Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение по произведению на тему: Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н

Сочинение по произведению на тему: Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н










6 I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


7 Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.




9 Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров





«Почему живые, творческие, добрые и порядочные люди мучительно отступают перед бесформенной серой массой, заполняющей мир?» - эта фраза стала бы замечательным эпиграфом к одному из произведений Островского. Конфликт трагедии реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, драматург показал ущербность устоявшихся порядков, конфликт патриархального строя и новой, свободной жизни. Этот аспект реализовывается на уровне таких персонажей, как Кулигин и Катерина. Если говорить кратко, то существование, а уж тем более сосуществование людей чувствующих, справедливых, стремящихся к духовному обогащению и честному труду невозможно рядом с обозлёнными, обделёнными и лживыми обитателями Калинова. Причём нужно сделать оговорку, что Калинов - вымышленное пространство, а значит пространство становится условным. Во-вторых, показана душевная драма Катерины в «Грозе».

В этом случае речь идёт о конфликте внутри персонажа. Такие типы конфликтов всегда интересны, ведь противоречия делают образы живыми, многогранными. Островский сумел создать персонаж, который вызвал совершенно противоположные мнения среди критиков. Добролюбов называл главную героиню пьесы «лучом света в тёмном царстве» и искренне полагал, что в Катерине воплощены самые лучшие качества русского человека. А вот Писарев вступил с Добролюбовым в полемику, заявив, что проблемы Катерины были надуманными и решаемыми. Однако обоих критиков так или иначе заинтересовала душевная драма Катерины Кабановой.

Катя живёт с мужем, его сестрой и свекровью. В таком составе семья впервые появляется на сцене. Пятое явление начинается с разговора Марфы Игнатьевны с сыном. Тихон во всём поддерживает мать, соглашается даже с откровенной ложью. Муж Кати, Тихон Кабанов, слабый и безвольный человек. Ему надоели истерики матери, но вместо того, чтобы хоть раз высказать своё мнение или же защитить жену от жестокости и злых слов, Тихон идёт выпивать с Диким. Тихон похож на взрослого ребёнка. Он любит Катю, потому что ощущает в ней внутреннюю силу, вот только его чувства не взаимны: Катя чувствует к Тихону только жалость.

Варвара, кажется, единственный человек, который хоть как-то интересуется Катериной. Она беспокоится за Катю, старается ей помочь. Однако Варвара не понимает насколько тонко Катерина чувствует этот мир, Варвара практична, ей невдомёк почему Катерине так тяжело научиться «врать во благо», почему Катя хочет стать птицей, почему чувствует приближающуюся смерть.

Сама Катя ценит моменты, когда ей удаётся побыть одной. Она жалеет, что у неё нет детей, ведь тогда она любила бы и заботилась о них. Счастье материнства позволило бы Кате реализовать себя как женщину, как мать и как человека, ведь воспитанием занималась бы она. Детство самой Кати прошло беззаботно. У неё было все, о чём она могла мечтать: любящие родители, посещение церкви, свобода и чувство жизни. До замужества Катя чувствовала себя по-настоящему живой, а теперь мечтает стать птицей, чтобы улететь из этого места, которое лишило девушку внутренней лёгкости.

Итак, Катя живёт в доме со свекровью, склонной к тирании и манипуляциям, и мужем, который во всём подчиняется матери, не может защитить жену, любить выпить. Вдобавок к этому, в окружении девушки нет человека, с которым бы она могла поделить своими переживаниями, который не просто слушал её, а услышал бы. Согласитесь, в такой обстановке жить довольно трудно, если учесть, что воспитание и чувство собственного достоинства не позволяют ответить агрессией на агрессию.

Ситуация усугубляется с появлением Бориса, а точнее, чувств Кати к Борису. В девушке была заложена огромная потребность любить и отдавать свою любовь. Возможно, в Борисе Катя увидела того, кому бы смогла отдать нереализованные чувства. Или же она увидела в нём возможность наконец-то быть собой. Скорее всего, и то, и другое. Чувства молодых людей вспыхивают внезапно и развиваются стремительно. Катерине было очень сложно решиться на встречу с Борисом. Она долго думала о муже, о своих чувствах по отношению к Тихону, о том, что к чему всё может привести. Катя бросалась из одной крайности в другую: либо смириться с несчастливой семейной жизнью, забыв Бориса, либо развестись с Тихоном, чтобы быть с Борисом. И всё же девушка принимает решение выйти в сад, где её ждал возлюбленный. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - такой была позиция Кати. Она пренебрегает законами христианства, совершая грех, но девушка твёрдо уверена в своём решении. Катя берёт на себя ответственность за свою жизнь: «что меня жалеть? Сама на то пошла». Тайные встречи, продолжавшиеся десять дней, завершаются с приездом Тихона. Катя боится, что правда о её измене вскоре станет известна мужу и свекрови, поэтому сама хочет рассказать им. Борис и Варвара стараются уговорить девушку молчать. Разговор с Борисом открывает Кате глаза: Борис такой же человек, как все те, от кого она мечтала сбежать. Крушение иллюзий было для Катерины очень болезненным. В таком случае получается, что выхода из «тёмного царства» нет, но жить тут Катя больше не может. Собрав все силы, Катя решает прекратить свою жизнь.

