Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественная культура конца 20 века. Контрольные вопросы и задания

Художественная культура конца 20 века. Контрольные вопросы и задания

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля

Так возник авангардизм. Его основные черты:


В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др. В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке. В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности. Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. «высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте». В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта и широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России. Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фотоискусство (Надара, Камерон и др.), «театр абсурда» (Ионеско, Бекет), кинематограф (Тарковский и др.).

реализма Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка Франца Кафки Райнера Мария Рильке

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение.
Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат.

modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др.

В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке.

В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи.

Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат.

«высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте».

В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России.

Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом.

Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Футуризм в России (Крученых, Маяковский, Хлебников, Каменский, братья Бурлюки) характеризовался стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском «словотворчестве и словоновшестве».

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр.

surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др.

провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями.

Художественная культура XX века

Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Художественная литература XX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям.

В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации.

Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения.

Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

  • Ампир —
  • -Романский (X – XIII вв.)
  • -Готический (XIII – XVI вв.)
  • -Барокко (кон. XVI – сер. XVIII вв.) — основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки (кон. XVI – сер. XVIII вв.), которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.
  • -Нарышкинское (московское) барокко – стилевое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв., внешне сходное с западноевропейским барокко.

Характерен пышный белокаменный декор (церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь).

  • -Классицизм (XVII – XIX вв.) – стилевое направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился во Франции, отражая подъем абсолютизма. Он воплощал идеалы просвещенной нравственной монархии и гражданского служения. Позже, в XVIII в. Стал выражать гражданские идеалы Просвещения. Особенности русского классицизма: предпочтение национальной тематики, связь с традициями русского фольклора и с просветительством.
  • -Рококо (сер.

XVIII в.) — стилевое направление в европейском искусстве сер. XVIII в. Архитектуре рококо свойственна прихотливая, часто ассиметричная отделка интерьеров, обычно включавшая завиток в виде раковины (рокайль). Для изобразительного искусства в стиле рококо характерна грациозная трактовка образов, преобладание салонно-эротических и пасторальных сюжетов, театральность и манерность образов, камерность, декоративные эффекты.

  • -Романтизм (к.

XVIII — нач. XX вв.) – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре кон. XVII –нач. XIX вв. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности. Направлению присуще изображение сильных страстей, одухотворенности природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация прошлого. Представители романтизма: В.А.

Жуковский (1783 -1852 гг.) – выдающийся русский поэт и переводчик, консервативный романтик, К.Ф.

Художественная культура 20 века.

Рылеев (1795 – 1826 гг.) — поэт – декабрист, ярчайший представитель активного гражданского романтизма.

  • -Реализм (XVIII вв.) – (от позднезднелат. Realis – вещественный, действительный) форма художественного сознания нового времени, а также стилевое направление и творческий метод в искусстве.

Он основывается на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни и подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Разновидностью его является критический реализм.

  • -Натурализм (последн. XIX в.)

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века.

  • Модернизм – направления литературы и искусства кон. XIX — нач. XX вв. (кубизм, футуризм, неоклассицизм, неоромантизм) характеризующиеся разрывом с традициями реализма.
  • Символизм – направление в искусстве 1870 – 1910 гг., сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещи в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия, это и универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
  • Импрессионизм –(фр.

Impression – впечатление) – направление в искусстве посл. трети XIX – нач. ХХ вв., отмеченное стремленем наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления художника. Это привело в живописи к поиску новых форм, композиций, цветосочетаний; в скульптуре – новых пластических объемов и динамики тела.

  • Постимпрессионизм – общее название течений в живописи кон.XIX – нач. XX в., которым присущ интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно – стилизующим формальным приемам.

Европейскими родоначальниками были Сезанн, Ван Гог, Гоген. Из русских черты постимпрессионизма присущи многим художникам «серебряного века» В.Борисову –Мусатову, М.Врубелю, Н. Рериху)

  • Сюрреализм
  • Абстракционизм- (беспредметное искусство) течение в искусстве, преимущественно в живописи, скульптуре и графике.

