Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Мунк картины. «Крик» Мунка

В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк . Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

В возрасте 16 лет Эдвард принят в Высшую школу с техническим направлением, однако вскоре он решил сменить техническое обучение на творческое и перевелся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Первым преподавателем в искусстве был скульптор, а немного позже, он стал учеником ныне так же известного живописца .

В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте.

В 1889 году, достигнув возраста 26 лет, Эдвард открывает выставку своих личных работ, после чего он переезжает в Европу. Выставку художника в Германии закрыли досрочно, так как его работы сильно раскритиковали. В Берлине Эдвард находит музу, которая является супругой его друга, польского писателя Пшибышевского. Ее образ отражен в картинах «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и др.

Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом. На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин.

В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти. В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.

В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. В итоге для подогрева чувств друзья подшутили над художником, сказав, что девушка умерла и показали художнику ее тело. Эта неудачная шутка привела к конфликту, в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. После еще нескольких ссор, в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев.

После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки крупные, цвета яркие.

Когда художнику было около 60 лет, у него произошло кровоизлияние в правый глаз, что крайне негативно повлияло на его работу.

Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.

Скончался художник на 80 году жизни в Норвегии, неподалеку от Осло.

Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.

В России творчество Мунка известно не слишком хорошо, но ни один человек, видевший его полотна, не оставался равнодушным. В большинстве произведений присутствуют мотивы одиночества и смерти, однако, основная часть россиян знакома с живописью норвежского художника по полотну «Девушки на мосту», находящемся в ГМИИ им. Пушкина.

Эдвард Мунк написал эту картину в стиле, кардинально отличающемся от других своих произведений, отразив состояние душевной радости, крайне редко появляющееся у художника. В течение нескольких лет живописец создал семь версий этого полотна. Одну из них, написанную в 1903 году, привез в Россию из Парижа коллекционер Иван Морозов.

Биография Эдварда Мунка хорошо известна поклонникам его творчества. Большинство из них считают, что события, пережитые будущим художником в детстве, повлияли на творчество, наполнив написанные полотна мрачными цветами. Однако среди произведений представлены также живописные и графические портреты известных людей, великолепные пейзажи с северной природой.

Детство и юность норвежского художника

Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. Его отцом был военный врач Кристиан Мунк, а матерью Лаура Катрине Бьельстад, родившаяся в семье торговца. Спустя некоторое время семейство Мунк переехало в столицу Норвегии, Осло.

Отец Эдварда поздно создал семью, однако, в ней появилось пятеро детей. Беззаботное детство Эдварда Мунка закончилось в год смерти матери, умершей от туберкулеза. Мальчику тогда исполнилось шесть лет. Спустя девять лет от той же болезни в пятнадцатилетнем возрасте скончалась его старшая сестра Софи.

Эти печальные события кардинально изменили отца семейства. Веселый рассказчик и мечтатель тяжело переживал потерю жены, а затем и дочери, став строгим, чрезвычайно набожным человеком. Сам будущий художник в детстве часто болел бронхитом, приступы острого ревматизма заставляли его подолгу находиться в постели, пропуская занятия в школе.

Вспоминая детство, Мунк говорил о нем, как о безрадостном времени, наполненном потерями. Отец считал, что сын должен стать инженером, настояв на поступлении мальчика в Высшую техническую школу. Однако Эдвард быстро понял, что он видит свое будущее в творческой профессии.

Он оставил учебу в технической школе и поступил в Государственную академию искусств. Первым учителем Эдварда Мунка стал скульптор Ю. Миддльтун, а затем молодой человек учился живописи у Кристиана Крога, известного норвежского художника. В это время Мунк начал увлекаться написанием пейзажей, наиболее популярным жанром в национальной живописи.

Одновременно на полотнах появляются мрачные мотивы. С помощью картин художник визуально отражает собственные эмоции и настроение. Одиночество и смерть становятся героями его произведений. В жизни молодого живописца продолжаются трагические события – умирает отец и младший брат, уходит из жизни сестра, страдавшая душевным заболеванием.

Эти потери стали причиной отречения Мунка от религии и поисков новой системы ценностей. Он утверждает, что в человеческой жизни отсутствует смысл, а бессмертия можно добиться только в искусстве. По словам художника, смысл жизни придают только картины, отображающие его переживания.

Первая выставка

Впервые персональная выставка произведений Эдварда Мунка состоялась в 1889 году в Христиании (так тогда называлась столица Норвегии Осло). Ее результаты принесли молодому художнику одновременно огорчение и радость. Критики негативно восприняли творчество Мунка, однако, такая реакция привлекла внимание к его работам европейских авангардистов.

По итогам выставки художник получил государственную стипендию, предоставившую Мунку возможность продолжить художественное образование за рубежом. Около трех лет он жил и работал в Берлине и Париже, где близко познакомился с творчеством известных постимпрессионистов того времени. Гоген, Тулуз-Лотрек и Ван Гог оказали сильное влияние на творчество Мунка.

В девяностые годы Эдвард создал цикл полотен, известный под названием «Фриз жизни». Каждое полотно цикла живописец посвятил жизненным бедам и страстям. Работы этого цикла Мунк показывал на выставках в Берлине (1902 год) и в Праге (1905 год). Первая выставка в Берлине стала причиной грандиозного скандала, но при этом его работы получили признание у творческой интеллигенции.

В это время художником были созданы картины, ставшие самыми знаменитыми. Многие из живописных произведений Мунк позднее перевел в графику. Он вновь и вновь обращался к написанным произведениям, создавая некоторые в десятке вариантов, используя различные техники – живопись, пастель, графику.

