Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что побеждает в обломове разум или чувства. Чем является любовь для обломова

Что побеждает в обломове разум или чувства. Чем является любовь для обломова

Цель:

Ход урока

I . Викторина - проверка знания текста.

  • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

Просмотр содержимого документа
«Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев»

Уроки 16–17 .

Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Ход урока

I . Викторина – проверка знания текста.

    Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

    Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

    Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

    Помогала ли партизанам русская природа?

    Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

    Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Пояснения для преподавателя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).

I II . Последний эпизод войны.

    Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

    Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV , ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV , ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV , ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV . Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

    Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

    Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

    через мысли любимых героев;

    путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

    через описание отдельных боевых эпизодов.

    Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

    разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

    размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

    истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

    стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

    глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

    крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

    лжепатриотизм петербургских салонов;

    карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

    Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

    Роль полководцев в войне.

    Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

V . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по I V тому:

    Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

    Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

    Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

    Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

    Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

    Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.

Основные положения философии истории Толстого

1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.

2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т. е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ.

3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос. « Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», - пишет Толстой. в истори по его мнению не избежен.

4. Т. правильно считает, что личность. и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней.

5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», - считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями.

План к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной войны 1812 года»

I. Вступление. Изображение войны 1812г - основное в романе Т. «В и М».

II. Главная часть

1. Что такое война с точки зрения истории философии Толстого.

2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

А) через мысли люимых героев

Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей

В) через описание отдельных боевых эпизодов

3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых

Народом:

А)патриотическое воодушевление в войсках и среди мрного населения

Б)размах и величие партизанской ойны

4. Народ в войне 1812г:

А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма;

Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость;

В)глубокое убеждение в правоте своего дела

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны

Светских кругов:

А) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек;

Б) лжепатриотизм петербургских салонов

В) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни, вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне

III. Заключение

1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема.

2. Торжество мира над войной.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Эти слова, пожалуй, больше всего подходят Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого. Почему же именно она? Наверно, каждый писатель вкладывает в каждого героя часть себя, своих мыслей, чувств, желаний. Наташа и есть часть великого творца «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения».

Деление на любимых и нелюбимых героев во всех произведениях Толстого ярко выражено. Выражено при помощи всех литературных средств. В этом можно убедиться и на примере Наташи Ростовой.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девочка вбегает в комнату, и радость у нее на лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована. В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит Бориса Друбецкого что будет ждать, когда же ей исполнится шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая любовь для Наташи просто развлечение. Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает французский , но она не строит из себя француженку, как многие девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны чисто русские черты, она даже умеет плясать русские танцы.

Наташа растет, но то, что свойственно только ей, в ней же и остается, не исчезает, а наоборот, все больше развивается. Глаза - зеркало души. Именно эту мысль преследует Толстой, описывая своих героев; всегда на первом плане у него глаза. Не раз описывает Толстой Наташины глаза, описывает их по-разному, так как всегда они выражают то, что переживает героиня, что чувствует, но всегда эти глаза чисты, не смотрящие в себя и не прячущие истинное лицо, глаза искренние и правдивые. Наташа живет чувствами, живет всей душой. Она не хочет быть похожа на других, всегда остается сама собой. Эта девушка думает не только о себе, а наоборот, о других. Особенно ярко это проявляется накануне бала. Наташа советует сестре, что лучше надеть, какая прическа пойдет Соне больше, и в этот момент (да и не только в этот, а всегда) ее не волнует то, что Соня будет, может быть, лучше выглядеть, чем она, и радуется за нее. Она хочет, чтобы вокруг были все красивые, веселые, счастливые, и тогда она сама будет счастлива. На балу у Наташи проявляются черты, свойственные всем девушкам, - желание, чтобы ее заметили, чтобы все видели, как она хороша. Но это не желание превознести себя выше других, а просто

Жажда нравиться всем. И снова глаза Наташи - вот первое, что привлекло к ней внимание князя Андрея на балу. Но еще раньше его поразило умение этой девушки смотреть на мир совсем по-другому: восторгаться красотой природы, всем вокруг, а не замыкаться в себе. Наташа поднимается над мелочами. Действительно, простое желание Сони лечь спать несравнимо мало с состоянием Наташи, глядящей в ночь.

Наташа пошла танцевать с князем Андреем, она танцует среди взрослых, вокруг нее

Улыбающиеся лица, и она счастлива, счастлива тем, что вокруг счастливые люди, правда, она еще не знает, что их счастливые лица могут быть только масками. Наташино лицо всегда есть только ее лицо, всякие маски тут исключены. Она удивительно чувствительна ко лжи, сразу же реагирует на нее, но никогда сама не поддается этому пороку. Все это привлекает к ней князя Андрея. Это же привлекает и Пьера. Вообще, Пьер и Наташа чем-то очень похожи, похожи взглядом на жизнь, всем своим поведением, тем, что оба они живут чувством, тем, что оба открыты для людей. Но Наташу различает с Пьером лишь одно, ее искренняя любовь к князю. Она очень молода, и это губит ее. Не удивительно, что, приехав в Москву, Наташа срывается, но это даже не срыв, а желание любить и быть любимой. Но свое очарование героиня проносит через весь . И несмотря на все недостатки Наташи Ростовой, я испытываю к ней самые теплые чувства. Я могу с уверенностью утверждать, что ее «душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе». И трудно не согласиться с высказыванием В. А. Сухомлинского, что интересней, чем сам человек, ничего в мире нет.

Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.
Основные положения философии истории Толстого
1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.
2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ.
3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос. « Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», - пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен.
4. Т. правильно считает, что личность. и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней.
5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», -считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями.

План к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной войны 1812 года»
I. Вступление. Изображение войны 1812г- основное в романе Т. «В и М».
II. Главная часть
1. Что такое война с точки зрения истории философии Толстого.
2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
А) через мысли люимых героев
Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей
В) через описание отдельных боевых эпизодов
3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых
народом:
А)патриотическое воодушевление в войсках и среди мрного населения
Б)размах и величие партизанской ойны
4. Народ в войне 1812г:
А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма;
Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость;
В)глубокое убеждение в правоте своего дела
5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны
светских кругов:
а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек;
б) лжепатриотизм петербургских салонов
в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных
6. Участие в войне главных героев.Найденное ими место в жизни, вследствие войны.
7. Роль полководцев в войне
III. Заключение
1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема.
2. Торжество мира над войной.