Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоко

Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоко

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
A tale of the times of old!..
The deeds of days of other years!..
Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).
Вот такие строки А.С.Пушкина,я думаю,подойдут,как эпиграф,к циклу моих рассказов "Наш приезд в Казахстан",потому что мои внуки с трудом верят,в каких тяжелых условиях оказалось большинство советских людей в послевоенные годы, как тяжело было восстанавливать экономику страны.Война рушила не только города,но ломала и семьи,и психику людей... Но только упорство и воля к жизни побеждали преодолевать все трудности.Я описываю жизнь от своего имени и только то,что видела и слышала сама, без розовых тонов -все как и было в моем далеком послевоенном детстве.Спасибо Интернету, а с ним и Прозе.ру за доставленную мне возможность опубликовать и оставить свои воспоминания для моих близких людей!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.01.2012. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубоко
  • 09.01.2012. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
  • 06.01.2012. Приятная неожиданность

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

Песнь первая

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один – Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой – Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем
Дарует юную чету.

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли... и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры...
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?.. Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали... Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.

Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадежно,
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно.
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... о друзья,
Конечно, лучше б умер я!

Однако жив Руслан несчастный.
Но что сказал великий князь?
Сраженный вдруг молвой ужасной,
На зятя гневом распалясь,
Его и двор он созывает:
«Где, где Людмила?» – вопрошает
С ужасным, пламенным челом.
Руслан не слышит. «Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
О, сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?
Чей подвиг будет не напрасен,
Тому – терзайся, плачь, злодей!
Не мог сберечь жены своей! -
Тому я дам ее в супруги
С полцарством прадедов моих.
Кто ж вызовется, дети, други?..»
«Я!» – молвил горестный жених.
«Я! я! – воскликнули с Рогдаем
Фарлаф и радостный Ратмир. -
Сейчас коней своих седлаем;
Мы рады весь изъездить мир.
Отец наш, не продлим разлуки;
Не бойся: едем за княжной».
И с благодарностью немой
В слезах к ним простирает руки
Старик, измученный тоской.

Все четверо выходят вместе;
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
Садятся на коней ретивых;
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли;
Уже скрываются вдали;
Уж всадников не видно боле...
Но долго всё еще глядит
Великий князь в пустое поле
И думой им вослед летит.

Руслан томился молчаливо,
И смысл и память потеряв.
Через плечо глядя спесиво
И важно подбочась, Фарлаф,
Надувшись, охал за Русланом.
Он говорит: «Насилу я
На волю вырвался, друзья!
Ну, скоро ль встречусь с великаном?
Уж то-то крови будет течь,
Уж то-то жертв любви ревнивой!
Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!»

Хазарский хан, в уме своем
Уже Людмилу обнимая,
Едва не пляшет над седлом;
В нем кровь играет молодая,
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы,
Иль дерзко мчит на холмы снова.

Рогдай угрюм, молчит – ни слова...
Страшась неведомой судьбы
И мучась ревностью напрасной,
Всех больше беспокоен он,
И часто взор его ужасный
На князя мрачно устремлен.

Соперники одной дорогой
Всё вместе едут целый день.
Днепра стал темен брег отлогий;
С востока льется ночи тень;
Туманы над Днепром глубоким;
Пора коням их отдохнуть.
Вот под горой путем широким
Широкий пересекся путь.
«Разъедемся, пора! – сказали, -
Безвестной вверимся судьбе».
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Всё, мнится, видел ты во сне.
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
«Добро пожаловать, мой сын! -
Сказал с улыбкой он Руслану. -
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Мы вместе сведены судьбою;
Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;
Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг.
С надеждой, верою веселой
Иди на все, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле».

Наш витязь старцу пал к ногам
И в радости лобзает руку.
Светлеет мир его очам,
И сердце позабыло муку.
Вновь ожил он; и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина...
«Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать, -
Сказал старик, – тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой...
Но, добрый витязь, день проходит,
А нужен для тебя покой».

Руслан на мягкий мох ложится
Пред умирающим огнем;
Он ищет позабыться сном,
Вздыхает, медленно вертится...
Напрасно! Витязь наконец:
«Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою,
И сон не в сон, как тошно жить.
Позволь мне сердце освежить
Твоей беседою святою.
Прости мне дерзостный вопрос.
Откройся: кто ты, благодатный,
Судьбы наперсник непонятный?
В пустыню кто тебя занес?»

Вздохнув с улыбкою печальной,
Старик в ответ: «Любезный сын,
Уж я забыл отчизны дальней
Угрюмый край. Природный финн,
В долинах, нам одним известных,
Гоняя стадо сел окрестных,
В беспечной юности я знал
Одни дремучие дубравы,
Ручьи, пещеры наших скал
Да дикой бедности забавы.
Но жить в отрадной тишине
Дано не долго было мне.

Тогда близ нашего селенья,
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она гремела красотою.
Однажды утренней порою
Свои стада на темный луг
Я гнал, волынку надувая;
Передо мной шумел поток.
Одна, красавица младая
На берегу плела венок.
Меня влекла моя судьбина...
Ах, витязь, то была Наина!
Я к ней – и пламень роковой
За дерзкий взор мне был наградой,
И я любовь узнал душой
С ее небесною отрадой,
С ее мучительной тоской.

