Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сильные и слабые стороны ромашова. Главный герой в оценке критики

Сильные и слабые стороны ромашова. Главный герой в оценке критики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

по дисциплине «Литература»

«общеобразовательного цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

060501Сестринское дело, естественнонаучный профиль

Шентала, 2014 г.

ОДОБРЕНА

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК « Общих гуманитарных, социально-экономических,

естественнонаучных и математических дисциплин»

Протокол № ________ от

«____»______________201___г.

Председатель ЦМК___________

М.Б. Мутыгуллина

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 «Сестринское дело»

Зам. директора по УР

«____»____________201___ г.

Е.В. Курганская

Составитель: Трофимова Оксана Ивановна

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

Организационная форма :

Цели и задачи:

-образовательная:

-развивающая:

-воспитательная:

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Место проведения: аудитория.

Средства обучения

Средства контроля:

Методы проведения:

План проведения теоретического занятия

Это были стихии. Это были стихи!

Просто были стихи…но какие!-

Отмывалась душа. Отпускались грехи.

Это вечная боль по России.

А.Борычев

Название

Описание

Цель

Время

1

Организационные вопросы.

Добрый день дорогие студенты!

(Отметка присутствующих и формы одежды. )

Подготовить студентов к работе.

2 мин

2

Вводное слово преподавателя.

Чтобы настроиться на восприятие темы, для начала посмотрите на слайд и прочтите два стихотворения, посвященные Н.М.Рубцову. \ Презентация слайд

Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать? (Ответы студентов).

Посмотрите на слайд . Какую мысль здесь хочет до нас донести автор? (Ответы студентов).

- Поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности. \ Приложение 1.

Мобилизовать внимание на работу во время занятия. Способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.

15мин

3

Учебная ситуация.

-Обратите внимание на эпиграф урока «…отмывалась душа…» – это о творениях поэта Николая Рубцова. Читая сегодня его стихотворения, постараемся постигнуть их красоту, лиричность, любовь к родному краю. Откроем вместе с вами мир поэзии поэта. Запишите в тетрадь тему нашей встречи с Николаем Рубцовым и эпиграф.

Развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции.

4 мин

4

Изучение нового материала по творчеству Н.Рубцова.

Далее мы познакомимся с биографией поэта. Затем подробно остановимся на теме Родины и природы в лирике Рубцова, проведем в группах анализ стихотворений поэта. А в конце занятия выполним небольшую проверочную работу в виде теста.

- 1. Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов \ Приложение 2 .(Презентация слайды)

-2. Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова \Приложение 3 .(Презентация слайд)

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.

35 мин

5

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа студентов .

А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.

25 мин

6

Контроль знаний полученных на занятии.

Для определения степени усвоения вами пройденного материала я раздам небольшую проверочную работу в виде теста на 3-5 минут. \ Приложение 5.

Каждый студент получает лист с тестом и проставляет ответы.

Пока студенты выполняют задание, звучат песни на стихи Н.Рубцова.

Способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.

5 мин

7

Подведение итогов. Домашнее задание.

Наше занятие, посвященное творчеству Н.Рубцова, подходит к концу. Сегодня мы познакомились с биографией поэта, определили главные особенности темы Родины и природы в творчестве поэта. Ну и, конечно же, читали и анализировали стихотворения Рубцова.

Рефлексия:

- Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас в наш стремительный век?

Слушая и анализируя стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?

(Ответы студентов)

Домашнее задание: проанализировать и выучить одно стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло»

Обобщение полученных на занятии знаний.

Объяснение домашнего задания на последующее занятие.

3мин

СПИСОК

    http://images.yandex.ru/

Методическая разработка теоретического занятия для студента

Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

Организационная форма :

Теоретическое занятие – 1 (90 мин)

Цели и задачи:

-образовательная:

    познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.

    совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики.

    способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.

-развивающая:

    стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.

    развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление.

-воспитательная:

    воспитывать коммуникативные способности.

    способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Тип занятия: овладение новыми знаниями.

Место проведения: аудитория.

Средства обучения : технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, тексты произведений Н.М. Рубцова, мультимедиа, звукозаписи.

Средства контроля: устный опрос, индивидуальные задания на карточках.

Методы проведения: Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные задания).

Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Самостоятельная работа студентов

А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.

1.Анализ стихотворений Н.М. Рубцова «Березы» и «Видение на холме».

Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.

25 мин

Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Истоки информации

Цель деятельности

Вопросы самоконтроля

    Изучить лекционный материал.

    Выучить и проанализировать стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло»

Лекционный материал, интернет источники, учебник Литературы.

Закрепление и систематизация знаний.

Ответить на вопросы, запомнить основные понятия и художественное своеобразие поэта.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА

    Кожинов В. Николай Рубцов. К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова [Текст] / В. Кожинов // Литература в школе. – 2006. - № 2. С. 2.

    Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин [Текст] / Л.Д. Назарова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

    Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников [Текст] / Н.М. Рубцов. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 608 с.

    http://images.yandex.ru/

Приложение 1

Слайд

Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи… но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.

Это были не рифмы, а рифы, на них
Разбивались бесчувствия шхуны.
Вот таков и бывает он, подлинный стих.
Вот такие звенящие струны!

Кто осмелится после ещё написать –
Это будет подобье подобий.
Устреми мысль и чувства под небеса –
Не получится; даже не пробуй!

Только чистый простор непробуженных строк, –
Он всё манит тебя, он всё манит.
Кто же, кто преподаст тебе новый урок
В этом горестном жизни тумане?
Борычев Алексей Леонтьевич

Памяти Н. Рубцова
Жил человек с бессонною душой.
Она тревожных глаз не закрывала,
Ей собственного счастья было мало,
Когда несчастлив кто-то был другой.

Жил человек, ценитель старины.
Преданий русских, свадеб, песнопенья.
В нём жизнь сама рождала те творенья,
Что пахли духом поля и сосны.

И в том неброском северном краю
Ему в любви и верности он клялся,
Где родился и где в земле остался,
Его стихи читают и поют.
А. Иванов

Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать?

Возможные ответы студентов : поэт, оставивший о себе память, свято хранивший традиции предков, человек чести, совести. Это патриот, гражданин. Его любили. Он очень пропускал через своё сердце боль за Россию. Его стихи облагораживали человека, очищали душу.

Преподаватель: А это стихотворение поэта, о котором вы так много сказали добрых слов. Не правда ли, оно подтверждает ваши мысли и строчки стихотворений А.Иванова и А. Борычева.

Слайд

До конца
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
Строгим сельсоветом.
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
1969 г.

-Какую мысль здесь хочет до нас донести автор?

Я клянусь:
Душа моя чиста.

Возможный ответ студентов : Для русских писателей характерно острое чувство нравственной ответственности за судьбы и страдания людей, пронизывающее не только творчество, но и личную жизнь писателей. Они были и остаются совестью народа. Не потому ли так недолог жизненный путь многих русских поэтов и писателей: их сердца надрываются от боли, боли за нас. Можем ли мы оставаться равнодушными?

Преподаватель : Да, он и был именно таким, поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности.

Приложение 2

Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов)

Преподаватель: Запишите в тетради: «Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)» . Как видим, Николай Михайлович прожил недолгую жизнь. Всего 35 лет. Но в этой недолгой жизни было много разных событий. Давайте познакомимся с биографией поэта. Слушая сообщение, пожалуйста, обратите внимание, каких событий было больше в жизни поэта: грустных или радостных?

Слайд

Студент 1

Детство. Николай Михайлович Рубцов – поэт, родился 3 января 1936 года. «Николай Рубцов родился городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его отец-Михаил Андрианович – работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать – Александра Михайловна – была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. На момент рождения Николай был пятым, самым младшим ребенком в семье (чуть позже родится еще один мальчик – Борис). Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии. Проработал он там чуть больше года, после чего в июне 1942 года его призвали на фронт. Дело, в общем, для военного времени обычное, однако незадолго до отправки Рубцова-старшего в его семье случилась беда: умерла жена. Так как оставить четверых детей без взрослой опеки (к тому времени дочери Рая и Надежда умерли после болезни) отец никак не мог, он вызвал к себе свою сестру Софью Андриановну. Та приехала в Вологду, однако взять всех детей отказалась. Поэтому с ней уехала лишь старшая из дочерей – Галина, а младшие были разбросаны кто куда. Альберт был отдан в ФЗУ, а Николай и Борис отправились в Красковский дошкольный детдом. Пятьдесят граммов хлеба да тарелка бульона – вот и весь тогдашний рацион детдомовцев. Иногда детишки ухитрялись воровать на воле турнепс и пекли его на кострах. И хотя всем обитателям детдома жилось несладко, однако Коле Рубцову особенно. Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестер, и вдруг – полное одиночество. Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими отправили в Тотьму. Так оборвалась последняя ниточка, связывавшая мальчика с родными. Единственным лучиком света тогда для 7-летнего Коли была надежда на то, что с фронта вернется отец и заберет его обратно домой. Но и этой мечте мальчика не суждено было сбыться. Его отец отказался от него.

Между тем среди детдомовцев Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение.

Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.

Об этих днях сам Рубцов писал позднее так:

Вот говорят, что скуден был паек
Что были ночи с холодом, с тоскою, –
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонек.
До слез теперь любимые места!
И там, в глуши, под крышею детдома,
Для нас звучало как-то незнакомо,
Нас оскорбляло слово «сирота».

Слайд Студент 2

Путёвка в жизнь. В июне 1950 года Николай Рубцов закончил семилетку и, едва получив диплом, покинул стены ставшего ему родным детдома. Его путь лежал в Ригу, в мореходное училище, о поступлении в которое он мечтал все последние годы своего пребывания в детском доме. Он преисполнен самых радужных надежд и ожиданий”. Но документов у него в мореходное училище не приняли, ссылаясь на возраст. Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Но были и минуты счастья. В 1963 году Николай Рубцов обзавелся семьей в селе Никольском и, приезжая сюда, шел вдоль посада над рекой, стараясь еще издали увидеть избушку, где его ждали.

Изба небольшая, с пологой крышей и крохотными оконцами, одно из которых смотрит на реку Толшму. Рядом соседние дома и серые заборы, местами изрядно покосившиеся, кое-где подновленные, а то и попросту изгороди ершатся кольями. А позади избушки черемуха, грядки огорода и тропка под ними, по которой можно выйти к лесу…

Много раз этой тропкой хаживал Николай – на речку, в лес за рыжиками или волнушками, на покос. Летом 1964 года, еще не зная, видимо, об исключении из института, жил Николай Рубцов у себя в деревне, занимаясь обычными делами, зазывал к себе в гости друзей.

После исключения из Литературного института Николай Рубцов в глухой вологодской деревне пишет стихотворение «Душа», напечатанное лишь после его смерти:

За годом год уносится навек,
Покоем веют старческие нравы, –
На смертном ложе гаснет человек
В лучах довольства полного и славы!
Последний день уносится навек…
Он слезы льет, он требует участья,
Но поздно понял важный человек,
Что создал в жизни ложный облик счастья!

Преподаватель: Горько, ребята, слышать эти строчки. Очень рано ушёл из жизни этот замечательный человек, но оставил после себя свет поэзии. Относительная известность пришла к Николаю Рубцову ещё при жизни. Творчество его ценили, к слову его прислушивались, строчки из его стихов цитировали сплошь и рядом. Но по-настоящему масштаб его самобытного таланта признали, как водится, только после его смерти. Окунёмся же и мы с вами в мир поэзии Николая Рубцова.

Приложение 3

Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова

Преподаватель: Скажите, каких событий в жизни поэта было больше – грустных или радостных?..

Возможные ответы студентов: Грустных событий больше.

Преподаватель: Да, к сожалению, больше грустных событий. Вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: заметили ли вы в стихотворениях поэта преобладание каких-то чувств, настроений?..

Возможные ответы студентов: Чувства грусти и печали, тоска по родине, детству.

Преподаватель: Да. Лирический герой очень близок самому автору. Стихотворения поэта биографичны. Отсюда и присутствие в них, как и в жизни поэта, грустных интонаций, мотивов грусти и печали. Но грусть, тоска отходят на второй план, становятся светлее, когда поэт говорит о природе, о дорогой ему родине. Самые прекрасные стихи поэта посвящены Родине, России, русской природе. Именно им он признается в своей искренней любви.

Слайд

Деревенский пейзаж

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем…

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!

Преподаватель: Не правда ли, великолепные слова! Великолепные стихи! Тема Родины и природы в лирике Рубцова самая обширная, самая интересная, самая удивительная. Запишите в тетради: «Тема Родины и природы в лирике поэта» . «Тихая родина» - эпитет, взятый из стихотворения поэта. Как вы думает, какой смысл вкладывал в слово «тихая» поэт?

Возможные ответы студентов : родина, где нет шума, где на самом деле тихо, уютно, где все родное, близкое. Где не надо никуда торопиться, где можно спокойно любоваться красотой природы. Скорее всего, это деревенская родина.

Преподаватель: Интересные замечания. А теперь давайте посмотрим, что же сам поэт говорит о «тихой родине» в своем стихотворении? Стихотворение так и называется - «Тихая моя родина». Послушайте, пожалуйста, это стихотворение и подумайте, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?

Слайд

Рубцов на фоне пейзажа.

(Студенты слушают стихотворение.)

Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Преподаватель: Итак, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?

Возможный ответ студентов : тема детства.

Преподаватель: Да, тема детства. И это неслучайно. Мы говорили с вами, что у Рубцова стихи очень автобиографичны. Поэт рассказывает в стихотворении «Тихая моя родина» о Вологодском крае, в котором прошло его детство. Вопрос: вы обратили внимание, как описывает этот край поэт, с какими интонациями?..

Возможные ответы студентов : с нежными интонациями, с любовью.

Преподаватель: Даже спустя годы он смотрит на свой родной край и на свою родину как будто тем же детским взглядом. Писатель В.П. Астафьев в своих воспоминаниях о поэте говорит о необыкновенной детскости, непосредственности Рубцова, которая наиболее ярко проявлялась в общении поэта с природой. Именно с природой, а не с людьми. Как вы думает почему?