Душевная драма Катерины из пьесы Островского «Гроза» состоит в несоответствии реальной жизни и желаний, в крушении надежд и иллюзий, в осознании безысходности и неизменности положения. Катерина не могла жить в мире невежд и обманщиков; девушку разрывало противоречие долга и чувств. Этот конфликт оказался трагическим. 

Тест по произведению

­Катерина в борьбе за свои человеческие права

Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой и красотой. В противовес ей показана Кабаниха с дочерью Варварой – ее свекровь и золовка.

Марфа Игнатьевна была женщиной деспотичной и лицемерной. Под маской добродетельности, набожности и высоких моральных устоев она скрывала желание управлять окружающими ее людьми. Она регулярно придиралась к детям, к невестке, постоянно вымещала на них свою злость и была недовольна ими. О любви Кабаниха вспоминала только тогда, когда ей нужно было чего-то добиться. Варвара давно привыкла к жизни под гнетом матери. Она предпочитала врать и притворяться, нежели рассказывать ей о своей личной жизни. Катерина не могла понять и принять такой уклад, так как сама выросла в любящей и дружной

О стремлении к вольной жизни в Катерине говорит ее мечтательность. Она часто задумывается над тем, отчего люди не умеют летать. Будучи натурой романтичной, героиня всеми силами стремится вырваться из этого рабского заточения. К мужу Тихону она никаких чувств не испытывает, так как он бесхарактерный и трусливый человек. Несмотря на то, что он искренне любит Катерину, заступиться за нее и защитить от грозной матери выше его моральных сил. Он покорно принимает порядки “темного царства” и беспрекословно исполняет все капризы матери. В этом смысле он даже хуже Варвары, которая тайком встречается с конторщиком Дикого.

К сожалению, этот герой тоже оказался слабовольным и бесхарактерным человеком. Боясь перечить дяде, он оставил Катерину, а она, оставшись наедине со своими муками совести, бросилась в Волгу и утопилась. Фактически, в смерти она видела единственный выход, так как не могла далее жить в этом “темном царстве”. При жизни побороть мир самодуров ей не удалось, но своей смертью она выразила откровенный протест и ненависть к гнетущим порядкам. Ей удалось пошатнуть патриархальные нравы Кабанихи и Дикого, таким образом, открыв путь для новых порядков.


Другие работы по этой теме:

  1. В драме А. Н. Островского “Гроза” трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси,...
  2. Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же...
  3. Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и...
  4. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового,...

/ / / Душевная трагедия Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Основным конфликтом пьесы Островского « » является борьба старого, архаичного и нового. Но нельзя упускать также и личностный конфликт между человеческими чувствами и человеческими принципами.

В один из дней в «темном царстве» - месте, где правит тирания и страх, появляется совершенно другой человек, который отличается от всех своей честностью, открытостью и преданностью. Этим человеком была главная героиня произведения Катерина. Именно непохожесть на других стала причиной жизненной трагедии девушки.

В Островский показал нам чистый и непорочный характер русской женщины. Женщины, которую отличает горячее сердце и твердый характер.

Пьеса начинается описание красот Волги. Красота и нетронутость природы стали фоном, на котором развивалась трагедия главной героине. Вроде бы все в Калинове спокойно, жизнь идет своим чередом, если бы сила общественного мнения, которая подтолкнула Катерину к обрыву.

Будучи сильной личностью, главная героиня сначала не обращает внимания на общественную молву, ей все равно, что про нее говорят и думают. Она не боится людского суда. Но, к сожалению, людской суд для Катерины стал невыносим. Она говорит: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза...».

Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.

Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.

В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.

В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.

Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.

Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.

В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.

Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МЮОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Катерина в борьбе за свои человеческие права

(2 сдвоенных урока по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель:

    повысить интерес и углубление знаний об образе главной героини, её главных черт характера: честности, силы воли, решительности, стремлении к свободе, любви, счастью;

    проследить за тем, как развивается основной конфликт – борьба не только между героиней и внешним миром, но и в её собственной душе;

    формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Ход урока

    Слово учителя:

Н.А. Добролюбов говорил, что в пьесе «Гроза» есть что-то «освежающее и ободряющее». Это что-то есть характер Катерины. Каков он? Как сформировался? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

    Анализ монолога.