Знаменитый «Крик», первоначально представленный публике под названием «Крик природы», был написан в 1893 году. Затем были созданы еще три версии этой картины в разных техниках. Уже в первом варианте четко видны признаки экспрессионизма, получившего дальнейшее развитие в творчестве мастера. Образ ужаса, появившийся в этой работе художника, появлялся и в последующих работах живописца.

В 1909 году Мунк возвращается в Норвегию, где приобретает усадьбу поблизости от Христиании. Он получает большие заказы на выполнение оформления общественных зданий, пишет портреты и пейзажи, а также продолжает создание картин на темы, сделавшие его творчество известным. В этой усадьбе и закончилась жизнь знаменитого норвежского живописца. Эдвард Мунк умер от простуды в январе 1944 года.

Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями





Отчаяние 1892







Тревога 1894
Категория

150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк - норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным. Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.

"Больная девочка" (1885-1886)

"Больная девочка" — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.

"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Больная девочка". 1886


Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, "ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки", и ничем не мог помочь дочери.

В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.

Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, "Больную девочку" называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. "Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин", — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.

Критика не изменила мнение самого художника, для которого "Больная девочка" оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.

"Крик" (1893)

В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений - его "Крик" знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал "Крик" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю - в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки - любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду "Крик природы" (первоначальное название картины - ред.). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.

О том, что легло в основу "Крика", сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием "Ницца 22.01.1892" сказано: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

"Крик" Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину - знаменитая .

"Мадонна" (1894)

Картина Мунка, которая сегодня известна под названием "Мадонна", изначально называлась "Любящая женщина". В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Мадонна". 1894


По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.

Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи. Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.

"Расставание" (1896)

Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.

© Фото: Эдвард Мунк Эдвард Мунк. "Расставание". 1896


В "Расставании" главный герой - покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым. Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины. Образ девушки - нежный и будто не до конца прописанный - символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.

Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем - так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.

"Девушки на мосту" (1899)

"Девушки на мосту" — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания - признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в "Девушках на мосту" отразилось редкое для художника состояние душевной радости.

Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.

Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году. Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году. Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.

В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.

В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами. В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу. Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.

В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими...

В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…

В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.

Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».

В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма – нового направления в живописи. Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде. До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.

В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.

Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…

Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.

«Крик» от души

Эдвард Мунк. Один из самых странных и непостижимых авторов, которые до сих пор не поняты многими ценителями живописи. Но с Мунком наоборот, всё вроде в порядке и многие его произведения оценены и одобрены и покупаемы до сих пор. Но вот что странно, одна картина выдавила из популярности все остальные. Имеется ввиду . Знаменитая, непостижимо страшная и загадочно пугающая картина, от которой просто веет ужасом.

О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: “Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге”. И вправду на полотне виден пирс, несколько в стороне видны фигуры людей, а на переднем плане человек с искажённым от ужаса лицом и с открытым ртом. И причём не поймёшь что это за человек, какого рода: то ли женщина, то ли мужчина, но крик как будто пронзает душу. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает.

Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Как? Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Что же случалось? Несчастья. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Ни пользу. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Правда, при этом он навсегда прикован к инвалидному креслу, поскольку попал в автокатастрофу и пострадал, там получив большое количество травм. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Но практически тоже самое случается и с посетителями. К сожалению, нет подсчетов, сколько людей сошло с ума, всматриваясь в это полотно, но зато есть свидетельство как один человек осмелился прикоснуться к картине… просто прикоснуться, а потом он сгорел заживо в собственном доме. Скажите проклятье? Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия… возможно, это одна из этих четырёх версий.

Эдвард Мунк умер в возрасте 81 лет. Но он так и не избавился от своей шизофрении, от своих фобий, главная из которых была боязнь секса. С женщинами он общался, но вот само действие казалось ему мерзким и нечто греховным, но при этом он не был набожным человеком. Сколько смесей всего! Сколько всего было замешано в этом человеке!!! Но он оставил нам «Крик» и кажется ещё долго Мунк будет напоминать нам о себе при помощи своего великого полотна.

Алексей Васин

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 24.11.2017 11:05 Просмотров: 729

«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).

Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма . Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни. Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия... С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом... Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)

Эдвард Мунк в своей студии
Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.
Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.

Творчество

Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.

Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры. В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.
Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма .
В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают...». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)
В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.
Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».

Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.

Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.
Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».

«Фриз жизни»

«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:

«Расцвет и закат любви»

«Пепел» (1894)
«Вампир» (1893)
«Танец жизни» (1899-1900)
«Ревность» (1895)
«Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)
«Меланхолия» (1894-1895)

«Страх жизни»

«Тревога» (1894)
«Вечер на улице Карла Юхана» (1894)
«Красный плющ» (1898-1900)
«Голгофа» (ок. 1900)
«Крик» (1893)

«Смерть»

«У смертного ложа» (Агония) (1895)
«Смерть в комнате больного» (1893)
«Катафалк на Потсдамской площади» (1902)
«Обмен веществ» (1898)
«Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)

Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.

Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.

Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние. В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.
Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И. Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы... Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».
Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».

Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)
Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.
Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.
По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.
Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.
Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.

Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего...
Стиль этой картины близок к символизму . Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.

Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см

Позднее творчество

«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).
В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.
Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.

Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 см
Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.

Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.

Картины Мунка в концертном зале Университета Осло
В 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.
В 1940 г. Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».
Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.

В Музее Мунка