «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают –глотает»? В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. Печь.

Правильно, это печь. (слайд №3). Печь -это сердце дома. А как вы думаете, почему так говорят? Для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, (слайд №4) сушили одежду и даже мылись. По коми будет печь? Пач.

Давайте рассмотрим печку. (слайд №5). В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место». Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла.

А как вы думаете, что могла готовить хозяйка в печке? Щи, кашу, пекли хлеб (слайд №6)

Как вы думаете, что такое сени? В каждом доме имелись сени. Где хранилась различные хозяйственные инструменты. (ножницы, скребки, сито, различные туеса, сундук и т. д) (слайд №7)

А еще коми народ любил украшать свое жилище. А украшал он изделия элементами коми орнамента. (слайд №8) А вы знаете элементы коми орнамента? Давайте поиграем в игру «Узнай и назови элемент коми орнамента».

Молодцы. Много элементов вы знаете.

Ребята, а как вы думаете, как люди проводили свободное время, как отдыхали, развлекались? У них же тогда не было ни телевизора, ни компьютера

(Ответы детей)

В: Женщины вшивали, вязали, мужчины мастерили. А еще они устраивали праздники и развлечения (слайды 9 и 10), где пели коми песни, водили хороводы, играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну очень интересную игру. Называется эта игра: «Давай подружимся». Для этой игры нам надо сделать два круга. Один круг мальчиков, другой-девочек. Еще нам нужны 2 помощника, они будут держать платок между двумя кругами. Под коми мелодию вы водите хоровод, как только музыка остановится, помощники опускают платок, те двое, которые оказались под платком должны сказать друг другу вежливые слова на коми языке.

Ребята, немножко отдохнули. Теперь я приглашаю вас к столу, тут лежат картинки коми быта. Давайте поиграем в игру «Что из дерева и бересты, что из меха и ткани» . Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева и бересты, а девочки в короб – из меха и ткани.

Молодцы, все справились.

Последняя игра «Повтори» (слайд №11 с анимацией) (6 анимации)

Это керка? Нет это не керка

Это сов доз? Нет это не сов доз.

Это пач? Да это пач. И т. д.

Хорошо поиграли, побывали в прошлом, но пора в садик возвращаться. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

Ну что, вот мы и вернулись в детский сад. Мне очень понравилось с вами путешествовать на машине времени. А в следующий раз мы с вами отправимся на машине времени по коми сказкам.

КОМИ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА

.

2011 год.


Цель работы: 1. Познакомить учащихся 6 класса с интерьером крестьянской избы 2. Собрать сведения о музейном объекте села Усть-Вымь «Крестьянская изба» Итог работы: Создать макет коми крестьянской избы


Эта изба была построена в 1911 году . Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно- угорских народов







Ткацкий станок - кросна



В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей



«Красный угол» Красный угол был олицетворением зари




  • Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы».
  • В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.


Список литературы: 1.Юхнин В. Роман «Алая лента» 2. Текст экскурсии по теме «Коми крестьянская изба». 3. Мей Л. В низенькой светелке …