Возможные ответы студентов : люди не понимали тонкой души поэта, он казался им непонятным и чужим.

Преподаватель: Да, безусловно, во все времена поэт казался человеком странным, непохожим на всех остальных. Таким был и Рубцов. Мотив одиночества часто сквозит в его произведениях.

Вернемся к стихотворению. Скажите, какой пейзаж изображен в этом произведении – городской или деревенский?..

Возможные ответы студентов: деревенский.

Преподаватель: Да, деревенский. Деревенский, а также сельский пейзаж преобладают в поэзии Рубцова. Описание городского пейзажа редко встретишь у поэта. Как вы думаете, почему?..

Возможные ответы студентов: в деревне, на селе было лучше поэту, там люди добрее, искреннее.

Преподаватель: Верно. Следующий вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: а на что обращает внимание в деревне, на селе лирический герой Рубцова в данном стихотворении и в других стихотворениях тоже?

Возможные ответы студентов на избы, на деревья, на церкви, на дорогу, на простых людей

Преподаватель: Да. Скажите, пожалуйста, а всё ли восхищает поэта в родном краю? Может быть, его что-то огорчает?.. В частности, в стихотворении «Тихая моя родина»…

Возможные ответы студентов: купол церкви зарос травой, тина и болото там, где была река. Молодые уезжают из деревни в город, села и деревни заброшены, церкви разрушены.

Преподаватель: Да, поэта огорчает, что деревни стали заброшенными, что храмы разрушены, что люди, подчас, не берегут свою природу – не берегут своё «божество».

Слайд

Фотография деревенского пейзажа

Преподаватель читает отрывок из стихотворения :

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей –

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная синяя птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…

Отчизна и воля – останься, моё божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие воды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!..

Преподаватель: Великолепные строчки, неправда ли?.. Поделитесь, пожалуйста, как вы восприняли этот отрывок из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» , какие у вас оно вызвало чувства?

Возможные ответы студентов: Чувства печали и грусти и в тоже время гордости и восхищения.

Преподаватель: Спасибо. Итак, мы вместе с вами уже коснулись некоторых особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова. Давайте их теперь четко сформулируем и запишем в тетради.

Сдайд

Главные особенности темы:

- искреннее восхищение природой;

- преобладание деревенских, сельских пейзажей,

- часто упоминаются храм (церковь), цветы (ромашки), деревья (береза и сосна);

- присутствуют как мотив грусти, так и радостные мотивы, которые преобладают;

- присутствуют христианские мотивы.

Приложение 4

Практическая часть

Преподаватель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы.Ваша задача – в течение 10-15 минут проанализировать стихотворение. Вы должны определить, каковы основные особенности темы Родины и природы в стихотворении и в чем заключается, по вашему мнению, основная идея стихотворения. Помните, он касается художественного стиля речи и изобразительно-выразительных средств художественной речи. В помощь я вам даю карточки-информаторы, в которых присутствует информация об основных изобразительно-выразительных средствах художественной речи.

Н.М. Рубцов «Березы»

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождём шумел, как улей,

Вот такой же поздний листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

(1957)

Задание:

    Определить основные особенности изображения темы Родины и природы в стихотворении:

На что обращает внимание лирический герой;

Какие краски использует поэт,

Какое настроение преобладает;

Какие используются изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

    Определить, в чём заключается основная идея произведения.

Н.М. Рубцов «Видение на холме»

Взбегу на холм

и упаду

в траву,

И древностью повеет вдруг из дола.

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь - куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы -

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России...

Кресты, кресты...

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они - и где-то у осин

Подхватит это медленное ржанье,

И надо мной -

бессмертных звёзд Руси,

Высоких звезд покойное мерцанье...

1960

Задание:

    О чем это стихотворение?

    Как меняются картины в каждой из строф? Какие строки создают в первой строфе тягостное состояние? А во второй? В третьей?

    Какой прием лежит в основе стихотворения?

    Как вы понимаете строки: “Россия, Русь! Храни себя, храни!”

Студенты анализируют стихотворение по предложенным заданиям. В качестве фона звучит тихая оркестровая музыка. После кто-нибудь выступает со своим анализом. Остальные слушают и добавляют свои мысли по поводу анализа.

Затем преподаватель подводит итог проделанной работе.

Преподаватель: Итак, мы смогли проанализировать подробно два стихотворения. Как вы думаете, есть ли что-то общее между этими стихотворениями относительно изобразительно-выразительных средств, особенностей изображения темы Родины и природы?..

