Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тема: « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч

Тема: « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.


План


    Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».


    Краткий пересказ притчи « Блудный сын».


    Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.


    Беседа по вопросам.


    Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».


    Работа с цитатой.


    Слово учителя о долге.


    Комментированное чтение.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя


- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.




Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.

План

i.
Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

ii.
Краткий пересказ притчи « Блудный сын».

iii.
Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.

iv.
Беседа по вопросам.

v.
Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

vi.
Работа с цитатой.

vii.
Слово учителя о долге.

viii.
Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.


Великодушие лечит как бальзам ,

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг - обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает - отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

« Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

и шедевра Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.

Из чистого Истока в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко мы начинаем Путь.

песня «Прекрасное Далеко»,

Крылатов, слова Энтина

Шедевр великого Мастера и мыслителя посвящен самому главному вопросу Бытия - проблеме взаимоотношения Творца и Его творения, Бога и человека, наделенного свободой воли и в силу этого постоянно находящегося перед проблемой выбора, начиная с вкусившего запретный плод Адама, утратившего в результате такой самодеятельности связь с Первоисточником (Раем), и кончая будущим человеком, который преодолеет блуд и вернется в Отчий Дом по указанному Христом пути, потому что другого пути просто не существует. Невозвращение ведет с неизбежностью в абсолютное небытие.

Картина является как бы иллюстрацией к притче из Нового Завета о блудном сыне. Притча Христа о блудном сыне занимает особое место в Его Учении и является, пожалуй, самым объемным неделимым иносказанием Нового Завета. Она стоит как бы особняком и излагается лишь в одном из четырех канонических Евангелий - Евангелии от Луки, в главе 15 совместно с притчами о потерянной овце и потерянной драхме. Поскольку она повествует о каждом из нас и человечестве в целом, о нашем исповедимом пути, а я не уверен, что Библия является настольной книгой каждого читателя, считаю необходимым привести ее целиком.

11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12. И сказал младший отцу: отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал на поля свои пасти свиней; 16. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! 18. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, 19. И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. 21. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. 22. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23. И приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, 24. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26. И призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27. Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым . 28. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. 29. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; 32 А о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

С точки зрения земного, человеческого понятия, логики телесного сознания и буквального толкования текста поведение отца крайне несправедливо. Но ведь Христос говорил притчами, требующими расшифровки используемой символики, позволяющей в единстве и без противоречий воспринимать новозаветные тексты.

И первое, что надо сделать - это определиться с главным персонажем - отцом, которого нельзя понимать иначе как Бога-Отца, Вседержителя и Творца Неба и земли, видимого и невидимого и поэтому надо писать его непременно с большой буквы. Ему принадлежит все сотворенное Им, и главная составляющая того, что Он имеет, т. е. Его имения, есть нетленный мир беспредельности, который от разделения нисколько не убывает, в отличие от мира материального. Он имеет все и, главное, абсолютные знания, включающие в себя вещественные, тленные, материальные знания и те, которые связаны с невещественными началами мира - духовные знания. Однако этим не исчерпывается содержание Отчего имения. Человек соткан не только из таких начал, которые позволительно разделить на вещественные и духовные, он потенциально обладает и тем, что трудно отнести к одному из упомянутых знаний, т. е. знаниями природными, которыми обладают птицы, животные, насекомые. В Притче Соломона 30:24-28 сказано: «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою, горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале, у саранчи нет царя, но выступает она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах».

Человек в своем высокомерном заблуждении небрежительно называет природные знания инстинктом и безусловным рефлексом, но применительно к человеку их трудно сравнить с чем-либо иным, нежели с талантом, иногда справедливо называемым Даром Божьим. Понимание истинной роли природного знания, таланта приоткрывает нам тайну древних, обладавших столь глубокими знаниями и умениями, что они ставят в тупик современную позитивистскую науку, занимающуюся лишь вещественными началами мира сего и беспомощно стоящую перед Сфинкса вечною загадкой, и о чем свидетельствуют Египетские пирамиды, Стоунхендж, сооружения острова Пасхи, в Перу и другие памятники древней культуры. Всеми этими способностями изначально наделен человек, как потенциальное воплощение Бога во всей Его полноте, сотворенный по образу Божьему. Однако после разделения Отчего имения и ухода в дальнюю сторону, т. е. утраты связи человека с Творцом, происходит с неизбежностью расточение имения (того, что человек имеет, получив от Отца) в жизни распутной, т. е. лишенной этического руководства при решении проблемы выбора.