Из монолога Катерины (I действие, явление 7) мы узнаём о её жизни в родительском доме (проанализировать монолог по вопросам

Предварительно записанные вопросы / Обучение анализу монолога/

Кому адресован монолог Катерины и почему?

О чём она рассказывает? О чём мечтает?

Что не нравится ей в доме свекрови?

Своеобразие речи Катерины (лексические сравнения, связь с УНГ, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Примерный образец ответа: Анализ монолога Катерины

Катерина произносит свой монолог в конце I действия. Она узнала, что в доме мужа есть человек, который сочувствует ей, понимает её и даже по-своему хочет помочь ей. Это Варвара. Именно ей Катерина признаётся, в любви к другому и доверительно рассказывает, как она жила в доме родителей.

Оказывается, жизнь в отеческом доме внешне ничем не отличается от жизни в доме мужа. Варвара с удивлением замечает: «Да ведь у нас то же самое». В обеих семьях ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, после обеда гуляли по саду, опять беседовали. Но в доме свекрови всё делалось как будто из-под неволи. В чём же разница? В родной семье Катерина была любимицей, она жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле, работать её не принуждали, она делала, что хотела, вокруг было много цветов. В церковь ходила не потому, что так надо было – ей там нравилось, её привлекала внешняя красота богослужения. Никто не поучал, не следил за ней, так ли она всё делает, не нарушает ли стародавнего порядка. А она, ещё юная и наивная, вся отдавалась своим чувствам и мечтаниям. Ей хотелось полетать, раскинув руки.

А здесь обычный образ жизни для неё стал тягостным и несносным. Её никто не любит. В доме Кабановых надо было работать, во всём слушаться свекровь, даже гулять по бульвару под её присмотром и снова слушать её жалобы, попрёки. Взаимоотношения домашних проникнуты ложью. Повзрослевшая Катерина вспоминает о прежней жизни, как о сне. Ведь в мыслях она построила иной мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, посвящённый добру и наслаждению.

Обратимся к речи Катерины. Она говорит чистым народным языком, лишённым всех искажений. Редко употребляет устаревшие слова, зато много устаревших народных просторечий (души не чаяла, быть греху). Много сравнений (словно птичка на воле, словно в рай войду).

Катерина, говоря, то и дело сбивается на песенный лад. Главная певучесть достигается повторами, вводными словами, уменьшительными суффиксами (встану я, бывало…).

Наделив свою героиню такой характеристикой, Островский явно симпатизирует и сочувствует ей.

3. Беседа.

Что нового о характере Катерины мы узнаём во II явлении 2 действия? (В том разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. В разговоре раскрывается сила чувств Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера: (Такая уж я зародилась горячая…)

4. Чтение по ролям (д. II, явл. 3, 4, 5)

«Проводы Тихона» Вопрос – Как ведут себя герои в этой сцене? Как это их характеризует?

В сцене выясняется, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, обнаруживается неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Катерину унижает и оскорбляет не только свекровь, но и муж. И чем больше её унижают, тем сильнее пробуждается в ней стремление к свободе, любви, счастью. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду.

5. Анализ монолога с ключом (самостоятельно). Действие II, явление 10. Необходимо проследить, как раскрывается победа естественного чувства Катерины, значение сцены. Весь монолог Катерины – страстный гимн любви.

6. Сопоставить картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы. Какой приём положен в основу композиции этих сцен? (Картины даны по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, это свободная, лёгкая любовь. В отношениях Катерины и Бориса – сильное глубокой чувство, во имя любви Катерина готова на гибель. Так любить может человек с необычайной душевной силой).

7. Инсценировка. ( IV действие, с 3 явления по 6).

Беседы по вопросам после инсценировки:

О чём мы узнали из разговора Варвары и Бориса? Удалось ли это показать нашим «актёрам»?

Назовите все микросцены, декорации, которые заставили Катерину признаться (картина геенны огненной, старая барыня, гроза, шутка Тихона, намёки Кабанихи, появление Бориса). С помощью всего этого Островский искусно подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния.

Как сыграли наши «актёры»?

Покаяние – это слабость Катерины или сила её характера? (Покаяние Катерины объясняется не столько боязнью божьей кары, сколько тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. И во всенародном признании мы видим попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения).

8. Коротко рассказать события V действия (пересказ).

9. Беседа.

Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины иной выход? (У Катерины два выхода: вернуться домой /вспомним Домострой/ и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины? (Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности её положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчёте, в семье лицемеров, во лжи.

Читая пьесу, мы увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, всё начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаних.