Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отношение фамусова к человеческим качествам. Чацкий и Фамусов

Отношение фамусова к человеческим качествам. Чацкий и Фамусов

А.С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни «фама» звучит как "молва", а "фамосус" на латыни значит "знаменитый". Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел Афанасьевич Фамусов вращается среди важных, почтенных московских персон и крупных чиновников, часто принимая их у себя в доме.

Фамусов - человек, для которого суждения молвы и общества важнее собственного мнения. В финале пьесы Фамусов не спешит поддержать свою разочарованную в любви дочь. Павла Афанасьевича больше всего на свете волнует мнение княгини Марьи Алексевны о событиях в его собственном доме.

Образ Фамусова достаточно реалистичен и красноречив. Перед читателем Павел Афанасьевич предстает и заботливым строгим отцом, и важным чиновником, и барином, свято чтящим вековые традиции. Он незлобив, остроумен, всегда радушно принимает своих гостей, покровительствует своим родственникам и знакомым. Как и всякий человек, бывает вспыльчив и ворчлив. Ничто человеческое ему не чуждо, ни добродетели, ни пороки.

Он всячески заискивает перед теми, кто выше его рангом, льстит тем, от кого зависим. Как нелепо и смешно выглядит Фамусов, оказывая у себя дома чрезмерное внимание тупому солдафону Скалозубу, нахватавшему с помощью лести наград и отличий! Совсем другим тоном Павел Афанасьевич обращается к прислуге, называя их ослами и не церемонится с выбором слов и выражений. Общаясь с Молчалиным, он ни на минуту не дает тому забыть, что приютил его у себя в доме, облагодетельствовав его службой. Фамусов постоянно обращается к Молчалину на "ты", демонстрируя снисходительно-покровительственный тон начальника-благодетеля. Учитывая высокородное происхождение Чацкого, Фамусов общается с ним на равных. С дочерью Софьей Павел Афанасьевич общается как всякий любящий отец, то пожурит ее, то приласкает, то преподаст урок неопытной девушке.

Речь Фамусова - яркое выражение его своеобразной натуры. Павел Афанасьевич общается с окружающими как типичный московский барин. Он часто использует слова, присущие простонародью: мочи нет, уморить, неужто, прозябли, отдушничек, бить баклуши, невзначай. Такая исконно русская речь Павла Афанасьевича свидетельствует о том, что он - русский барин и хорошо знает традиции своего народа. В своей речи Фамусов иногда использует и слова иностранного происхождения, называя Чацкого карбонарием. Рассказывая Чацкому о царском приеме, он использует иностранное слово куртаг, обозначающее приемный день в царском дворе. Невзирая на относительно богатый словарный запас, Фамусов не использует научных терминов, что свидетельствует о его ограниченности. В его лексиконе отсутствуют и слова, передающие глубокие душевные переживания, так как Павел Афанасьевич по большому счету - обыватель, которого не очень волнуют житейские проблемы. Он доволен тем, что имеет и лишен высоких стремлений и побуждений. Его ограниченность особенно ярко проявляется, когда его гости рассуждают о вреде учения и книг. Фамусов поддерживает их и предлагает сжечь все книги, от которых, по его мнению, исходит все зло. Фамусов пребывает в глубокой уверенности в том, что крепостное право непоколебимо и единственно правильное. Он восхищается былыми временами и старыми порядками, яростно отвергая все новое и непонятное.

В известном произведении "Горе от ума" А.С. Грибоедов ярко и реалистично показал Фамусова как типичного представителя русского дворянства начала XIX века и яростного защитника реакционного самодержавного строя, олицетворяющего косную и отсталую Россию того периода.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!»;

«Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке: -

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!»

Хлёстова:

«От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку;

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку»;

Хлёстова об арапке:

«Представь: их как зверей выводят напоказ,

Я слышала, там…город есть турецкий…»;

Фамусов:

«В работу вас, на поселенье вас.

За грош меня продать готовы»

Отношение к московским нравам и времяпровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?»;

«Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары»

Фамусов:

«На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодёжь,

На юношей – сынков и внучат.

Журим мы их, а если разберёшь, -

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички? – Как их возьмёт задор,

Засудят об делах, что слово – приговор…

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их … беда!

Не то чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и … разойдутся.

А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва»

Отношение к идеалам

«Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;

«Теперь пускай из нас один,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Они тотчас: разбой! пожар!

и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

Фамусов:

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

Упал он больно, встал здорово»;

Молчалин:

«Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

Отношение к образованию

«А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;

«Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!»

(Чацкий иронизирует,

но для него этот вопрос не решён окончательно)

Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.

Фамусов:

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится»;

«Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам»;

Фамусов:

«Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;

Хлёстова:

«И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений»;

Княгиня Тугоуховская:

«Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Фёдор, мой племянник»;

Скалозуб:

«Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

А книги сохранят так: для больших оказий»;

Фамусов:

«… уж коли зло пресечь;

забрать все книги бы да сжечь»;

Загорецкий:

«Нет-с, книги книгам рознь.

А если б, между нами,

Был ценсором назначен я,

На басни бы налёг; ох! Басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари»

Отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»;

«Кто служит делу, а не лицам…»;

Фамусов о Чацком:

«Не служит, то есть в том пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;

«Когда в делах, я от веселья прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа»

Фамусов:

«Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»;

Фамусов:

«Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине…»;

Фамусов:

«При мне служащие чужие очень редки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!...»;

Фамусов Скалозубу:

«Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно»;

Молчалин Чацкому:

«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?»

Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»;

«Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!.. – Здесь нынче тон каков

На съездах на больших,

по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?»;

«Несчастные! Должны ль упрёки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

Оригиналы спискам?»

(о московских модницах, копирующих иностранную моду);

«Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой»

«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев…»

Фамусов:

«А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!»;

Фамусов:

«Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно для иностранных…»

Отношение к богатству и чинам

«У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;

«Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…»;

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

Лиза о Фамусове:

«Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами…»;

Фамусов:

«Что за тузы в Москве живут и умирают!»;

Фамусов о Скалозубе:

«…Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал.

Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;

Фамусов:

«Будь плохенький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених»;

Молчалин:

«Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Чиновные и должностные –

Все ей друзья и все родные…»;

Молчалин:

«Ведь надобно ж зависеть от других»

Отношение к кумовству, протекции

«Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;

«Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных…»

Фамусов:

«Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;

Фамусов:

«Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к любви, браку, счастью

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мысли были всем, и всем его делам

Душою – вы? вам угожденье?

Сам это чувствую, сказать я не могу;

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу»;

Чацкий Софье:

«Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»

Лиза:

«Грех не беда! Молва не хороша!»;

Лиза:

«Ну, люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне.

А я … одна лишь я любви до смерти трушу!

А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;

Молчалин:

«И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…»

Отношение к свободе суждений

Чацкий Молчалину:

«Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?»;

«А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма…»

Молчалин:

«В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь»

Отношение к смыслу слова «ум»

«И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший»;

Чацкий о Молчалине:

«А чем не муж? Ума в нём только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума не доставало?»;

«Как платья, волосы, так и умы коротки!..»

Софья:

«Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?»;

Фамусов:

«Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви…»;

Софья:

«Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;

Репетилов:

«Да умный человек не может быть не плутом…»

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы


Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.


Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению