Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Произведения искусства, посвященные извержению вулкана. «Сатир, оплакивающий нимфу» на самом деле показывает жестокое убийство

Произведения искусства, посвященные извержению вулкана. «Сатир, оплакивающий нимфу» на самом деле показывает жестокое убийство

СКАЗКИ ЕКАТЕРИНЫ II

Екатерину II трудно назвать хорошей матерью: ее сложные отношения с единственным сыном Павлом (будущим Павлом I) - известный исторический факт. Мальчик рос вдали от матери, видел ее редко. Екатерина II самовольно отстранила сына от власти, когда в ходе государственного переворота погиб его отец, Петр III. Павел всю жизнь подозревал мать в причастности к смерти отца и не мог ей этого простить. Зато бабушкой Екатерина II была заботливой и чуткой.

Она рассчитывала напрямую передать бразды правления своему внуку Александру, поэтому занималась его воспитанием и образованием сама. В назидание внуку императрица написала «Сказку о царевиче Хлоре» (историю о юноше, который преодолевал всевозможные препятствия в поисках волшебной розы без шипов) и «Сказку о царевиче Фивее», посвященную правилам поведения наследника престола.

Литературоведы считают произведения Екатерины II первыми литературными сказками в истории отечественной культуры.

«Царевич отвечал:

Мы ищем розу без шипов, что не колется.

Слыхал я, - сказал юноша, - от нашего учителя про розу без шипов, что не колется. Цветок этот не что иное, как добродетель. Иные думают достигнуть ее кривыми путями, но к ней ведет только прямая дорога. Вот гора у вас в виду, на которой растет роза без шипов, что не колется; но дорога крута и камениста».

Екатерина II, «Сказка о царевиче Хлоре»

ПОРТРЕТЫ ИЛЬИ РЕПИНА

Семейная жизнь Ильи Репина с первой женой Верой была весьма непростой. Но проблемы в отношениях с супругой никак не отразились на чувствах художника к детям - Репин их очень любил. Его старшая дочь Вера часто становилась героиней его картин, например работ «Портрет Веры Репиной» (1878), «Стрекоза» (1884), «Осенний Букет» (1892). Не реже писал Репин и вторую дочь Надю - она изображена и на картинах «Портрет Нади Репиной» (1881), «На солнце» (1900). Единственный сын Репина Юрий, который позже сам стал художником, позировал отцу для своего детского портрета в 1882 году.

ПОРТРЕТЫ КОНСТАНТИНА МАКОВСКОГО

Константин Маковский был женат трижды. Его первый брак был недолгим - Маковский овдовел вскоре после свадьбы. Зато со второй женой, Юлией Летковой, он прожил больше 20 счастливых лет. В этом браке у них родилось трое детей, которые стали любимыми моделями художника. На «Семейном портрете» он изобразил свою жену с сыном Сергеем и дочерью Еленой. Юный Сергей стал героем и других картин, например «Маленький вор» (1881), «Маленький антиквар», «Портрет сына в матроске».

Уже в почтенном возрасте Маковский встретил свою третью жену, ради которой он оставил прежнюю семью. Четверых детей от этого брака (Константина, Ольгу, Марину и Николая) Маковский писал так же часто, как и старших.

ПОРТРЕТЫ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Валентин Серов был отцом большого семейства - его жена Ольга Трубникова родила художнику шестерых детей, которых Серов часто писал. Среди известных детских портретов художника - морской портрет «Дети (Саша и Юра Серовы)», портрет «Миши Серова», акварельный набросок «Саша Серов», картина «Дети художника Ольга и Антоша Серовы». Жизнь детей Валентина Серова сложилась по-разному: старшая дочь Ольга стала художницей, сын Юрий - киноактером, а Александр Серов, кораблестроитель и военный летчик, эмигрировал в Ливан, где занимался дорожным строительством.

ПОРТРЕТЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

До революции Зинаида Серебрякова счастливо жила с мужем Борисом Серебряковым и четырьмя детьми: Евгением, Александром, Татьяной и Екатериной. Дети с удовольствием позировали для портретов художницы. Серебрякова изобразила троих малышей на картине «За обедом», отдельно - спящего сына Женю на этюде-наброске 1908 года и дочерей на портрете «Тата и Катя». В 1919 году жизнь семьи изменилась - ушел из жизни муж Серебряковой. Тогда художница стала писать своих детей еще чаще, ища в них утешение. К послереволюционному периоду творчества Серебряковой относятся картины «Карточный домик», «На террасе в Харькове», а также многочисленные портреты дочерей. В 1924 году Зинаида Серебрякова была вынуждена уехать во Францию и оставить детей в СССР. Через несколько лет к ней смогли выехать Александр и Екатерина, а с Татьяной Серебрякова смогла увидеться только спустя 36 лет.

СТИХИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Цветаева часто и подробно писала о своих детях - Ариадне, Ирине и Георгии - в дневниках, посвящала им многочисленные стихи. Ее главной музой была Ариадна. Ей она писала, например, «Стихи к дочери» и «Але». Цветаева тяжело переживала вынужденную разлуку со старшей дочерью, когда ей пришлось отправить Ариадну в приют, что отразилось в ее стихотворении «Маленький домашний дух, мой домашний гений». Не менее трагическое стихотворение «Под рокот гражданских бурь» Цветаева посвятила Ирине, которая умерла в возрасте трех лет.

Под рокот гражданских бурь,
В лихую годину,
Даю тебе имя - мир,
В наследье - лазурь.

Отыйди, отыйди, Враг!
Храни, Триединый,
Наследницу вечных благ
Младенца Ирину!

Марина Цветаева

СТИХИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

В 1920–30-е годы для многих поэтов детские стихи были единственным способом публиковаться, не опасаясь преследований. Именно в это время отдельными изданиями вышли два «детских» стихотворения Пастернака, написанных, впрочем, не столько чтобы заработать, а чтобы читать их маленькому сыну Евгению. Это были книги «Зверинец» с иллюстрациями Николая Купреянова и «Карусель» с рисунками Николая Тырсы. Эти стихи с тех пор переиздавались лишь однажды, в 2016 году. Сам же Пастернак, будучи ребенком, вдохновил отца-художника Леонида Пастернака - на создание нескольких детских портретов («Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря», графические «Борис Пастернак за фортепиано», «Спящий гимназист»).

…Далекое рычанье пум
Сливается в нестройный шум.
Рычанье катится по парку,
И небу делается жарко,
Но нет ни облачка в виду
В зоологическом саду.
Как добродушные соседи,
С детьми беседуют медведи,
И плиты гулкие глушат
Босые пятки медвежат.
Бегом по изразцовым сходням
Спускаются в одном исподнем
Медведи белые втроем
В один семейный водоем.
Борис Пастернак, «Зверинец»

СКАЗКИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

Когда в конце 1960-х годов Булат Окуджава жил в Ялте, он писал своему сыну письма со сказочными историями и рисовал к ним забавные картинки. О публикации он и не думал, пока эту переписку не увидела Белла Ахмадулина. По ее совету Окуджава объединил разрозненные сказки в одну повесть. Так появилась книга «Прелестные приключения» - история об экзотичных существах Крэге Кутенейском баране, Доброй Змее и Морском Гридиге. В СССР она была издана в 1971 году и вышла с иллюстрациями автора. Вскоре книгу перевели на несколько иностранных языков.

« А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.

Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.

Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.

Ага! - крикнул он. - Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!

Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.

Ага! - крикнул Волк.

И тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.

Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:

Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.

Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:

А ты и поверил, дурачок… Ты и вправду решил, что я буду питаться травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!

Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти».

Булат Окуджава, «Прелестные приключения»


"Не прикасайтесь к предметам искусства" - простое правило, которое принято почти в каждой галерее и музее в мире. Тем не менее, по некоторым причинам, есть некоторые люди, которые предпочитают игнорировать это правило: некоторые из-за любопытства, другие из-за желания снять "крутое" селфи. Какими бы ни были мотивы, в итоге страдают бесценные произведения искусства.

