Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем массовая культура отличается народной культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Чем массовая культура отличается народной культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две по­стоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую) . Управля­ющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управле­ния). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления опреде­ляется в основном особенностями объекта. В обобщенном виде объектами управления являются человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, ре­гион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д. Существует три вида объектов управления: производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства; структурные, возникающие как звенья системы управления; функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления. Таким образом, в обобщенном виде объект управления - это комплекс деятель­ности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управле­ния . Объекты управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования произ­водственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, на­родного хозяйства в целом. Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формиро­вание и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствова­ния системы управления обществом. Наиболее важную роль в формировании объектов управления играют экономи­ческие, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факто­ры, отражающие требования объективных законов социального развития, диалекти­чески взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, эко­номическое и социальное положение, систему управления .

Еще по теме ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Государственное управление социальными процессами и социальной сферой экономики. Участие государства в социальных процессах
  3. Современная система управления финансами. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции

Субъектами социального управления являются социальная организация, социальная система, коллектив, группа, личность.

Социальная организация имеет особое значение формирования и функционирования социального управления, так как ее определяющим признаком является цель.

Социальная организация выступает и как целевой объект социального управления, и как целевая общность, в которой достижение общих целей возможно только через достижение целей индивидуальных, и наоборот, достижение индивидуальных целей возможно только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые коллективы (учреждения, предприятия), а во втором - общественные организации (ассоциации), что особенно характерно для периода расцвета (некоторые определяют его как «разгул») свободы индивидуальной инициативы в России с начала до конца 1990-х гг., когда число ассоциаций, общественных организаций, в частности партий, росло как на дрожжах, а число государственных предприятий и учреждений катастрофически сокращалось.

Коллективное целедостижение требует иерархии в управлении.

Категория «организация» может совпадать с категорией «управление» (хотя его и не исчерпывает). В рассматриваемом случае объект социального управления - социальная организация - означает деятельность по распределению функций, координации. Иначе говоря, это процесс целенаправленного воздействия на объект, а поэтому предполагает наличие и организатора, и организуемых. Кроме того, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности самого объекта.

Но нас интересует не вообще организация, а организация социальная.

Социальные свойства организации - организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивация, стимулирование персонала.

Таким образом, социальная организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности и конфликтности и рассматривается как наиболее развитый вид социальной системы, элементами которой являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими характеристиками выступают цель, управление и взаимодействие. Основной элемент этой системы - человек - имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора форм поведения. Этим объясняется неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости.

В социальную систему входят также элементы другой природы (например, материалы, техника, технологии). В таком случае формируются социотехнические системы. Все социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе управленческих, информационных. Эффективность деятельности таких организаций оценивается через степень достижения поставленных целей.

Существуют два вида социотехнических систем:

  • 0 организации, занимающиеся производством и распределением материальных ценностей и услуг, т.е. производственные, торговые, обслуживающие организации;
  • 0 учреждения, функционирующие в сфере умственного труда, образовательные, лечебные, пенсионные, культурные, научные, проектные.

Социотехнические системы сталкиваются с проблемой личность - общество. Поэтому выделяют еще три группы социотехни- ческих систем для повышения эффективности управления ими:

  • 0 занятые удовлетворением человеческих потребностей, «работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, и обеспечивающие рекреацию личности;
  • 0 занятые в сфере общественной интеграции, «работающие на целое», осуществляя социальный контроль и управление, например всевозможные НПО;
  • 0 промежуточные группы организаций, занятых социализацией, т.е. «работающие на каждого и на целое общество», - учреждения воспитательные, информационные, образовательные, здравоохранения.

Все социальные организации участвуют в общественных отношениях, в связи с чем выделяют организации двух типов:

  • 0 организации, партнерами которых являются другие организации, т.е. участники межорганизационных отношений. Содержанием этих отношений являются промежуточные результаты деятельности (например, хозяйственной - база, предприятия по изготовлению комплектующих и т.д.);
  • 0 организации, партнерами которых является массовый потребитель (какие-либо группы населения). Эти организации выступают участниками организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта своей деятельности. Поведение этой среды всегда более неопределенное и часто стихийное. Отношения в этих организациях либо аудиторные, осуществляющиеся вне организаций, либо клиентурные, осуществляющиеся внутри организаций.