Связано с концепцией «искусства ради искусства». Возникло в ХХ веке в ходе расслоениения ряда течений (кубизма, футуризма и т.д.). Яркие представители В. Кандинский, К. Малевич

  • Футуризм –(лат. Futurum -будущее) авангардное направление в европейском искусстве 10-20 –х гг. ХХ вв., разновидность модернизма, культивировавшее урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города) и разрушавшее даже естественный язык («слова на свободе» или «заумь»).
  • Дадаизм

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Художественные направления в культуре XX века

Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма , ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма.Его основные черты — отход от культурных ценностей XVIII — XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.

Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм (от фр.

fanve —дикий), представленный именам французских живописцев — А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм.

Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.

На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) .

Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля, поборники данного художественного направления (немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства (Ф.

Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических, кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии, породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.

Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр.

cube — куб) — авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм — куб, конус, цилиндр.

По выражению автора термина "кубизм", Л. Восселя, в картинах данного направления господствует "множество кубиков". Годом возникновения этого направления считается 1907 год, когда выдающийся художник П. Пикассо выставил свою программную кубическую картину "Авиньонские девицы" — большое панно, на котором изображена сцена борделя. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами.

Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения.

Если на первом этапе развития кубизма (1907 — 1913 гг.), получившем название " аналитический", все изображения дробятся на мелкие плоскости и кубики, что, по мнению авторов, позволяет глубже проникнуть в суть предметов и явлений, то на синтетической стадии все большее внимание уделяется цвету, картины становятся все более абстрактными, декоративными и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые и серые тона уступают место более ярким и контрастным.

Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм — творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.

Кандинский в книге "О духовном искусстве" (1910 г.), где он утверждал, что художник — пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед " застрявшую повозку человечества". Но сделать это можно, только создав " новую реальность", которая есть не что иное, как внутренняя субъективная реальность, исходящая из интеллекта и чувств художника.

Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники (В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Первое из них, обозначенное творчеством В. Кандинского, Ф. Купки и др., главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремиться выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", неподвластные грубой предметности реальной действительности. Это в наиболее яркой форме воплощено в картине В. Кандинского " Эскиз 1 для композиции VII" (1913 г.), где буйство красных, оранжевых, желтых, голубовато-зеленоватых красок, перемежающихся черными полосами, над которыми возвышается красная фигура, напоминающая одновременно и лицо, и виолончель, должно, по замыслу художника, выразить сложную мелодию как бы звучащих чувств, эмоций, переживаний человека.

Оно получило название абстрактный экспрессионизм.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (К.

Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм ( от лат.

высший, последний) К. Малевича,лучизм М. Ларионова, беспредметничество П. Мондриана. Выдающийся художник К Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим "черным квадратом", который он считал не "пустым квадратом", а " восприимчивостью к абсолютной пустоте".

За черным последовали иные изображения квадратов—красные, даже белые на белом фоне. В 1914 году появилась картина " Динамический супрематизм", давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера. Супрематизм рассматривался К Малевичем как абсолютное преобладание в художественной деятельности "чистого" ощущения, освобожденного от какой-либо связи с предметной реальностью.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм — одно из авнгардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России.

Его исходной точкой стало опубликование в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1910 г. итальянским поэтом Ф. Маринетти "Манифеста футуризма". Сущность этого течения — бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов. Они стремились вырезать "раковую опухоль" традиционной культуры скальпелем техницизма, урбанизма и новой науки.

Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Их лозунг: "Война — единственная гигиена мира!". Некоторые из них после войны примкнули к фашистской партии итальянского диктатора Б. Муссолини. Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом.

В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Художественная культура 20 века

В результате на картине возникают " размытые" кадры с изображением лошади с двадцатью ногами, автомобиля — с множеством колес. Еще одной важной особенностью футуризма было стремление внести в изобразительное искусство шумы и звуки технизированного мира при помощи визуальных средств.

Дж. Балла, например, называет свою картину " Скорость автомобиля + свет + шум".

Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В.

Маяковский, В. Хлебников, В Каменский, браться Бурлюки характеризовались стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском "словотворчестве и словоновшестве", что отчетливо проявилось в зауми В. Хлебникова. Их отличало обостренное ощущение грядущего "мирового переворота", неизбежного "крушения старья" и возникновение " нового человечества". Они стремились поставить свое искусство на службу революции, но к 20 годам пришлись не по вкусу новым властям, подверглись резкой критике, а их группировки были распущены.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века сталсюрреализм (от фр.

surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители — писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациями.

Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность. Самый знаменитый художник этого направления Сальвадор Дали называет свой подход к творчеству " параноидально-критическим методом", позволяющим образы, хорошо знакомые разуму, — людей, животные, здания, пейзажи— соединять в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, туловища женщин — в лошадей, а раскрытые женские губы — в розоватый диван.

В его знаменитой картине " Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г.)" секс и ужас переплетаются воедино: мягкая женская плоть в центре контрастирует с грубыми мозолистыми руками, одна из которых сжимает грудь, а другая вдавливается в землю, как старый корень виноградной лозы, питающийся вареными бобами, символизирующими простых людей, которые становятся жертвами войны.

Потрясенный катастрофами XX века, С Дали потрясает зрителя фантастическими, мастерски выполненными композициями, в которых причудливо переплетены страхи Эдипова комплекса, персонифицированные в портретах В.

И. Ленина, вмонтированных в клавиатуру черного рояля ("Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле" (1931) и в фотографии фашистского диктатора на золоченной тарелке под мрачной тенью черного телефона, висящего на обрубленном дереве и испускающего из своей трубки гигантскую слезу (" Загадка Гитлера" (1939), с ужасами войны "Лицо войны" (1940-1941), где череп, глаза и рот мертвой головы наклонены над другими черепами.

Возникающие из подсознания чувственные сны, кошмары и параноидальные фантазии, превращающиеся в скрытую реальность, образуют плывущую, колышущуюся, наполненную динамизма картину, в центре которой часто оказывается образ плотно одетой, полураздетой и совершенно обнаженной Галы (урожденной русской Елены Делувиной-Дьяконовой) — обожаемой художником его жены, которую он описывал очень сексуальной и страстной.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фото-искусство (Ф.

Надара, Д. Камерон и др.), " театр абсурда" (Э. Ионеско, С. Бекет), кинематограф (А. Тарковский и др.).

Художественная литература XX века

Художественная литератураXX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867—1933), (знаменитая трилогия " Сага о Форсайтах"), немецкий писатель Томас Манн (1875-1955), создавший хорошо известный роман " Доктор Фаустус", французские писатели Ромен Роллан (1866-1944)— автор романов " Кола Брюньон", " Очарованная душа" и Анатоль Фроис (1844—1924) — создатель романа " Остров пингвинов", американские писатели Уильям Фолкнер (1897—1962), создавший серию романов "Шум и ярость", "Деревушка" и др.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895—1952) и Луи Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871-1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Особенности художественной культуры XX в. были определены новыми условиями ее формирования, среди которых в качестве ведущих факторов выступили революции, войны (особенно две мировые), научные открытия и технические достижения . Предпосылки художественной культуры этого времени начали складываться в конце XIX - начале XX вв. Поэтому искусство этого периода - искусство переломное, кризисное, выражающее наивысшую напряженность момента и обретающее новую почву для своего развития. На рубеже веков с появлением импрессионизма на Западе и деятельностью объединения «Мира искусства» в России художественная культура обретает новую функциональную заданность.

Если предшествующее искусство критического реализма свою задачу видело в обличении действительности, стремлении ее переконструировать, то искусство нереалистическое (а по существу, это почти все новое искусство XX в.) стремится стать средством интуитивного или, напротив, интеллектуального постижения действительности. Не пытаясь соперничать с такими только что появившимися способами запечатления реальности, как фотография и кино, и отказываясь от дублирования внешнего мира феноменов, художники пытаются создать новую реальность, новый мир, заключенный в рамки двухмерного пространства полотна.

Для искусства XX в. характерно в большей степени не приближение к действительности и ее критика (как это было характерно для критического реализма), а отстраненность от событий общественной жизни, не социологизм, а философия в красках, где художники отражали идеи космизма (работы А. Филонова) и показывали разрушение материи своими собственными средствами художественной выразительности (супрематизм К. Малевича).

Отсюда и проявляющаяся подчас неэмоциональность, холодность, рассудочность этого искусства, несущего не только художественную, но и философскую нагрузку . Именно эти его качества, а именно аполитичность, асоциальность и отсутствие четко выраженной ориентации на подражаниеприроде , т. е. беспредметность, позволяли обозначать его как элитарное , буржуазное, создаваемое для избранного меньшинства художником в «башне из слоновой кости». Принципы нового искусства допускают возможность искажения реальности, разъятия объемов на отдельные фрагменты-плоскости, что отличает, в частности, произведения кубистов . Иногда художники (как, к примеру, примитивист А. Руссо ) создают свой собственный, наивный мир, который как бы напоминает человеку о золотом веке.