Слово «блуд» значит совсем не то, что принято под ним понимать. Это не какие-то там сексуальные похождения, а нечто другое. В Новом Завете вопрос блуда подробно рассматривается. Но то, что в нем написано, нельзя понимать буквально. Там муж - это Дух, внутренний человек, а жена - Душа, внешний человек. Дух - это есть, собственно, сам человек, сотворенный по образу и подобию Божию. Душа - сосуд Духа, хранящий его опыт, накопленный в процессе многократных воплощений в материю. Этот опыт записан в Душе в виде моделей (программ) различных секторов окружающего мира. Модели не адекватны реальному миру. Поэтому для их замены на более адекватные человек помимо Души имеет Разум, который является анализатором событийных потоков окружающего мира. Главным является Дух. Душа должна быть послушным инструментом в руках Духа для проявления Бога через человека в материальном мире. И поэтому основной задачей нашего очередного прихода на землю является изменение с помощью Разума программ Души в сторону их адекватности реальному миру для как можно большего воплощения Духа. Однако за счет хилости Разума у большинства современных людей они живут не Разумом, а Душой, т. е. иллюзорными моделями из прошлых воплощений, которые сами, без участия Разума, изменяться не могут. А поскольку нет движения вверх, идет движение вниз. Происходит подмена духовных забот материальными. Душа человека (жена) погружается в суету материального мира, изменяя Духу (мужу). Это и есть блуд. Одни люди занимаются блудом в бурной профессиональной деятельности, другие - совершая в церкви внешние обряды и поклоняясь идолам (иконам святых) и т. п. Если в человеке на первом месте не стоит стремление к Истине, к осознанию своего предназначения, то любая его деятельность является блудом.

Вследствие разделения прежде всего иссякает духовное начало, и наступает неверие в Истину, Добро, Любовь, как Божественные Первоэлементы Бытия, а это и есть нравственная смерть. Вера же человека в себя, как первоисточник Истины, Добра и Любви - есть безумие. Их можно иметь, лишь очищением открыв себя Беспредельности Источника. Лишенные духовной подпитки расточаются природные знания и умения, а материальная часть имения попадает под власть всеразрушающей энтропии, она же князь мира сего. Человек начинает нуждаться, что случается с каждым, кто живет в самоудалении от Творца. Лишенный собой же подпитки чистейшими космическими энергиями Отчего дома, чтобы не умереть от голода, человек рад наполнить чрево свое рожками, т. е. свиным кормом, и готов за материальную пищу в качестве наемника пасти свиней, что символизирует любую работу, выполняемую не во славу Божию, а для нужды, будь то работа ученого, актера, писателя или дворника. И если доступ к Божественному довольствию открыт для каждого и оно дается всякому, то в мире сем распространены неплатежи, и каждый наниматель стремится присвоить себе результаты труда наемников.

Для более глубокого понимания притчи о блудном сыне можно воспользоваться методом аналогий. Представим такую ситуацию. Допустим, кто-то посылает бригаду людей в тайгу для наведения в ней порядка. Например, для расчистки ее от упавших деревьев. Ведь деревья, в отличие от людей, не могут хоронить своих павших товарищей. Бригаде выделяются командировочные, дается необходимое снаряжение и запас продовольствия. Приехав в тайгу и увидев сколько там растет ягод и грибов, кто-то из людей предлагает: «Работа подождет. Давайте лучше ягоды и грибы пособираем». Все соглашаются. Потом поступает другое предложение: «Давайте убьем в лесу какую-нибудь дичь, разожжем костер и пожарим шашлык». Через некоторое время люди совсем забывают о том, зачем их послали в тайгу. Начинают рубить деревья и строить из них для себя роскошные дома, убивать животных уже не только для пропитания, но и ради забавы. А если вдруг найдется кто-то смелый, кто напомнит им, для чего они сюда были посланы, то они сначала просто не будут его слушать, потом могут пригрозить, а потом даже и убить, чтобы не портил жизнь другим напоминаниями об обязанностях. Не то же ли самое происходит в человечестве, отвернувшемся от Бога, который послал человека в материальный мир творить красоту, т. е. одухотворять материю путем воплощения в нее Духа. Главным лозунгом обезбоженного человечества стало: «Бери от жизни все!», а с теми, кто напоминает, что нужно не только брать, но и отдавать, что у человека помимо прав есть и обязанности, расправлялись во все века быстро: Архимеда ударом приклада по голове убили, Пифагора со всей его школой сожгли, Сократа "демократическим" судом из 501 присяжного приговорили к принятию чаши с цикутой, Платона продали в рабство, Христа распяли, Пушкина и Лермонтова довели до дуэли и т. д. Однако желание только брать, ничего не отдавая взамен, дорого обходится самому человеку: это ведет его к постепенной деградации и гибели. Ведь так же, как люди из бригады через определенное время растратили весь выданный им аванс, так и человек, игнорирующий свои обязанности помощника Творца, расходует изначально авансом полученную энергию и преждевременно увядает в силу самоотключения от регулярного Божественного довольствия, чистейших энергий, которые в Индии называют праной, в Китае - ци-энергией, в Голландии - Рэйка, а на Руси издавна называют Духом Святым.