1. Статуя короля Себастьяна


24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала "короля-ребенка" Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

2. Статуя Геркулеса


Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

3. Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов.

Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около £ 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

4. Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой "восстановления" предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет "Ecce Homo" ("Се человек"), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием "Пушистый Иисус".

Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

5. Статуя Девы Марии


В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

6. Пьяный сатир


Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов).

Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

7. Картина "Актер" Пикассо


Почти 2-метровую картину "Актер" Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью - Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.

Некоторые всемирно известные предметы искусства таят в себе секреты, разгадать которые не удалось пока даже современным учёным. В нашем обзоре десять произведений искусства с таинственной историей, что, впрочем, делает их ещё более притягательными.

Девушка с жемчужной сережкой

Несмотря на все теории, никто не знает, кого именно изобразил Ян Вермеер в 1665 году на знаменитой картине «Девушка с жемчужной сережкой». Она выглядит так, будто не имеет ни малейшего понятия, что ее рисуют. Одни говорили, что это дочь Вермеера, другие, что это его любовница., а третьи заявляли, что это придуманный образ, и в реальной жизни она никогда не существовала. Единственное, что можно утверждать точно, что на девушке очень недешевое украшение. Остается загадкой и личность самого Вермеера. О его жизни известно очень мало. Пожалуй, лишь то, что Ян всегда жил в городе Делфт и у него было 15 детей.

Две картины в одной

При восстановлении шедевра Роберта Рида, американского импрессиониста 20-го века, реставратор Барри Бауман был поражен, обнаружив, что под слоем краски реставрируемой картины скрывается другое полотно. Эта скрытая картина, получившая название «В саду», изображала молодую женщину. Она сидела за столом на открытом воздухе и что-то читала, потягивая чай. Многие художники рисуют поверх части картины, но Рид по абсолютно неизвестным мотивам сделал вторую картину поверх полностью законченной первой. Все, что известно о Риде, - он был заядлым игроком и умер до Великой Депрессии в Америке.

Любовь и предательство Уолли Нойзель

В начале 1900-х годов Уолли Нойзель была таинственной музой австрийского художника Эгона Шиле. Она появилась в нескольких его картинах (в том числе эротических) и, как считается, была его любовницей. Нойзель была родом из бедной семьи в австрийском Таттендорфе и встретила Шиле, когда ей было всего 16 лет. Со временем их отношения переросли в сугубо профессиональные. Шиле внезапно бросил Нойзель в 1915 году, чтобы жениться на более респектабельной женщине.

Скрытое оружие Давида

До сих пор идут споры нет ли у статуи Давида работы Микеланджело скрытого оружия в правой руке. Некоторые предполагают, что Давид держит в руке скрытый фустибал (метательное оружие, которое представляло из себя пращу, прикрепленную к палке, позволяющее бросать камни на расстояние до 180 метров). Согласно Библии, у Давида была только праща и пять камней, когда он вышел на поединок с Голиафом. С момента создания скульптуры Микеланджело все думали, что в руке у Давида именно праща. Но некоторые исследователи сегодня утверждают, что ремни пращи присоединены к чему-то находящемуся в руке Давида, что вполне может быть рукоятью от фустибала.

Статуя Иисуса с настоящими зубами

В маленьком мексиканском городке было случайно обнаружено, что у 300-летней статуи Иисуса настоящие человеческие зубы с корнями. Никто не знает, откуда взялись эти зубы, поскольку в религиозных традициях прежних времен было принято вырезать волосы и зубы у статуй из костей животных. Созданную в 18-м веке статую Христа собирались реставрировать, перед чем ее просветили рентгеном. Реставраторы были шокированы, обнаружив на рентгеновских снимках прекрасно сохранившиеся человеческие зубы.

Изображение мужчины под портретом гладильщицы

Благодаря использованию инфракрасной камеры во время реставрации, под портретом «Гладильщица» (Пабло Пикассо, 1906 год) была обнаружена совершенно другая картина. На этой второй картине было перевернутое изображение человека с усами. Ученым до сих пор неизвестно, кто был этим человеком и нарисовал ли его именно Пикассо. Выдвигались разные версии - от автопортрета до того, что это знакомый художника.

Учеба при свечах

Вокруг картины «Учеба при свечах» до сих пор ведутся споры - принадлежит ли она кисти Винсента Ван Гога, или же она является подделкой, как утверждает его племянник. Картина выглядит как автопортрет Ван Гога, но ее нижняя треть не завершена, а также содержит странное изображение, похожее на актера японского кабуки. Это изображение в нижней части автопортрета было дорисовано чернилами, а не красками. Картина была впервые приобретена Уильямом Гетцом, руководителем Universal Pictures в 1948 году. На то время была заверена подлинность работы. Но позже племянник Ван Гога объявил «Учебу при свечах» подделкой.

Пропавшая балерина

Никто не знает, каким образом пропала картина балерины «Dancer Making Points» Эдгара Дега из квартиры ее бывшего владельца, миллионерши-затворницы Хьюгетт Кларк. Но когда эта картина появилась в доме Генри Блоха, коллекционера произведений искусства и соучредителя H & R Block, Кларк подала заявление в ФБР, утверждая, что картина принадлежит ей. Хотя Кларк никогда не заявляла о пропаже картины, а Блох утверждал, что приобрел ее законно, картина была возвращена Хьюгетт Кларк. После этого адвокат миллионерши сразу же передал картину Музею искусств Нельсон-Аткинс. Кларк получила изрядную компенсацию, в Блоху было разрешено повесить картину в своем доме до момента его смерти, после чего картина должна быть вновь передана музею.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1990 году произошло самое большое ограбление в мире в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Два преступника, переодетых полицейскими, похитили картины Эдгара Дега, Рембрандта и Яна Вермеера общей стоимостью почти 500 миллионов долларов. За 25 лет следователи сотрудничали с десятками людей, которые якобы выступали от имени информаторов, имеющих данные о похищении. Но каждый раз дело заходило в тупик. Сейчас вознаграждение за информацию, которая приведет к возврату картин, составляет уже целых 5 миллионов долларов. Но ни одна из картин так никогда не была найдена.

Другая Мона Лиза

Многие люди считают, что существует только одна «Мона Лиза» - знаменитая картина в Лувре. На самом деле существует еще один портрет в музее Прадо в Мадриде, который был написан или самим да Винчи или одним из его учеников. При этом картина не является копией той, которая размещена в Лувре. Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3-D эффект. Также мало кто знает, что существует еще одно изображение той же женщины авторства Леонардо да Винчи - картина «Айзелуортская Мона Лиза», которая некоторыми экспертами признается самой ранней версией полотна.

Н овгородский музей - заповедник имеет в свои фондах более 150 произведений древнерусского искусства, посвященных Деве Марии. Взглянем на 5 самых любопытных «Богородиц» .

Раненая Богородица

Эта фреска с фрагментом лика - одно из древнейших русских изображений Богоматери, созданное около 1130 года. Редкий экспонат выставляется впервые, ведь фреска была обнаружена совсем недавно - в ходе археологических раскопок 2014 года.

Любопытно, но раскопки производились не в чистом поле и не на развалинах, а в прекрасно сохранившемся до наших дней здании - Георгиевском соборе Юрьева монастыря . Фрагмент был найден в алтарной части храма (жертвеннике). Дело в том, что в 1830-е годы древние росписи XII века по приказу архимандрита Фотия были сбиты со стен, и их крошево было варварски использовано для подсыпки пола. То, что уцелели эти печальные глаза, - настоящее чудо.

Проданная Богородица

Одно из удивительных сокровищ Новгородского музея-заповедника - комплекс из двусторонних «таблеток». Эти небольшие иконы-святцы на тонких дощечках, которые клали на аналой в дни праздников, были написаны в конце XV века. Веками они хранились в Софийском соборе, но после революции ансамбль был разделен и частично продан за границу. В новгородском музее оказалось только 18 «таблеток».

