Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Электронная библиотека института русской литературы пушкинский дом. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

Электронная библиотека института русской литературы пушкинский дом. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук

В состав отдела новой русской литературы ИРЛИ включена, в том числе, Группа по изучению творчества Ф.М. Достоевского, основанная в конце 1965 г. В 1966 г. началась работа над академическим Полным собранием сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах (в 33 книгах). Главным редактором издания стал директор Пушкинского Дома, член-корреспондент АН СССР В.Г. Базанов, руководителем Группы — академик (с 1990 г.) Г.М. Фридлендер. В редколлегию издания вошли также Ф.Я. Прийма, М.Б. Храпченко и В.В. Виноградов, в состав Группы — Е.А. Вагин, И.Д. Якубович и А.В. Архипова. В 1967 году Группа пополнилась бывшими сотрудниками Тургеневской группы, закончившими работу над Полным собранием сочинений И.С. Тургенева: Е.И. Кийко, И.А. Битюговой, Н.Ф. Будановой, Г.Я. Галаган и Т.И. Орнатской. В 1970 году в Группу были приняты В.А. Туниманов и В.Е. Ветловская. В подготовке Полного собрания сочинений Достоевского также участвовали А.И. Батюто, А.М. Березкин, В.А. Викторович, З.И. Власова, Т.П. Голованова, А.Л. Григорьев, А.А. Долинин, А.С. Долинин, В.В. Дудкин, Г.В. Коган, Е.А. Костюченок, А.О. Крыжановский, К.А. Кумпан, Т.А. Лапицкая, Н.С. Никитина, Л.Д. Опульская, А.Л. Осповат, Н.М. Перлина, Е.И. Покусаев, Ц.М. Пошеманская, М.Б. Рабинович, В.Д. Рак, Л.М. Рейнус, Е.И. Семенов, И.З. Серман, Н.Н. Соломина, В.П. Степанов, Г.В. Степанова, Н.Л. Сухачев, Б.В. Томашевский, М.А. Турьян, Б.В. Федоренко, Н.А. Хмелевская, И.М. Юдина.

На основе вышедшего в 1972—1990 гг. Полного собрания сочинений Достоевского в 30 т. усилиями сотрудников Группы в 1988—1996 гг. было издано Собрание сочинений Достоевского в 15 т. (так называемый «малый академический Достоевский»).

В 1993—1995 гг. вышла в свет трехтомная под редакцией Н.Ф. Будановой и Г.М. Фридлендера. В 2003 году подготовлен и опубликован сборник «Pro memoria. Памяти академика Г.М. Фридлендера (1915—1995)» (отв. ред. А.В. Архипова, Н.Ф. Буданова). В 2005 году под руководством ответственного редактора Н.Ф. Будановой издан труд .

В соответствии с традициями Пушкинского Дома работа над Полным собранием сочинений сопровождалась выпуском научных сборников, посвященных творчеству Достоевского (). С 1974 г. вышел 21 том, издание продолжается благодаря неослабевающему интересу отечественных и зарубежных ученых к произведениям русского гения.

Подробнее об изучении творчества Достоевского в Пушкинском Доме и истории издания Полного собрания сочинений писателя см.: Архипова А.В. Как мы издавали Академического Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 2001. № 16. С. 215—236; Якубович И.Д. Достоевский в Пушкинском Доме // С. 3—26.

В 2008 г. ИРЛИ приступил к подготовке второго, исправленного и дополненного, издания академического Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского, выпущенного Пушкинским Домом в 1972—1990 гг. в 30 томах (далее: ПСС1).

Явившееся одним из высших достижений российского литературоведения своего времени, ПСС1 своею фундаментальностью завоевало широкое признание в научном сообществе, став, с выхода первого тома, текстологической и комментаторской базой общих и частных исследований творчества Достоевского, предпринимаемых в рамках самых различных литературоведческих интересов и направлений. Это издание в качестве источника текстов используют все научные филологические журналы мира, периодические издания российского и международного обществ Ф.М. Достоевского. Свои научные и просветительские функции ПСС1 успешно выполняло четыре десятилетия и при взвешенной корректировке в соответствии с реалиями коренным образом изменившегося мира имеет перспективу еще долго оставаться в этом качестве.