Символично то, что лишь оказавшись в ситуации, подобной той, что сложилась в современной России с ее криминальными нанимателями и отнимателями, блудный сын пришел в себя, т. е. осознал свое внутреннее Я, которое и побудило его вернуться к Отцу. До этого он был вне себя, в состоянии разделенности, причем его внутреннее высшее Я находилось в загоне и никак не проявлялось. Лишь акт глубокого искреннего покаяния способен пробудить его дремлющего внутреннего человека, восстановить истинную иерархию ценностей и связь человека с Первоисточником.

А за Отцом дело не встанет. Он увидит каждого и пойдет ему навстречу с радостью и прощением даже когда тот будет еще далеко, подобно нам с вами, дорогие зрители и читатели. Достаточно лишь искреннего желания и решительности расстаться со своим блудливым прошлым, неправедной жизнью и начать движение к Творцу. А результаты придут неотвратимо. Возвращается и растраченное здоровье и способности, обеспечивающие свободу от мира сего, в частности, принимать любую пищу. Вспомнив, приведенную выше аналогию, можно сделать следующее заключение, что хозяин, пославший бригаду в тайгу с целью ее облагораживания, не мешкая, пошлет новый аванс тем людям, которые примут решение взяться за работу, для которой их послали. При этом во время перерывов в работе они вполне могут собирать ягоды и грибы, главное, не забывать о самой работе, она должна быть на первом месте.

В притче о блудном сыне все символично и наполнено глубоким иносказательным смыслом. И лучшие одежды, символизирующие высокое сознание, и перстень, как символ вечности (кольцо), с печатью, означающей власть как рачительное владение миром, власть, способную жертвовать собой во имя мира незыблемого как поступь Творца. Возвращающийся к Богу получает надежную обувь, предохраняющую ноги. Ноги символизируют путь, который надо пройти, а получаемая от Отца обувь означает помощь, необходимую для успешного преодоления пути. Исцеляющее действие Божественных энергий не заставит себя ждать до получения ощутимых результатов, пока еще отсутствующих у возвратившегося сына. При искреннем покаянии результаты гарантированы и посему Божественное довольствие обеспечено.

Через покаяние и осознание своего блуда (заблуждения) сын обретает связь с небесным и, как следствие, здоровье. Отец заколол откормленного теленка, потому что нашел сына здоровым. В Библии мясо считается трудной пищей, которую могут без вреда для себя есть только люди, имеющие контакт с Божественным, т. е. духовно здоровые. Младший сын, прошедший через искушения и соблазны дольнего мира и нашедший в себе силы вернуться к Отцу, стал способным переваривать трудную пищу. Поэтому Отец и велел заколоть откормленного теленка.

