Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание героев ночлежки. Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: урок по пьесе Горького "На дне"

Описание героев ночлежки. Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: урок по пьесе Горького "На дне"

Итак, Пирогов не переставал преследовать незнакомку, от времени до времени занимая ее вопросами, на которые она отвечала резко, отрывисто и какими-то неясными звуками. Они вошли темными Казанскими воротами в Мещанскую улицу, улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф. Блондинка бежала скорее и впорхнула в ворота одного довольно запачканного дома. Пирогов - за нею. Она взбежала по узенькой темной лестнице и вошла в дверь, в которую тоже смело пробрался Пирогов. Он увидел себя в большой комнате с черными стенами, с закопченным потолком. Куча железных винтов, слесарных инструментов, блестящих кофейников и подсвечников была на столе; пол был засорен медными и железными опилками. Пирогов тотчас смекнул, что это была квартира мастерового. Незнакомка порхнула далее в боковую дверь. Он было на минуту задумался, но, следуя русскому правилу, решился идти вперед. Он вошел в комнату, вовсе не похожую на первую, убранную очень опрятно, показывавшую, что хозяин был немец. Он был поражен необыкновенно странным видом. Перед ним сидел Шиллер, - не тот Шиллер, который написал "Вильгельма Телля" и "Историю Тридцатилетней войны", но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, - не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле, топая ногою и говоря что-то с жаром. Все это еще бы не удивило Пирогова, но удивило его чрезвычайно странное положение фигур. Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности. Обе особы говорили на немецком языке, и потому поручик Пирогов, который знал по-немецки только "гут морген", ничего не мог понять из всей этой истории. Впрочем, слова Шиллера заключались вот в чем. "Я не хочу, мне не нужен нос! - говорил он, размахивая руками.- У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек - это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? на один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю рапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год я нюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать - двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой! Я спрашиваю тебя, мой друг Гофман, не так ли? - Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно.- Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!" И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву. Шиллеру показалось очень досадно, что вдруг незнакомое, непрошеное лицо так некстати ему помешало. Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Между тем Пирогов слегка наклонился и с свойственною ему приятностию сказал: - Вы извините меня... - Пошел вон! - отвечал протяжно Шиллер. Это озадачило поручика Пирогова. Такое обращепие ему было совершенно ново. Улыбка, слегка было показавшаяся на его лице, вдруг пропала. С чувством огорченного достоинства он сказал: - Мне странно, милостивый государь... вы, верно, не заметили...я офицер... - Что такое офицер! Я - швабский немец. Мой сам (при этом Шиллер ударил кулаком по столу) будет офицер: полтора года юнкер, два года поручик, и я завтра сейчас офицер. Но я не хочу служить. Я с офицером сделает этак: фу! - при этом Шиллер подставил ладонь и фукнул на нее. Поручик Пирогов увидел, что ему больше ничего не оставалось, как только удалиться; однако ж такое обхождение, вовсе не приличное его званию, ему было неприятно. Он несколько раз останавливался на лестнице, как бы желая собраться с духом и подумать о том, каким бы образом дать почувствовать Шиллеру его дерзость. Наконец рассудил, что Шиллера можно извинить, потому что голова его была наполнена пивом; к тому же представилась ему хорошенькая блондинка, и он решился предать это забвению. На другой день поручик Пирогов рано поутру явился в мастерской жестяных дел мастера. В передней комнате встретила его хорошенькая блондинка и довольно суровым голосом, который очень шел к ее личику, спросила: - Что вам угодно? - А, здравствуйте, моя миленькая! вы меня не узнали? плутовочка, какие хорошенькие глазки! - при этом поручик Пирогов хотел очень мило поднять пальцем ее подбородок. Но блондинка произнесла пугливое восклицание и с тою же суровостью спросила: - Что вам угодно? - Вас видеть, больше ничего мне не угодно, - произнес поручик Пирогов, довольно приятно улыбаясь и подступая ближе; но, заметив, что пугливая блондинка хотела проскользнуть в дверь, прибавил: - Мне нужно, моя миленькая, заказать шпоры. Вы можете мне сделать шпоры? хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку. Какие миленькие ручки! Поручик Пирогов всегда бывал очень любезен в изъяснениях подобного рода. - Я сейчас позову моего мужа, - вскрикнула немка и ушла, и чрез несколько минут Пирогов увидел Шиллера, выходившего с заспанными глазами, едва очнувшегося от вчерашнего похмелья. Взглянувши на офицера, он припомнил, как в смутном сне, происшествие вчерашнего дня. Он ничего не помнил в таком виде, в каком было, но чувствовал, что сделал какую-то глупость, и потому принял офицера с очень суровым видом. - Я за шпоры не могу взять меньше пятнадцати рублей, - произнес он, желая отделаться от Пирогова, потому что ему, как честному немцу, очень совестно было смотреть на того, кто видел его в неприличном положении. Шиллер любил пить совершенно без свидетелей, с двумя, тремя приятелями, и запирался на это время даже от своих работников. - Зачем же так дорого? - ласково сказал Пирогов. - Немецкая работа, - хладнокровно произнес Шиллер, поглаживая подбородок. - Русский возьмется сделать за два рубля. - Извольте, чтобы доказать, что я вас люблю и желаю с вами познакомиться, я плачу пятнадцать рублей. Шиллер минуту оставался в размышлении: ему, как честному немцу, сделалось немного совестно. Желая сам отклонить его от заказывания, он объявил, что раньше двух недель не может сделать. Но Пирогов без всякого прекословия изъявил совершенное согласие.

Раздаточные

Материалы(в виде карточек) к повести Н.Гоголя «Невский проспект» (10 класс)

Тема: своеобразие сюжета и образов повести «Невский проспект»

Цель: 1.Анализ основных эпизодов и героев.

2.Сопоставление фрагментов теста с литературной критикой

Эпиграф урока

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».


Мотивация

Л.И.Ерёмина

«Перевёрнутость мира», переоценка ценностей в числе других средств передаётся ещё и системой различных уточнений и конкретизаций. Гоголь любил давать своим ничтожным героям имена великих писателей, оговариваясь каждый раз, о ком именно идёт речь. Причём и в этих оговорках передаётся всё та же «перевёрнутость мира»


Вопрос по мотивации

О каких героях повести идёт речь? /Шиллере и Гофмане/

Задание на ассоциативное мышление

От чего, по- вашему, могут происходить фамилии героев: Пискарёв и Пирогов? Можно ли эти фамилии назвать говорящими? Как вы думаете, что имел в виду автор, давая героям такие фамилии?