Возможный ответ студентов: В них преобладают метафоры, олицетворения и эпитеты, описывается русская природа, русская деревня, звучит искренняя любовь к России…

Приложение 5

Проверочная работа по лирике Н.М. Рубцова (тест)

1. Основными темами лирики Рубцова были (найдите лишнее):

а) тема любви;

б) тема Родины и природы;

в) тема войны;

2. Какой край описывает Рубцов чаще всего в своих стихотворениях:

а) Костромской;

б) Вологодский;

в) Алтайский;

3. Какие герои чаще всего встречаются в стихах о Родине:

а) простые деревенские жители;

б) поэты;

в) моряки.

4. Какие мотивы преобладают у поэта при описании летней природы:

а) мотив грусти, тоски;

б) радостные мотивы;

в) мотив одиночества.

5. Определите вид тропа:

1) Эх, Русь, Россия !

Что звону мало?

Что загрустила ?

Что задремала ?

2) Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую…

3) Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть .

4) Осень кончилась – сильный ветер

Заметает её следы!

И болотная плёнка воды

Замерзает при звёздном свете.

а) метафора;

б) эпитет;

в) олицетворение;

г) сравнение.

Приложение 6

Подведение итогов урока, рефлексия

Преподаватель: Ребята, слушая стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь их связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?

Возможный ответ студентов : Ф. Тютчева, Сергея Есенина.

Преподаватель: Рубцов очень любил стихи Есенина, восторгался его поэзией. Заступничество его за имя С. Есенина послужило поводом для отчисления из института. Оратор, выступавший перед студентами, стал перечислять имена знаменитых поэтов, не назвал Есенина. Рубцов закричал: «Где Есенин?». Был схвачен за шиворот рьяным администратором. Потом это расценили как драку. Николай Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин» писал:

Да, недолго смотрел он на
Русь голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была… Да не эта.

Вёрсты все потрясённой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я чего-нибудь значу.

И по жизни было какое-то сходство. Оба родом из деревни, писали «деревенские» стихи. Оба поэта были обделены родительской лаской (Н. Рубцов рос в детдоме, С. Есенин – в доме деда по матери). Семейная жизнь обоих поэтов оставляла желать лучшего. Жизненный путь был короткий (Н. Рубцов прожил 35 лет, С. Есенин – 30), а смерть – безвременной и трагической. Самое же главное то, что оба поэта были удивительно лиричны и понятны народу. Здесь же можно говорить и о преемственности русской литературы. Хотя у каждого поэта, писателя свой путь, своё миропонимание, свой неповторимый стиль.

Жизнь Рубцова была горькой и тяжелой, а вот стихи – добрыми и светлыми. От света поэзии Рубцова «в горнице моей светло», светло в душе.

Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не «литературными фактами», но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе и потому были свободными от какой либо литературщины.

Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость. Преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин в свое. То, что ощутить другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи: устремления мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловья...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они
Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.

Таким образом мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

...Родина! В подробностях простых
Для меня открылась ты однажды.

П. Шубин

Основные установки:

  • на понимание смыслового богатства стихотворения “Звезда полей”;
  • на дальнейшее развитие читательского опыта;
  • на развитие воображения и внутреннего слуха.

Цели урока:

  • введение учащихся в мир поэзии Н.Рубцова, достичь понимания текста и авторской позиции;
  • анализ поэтического текста “Звезда полей”;
  • активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;
  • пробудить интерес к творчеству поэта;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация.

Методические приёмы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского, выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Представление

Доброе утро, уважаемые ученики! Сегодня урок проведу у вас я, Самойлова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Песоченской средней школы Рыбинского района. А поговорим мы о... родине.

На доске написано слово “Родина”. Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться. Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите (дом, речка, лес...). Это образ родины вашего класса.

Для меня родина – это школа, мои коллеги и ученики, колодец на краю обрыва.

Но мы сегодня поговорим о родине... Впрочем, не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать. (2 мин)

II. Подготовка восприятия

Звучит отрывок (2 строфы) песни “Тихая моя родина” (Максим Трошин, гитара) (презентация 1-7 слайды по щелчку автоматически) (48 сек)

III. Выяснение и активизация первичного восприятия

Вам понравилось? Почему?

На ваш взгляд, можно по-другому исполнить эту песню? Обоснуйте свою точку зрения.

Как вы думаете, почему такое необычное начало урока? (2 мин)

IV. Определение темы урока

Вы правы, в первой строке прозвучало ключевое слово урока (родина).

Подскажите эпитет к слову “родина” из песни (тихая).

Попробуйте объединить все три слова и сформулировать тему урока (Тихая родина Н.Рубцова)

Верно. И мы попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта, “в подробностях простых” увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений, понять смысл эпитета “тихая”. Запишите тему урока в тетради (запись в тетрадях, открыть заранее записанную на доске тему)

V. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”

Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.

Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?

(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

А я дополню, что Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья переезжает в Вологду. Мать умерла рано, отец ушёл на фронт. С 1942 г. начинается детдомовское сиротское детство в отдалённом селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний. Будучи сиротой, он мечтал о семье, теплоте родных сердец. А ещё Николай всегда мечтал о море, именно на флоте и началась его литературная жизнь. Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи (В.Кожинов). Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.