На картине представлен центральный момент Бытия: покаяние и возвращение. Они неразделимы ни во времени, ни в пространстве - это прекрасно понимал непревзойденный мастер свето-тени к моменту создания своего шедевра (1668-1669 гг.) на финише очередного воплощения. Немеркнущий свет Божественного чела заполняет своими вибрациями все существо кающегося сына и исцеляет его. Он открыт для каждого, способного к его восприятию. Об этом говорят другие персонажи картины, где нет старшего сына, который возревновал и отказался войти в Отчий дом, показав тем самым, что неискушенная святость и праведность мало чего стоят. Две женские фигуры в темной глубине картины преисполнены «праведных эмоций» по поводу «несправедливого» поведения Отца в отношении сыновей. Они во власти чисто человеческих критериев, кардинально отличающихся от Божественных. Разве нам не приходилось слышать: «Что делает Бог и куда Он смотрит?» от людей, которые в силу своей беспробудности кажутся себе «святее папы римского» и всегда «знают» что и как делать. Женщины на картине символизируют земное телесное сознание, которому недоступны Божественная мотивация и решение. Две другие фигуры изображают самого Рембрандта с солидной разницей в возрасте, порядка 20-30 лет, понадобившихся художнику для вызревания замысла и исполнения его. Сидящий человек - это Рембрандт еще в сравнительно молодом возрасте, когда он был богат материально и имел высокий социальный статус, о чем символизирует черный богатый головной убор сидящего человека, однако еще был беден духовно, о чем говорят его невзрачные серые одежды. А вот стоящий человек со светлым челом - это Рембрандт в последние годы своей жизни, духовно прозревший, но, как известно, закончивший свою жизнь в крайне стесненных материальных условиях. Поэтому одежды стоящего человека, в отличие от сидящего, хотя и при бедном головном уборе, весьма похожи на одежды Отца. Кстати, не случайно и то, что духовно непросветленный человек сидит, а просветленный - стоит. Разницей в позах художник, наверное, хотел подчеркнуть неизбежную разницу в занимаемой этими двумя людьми жизненной позиции. Сидящая поза означает пассивность, созерцательность, а стоящая - активность, связанную с действиями, направленными на сознательное Служение во славу Божию. Сравнительно молодой сидящий в напряженной позе автор, лишенный светлой Божественной печати, пока еще только пристально вглядывается в величественное явление и силится понять его. Эти усилия со временем дадут свои плоды в виде отблеска света Отчей любви, озарившей созерцающее лицо художника в момент работы над шедевром. Оно красноречиво говорит о том, что Смысл жизни человека лишь в том, чтобы быть в Любви и Боге, потому что больше быть не в чем и незачем.


Библиография

1. Айванхов «Космические весы». Изд. «Просвет», 1998 г.
2. Акимушкин И. «Мир животных». Изд. «Молодая гвардия», 1971 г., 2 т.
3. Андреев Д. Л. «Роза мира». Изд. «Иной Мир», 1992 г.
4. Андреев Д. Л. «Русские Боги». Изд. «Московский рабочий», 1993 г.
5. Андронов А. «Теория колебаний». Изд. «Наука», 1960 г.
6. Асауляк О. «Книга огней». Изд. «Виктория», 1995 г.
7. Базиев Д. «Основы единой теории физики». Москва, 1994 г.
8. Баскаков В. Д. «Вечная Душа и временный человек». 1-3 книги. Изд. «КСП+», 2000 г.
9. Баскаков В. Д. «Новое видение и понимание мира в высказываниях и афоризмах». Изд. «КСП+», 2001 г.
10. Баскаков В. Д. «Превратности и парадоксы мира человеческого планеты Земля». Изд. «КСП+», 2001 г.
11. Бах Ричард «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Изд. «София», Киев, 1994 г.
12. Библия. Ветхий и Новый Завет.
13. Бом Д. «Вселенная и скрытый порядок». 1980 г.
14. Вулдридж «Механизмы мозга»
15. Вульф В. «Холодинамика». 1995 г.
16. «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада». «Ирис» Киев – «Алетея» Москва, 1998 г.
17. Гроф С. «За пределами мозга». Изд. трансперсонального института, 1993 г.
18. Гурвич А. А. «Проблема митогенетического излучения». Изд. «Медицина», 1968 г.
19. Дэвис П. «Суперсила». Изд. «Мир», Москва, 1989 г.
20. Зоро А. «Школа единого учения». Изд. «Союздизайн», 2001 г.
21. Иванов Ю. «Ритмодинамика». 1997 г.
22. Клауки Р. «Память человека». Изд. «Мир», 1978 г.
23. Клизовский А. «Основы миропонимания Новой Эпохи»
24. Клюев А. В. «Свобода от смерти». Изд. «АиФ Принт», 2002 г.
25. Клюев А. В. и др. «Проблемы человеческого фактора в авиационной аварийности». Москва, 1996 г.
26. Ленин В. И. «Материализм и эмпириокритицизм».
27. Ленин В. И. Полное собрание сочинений.
28. Луговенко В. Н. «Дыхание Земли». Изд. «Новый век», 2002 г.
29. Луговенко В. Н. «Немного о космосе». Самиздат, 2001 г.
30. Мегре В. «Все книги об Анастасии». Изд. «ДИЛЯ», 1999-2002 г.
31. «Мозг». Под ред. П. В. Симонова. Изд. «Мир», 1984 г.
32. Окунь Л. Б. «Физика элементарных частиц». Изд. «Наука», 1988 г.
33. Ориген «О началах». Самара, 1993 г.
34. Орлин В. С. «Детка» Порфирия Иванова». Изд. «Советский спорт», 1991 г.
35. Платон «Диалоги». Изд. «Фолио», Москва, 2001 г.
36. Подводный А. «Возвращённый оккультизм, или Повесть о тонкой семёрке».
37. Прибрам К. «Языки мозга». 1975 г.
38. Привальская С., Персиц Д. «Как жить в радости». Можайский полиграфкомбинат, 1996 г.
39. Привальская С., Персиц Д. «Учение восхождения». Изд. «Агар», 2001 г.
40. Пригожин И., Стергерс И. «Порядок из хаоса». 1986 г.
41. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений.
42. Семёнов С. «Космос о нас и планетах». г. Севастополь, 1998 г.
43. «Система До-Ин». Самиздат.
44. Соловьёв Вл. С. «Спор о справедливости». Изд. «Эксмо-пресс», 1999 г.
45. Соловьёв Вл. С. «Чтения о Богочеловечестве». Изд. «Харвест», 1999 г.
46. Солоухин В. Собрание сочинений в 10-и томах. т. 1.
47. Сытин Г. Н. «Животворящая сила». Изд. «Энергоатомиздат», 1990 г.
48. Толстой Л. Н. «Возвращение ада»
49. Толстой Л. Н. «Исповедь»
50. Фёдоров Н. «Философия общего дела». Изд. «Наука», 1982 г.
51. Хокинг Стивен «Чёрные дыры и молодые вселенные». Изд. «Амфора/Эврика», 2001 г.
52. Холл Мэнли «Двенадцать учителей человечества».
53. Циолковский К. Э. «Монизм Вселенной». Изд. Сытина, 1927 г.
54. Шелдрейк Р. «Новая наука о жизни». 1982 г.
55. Шефер Х. «Диалог с Клавдием». Изд. «София», 2000 г.
56. Шри Ауробиндо Гхош «Человеческий цикл». Изд. «Новый век», 1992 г.
57. Шюре Э. «Великие Посвящённые». Изд. «Калуга», 1914 г.
58. Щербаков В. «Всё об Анлантиде». «Ларге», г. Москва, 1990 г.
59. Эшби У. Р. «Конструкция мозга»