Умчалась года половина;
Я с трепетом открылся ей,
Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!»

И все мне дико, мрачно стало:
Родная куща, тень дубров,
Веселы игры пастухов -
Ничто тоски не утешало.
В унынье сердце сохло, вяло.
И наконец задумал я
Оставить финские поля;
Морей неверные пучины
С дружиной братской переплыть
И бранной славой заслужить
Вниманье гордое Наины.
Я вызвал смелых рыбаков
Искать опасностей и злата.
Впервые тихий край отцов
Услышал бранный звук булата
И шум немирных челноков.
Я вдаль уплыл, надежды полный,
С толпой бесстрашных земляков;
Мы десять лет снега и волны
Багрили кровию врагов.
Молва неслась: цари чужбины
Страшились дерзости моей;
Их горделивые дружины
Бежали северных мечей.
Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились
За дружелюбные пиры.
Но сердце, полное Наиной,
Под шумом битвы и пиров,
Томилось тайною кручиной,
Искало финских берегов.
Пора домой, сказал я, други!
Повесим праздные кольчуги
Под сенью хижины родной.
Сказал – и весла зашумели:
И, страх оставя за собой,
В залив отчизны дорогой
Мы с гордой радостью влетели.

Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
Минута сладкого свиданья,
И для меня блеснула ты!
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный,
Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным;
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»

К чему рассказывать, мой сын,
Чего пересказать нет силы?
Ах, и теперь один, один,
Душой уснув, в дверях могилы,
Я помню горесть, и порой,
Как о минувшем мысль родится,
По бороде моей седой
Слеза тяжелая катится.

Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.

И я, любви искатель жадный,
Решился в грусти безотрадной
Наину чарами привлечь
И в гордом сердце девы хладной
Любовь волшебствами зажечь.
Спешил в объятия свободы,
В уединенный мрак лесов;
И там, в ученье колдунов,
Провел невидимые годы.
Настал давно желанный миг,
И тайну страшную природы
Я светлой мыслию постиг:
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.

В мечтах надежды молодой,
В восторге пылкого желанья,
Творю поспешно заклинанья,
Зову духов – и в тьме лесной
Стрела промчалась громовая,
Волшебный вихорь поднял вой,
Земля вздрогнула под ногой...
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..
Я ужаснулся и молчал,
Глазами страшный призрак мерил,
В сомненье все еще не верил
И вдруг заплакал, закричал:
«Возможно ль! ах, Наина, ты ли!
Наина, где твоя краса?
Скажи, ужели небеса
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет,
Расстался я с душой и с милой?
Давно ли?..» – «Ровно сорок лет, -
Был девы роковой ответ, -
Сегодня семьдесят мне било.
Что делать, – мне пищит она, -
Толпою годы пролетели.
Прошла моя, твоя весна -
Мы оба постареть успели.
Но, друг, послушай: не беда
Неверной младости утрата.
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья!»
И было в самом деле так.
Немой, недвижный перед нею,
Я совершенный был дурак
Со всей премудростью моею.

Но вот ужасно: колдовство
Вполне свершилось, по несчастью.
Мое седое божество
Ко мне пылало новой страстью.
Скривив улыбкой страшный рот,
Могильным голосом урод
Бормочет мне любви признанье.
Вообрази мое страданье!
Я трепетал, потупя взор;
Она сквозь кашель продолжала
Тяжелый, страстный разговор:
«Так, сердце я теперь узнала;
Я вижу, верный друг, оно
Для нежной страсти рождено;
Проснулись чувства, я сгораю,
Томлюсь желаньями любви...
Приди в объятия мои...
О милый, милый! умираю...»

И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;
И между тем – я обмирал,
От ужаса зажмуря очи;
И вдруг терпеть не стало мочи;
Я с криком вырвался, бежал.
Она вослед: «О, недостойный!
Ты возмутил мой век спокойный,
Невинной девы ясны дни!
Добился ты любви Наины,
И презираешь – вот мужчины!
Изменой дышат все они!
Увы, сама себя вини;
Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной...
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!»

Так мы расстались. С этих пор
Живу в моем уединенье
С разочарованной душой;
И в мире старцу утешенье
Природа, мудрость и покой.
Уже зовет меня могила;
Но чувства прежние свои
Еще старушка не забыла
И пламя позднее любви
С досады в злобу превратила.
Душою черной зло любя,
Колдунья старая, конечно,
Возненавидит и тебя;
Но горе на земле не вечно».

Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой легкой не смыкал
И тихого полета ночи
В глубокой думе не слыхал.
Но день блистает лучезарный...
Со вздохом витязь благодарный
Объемлет старца-колдуна;
Душа надеждою полна;
Выходит вон. Ногами стиснул
Руслан заржавшего коня,
В седле оправился, присвистнул.
«Отец мой, не оставь меня».
И скачет по пустому лугу.
Седой мудрец младому другу
Кричит вослед: «Счастливый путь!
Прости, люби свою супругу,
Советов старца не забудь!»