Личностно- ориентированное задание

Какую улицу нашего села вы могли бы назвать по ассоциации с названием «Невский проспект»? \ например, ул.Центральная- это Невский проспект нашего села \напишите сочинение- миниатюру на эту тему.

Вопросы урока

1.Композиция повести. В чём своеобразие рамочной композиции?

2.Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?

3.Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

4.В чём социальная направленность образа Пирогова?


Проблемный вопрос урока

Какую общую мысль выразил гоголь в повести «Невский проспект»?

Карточка 1

В чём своеобразие рамочной композиции?


Фрагменты текста

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет вес. Чем не блестит эта улица- красавица нашей столицы!.. Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем… Всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых..атласных рединготах (пальто широкого покроя).. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, пёстрых, лёгких… ослепят хоть кого на невском проспекте..

О, не верьте этому Невскому проспекту!. Всё обман, всё мечта, всё не то, о чём кажется!. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка.. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед.. церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой..

Вопрос

1. Сравните начало и финал повести. Как меняется отношение автора к Невскому проспекту?

2.Какое свойство Невского проспекта вселяет недоверие к его совершенству? \ обманчивость \


Фрагменты литературной критики

М.Б.Храпченко

К онтрастны начало и финал «Невского проспекта». Если в начале повести показан парадный «блистательный» Петербург, то в её финале выступает обнажение лжи, фальши этой «парадности».


Задание: найдите свои подтверждения в тексте с одной стороны «парадности» Невского проспекта, с другой лжи, фальши её.

Карточка 2

Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?


С.И.Машинский

В основе «Невского проспекта» две новеллы, герой одной из них- художник Пискарёв, в центре другой поручик Пирогов. Внешне обе новеллы не связаны между собой. Но так только кажется. На самом – то деле они образуют неразрывное целое. Сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте. Именно здесь завязываются узлы, которые затем распутывают каждый по- своему Пискарев и Пирогов. Но панорама Невского проспекта служит как бы идейно- эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему петербургскому циклу.


М.Б.Храпченко

По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трёх героев, трёх характеров. Начальное и заключительное описания «Невского проспекта» являются не простым обрамлением рассказа о героях, не композиционной рамкой, в которую заключён этот рассказ, а тем воссозданием общего движения жизни, которое освещает судьбу отдельного человека..


Вопросы

1. Как вы сами ответили бы на вопрос карточки о смысле названия повести?

2.Можно ли точно назвать главное действующее лицо повести?

3.Какие две истории лежат в основе повести? О каких трёх героях идёт речь в высказывании М.Б.Храпченко?

4.Что объединяет обе истории?

5.Что объединяет оба высказывания критиков о Невском проспекте?


карточка 3

Рассмотрим конфликт истории

Текст

Закончите фазы конфликта

Он содрогнулся. Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить, но всё это было так глупо, так пошло.. Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью.. он бросился со всех ног, как дикая коза, и выбежал на улицу..

Завязка

Пискарев решил, что встретил чистую, благородную девушку, влюбился в неё, но.. \укажите, что стало препятствием на пути влюблённого Пискарева ?\


-Правда, я беден,- сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев,- но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь.. Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием..

Как можно!- прервала она речь с выражением какого- то презрения.- Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…

Женитесь на мне!- подхватила с наглым видом молчавшая дотоле в углу её приятельница..

Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился…


Кульминация

Пискарёв надеялся осчастливить свою избранницу предложением жениться на ней, несмотря на её позорное положение. Однако \чем ответила ему красавица? \


..На другой только день каким- то глупым инстинктом зашёл он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрёпанными волосами, с признаками безумия на лице. Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал.. протекли четыре дня.. выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом…душа его оставила тело.

Развязка

Что… стало причиной самоубийства героя?


вопросы и задания

  1. Найдите в тексте, что предшествовало тому, что Пискарев решил сделать предложение девушке из публичного дома?

  2. Что способствовало сумасшествию героя: отказ девушки выйти замуж за Пискарева, насмешка подружки красавицы, смех красавицы.?

  3. Почему герой покончил собой: потому что стал безумен, потому что не видел смысла жизни?

Карточка 4

Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

С.Машинский

Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал.. не реален, но ещё и в том, что по самой природе своей он- порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен


вопросы

  1. Докажите примером из текста, что Пискарёв отвергает «фальшивые устои современного мира»

  2. Какова жизненная позиция Пискарева? В чём её слабость?

Карточка 5

В чём социальная направленность образа Пирогова?

Текст

Закончите фазы конфликта

-Что, ваш муж дома?

Дома,- отвечала блондинка.

А когда он не бывает дома?

Он по воскресеньям не бывает дома,- сказала глупенькая блондинка


Завязка

Поручик Пирогов увлёкся хорошенькой блондинкой, но \ какое обстоятельство не считает нужным принять во внимание Пирогов? \


-О, я не хочу иметь роги! Бери его, мой друг Гофман, за воротник… я немец, а не рогатая говядина! Прочь с него всё, мой друг Гофман! держи его за рука и нога!.. и немцы схватили за руки и ноги Пирогова.

Кульминация

Поручик Пирогов добился свидания с блондинкой наедине, но \ чем на самом деле закончилось это свидание? Кто победил в конфликте? \


Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самым разительными красками буйство немецких ремесленников. Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб.. в Государственный совет.. самому государю.

Развязка

Пирогов хотел отомстить Шиллеру за позор, но…

\ чем на самом деле закончилась история с оскорблением Пирогова? \


Вопросы

  1. К какому социальному классу принадлежал Шиллер? А Пирогов?

  2. Как Шиллер пережил утреннее воспоминание о том, что он и друг его Гофман сделали с офицером Пироговым? \ обратитесь к тексту \

Карточка 6

В чём социальная направленность образа Пирогова?


Из комментариев к повести «Невский проспект»

В сохранившейся черновой рукописи,… сцена «секуции» выглядела так: «Если бы пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный приватный человек в сюртучке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него всё платье.. Шиллер схватил в рук пук прутьев. Служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик пирогов был очень больно высечен.»


Ф.М.Достоевский

Поручик Пирогов, сорок лет тому назад, высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много.. что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоёный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывёртывал, делая па, свои столь недавно оскорблённые члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения думал. А было ли ему стыдно? Без сомнения нет!


