Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культурная дипломатия. Нидерланды

Культурная дипломатия. Нидерланды

В XV в. большинство голландских земель входило в состав герцогства Бургундского. Его властитель Карл Смелый пытался создать крупную европейскую державу, соперничая с Францией, но в 1477 г. погиб, и в результате брака его единственной наследницы Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом Голландия вскоре вошли в состав Священной Римской империи.

При внуке Максимилиана, Карле V, Голландия как одна из отдельных составных частей его гигантских владений были расширены за счет присоединения к ним с севера еще шести областей. После отречения Карла V от престола страна в составе 17 провинций была унаследована в 1556 г. сыном Карла, королем Испании Филиппом II. Население Голландии составляло тогда почти 3 млн. человек. Плотность его была очень велика, в стране насчитывалось около 300 городов и 6500 деревень.

Число жителей главного порта страны Антверпена превысило в 1550 г. 100 тысяч. По уровненю развития городов и их культура Голландия уступала в Европе только Италии.

Распространение Реформации, в том числе кальвинистской, вызвало в Голландии при Филиппе II, воинствующем католике, особенно жестокие преследования, обострившие обстановку в стране. В 1566 г. выступлениями дворянской оппозиции и иконоборческими движениями в разных городах началось восстание в Голландии, которое переросло в затянувшуюся на десятилетия освободительную войну против гнета испанцев.

В 1579 г. южные провинции, отказавшись от дальнейшей борьбы, пошли на соглашение с Филиппом II и остались под его властью, в то время как группа северных провинций создала собственную республику и низложила Филиппа II. После вооруженной борьбы Испания в 1609 г. была вынуждена заключить перемирие с непокорными, а в 1648 г., после Тридцатилетней войны в Европе, Республика Соединенных провинций получила международную юридическую санкцию своей независимости.

Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

По развитию культуры Голландия - весьма богатая страна. Лидирующее положение среди прочих искусств здесь занимала живопись. Именно она открыла мир голландцам и миру голландцев. Уже в первые десятилетия XV в. являются гении братьев ван Эйков, ван дер Вейдена, ван дер Гуса, Мамлинка, Иеронимуса Босха. Думаю, перечисленных имен достаточно, чтобы понять, какой масштаб был у голландской школы живописи.

Музыка. Голландская полифоническая школа XV - XVI вв. оказала огромное воздействие на всю европейскую музыку эпохи Возрождения. Именно голландцы Дюпре, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо стали родоначальниками школ полифонии во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Чехии; именно голландцы создали классические образцы важнейших музыкальных жанров: мессы, мотета, мадригала, шансона и заложили тем самым основы инструментальной музыки Нового времени. Понятно, что школа полифонии для музыки - то же самое, что перспектива для живописи.

Период от конца первой трети XV в. и до последней трети XVI в. (творчество П. Брейгеля) - это и есть временные границы Ренессанса в Голландии.

Отличительным явлением в истории литературы этой страны была активная деятельность риторических кружков, так называемых рейдекеров (камер риторов). Именно риторы усовершенствовали до виртуозности технику стихосложения, рифмовку, ввели новые формы: оду, сонет, эпиграмму. Они же заложили фундамент национального театра. Из их среды вышли многие гуманисты, ибо там ценилась ученость.

В начале следующего столетия в творчестве Анны Бейнс (1493 - 1575) проявляется уже настоящая поэзия. Темы поэтессы: несчастная любовь женщины, страстная ненависть католички к инакомыслящим, протестантам.

Фламандский клирик Маттейс де Кастелейн прославился своими песенками (он сочинял и стихи, и музыку), он же был автором большой поэмы «Искусство риторики». Кастелейн же первым в Голландии обратился к метрическим стихам.

Антверпенец ван Тистеле перевел Теренция, Софокла, Овидия, Вергилия и Горация.

Риторами же были и многие из народных поэтов эпохи Голландской буржуазной революции и Антииспанской войны, тех, кто называл себя гёзами. Роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель» талантливо, красочно и занимательно рассказывает о жизне в стране.

Не все гёзы сегодня безымянны. Сохранились имена Адриана Валериуса, Филиппа Марникса, Яна Утенкиве, Петруса Датена.

Что же касается главных творцов Ренессанса - гуманистов, то в Голландии они собирались в особые союзы, или коммуны -«братства совместной жизни». Первое такое братство было основано в 1374 г. (как раз в год смерти Петрарки) сыном девентерского патриция Гертом Гроте (1340 - 1384).

В общем-то, это, конечно, монастыри, в которых утверждалась идея личного обращения к Богу и веры по внутреннему убеждению, подобные братства скоро распространились по всей стране, при них организовались латинские школы, а с конца XV в. печатники Девентера стали издавать Гесиода, Плутарха, Эзопа, Вергилия, Петрарку, Лоренцо Валлу и др.