В контексте этой собственной, беспредметной реальности эмоции вызываются определенными цветовыми сочетаниями, а также геометрическими конструкциями. Характерно, что многие художники начинали работать в рамках предметной реальности, но постепенно отказались от принципов реализма, сочтя их не соответствующими времени (этот путь проделали в своем творчестве К. Малевич и В. Кандинский).


Принцип отказа от реальности и традиционных методов ее воплощения в художественном произведении становится ведущим и в архитектуре, где модерн рубежа веков скоро уступает место конструктивизму с его опорой на современныетехнические достижения, интернациональному стилю , унифицирующему культурные различия в зодчестве, затем - органической архитектуре , как бы «вписанной» в природный контекст , ближе к концу века - деконструктивизму и постмодернизму .

Еще одной особенностью искусства XX в. является отсутствие общего единого стиля , позволившего бы расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Многие из них в истории искусства XX в. сосуществуют параллельно, существенно не влияя на эстетику друг друга. Так, фовизм , либо кубизм , не является следствием развития реализма рубежа веков, точно так же неореализм конца 40-х гг. не проистекает из абстракционизма . Художественная жизнь каждого из этих направлений также различна: некоторые из них, возникнув внезапно, без видимых предпосылок, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на всем протяжении века, претерпевая лишь несущественные видоизменения в различных исторических и социальных условиях, как, например, неоклассика .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ВЫСШОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «УЖГОРОДСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Реферат

На тему:

«Художественная культура 20 века»

Подготовила: студентка І курса,

Русского отделения Бордакова Виктория

Руководитель: Бородина Людмила Павловна

кандидат филологических наук,

Ужгород 2014

Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.

Литература

Представители литературных направлений

· Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

· Мистики--богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

· Декаденты--индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

· Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

· Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

· Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

· Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

· Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

· Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы -- сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946--1953 гг.); "оттепели" (1953--1965 гг.); застоя (1965--1985 гг.), перестройки (1985--1991 гг.); современных реформ (1991--1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Живопись

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, отечественные художники 20 века внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала века многие художники с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

Пластов Аркадий (1893-1972) советский художник, чье биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. За свои заслуги был награжден многими наградами и получил звание народного художника СССР. Живописные работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относится к простому быту крестьян и уважаем ими. За многолетнее творчество художника им написано множество картин из них выделяются полотна Сенокос, и Жатва. Ужин трактористов, Первый снег, картина Летом, Саня Маликов и другие По советским временам это были очень популярные картины восхвалявшие пролетарский дух простого крестьянства.

Решетников Федор (1906-1988) известный русский художник времен СССР. Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. В его творчестве очень популярные картины: Прибыл на каникулы, Опять двойка, За мир, Мальчишки, Достали языка и друге работы. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма», воодушевленный этим произведением художник дополнительно еще написал и книгу к этой картине.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) без сомнения, относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма. Но неизменно и упорно верна себе и собственным принципам. В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом, она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др.

Кустодиев Борис (1878-1927) исконно Русский и Советский художник 20 века прославился своим не просто поражаемым творчеством, с разящим цветом и колоритом его картины. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Частенько художник писал полнофигурные картины не богатых купцов, или людей близких к подобному роду занятий, например Купец, считающий деньги. Художник отображал на своих полотнах русские праздники например Масленица 1916, 1919 и 1920 г. Очень выделяются на фоне его картин женщины. как правило их художник видел всегда взбитыми и пухленькими, здесь вам например очень смачная Купчиха за чаем. 1918. В русской бане с веничком Русская Венера 1926, и много много других. В 1920 году с пролетарским духом написана картина Большевик. Также Кустодиев писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Самым заметным портретом можно назвать Портрет Шаляпина Ф. И. 1921, Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. Портрет Нотгафт Р.И. 1909 г.

Юон Констянтин (1875-1958) Русский, советский художник, его жанр творчества распространялся в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма. Его самые заметные картины это: Волшебница Зима, Мартовское солнце, Русская зима, Лигачево, Весенний солнечный день, Конец зимы. Полдень и др. В модной теме для художников на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета.