  1. Сравните черновик с текстом повести. Почему, на ваш взгляд, подробности сцены не вышли в печать?

  2. Пророчеством каких литературных героев стал поручик Пирогов? \ Чичиков, Хлестаков, Анатоль Курагин (Л.Толстой «Война и мир»), Пётр Петрович Лужин (Ф.Достоевский «Преступление и наказание»)

Карточка 7

Какую общую мысль выразил Гоголь в повести «Невский проспект»?

С.Машинский

Два человеческих характера, две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность- всё это сталкивает в своей повести Гоголь. И вот вывод, к которому он подводит читателя: какой же странный этот город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!


  1. Какие герои стоят за словами критика : « никем не защищённый талант » и « наглая, самодовольная пошлость »

  2. Как бы вы ответили на заглавный вопрос карточки?

Мониторинг

Напишите сочинение по речевой модели

Повесть Н.Гоголя «Невский проспект» имеет ….. композицию.

Она объединяет в себе ….

Между историями есть нечто общее . Это…

Основная мысль повести отображена в …. урока.

«Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет» .Смысл этого выражения в том, что

Главные герои повести являются представителями разных литературных направлений: …

В повести встречаются такие художественно- выразительные средства, как…

На меня произвело впечатление… (эпизод, деталь, герой)

Тестовые задания

1.Какова композиция повести «Невский проспект»?

1.Двухчастная

2.Рамочная

3.Кольцевая

4.Антитеза

2.Что объединяет обе истории в повести «Невский проспект»

1.Общий герой

2.Однотипность конфликта

3.Наличие любовного треугольника в каждой истории

4.Место действия – Невский проспект

3.Какой шаг решил предпринять Пискарёв, чтобы завоевать понравившуюся девушку?

1.Купить ей дорогой подарок

2.Выкрасть её

3.Предложить ей замужество

4.Совершить подвиг в её честь

4.Чем закончилась история Пирогова и хорошенькой блондинки?

1.Пирогов женился на ней

2.Блондинка отвергла ухаживания Пирогова

3.Пирогов покончил с собой

4.Пирогова высек муж блондинки

5. «Я не хочу, мне не нужен нос!»- почему Шиллер хотел избавиться от собственного носа?

1.Нос мешал при насморках

2.Нос был безобразный и уродовал героя

3. Нос не нравился жене

4.Нос потреблял слишком много табаку

6.Кто такой был Шиллер

1.Жестянщик

2.Писатель

3.Музыкант

4.Художник

7. «Шиллер на другой день был в сильной лихорадке… ожидая с минуты на минуту прихода полиции».. Чего боялся Шиллер?

1.Наказания за пьянство

2.Наказания за недобросовестно сделанную работу

3.Наказания за высеченного им и его другом русского офицера

4.Наказания за оскорбление жены

8.Назовите художественно- выразительное средство «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием и для Шиллера»

1. Эпитет

2.Сравнение

3.Экспрессивная лексика

4.Литота

9.Назовите художественно- выразительное средство

«Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб. Если же Главный штаб определит недостаточное наказание, тогда прямо в Государственный совет, а не то самому государю. »

1. Ирония

2.Гипербола

3.Градация

4.Антонимы

10.Назовите художественно- выразительное средство «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него»

1.Олицетворение

2.Сравнение

3.Метафора

4.Гипербола

Напишите интерпретацию к повести «Невский проспект»

(вариант интерпретации ученика 10 класса Генинг Сергея)

«Улица Рабочая»

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».

Красива и привлекательна улица Рабочая, которая протянулась длинной лентой в селе Талом. Названа она так неслучайно, так как строилась в основном для рабочих, которые работали в далёкие времена СССР на существовавших когда- то фермах, МТМ и колхозах. 35 ровных «коробочек» стоят по обе стороны от дороги, состоящей из бетонных плит, причём ранее этих плит не было, и до 1992 года дорога представляла собой сплошное грязевое месиво, которое сейчас можно найти в нашем селе разве что на улице Льнозаводской. Некоторые владельцы одноквартирных «избушек», которые стоят на других улицах называют рабочие «коробочки» коттеджами. Почему? Потому что эти владельцы старше улицы Рабочей, и помнят, как эта улица возводилась, и как ровно строились двухквартирные дома, да ещё и с водоснабжением… На самом же деле это далеко не коттеджи. В какой дом ни зайди- клетушка, площадь не более 50 квадратных метров, на которой располагается крохотная, ничтожная кухня (которая, думаю, видит много далеко не крохотных ссор её владельцев), маленький зал, узенький коридор и две малюсеньких, униженных размерами, спаленки, в которых кроме стола, шкафа и собственно кровати, больше ничего не помещается.

Вот и живут в этих «коробочках» семьи по три- пять человек. И у каждой семьи своя история, своя жизнь. Можно сказать, что это жизнь всей улицы. Жизнь интересная, весёлая.

Один владелец своей половины дома, например, является хранителем и переносчиком всех событий и происшествий, происходящих на улице Рабочей, да и всего Талого тоже… Не знаю как, но этому владельцу известно всё про всех. А про некоторых он знает даже больше, чем они сами знают про себя! Что ни спроси- всё знает этот владелец. С уверенностью можно начинать писать летопись родной улицы.

Жители другой квартиры решают вопрос тесных комнат весьма оригинальным способом- убирают мебель и оставляют только самое необходимое. В доме всё больше и больше присутствует атмосфера ощущение холода, простора и свободы, как на Антарктиде.

Ещё одни хозяева вообще не переживают по поводу внутреннего убранства своей хижины. Некоторые квартирные достопримечательности, вероятно, сохранились ещё из эпохи тех самых рабочих.

А хозяевам ещё одной квартиры вообще можно считать свой дом победителем в конкурсе необычностей улицы, так как в их квартире две печки: одна в кухне, а другая в спальне. Вот и топи их, топи- одну в кухне, другую в спальне. Иначе холодно в доме будет!

В нескольких «коробочках» на улице Рабочей умещаются семьи по 5 человек. Как им это удаётся, большой секрет для многих, но только не для жителя улицы, который всё про всех знает.

Есть на улице и семья, печь которой, по наблюдениям нескольких соседей, вообще не перестаёт пускать клубы дыма практически никогда. Или тепло любят хозяева, или квартирка обветшала- неизвестно. Надо спросить у жителя, который всё про всех знает.

Ещё одна квартира таит в себе загадочность. В любое время суток в этой квартире горит свет. Будь то 8 вечера, 3 ночи, 6 утра. К тому же хозяин этой самой квартиры ведёт себя противоположно семье. Которая постоянно кормит печь дровами,- он свою печь топит редко. И дровишки появляются по мере необходимости.

Несколько домов, расположенных внизу улицы, у молодёжи принято называть Петербургом, не знаю почему. Это наверняка знает тот, кто всё про всех знает. Но так сложилось с того момента, как в эти дома заселились новые жители. Произошло это сравнительно недавно- всего- то несколько лет назад. У двора одной квартиры временно отсутствовала калитка, у другой квартиры- ворота. У ещё одного двора квартиры так называемого Петербурга вообще две пары ворот! И в этой квартире постоянно устраиваются вечеринки для тех, кто побывал в армии и не знает, что делать дальше.

Три дома улицы Рабочей стоят на отшибе. Дорогу и эти дома разделяет просторная поляна, на которой зимой хозяева этих домов любуются снежными барханами и разделяют их узкой тропочкой до дороги.

В общем, как вы поняли- жизнь на улице бьёт ключом. Некоторые жители хорошо относятся к своим соседям, а у себя в квартирке хихикают, когда у тех какая- то проблемка. Некоторые, наверно, и вправду любят своих соседей. Одни слишком мнительны, другие относятся к классу людей, которым вообще всё равно. Кто- т о безработный по обстоятельствам, кто- то рад этому. Некоторые сумели взойти на вершину карьеры, которая возможна в селе. Есть люди, которые неравнодушны к горячительным напиткам, даже был наркоман- съехал. Все жители улицы- разные люди, с разными взглядами, характерами. Но все они, я думаю, являются соседями друг другу, не чужими людьми.

В начале 21 века Рабочую улицу освещало 4 фонаря. До наших дней достояли только 2. властелины таёжного поселения решили, что 4- слишком много, добавив тем самым в вид улицы приличную таинственность, загадочность и неожиданность.

Ну и на последок добавлю, что на улице Рабочей строятся два новых дома, которые уже не назовёшь клетушками, но и слишком большими тоже не наречёшь. Когда- то и в них поселятся люди, которые будут вносить в улицу Рабочую свой особенный колорит.

Список литературы

1 М.Б.Храпченко. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М.,1984

2.С.Машинский.Художественный мир Гоголя.М.,1971

3.Н.В.Гоголь Петербургские повести.М.,2002

4.Книга Притчей Соломоновых

Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10 ноября 1834 г. Перед предоставлением в цензуру рукопись Н. п. по просьбе Гоголя, опасавшегося придирок цензоров, просмотрел А. С. Пушкин, который в начале ноября 1834 г. успокоил автора: «Перечел с большим удовольствием; кажется, все может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет. С Богом!» Впоследствии, в 1836 г., А.С. Пушкин назвал Н. п. «самым полным» из гоголевских произведений. Н. п. открывал цикл петербургских повестей в 3-м томе «Сочинений» Гоголя, вышедшем в 1842 г.

В Н. п. в конспективном виде присутствуют сюжеты других повестей этого цикла. Так, намерение пьяного немца-жестянщика Шиллера отрезать собственный нос предвосхищает историю майора Ковалева из повести «Нос»: «Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности…

Я не хочу, мне не нужен нос! - говорил он, размахивая руками. - У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц… Двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой!… Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!

И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву».

Первоначально сцена наказания поручика Пирогова была изображена более подробно, и со всей определенностью говорилось о том, что герой был высечен: «Если бы Пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный, приватный человек, в сюртуке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него все платья. Гофман всей тяжестью своей сел ему на ноги, Кунц схватил за голову, а Шиллер схватил в руку пук прутьев, служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик Пирогов был очень больно высечен». Оптимизм Пушкина, что цензура пропустит «секуцию» в неизменном виде, не оправдался. По требованию цензоров эту сцену пришлось смягчить, однако в тексте сохранились ясные намеки на то, что поручика пороли розгами.

По настоянию цензуры пришлось исключить другой колоритный эпизод встречу Пискарева в борделе с офицером, знакомым красавицы (очевидно, цензоры боролись за честь офицерского мундира): «„Боже! помоги мне вынесть!“ - произнес отчаянным голосом Пискарев и уже готов был собрать весь гром сильного, из самой души излитого красноречия, чтобы потрясти бесчувственную, замерзшую душу красавицы, как вдруг дверь отворилась и вошел с шумом один офицер. „Здравствуй, Липушка“, - произнес он, без церемонии ударивши по плечу красавицу. „Не мешай же нам, - сказала красавица, принимая глупо-серьезный вид. - Я выхожу замуж и сейчас должна принять предлагаемое мне сватовство“. О, этого уже нет сил перенести! бросился он вон, потерявши и чувства, и мысли».

В письме матери от 30 апреля 1829 г. Гоголь следующим образом передавал свои впечатления от Невского проспекта, ставшего главным пространством повести, организующим ее сюжет: «В Петербурге много гуляний. Зимою прохаживаются все праздношатающиеся от двенадцати до двух часов (в это время служащие заняты) по Невскому проспекту». В этом же письме Гоголь делится своими впечатлениями от столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие столицы европейские или на Москву (в прочих европейских столицах, равно как и в первопрестольной, Гоголь к тому времени еще ни разу не бывал. - Б. С.). Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похоже на иностранцев, а русские в свою очередь обиностранились и сделались ни тем ни другим. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их. Забавна очень встреча с ними на проспектах, тротуарах; они до того бывают заняты мыслями, что поравнявшись с кем-нибудь из них слышишь, как он бранится и разговаривает сам с собою, иной приправляет телодвижениями и размашками рук. Петербург город довольно велик; если вы захотите пройтиться по улицам его, площадям и островам в разных направлениях, то вы наверно пройдете более 100 верст и, несмотря на такую его обширность, вы можете иметь под рукою всё нужное, не засылая далеко, даже в том самом доме. Дома здесь большие, особливо в главных частях города, но не высоки, большею частию в три и четыре этажа, редко очень бывают в пять, в шесть только четыре или пять по всей столице, во многих домах находится очень много вывесок. Дом, в котором обретаюсь я, содержит в себе 2-х портных, одну маршанд де мод, сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, дегатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку, и наконец привилегированную повивальную бабку. Натурально, что этот дом должен быть весь облеплен золотыми вывесками».