Об этом прекрасно знал А. С. Пушкин, пророк, художественный гений, учёный, создавший законопознавательную математику циклов и избранный академиком РАН в 1832 г.

Например, современный человек за всю жизнь использует лишь несколько (не более 5) процентов возможностей своего мозга.

В этом нет необходимости хотя бы потому, что современный человек в повседневной жизни использует не более 5 % ресурсов головного мозга, которым он обладает на текущей стадии эволюции.

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание) - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Шаданакар - многослойный мир нашей планеты

Энроф - физический слой, равнозначный современной астрономической Вселенной

На мой взгляд, очевидно то, что высокомерное бездушие человека по отношению к животным и бессмысленная жестокость по отношению друг к другу, особенно проявляющаяся теперь в локальных войнах с "точечными" ударами объёмными бомбами, являются двумя сторонами одной медали, свидетельствующими о нравственной деградации обезумевшего человечества, не способного возвысить голос совести против бесчинств главного террориста XXI века - США, хладнокровно и безнаказанно с садистской методичностью убивающих бомбардировками ни в чём неповинных детей и женщин Афганистана под видом борьбы с терроризмом. Очень жаль, что наши власти пока не осознали Планетарной роли России, которая мне кажется очевидной и изложена в уже упоминавшейся статье в газете "Современник".

Оказывается, и в этом нет никакой необходимости, что следует из излагаемой теории и практики Зинаиды Барановой. Мыслеформы обладают огромными структурообразующими свойствами творить из "ничего" вещество, в том числе белки, жиры, углеводы и витамины. Всё дело в степени воплощения в сознании Божественного Разума с его скрытым порядком и творящими способностями. А это зависит от его замусоренности информацией в виде "незыблемых" истин.

Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры.

Возвращение блудного сына. Рембрандт Хармес ван Рейн

Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.

Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.

Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.

У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.

Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.

Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…

В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).

Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.

Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.

Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.

Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.

А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.

Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.

В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.

Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.

Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.

Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…

Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…

Александр Моисеенков

Урок внеклассного чтения

Тема: « Мир сквозь притчу».

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

План урока:

  1. Слово учителю.
  2. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  3. Краткий пересказ притчи « Блудный сын».
  4. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.
  5. Беседа по вопросам.
  6. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
  7. Работа с цитатой.
  8. Слово учителя о долге.
  9. Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

  1. Слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.