Серге м й Васи м льевич Рахма м нинов (1873-1943) -- русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова -- современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»). культура литературный искусство музыкальный

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Дми м трий Дми м триевич Шостако м вич (1906-1975,) -- советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда(1966). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1968).

Произведения:

· 15 симфоний

· Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером)

· Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)

· 15 струнных квартетов

· Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950--1951)

· Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)

· Квинтет

· Оратория «Песнь о лесах»

· Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»

· Антиформалистический раёк

· Концерты и сонаты для различных инструментов

· Оперетта «Москва, Черёмушки»

· Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).

Гео м ргий Васи м льевич Свири м дов (1915 -- 1998)-- советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда(1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Ученик Дмитрия Шостаковича.

Среди его музыкальных произведений всемирно известны вальс к фильму по повести Александра Пушкина «Метель» (1964) и сюита «Время, вперёд!» (1965), тема заставки советского главного выпуска новостей «Время» в 21 час.

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 в городе Энгельсе, ныне Саратовской области. На общем фоне выделяется оригинальностью его оратория «Нагасаки» (1958), написанная в качестве дипломной работы. Тематику, интересующую композитора, определяют сами названия его произведений: «Поэма о космосе» для симфонического оркестра (1961), опера «Одиннадцатая заповедь» (1962). Проблематика их актуальна и направлена в будущее. Отличались произведения Шнитке и необычным сочетанием инструментов, для которых он и писал специально камерные сочинения «Гимн № 1 для виолончели, арфы и литавр» (1974), «Гимн № 2 для виолончели и контрабаса» (1974), «Желтый звук -- сценическая композиция по В. Кандинскому для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов» (1974), «Гимн № 3 для виолончели, фагота, клавесина и колоколов», «Cantus perpetuus для клавишного инструмента и ударных» (1975). Все эти изыски в названиях сочинений в первую очередь шокировали музыкантов. Среди них расползались слухи о необычных, таинственных, диссидентских опусах «странного московского композитора».

Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году в поселке Бекетовка под Сталинградом. Пахмутова целиком посвятила себя песенному жанру, в котором и нашла себя. Если первые песни Александры Пахмутовой еще не отмечены клеймом мастера, то в последующих произведениях -- «Надо мечтать», «Геологи», «Хорошие девчата», «Старый клен», «Машинист», «Песня о друге», «Камчатка», «На Смоленщине», «Хорошо, когда снежинки падают», «Снегурочка», «На маленькой станции», «Я тебя люблю» и других -- слушателей неизменно привлекают искренность, ощущение молодости, непосредственность. Вот что об этом говорила сама Пахмутова: «Я люблю песенный жанр не только за присущий ему тесный контакт исполнителя со слушателем, но и за быструю отдачу в творческом процессе. Я люблю песню за ее удивительную судьбу. Я люблю песню за то, что она приходит к людям в момент их наивысшего духовного подъема». Пахмутова активно использовала подмеченные ею свойства песни: соответствие моменту «наивысшего духовного подъема», тесный контакт со слушателем, актуальность. Она не боялась затрагивать героические темы, когда писала такие песни, как «Коммунист», «Надо мечтать», «Слава впередсмотрящим», «Заря космического века», «Марш молодых строителей»... Ясно, что композитор откликалась на актуальные события своего времени, однако при этом старалась уходить от штампов, которые делают песню не более чем однодневкой.

Театр и кино

Театры 20-х гг. разительно отличались друг от друга - по тематике, жанрам, стилю. Был, например, театр "Синяя блуза" - коллектив, созданный в 1923 году. Свое название театр получил от униформы, рабочей одежды, в которой выступали актеры, - синей блузы. "Синеблузники" работали в жанре эстрадно-театральных представлений на темы политической жизни страны и бытовые темы. Это было нечто вроде "живой газеты", состоявшей из обозрений, фельетонов, интермедий, частушек, хоровых, танцевальных и физкультурных номеров. И был Московский художественный театр - театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, дерзавший и нестареющий, несмотря на то, что обзавелся замшелым титулом "академический". В 1922 г. МХТ признала Европа и Америка, где он находился на бесконечно долгих гастролях. В эти сумбурные годы Художественный театр с большим достоинством отстаивал дорогие ему художественные принципы, прежде всего искусство переживания, школу психологической достоверности.