В другом письме матери, от 24 июля 1829 г., Гоголь описал встречу с проституткой на Невском, отразившуюся в статье «Женщина» и давшую один из сюжетных ходов Н. п.: «Везде совершенно я встречал одни неудачи, и что всего страннее там, где их вовсе нельзя было ожидать. Люди, совершенно неспособные, без всякой протекции легко получали то, чего я с помощью своих покровителей не мог достигнуть; не явный ли был здесь надо мною промысл Божий? не явно ли он наказывал меня этими всеми неудачами в намерении обратить на путь истинный? Что ж? я и тут упорствовал, ожидал целые месяцы, не получу ли чего. Наконец… какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире. Я не могу, я не в силах написать… Маминька! Дражайшая маминька! Я знаю, вы один истинный друг мне. Но верите ли, и теперь, когда мысли мои уже не тем заняты, и теперь при напоминании невыразимая тоска врезывается в сердце. Одним вам я только могу сказать (далее зачеркнуто: только скажу это, будучи уверен, что (одно слово неразборчиво). - Б. С.)… Вы знаете, что я был одарен твердостью, даже редкою в молодом человеке… Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел ее… нет, не назову ее… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал ее ангелом, но это выражение низко и некстати для нее. Ангел - существо, не имеющее ни добродетелей, ни пороков, нe имеющее характера, потому что не человек, и живущее мыслями в одном небе. Но нет, болтаю пустяки и не могу выразить ее. Это божество, но облеченное слегка в человеческие страсти. Лицо, которого поразительное блистание в одно мгновение печатлеется в сердце; глаза, быстро пронизающие душу. Но их сияния, жгущего, проходящего насквозь всего, не вынесет ни один из человеков… О если бы вы посмотрели на меня тогда… правда, я умел скрывать себя от всех, но укрылся ли от себя? Адская тоска с возможными муками кипела в груди моей. О какое жестокое (зачеркнуто: убивственное. Б. С.) состояние! Мне кажется, если грешникам уготован ад, то он не так мучителен. Нет, это не любовь была… я по крайней мере не слыхал подобной любви… В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я… Взглянуть на нее еще раз - вот бывало одно единственное желание, возраставшее сильнее и сильнее с невыразимою едкостью тоски. С ужасом осмотрелся и разглядел я свое ужасное состояние, всё совершенно было для меня тогда чуждо, жизнь и смерть равно несносны, и душа не могла дать отчета в своих явлениях. Я увидел, что мне нужно бежать от самого себя, если я хотел сохранить жизнь, водворить хотя тень покоя в истерзанную душу. В умилении (зачеркнуто: в благоговении. - Б. С.) я признал невидимую десницу, пекущуюся о мне, и благословил так дивно назначаемый путь мне. Нет, это существо, которое он послал лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой, не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божество, им созданное, часть его же самого! Но, ради Бога, не спрашивайте ее имени. Она слишком высока, высока». Можно предположить, что неудача на любовном фронте, как следствие рано проявившейся импотенции, укрепила писателя в том, что его миссия лежит вне обычной любви и семейной жизни, что сам Бог подвиг его на иной путь духовного подвига посредством литературы, и женщины могут лишь увести его с избранного пути.

В Н. п. нашли отражение впечатления Гоголя от знакомства с художниками А. Г. Венециановым, А. Н. Мокрицким, К. П. Брюлловым и др., а также собственный опыт занятий живописью. В 1830–1833 гг. писатель посещал в качестве вольнослушателя классы Академии художеств. 3 июня 1830 г. он описывал в письме к матери свои занятия живописью: «…После обеда в 5 часов отправляюсь я в класс, в академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак не в состоянии оставить, - тем более, что здесь есть все средства совершенствования в ней, и все они кроме труда и старания ничего не требуют. По знакомству своему с художниками и со многими даже знаменитыми, я имею возможность пользоваться средствами и выгодами, для многих недоступными. Не говоря уже об их таланте, я не могу не восхищаться их характером и обращением; что это за люди! Узнавши их, нельзя отвязаться от них навеки, какая скромность при величайшем таланте! Об чинах и в помине нет, хотя некоторые из них статские и даже действительные советники. В классе, который посещаю я три раза в неделю, просиживаю два часа; в семь часов прихожу домой…»

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) восторженно отозвался о Н. п. Он подчеркнул, что Гоголь «здесь расширил свою сцену действия и, не оставляя своей любимой, своей прекрасной Малороссии, пошел искать поэзии в нравах среднего сословия в России. И, Боже мой, какую глубокую и могучую поэзию нашел он тут! Мы, москали, и не подозревали ее!.. „Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное о-бок друг другу. На одной стороне этой картины бедный художник, беспечный и простодушный, как дитя, замечает на Невском проспекте женщину-ангела, одно из тех дивных созданий, которые могло производить только его художническое воображение; он следит за нею, он дрожит, он не смеет дохнуть, ибо он еще не знает ее, но уже обожает ее, а всякое обожание робко и трепетно; он замечает ее благосклонную улыбку… Задыхаясь от упоения и трепетного предчувствия блаженства, он входит за нею в третий этаж большого дома, и что же представляется ему?.. Она, все так же прекрасная, очаровательная, она смотрит на него глупо, нагло, как бы говоря ему: „Ну! что же ты?..“ Он бросается вон. Я не хочу пересказывать его сна, этого дивного, драгоценного перла нашей поэзии, второго и единственного после сна Татьяны Пушкина: здесь г. Гоголь поэт в высочайшей степени. Кто читает эту повесть в первый раз, для того в этом дивном сне действительность и поэзия, реальное и фантастическое так тесно сливаются, что читатель изумляется, узнавши, что все это только сон. Представьте себе бедного, оборванного, запачканного художника, потерянного в толпе звезд, крестов и всякого рода советников: он толкается между ними, уничтожающими его своим блеском, он стремится к ней, и они беспрестанно разлучают его с ней, они, эти кресты и звезды, которые смотрят на все без всякого упоения, без всякого трепета, как на свои золотые табакерки… И какое пробуждение после этого сна! и как можно жить после такого пробуждения? И он, точно, не живет более в действительности, он весь в грезах… Наконец, в его душе блеснул обманчивый, но радужный луч надежды: он решается на самоотвержение, он хочет принести ей в жертву, как Молоху, даже честь свою… „А я только что теперь проснулась, меня привезли в семь часов утра, я была совсем пьяна“, - это говорит ему она, все так же прекрасная, очаровательная… После этого можно ли было жить даже и в грезах?.. И нет художника, он сошел в темную могилу, никем не оплаканный, и мир не знал, какая высокая и ужасная драма была разыграна в этой грешной, страдальческой душе… На другой стороне этой картины вы видите Пирогова и Шиллера… того Шиллера, который хотел отрезать себе нос, чтобы избавиться от излишних расходов на табак; того Шиллера, который говорит с гордостью, что он швабский немец, а не русская свинья и что у него есть король в Германии; того Шиллера, который „еще с двадцатилетнего возраста, с того времени, которое русский живет на-фуфу, измерил всю свою жизнь и положил себе, в течение 10 лет, составить капитал из 50 тысяч и у которого это было уже так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решится переменить свое слово“; наконец того Шиллера, который „положил целовать жену свою в сутки не более двух раз и чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп“. Чего вам еще? Тут весь человек, вся история его жизни!.. А Пирогов?.. О, об нем об одном можно написать целую книгу!.. Вы помните его волокитство за глупою блондинкою, с которую он составляет такую отличную пару, его ссору и отношения с Шиллером; помните, какие ужасные побои претерпел он от флегматического Отелло, помните, каким негодованием, какою жаждою мести закипело сердце поручика, и помните, как скоро прошла его досада от съеденных в кондитерской пирожков и прочтения „Пчелы“?.. Чудные пирожки! Чудная „Пчела“! Пискарев и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» О Пирогове Белинский писал: «Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация!.. Ты многообъемлющее, чем Шейлок, многозначительнее, чем Фауст!.. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысяч человек!»

Образы немецких ремесленников в Н. п. отразили взгляд Гоголя на немцев, отразившийся, в частности, в письме С. Т. Аксакову о К. С. Аксакове от 22 декабря н. ст. 1844 г.: «Константин Сергеевич не смекает, что в эту пору лет, в которой он находится, не следует вовсе заботиться о логической последовательности всякого рода развитий. Для этого нужно быть или вовсе старику или вовсе немцу, у которого бы в жилах текла картофельная кровь, а не та горячая и живая, как у русского человека».

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 г. высоко оценил образ Пирогова: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много, так много, что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоеный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывертывал, делая па, свои столь недавно оскорбленные члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения, думал. А было ли ему стыдно? Без сомненья, нет».

В образе Шиллера отразилось негативное отношение Гоголя к Германии и немцам, вынесенное еще из первой поездки в Германию в 1829 г. 30 мая н. ст. 1839 г. он писал из Рима М. П. Балабиной: «Вы не поверите, как грустно оставить на один месяц Рим и мои ясные, мои чистые небеса, мою красавицу, мою ненаглядную землю. Опять я увижу эту подлую Германию, гадкую, запачканную и закопченную табачищем… Но я позабыл, что вы ее так любите, и чуть было не сказал еще несколько приличных ей эпитетов. Впрочем, совершенно не понимаю вашей страсти. Или, может быть, для этого нужно жить в Петербурге, чтобы почувствовать, что Германия хороша? И как вам не совестно! Вы, которая так восхищались в письме Шекспиром, этим глубоким, ясным, отражающим в себе, как в верном зеркале, весь огромный мир и всё, что составляет человека, и вы, читая его, можете в то же время думать о немецкой дымной путанице! И Можно ли сказать, что всякий немец есть Шиллер?! Я согласен, что он Шиллер, но только тот Шиллер, о котором вы можете узнать, если будете когда-нибудь иметь терпение прочесть мою повесть „Невский проспект“. По мне, Германия есть не что другое, как самая неблаговонная отрыжка гадчайшего табаку и мерзейшего пива. Извините маленькую неприятность этого выражения. Что ж делать, если предмет сам неопрятен, несмотря на то, что немцы издавна славятся опрятностью?»

Гибель Пискарева происходит от того, что высокое искусство не выдерживает столкновения с пошлой прозой жизни. В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» так передает содержание Н. п.: «…Гоголь рассказывает о художнике, в душе которого царит глубокая вера в единство эстетического и морального начала, но эта вера разбивается при встрече с жизнью. Художник встречает на улице женщину поразительной красоты, которая оказывается связанной с притоном разврата. Художником овладевает отчаяние; он пытается уговорить красавицу бросить ее жизнь, но та с презрением и насмешкой слушает его речи. Бедный художник не выдерживает этого страшного раздора между внешней красотой и внутренней порочностью, сходит с ума и в порыве безумия кончает с собой». Фактически здесь Гоголь предсказал собственную судьбу. Его трагическая гибель - род самоубийства, когда писатель сознательно уморил себя голодом, была вызвана осознанием невозможности примирить эстетику и мораль.

Не исключено, что фамилии героев Н. п. значимы для их характеристики. «Пирогов» символизирует сытость, а «Пискарев» - то, что носитель этой фамилии - «маленький человек», ничто перед сильными мира сего (пескарь мелкая рыбка; фамилия ассоциируется также с писком ребенка, что подчеркивает наивно-детское восприятие героем действительности). Неслучайно именно вкусные пирожки заставляют Пирогова забыть о позорной порке, учиненной ему Шиллером. В чем-то Пирогов - это предтеча Чичикова, который не только столь же практичен, как этот герой Н. п., и обладает столь же завидным аппетитом, но и умеет очень быстро забывать о неприятностях и позоре, пускаясь в новое дело. Кстати сказать, во времена Гоголя слово «пескарь» писалось через «ять», а это буква тогда соответствовала особому звуку, среднему между «е» и «и», а в данном случае в безударном положении этот звук произносился как «и». Фамилии же Шиллер и Гофман даны людям практичным и чуждым всякой поэзии по контрасту с носившими те же фамилии великих романтиков - поэта и писателя.

Из книги Я думал: это давно забыто автора Галлай Марк Лазаревич

Проспект Королева После смерти таинственного (правда, только для великого советского народа, во всем мире это секрета не составляло) «Главного конструктора» - лидера нашего ракетостроения и практической космонавтики Сергея Павловича Королева - и правительственных

Из книги Палата № 7 автора Тарсис Валерий Яковлевич

1 Проспект сумасшедших Каждый старается как можно меньше походить на самого себя. Каждый принимает уже указанного хозяина, которому подражает. Однако можно иное прочесть в человеке. Но не смеют. Не смеют перевернуть страницу. Законы подражания - я называю их законами

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

«Александр Невский» Картину «Александр Невский», снятую в 1938 году, после возвращения Эйзенштейна из Мексики и после «Бежина луга», многие считали компромиссной и, удивляясь на историчность темы, даже упрекали ленту в оперности.Жизнь человека закрепляется в матрицах Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Георгий Иванов. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Из трех газетных мемуарных циклов Георгия Иванова два имели долгую судьбу. С 1924 года в парижском еженедельнике «Звено» начинают выходить очерки под общим заглавием «Китайские тени» с подзаголовком: «Литературный Петербург 1912–1922 гг.».

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

Тот самый проспект…

Из книги Загадка Таля. Второе «я» Петросяна автора Васильев Виктор Лазаревич

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ Моё детство прошло на московской улице Севастопольский проспект, и, по всей видимости, это название сразу запрограммировало мой мозг на дикое котирование Крымских васюков и тамошних напитков.В то время мой папаша работал в институте МЛ при ЦК

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Из книги Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками автора Мунц Наталья Оскаровна

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Раньше Бетанкур никогда не ходил пешком по улицам Санкт-Петербурга. В России это было не принято для человека в чинах. Единственный, кто позволял себе пешие прогулки по городу, был царь.Карета существовала не только как признак богатства, роскоши, но и как

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

Большой проспект, дом 50, кв. 9 «Динамо». 1945

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Накрапывал дождь. Гоголь возвращался домой, на Малую Морскую. Невский проспект был освещен синеватым светом газовых фонарей и керосиновых ламп в витринах магазинов. В неверных отблесках света он казался фантастически-необычным. Лишь скользящие силуэты

Из книги Недавние были автора Бражнин Илья Яковлевич

Александр Невский 1 Близкой сечи душа не дождется, Как трава грозы и дождя. В нетерпенье радостном бьется Соколиное сердце вождя. То же знамя, что было в Копорье, Словно кречет, рвется в полет… Только ветер с Варяжского взморья, Снег и ветер да рыхлый лед! Блещет сталью

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ПРОСПЕКТ ПАВЛИНА ВИНОГРАДОВА После поездки вместе с Поскакухиным на остров Мудьюг я вернулся в Архангельск, разыскал ещё кое-кого из бывших мудьюгских каторжан, поработал в архангельском истпарте и в областном архиве. В поисках документов, относящихся к гражданской

Из книги автора

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», повесть. Опубликована: Гоголь Н. В. Арабески. СПб., 1835. Первые наброски Н. п. относятся к 1831 г. Они сохранились в одной тетради с набросками «Ночи перед Рождеством» и «Портрет».Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10

Наброски повести «Невский проспект» появились, когда Н. В. Гоголь работал над «Ночью перед Рождеством» в 1831 году. В это время писатель жил в Петербурге и недолго служил в разных государственный ведомствах. Личные впечатления сказались в точности описания петербургского пейзажа и быта.

Ода Невскому проспекту

В начале повести автор дает тонкую точную характеристику главной улицы города. В ее описании уже проглядывает и лирик, и сатирик одновременно. Слагая гимн жизни улицы, а она описывается прямо-таки по часам, иронично и поэтично, писатель рассказывает, кто, когда и в каком настроении прогуливается или пробегает по прекрасному проспекту - главной артерии столицы.

Здесь и пахнет гуляньем. Гувернеры и гувернантки выводят своих питомцев на прогулки, чуть позже прогуливаются семейные пары и те счастливцы, чья служба оканчивается в два часа дня. Позже, в три часа, он во всякое время года расцветает, как весной, зелеными мундирами, которые в основном торопятся и пробегают голодные, не рассматривая вывесок и магазинов, а по вечерам, в сумерках, здесь прогуливаются молодые люди в поисках приключений.

С этого описания центра столицы начинается краткий пересказ. Невский проспект становится на время действующим лицом в повести, по которому вечерком гуляют два знакомых - Пискарев и Пирогов.

Художник Пискарев

Они оба заметили двух красивых девушек и решили познакомиться. Но поскольку девушки шли в разные стороны, то и молодые люди разошлись, догоняя молодых красавиц. Так происходит завязка действия.

Продолжаем краткий пересказ. Невский проспект повел художника Пискарева за очень красивой, как ему казалось, неземной брюнеткой. Пискарев - по натуре человек очень деликатный и робкий, но Н. В. Гоголь обобщает этот образ. Он дает портрет не конкретного художника, но человека, принадлежащего к определенной социальной группе. Таковы все художники-бедняки Петербурга - они добрые, кроткие, застенчивые, пьют себе чай друг с другом и разговаривают потихоньку, сидя в маленькой комнатенке.

Пока Пискарев идет вслед за девушкой, ему хочется увидеть лишь одно - где она живет. Но она поманила его за собой, и художник попал в ужасная для нежного сердца художника неожиданность, он в ужасе убегает к себе домой. Так продолжается краткий пересказ. Невский проспект с его соблазнами погубит неприспособленного для жизни художника. Дома ему приснится удивительный сон, что девушка пригласила его на бал. А далее он будет мечтать о ней непрерывно, пока не придет к мысли, что ему надо жениться на девушке и вытащить ее таким образом из пропасти, в которую она попала. Но не требуется. Ей не хочется жить тихой полунищенской жизнью.

Возобновим краткий пересказ. Невский проспект приводит Пискарева домой. Он запирается, и соседи не видят его. Наконец дверь его комнаты взломали, и все увидели, что он покончил с собой.

Его тихо похоронили на Охтинском кладбище. Неприспособленный к реальной жизни, он не смог справиться с ней.

Поручик Пирогов

Это совершенно иной социальный тип, показанный Н. В. Гоголем, наглый и беспринципный. Этот ловелас стал преследовать понравившуюся ему блондинку. В этой части "Невский проспект" - повесть о самодовольной и наглой николаевской военщине. Поручик Пирогов попадает в дом немца-жестянщика Шиллера, которому его приятель Гофман собирается отрезать нос. Шиллер подсчитал деньги, которые уходят на табак, и решил, что дешевле жить без носа. Оба приятеля совершенно пьяны, но трезвеют, когда видят у себя чужого человека. Пирогов, чтобы объяснить, как он сюда попал, говорит, что хочет заказать новые шпоры. Но, заглядывая почти каждый день, никак не может застать приглянувшуюся блондинку одну. Наконец он выясняет, когда мужа не бывает дома, и преспокойно приходит поухаживать за хорошенькой женой жестянщика. Он уговаривает ее потанцевать с ним, надеясь, что дальше все пойдет само собой.