Согласно функциональному критерию типологии социальных организаций выделяют формальные и неформальные организации.

Формальные базируются на функциональном разделении труда, их характеризуют: рациональность и принципиальная безличность; в основном служебные отношения людей; только функциональные цели. Главная функция такой организации - соединение людей со средствами и целями коллективного труда.

Все современные формальные организации являются по своей природе бюрократическими. В буквальном смысле бюрократия - это правление официальных лиц.

Бюрократия - явление историческое. Его изучению посвящали свои работы такие известные социологи, как М. Вебер (социология бюрократий), М.Ю. Блау, М. Рэйпал и др. Вебер ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:

  • 0 наличие четкой иерархии авторитетов;
  • 0 действие предписаний на всех уровнях организации, которыми руководствуются официальные лица (регламенты прав и обязанностей);
  • 0 получение каждым работником фиксированного оклада, более высокий оклад достигается при последовательном продвижении по служебной лестнице;
  • 0 распоряжение материальными ресурсами, которыми члены организации не владеют;
  • 0 отдаление работников от участия в управлении;
  • 0 осуществление контроля каждого высшего авторитета за авторитетом более низкого уровня, отсутствие горизонтальных связей между ними.

Достоинствами организаций этого типа являются:

  • 0 возможность принимать решения согласно общим критериям;
  • 0 заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции своих служащих;
  • 0 уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу.

Существенное влияние на современные формальные организации оказывают процессы профессионального роста кадров и развития информационных технологий. Дело в том, что высококвалифицированные кадры более автономны, они слабо зависят от иерархии авторитетов, имеют больше полномочий, чем работники средней квалификации. Это ломает бюрократическую иерархическую структуру и способствует повышению гибкости системы управления. Развитие информационных технологий усиливает ответственность человека и роль социального выбора по сравнению с социальной необходимостью, что еще более расшатывает бюрократическую модель организации.

Неформальные организации возникают как социально-психо- логические объединения, складывающиеся спонтанно в результате длительного межличностного и внутригруппового общения, системы связей, норм и действий. В таких организациях возникают отношения лидерства и в результате группа распадается на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому важно вовремя находить формы совмещения этих двух типов организаций, используя для этого выборность руководителей, их ротацию, кадровую политику, обновление персонала, подбор новых кадров и т.д.

Таким образом, помимо формальной складывается и система самоорганизации, которая обеспечивает совершенствование и дальнейшее развитие организации. На этой основе, в частности, выстраивается важная часть системы формирования корпоративных ценностей и культуры.

Суммируя изложенное выше, отметим, что реализация функций социальных организаций всегда требует координации, управления взаимодействием отдельных индивидов и групп. Важным аспектом этого взаимодействия являются социальные отношения, особой формой которых выступают властные отношения в организациях.

Социальное управление осуществляется различными методами и средствами - экономическими, административными, идеологическими, социальными, социально-психологическими, а также с привлечением социальных технологий.

Формы культуры. Отличие массовой культуры от высокой и народной культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы элитарную, народную, массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором. Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Высокая культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

Элитарная культура имеет достаточно размытые границы, особенно в настоящее время с тенденциями стремления элементов массы к выражению индивидуальности. Ее особенность в том, что она обречена быть непонятой большинством людей, и это является одной из главных ее характеристик. В этой статье мы узнаем, элитарная культура, каковы ее основные характеристики и сопоставим ее с массовой.

Что это такое

Элитарная культура - это та же «высокая культура». Она противопоставляется массовой, что является одним из методов ее обнаружения в общем культурном процессе. Это понятие впервые было выделено К. Манхеймом и Х. Ортегой-и-Гассетом в их трудах, где они вывели его именно как антитезу понятия массовой культуры. Они подразумевали под высокой культурой ту, которая содержит в себе смысловое ядро, способное развивать человеческую индивидуальность, и из которого может следовать продолжение создания других ее элементов. Еще одно направление, которое они выделили - наличие особенных вербальных элементов, доступных для узких социальных групп: например, латынь и санскрит для священнослужителей.