Константи м н Серге м евич Станисла м вский (1863-1938) -- русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936). Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

В 20-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; Станиславский болезненно переживал «измену» учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля Лира»: Гонерилья и Регана -- 1-я и 3-я студии, Корделия -- 2-я. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии.

Влади м мир Ива м нович Немиро м вич-Да м нченко (1858-1943) -- российский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Режиссёрские работы

Московский Художественный театр

· 1898 -- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (совместно с К. С. Станиславским)

· 1898 -- «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)

· 1899 -- «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)

· 1899 -- «Одинокие» Г. Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)

· 1900 -- «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена

· 1902 -- «На дне» М. Горького (совместно с К. С. Станиславским)

· 1903 -- «Столпы общества» Х. Ибсена

· 1903 -- «Юлий Цезарь» У. Шекспира

· 1904 -- «Иванов» А. П. Чехова

· 1905/6 -- «Дети Солнца» М. Горького (совм. со Станиславским)

Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) -- российский и советский актёр и режиссёр, создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914--1949), народный артист РСФСР (1935).

Актёрские работы в театре

· Петя Трофимов -- «Вишнёвый сад»

· Лизандр -- «Сон в летнюю ночь»

Режиссёрские работы

· « Гамлет» Шекспира -- Передвижной театр Гайдебурова

· «Дядя Ваня» А. П. Чехова -- Передвижной театр Гайдебурова

· «Жёлтая кофта» -- Свободный театр

· «Покрывало Пьеретты» -- Свободный театр

В камерном театре

· 1933 -- «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского

· «Сакунтала» Калидасы

· «Женитьба Фигаро»

· «Покрывало Пьеретты» Шницлера

· «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского

· «Саломея» Уайльда

Николай Николаевич Евре м инов (1879-- 1953) -- русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог.

Старинный театр возник в Санкт-Петербурге по мысли Н. Н. Евреинова в конце 1907 года и закончил первый сезон постом 1908 года (литургическая драма, миракль, моралите, пастурель, фарс), возродился в конце 1911 года (испанская драма эпохи расцвета). Из участников и руководителей этой недолговременной, но оставившей заметный след в культурной жизни того времени затеи, следует назвать завзятого театрала барона Н. В. Дризена (одного из основных субсидентов), издательницуН. И. Бутковскую, а в числе прочих теоретиков, прежде всего, конечно, Е. В. Аничкова и К. М. Миклакшевского.

Задачам Старинного театра был посвящён доклад Н. Н. Евреинова, прочитанный 30 ноября 1907 года в Литературном кружке имени Я. П. Полонского. Евреинов выдвинул, в частности, принцип «изображать не изображаемых, а изображающих», «стремиться передать образ мистерии или моралите через черты того учёного аббата или почтенного гражданина, который являлся носителем драматического искусства в ту эпоху». Публика была заинтригована чрезвычайно. Евреинову удалось собрать вокруг своего предприятия лучшие молодые силы, и уже один перечень сотрудников театра не позволяет забыть о нём в анналах отечественной истории.

Ве м ра Васи м льевна Холо м дная (1893-1919) -- русская киноактриса немого кино. За период своей сравнительно недолгой кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до саммой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени -- она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века. Холодная снималась у таких известных режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были знаменитые киноактёры Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Важность портрета, как одного из основных жанров изобразительного искусства. Его роль в культуре и искусстве ХIX века. Знакомство с основными работами русских портретистов, с их жизнью и творчеством. Задачи и значение товарищества передвижных выставок.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2009

    Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    "Золотой век" русской культуры 19 века. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Тесное общение и взаимодействие русской культуры с другими культурами. Художественная литература, музыкальная культура, развитие науки в XIX веке.

    реферат , добавлен 23.01.2008

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Взгляды исследователей русского общества на преобразования Петра I. Развитие просвещения как одного из главных условий преобразований XIII века. Утверждение идеологии "просвещенного абсолютизма", развитие архитектуры и изобразительного искусства.

