Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сакральные движения гурджиева. Движения Гурджиева: физические практики и сакральные танцы

Сакральные движения гурджиева. Движения Гурджиева: физические практики и сакральные танцы

Являют нам удивительные практики, связанные с обретением человеком чувства и ощущения самопонимания и самоконтроля, в том числе, и на физическом уровне. Целый раздел его просветительской деятельности включает в себя понятие движения Гурджиева и его так называемые сакральные танцы.

Танцы Гурджиева

Мы редко осознаем, а если точнее - часто не осознаем вообще, что все «службы» и функции нашего тела очень тесно связаны между собой, зависимы друг от друга и отражают наше и, опять же, друг друга реальное состояние. Так например, стоит нам подумать о чем-то негативном - организм тут же реагирует на это сменой положения нашего тела, меняется настроение, нас начинают наполнять те или иные соответствующие чувства и переживания.

Еще в древние времена знание, связанное с влиянием и взаимосвязью человеческих движений с его эмоционально-психическими состояниями составляло важнейшую часть духовных традиций и элементов народного искусства жителей Азии, Африки и Дальнего Востока. Различные сакральные обряды, выражавшиеся в тех или иных танцевальных движениях, существовали также во многих храмах и монастырях и передавались в качестве элемента важнейших знаний о человеке и Вселенной из поколения в поколение.

Сам Георгий Гурджиев во времена своих скитаний и путешествий неоднократно в течение нескольких лет брал уроки музыки и ритма у азиатских монастырских дервишей в обители Йесавийского ордена: там жили мастера, обучавшие людей посредством движений танца тому, чему обычно люди обучаются посредством книг. Кроме того, он обучался искусству ритуальных танцев и во многих других монастырях и храмах, а также - в эзотерических школах Востока и Тибета.

Таким образом, движения Гурджиева, - как еще называют его танцы, - являются древней и не вполне, с точки зрения современного человека, обычной практикой. Смысл ее - фиксация в личности ее осознанного состояния через объединение ума и чувств с движениями тела.

Обучение определенного рода танцам - это одна из возможностей трансформации личности в сторону ее просветления. Этим Гурджиев занимался с группами учеников в своем Институте гармонического развития человека. Попытки создать такой институт, где люди могли бы двигаться под руководством Учителя к постижению высших сфер человека и мироздания, предпринимались Гурджиевым не однажды. Первая - еще в 1919 году в Тифлисе, потом, через год, - в Константинополе, позже - в Германии. Но все они по тем или иным причинам оказывались неудачными. Наконец, реализовать эту затею ему удалось во Франции.

Недалеко от Парижа в поместье Шато-Приере мэтр купил на средства своих учеников старинный замок «Аббатство». Здесь впоследствии и организовывались показательные выступления его удивительных танцевальных мистерий. Причем, танцы в них не были просто элементами чистого искусства. Это были, прежде всего, тонко организованные системные движения, которые, по сути, призваны были развивать все составляющие человеческой природы - и на практике делали это.

Обучались в институте, в основном, двум видам танцевальных движений: экзерсисам и балетам. Экзерсисы были испытаниями на выносливость. Например, некоторые движения полагалось делать без перерыва часами. И это не могло не влиять на воспитание у танцующих определенной выдержки и стойкости.

Учитель был убежден - и убеждал учеников в том, что для того, чтобы в человеке реально началось какое-то движение в сторону его личностного развития, - его просто необходимо вывести из зоны комфорта. То есть любой созидательный процесс начинается как результат борьбы. И если следовать общеизвестному принципу маятника - этот маятник важно вывести из равновесия.

И поэтому гламурные аристократичные барышни во дворцах института гармонического развития человека стирали белье и забивали в стены гвозди. А тех, кто боялся крови, - отправляли резать скотину - и т.п. В гурджиевской Альма-матер царила жесточайшая спартанская дисциплина. Не все это выдерживали: одна из студенток института, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд, пробыв здесь недолгое время, и вовсе умерла… Тем не менее, - таковы были, по Гурджиеву, технологии управляемого кризиса.

Говоря о теме балета, напомним, что под ним подразумевался обычно особый суфийский космогонический танец, объединявший исполнителей в единую энергетическую волну эмоций и движений. В каждом таком священном танцевальном действе содержался определенный таинственный смысл, который был доступен лишь посвященным.

Балет и сакральные движения, которые преподавал своим последователям Гурджиев, помогали обрести последним высочайший степени контроль над телом, а также развивать их способности концентрировать свое внимание. Все это имело невероятное воздействие на эмоциональное состояние занимавшихся здесь людей. Влияло это также и на развитие их самых разных качеств: от морально-волевых до физических.