Элитарная и массовая культура: противопоставление

Они противопоставляются друг другу по типу воздействия на сознание, а также качеством смыслов, которые содержат их элементы. Так, массовая направлена на более поверхностное восприятие, которое не требует специфических знаний и особенных интеллектуальных усилий, чтобы понять культурный продукт. В настоящее время происходит усиленное распространение массовой культуры из-за процесса глобализации, который, в свою очередь, распространяется посредством СМИ и стимулируется капиталистическим устройством общества. в отличие от элитарной, предназначена для широкого круга лиц. Сейчас мы видим ее элементы повсюду, и особенно ярко она проявляется в программах телевизионных каналов и кинематографе.

Так, голливудское кино можно противопоставить артхаусному. При этом первый тип фильмов акцентирует внимание зрителя не на смысле и идеи истории, а на спецэффектах видеоряда. Здесь качественное кино подразумевает интересное оформление, неожиданный, но простой для восприятия сюжет.

Элитарная культура представлена фильмами артхауса, которые оцениваются по другим критериям, чем голливудские продукты подобного рода, главный из которых - смыслосодержание. Так, качество видеоряда зачастую в подобных фильмах занижено. На первый взгляд причиной низкого качества съемки служит либо отсутствие хорошего финансирования, либо дилетантство режиссера. Однако, это не так: в кино артхаус функция видео - передать смысл идеи. Спецэффекты могут отвлекать от этого, поэтому они не свойственны продуктам подобного формата. Идеи артхауса оригинальны и глубоки. Очень часто в изложении простой истории спрятан от поверхностного понимания глубокий смысл, раскрывается настоящая трагедия личности. В ходе просмотра этих фильмов часто можно отследить, что режиссер сам пытается найти ответ на поставленный вопрос и изучает героев по ходу съемки. Предсказать сюжет артхаусного кино практически невозможно.

Характеристика высокой культуры

Элитарная культура имеет ряд характеристик, которые отличают ее от массовой:

  1. Ее элементы направлены на отображение и изучение глубинных процессов психологии человека.
  2. Она имеет замкнутую структуру, доступна для понимания лишь незаурядным личностям.
  3. Отличается оригинальностью художественных решений.
  4. Содержит минимум изобразительных средств.
  5. Обладает способностью выражать нечто новое.
  6. В ней происходит апробация того, что в дальнейшем может стать классикой или тривиальным искусством.

образовательного уровня и социального статуса (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов классической литературы и др.).

Усиление к концу ХХ века второго направления маскультуры (адаптирование сложных сюжетов для упрощенного восприятия неподготовленной аудиторией) позволяет ученым говорить о возникновении мидкультуры (культуры «среднего уровня»), которая несколько сокращает разрыв между элитарной и массовой культурами.

Одним из проявлений массовой, главным образом молодежной, культуры стала поп-культура (от англ.popular : популярный, общедоступный). Это совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-е годы ХХ века. Ее характеризует отрицание опыта предшествовавших поколений; поиск новых форм в искусстве, стиль жизни, выражающий мировоззренческий протест молодежи против ханжеской морали современного западного общества.

Несмотря на кажущуюся демократичность, маскультура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца, активного создателя духовных ценностей до уровняпассивного пользователя

массовой культуры, запрограммированного на ее бездумное и бездуховное потребление (от производящей позиции к присваивающей).

Маскультура – это всегда девальвация высоких культурных образцов, имитация приобщения к культуре.

Поэтому маскультуру как феномен, хоть и производный от собственно культуры, но, по сути, далеко отстоящий от культуры в ее высоком понимании и значении, следует назвать паракультурным (от греч.para : возле, при, около), т. е. околокультурным, явлением.

Противопоставить стандартизации культуры и экспансии маскульта можно только приобщение к ценностям подлинной культуры в процессе духовного воспитания личности, в том числе в курсе культурологии и других гуманитарных дисциплин.

5.4. Элитарная культура

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает культура элитарная (от фр. e lite : лучшее, отборное, избранное).

Ее истоки – еще в античной философии Гераклита и Платона, в которой впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.

