"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
Анализ детских работ по ИЗО
Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.
Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.
При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.
Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.
Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:
сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.
4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
5Предложить найти работу, похожую на образец.
6Рассказать о работе, указанной воспитателем.
7Сравнить работу с образцом.
8Найти две разные работы.
9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.
10.Найти работу с определенной ошибкой.
11.Найти работу, в которой проявлено творчество.
12.Найти работу, в которой проявлено творчество.
13.Найти незаконченную работу.
14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./
17.Выделить две три самые аккуратные работы.
18.Найти самый интересный рисунок.
19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.
20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./
То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.
Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».
Подготовила и провела старший воспитатель
Январь 2015 год
Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.
В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.
К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.
Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.
В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.
Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.
При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.
Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.
При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.
В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.
Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.
В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.
Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.
Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.
В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:
1. Дать общую оценку деятельности детей.
2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.
3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
5. Рассказать о работе указанной воспитателем.
6. Предложить найти работу, похожую на образец.
7. Сравнить работу с образцом.
8. Найти две разные работы.
9. Найти похожие работы.
10. Найти работу с ошибкой.
11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
12. Найти незаконченную работу.
13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
16. Предложить найти натуру по работе.
17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
18. Найти самый интересный рисунок.
19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
20. Найти работы с самыми выразительными образами.
Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.
Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами - отражается именно в детском рисунке.
Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.
Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг - людей, животных, деревья, дома.
Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка - дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим - тем импульсивнее ваш ребенок.
Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот - рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.
Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей
Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены - значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища - признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.
Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.
Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый - о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный - ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.
Когда ваш малыш рисует свою семью - первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки - малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то - значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя - это признак одиночества, нехватки внимания. Детская ревность к брату или сестре может выразится в нежеланием рисовать того или иного члена семьи. Возможен и такой вариант: «художник» нарисует их, но отдельно от остальных.
Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас - позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко - скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.
Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.