За время, прошедшее после завершения работы над первым Полным собранием сочинений Достоевского, достоевсковедение пополнилось многочисленными общими и частными исследованиями творчества писателя как отечественных, так и зарубежных ученых, рассматривающих его наследие в многообразных аспектах (биографическом, художественном, философском, идеологическом, религиозном и др.). Разработаны новые технологии, дающие больше возможностей при работе с рукописями, черновиками писателя. Все это богатство нуждается в обобщении и аналитическом освоении, для чего бесстрастный, академический комментарий к собранию сочинений представляет одну из самых удобных форм и говорит о необходимости переиздания Полного собрания сочинений, которое и предпринимается на данный момент сотрудниками Группы.

В новых условиях, когда свобода мысли и исследования ничем не ограничивается, резко обнажились нелепость и искусственость вынужденных в ПСС1 идеологических наслоений советской эпохи в трактовке произведений Достоевского, проникнутых глубокой христианской религиозностью и духом неуклонного православия.

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя.

Указанные обстоятельства создают необходимость издания, на основе ПСС1, исправленного и дополненного, академического Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского.

Основными задачами второго издания являются:

— дополнение текстов Ф.М. Достоевского, в том числе: его перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»; издание всех известных рисунков писателя, атрибутированных и сопровождаемых комментариями; расширение отдела «Dubia» за счет материалов, обнаруженных после выхода ПСС1; новая сверка текстов Ф.М. Достоевского по первоисточникам и всем рукописным материалам; исправление и дополнение комментариев за счет новых исследований, вышедших после завершения ПСС1, и включения в них критической литературы конца XIX — начала XX веков;

— публикация критически установленных, научно проверенных всех художественных, публицистических, эпстолярных и других текстов Достоевского и его записей на основе всех имеющихся источников;

— восстановление истории текста каждого произведения посредством публикации всех сохранившихся материалов, к ней относящихся (планы, конспекты, подготовительные записи, черновые наброски, разные редакции, варианты рукописей и прижизненных изданий);

— научное комментирование всех текстов изданий писателя.

Второе, исправленное и дополненное, академическое Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского . Опубликована статья «О втором издании Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского» (В.Е. Багно и В.Д. Рак), содержащая описание основных принципов готовящегося издания (). Состав и композиция ПСС2 в основном сохраняют, с указанными дополнениями, сложившееся в ПСС1 распределение материалов по томам и по разделам внутри томов. Общий принцип расположения материалов по томам — жанрово-хронологический; тома группируются в серии:

Т. 1—17 — Художественные произведения (законченные и опубликованные самим Ф.М. Достоевским произведения, все черновые материалы к ним, другие редакции, варианты рукописей и прижизненных изданий; все оставшиеся в рукописях художественные наброски, планы, стихотворные фрагменты, подготовительные материалы напечатанных и незавершенных произведений). В приложении к первому тому публикуется не включенный в ПСС1 перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде», выполненный Ф.М. Достоевским и «открывающий» его как переводчика.

Т. 18—27 — Публицистика (критические и публицистические статьи, редакционные примечания в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин», объявления, «Дневник писателя», все материалы по истории текста публицистических произведений).

Т. 28—32 — Письма Ф.М. Достоевского к отдельным адресатам и официальные.

Т. 33 — Dubia; материалы, обнаруженные после выхода томов ПСС2, к которым они относятся; объяснения и показания Достоевского по делу петрашевцев и связанные с этим делом документы; выдержки из записных тетрадей сугубо личного характера; деловые бумаги и др.

Т. 34 — Рисунки Ф.М. Достоевского

Т. 35 — Справочный том, который содержит:

а) алфавитный список произведений Ф.М. Достоевского (для каждого с указанием тома, в котором оно напечатано);

б) хронологический указатель произведений Ф.М. Достоевского;

в) общий указатель произведений Ф.М. Достоевского, упоминаемый во всех томах ПСС2;

г) указатель имен по всем текстам ПСС2 (включая раскрытые в комментариях фамилии авторов цитат, приведенных Ф.М. Достоевским анонимно);

д) общий указатель ко всем томам имен, названий современных Ф.М. Достоевскому периодических изданий и анонимных произведений;

е) общий указатель адресатов писем и деловых бумаг;

ж) общий указатель несохранившихся и ненайденных писем (без цитирования источника)

Тексты Достоевского печатаются по правилам современной орфографии и пунктуации с отклонениями от них, оговоренными в предисловии «От редакции» к ПСС1 и реализованными в этом издании. Сохраняются вызванные своеобразием языка и стиля писателя отступления от правил орфографии и пунктуации, как действовавших в его время, так и современных. Комментарий в ПСС2 должен сообщать фактические сведения с идеологически нейтральной позиции.