Русские. История, культура, традиции Манышев Сергей Борисович

«Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»

Однажды во время прогулки, увидев, что в наш дом въезжают новые жильцы, переносят мебель, вещи, мы заинтересовались тем, как на берегах Каспия, в Дагестане, появились первые русские. И вот, что мы узнали.

Знакомство прикаспийских народностей с Русью произошло еще в VII веке. Севернее Дербента была целая колония русов. Здесь они занимались торговлей, перевозя товары по Каспию.

На дербентстком рынке можно было встретить меха, янтарь, моржовую кость, воск, привезённые русами. Об этом базаре по всему миру шла слава как о рынке русского льна. Здесь же можно было встретить и русских рабов, которых продавали в восточные страны.

Время от времени, там, где сейчас расположен современный Дагестан, селились русы. У многих народов Дагестана, которые поддерживали прочные связи с русами, сложились всевозможные легенды. У аварских ханов существовал обычай: если их род обрывался, то на престол должен был взойти «хан из русских, грузин или армян». Жители высокогорного лезгинского селения Микрах, например, связывали своё происхождение с русами.

Дагестан, по территории которого пролегали пути из Европы и России в Грузию и Персию, всегда был местом, где сталкивались интересы множества разных государств. Поэтому здесь всегда было неспокойно, и русские поселенцы то покидали эти места, то появлялись вновь.

Вместе русы и народы Дагестана боролись против арабов, когда те огнём и мечом насаждали исламскую религию. Как писал средневековый дагестанский историк Мухаммад Рафи, русы и дагестанцы всегда поровну делили добро и зло.

Не раз они вместе совершали совместные походы на Грузию и Азербайджан. Жители Дагестана были и в дружине князя Святослава, который захватил столицу хазар – город Семендер.

В конце X века дербентские вельможи захватили в свои руки правителя Дербента, но ему удалось призвать на помощь русов. Они приплыли по Каспийскому морю на 18 судах и освободили правителя; с тех пор он окружил себя дружинниками из русов. Их приглашали на военную службу и дагестанские феодалы.

В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин, погрузив на два корабля товары для продажи, отправился по Волге на Каспий. Каспийское море тогда называли Хвалынским. Один из его кораблей в устье реки Волги разграбили кочевники, другой разбился о скалы приблизительно там, где сейчас располагается Махачкала.

Выжившие купцы отправились на юг, к Дербенту, но их захватил в плен Халил-Бек – кайтагский уцмий (правитель). Афанасию Никитину удалось добраться до Дербента. С помощью русского посла Василия Панина и знатных жителей города он освободил своих товарищей-купцов. Эти хлопоты заняли у него целый год. Оставшись без товаров для продажи, одни из них вернулись обратно, на родину, другие решили заработать на путь домой, в Баку. И лишь Афанасий Никитин, отважный и сильный духом путешественник, отправился дальше – в Персию.

О своём путешествии Афанасий Никитин оставил знаменитые записки «Хождение за три моря». Из них можно узнать о плавании русских купцов по Каспийскому морю, о торговле России с Дербентом, о дипломатических отношениях России и Дагестана во времена Ивана Третьего, в XV веке.

Россия была очень заинтересована в том, чтобы её южные границы были в безопасности, чтобы на Каспийском море развивалась торговля.

В течение XVI–XVIII веков по пути Афанасия Никитина – от Терека через Сулак, Тарки и Дербент – шли в Грузию, Ширван, Персию русские посольства. Послы, как опытные разведчики, интересовались не только ценами на самые популярные товары на местных базарах для развития торговли. Не меньше внимания они уделяли крепостям и численности войск на случай войны.

Через 150 лет после Афанасия Никитина по его маршруту в Турцию и Персию через Дагестан прошёл другой русский купец – Фёдор Котов. В своём торговом дорожнике (путевых заметках) он рассказал о землях между Сулаком и Аксаем, о Тарках и Тарковском шамхальстве, а также населявших его «кумычанах» (кумыках), о кайтагском уцмийстве и его жителях, о городе Дербенте, его базарах, караван-сараях, о поразившей его грозной крепости Нарын-кала, о легендарной дербентской стене Даг-бары, которая уходила вглубь Табасарана, о быте и нравах «лезгинцев» (лезгин). Фёдор Котов оставил правдоподобное и подробное описание страны гор, которая манила своими труднодоступностью и много образием, таинственностью и многоязычием не одно поколение русских путешественников и исследователей.

Не раз за эти годы из Москвы в Дагестан и из шамхальства Тарковского в Москву были отправлены дипломатические посольства, чтобы решать важные вопросы: о развитии торговли, об обороне от иноземных завоевателей.

Так из века в век сближались Дагестан и Россия. Император Пётр Первый хотел завоевать Каспийское море, чтобы оградить южные границы России от вторжения Турции и Ирана, торговать с заморскими странами и укрепить связи с христианской Грузией.