Поскольку иконы представляли собой церковный календарь, великий искусствовед Виктор Лазарев в 1970-е годы определил, что некоторых праздников не хватает, то есть икон должно быть больше. Восемь табличек нашлись в Третьяковской галерее , парочка в коллекции художника Корина, одна в Русском музее . Но самое интересное открытие было совершено в Лондоне: антиквар Ричард Темпл прислал Лазареву фотографию двусторонней иконы из свой коллекции - с «Троицей» и «Богоматерью Одигитрией» на обороте. Она точно подошла по размерам и по стилю к остальным. А в 1987 году Бланшетт Рокфеллер, вдова Джона Д. Рокфеллера III, выкупила у Темпла эту икону и передала ее в Новгородский музей.

Посмотреть и послушать видеоэкскурсию по залам иконописи XV–XVI веков Новгородского музея-заповедника

Неуязвимая для стрел Богородица

Чтобы разглядеть Богоматерь на этой большой иконе, надо приложить некоторые усилия, однако на самом деле она ее главная героиня. В сюжете «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» она изображена дважды - в верхнем и среднем регистре.

Мы видим, как небольшая квадратная икона «Богоматерь Знамение», где Дева Мария изображена с распахнутыми в защитном жесте руками, поднята над стенами и толпой, как хоругвь. Она спасает Новгород от войск суздальского князя Мстислава Андреевича. Это чудо случилось в 1170 году.

Изображенная тут икона «Богоматерь Знамение» XII века ныне хранится в Софийском соборе (на выставку она не приехала). А эта большая повествовательная икона, написанная в 1460 году, полна множества деталей, исторических персонажей и исчезнувших зданий.

Шелковая Богородица

Упомянутая выше чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII века отсутствует на выставке, так как в 1991 году она была возвращена Православной церкви. Долгие века для новгородцев она была эмблемой города, его оберегом, палладиумом. Икона сначала хранилась в церкви Спаса Преображения на Ильине улице , а затем в соборе Знаменского монастыря. Разумеется, святыня была богато украшена: ее покрывал позолоченный серебряный оклад, а к нижнему краю подвешивалась вышитая пелена.

Именно эту пелену XVII века можно увидеть на выставке. Она полностью повторяет размер чудотворной иконы. На холсте и шелковой ткани с помощью золотных и серебряных нитей тщательно воспроизведено и изображение святыни. Можно разглядеть святых на полях и прочитать их имена - а на оригинальной древней иконе эти части так истерты, что красочного слоя почти не осталось.

Богородица с подробной биографией

О большинстве древнерусских икон известно мало - до нас обычно не доходит ни имя автора, ни дата создания, ни обстоятельства заказа. Но чем ближе к Новому времени, тем больше эта ситуация меняется. Например, благодаря подробной надписи по нижнему краю многое ясно об этой иконе Иверской Богоматери.

Хотя по стилю она напоминает XVII век, оказывается, на самом деле икона была создана намного позже - в 1827 году. Писал ее «вышневолоцкий мещанин» Игнатий Еремеевич Чистяков. Созданная им икона - это список образа, заказанного знаменитым патриархом Никоном для основанного им Иверского Валдайского монастыря . Та икона действительно XVII века, она была написана в 1655 году. Однако увидеть ее невозможно: при закрытии монастыря в 1927 году она была утрачена.

А патриарх Никон, в свою очередь, шел по стопам царя Алексея Михайловича, который семью годами ранее, в 1648 году, заказал для Успенского собора Московского Кремля точный список самой первой Иверской иконы из Иверского монастыря на Афоне. Царский образ сохранился, ныне он в Смоленском соборе


На создание шедевров иногда уходят месяцы и годы. Художники вкладывают в свои проекты знания, творческие идеи и эмоции.
Оконченные полотна наполнены смыслом и, следовательно, субъективной важностью, ценность которой невозможно измерить, как минимум, до тех пор, пока они не будут проданы с аукциона по наивысшей ставке.
Работы, о которых мы поговорим сегодня, стоили немало денег, несли в себе огромное значение для искусствоведов и почитателей, однако, к несчастью, были повреждены из-за беспечного отношения или невнимательности, вандализма или банального отсутствия надлежащих условий хранения.
Если бы создатели этих предметов искусства были живы, они бы, безусловно, пришли в ужас.