В соответствии с тем, что ПСС2 является переизданием в исправленном и дополненном виде ПСС1, на обороте титульного листа каждого тома воспроизводятся полностью и дословно с последней страницы соответствующего тома ПСС1 сведения о составе Редакционной коллегии, сотрудниках тома и его редакторах. Там же приводятся сведения о составе Редакционной коллегии второго издания.

Издание осуществляется при поддержке гранта Федерального агентства по науке и инновациям № 02.740.11.0372. Главный редактор издания — член-корреспондент РАН В.Е. Багно, координатор работы Группы — В.Д. Рак.

Сотрудники Группы Достоевского — авторы монографий, диссертационных исследований, статей, публикаций по истории русской литературы XIX века; постоянно принимают участие в российских и международных научных конференциях, посвященных изучению творческого наследия Достоевского, а также в симпозиумах в Европе, США и Японии.

Прочные научные и творческие связи установлены с , и .

Сотрудники Группы преподают в ряде университетов Санкт-Петербурга и других городов.

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санет‑Петербурге - старейшее литературоведческое учреждение в нашей стране. Он был основан 15 декабря 1905 г. в качестве архивного учреждения «для собирания всего, что касается А. С. Пушкина как писателя и человека», и «для хранения всего, что касается жизни и деятельности представителей русской изящной словесности».

В апреле 1918 г. Пушкинский Дом как научное учреждение вошел в состав Академии наук, а в июне 1930 г. на его основе был создан Институт русской литературы АН СССР.

С этого времени в институте изучается отечественная литература - от истоков до современности (XI–XX вв.). Здесь собирают, хранят, изучают и пропагандируют национальное культурное наследие отечественного искусства слова, включая фольклор.

Институт располагает богатейшим рукописным отделом, в котором хранятся рукописи А. С. Пушкина (около 12 тыс. страниц), М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Н. А. Некрасова, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. А. Федина, Ю. Н. Тынянова, Л. М. Леонова и многих других писателей.

Фонограммархив института - один из крупнейших в Европе. В нем насчитывается свыше 70 тыс. записей русского фольклора и других народов нашей страны. В институте хранится около 10 тыс. экземпляров рукописных книг, начиная с XII в., в том числе автографы Ивана Грозного, протопопа Аввакума и других.

Литературный музей института, в котором имеется более 300 тыс. экспонатов, знакомит посетителей (около 20 тыс. в год) с жизнью и деятельностью русских и советских художников слова. Он выпускает также специальные издания, посвященные отечественным писателям (декабристам, И. А. Крылову, В. А. Жуковскому, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, И. А. Гончарову, Ф. М. Достоевскому, А. П. Чехову), революционным демократам (В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Добролюбову).

Специализированная библиотека института насчитывает свыше 600 тыс. томов различных отечественных и зарубежных изданий, в том числе уникальных (с автографами писателей и т. д.).

Институт создает фундаментальные труды, в которых русская литература исследуется на протяжении её многовекового развития. Уже изданы: «История русской литературы» в 10 и 4 т., история русской поэзии, драматургии, романа, цикл работ «Литература и фольклор», монографии о творчестве писателей-классиков, проблемные сборники, различные серийные издания.

Институт готовит труды, в которых русская литература рассматривается в системе духовной культуры нашей страны, в процессе взаимодействия и взаимообогащения с литературами народов России и других народов мира. Особое внимание уделяется проблеме воздействия русской литературы на нравственную жизнь общества и современному звучанию русской классики, изучению наследия русской революционной демократии как исторической предшественницы марксизма в России. Готовится серия академических словарей («Словарь книжников и книжности Древней Руси», «Словарь русских писателей XVIII века», «Биографический словарь русских писателей XIX - XX вв.»). Используя опыт создания «Лермонтовской энциклопедии», Пушкинский Дом работает над «Энциклопедией «Слова о полку Игореве» в 3 т., «Пушкинской энциклопедией» в 3 т.

Создается многотомное академическое издание «Русский былинный эпос».

Ученые института в своих работах стремятся раскрыть, какие новые идейно-эстетические ценности, имеющие особую духовно- практическую значимость для современного этапа нашего общественного развития, создала и создает русская литература («Октябрь и литература», «Современная русская советская проза», «Герой и конфликт в современной литературе», «Советская художественная классика. Проблемы историко-функционального изучения», «Победа и мир. К 40‑летию Победы» и др.). Публикуются также разнообразные материалы из творческого наследия советских писателей, которые обогащают существующие представления о социалистической культуре.