Поэтому в июле 1722 года он и появился – на берегах Каспия вместе с большим войском. В августе войска во главе с Петром гостили в Тарках по приглашению шамхала Адиль-Герея. В честь наступившего праздника – Успения Пресвятой Богородицы – на берегу моря отслужили молебен. После чего Пётр и его свита сложили из камней холмик, обозначив место, где должен был появиться порт на Каспии. Впоследствии здесь и возник город Порт-Петровск, который мы знаем как Махачкалу. Прощаясь с Петром Первым, Адиль-Герей подарил ему на память шёлковый шатер и прекрасного породистого коня.

Дальше император Пётр направился на юг, в Дербент. Знатные люди вручили Петру Первому серебряные ключи от города. Здесь он ждал прибытия флотилии из Астрахани, обдумывал планы морской торговли с Персией и Индией. Но страшная буря повредила флот, уничтожила припасы для армии, и Пётр был вынужден вернуться в Москву.

Вернувшись в Россию, Пётр не забыл о Дагестане. Он всегда интересовался исследованиями Каспия и прилегающих к нему земель.

В свите Петра Первого во время его Каспийского похода и пребывания в Дагестане были замечательные люди, которые исследовали Каспийское море и прикаспийские земли.

Фёдор Иванович Соймонов, первый русский картограф (составитель географических карт), ещё в 1719 году на паруснике «Святая Екатерина» проводил картографическую съёмку северо-западного и западного, то есть дагестанского побережья Каспия от Терека до Куры. В 1720 году была составлена сводная (общая) карта всего Каспийского моря. Учёные впервые получили правильное представление о море, потому что раньше они пользовались очень неточными, приблизительными картами, составленными около полутора тысяч лет назад ещё античными учёными.

Фёдор Соймонов обследовал устья Сулака и Аграхани, составил план постройки крепости Святого Креста. В своих научных трудах он описал историю исследования Каспия, дал подробную его характеристику, составил карты Аграханского залива и острова Тюлений, рассказал о Персидском походе и развитии торговли России с Бухарой, Персией и Индией.

Среди спутников Петра Первого был и артиллерийский офицер Иван Гербер – известный исследователь прикаспийских земель. Обследуя, по поручению императора, прибрежную полосу от Волги до Куры, Иван Гербер часто углублялся в горы – туда, где до него не ступала нога ни одного исследователя. Пробыв в Дагестане и других приморских областях до 1729 года, Гербер первым в мире опубликовал в печати описание аула Кубачи. Он подразделял Дагестан на «верхний» (Тарки, Эндери, Буйнак, Кубачи) и «нижний» (Алтыпара, Рутул, Ахты, Докузпара), на Лезгистан (Акуша и Табасаран) и Тавлистан (земли аварцев). Наблюдательный исследователь, он не только рассказал о Дербенте, но и о жизни и быте народов, населявших Дагестан: кумыков, лезгин, аварцев, даргинцев, лакцев.

Другой сподвижник Петра Великого – Дмитрий Кантемир – не только исследовал стену Даг-бары, но и с увлечением переводил на русский язык рукопись «Тарихи Дербенд-наме» («Историю Дербента»), которую императору преподнесли в подарок в Дербенте вместе с ключами от города.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ… 1. Территория и население нашей страны в глубокой древностиПервобытные охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы. Территория нашей страны была заселена человеком в глубокой древности. В европейской и азиатской частях современной

Из книги Русь - Дорога из глубин тысячелетий, Когда оживают легенды автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Глава 11 "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ" В первой части мы рассмотрели некоторые версии и гипотезы, касающиеся развития и распространения древнеарийской цивилизации. Что ж, перейдем к более конкретному вопросу, поднятому в самом начале этой работы: "откуда есть пошла Русская

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

В дни новизны - преданья старины В Семилетнюю войну никто из русских военачальников не приобрел славы полководца. Уроки Великого Петра как будто были забыты. И Русская армия постепенно возвращается к преданиям старины. Снова начинает строиться на манер побеждаемых ею

Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

I. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Из книги А был ли мальчик? [Скептический анализ традиционной истории] автора Шильник Лев

Глава 3 Преданья старины глубокой

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Дела давно минувших дней

Из книги Вслед за Великой Богиней автора Захаров Аркадий Петрович

Верста тридцать третья Дела давно минувших дней Предания русские ничуть не уступают в фантастической поэзии преданиям ирландским и германским. А. Пушкин. Письмо П. А. Плетневу, около 14 апреля 1831 г. Зима 1924 года. Село Михайловское, что неподалеку от древней границы

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Русалки В Переславле-Залесском, в Пронске, в Рязани, в Туле, и почти во всех местах великороссийских, с самою большою подробностью рассказывают о русалках. В Вожской засеке близ Рязани, в борах Муромских, в лесах Переславль-Залесских, в засеках

Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой… Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков,

Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

Дела давно минувших дней Корейский народ (если говорить о нем как едином этническом целом) имеет славную военную историю. Еще в V – II вв. до нашей эры древнекорейское государство Чосон воевало с китайскими государствами Янь, Цинь и Хань, посягавшими на земли, населенные

