Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самые знаменитые вальсы. Слушаем вальсы — знаменитые и не очень

Самые знаменитые вальсы. Слушаем вальсы — знаменитые и не очень

В одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» за 1942 год было опубликовано стихотворение Е. Долматовского «Танцы до утра» , где были такие строчки:

Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра.
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.
Хриплый голос радиолы,
Снег, летящий за порог.
Запах пудры невеселый.
Топот валяных сапог.
Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…

“Стихотворение это я написал почти с натуры, — рассказывает поэт. — Еще первой тяжелой военной зимой, находясь в войсках на рубеже России и Украины в районе Харькова и Белгорода, я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить и отринуть все то, что принадлежит, казалось бы, лишь мирным временам и именуется лирикой.
Стоит воинской колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, и все это носит грустный и целомудренный характер; а рано-рано — расставание, отъезд…

Поет Леонид Утесов


Даже в заголовок стихотворения я вынес то, что крупными неуклюжыми буквами было выведено на листах бумаги, прикрепленных к дверям школы: «Танцы до утра».
Подобные объявления зазывали молодежь в те времена…»

Много месяцев спустя, в декабре 1942 года, Е. А. Долматовский встретил композитора Марка Фрадкина , с которым они написали «Песню о Днепре» . Встреча произошла в районе Сталинграда. С бригадой артистов Фрадкин кочевал по войскам, завершавшим Сталинградскую операцию.

«Я прочитал ему «Танцы до утра»,—продолжает Долматовский свой рассказ.— Вскоре на трофейном аккордеоне он наиграл мне вальсовую мелодию, навеянную, как он говорил, этим стихотворением. Естественно, что ритмически стихи и музыка шли вразнобой.
Мне надо было думать о новом варианте текста, но, по правде говоря, момент требовал иных песен: мы становились свидетелями и даже участниками большой победы…»

Поет Валентина Толкунова

И такие «иные» песни были ими написаны. Очень популярными среди участников Сталинградской битвы были песни М. Фрадкина и Е. Долматовского «У нас в Сталинграде», «Колечко», и многие другие.

Вскоре после Сталинградской битвы, когда армия Паулюса была окончательно разгромлена и на этом участке фронта наступила тишина, непривычная, ошеломляющая, поэта и композитора пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили обоим заслуженные ими боевые награды—ордена Красной Звезды—и попросили познакомить с их новыми песнями, рассказать о творческих планах.
«Фрадкин играл песни, а я смотрел на своего кумира генерала К. К. Рокоссовского ,—заканчивает поэт свои воспоминания о том времени. Мне до этого дня не приходилось так близко видеть этого полководца, пользовавшегося безграничной любовью своих солдат и офицеров… Командующий в присутствии своих главных политических советников — К. Ф. Телегина и С. Ф. Галаджева — интересовался состоянием и действием песенного оружия, находящегося в его войсках и под его начальством.
Я рассказал о нашей задумке — превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Начальник Политуправления фронта Сергей Галаджев, знавший раньше это стихотворение. сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса.

В ту пору слово «офицер» только приобретало право на существование, только проникало в обиход. Мне очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни. Рокоссовский сказал, что новая наша встреча состоится на новом участке фронта, который будет дан нашим сталинградским войскам. Что это будет за участок, какова его география, командующий фронтом не сказал.

Мы вышли из избы, в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс».
Эшелон шел медленно — от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, — знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово “офицерский” в его названии было заменено на “случайный” - ведь песня была и солдатской.

“Случайный вальс” пели на фронтовых концертах многие артисты. А Л. Утесов записал его на пластинку. С тех пор вот уже более сорока лет живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых лирических песен военной поры.

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чем.

Будем кружить,
Петь и дружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовет
Снова в поход…
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.

Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чем.




Ю. Е. Бирюков

Есть люди, которые считают вальсы музыкой исключительно танцевальной, а следовательно - не заслуживающей серьезного к себе отношения. И это может означать только одно: такие люди не достаточно знакомы с этим жанром!

Что такое вальс

Ну-у-у, на самом-то деле, по большому счету эти люди правы: само слово «вальс» не дает простора для разных трактовок. Это действительно и однозначно означает вид бального и народного танца определенного размера и канона в исполнении.

Но это танец. А вот музыка , сопровождающая этот танец - это отдельная история. Хотя основная канва мелодии и должна отвечать ритму танцевальных движений, но это не означает, что она зажата строгими ограничениями в выражении чувств и эмоций!

Король вальса

Разумеется, разговор о композиторах, работающих в этом направлении, необходимо начинать с имени Иоганна Штрауса. Ведь именно он сотворил музыкальное чудо: поднял танцевальную музыку (а кроме вальсов, композитор написал немало полек, кадрилей, мазурок) до симфонических высот!