Продолжение путешествий и экспедиций

В 1924-м году Гурджиев с гастрольной поездкой своей труппы отправился в США. Публике было представлено феноменальное зрелище танцевального действа-мистерии, когда маг-Учитель демонстрировал зрителям безграничное господство над учениками.

Некоторые даже расценили это действо как некое превращение людей в команду «натренированных зомби или цирковых животных». На самом же деле, представляя зрителям свои балеты, Гурджиев просто хотел продемонстрировать им невероятные возможности, которыми обладает человек в сфере танца, движения, и в целом -в искусстве владения своим телом.

Эти представления, чем-то напоминавшие фокусы Копперфильда или Гудини, призваны были как-то расшевелить зал, заставить обычного обывателя подумать о том, какими, на самом деле, уникальными возможностями он обладает… При этом надо отметить, что в гурджиевской труппе находились вовсе не танцоры-профессионалы: это были всего лишь обычные хорошо образованные люди. Каждый из них еще и владел какой-то своей специальностью, но все они были охвачены жаждой эзотерических знаний и стремлением открыть с вебе что-то новое.

То есть были они, как мы понимаем, вовсе даже не зомби. А вот зомби как раз находились во время их выступления в концертном зале…

Гурджиев: Закон Трех Сил Творчества

Общее количество закономерностей, что управляют практически всеми процессами как в целом в мире, так и в человеке, не слишком велико. И все то, что представляется нам бесконечным разнообразием форм и явлений, создается всего лишь несколькими различными сочетаниями.

Чтобы попытаться осознать суть механики Вселенной, нужно просто разложить эти сложные и разнообразны явления на элементарные законы, их составляющие. Надо понимать, что мы живем в пространстве, которое уже создано и упорядочено. То есть - наш Вселенная уже является неким Творением.

И первым фундаментальным ее законом Гурджиев считал так называемый Закон трех сил Творчества . Все, что происходит вокруг, является результатом сочетания и взаимодействия этих трех сил: силы Активной, Пассивной и Нейтрализующей. И все они есть и в природе, и в каждом из нас. Это силы творчества: ничто в мире не создается без их участия.

Вся наша Вселенная состоит из неуловимых человеческому слуху вибраций. Она буквально наполнена ими. Они существуют во всех материях, населяющих мир, и проявляются в самых разных вибрационных звучаниях: от наитончайших до самых грубых. Из этого проистекает и Второй основной закон мироздания по Гурджиеву: Закон семи октав.

Музыка Гурджиева

Это, можно сказать, отдельная, не менее значимая тема в его взглядах на мир. О том, что Георгий Иванович очень серьезно и внимательно относился к этому одному из едва ли не самых мистических видов искусства, мы уже знаем. И его Закон семи октав - есть естественное продолжение опыта исследователя в этой плоскости. Суть этого закона состоит в том, что все звуки вселенских вибраций упорядочены в виде нисходящего музыкального звукоряда: от верхнего «до» - сужаясь в направлении музыкального звукоряда вниз - и вплоть до самого нижнего звука, находящегося в основе всего. Так, если говорить об этой большой и сложной теме в общих чертах, он определял звучание Абсолюта, недоступного человеческому и даже научному пониманию.

Принцип семи октав соответствует любому развитию как на планетарном уровне, так и на уровне рождения и появления на свет отдельной человеческой души. Поэтому, чтобы можно было осознавать и отслеживать процесс развития как таковой, - важно понимать, что есть причина изменений в направлениях этого движения.

И еще очень важный момент: чтобы такое движение в принципе происходило - необходимо остановить утечки энергии и запастись приятными впечатлениями.

Гурджиев и Успенский

Возвращаясь к теме жизни Гурджиева в разные ее периоды, хочется отметить некоторые хронологические ее последовательности, ибо тогда его размышления о человеке и итоги всех его мистических исканий и встреч обретут в наших глазах некие жизненные привязки к реальным обстоятельствам…


Так, в 1912 году Гурджиев начинает выступать со своими лекциями и докладами в России (Москва, Петербург). Здесь вокруг него собираются единомышленники и последователи: люди, желающие начать работу над собой. Среди них оказывается и , который, с головой окунувшись в гурджиевское учение, увидел в нем поначалу нечто совершенно для себя новое и необычное.

В системе взглядов Гурджиева словно отразился весь сплав его собственных интеллектуальных поисков. Целая лавина неожиданных для Успенского вещей - новых понятий, практических структур и экзотических упражнений захватили исследователя.