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

«Преданья старины глубокой...» Вопрос о происхождении человека волнует умы человечества с глубокой древности. Спустя каких-нибудь 600 тыс. лет после того, как человек выделился из мира животных, он, вероятно, уже мог задаться вопросом: кто он и откуда? Во всяком случае

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Клады и кладоискательство появились на земле вместе с человеком. Если кто-то прятал что-нибудь ценное и об этом становилось известно, обязательно находился человек, пытавшийся найти укрытое. Не случайно еще в XI веке неизвестный летописец

Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

Глава 1 «Дела давно минувших дней…» (IX–XX века) Для них Россия – это загадочная полуварварская «пустота»… В случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих целей и интриг, а впрочем, – ее необходимо всячески ослаблять. Иван Ильин, русский

Из книги Живая древняя Русь. Книга для учащихся автора Осетров Евгений Иванович

Преданья старины глубокой В этих тихих комнатах вспоминаешь о том, что в некогда известном всей Москве доме Пашкова помещался Румянцевский музей.Отдел рукописей Ленинской библиотеки сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сафоново

Смоленской области

Урок-исследование

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

(По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Сопова Елена Григорьевна

Тема урока

« Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Цели

Анализ поэмы «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм.

Развивать через слово интерес к историческому прошлому своей страны и языку.

Обучать выразительному чтению, монологической речи, навыкам исследовательской работы.

Количество часов

Элементы содержания

Ярчайшие представители Великой мировой литературы.

История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Живой интерес Пушкина к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому.

Сюжет, композиция, художественный мир поэмы.

Руслан, его помощники и противники.

Пушкинская поэма — торжество верной любви, нравственной чистоты героев, чести, долга, милосердия.

Работа в группах.

Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Игра «Кто внимательно читал поэму?»

Виды учебной деятельности

Рецептивная : домашнее чтение поэмы, чтение эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Репродуктивная : выразительное чтение отрывков из поэмы, ответы на вопросы репродуктивного характера.

Продуктивная творческая : анализ эпизода (по группам), устное словесное рисование, конкурс на знатока поэмы, рассказы о героях, создание иллюстраций к поэме.

Исследовательская : роль звуков, смены настроения, метафор, сказочных элементов, глаголов, устаревших слов в эпизоде «Бой Руслана с печенегами».

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать, что такое поэма, предание.

Понимать общее движение сюжета, идею поэмы, характеры ее героев.

Уметь находить сказочные элементы, составлять рассказ о героях поэмы, обосновывать иллюстрации художников и соотносить их с текстом художественного произведения, создавать собственные иллюстрации, отбирать материал для рассказа, сжимать текст.

Внутрипредметные и межпредметные связи

Русский язык : изобразительно-выразительные средства, работа с устаревшими словами, фонетические средства выразительности (аллитерация), словарная работа (патриотизм).

История : набеги печенегов на Древнюю Русь.

Изобразительное искусство : знакомство учащихся с иллюстрациями к поэме. (Художники К. и Б. Кукулиевы, Виктор Корольков). Создание собственных иллюстраций.

Музыка : увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана печенегами» под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

Виды контроля

Объяснить значение высказываний А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», «Там русский дух... там Русью пахнет».

Анализ эпизода.

Беседа с учащимися.

Домашнее задание

портретная зарисовка героя;

Оборудование.

1. Портрет А.С. Пушкина.

2. Портрет В.А. Жуковского.

3. Репродукция картины Ю.В. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

4. Портрет М.И. Глинки.

5. Фотография 1-го издания поэмы «Руслан и Людмила». 1820 г.

6. Портреты Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Петрарки.

7. Толковый словарь С.И. Ожегова.

8. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах В.И. Даля.

9. Иллюстрации к поэме. Художники К. и Б. Кукулиевы. Художник Виктор Корольков.

10. Иллюстрации учащихся к понравившимся эпизодам.

11. Выставка сказок А.С. Пушкина под названием «Что за прелесть эти сказки!»

12. Карта Древней Руси.

13. Словарь языка Пушкина в 2-х томах.

Предварительные задания, полученные учащимися в группах.

1 группа. Чтецы (5 человек):

1-й учащийся читает наизусть «Пролог»;

4 учащихся читают наизусть из песни 6 эпизоды «Осада Киева», «Битва Руслана с печенегами».

2 группа. Рассказчики и знатоки истории (2 человека):

1-й учащийся передает краткое содержание поэмы (обучение сжатию текста).

2-й учащийся рассказывает о нападении печенегов на древнерусское государство (материалы собирает самостоятельно).

3 группа. Любители словесности, толкователи устаревших слов (2 человека):

Учащиеся в алфавитном порядке составляют словарь устаревших слов, определяют их роль в поэме.

4 группа. Исследователи человеческих характеров (5 человек):

Учащиеся характеризуют 3-х соперников Руслана, используя цитаты, и прослеживают путь каждого героя. Рисуют план-карту пути

а) Рогдая;

б) Фарлафа;

в) хана Ратмира.

Учащиеся рассказывают о помощниках Руслана:

а) Финне;

б) Голове.

5 группа. Исследователи человеческих характеров (3 человека):

Опираясь на текст поэмы, учащиеся рассказывают о Людмиле.