В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: “Первая строка стихотворения всегда очень важна...”, задавая всю мелодию произведения.

Перечитайте первую строчку.

В каком слове поэт выразил своё чувство к родине? (тихая)

Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – “тихая”. Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности. В нём заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время, всему своё время в соответствии со временем года. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.

VI. Анализ стихотворения “Звезда полей”

Посмотрите на экран, на котором изображено небо. Мудрые люди считают, что если сразу несколько людей найдут на этом небе одну и ту же звезду, то все у них в жизни получится, они почувствуют себя единой семьей на этой планете.

Поэтому одно из самых известных стихотворений Н. Рубцова называется “Звезда полей” (выразительное чтение стихотворения)

Прочитайте про себя текст, положите перед собой.

Какое чувство вы испытали, читая это стихотворение? Это лирическое стихотворение? Почему?

Найдите строки, слова, которыми поэт рисует “малую родину”./ Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. (Я вам помогу) Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это? (“О” повторяется не случайно. “Оканье” - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину, малую родину Р.)

Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией).

Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? С помощью каких эпитетов автор даёт нам почувствовать смену настроения? (мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветливый луч помогают почувствовать смену настроения лирического героя)

(Антитеза помогает увидеть двойственность чувств души поэта: звезда, свет, тепло – мгла, холод, темень)

Какие образы стихотворения помогают нам почувствовать чувства лирического героя? (звезда полей, луч, поля, Родина..)Какой из них, на ваш взгляд, главный? Докажите

Какое значение имеют повторы (анафора): “звезда полей”, “горит”? (наверное, не случайны повторы. Они делают стихотворение ещё более звёздным, светлым. Горит не угасая – создаёт ощущение вечного источника тепла и света, которого так не хватает одинокой звезде)

Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это чувство, содержащееся в подтексте стихотворения, - тоска по родине, где родился и вырос поэт, по ее тихой красоте. Необычна поэтика звезды у Рубцова. Звезда - многозначный символ света, надежды, символ верной дороги. Если есть в душе и в жизни звезда, на которую можно идти, то все в жизни будет одухотворено ее светом.)

В чём смысл названия стихотворения? (звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение от одиночества. По этому пути старается идти и Н.Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды – и он окрашивается тёплым чувством любви к родине. “Звезда полей”, отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но приветлива, “горит не угасая для всех тревожных жителей земли”)

Думаю, вы смогли заметить “песенность” поэзии Н.Рубцова: задушевность, мелодичность, интонации раздумья. Основные мотивы творчества: Родина, великая и малая, природа, русская душа. Любимый образ поэта – звезда.

VII. Свет или цвет?

Есть ещё одна отличительная особенность лирики поэта. Попробуем её найти.

Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией (света, цвета)”.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся подсказкой на слайде. Какие репродукции больше характерны для рубцовской лирики? (недостаток цвета в поэзии восполняется стихией света – исправить слайд)

VII. “Собирание малой родины” Рубцова.

В нашем уроке осталось белое пятно, попробуем исправить ситуацию.

Какой вы почувствовали тихую родину Н.Рубцова?

На листочках-лучах прошу нарисовать, какой вы почувствовали родину Николая Рубцова (можно просто цветовое пятно, можно написать слово). Свой луч вы прикрепите к сердцевине на доске. По окончании музыки работу закончите, это будет через 1,5 минуты (охарактеризовать в общем “Звезду”)

Какой образ у нас получился? (солнце – это тоже звезда /Щелчок мышкой – на слайде появляется модель солнца) Звезда – один из символов поэзии Н.Рубцова. Почему звезда? (в народной поэзии образы света, огня – это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека)

VIII. Рефлексия

В стихотворениях Николая Рубцова мы видим неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность, любовь ко всему родному. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце? Светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

Переверните перфокарты. На листе написаны возможные варианты начала вашего сочинения-миниатюры. Допишите любое из предложений. (Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю... Стихи Рубцова меня заставили задуматься о... Поэзия Рубцова меня научила...) Ваши размышления и будут итогом урока.

IX. Д/З

  1. Найти песни на стихи Н. Рубцова, составить сборник.
  2. Выучить наизусть стихотворение “Звезда полей”.
  3. Создать иллюстрацию по мотивам урока – нарисовать малую родину.
  4. Написать стихи о родине.
  5. Составить сборник стихотворений о родине.

Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не «литературными фактами», но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе и потому были свободными от какой либо литературщины.

Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость. Преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин в свое. То, что ощутить другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи: устремления мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловья...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они
Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.


Таким образом мы рассмотрели, как поэты разных эпох смотрели на тему родины, и как эта тема была отражена в их поэзии. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов.