В эпоху Возрождения проблема элиты поставлена Ф. Петраркой

в его рассуждении «О подлинном благородстве». Для гуманистов той поры «чернь», «презренные» люди – это необразованные сограждане, самодовольные неучи. По отношению к ним сами гуманисты предстают как интеллектуальная элита.

Теория элит складывается на рубеже XIX–XX веков. Основателями теории элит являются итальянские ученые В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–1941), Р. Михельс (1876–1936). До Второй мировой войны теория элит получила широкое распространение кроме Италии – в Германии и Франции, после войны ― в США. Признанным теоретиком элиты был испанский философ Х. Ортега-и-Гасет, который считал, что элита есть в каждом общественном классе.

Согласно теории элит, необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления и развития культуры.

Это и есть элита.

Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс.

Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе.

Существует множество определений элиты, назовем лишь некоторые специфические ее черты.

Элиту составляют люди, обладающие такими качествами, как организованность, воля, способность объединяться для достижения цели (Г. Моска); пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, обладающие наивысшим чувством ответственности, интеллектуальным или моральным

превосходством над массой (Х. Ортега-и-Гасет); это творческое меньшинство в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби).

По мнению В. Парето, общество представляет собой пирамиду с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит; обновлению элиты способствует социальная мобильность. Чередование, смена элит – закон существования общества. (Как было сказано выше, представление об обществе как о социальной пирамиде содержится также в социологии П. А. Сорокина, который тоже разрабатывал проблемы социальной мобильности.)

Наука выработала классификацию теорий элит: 1)биологическая – элитой являются люди, занимающие высшие

места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;

2)психологическая – основана на признании исключительно психологических качеств элитарной группы;

3)техническая – понимает под элитой совокупность людей, владеющих и управляющих техническим производством;

4)организаторская – относит к элите руководящих работников, в том числе бюрократически организованный чиновничий аппарат;

5)функциональная – причисляет к элите людей, которые выполняют важнейшие функции в обществе, в определенной группе или на определенной территории;

6)распределительная – считает элитой тех, кто максимально получает материальные и нематериальные блага;

7)художественно-творческая – включает в элиту представителей различных сфер духовного производства (наука, искусство, религия, культура).

Элита характеризуется сплоченностью и активностью, способностью вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок и форм общения, эталоны поведения, предпочтений и вкусов.

Ярким примером выработки таких образцов и эталонов и являются элитарная культура и элитарное искусство .

Типичным для элитарного искусства является эстетический изоляционизм «чистого искусства», или «искусства ради искусства».

Элитарное искусство – течение в западной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, для эстетической и духовной элиты, непонятное для широкой публики, народных масс.

Особое распространение элитарное искусство получило в начале ХХ века. Оно проявилось в многообразии направлений декадентства и модернизма (абстракционизм в живописи; сюрреализм в изобразительном искусстве, литературе, театре и кино; додекафония1 в музыке), которые ориентировались на создание искусства «чистой формы», искусства истинного эстетического наслаждения, лишенного всякого практического смысла и общественного значения.

Сторонники элитарного искусства противопоставляли себя массовому искусству, аморфной массе, тенденциям «омассовления» в культуре, выступали против пошлых идеалов сытой, мещанской жизни.

Теоретическое осмысление элитарной культуры нашло свое отражение в трудах Ф. Ницше, В. Парето, Х. Ортеги-и-Гасета и других философов.

Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гасета, который дал философскую оценку художественному авангарду XX века. В книге «Дегуманизация искусства» (1925) он делил людей на «народ» (массу) и элиту – особо одаренное меньшинство, творцов подлинной культуры. Он считал, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают аудиторию искусства на две группы:художественную элиту (выдающиеся люди, понимающие новое искусство) иширокую публику (заурядные люди, не способную его понять). Поэтому художник-творец сознательно обращается к элите, а не к массе, отворачивается от обывателя.

1 Додекафония (от греч.dōdeka : двенадцать +phōnē : звук) – метод сочинения музыки, разработанный в XX веке австрийским композитором А. Шёнбергом. Основывается на определенной последовательности 12 звуков различной высоты.