6 группа. «Художники» (остальные учащиеся):

представляют свои иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», рассказывают о создании рисунков; об эпизоде, изображенном на нем, обосновывают свой выбор.

Урок-исследование

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

Уважение к минувшему — вот

черта, отличающая образованность

от дикости...

А.С. Пушкин

Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С. Пушкин

Ход урока

I . Вступление

1. Слово учителя

В каждой великой литературе есть писатель, составляющий отдельную Великую литературу: в Англии — Шекспир, в Германии — Гете, в Испании — Сервантес, в Италии — Данте и Петрарка.

В русской литературе — это А.С. Пушкин.

Сколько бы раз мы ни перечитывали Пушкина, всегда заново в наших душах из каких-то неведомых глубин поднимается волна восторга, рождаемого до боли знакомыми строками.






2. Ученик читает отрывок «У лукоморья»

3. Слово учителя (продолжение)

Вы услышали загадочное и чуть насмешливое описание сказочного Лукоморья во вступлении к поэме «Руслан и Людмила». Это первая поэма А.С. Пушкина. Он начал писать ее в Царскосельском лицее (1817 г.) и продолжал работать над ней уже в Петербурге.



Успех поэма имела необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский,

считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

А победителю-ученику было 20 лет. Первое издание поэмы вышло в Петербурге в 1820 г.

4. Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин. Откуда у поэта такой живой интерес к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому?

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней Ариной Родионовной, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией, превратил их в замечательные поэмы и песни, которыми мы зачитываемся и

сегодня.

II . Основная часть

Беседа с учащимися

Наш урок называется «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

1. Прочитайте 1-й эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

Пушкин хорошо понимал: образованный человек должен знать, уважать исторические и культурные корни своей страны. В этом нам помогают произведения устного народного творчества, в которых народ выступает хранителем русских традиций, национального искусства.

2. Дома вы прочитали необычную поэму. Что такое поэма?

Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

«... сказку эту поведаю теперь я свету...» И не от нечего делать обратился Пушкин к сказочному жанру. Очевидно, он хотел сказать нам что-то свое, сокровенное, выстраданное.

И мы попытаемся приблизиться к тайне пушкинских строк, восхититься, задуматься...

29 января 1837 года, тяжело раненный на дуэли Дантесом, Пушкин скончался. Уже осенью того же года наш земляк М.И. Глинка играл друзьям отрывки из новой оперы.


(Звучит увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

4. Что вы представляли,слушая эту музыку?

5. А теперь побеседуем. Понравилась ли вам поэма?

6. Почему она так называется?

7. Что можете сказать о героях произведения? Кто они?

8. Кто из героев вам более симпатичен? И чем?

9. Кого из героев мы могли бы назвать отрицательным персонажем? Почему?

10. А теперь поиграем. Игра! Кто внимательно читал поэму?

    Где находилось наследственное селение Фарлафа?

Под Киевом. Это мы узнаем из слов старухи, которая посоветовала Фарлафу вернуться «в уединенье, в своем наследственном селенье» остаться лучше без забот: «от нас Людмила не уйдет».

    Почему Руслан не падал духом, на что он надеялся?

Он надеялся не только на предсказание старца («Волшебник страшный Черномор... погибнет от руки твоей»). Руслан понимал, что за любимую надо бороться, что «судьба... грядущих дней» в его воле. Молодой князь должен был во что бы то ни стало вырвать Людмилу из плена.

    Кем был старец до знакомства с Наиной?

Пастухом. («Пастух, я не люблю тебя!»)

    Кого Пушкин называет «кровавых битв искатель, питомец битвы»?

Рогдая.

11. Что такое предание?

Это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. В поэме причудливым образом сочетается сказочное и реальное.

12. Назовите сказочные элементы в поэме.

13. Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение. Определите его тематику.

Мы все будем правы, сказав, что эта поэма

о любви;

о победе добра над злом;

о дружбе и ненависти.

Но это еще и патриотическая поэма. Это поэма о Руси: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

14. Кто из вас может сказать, что такое патриотизм?

15. Лексическая работа (с толковым словарем С.И. Ожегова).

Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Патриот — человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

III . Работа с группами

1. Какой эпизод повествует о патриотизме главного героя?

Это осада Киева и битва Руслана с печенегами. Песнь 6-я.

2. Что вы знаете об этом из истории?

Подготовленный ученик рассказывает о набегах печенегов на Древнюю Русь. (2 группа)

Печенеги — союз тюркских кочевых племен, образовавшийся в 8-9 вв. в степях между Аральским морем и Волгой. По сообщению «Повести временных лет», впервые печенеги пришли на Русь в 915 г. Заключив мирное соглашение с князем Игорем, они ушли к Дунаю.

В 968 г. печенеги осадили Киев. Киевский князь Святослав жил в это время в Переяславле на Дунае, а в Киеве оставалась Ольга с внуками. Только хитрость отрока, сумевшего вызвать подмогу, позволила снять осаду с Киева.