Штраус имел счастливую судьбу, доставшуюся немногим творческим людям: он стал знаменит и востребован еще при жизни. На пике его творческой карьеры он был назван королем вальсов. Его произведения любили многие авторитетные коллеги по цеху: Чайковский, Оффенбах, Вагнер.

Но вы, возможно удивитесь, когда узнаете, что имел композитор и явного завистника и недоброжелателя, который как только мог, пытался мешать его музыкальной карьере. И удивитесь еще больше, узнав, что этим «злым гением» был его собственный отец - Иоганн Штраус-старший.

Младший Иоганн, проявил удивительное великодушие: не смотря на все козни отца (включая и лишение детей наследства), он посвятил его памяти свой вальс «Эолова арфа». Не говоря уже о том, что за свой счет издает полное собрание отцовских сочинений.

Первый русский вальс

По всем сведениям, дошедшим до наших дней, первым русским вальсом считается творение А.С. Грибоедова - вальс ми минор. Александра Сергеевича многие из нас знают как автора хрестоматийного литературного произведения «Горе от ума».

Но литература не была его основным видом деятельности. Грибоедов - настоящий русский интеллигент и дворянин, служил дипломатом, владел несколькими иностранными языками, был прекрасным пианистом и обладал настоящим артистизмом и хорошим вкусом.

Послушайте его произведение, которое часто так и называют - вальс Грибоедова.

А сейчас будет просто интрига. История совершенно жизненная. Она об одном молодом, подающем надежды музыканте. Не знаю судьбу других его произведений, в общем-то даже не знаю: а были ли они - другие произведения? Но совершенно точно - был вальс.

По каким-то причинам, мне не известным, судьба изменилась, молодой человек не стал композитором, но стал киноактером с мировой известностью. Вальс остался неизданным и не сыгранным для широкой публики, и оставался таковым целых 50 лет!

И только недавно в прекрасном концертном зале, в исполнении прекрасного оркестра прозвучала эта роскошная мелодия. Кто же этот композитор? Как только вы включите это видео - вы сразу его узнаете!

Другие красивые вальсы

Есть вальсы разных композиторов, которые слушать - одно наслаждение.

Есть люди, которые считают вальсы музыкой исключительно танцевальной, а следовательно - не заслуживающей серьезного к себе отношения. И это может означать только одно: такие люди не достаточно знакомы с этим жанром!

Что такое вальс

Ну-у-у, на самом-то деле, по большому счету эти люди правы: само слово «вальс» не дает простора для разных трактовок. Это действительно и однозначно означает вид бального и народного танца определенного размера и канона в исполнении.

Но это танец. А вот музыка , сопровождающая этот танец - это отдельная история. Хотя основная канва мелодии и должна отвечать ритму танцевальных движений, но это не означает, что она зажата строгими ограничениями в выражении чувств и эмоций!

Король вальса

Разумеется, разговор о композиторах, работающих в этом направлении, необходимо начинать с имени Иоганна Штрауса. Ведь именно он сотворил музыкальное чудо: поднял танцевальную музыку (а кроме вальсов, композитор написал немало полек, кадрилей, мазурок) до симфонических высот!

Штраус имел счастливую судьбу, доставшуюся немногим творческим людям: он стал знаменит и востребован еще при жизни. На пике его творческой карьеры он был назван королем вальсов. Его произведения любили многие авторитетные коллеги по цеху: Чайковский, Оффенбах, Вагнер.

Но вы, возможно удивитесь, когда узнаете, что имел композитор и явного завистника и недоброжелателя, который как только мог, пытался мешать его музыкальной карьере. И удивитесь еще больше, узнав, что этим «злым гением» был его собственный отец - Иоганн Штраус-старший.

Младший Иоганн, проявил удивительное великодушие: не смотря на все козни отца (включая и лишение детей наследства), он посвятил его памяти свой вальс «Эолова арфа». Не говоря уже о том, что за свой счет издает полное собрание отцовских сочинений.

Первый русский вальс

По всем сведениям, дошедшим до наших дней, первым русским вальсом считается творение А.С. Грибоедова - вальс ми минор. Александра Сергеевича многие из нас знают как автора хрестоматийного литературного произведения «Горе от ума».

Но литература не была его основным видом деятельности. Грибоедов - настоящий русский интеллигент и дворянин, служил дипломатом, владел несколькими иностранными языками, был прекрасным пианистом и обладал настоящим артистизмом и хорошим вкусом.

Послушайте его произведение, которое часто так и называют - вальс Грибоедова.