Пушкинский Дом готовит академические собрания сочинений русских классиков (А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. А. Блока), стараясь донести до читателя с максимальной полнотой, точностью их литературное наследие.

Такие собрания сочинений составляют основу для многочисленных и разнообразных изданий классиков отечественной литературы как в нашей стране, так и за рубежом. Будут также подготовлены академические издания произведений Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, Д. И. Фонвизина, Н. С. Лескова, Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и других писателей.

В различные исторические периоды в Пушкинском Доме плодотворно работали многие выдающиеся ученые: А. С. Орлов, В. Н. Пе́ретц, И. И. Толстой, В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, С. Д. Балухатый, П. Н. Берков, В. П. Андрианова-Пе́ретц, Б. Г. Реизов и другие, а во главе его стояли А. В. Луначарский, М. Горький, П. Н. Сакулин, П. И. Лебедев-Полянский, Н. Ф. Бельчиков, А. С. Бушмин, В. Г. Базанов.

В 1980 г. за заслуги в развитии филологической науки и подготовке научных кадров институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Имя Пушкинского Дома в Академии наук» - не просто поэтическая строка Александра Блока, а весьма интересная для посещения любым ценителем русской литературы достопримечательность Санкт-Петербурга. Коллекция Пушкинского Дома насчитывает многие сотни личных вещей «солнца русской поэзии», а также раритеты, связанные с именами других отечественных классиков - Белинского, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Большая часть здания портовой таможни начала 19 века, в котором ныне размещается Пушкинский Дом, закрыта для посещения - здесь располагаются научные отделы, но всех желающих ждёт Литературный музей с несколькими замечательными экспозициями, посвящёнными истории русской литературы.

Немного истории

Пушкинский Дом - это прежде всего отдельное научное учреждение, входящее в систему Российской Академии Наук. Его сотрудники занимаются научной работой в сфере литературы - отсюда его официальное название - Институт русской литературы. Однако история Пушкинского Дома началась с идеи воздвигнуть памятник поэту к столетию с его дня рождения в 1899 году. Инициативная группа взялась за дело с таким воодушевлением, что вскоре родился замысел создать музей Пушкина, а позднее - и русской литературы в общем. Первыми единицами хранения стала библиотека, принадлежавшая поэту; позднее коллекция дополнилась реликвиями, хранившимися у Ганнибалов, а затем - многими другими экспонатами. Они были выставлены на всеобщее обозрение в Литературном музее Пушкинского Дома - сегодня это именно та часть учреждения, которую может посетить любой желающий.

В экспозиции музея Пушкинского Дома можно увидеть личные вещи поэта, посмертную маску и кушетку, на которой он скончался после ранения на дуэли.

Что посмотреть

Пушкинский Дом и его музей занимают здание старинной петербургской портовой таможни на набережной Макарова, неподалёку от Биржевой площади. Оно было построено итальянским архитектором Лукини в первой трети 19 века. Сооружение интересно уже само по себе - классический фасад с колоннами, выходящий на Малую Неву, изящная ротонда и окружающие её скульптуры из тёмного камня.

Коллекция Литературного музея Пушкинского Дома разделена на несколько экспозиций. Главная посвящена, конечно, Пушкину - здесь можно увидеть личные вещи поэта, посмертную маску и кушетку, на которой он скончался после ранения на дуэли. Рабочий кабинет Пушкина воссоздан в мельчайших деталях: обратите внимание на обширную библиотеку и письменный стол. Анфилада залов иллюстрирует повседневную жизнь той эпохи, кроме этого, в ней представлены предметы, принадлежавшие родственникам поэта.

Экспозиция «Поэты Золотого века» рассказывает о писателях 19 века, проживавших в Петербурге. Стоит обратить внимание на памятные вещи, связанные с именами Гончарова, Гоголя, Достоевского, а также на обширное собрание мемориальных вещей Лермонтова, в числе которых его замечательные живописные работы.

В зале Серебряного века представлены рукописи, прижизненные издания, автографы, портреты и фотографии Мандельштама, Блока, Ахматовой, Гумилёва, Бунина и других.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Макарова, 4.

Часы работы: по будням с 11:00 до 16:00, суббота и воскресенье - выходные.

Вход - 300 RUB, школьникам, студентам и пенсионерам - 150 RUB.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.