Набеги печенегов неоднократно отражал и князь Владимир Святославович. В 1036 г. печенеги вновь осадили Киев, но были разгромлены князем Ярославом Владимировичем Мудрым и навсегда покинули Русь.


3. А вот как об этом рассказал Пушкин в поэме.

Выступают учащиеся из I группы:

1 — от слов «Киевляне толпятся на стене градской», кончая словами «С

дружиной верною князей готовится к кровавой битве»;

2 — от слов «И день настал. Толпы врагов с зарею двинулись с холмов»,

кончая словами «Был слышен падших скорбный стон и русских

витязей молитвы»;

3 — от слов «Бледнела утренняя тень, волна сребрилася в потоке»,

кончая словами «Помчались по следам героя, сразились... гибни,

басурман»;

4 — от слов «Объемлет ужас печенегов; питомцы бурные набегов зовут

рассеянных коней», кончая словами «Толпится с кликами кругом,

и князя радость оживила».

4. Мы сейчас упомянули имя главного героя, но перед тем как перейти к непосредственной характеристике всех героев, давайте вспомним краткое содержание поэмы.

(Учащийся II группы передает краткое содержание поэмы, представляя свою работу)





5. В поэме есть много устаревших слов. Представляю слово учащимся III группы.

6. Какова роль устаревших слов в поэме?

Они не только воссоздают прошедшую эпоху, но и являются выразительными средствами языка: придают речи возвышенно-романтическое, торжественное, сладостное звучание.

7. Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Группы получают задания и работают под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

Бледнела утренняя тень,

Волна сребрилася в потоке,

Сомнительный рождался день

На отуманенном востоке.

Яснели холмы и леса,

И просыпались небеса.

Еще в бездейственном покое

Дремало поле боевое;

Вдруг сон прервался: вражий стан

С тревогой шумною воспрянул,

Внезапный крик сражений грянул;

Смутилось сердце киевлян;

Бегут нестройными толпами

И видят: в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит...

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой за седлом

Среди испуганного стана.

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч,

И с воплем строй на строй валится;

В одно мгновение бранный луг

Покрыт холмами тел кровавых,

Живых, раздавленных, безглавых,

Громадой копий, стрел, кольчуг.

Дружины конные славян

Помчались по следам героя,

Сразились... гибни, басурман!

Задание для I группы

Понаблюдайте за сменой настроения в этом отрывке. Почему так происходит?

Задание для II группы

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в строчке?

Задание для III группы

Какова роль глаголов в описании боя?

Задание для IV группы

Найдите сказочные элементы в этом отрывке. Какова их роль?

Задание для V группы

Какие звуки помогают создать образ боя? Какова их роль в этом отрывке?

Задание для VI группы

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

Выступление учащихся

Вывод учителя

Так, с помощью контрастного построения эпизода, использования устаревших слов, метафор, сказочных элементов, олицетворений, выразительных глаголов, аллитерации великий Пушкин подчеркивает напряженность, динамику боя, прославляет героизм русских воинов, приближает события «давно минувших дней». А Руслан стал символом мужества, воинской доблести, преданности своему отечеству.

8. Кроме Руслана, на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир. Охарактеризуйте каждого из них, используя цитаты из текста. Проследите путь каждого из них.

Выступают учащиеся IV группы:

1 учащийся характеризует Рогдая;

2 учащийся характеризует Фарлафа;

3 учащийся характеризует хана Ратмира.

9. Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилу?

10. Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя. Кто помогает Руслану?

Вещий Финн и Голова.

Выступают учащиеся IV группы:

4-й учащийся рассказывает о Финне (описывает 1-ю встречу Руслана с вещим Финном).

Что мы узнаем из рассказа старца?

Как ему удалось помочь главному герою?

Как вы представляете этого старца?

Нарисуйте устно его портрет.

5-й учащийся описывает 2-го помощника Руслана, Голову, и рассказывает, что узнал о судьбах героев, о близком родственнике этого чуда.

11. Как произошла встреча Руслана с Черномором? Почему Руслану удалось его победить?

12. Но мы еще ничего не сказали об одной героине поэмы — Людмиле.

Учащиеся V группы рассказывают:

Кто такая Людмила?

Когда мы впервые встречаемся с ней?

Что вы можете сказать о внешности героини? Найдите в тексте строки, которые помогли бы нам создать ее портрет.

Расскажите о странствиях Людмилы по волшебному замку и садам Черномора.

Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?

13. Что помогло Руслану найти свою Людмилу? Только ли его волшебные помощники?

IV . Работа с иллюстрациями

1. Слово учителя.

Художники К. и Б. Кукулиевы и Виктор Корольков создали замечательные иллюстрации к поэме. В них столько фантазии! Поэма словно ожила в красках и образах.

А какие иллюстрации приготовили вы?

2. Выступления учащихся VI группы.

Каждый «художник» рассказывает о создании своего рисунка, об эпизоде, который изображен, обосновывает свой выбор.

V . Подведение итогов

1. Что дало вам, ребята, прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Чему научились вы у Пушкина?

2. Слово учителя.