А сейчас будет просто интрига. История совершенно жизненная. Она об одном молодом, подающем надежды музыканте. Не знаю судьбу других его произведений, в общем-то даже не знаю: а были ли они - другие произведения? Но совершенно точно - был вальс.

По каким-то причинам, мне не известным, судьба изменилась, молодой человек не стал композитором, но стал киноактером с мировой известностью. Вальс остался неизданным и не сыгранным для широкой публики, и оставался таковым целых 50 лет!

И только недавно в прекрасном концертном зале, в исполнении прекрасного оркестра прозвучала эта роскошная мелодия. Кто же этот композитор? Как только вы включите это видео - вы сразу его узнаете!

Другие красивые вальсы

Есть вальсы разных композиторов, которые слушать - одно наслаждение.

Евгений Дога: самый популярный свадебный вальс
Белое, черное, красное: эти цвета присутствуют почти в каждой сцене фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». На фоне буйной зелени старой дворянской усадьбы строгий контраст белого и черного безупречно вычерчивает рисунок кадра, а красный цвет вносит в него напряжение и динамику. Красный возникает в кадре то летящим силуэтом платья, то ярким пятном цветка гвоздики, то нежным отблеском лучей заката, в финале же проступает алой кровью на белоснежной повязке: страсти, разыгравшиеся под сенью векового парка, отняли жизнь у юной героини этой драмы.

Вальс был написан композитором специально для фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Участники съемочной группы позже вспоминали, что музыка Евгения Доги оказывала на них особое, почти гипнотическое воздействие. Иной раз даже создавалось ощущение, что именно она, эта музыка, подсказывала режиссеру и актерам неожиданные и тонкие художественные решения – ведь съемки шли под фонограмму.

Главная тема вальса начинается с плавного движения по устойчивым ступеням лада. Однако ее спокойное течение перебивается тревожными короткими мотивами – кажется, будто из-за облаков доносятся голоса перелетных птиц. С каждой новой фразой мелодия поднимается все выше и выше. Постепенно она утрачивает аристократическую сдержанность, ускоряет темп, набирает мощь и вовлекает танцующие пары в свое безудержное вихревое движение. На вершине кульминации музыка срывает покровы с тайных мыслей героев, обнажает чувства, обостряет конфликты, и вдруг – холод по коже – становится ясно: трагедия неизбежна.

Вот уже четвертый десяток лет мелодия из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» звучит во дворцах бракосочетания по всей стране: молодых приглашают на первый в их совместной жизни вальс. Неужели ни юные влюбленные пары, ни умудренные опытом сотрудники ЗАГСов не ощущают трагизма этой прекрасной музыки? Как бы там ни было, но с вальса Евгения Доги начали свою семейную жизнь уже сотни тысяч молодоженов! Пусть же судьба поможет им избежать печалей и отмерит счастья с избытком.

Русский романтический вальс 19 века
Родоначальником русского романтического вальса был, конечно же, Михаил Иванович Глинка. Сегодня его гениальный «Вальс-фантазия» несколько подзабыт. Между тем, все остальные русские и советские симфонические вальсы выросли именно из него. Сочетание светлой лирики, романтической полетности и трагической напряженности – вот главные черты, объединяющие их и находящие живой отклик в противоречивой и вечно мятущейся русской душе.

К творчеству другого выдающегося российского композитора 19 века, Петра Ильича Чайковского, судьба оказалась более благосклонной. Вальсы из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» уже больше ста лет исполняются во всех рождественских и новогодних концертах. Все эти годы публика тепло принимала и «Сентиментальный вальс». Не так давно эта музыка вдохновила наших прославленных фигуристов Елену Бережную и Антона Сихарулидзе на создание лирической танцевальной программы.

Бережная и Сихарулидзе получили немало наград за эту работу, но все-таки не они первыми стали использовать романтический вальс в качестве музыкальной основы для спортивно-хореографической композиции. Любители фигурного катания «со стажем» наверняка помнят потрясающий танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова на музыку вальса Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад».

Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад»
Этот вальс все привыкли называть коротко: «Маскарад». На самом деле это одна из частей музыкальной сюиты, сочиненной А. И. Хачатуряном к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» еще в 1941 году. В сюжете драмы тесно переплелись любовь и ревность, коварство и отчаяние.

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

В 1976 году чемпионы мира и Олимпийских игр по танцам на льду Л. Пахомова и А. Горшков исполнили вальс «Маскарад» на показательных выступлениях. «Золотой» советской паре рукоплескал весь мир! Такого сочетания техники и артистизма не удавалось достичь еще никому. Кроме того, многие зрители впервые открыли для себя необыкновенно красивую и экспрессивную музыку Хачатуряна. Да, в тот год сотни тысяч меломанов во всем мире добавили в свои личные фонотеки грампластинки с записью вальса «Маскарад».

Видеоматериалы тех лет несовершенны – простим им этот недостаток, насладимся музыкой и танцем.

Старинные русские вальсы (начало 20 века)
Старый городской сад, танцплощадка, эстрада «ракушкой» – и непременно духовой оркестр, играющий старинные русские вальсы… Удивительно: многие из нас испытывают чувство ностальгии при звуках духового оркестра, даже если мы родились спустя десятки лет после войны и ни разу в жизни не видели настоящей «ракушечной» эстрады! «Амурские волны», «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон»…

О нет, «Осенний сон» – это, к сожалению, не наше. В начале 20 века вальс «Autumn Dream» сочинил британский композитор Арчибальд Джойс. Однако российская публика так полюбила его, что привыкла считать своим.

А что же остальные старинные русские вальсы? Может быть, и у них иноземное происхождение? Нет, остальные – настоящие россияне. Вальс «Березка» написан русским военным музыкантом Дрейзиным Е. М., «На сопках Маньчжурии» – Шатровым И. А.


Фронтовые лирические песни-вальсы

В годы Великой Отечественной войны наряду с суровыми маршами звучала и лирическая музыка. Напевные мелодии и простые искренние слова на фронте были даже важнее, чем маршевые ритмы и воинственные призывы.

В задушевных интонациях песен-вальсов, таких, как «В лесу прифронтовом» (авторы композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский), слышался и привет из мирной жизни, и наказ биться до победы.

В это трудно поверить, но было время, когда целый ряд лучших советских песен военного времени полуофициально «прикрыли». Их не разрешали выпускать в радиоэфир, запрещали петь со сцены. Аргументация была абсолютно абсурдной – но это мы понимаем уже сегодня, спустя десятилетия. А тогда, в 70-х, о фронтовой песне Михаила Фрадкина и Евгения Долматовского «Случайный вальс» в учебнике для музыкальных училищ было написано, что она-де безнравственная, потому что «воспевает сомнительную поэзию случайных встреч».

Сегодня никто уже не помнит имен деятелей, столь трепетно заботившихся о нравственной чистоте советского народа. А мы, слушая песню «Случайный вальс», как будто переносимся в те военные годы – и сжимается сердце.

Вальсы в нашем кино
Кино совершенно немыслимо без музыки, а романтическое кино – без вальса. В кинофильме про школу мы, скорее всего, услышим лирически-взволнованный, с грустинкой, вальс выпускников (как в фильме «Розыгрыш»), в лирической комедии наверняка прозвучит вальс с юмористическим оттенком («Ирония судьбы, или С легким паром»), а уж новогодняя картина не обойдется без праздничного вальса («Карнавальная ночь»). В философской сказке вальс может промелькнуть намеком, припевом, вставкой – но он обязательно будет («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»).

Иной раз музыка преображает бесхитростный, казалось бы, сюжет, и «договаривает» то, что невозможно донести с помощью видеоряда: именно такую роль играет в фильме «Берегись автомобиля» чудный вальс Андрея Петрова. Его нежная и прозрачная музыкальная ткань – это зеркало, в котором отражается светлая, немного «не от мира сего», душа современного Робин Гуда.

Вальс Георгия Свиридова «Метель»
Завсегдатаи филармонических концертов прекрасно знают и любят этот изысканный и одновременно роскошный вальс. Однако с недавнего времени отрывки из него стали звучать в телевизионной рекламе. Нечастый случай: реклама сделала доброе дело и буквально заставила всех телезрителей огромной страны выучить прекрасную музыку на память, да вот только не все знают, что это за музыка и кто ее автор. Пора познакомиться!

Георгий Васильевич Свиридов еще в 1964 году написал оркестровую сюиту к фильму «Метель», снятому по мотивам повести А. С. Пушкина. Вальс – вторая часть этой сюиты. Спустя несколько лет фильм практически забылся, а музыка продолжала звучать: в концертных залах, в грамзаписи, в домашнем любительском исполнении. Георгий Васильевич немного доработал сюиту и переименовал ее в «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Композитор буквально рисует звуками, как красками, используя богатейшие возможности большого симфонического оркестра. Крайние части вальса – это, конечно же, вьюга, начинающаяся с легкой поземки и вырастающая в неистовый снежный буран; средняя часть – картина блестящего бала.

Музыка иллюстраций к «Метели» не только изобразительна, она еще и психологична: ведь в основе сюжета, как всегда, любовь и разлука. Однако, в отличие от многих других, этот романтический сюжет заканчивается вполне благополучно. От прежних невзгод остаются лишь воспоминания.
Впереди – целая жизнь! Хочется верить, счастливая жизнь.
Будем улыбаться, господа!