Георгий Иванович Гурджиев , мистик, философ, духовный учитель (1877-1949 гг.) родился в греко-армянской семье. Его отец был собирателем и исполнителем древнего эпоса. Сам Г.И.Гурджиев, движимый "неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни", с группой единомышленников, именовавших себя "Искателями Истины ", путешествовал по Востоку в поисках древнего знания. За 20 лет путешествий он посетил Египет, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет, пустыню Гоби. Он изучал практики Суфизма, Тибетского Буддизма, Эзотерического Христианства и Пифагорейской традиции.

Он побывал также и в России, где собрал группу последователей.

Гурджиев открыл, что многие Законы , управляющие Вселенной, были выражены в музыке и танцах . В храмах, монастырях и особых школах, которые он посещал, танцы представляли собой ряд необычных последовательностей движений, в которых могли быть прочитаны Истины, передаваемые от поколения к поколению.

Выполнение движений также открывают пути внутреннего развития человека : преодоление своих обычных автоматизмов и ограничений, углубление уровня осознанности, контакт с высшей энергией.

Гурджиев рассматривал гимнастику и танцы, как искусство, как способ гармоничного развития человека , а потому танцы и движения предназначены, по его мнению, для соединения ума и чувств с движениями тела и их совместной манифестации. То есть благодаря его танцам развиваются одновременно тело, ум и чувства .

Еще одной целью его танцев является обучение. Определенные движения несут в себе определенные знания, религиозные и философские идеи . В некоторых из них можно прочесть даже рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Во многих частях Востока о внутреннем содержании того или иного танца практически забыли и все же продолжают танцевать просто по привычке.

Таким образом, гуржиевские движения преследуют две цели: обучение и развитие .

В точных движениях и комбинациях танцоров ясно воспроизведены некоторые законы . Поэтому такие танцы называются священными.

"Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.

Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому" (Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира ").

Эти танцы также называются "медитацией с открытыми глазами ". Внешняя форма каждого движения "математически " расписана от начала до конца. Священная подражательная геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения рук, ног и головы сочетаются между собой в независимых друг от друга ритмах. Тихие либо произносимые вслух зикры (молитвы), канонический отсчет, временами по-гречески, увеличивают сложность.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева — это групповая практика . Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец — это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других.

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает быть отношениям людей по-настоящему осознанными.

Танцы и движения Гурджиева — замечательный дар для всех , кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия , жизни в настоящем, что непросто в обыденной жизни. Ведь ум постоянно живет в прошлом или будущем. Благодаря этим танцам, человек полностью погружается в бытие настоящего момента , короткого мига между прошлым и будущем. В результате и создается желаемая гармония.

Процесс изучения Гурджиевских танцев — это путешествие к центру своего существа , нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Во время танцев происходит расслабление и оптимизация расхода энергий , люди выходят за пределы дуального восприятия.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана , издается в виде нотных альбомов и компакт-дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу , О.Хаксли , К.Ишервуд . Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.


Священные танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой. Упражнения и танцы, известные как Сакральные танцы Гурджиева, были собраны Георгием Ивановичем Гурджиевым во время его двадцатилетних странствий по Египту, Турции, Тибету, Индии, Ассирии, Греции, России и другим странам Европы и Средней Азии в храмах и монастырях.



Психолог, философ, ученый, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвертом пути» внутренней реализации человека. Россия, Георгий Иванович Гурджиев родился 28 ноября 1877 года в Александрополе (с 1924 года - Ленинакан) в Армении в смешанной армяно-греческой семье. Детские годы провел в Карсе, был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, который оказал большое влияние на Гурджиева. Хотя систематического среднего образования он так и не получил, с детства знал несколько языков.



Поиски ответов на «вечные вопросы» привели его к созданию учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы «Искателей истины», затем в качестве странника, учителя и эмигранта.



По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи и специалисты по восточным религиям установили что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.



Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать «мастерами себя», принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.


Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; «Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?», даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как «Круг Ом».

Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.

Священные танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой. Упражнения и танцы, известные как Сакральные танцы Гурджиева, были собраны Георгием Ивановичем Гурджиевым во время его двадцатилетних странствий по Египту, Турции, Тибету, Индии, Ассирии, Греции, России и другим странам Европы и Средней Азии в храмах и монастырях.

Психолог, философ, ученый, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвертом пути» внутренней реализации человека. Россия, Георгий Иванович Гурджиев родился 28 ноября 1877 года в Александрополе (с 1924 года - Ленинакан) в Армении в смешанной армяно-греческой семье. Детские годы провел в Карсе, был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, который оказал большое влияние на Гурджиева. Хотя систематического среднего образования он так и не получил, с детства знал несколько языков.

Поиски ответов на «вечные вопросы» привели его к созданию учения о «четвертом пути» внутренней реализации человека. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы «Искателей истины», затем в качестве странника, учителя и эмигранта.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи и специалисты по восточным религиям установили что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать «мастерами себя», принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.

Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; «Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?», даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как «Круг Ом».

Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.

Георгий Иванович Гурджиев

В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, "хитрый мудрец", как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого "Человека знания", у Дона Хуана.

Он родился в 1872 г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций - религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Центральный символ гурджиевской работы - эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.

В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния - это буддизм Тибета.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890 г. и продолжается до 1910 г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об "ужасе ситуации", как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель - в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петр ом Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге "В поисках чудесного" следующим образом: "Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...".

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917 г. была разорвана войной и революцией". Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним".

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923 г. по 1933 г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в "Приэре", как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем - автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

  1. разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;
  2. ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;
  3. помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги "Все и вся ", "Встреча с замечательными людьми " и "Жизнь - истина, только когда я есмъ ".

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд существа космического, прилетевшего на Землю. Эта работа является энциклопедическим комментарием, отвечающим на большинство важных вопросов, стоящих перед человечеством.

Во второй книге он рассказывает свою историю поисков истины, вспоминает своих наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания.

В третьей - дается отчет о личном развитии, описываются специальные практики, которые развивают осознание "себя".

В 1933 г. была написана еще одна книга "Вестник грядущего добра ", представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека.

С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью, это:

  • убежденность в иллюзорности обычной жизни;
  • идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;
  • признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;
  • деление человека на четыре тела;
  • учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;
  • учение о типах человеческой личности;
  • особенности психической работы человека над собой;
  • идея "Луча творения";
  • возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;
  • подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное - группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия

Священные движения Гурджиева

"Помни себя, - говорил господин Гурджиев, - вернись к себе". Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. "Человек - это тюрьма" - говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа - развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.

Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн "быть пассивным". Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.

Г. Гурджиев рассказывал о феномене "двойной стрелы": с одной стороны внимание направлено наружу - на форму движений, на ритм музыки, на других танцующих вокруг нас и легкую тенденцию сравнивать и осуждать и т.д. С другой стороны стрела направлена внутрь - обратно к нашему центру, к источнику движения, к внутренним энергиям, которые движут нами, назад к источнику любой функции, такой, как дыхание, наблюдение, движение.
Мы ищем равновесия "один глаз внутрь, другой глаз наружу", как сказал г.Гурджиев. Так мы можем находиться в деятельности нашей жизни, никогда не теряя себя.

ИСТОЧНИКИ ТАНЦЕВ

Когда г.Гурджиеву было около двадцати лет отроду, он отправился в двадцатилетнее духовное путешествие, которое привело его в Египет, восточное Средиземноморье, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет и пустыню Гоби. Он посетил многие эзотерические школы, храмы, монастыри и открыл что многое из вечной мудрости, истинного знания и понимания человечества и природы сохранилось и было передано через музыку и танец. Эти Танцы, разнообразием движений и поз подобные алфавиту, могли быть прочитаны, как книга, теми, кто смог бы прочитать и истолковать их.
В Священных Движениях Гурджиева мы строго воспроизводим эти движения так, как передал г.Гурджиев через своих учеников (таких, как г.Беннетт) и мы используем музыку, которую он и Томас де Хартман создали для каждого Танца. В общей сложности около двухсот Движений (Танцев)!

ЭФФЕКТ ТАНЦЕВ

Одной из целей этого процесса является открытие "присутствия существа" через приведение в новое равновесие трех центров: физического, эмоционального и ментального. И нового порядка их функционирования. Ясно, что главным инструментом является физический центр. Мы используем его не так просто, как в гимнастике, разрабатывая подвижность суставов, растягивая мышцы и так далее.
Эти Танцы также оживляют внутренний огонь, глубокое страстное желание сердца, о котором говорят Суфии, смелость продолжать идти в глубину и отказ сдаваться. Следовательно, все, чему мы научаемся, практикуя эти Танцы, мы научаемся для нашей каждодневной жизни.

К тому же, Движения часто включают в себя счет, слова, фразы, которые запускают ту часть ума, которая поддерживает процесс, эта часть не имеет шанса уклониться от Здесь и Сейчас. Если же она уклоняется, немедленно проявляется ошибка в движении. Таким образом, мы учимся через ошибки. Поэтому Ум не осуждается, но более вовлекается со своей разумностью и ясностью в работу вместе с Телом и Сердцем.
Другая цель - создать дистанцию от ощущений тела, эмоций и настроений, мыслей и ассоциаций мыслей: научиться управлять ими вместо того, чтобы быть захваченными ими в рабство.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать "мастерами себя", принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.
Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; "Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?", даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как "Круг Ом".
Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.
/Амийо Девиенн/


Похожая информация.