Лучшие книги XXI века, версия экспертов:
1. «Поправки» (The Corrections) - Джонатан Франзен;
2. «Известный мир» (The Known World) - Эдвард Джонс;
3. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) - Дэвид Митчелл;
4. «2666» - Роберто Боланьо;
5. «Пасторалия» (Pastoralia) - Джордж Сондерс;
6. «Дорога» (Road) - Кормак Маккарти;
7. «Аустерлиц» (Austerlitz) - В.Г. Зебальд;
8. «Пора уводить коней» (Out Stealing Horses) - Пер Петтерсон;
9. «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» (Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage) - Элис Мунро;
10. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) - Кадзуо Исигуро;
11. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) - Жуно Диас;
12. «Сумерки супергероев» (Twilight of the Superheroes) - Дебора Айзенберг;
13. «Смертные» (Mortals) - Норман Раш;
14.
15. «Чего только ни приключается» (Varieties of Disturbance) - Лидия Дэвис;
16. «Средний пол» (Middlesex) - Джеффри Евгенидес;
17. «Бастион одиночества» (The Fortress of Solitude) - Джонатан Летем;
18. «Все это очень странно» (Stranger Things Happen) - Келли Линк;
19. «Американский гений» (American Genius, A Comedy) - Линн Тилман;
20. «Гилеад» (Gilead) - Мерилин Робинсон.

Лучшие книги XXI века, версия читателей:
1. «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» (The Brief Wondrous Life of Oscar Wao) - Жуно Диас;
2. «2666» - Роберто Боланьо;
3. «Средний пол» (Middlesex) - Джеффри Евгенидес;
4. «Облачный атлас» (Cloud Atlas) - Дэвид Митчелл;
5. «Дорога» (Road) - Кормак Маккарти;
6. «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
7. «Приключения Кавалера и Клея» (The Amazing Adventures of Kavalier & Clay) - Майкл Чабон;
8. «Поправки» (The Corrections) - Джонатан Франзен;
9. «Гилеад» (Gilead) - Мерилин Робинсон;
10. «Белые зубы» (White Teeth) - Зэди Смит;
11. «Кафка на пляже» (Kafka on the Shore) - Харуки Мураками;
12. «Бегущий за ветром» (The Kite Runner) – Халед Хоссейни;
13. «Не отпускай меня» (Never Let Me Go) - Кадзуо Исигуро;
14. «Аустерлиц» (Austerlitz) - В.Г. Зебальд;
15. «Падение империи» (Empire Falls) - Ричард Руссо;
16. «Беглец» (Runaway) - Элис Мунро;
17. «Мастер» (The Master) - Кольм Тойбин;
18. «Половина желтого солнца» (Half of a Yellow Sun) - Чимаманда Нгози Адиче;
19. «Непривычная Земля» (Unaccustomed Earth) - Джумпа Лахири;
20. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr. Norrell) - Сюзанна Кларк.

Лучшие книги XXI века, версия Telegraph:

  • «Гарри Поттер и дары смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows) - Джоан Роулинг;
  • «Мечты от моего отца» (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун;
  • «Душераздирающее творение ошеломляющего гения» (A Heartbreaking Work of Staggering Genius) - Дэйв Эггерс;
  • «Бог как иллюзия» (The God Delusion) - Ричард Докинз;
  • «Быть Джордан» (Being Jordan) - Кэти Прайс;
  • «Дикие сыщики» (The Savage Detectives) - Роберто Боланьо;
  • «Белые зубы» (White Teeth) - Зэди Смит;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Мужчины, которые ненавидят женщин» (The Girl with the Dragon Tattoo) - Стиг Ларссон

Лучшие книги XXI века, версия Times:

  • «Дорога» (The Road) - Кормак Маккарти;
  • «Персеполь» (Persepolis) - Марьян Сатрапи;
  • «Мечты от моего отца (Dreams from My Father) - Барак Обама;
  • «Шедевры классических рассказчиков мифов хайда» (Masterworks of the Classical Haida Mythtellers);
  • «Французская сюита» (Suite Française) - Ирен Немировски;
  • «Переломный момент/ Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам» (The Tipping Point: How Little Things Can Make a Big Difference) - Малькольм Гладуэлл;
  • «Жизнь Пи» (Life of Pi) - Янн Мартел;
  • «Расплата: долг и темная сторона богатства» (Payback: Debt and the Shadow Side of Wealth) - Маргарет Этвуд;
  • «Искупление» (Atonement) - Иэн Макьюэн;
  • «Код да Винчи» (The Da Vinci Code) - Дэн Браун.

Поэтические стихотворения Н. Рубцова привлекают внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей. Для Н. М. Рубцова природа стала своеобразным источником вдохновения. Сам поэт писал о себе: « Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны, тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»

Интересные суждения о поэзии Н. Рубцова высказал поэт Ст. Куняев: Рубцов, пишет он, - «подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть...»

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

(«На родину!»)

Н. Рубцов, как и С. Есенин, ощущает, что в мире «господствует гармония, которую следует проявить». Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии. Картины природы были для С. Есенина и Н. Рубцова теми «дрожжами», на которых «всходила» их поэзия.

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

(С.Есенин)

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы...

(Н.Рубцов)

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

Как и у С. Есенина, в его поэтическом мире нет злобы и раздражительности. «Заботливое» творчество Н. Рубцова, пишет В. Сорокин, напоминает «северную церковь с положенными ей сёлами и городами».

В поэтическом творчестве Н. Рубцова есенинская традиция проявилась и в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Хотя пейзаж как таковой почти отсутствует в стихах Н. Рубцова. В отличие от поэтического мира С. Есенина, природа редко выступает у него именно как объект изображения. Его стихи воплощают то философское единство человека и природы, когда «природа даёт самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

(«Берёзы»)

Белая, берёза

Под моим окном

Принакрылась, снегом

Точно серебром.

(«Берёза»)

С пейзажной лирикой также связаны философские и патриотические мотивы. Пейзаж у поэтов носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь, как в стихотворении Рубцова «Меня звала моя природа»:

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Но если в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина «чужая юность, брызжущая новью на поляны и луга» пугает, то Н. Рубцов, одной стороны, испытывает гордость за результаты человеческого труда, с другой стороны, призывает сохранять первозданную красоту природы.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

(«Прекрасно пробуждение земли!»)

В стихотворении « Звезда полей» поэт размышляет о роли дома, родного края в жизни человека. « Звезда полей» - художественный образ, символ маленькой родины, идейный смысл стихотворения. В этом стихотворении прослеживается есенинская поэтическая традиция: та же любовь к среднерусской природе. Город отодвигается на второй план, а природа в своей естественной красоте воплощает необходимую душе гармонию:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Много общего у Н. Рубцова с новокрестьянскими поэтами, основная идея которых - утверждение национальной самобытности народа. С. Есенин и Н. Клюев воспринимают природу как источник духовных человеческих сил, соединяют языческое и христианское начало. Именно от них (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Рубцова. Можно сказать, что «черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации…».

Многие критики указывают на прямую связь творчества Рубцова с поэзией Есенина. В основном эта связь в гораздо большей степени присуща ранним, даже юношеским стихам Николая Рубцова. Какое-то время поэзия Есенина была для Рубцова своего рода синонимом поэзии вообще; Есенин как бы открыл ему самый мир поэтического творчества. И, конечно, эта изначальная связь в той или иной мере чувствуется и в позднейших стихах поэта. Также в стихотворениях Н. Рубцова прослеживается связь и с такими русскими поэтами, как Тютчев, Фет, Блок, Лермонтов, Некрасов. Между прочим, сам поэт решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Естественно, Н. Рубцов хорошо относился к поэзии Есенина, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить его стихотворение «Сергей Есенин»:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была... Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга. Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы («Подорожники», «Давай, земля, немножко отдохнем», «Осенние этюды»).

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

Чаще всего это плач: детский плач («В дороге», «Осенние этюды»), рыдание ласточки («Ласточки»), медведя («Медведь»), журавлей («Журавли»), пурги («На кладбище»), ветра («Ветер всхлипывал словно дитя»), плач лирического героя («В лесу»), его врагов («На чужой гулянке»). Значение плача раскрывают строки из стихотворения «В гостях»:

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Детский плач и погребальный сливаются у поэта в единый вселенский плач, который переходит в пение, напоминающее церковный хор. Только он слышит «печальные звуки, которых не слышит никто».

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

В своём творчестве поэт широко использовал материал из разговорной лексики, что помогало ему передавать народную стихию, создавать народные образы. Благодаря этому изображённые герои будто оживают, становятся близкими и понятными. Для создания характеров, непринуждённой обстановки Н. Рубцов широко использует диалоги, многие из которых насыщены живым, народным юмором («На автотрассе»). В стихотворении «Русский огонёк» диалог занимает центральное место. Поэт описывает разговор путника с хозяйкой избы, простой русской женщиной, которая тревожится за судьбу родной земли.

К Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»). Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» .

В целом же творчество С. Есенина и Н. Рубцова является выражением «особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом».

Эмоционально и точно определяет духовное родство поэтов В.Сорокин: «Он явился вовремя, без опозданий. Явился, услышав: России нужен врачующий есенинский голос, голос иного поколения, иного прозрения. Но Рубцов, как Есенин, неотторжим сутью своей от природы России, от её нрава и песни». С этих позиций вернее всего открывается и традиция - сближение Н. М. Рубцова с поэтами ХIХ века.

Таким образом, поэзия Н Рубцова вбирает в себя лучшие традиции русской поэзии.