Но в разгар танцев возвращается муж с приятелями и прерывает это веселье, которое самой хозяйке совсем не нравится. Они выпороли, так стоит в первой редакции повести, поручика, а во второй об этом сказано неопределенно, и выгнали его. Поначалу Пирогов хотел бежать жаловаться хоть генералу, хоть царю, но, поразмыслив, решил выбросить оскорбление из головы. Так продолжается «Невский проспект», повесть Н. В. Гоголя. Поручик совершенно успокаивается, зайдя в кондитерскую и съев слоеные пирожки. Вечером в компании он уже танцевал, и все восхищались им.

Заключение

Такова повесть «Невский проспект». Герои, Пискарев и Пирогов, очень разные, и показаны Н. В. Гоголем чрезвычайно ярко. Если художник вызывает сочувствие, то самоуверенный и совершенно бессовестный поручик - отвращение. Это очень короткая повесть - «Невский проспект» (Гоголь). Содержание состоит в том, какой итог подвел сам

Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел.

При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной линии.

Герои пьесы объединены не столько действием, сколько, поначалу, местом проживания и образом жизни. Все они - ночлежники, хотя и разного социального происхождения.

Социальные различия принципиально важны для самих персонажей и составляют предмет их разговоров, но для автора важнее аспект филосовский, и он умело сводит к минимуму социальные противоречия между своими персонажами.

Человек в мире пьесы оказывается лишним, выкинутым за порог жизни. Бубнов Насте: "Ты везде лишняя... Да и все люди на земле - лишние".

Персонажей можно поделить на две группы: "волков" и "овец", вызывающих у читателя симпатию и антипатию; "верующих" и "неверующих";работников и нахлебников. Но эти различия важны автору скорее для того, чтобы индивидуализировать каждое действующее лицо. Это всего лишь разные вариации одной главной темы - Темы "правды": для одних правда есть отталкивающая реальность их жизни, для других - мечта о лучшей участи.

В первом действии "выпадает" из общего ансамбля действующих лиц образ Луки. В нём единственном нет озлобленности и агрессивности. Лука иначе относится к людям, чем обитатели ночлежки, иначе разговаривает с ними. Для Луки убеждение, что все - люди, все - равны, есть исходное. Для него каждый индивид - источник особого качества, неведомого миру.

Лука - не столько герой, сколько "католизатор" тех внутренних духовных процессов, которые едва теплились в наимение безнадёжных обитателях ночлежки. С его появлением в душе каждого из таких персонажей возникает огонёк надежды на возможность вырваться "со дна".

Ни одному из героев не удаётся воплотить свою пробудившуюся мечту в жизнь. В финале пьесы усиливается трагическое напряжение. И вновь каждый персонаж вносит свою лепту в выстраивание общего главного мотива. С приходом Луки Клещ и Татарин оттаивают. Клещ даром чинит гармонь Алёшке.

В нём родился проблеск любви к людям, а с ним - и радость от собственного существования. Красота свободной жизни "на дне". Отрезвляет сообщение о смерти Актёра. Оно заставляет ночлежников вновь задуматься: а может ли существовать правда без мечты? Способен ли человек встать с колен, если его мечта растоптана окружающими его людьми, растоптана "злой" правдой? Можно ли полюбить героев этой пьесы и если да, то за что? Когда мы читаем или смотрим пьесу, многие обитатели костылёвской начлежки вызывают у нас сочувствие и даже симпатию. Их жалко, и кажется, что без доброй жалости им не выжить. Хотя кроме жалости нужно собственное волевое усилие. Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Герои пьесы живут в нищете, грязи и бедности. В сыром подвале ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе. И в этой давящей, мрачной и бесперспективной обстановке собрались воры, шулеры, нищие, голодные, калеки, униженные и оскорбленные, выброшенные из жизни. Герои различны по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Здесь собрались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду. Пепел, жаждущий правильной жизни. Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при котором человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те многие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась.… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходности своей доле: “Работы нет … силы нет.… Вот, правда! Пристанища, пристанищу нету! Издыхать надо. … Вот, правда!” Пестрая галерея персонажей - это жертвы капиталистического порядка даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливались ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Все действующие лица резко разделяются на две основные группы: босяки-ночлежники и хозяева ночлежки, мелкие собственники, мещане. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”. Лицемерный и трусливый он стремится елейно-религиозными речами прикрыть свои хищнические вожделения. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Она обладает такой же жадностью, жестокостью собственницей-мещанкой, пробивающейся к своему благополучию любой ценой. Здесь действуют свои неумолимые волчьи законы.

Хозяевам-мещанам, потерявшим все человеческое, противопоставлены босяки-ночлежники. Состав ночлежников пестрый: они пришли на “дно” разными путями, прожили каждый свою жизнь, они различны и по характеру, по убеждениям, и по силе желания вырваться из подвала. Но какими бы они ни были, они стоят по своим нравственным качествам неизмеримо выше хозяев ночлежки.

Здесь свои “короли” и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только у последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчеловечность. Судьбы всех этих людей и само существование “дна” доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

В течение действий со сцены слышится ругань, происходят драки, герои говорят о своих несчастьях и о несчастьях других людей - в пьесе показаны самые страшные стороны жизни. Но, несмотря на это, атмосфера пьесы, настроение, которое она вызывает у зрителей, и с каким они уходят из театра, - оптимистичны. Зритель и человек видят среди этих отбросов общества людей изуродованных, но с чувством собственного достоинства, способных жить иной жизнью.

Горький со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств.

“К восстанию ради свободы труда они органически неспособны”, - говорил Горький позднее о героях пьесы. Более того, участие в восстании людей, подобных обитателям ночлежки, было бы дискредитацией самой идеи социалистического труда, а не анархический разгул отчаявшихся и разуверившихся в жизни людей.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденностью художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это бала эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

С самого начала пьесы, многое звучит как спор Горького с самим собой, со своей прежней идеализации босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной: опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: “Врешь, не было этого!”.

Обитатели “дна“ выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

А ведь это люди, которые знали и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горечью восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.