1. «Пьета» (1498-99) Микеланджело
(Michelangelo - Pieta)

Мраморная скульптура, изображающая скорбящую Деву Марию с телом снятого с креста Иисуса Христа, является главной достопримечательностью собора св. Петра в Ватикане и одним из самых почитаемых произведений искусства для религиозных людей и просто для тех, кто любит и ценит классическую скульптуру. За всю 500-летнюю историю «Пьеты» наиболее значительный ущерб скульптуре был причинен в 1972 году, когда на статую напал геолог с молотком и криками «Я Иисус Христос!». Многие из осколков статуи, в том числе и кусок носа Марии, были подобраны очевидцами происшествия, но впоследствии не были возвращены в собор. В ходе длительной реставрации лицо богоматери удалось восстановить с помощью материала, взятого из других участков статуи. После реставрации «Пьета» Микеланджело Буанаротти была помещена под пуленепробиваемое стекло.


2. «Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Night Watch)

К сожалению, со временем «Ночному дозору» самому понадобилась охрана. Когда полотно выставлялось в государственном Национальном музее в Амстердаме, на него было совершено несколько покушений. В 1911 году безработный корабельный кок безуспешно пытался порезать картину ножом. В 1975 году школьный учитель оказался более успешен, разрезав полотно зигзагообразными линиями (впоследствии было установлено, что этот человек страдал умственным расстройством, а сам он вскоре покончил собой). И, хотя, картина была восстановлена, следы вандализма все еще можно обнаружить. В 1990 году один из посетителей брызнул на картину кислотой, но охранники быстро среагировали, и полотно спасли от гибели.


3. «Даная» (1636), Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Danae)

Одно из любимых полотен Рембрандта изображает героев греческой мифологии: мать Персея, Данаю, которая встречает Зевса, его отца. Полотно размерами 2,4х3 метра пострадало в 1985 году, когда сумасшедший посетитель Эрмитажа в Санкт-Петербурге (там картина хранилась с XVIII века), размахивая ножом, попытался разрезать нижнюю часть живота Данаи и бедро. Однако весь драматизм ситуации в том, что после он открыл сосуд с серной кислотой и вылил ее на картину, вследствие чего оригинальная краска начала пузыриться и сошла с холста. Понадобилось двенадцать долгих лет, чтобы восстановить картину и, к счастью, сейчас она снова выставляется.


4. «Венера с зеркалом» (1647-51) Диего Веласкеса
(Diego Velazquez - Rokeby Venus)

Веласкес был мастером в реалистичном изображении людей – это очевидно при взгляде на «Венеру с зеркалом», на которой богиня Венера возлежит на постели в соблазнительной позе, глядя в зеркало, которое держит ее сын, Купидон. В 1914 году Венера была буквально разрезана на кусочки военной суфражисткой Мэри Ричардсон (стала в дальнейшем главой женского подразделения Британского союза фашистов) после ареста ее соратницы, Эммелин Панкхруст. Женщина вошла в лондонскую Национальную галерею, невзирая на предупреждения о возможном нападении, и нанесла семь разрезов почти через всю спину Венеры. Ричардсон получила за свое злодеяние шестимесячный тюремный срок.


5. «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1499-1500) Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci - The Virgin and Child with St Anne and St John the Baptist)

Черно-белый эскиз углем и мелом, написанный да Винчи 500 лет назад, также находится в лондонской Национальной галерее. В 1987 году он оценивался в 35 миллионов долларов. Тогда мужчина попытался выстрелить в картину из обреза, намереваясь продемонстрировать свое неудовольствие «политическими, социальными и экономическими условиями в Британии». Выстрел повредил защитное стекло и стал причиной появления 6-дюймовой дыры в одеянии Богоматери. Многочисленные осколки стекла и кусочки бумаги были удалены в процессе реставрации, которая, как, впрочем, почти всегда бывает в таких случаях, так и не смогла вернуть произведению первоначальный вид.