Таким образом, гуманизм и Реформация (с испанцами-то воевали не в последнюю очередь за свободу веры, и монастырские коммуны, воплощавшие свободу индивидуальной веры - тоже ересь с точки зрения Ватикана) в Голландии имели общие истоки. В течение XV и начала XVI в. они дифференцируются, а знаменитая полемика 20-х гг. XVI в. между Эразмом и Лютером о свободе воли проводит между гуманистами и реформантами окончательную границу.

Преемники Гроте, воспитанники латинской школы в Гронингене Вессел Гансфорт и Рудольф Хюсман по прозванию Агрикола едут в Италию, где приобщаются к ренессансной культуре.

Агрикола (1443 - 1495) - поэт, живописец и музыкант - провел в Италии десять лет (1469 - 1479), штудируя и переводя античных авторов. Написанная им в Ферраре для студентов университета «Речь во славу философии и остальных искусств» стала манифестом гуманистической философии. Он был первым нидерландским homo universalis. Он же был первым критиком схоластов. Его труд «Об искусстве спора» оказал колоссальное влияние на многих гуманистов. Эразм считал Агриколу «отцом немецкого гуманизма».

К концу XV в. Лёвен, а с начала XVI в. и Антверпен приобретают европейскую репутацию культурных центров.

Мировую славу голландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 - 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения.

Эразм был гражданином мира (космополитом), он жил и учился в разных странах Европы: во Франции и Англии, Швейцарии и Германии; он был одним из лидеров общеевропейского гуманизма, а уж для немецкого - имел значение исключительное.

Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. является великий Рембрандт (1606 — 1669). Его многожанровая живопись (картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута тонким пониманием человеческой психологии («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Традиции «золотого века» голландской живописи продолжались и в последующие эпохи. Достаточно вспомнить имя Ван Гога (1853 - 1890), представителя постимпрессионизма («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др.). Далеко за пределами страны известно имя просветителя Эразма Роттердамского (1466 — 1536).

Его произведение «Похвальное слово глупости» содержит острую критику церкви и феодальных порядков.

Москва. 5 января. сайт - Директор государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени А.С.Пушкина Марина Лошак рассказала в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой о том, как идет сотрудничество с музеями Европы и США на фоне ухудшения отношений в политической сфере, будет ли продолжен обмен коллекциями с голландскими музеями в случае невозвращения выставки золота скифов в Крым, а также о готовящихся выставках в музее в 2018 году.

Не секрет, что на международной арене между Европой и Россией, США и Россией, отношения не самые безоблачные. Сказывается ли эта атмосфера на сотрудничестве в сфере культуры? С какими странами сотрудничество и обмен выставками продолжается, а с какими – нет? Не пришлось ли из-за сложной обстановки сократить взаимодействие с музеями США и Европы?

Внешняя политическая обстановка совершенно не влияет на отношения в области культуры, за исключением каких-то отдельных моментов. В частности, уже более пяти лет нет межмузейного обмена с американскими музеями, с которыми мы всегда очень плодотворно сотрудничали. Это связано исключительно с ситуацией вокруг библиотеки Шнеерсона. Во всех остальных случаях отношения с музеями США и Европы у ГМИИ им. А.С.Пушкина прекрасные, даже лучше, чем были прежде. Люди, связанные с культурой, ясно понимают, что все голуби мира сейчас на их стороне: все, что необходимо сделать для уравновешивания этой нестабильной ситуации зависит от действий серьезных культурных и общественных институций. Поэтому в сфере культуры ведется еще более активная, чем прежде, работа. Сейчас все готовы делать значительно больше, чем в те времена, когда ситуация была спокойнее.

Что касается сотрудничества с американскими музеями, то оно в определенных сферах продолжается: у нас нет возможности обмениваться коллекциями, но есть возможность взаимодействовать по линии образования в сфере культуры. Недавно трое моих коллег вернулись из образовательной поездки в МоМА (Нью-Йоркский музей современного искусства – ИФ) . На протяжении последних лет этот музей, являющийся крупнейшем музеем современного искусства в мире, приглашает сотрудников музеев со всего мира и дает им возможность поработать в архивах, в музее, пообщаться с коллегами, разобраться в самых важных аспектах их деятельности. На протяжении трех недель этой образовательной программы наши сотрудники наработали необходимые связи, знания и опыт. Программа проводится по приглашению МоМА и на их средства. Мы планируем также договариваться об обмене образовательными программами с калифорнийским музеем Гетти (Paul Getty Museum – крупный художественный музей Калифорнии – ИФ) . Существуют планы сотрудничества с Музеем искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), мы планируем делать совместные выставки, совместно формировать коллекции современного искусства на мультимедийном материале, русские и американские художники будут создавать свои проекты. Их произведения станут основой наших коллекций – по одному экземпляру будет и в России, и в США.

Поэтому нельзя говорить о наличии серьезных проблем в межмузейном сотрудничестве. На человеческом и культурном уровне музеи очень активно работают. Мы живем в музее как на особой территории, в своей собственной стране, и, если бы не СМИ и не интернет, об ужасах внешнего мира можно было бы и не догадываться.

Я люблю говорить, что все не так плохо, как кажется иногда, и есть много оснований для оптимизма. Если можно так легко, так приятно и эффективно работать в области человеческого общения, в области культуры, то почему это не распространяется на другие сферы? Очень хочется, чтобы наш посыл был воспринят обществом.

Все планы музея строятся на оптимизме и понимании того, что музей не может существовать в неустойчивом обществе. Мы отвечаем за огромные ценности. Поэтому, устойчивость и стабильность – необходимое условие нашего существования.

Вы упомянули, что обмен коллекциями с американскими музеями невозможен из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона, видите ли вы возможность, что эта проблема может быть урегулирована?

Шансов, что эта проблема будет решена, много. Решением этой проблемы занимаются дипломаты и политики, а мы надеемся на их силы.

Насколько на отношения ГМИИ им. А.С.Пушкина с музеями Европы повлияла ситуация с золотом скифов, которое было задержано в музее Амстердама и пока так и не вернулось в свои родные музеи Крыма, сократилось ли сотрудничество с голландскими музеями?

У ГМИИ им. А.С.Пушкина очень активные отношения с музеями Голландии, мы обменивались и обмениваемся выставками. Много выставок состоялось в перекрестный Год культуры Голландии и России (2013 год – ИФ) . В будущем году мы откроем выставку в Главном здании нашего музея, на его главной оси, которая станет одним из блокбастеров нового сезона: на ней будут представлены картины голландских художников из собрания американского коллекционера. Мы надеемся, что на открытие приедет директор главного музея Нидерландов – Государственного музея (Rijksmuseum).

Будет ли ГМИИ им. А.С.Пушкина продолжать сотрудничество с музеями Голландии в случае невозвращения скифского золота в Крым? Ранее звучали призывы отказаться от взаимодействия с голландскими музеями...

Мы не прекращаем сотрудничество, но, тем не менее, нас коснулась ситуация, сложившаяся вокруг выставки "Золото скифов". Предоставлять вещи и предметы искусства для голландских музеев ГМИИ им. А.С.Пушкина сейчас стало сложнее.

При организации выставок в Европе, какие меры предпринимаются для защиты российских произведений искусства от задержек и де-факто ареста коллекций по различным причинам?

Вывозимые за рубеж предметы искусства защищены законами и государственными гарантиями тех стран, куда направляется выставка. Когда мы отправляем туда коллекции, мы уверены, что они вернутся.

Недавно совместно с министром иностранных дел Японии Таро Коно вы рассказывали о мероприятиях в рамках перекрестного Года культуры Японии и России. Какие еще масштабные мероприятия стоит ждать посетителям ГМИИ им. А.С.Пушкина, помимо выставки искусства эпохи Эдо?

Будущий 2018 год в ГМИИ им. А.С.Пушкина будет насыщен различными интересными выставками. Начнется сезон с открытия выставки искусства Лейдена (город в южной Голландии, родина Рембрандта – ИФ) XVII столетия – эпохи Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера. Мы представим собрание американского коллекционера Томаса Каплана, который за короткий период – чуть более десяти лет – собрал уникальную подборку картин. В нее входит полтора десятка произведений Рембрандта, одно полотно Вермеера, а также шедевры голландской живописи этого времени. В экспозицию войдут почти 80 произведений. На открытие приедет сам коллекционер, а также директор голландского Рейксмузеума. Мы готовим к этой выставке масштабную образовательную программу. Мне кажется, этот проект станет открытием для наших зрителей и будет пользоваться большой популярностью.

Для любителей итальянского искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина готовит важный и интересный проект совместно с Художественным музеем Виченцы (город в итальянской области Венеция – ИФ) . Выставка познакомит с творчеством мастеров, связанных с Венецией XVII–XVIII веков. В прошлом году мы показывали искусство художников более раннего периода, а сейчас представим публике произведения Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Антонио Каналя (Каналетто), Франческо Гварди и других. Это потрясающее искусство, наполненное венецианской декоративностью и синим цветом – цветом неба и моря. На выставке будут соединены коллекции Музея Виченцы и ГМИИ им. А.С.Пушкина – по 25 произведений из каждого музея. Открытие состоится в июне 2018 года.

Затем в ГМИИ им А.С.Пушкина состоится огромная и впечатляющая выставка японского искусства, поскольку будущий год является перекрестным Годом России и Японии. В Токио и Осаке мы открываем этот год выставкой французского пейзажа XVII–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина – 65 произведений различных периодов и школ французского искусства, в том числе полотна импрессионистов. В Москве в Главном здании музея мы откроем в начале сентября масштабную выставку, состоящую из двух частей, которая будет называться "Искусство эпохи Эдо". Выставка охватит период японского искусства XVII–XIX веков и продемонстрирует все разнообразие и индивидуальность разных художественных школ, существовавших в Японии в ту пору. Фактически этот проект станет своего рода хрестоматией по японскому искусству этого периода. Министерство культуры Японии предоставит нам четыре экспоната, обладающих статусом национального достояния Японии, которые крайне редко покидают территорию страны. Выставка будет исключительной, равной которой в России никогда не было.

Также мы покажем выставку, которую готовим в партнерстве с Музеем Пикассо в Париже. Проект называется "Пабло Пикассо. Ольга Хохлова". Речь идет об истории жизни и творчества великого художника Пабло Пикассо и его русской жены – балерины Ольги Хохловой. Это история не только об их совместной жизни и любви, но и о том периоде в творчестве Пикассо, который связан с русской культурой. В экспозиции можно будет увидеть и очень известные произведения, и те, которые никогда не демонстрировались российской публике, в том числе, архивные материалы. Выставка станет большим подарком нашим зрителям.

Кроме того, много выставок пройдет в 2018 году в Галерее искусства стран Европы и Америки XXI–XX веков. Первая из них будет посвящена творчеству британского художника-фотографа Уильяма Генри Фокса Тальбота, который стоял у истоков искусства фотографии и сделал множество важнейших технических изобретений в той области. Тальбота называют Леонардо да Винчи фотографии. На выставке, которую ГМИИ им. А.С.Пушкина готовил совместно с британскими музеями более восьми лет, будут представлены 150 винтажных отпечатков и негативов, сделанных Тальботом.

Еще один проект, который пройдет в залах Галереи, – выставка, посвященная парижскому салону баронессы Елены Эттинген и художественной жизни Парижа десятых-двадцатых годов XX века. Салон Эттинген был местом, куда приходили Пабло Пикассо, Жорж Брак и многие другие художники того времени. Там также собирались поэты-сюрреалисты во главе с Гийомом Аполлинером. Елена Эттинген и ее брат Серж Фера открыли художника-примитивиста Анри Руссо. Выставка и книга, которые готовит ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с французскими кураторами, впервые расскажут о салоне. В выставке примут участие парижский Центр Помпиду, Музей современного искусства города Парижа, частные коллекционеры. Впервые будут представлены произведения из собрания семьи баронессы Эттинген, которые будут опубликованы в каталоге.

В 2018 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина будут представлены и другие не менее интересные проекты.

- Как идет развитие направления "Пушкинский XXI", есть ли необходимость искать для него специальное здание?

У нас уже два года активно работает направление "Пушкинский XXI". В уходящем году было много проектов, связанных с современным искусством. Одна из главных выставок 2017 года – экспозиция работ современного художника Цая Гоцяна "Октябрь". Наш музей разработал разнообразные образовательные программы, посвященные современному искусству. Мы принимали участие в Венецианской биеннале с проектом "Человек как птица. Образы путешествий". Этим мы подтверждаем, что современное искусство в музее может существовать параллельно с традиционным.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы для направления "Пушкинский XXI" у ГМИИ им. А.С. Пушкина было отдельное здание за пределами музейного квартала, в котором мы бы хотели проводить эксперименты, связанные с традиционным и современным искусством. Но пока мы работаем в нашем музейном пространстве, хотя нам в нем и тесновато. Говорить о месте расположения нового здания для современного искусства вне музея пока рано.

Как в настоящее время продвигается работа по созданию Музейного городка на территории ГМИИ им. А.С.Пушкина, довольны ли вы ходом работ, есть ли какие-то сложности, остаются ли прежними сроки строительства? Повлиял ли случившийся в ноябре пожар на ход работ, не приведет ли он к увеличению срока их выполнения?

Сроки строительства Музейного городка пролонгируются, поскольку возникают проблемы, связанные с реставрационными исследованиями, открытиями, которые невозможно было предугадать и которые требуют технической экспертизы. Все это увеличивает сроки. Мы перфекционисты, понимаем, что мы строим музей будущего, поэтому хотим, чтобы он был современным. Однако существует опасность, что из-за отставаний, комплекс к моменту открытия уже может оказаться недостаточно современным; поэтому мы стараемся идти в ногу со временем. Пока открытие переносится всего лишь на год. Пожар никак не повлиял на сроки, в целом все идет по плану, мы уже планируем выставки в новом пространстве, мечтаем о том, как будем там жить и работать.

В одном из своих интервью вы говорили о необходимости пополнения коллекций музея, приобретения недостающих произведений для заполнения лакун. Ведется ли сейчас работа в этом направлении, находите ли вы поддержку в этом со стороны Министерства культуры? Появления каких новых предметов искусства можно ожидать в ближайшее время в музее?

Да, мы приобретаем произведения искусства, не так много, как нам хотелось бы. Нам помогают министерство культуры, друзья музея и попечители. Закупаются вещи для расширения будущей обновленной экспозиции искусства Древнего мира. Отдел Древнего Востока ГМИИ им А.С.Пушкина рассчитывает на пополнение коллекции несколькими произведениями, которые, как мы надеемся, нам поможет приобрести один из спонсоров. В прошлом году именно таким образом были закуплены памятники шумерского искусства. Все предметы будут представлены в экспозиции нового музейного квартала.

Конечно, есть и неосуществленные мечты: например, о том, чтобы в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина оказалась знаменитая картина Тициана "Венера и Адонис", которую атрибутировала главный научный сотрудник музея Виктория Эммануиловна Маркова. Но, к сожалению, это не так просто осуществить – работа очень дорогая. Поэтому, пока мы мечтаем, работа предоставлена владельцем для демонстрации публике и висит в открытом доступе в зале музея, где ее можно увидеть. Нам бы очень хотелось, чтобы у отдельных предметов музейной коллекции появились свои попечители. В частности, мы надеемся, что у коллекции итальянского искусства появится свой патрон, который сможет финансировать и ее пополнение, и реставрацию произведений.

- Планируется ли закупка каких-то древностей из Сирии?

Не исключено. Но все нужно очень тщательно исследовать, выяснять происхождение произведений, мы это делаем, советуемся с МИД России. Закупки памятников искусства в Сирии – не самый простой путь, поскольку всегда есть опасность недобросовестных продаж и нужно быть очень внимательными.

- Что бы вы могли пожелать зрителям, посетителям музея в новом 2018 году?

Мне бы хотелось пожелать нашим зрителям, также, как и себе, учиться находить радость в каждом дне жизни, которая бесконечно ценна; находить радость в тех вещах, которые иногда кажутся обыденными; уметь открывать в себе новые силы и возможности, и, приходя в музей, подпитываться эмоционально. Надо всегда стараться думать о хорошем и таким образом приближать его к себе.

Самые известные музеи Амстердама, Роттердама, Гааги и Утрехта в предстоящие два года будут сотрудничать в организации больших выставок под общим названием «Культурные города Голландии» (Holland Art Cities), сообщает Нидерландское бюро по туризму и конгрессам.
По словам представителя проекта, в этих четырех городах находится больше произведений искусства на один квадратный метр, чем в любом другом городе мира. Десять музеев будут координировать свою деятельность с туристическими организациями.
Одна из главных целей – обратить внимание публики в зарубежных странах на искусство и культуру Нидерландов. Благодаря сотрудничеству, музеи рассчитывают привлечь дополнительно 200 тысяч иностранных посетителей.

Первая тема экспозиций – «Влияние из-за рубежа». Одним из главных мероприятий станет открытие в июне 2009 года большого здания амстердамского филиала Санкт-Петербургского Эрмитажа (Hermitage Amsterdam). В новых залах этого музея в Амстердаме начнет работать выставка «Русский императорский двор». Ожидается, что на предстоящем в этой связи торжественном мероприятии будут присутствовать королева Нидерландов Беатрикс и высокая делегация из России.
В Амстердаме после реставрации вновь откроется Городской музей (Stedelijk museum), в котором регулярно проводятся выставки современного искусства. В музее «Мауритсхейс» (Mauritshuis) в Гааге 25 февраля 2009 года откроется выставка картин голландского художника Якоба ван Рейсдала (Jacob van Ruisdael), которые он написал в пограничных областях Нидерландов и Германии.
С сентября 2009 года в центре внимания ведущих голландских музеев окажутся современное искусство и дизайн в авторстве молодых художников. В рамках этой темы пройдут не менее 12 разных выставок. В Центральном музее Утрехта (Centraal Museum Utrecht) состоится выставка произведений молодых художников из созданного в 1993 году и ставшего всемирно известным амстердамского дизайнерского бюро "Сухой дизайн" (Droog Design).
В Муниципальном музее (Gemeentemuseum Den Haag) Гааги предстоит выставка произведений Поля Сезана и Пабло Пикассо, а в роттердамском «Кюнстхале» (Kunsthal) вниманию публики будет представлена экспозиция, рассказывающая, как культура и искусство вносят вклад в улаживание международных конфликтов и примирение вовлеченных в них сторон.
С сентября 2010 года до середины 2011 года основной темой выставок будут работы художников 17-20 веков. В 2010 году в гаагском музее «Мауритсхейс» откроется выставка картин старых голландских мастеров из американских частных коллекций. Городской музей Амстердама откроет экспозицию произведений известной южноафриканско-голландской художницы Марлен Дюма (Marlene Dumas).
В рамках проекта «Культурные города Голландии», помимо названных, участвуют такие всемирно известные нидерландские музеи, как амстердамские Государственный музей (Rijksmuseum) и Муей Ван Гога, роттердамский музей «Бойманс ван Бенинген»(Boijmans van Beuningen), утрехтский Музей «Катарейненконвент» (Museum Catharijnenconvent).


XVII в. был эпохой небывалого расцвета изобразительного искусства и в других европейских странах. Наиболее яркие школы родились на территории бывших Нидерландов. Эта страна распалась на две части Голландию (семь северных провинций), отделившуюся от Испании и ставшую самостоятельной протестантской республикой, и Фландрию (современная Бельгия), что осталась под протекторатом Испании, сохранив приверженность католицизму.


Символом фламандской живописи на все времена стал Питер Пауль Рубенс (). Рубенс сделал прекрасную дипломатическую карьеру, имел самую большую в Европе мастерскую и армию преданных учеников, был богат и жил в Антверпене в собственном дворце. Но его внешность изящного, вполне светского человека была обманчива.


Превыше всех благ художник ценил тихие прелести семейного очага. Он был женат дважды, и оба раза удачно. Первая жена Изабелла Брандт была из очень состоятельного бюргерского рода. Атмосферу счастья семейной жизни художник передал в работе «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609), где изобразил себя и жену под ветвями цветущей жимолости. После смерти Изабеллы, на 54-м году он женился на молоденькой дальней родственнице своей первой жены Елене Фоурмен. Эта женщина стала его музой («Елена Фоурмен с детьми», 1636, «Шубка», 1639).


Самое же примечательное, что Рубенс был необыкновенно удачлив в творчестве. Он получал заказы от самых влиятельных и состоятельных особ Европы. Его не преследовала инквизиция, несмотря на склонность художника к обнаженной натуре. Более того, орден иезуитов был среди постоянных заказчиков мастера.




Признанный законодатель барокко, мастер, судя по всему, не был ни философом, ни психологом. Религиозный дух также совершенно ушел из его живописи, уступив место торжеству здоровой, хотя и не всегда красивой плоти. Сила, страстность, необузданность образов Рубенса сочеталась с вполне простонародным взглядом на натуру, красота которой подразумевала прежде всего здоровое и откормленное тело.


У Рубенса, певца борений, побед и вакханалий, был любимый ученик, выдающийся фламандский художник Антонис ван Дейк (). Судьба ван Дейка была совсем другой. Получив хорошее образование и не желая конкурировать с Рубенсом, он покидает Антверпен и поступает на службу к английскому королю Карлу I. Антонис ван Дейк Английский король Карл I




Близкие по духу сюжеты охотно рисовал Иордане, повторяя в разных вариантах рассказ о том, как сатир зашел в гости к крестьянам, или о том, как пьянствует «бобовый король». Другой ученик и ближайший помощник Рубенса Якоб Иордане () был истым фламандцем, а его картины воплощением плебейской непосредственности, жизнерадостности и некоторой традиционной народной фривольности.




В XVII в. фламандское искусство обогатилось натюрмортом самостоятельным жанром живописи. Крупным мастером монументального натюрморта, составленного из даров природы и охоты, был друг Рубенса Франс Снейдерс (). Преувеличенные в масштабах сочные плоды, битая птица, овощи, морская и речная рыба, нагроможденные на столе, являют собой сказочное изобилие, даримое людям для счастливой и богатой жизни.


В Голландии, буржуазной республике, отринувшей католическую веру в пользу протестантизма, у художников были иные возможности и традиции. Живописцы работали в условиях рынка и не зависели от заказов короля или церкви. Их картины покупали (или не покупали) зажиточные граждане, любившие украшать живописью стены своих домов. Следовательно, вкус горожан-обывателей, высшей ценностью для которых было благополучие и покой семьи, определял содержание полотен.


Что хотели видеть на картинах голландцы? То, к чему они привыкли и что было не слишком обременительным для их интеллекта: уютные городские дворики, чистые комнаты домов, аккуратных, с неприметной внешностью хозяек в белых чепчиках, худосочных девушек, занимающихся шитьем, чтением или игрой на клавесине. Быт в этих полотнах представлен правдиво до мелочей, а простые обыденные сцены, изображенные художниками, можно было ежедневно наблюдать вокруг. Говорят, что по предметам, написанным на картинах голландцев, историки могут изучать экономику и торговые связи в XVII столетии.




Крупнейшим портретистом среди них был Франс Хальс (ок). Сего полотен смотрят на нас энергичные предприимчивые люди хозяева своей судьбы. Обратим внимание: художник охотно воспроизводил смеющиеся лица, умея уловить то состояние души, что сегодня мы называем «моментом истины». Франс Хальс




«Великим малым голландцем» нередко называют Яна Вермера, вошедшего в историю живописи как Вермер Делфтский (). Он писал те же бесхитростные бытовые сцены и пейзажи, что и его собратья по профессии. Величие же художника в колористических находках, в умении искусно воплощать воздух, цвет и свет. «Девушка, читающая письмо»«Офицер и смеющаяся девушка»


Вермер, как никто другой, чувствовал световоздушную среду и стал первым среди живописцев писать пейзажи с натуры, на пленэре (свежем воздухе), предвосхитив манеру импрессионистов XIX в. Полотна Вермера играют яркими свежими красками, дарящими наслаждение глазу, а душе настроение покоя и тишины. «Улочка», 1658«Вид Делфта», 1660


Вершина голландского искусства XVII в. творчество гениального художника Харменса ван Рейна Рембрандта (). Удивительно, но никуда не выезжая из своей маленькой бюргерской страны и не получив широкого образования, Рембрандт создал творения мирового общечеловеческого звучания. Современники это не слишком понимали и относились к художнику снисходительно, не замалчивая его «слабостей».


Осознание того, что именно Рембрандту удалось снять с голландской художественной культуры упрек в заземленности, пришло значительно позднее. Рембрандту дано было соединить простые житейские истины с высоким духовным опытом человечества, пройдя путь исканий от барочных композиций до высокого реализма.


Художник родился в Лейдене в семье мельника; после латинской школы некоторое время посещал Лейденский университет, но оставил учебу ради занятий живописью. В 1632 г. он переехал в Амстердам. Слава пришла к молодому мастеру с созданием картины «Урок анатомии», на которой изображен доктор Тульп, со знанием дела объясняющий своим ученикам строение мышц человека у препарированного трупа.


В 1634 г. Рембрандт женился на любимой девушке Саскии ван Эйленборх. Саския была из знатной семьи, и брак открыл дорогу в патрицианские круги столицы. Приданое невесты обеспечило материальную свободу, к тому же Рембрандт стал получать много выгодных заказов.


Период жизни с Саскией был самым счастливым для художника. Он много работал, и из под его кисти выходили образы, отмеченные радостью бытия. Свою юную жену, кстати, далеко не красавицу, он превратил в обворожительную богиню весны Флору, украшенную цветами и ожерельями, одетую в парчу (это полотно находится в собрании Эрмитажа).


В 1642 г. жизнь художника резко изменилась. Умерла Саския, исчезла муза, вдохновлявшая мастера. С этого времени наступает новый период его творчества, начало которому положило знаменитое полотно «Ночной дозор». Работа создавалась по заказу, как групповой портрет стрелковой роты. Военные хотели видеть на полотне прежде всего свои собственные лица.


Возмущению заказчиков не было предела, они потребовали вернуть деньги. Мастер был оскорблен. С этого момента произошел разрыв Рембрандта с кругом аристократов, и кривая его благополучия резко пошла вниз. Рембрандт же резко изменил традиции и создал картину с иным сюжетом: рота, обуреваемая патриотическим порывом, выступает в поход. Освещенными в композиции оказались лишь немногие фигуры переднего плана, остальные же персонажи ушли в тень и перемешались с посторонними людьми.


С возрастом художник изменился сам, стали другими и его подходы к творчеству. Зрелого Рембрандта отличает удивительная простота, отсутствие внешних эффектов, лишних деталей. Он любил писать бедняков, слепых, нищих, старух и стариков, подчеркивая в их образах мудрое знание житейских проблем.


Сюжеты Рембрандт чаще всего черпал в Библии (за исключением портретов), все увереннее сближая евангельские религиозные идеи с духовными запросами современного человека. Он научился открывать в некрасивой натуре возвышенную красоту, тем самым утверждая христианскую истину о тленности земного и вечности небесного.


Последнее десятилетие самая трагическая страница жизни Рембрандта. Умерли вторая жена и сын. Окружающие считали его неудачником, несостоявшимся художником. Он растерял друзей и ютился в бедной квартирке на задворках Амстердама, но не утратил творческого дара.




Композиция картины предельно проста. Сын- странник в грязном рубище, упавший на колени перед отцом, олицетворяет трагедию и раскаяние. Старик-отец, все простивший, счастливый, с выражением бесконечной доброты на полуослепшем лице, возложил руки на страдальца. В картине есть предельная напряженность чувств и озаренность мысли. А еще тревожащий болью сердца вопрос: не так ли и мы, заблудшие души, должны припасть в раскаянии к стопам своего небесного Отца?


После смерти Рембрандта начинается упадок голландской живописи, а затем наступает конец великой эпохи взлета национального художественного творчества. Быть может, поэтому голландцы и сегодня так любят и берегут свое блестящее прошлое. Музей Рембрандта в Амстердаме

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока п редставляют выставку » Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века».

2 февраля 2018 г. в Государственном музее Востока открывается выставка «Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века». Выставочный проект позволит посетителям расширить представления о традиционном корейском искусстве, а также даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, узнать о жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях и верованиях народа, история которого уходит в глубину веков.

В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке многоцветные, либо почти монохромные живописные произведения встречались практически в каждом доме.
Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища, они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, выполняли социально-иерархическую, воспитательную и образовательную функции. В зависимости от сюжета живопись размещали в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.

Совместный выставочный проект Государственного музея Востока, Музея Кахве и Корейского Фонда (Республика Корея) представит вниманию московского зрителя 27 работ из собрания южнокорейского частного музея Кахве. Посетители смогут увидеть замечательные образцы корейской народной живописи минхва , которые в трогательной наивно-идеализированной форме выражают извечные мечты простых людей о счастливой и долгой жизни, достатке, гармонии семейных отношений.

Когда: 3 февраля 25 февраля 201 8 года.

Где: .

18 января в Государственном музее Востока новый выставочный сезон открывается работами выдающегося мастера современного искусства Дагестана, графика, живописца
и сценографа Ибрагимхалила Супьянова. Выставка «Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов» познакомит посетителей с разными периодами творчества художника –
от фигуративной живописи 1960-х – 1980-х годов к более поздним работам, полным многозначных символов и скрытых смыслов.

Творчество дагестанского художника Ибрагимхалила Супьянова представляет собой удивительный, фантастический, неповторимо самобытный мир, в котором
органично соединяются многовековая традиционная культура народа и современные художественные тенденции. Произведения Супьянова отличаются ярким колоритом, выразительностью, привлекают многообразием эмблематических знаков и орнаментальных мотивов. Живопись, графика, трехмерные объекты, театральные занавесы – все создаваемое мастером взаимосвязано, каждая работа продолжает предыдущую.

Станковая живопись художника наполнена глубоким философским содержанием. Картины напоминают загадочные артефакты, испещренные древними знаками. Представленные
в экспозиции серии графических листов «Лечебная книга», «Водяные камни», «Помнят песню» предлагают зрителю разгадать зашифрованные послания художника, опираясь на свои внутренние ощущения и эмоции.

Значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова занимает театральное искусство, которому он посвятил многие годы работы. На выставке в Государственном музее Востока можно будет увидеть замечательные образцы сценографии художника: эскизы к оперным, балетным и драматическим постановкам.

Особое внимание стоит обратить на творческий метод мастера, его сложную
и многоступенчатую технологию. В живописи он использует разнообразные материалы: песок, клей, лак, затирку для плитки, цемент. Автор работает сериями, которые возникают сами собой
в процессе экспериментов с пространством, плоскостью и объемами. Так появились циклы «Сцены из народной жизни», «Десять рассказов о тухуме Изао», «Собаки», «Птицы» и другие.

Скульптуры Супьянова – трехмерное воплощение его живописи. Здесь он также создает свой особый, таинственный мир – делает вещи непростые для восприятия, но при этом приковывающие внимание с первого взгляда и овладевающие пространством вокруг.

Выставочный проект Государственного музея Востока познакомит посетителей
с произведениями одного из ведущих дагестанских художников, творчество которого получило мировое признание.

Выставка работает с 19 января 4 февраля 201 8 по адресу: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а .

Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей Востока и Музей Рерихов п редставляют выставку

19 декабря в Музее Рерихов – филиале Государственного музея Востока открывается выставка «Николай Рерих. Восхождение». Выставочный проект представит около 190 произведений, которые расскажут об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч. Особый раздел выставки будет посвящен работам, связанным с важными темами, проходившими через всю жизнь Николая Рериха– защита и сохранение памятников культурного наследия, а также его духовные искания.

Выставка «Николай Рерих. Восхождение» позволит познакомиться с работами удивительного человека, художника, путешественника и мыслителя, творчество которого вошло в золотой фонд мировой культуры. Уникальность проекта заключается в том, что это первый опыт выставки-исследования, целью которой является стремление максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха.

В экспозицию войдут произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. На выставке будут экспонироваться такие знаковые работы художника, как «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск».

К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий об основных этапах творческого пути, большой общественной работе, а также сложных духовных поисках художника.
Желающие смогут посетить цикл лекций, посвященный наиболее важными ярким сторонам жизни и деятельности Николая Рериха и его семьи.

В день официального открытия выставки в 17:00 состоится пресс-конференция, с участием директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева и Главного хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрия Попова.

Выставка открыта с 19 декабря 2017 – 17 января 2018 по адресу: Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока представляют выставку

13 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Легенды Востока». Этот проект познакомит посетителей с волшебным миром мифов и легенд, эпических сказаний и преданий, который нашел яркое отражение в культуре народов Востока. Экспозиция включает в себя более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая, Японии, Индии, а также стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд).

Произведения, выполненные в самых разнообразных техниках и материалах, иллюстрируют древние легенды о мироздании, происхождении людей, мировых катаклизмах, богах и героях. Персонажи общего для стран Южной и Юго-Восточной Азии эпоса, попадая из одного региона в другой, меняют свою внешность, костюм, поступки, и известные сюжеты приобретают новые, неожиданные ходы. В старинных преданиях о сотворении мира оживают созвездия, планеты, собственные удивительные черты приобретают природные явления, с огромной фантазией изображенные народными мастерами. В пластике и живописи обретают жизнь волшебные животные: дракон и китайский цилинь, состоящий из тел девяти животных индийский Навагунджара, мьянманский пинсаюпа – драконообразный зверь «пяти красот». Человек и зверь становятся единым волшебным существом – таковы слоноголовый бог Ганеша и птицечеловек Гаруда, человек с головой кабана Чжу Бацзе. В залах музея Востока оживут волшебные сказки о красавицах и героях, о древних мудрецах и злобных демонах.

Кураторы проекта «Легенды Востока» постарались показать не только общие черты, которые роднят мифотворчество стран этого региона, но также национальное различие и специфику их художественных воплощений. Многие предметы на выставке уникальны и экспонируются впервые.

Выставка открыта с 14 декабря – 28 января 201 8 (Москва, Никитский бульвар, д.12-а ) .