    реферат , добавлен 11.11.2012

    Возникновение в России новой, преимущественно светской, литературы. Идеи просвещенного абсолютизма. Формирование просветительского реализма и сентиментализма. Прозаические произведения второй четверти XIX века. Развитие изобразительного искусства.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

Общая характеристика художественной культуры ХХ века. Основные исторические события. Этапы развития европейской культуры ХХ века. Развитие интеграционных процессов в сфере экономики и культуры. Мировые войны, революции и их влияние на развитие художественной культуры. НТР, "электронная" революция и их воздействие на художественную культуру. Ускорение темпа развития художественной культуры. Глобальные катаклизмы эпохи и их воплощение в искусстве (П. Пикассо, И. Стравинский, М. Горький, Р. Тагор, Т. Манн, Б. Брехт, А. Берг, А. Скрябин, С. Эйзенштейн, А. Платонов, Ф. Кафка, Д. Оруэлл и др.). Развитие национальных культур и диалога между ними. Национальное и общечеловеческое в художественной культуре ХХ века.

Расширение видовых и жанровых границ искусства, изменение морфологической структуры мира искусств. Артизация пограничных форм творческой деятельности. Новые виды искусства. Доминирующая роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров.

Массовая и элитарная культуры, их художественные модификации. Культура и искусство "третьего направления". Новое в функционировании художественной культуры. Дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, технических средств фиксации, хранения и трансляции, тиражирования искусства. Новые способы художественного производства и формы потребления искусства (кинопроизводство, звукозапись, видеозапись, "компьютерное искусство", теле-радиотрансляция и др.). Художественное образование и воспитание в ХХ веке.

Основные художественные направления и их представители.

Реализм, его национальные и социальные модификации (Б. Брехт, Т. Манн, Э. Ремарк, А. Барбюс, Л. Арагон, Р. Роллан, М. Карне, Т Драйзер, Ч. Чаплин, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, С. Эйзенштейн и др.)

Экспрессионизм как явление немецкой и европейской культуры первой трети ХХ века. Особенности мировосприятия и мироощущения, воплотившегося в экспрессионистском искусстве. Культивирование крайних, отрицательных эмоциональных состояний, обращение к негативным сторонам действительности. Своеобразие выразительных средств и форм экспрессионистского искусства. "Новая венская школа" в музыке, группы "Мост" и "Голубой всадник" в живописи, экспрессионизм в кино ("Гомункулус" Р. Райнерта, "Кабинет доктора Калигари" Р. Вине и др.)

Кубизм в живописи (П. Пикассо, Ж. Брак). Русский кубофутуризм (группа «Бубновый валет»). Супрематизм (К. Малевич и объединение «Уновис»). Влияние супрематизма на русское и европейское искусство первой трети XX века). Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского. Его трактат «О духовном в искусстве». Роль творчества В. Кандинского и А. Скрябина в возникновении цветомузыки.

Сюрреализм. Предшественники сюрреализма. Манифесты сюрреализма. Обращение к "реальности сна". Темы и образы сюрреалистических произведений. Приемы и средства выразительности. Сюрреализм в поэзии (Л. Арагон, А. Бретон, Р. Витрак, Р. Деснос, М. Мориз и др.), живописи (С. Дали, Р. Магрит, И. Танги и др.), кино (Л. Бунюэль).

Другие школы и направления в искусстве ХХ века.

13. Художественная культура России. Основные этапы становления и развития. Древняя Русь Киевская Русь (X-XII вв.) Удельный период истории Древней Руси (вторая треть XII – сер. XV вв.) Московская Русь (вторая пол. XV – XVI вв.) Принятие христианства. Его влияние на культуру, в том числе художественную. Взаимовлияние язычества и христианства. Рождение письменности. Становление рукописной книжной традиции. Полицентризм русской культуры XII–XV вв. Основные центры церковно-религиозной культуры. Культовое зодчество. Основные памятники. Архитектоника крестово-купольного храма. Семантика внешнего декора. Внутреннее убранство храма (фрески, мозаика, иконы). Влияние византийского канона. Основные иконописные школы. Особенности региональных школ иконописи. Формирование единой русской культуры. Москва как культурный центр Древней Руси второй пол. XV – XVI вв. Московский Кремль. Архитектурные особенности. Шатровый стиль в архитектуре. Иконописное убранство соборов Московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия как высшее достижение древнерусской иконописи. Обмирщение русской культуры в XVII в. Ремесло и декоративно-прикладное искусств. «Нарышкинское (московское) барокко» в архитектуре. Изменения образного языка и смысла икон. С. Ушаков. Парсуны. Придворный театр.