6. «Актёр», (1904) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - The Actor)

Попытайтесь вспомнить о каком-либо несчастном случае из вашей жизни, который стоил вам много денег. Припоминаете? А теперь сравните свой урон с убытками, который понес музей Метрополитен в 2010 году, когда одна из посетительниц случайно упала на картину Пикассо стоимостью в 130 млн. долларов. В результате инцидента на полотне размером 1,8х2,4 метра образовался разрыв длиной в 15 см. В виду того, что это был несчастный случай, виновница инцидента наказана не была.

7. «Сон» (1923) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - Le Reve)

За четыре года до инцидента, произошедшего с картиной «Актёр», аналогичная участь постигла работу Пикассо «Сон», на которой была изображена любовница художника Мария-Тереза Уолтер. На тот момент картина находилась в частной коллекции владельца одного из американских казино Стива Уинна, который планировал продать «Сон» менеджеру хедж-фонда Стивену Коэну. Однако, этому не суждено было случиться. Демонстрируя картину гостям, Уинн, страдающий нарушением зрения, случайно оступился и упал на полотно, прорвав в нем 5-сантиметровую дыру, после чего решил не продавать картину. Реставрация «Сна» обошлась миллиардеру в 90,000 долларов.

8. «Фонтан» (1917), Марсель Дюшан
(Marcel Duchamp - Fountain)

Этому одаренному мастеру удавалось вкладывать внутренний смысл практически в любой объект. Моделью для «Фонтана» Дюшана выступил белый писсуар Bedfordshire, который он приобрел в 1917 году в Нью-Йорке. Первоначально велись споры о том, принадлежит ли работа к произведениям искусства, поскольку она была заявлена создателем на выставку Общества независимых художников, которая, в свою очередь, отказалась демонстрировать этот экспонат. Однако в 2006 году он уже был оценен в 3,6 млн. долларов. В том же году, работа пострадала от рук 76-летнего художника, который решил разнести ее молотком, но только отбил края. Тринадцатью годами ранее, когда экспонат выставлялся в Ниме (Франция), этот же человек помочился в него прямо на выставке. До сегодняшнего дня работа неизменно привлекает к себе интерес.

9. «Портлендская ваза» (30-20 годы до н.э) работы неизвестного мастера

Этот изысканный сосуд из стекла и камеи с изображением фигур богов и смертных был обнаружен недалеко от Рима в XVI веке, после чего в 1810 году ваза была передана на сохранение в Британский музей. Трудно поверить, что столь хрупкий предмет мог оставаться целым и невредимым в течении стольких столетий, но, тем не менее, это так. Портлендская ваза пережила другие сосуды эллинистической эпохи на 1865-1875 лет и оставалась бы невредимой и далее, если бы не печальное происшествие в 1845 году, когда сосуд был разбит вдребезги пьяным посетителем музея. Некоторые фрагменты вазы были утеряны и найдены лишь несколько лет спустя, после чего сосуд разбирался и склеивался несколько раз. Последние реставрационные работы проводились в 1988 и 1989 году, благодаря чему удалось вернуть Портлендской вазе почти первоначальный вид.

10. «Русалочка» (1913) Эдварда Эриксена
(Edvard Eriksen - The Little Mermaid)

В виду того, что статуя «Русалочка» является одной из главных достопримечательностей Копенгагена, она неоднократно и по разным причинам (чаще всего политическим) страдала от рук вандалов. В 1964 году голова статуи была спилена и украдена, после чего была изготовлена и установлена новая голова, вновь украденная спустя какое-то время. В течение последующих лет «Русалочку» лишали правой руки, подрывали динамитом и покрывали красками всевозможных цветов и оттенков. Пожалуй, «Русалочку» Эдварда Эриксена, можно назвать самым «многострадальным» произведением искусства в мире.