Мы изучили замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сегодня, ибо воспевает торжество верной любви - чувство, которое непобедимо никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, любовь к своей земле, к своему народу; учит видеть человеческое в человеке.

Обратите внимание на эти книги. Это сказки Пушкина, которые он написал гораздо позже поэмы «Руслан и Людмила», уже после 30 лет.

(Выставка «Что за прелесть эти сказки!»)

3. Какие сказки А.С. Пушкина читали вы?

4. Слово учителя.

Хочется подчеркнуть, что пушкинские сказки гораздо сложнее, глубже, чем кажутся на первый взгляд, поэтому мы обратимся к ним в старших классах, так как именно из поэмы «Руслан и Людмила», из сказок тянутся ниточки ко всему: к русскому характеру, нравственной чистоте героев, к пониманию чести и долга, к милосердию и семье.

Вы взрослеете, и в вашу жизнь неизбежно придут другие поэты, хорошие и похуже. Но Пушкин не устареет никогда. Пророчески звучат слова: «В отдалении от вас буду с вами неразлучен.»

Пушкин вечен, как Родина.

VI . Задание на дом

Написать творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).

Выберите «жанр» творческой работы:

сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя;

письмо другу о встрече с любимым героем поэмы;

портретная зарисовка героя;

интервью у пушкинского героя;

сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя.

Постарайтесь красочно оформить свою работу.

VII . Творческие работы учащихся (отрывки)

Могучий богатырь Руслан.

Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Он с честью выдержал все испытания, на которые обрекла его судьба.

Когда страшный колдун Черномор коварно выкрал его невесту, Руслан, готовый преодолеть любые трудности, без страха отправился на поиски любимой.

У Руслана сильный характер и добрая душа. Это смелый, неудержимый, доблестный и умелый воин. Любовь, верность и бесконечная отвага богатыря побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и обман, и предательство трусливого соперника.

Назаров Анар.

Русский витязь Руслан.

Это могучий воин, который воплощает такие качества, как доблесть, благородство, физическая сила. Это герой, который не побоялся вступить в борьбу с силами зла.

Во всех ситуациях он проявляет себя как храбрый, великодушный, мужественный витязь. Он воплощение русского воина-патриота.

Рощин Олег.

Руслан — богатырь земли русской.

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - удивительное произведение о любви и верности, мужестве и доблести, коварстве и хитрости.

Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Расправившийся в один миг с полчищами осадивших Киев печенегов, он напоминает мне богатыря Илью Муромца.

Ульман Кристина.

Руслан — мой любимый герой.

Прочитана последняя страница поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», оставившая много положительных эмоций.

Отправившись на поиски Людмилы, Руслан поборол соперников, разрушил все преграды, победил вражеские полчища.

Смелый и храбрый Руслан в мятежной схватке победил и Черномора. Главным оружием Руслана была любовь к родной земле, любимой девушке. А ведь любовь творит чудеса.

Пушкарев Ярослав.

Ратмир - «младой хазарский князь».

Он красив, строен. Несмотря на свою молодость, «избранный славой», хан прославил свой меч в кровавых войнах.

Ратмир горяч, пылок, сладострастен. Попав в замок, в кругу прелестных дев он быстро забыл о Людмиле.

В конце поэмы я узнал, что Ратмир оставил «тревоги жизни боевой и меч, который он прославил», ради чистой любви к подруге и стал отшельником мирным и безвестным.

Ратмир единственный из соперников, кто пожелал Руслану счастья, побед, славы и любви.

Степаненков Иван.

Литература

1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. - 448с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. - М.: Русский язык, 1998.

3. Журнал «Литература в школе», №4, 1999.

4. Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. - 2-е изд. - М.: Московский Лицей, 2001. - 420с.

5. Словарь устаревших слов / Сост. Ткаченко Н.Г., Андреева И.В., Баско Н.В. - М.: Рольф, 1997. - 272с.

6. Стихотворения. Поэмы. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 606с.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
  • Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  • Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  • Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  • Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока:обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор. Слайд

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка. Слайд

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

  1. Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)
  2. Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)
  3. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)
  4. Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)
  6. Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)
  7. С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)
  8. Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)
  9. Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)
  10. Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)
  11. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
  12. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  13. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)
  14. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")
  15. Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)
  3. Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)
  4. Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).
  5. Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)
  6. Кого называли ратными людьми? (богатырей)
  7. Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)
  8. Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)
  9. На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)
  10. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)
  11. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  12. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)
  13. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)
  14. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")
  15. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?" Слайд

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот - жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд

  • При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) Слайд
  • Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.) Слайд
  • Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) Слайд
  • Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)
  • Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) Слайд
  • Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) Слайд
  • 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд

    1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд

    2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд

    3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд

    4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд

    5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд

    6.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд

    7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд

    8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд

    9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд

    10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд

    11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд

    12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд

    13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд

    14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

    15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд

    16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд

    17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд

    18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд

    19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд

    20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд

    6. На выставке. Слайд

    Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

    7. Подведение итогов. Слайд

    8. Домашнее задание. Слайд

    1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

    2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

    Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

    Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

    Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

    Литература

    1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
    2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
    3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
    4. Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    5. Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
    6. Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"