Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Обычаи и традиции юар. Жуткие африканские традиции

Обычаи и традиции юар. Жуткие африканские традиции

Африка - второй по величине материк после Евразии, на ее территории проживают сотни племен, говорят на сотне языков, исповедуют сотни культов. Разница между традициями народностей ЮАР и Эфиопии - как между китайцами и русскими, к примеру. Язычество, ислам, несколько конфессий христианства, религиозный синкретизм, соединивший пантеизм с монотеизмом, - все это здесь бурлит, кипит и иногда «выплескивает» наружу интереснейшие брызги.
Однако в сознании большинства вся культура этих народов обобщена в одно словосочетание: «африканские традиции». Рассказываю про те, которые имеют хождение на территории Эфиопии.

Вне брака - вне закона
Среди племен долины Омо в Эфиопии, притом что добрачный секс не табуирован и широко практикуется на традиционных праздниках урожая и других фестивалях, одним из строжайших запретов является рождение незаконного ребенка - до брака или в браке, но не от мужа. Забеременевшая женщина в этом случае обязана избавиться от ребенка, сделав аборт или умертвив его сразу же после родов. Однако не только наличие мужа у женщины легитимизирует зачатие и роды - требуется обязательное соблюдение целой цепочки ритуалов, благословений и жреческого одобрения, чтобы рожденный ребенок был принят общиной. В противном случае он получит статус минги - приносящий несчастье племени, помеченный дьяволом - и также должен быть убит. Признаков, по которым ребенок станет минги, довольно много: отсутствие проведения ритуалов перед зачатием и родами, голубые глаза, ветилиго и даже появление первого зуба сверху, а не снизу. Таких детей в Омо забирают у матери и относят в лес или к реке. Табу на проживание в деревне ребенка-минги, пожалуй, является одним из сильнейших в этом регионе.

Прочь, нечистая!
Так же как и в монотеистических религиях, у большинства племен Африканского Рога (Сомали и Эфиопия) и Центральной Африки (Чад, Камерун, Габон, Конго, Заир, Ангола, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи) присутствует запрет на сексуальные отношения с женщиной после родов. Та считается нечистой на протяжении 40 дней в случае рождения мальчика и 80 дней в случае рождения девочки. Для родов женщина вынуждена уходить из деревни в саванну, а после них обязана жить в отдельной от мужа хижине, пока не станет вновь ритуально чистой и свободной для любого физического контакта.

Традиционное общество
Безусловным и однозначным табу являются все гомосексуальные связи вне зависимости от того, о какой африканской стране идет речь, а также инцесты и близкородственные смешивания по материнской линии. В странах Африканского Рога гомосексуализм является уголовным преступлением на государственном уровне, а в языческих племенах юношу в лучшем случае изгоняют из деревни, в худшем - убивают. Скандалы, связанные с женщинами, в данном случае практически неизвестны, так что можно говорить, скорее всего, о более лояльном настрое общества, а еще - о более угнетенном положении женщины в этом обществе, не имеющей возможности проявить свою сексуальность.

Дочки-матери
Много табу существует также и на взаимоотношения между семьей и дочерьми. Так, в племени хамар, проживающем в долине реки Омо в Эфиопии, дочери обладают статусом шоши - временной гостьи. А в соседнем племени дассенеч запрещены практически все контакты между дочерью и матерью, и дочь полностью переходит в распоряжение мужа и его родителей. Часто это приводит к запрету на касание дочерью матери. Известны случаи, когда умершую женщину не было кому похоронить, поскольку из наследников у нее были одни дочери, которым было запрещено заходить в дом к матери. В принципе, несмотря на то что рождение девочек в семье считается большой удачей и подарком богов (их выдают замуж, получая доури - выкуп, иногда по 20–30 коз, овец или коров), сыновья критично важны для родителей, потому что именно с ними сохраняется постоянный контакт, духовный и физический, в отличие от дочерей, которые «отсекаются» от своих родителей, выходя замуж.

Подавайте им правую руку
Если вам доведется когда-либо пить кофе в одном из традиционных придорожных эфиопских кафе, вы наверняка заметите не только то, насколько структурирована кофейная церемония, но и то, что кофе вам будут наливать, держа кофейник исключительно в правой руке, поддерживая ее под запястье левой. Сдачу вам передадут тоже исключительно правой рукой, и делать это будут так везде, начиная от мегаполиса Аддис-Абебы и заканчивая самой-самой глушью. Традиция эта говорит о «чистоте» правой руки, поэтому все важные действия, как то наливание кофе, передача денег, рукопожатия и т. д., совершаются именно ею, а не левой, что считалось бы неуважением и дурным тоном.

Запретите им есть
Еще одна обширная группа табу связана с запретом на употребление определенных видов еды. Так, например, в уже упомянутом племени хамар в период между помолвкой и свадьбой жениху полностью запрещено употребление растительной пищи. Однако 99% всех пищевых табу затрагивают женщин в период беременности или лактации или же женский пол в целом. Подобные запреты в народных поверьях призваны облегчить беременность и роды, но на практике исключают питательные вещества практически полностью.

Так, например, в эфиопском высокогорье и южной части страны среди 25 (!) этнических групп еда белого цвета, то есть молоко, жирное мясо, картошка, бананы, каша и т. д., полностью запрещены беременным и кормящим женщинам, а также детям. По большому счету, в пищу разрешается применять только серый злак теф, кукурузу, соргум и минимальное количество не белых овощей и фруктов. Зеленый острый перец также запрещен в этот период, как приводящий к неприятному запаху у матери и ребенка.

Козы - мужчинам, кофе - дамам
Помимо диеты есть определенные занятия, недопустимые для женщин. Например, в племени хамар женщинам строжайше запрещено доить коз или овец, собирать мед, покрывать хижину травой. Точно так же существуют исключительно женские виды деятельности, например готовить еду в кувшинах (на костре мясо жарят мужчины) и варить кофе. Мужчина, который осмелится сварить кофе, будет высмеян одноплеменниками и его социальный статус в племени окажется под угрозой.

Южно-Африканская Республика - страна во многом удивительная. Здесь 11 официальных языков, среди них - английский, который знает большинство жителей страны. Культура страны очень разнообразна: здесь переплелись культуры множества африканских народов, среди них - зулусы, свази, тсонга и другие, а также народы со смешанной африканской, азиатской и европейской кровью. Много в ЮАР и выходцев из Индии. Белые южноафриканцы - это или африканеры, говорящие на африкаанс, или англо-южноафриканцы, говорящие на английском. Предки первых были родом в основном из Франции и Голландии, последних - из Англии.

В связи с большим количеством смешанных культур, традиции разнятся в зависимости от части страны, но в целом южноафриканцы похожи. Жители Южно-Африканской Республики добры, любезны и всегда рады предложить помощь, легко идут на риск. Южноафриканцы с большим почтением относятся к пожилым людям. Пожилых мужчин часто с уважением называют «отцами», «дядями», а женщин - «мамами» и «тетями». В южноафриканском обществе семья стоит на первом месте. Это относится как к близким, так и к дальним родственникам, особенно в более традиционной культуре чернокожих жителей ЮАР. Белые южноафриканцы считают более важными близких родственников. Многие жители ЮАР, переезжающие в города, продолжают поддерживать контакт с оставшимися в сельской местности родственниками и стараются оказывать им финансовую помощь.

Основные различия можно наблюдать между городским и сельским населениями. Городские жители живут в более быстром темпе, чем жители сельской местности. Люди в больших городах больше заинтересованы в материальных ценностях и могут смотреть на жителей сел и деревень свысока. Кейптаунцы считают свой город лучшим в стране и иногда с превосходством относятся к жителям других городов. Они оценивают людей по социальному положению, но при этом высоко ценят дружественные и семейные связи. У чернокожих сельских жителей часто встречаются старинные традиции их племен, городское же чернокожее население поддается влиянию западной культуры. Копирайт www.сайт

Большинство жителей ЮАР - христиане, мусульмане составляют около 1,5%, еще меньше индуистов и иудеев, 15% не религиозны. Чернокожие южноафриканцы составляют большинство населения Республики. Они в основном дружелюбны, спокойны и открыты. Африканеры честны и прямодушны. Потомки англичан более закрыты и вежливы. Азиаты, составляющие меньшинство населения, все еще крепко держатся за традиции своих предков. При этом они в основном материалисты. Азиаты, достигшие каких-либо высот в социуме, любят покрасоваться дорогими вещами, одеждой и автомобилями.


Южноафриканское общество можно назвать либеральным. Права человека защищает Конституция, а однополые браки легализовали в 2006 году, но жители сельских районов могут быть гораздо более консервативными, чем горожане. Некоторые жители ЮАР предпочитают называться именно «южноафриканцами», считая другие термины оскорбительными. Большинство женщин работают. В некоторых частях ЮАР распространен полигамный брак, разрешенный только мужчинам. Все еще сильно распространено деление по гендерным ролям, а также физическое и сексуальное насилие над женщинами.

Здесь ценится труд и коллективная работа. Жители ЮАР в основном довольно прагматичны, их можно назвать реалистами. Южноафриканцы любят общаться, в том числе и с иностранцами. Жители ЮАР обычно проявляют расположение открыто, хлопают друзей по спине, обнимают их, жмут руки. Пожимание руки должно сопровождаться зрительным контактом как знак открытости и честности. Считается очень вежливым спрашивать о чьем-нибудь здоровье - это показывает уважение и внимание. Любят здесь и комплименты. Если житель ЮАР не согласен с собеседником, он прямо скажет ему об этом. Многие местные жители разговаривают гораздо громче, чем в Европе и Америке. Во время разговора южноафриканцы стоят очень близко друг к другу. В общественном транспорте расстояния между людьми тоже довольно небольшие. Во время разговора принято поддерживать зрительный контакт, но многие местные жители отводят глаза при разговоре с кем-то старше их или выше по социальному статусу - это знак уважения.

В силу своеобразия исторических условий развития культура ЮАР разнообразна и разнолика. Это и культура развитой капиталистической страны, и традиционная культура отдельных населяющих ее народов. В целом современной культуры ЮАР трагична из-за античеловечной системы апартеида.

Традиционным занятием народов банту на территории ЮАР были скотоводство и мотыжное . считался главным богатством у банту; они использовали , а скот забивали редко. сочетали занятие скотоводством с охотой. жили охотой и собирательством.

Традиционные жилища готтентотов - плетенные из прутьев круглые куполообразные хижины, которые сверху либо покрываются шкурами, либо обмазываются глиной. готтентотов - копья с металлическими наконечниками, луки, длинные метательные палицы «кирри».

Некоторые своеобразные черты сложились в культуре и быту первых европейских поселенцев на юге Африки. Традиционным средством передвижения у африканеров с XVIII в. стал двухосный на деревянных колесах с упряжкой из шестнадцати волов. На самом юге Капской провинции в ранний колонизации сложился своеобразный архитектурный , получивший позже название капско-голландского. До сих пор в районе Кейптауна можно встретить немало построек в этом стиле, носящем черты как типично голландской архитектуры, так и своеобразные южноафриканские.

На скалах и больших камнях по берегам рек в Трансваале и на севере Капской провинции встречаются , которые считаются еще более древними. Они изображают слонов, антилоп, и очень редко - сцены охоты. Инструментом для выполнения петроглифов, возможно, служил .

Техника бушменской живописи изучена достаточно хорошо. Краски приготовлялись из цветных минералов и угля, смешанных с животным жиром. Наиболее древние фрески сделаны одной краской, более поздние - полихромны. Существует мнение, что часть поздних наскальных изображений выполнена народами банту. Приход в страну с севера скотоводческих племен банту нашел свое в бушменской живописи: на скалах появляются сцены военных схваток между банту и бушменами. На более поздних рисунках встречаются уже парусные корабли и европейцы в широкополых шляпах и с ружьями.

На севере’ Трансвааля обнаружены руины африканских поселений средневековья. На холме, некогда обнесенном каменной стеной, расположены руины Мачемма. За стеной находятся остатки также огороженной каменной резиденции правителя. Около входа в нее сохранились развалины конической башни. При раскопках в долине остатков укрепления , относящегося к XIV-XVIII вв., были найдены полированная , многочисленный железный и золотые украшения. Археологические данные позволяют говорить о тесной связи этих сооружений с культурой Зимбабве.

Современная культура ЮАР задыхается в оковах системы апартеида, насильственно насаждающей барьеры на пути сближения культур различных расовых групп. апартеида служит главной причиной нынешнего духовного застоя и нищеты официальной, утверждаемой властями культуры ЮАР. Условия раздельного развития рас подавляют яркие и самобытные таланты. Политика апартеида привела к массовой эмиграции из страны лучших представителей ее творческой интеллигенции. Другая отличительная черта современной культуры ЮАР - ее значительная вестернизация в последние годы. В гораздо большей степени, чем в других странах Африканского континента, в ЮАР получила распространение так называемая « » Запада.

Системы образования в ЮАР также определяется политикой апартеида. разных рас учатся раздельно. 2/з африканских детей покидают школу, не окончив даже начального курса, а доступ в , особенно технические, практически закрыт для представителей небелого населения.

Занятие научной деятельностью в ЮАР - монопольная привилегия верхушки белого населения. Южноафриканские научные центры оснащены современной техникой. С 1965 г. действует атомный реактор. В ЮАР активно ведутся секретные работы по созданию ядерного оружия.

Профессиональная в Южной Африке появилась в конце XIX - начале XX в. К этому времени относится творчество видной писательницы и общественной деятельницы О. Шрайнер. Ее принадлежат романы « африканской фермы» (1883 г.), «Рядовой Питер Халькет из Машонален- » (1897 г.), «От одного к другому» (1926 г.) «Ундина» (1928 г.), несколько сборников рассказов и ряд публицистических работ. О. Шрайнер оказало значительное влияние на развитие демократических тенденций в южноафриканской литературе. Наиболее крупным и известным писателем банту был Томас Мофоло. Его исторический роман « » широко известен и за пределами ЮАР. Популярен также Плаатье - писатель, переводчик и общественный деятель, поэты Зломо и Вилакази.

Откровенная фашизация страны в 60-х годах, запрещение основных национальных демократических организаций и их органов печати, жестокая и произвол властей заставили многих прогрессивных писателей и поэтов покинуть родину (Э. Хатчинсон, П. Абрахаме и др.). Но и вдали от родины, в эмиграции, писатели и поэты ЮАР ведут активную борьбу против расистского режима. В эмиграции создает многие повести и сборники рассказов известный писатель, общественный и политический деятель А. Ла Гума. Его первая повесть «Скитания в ночи» вышла в свет в 1962 г. За ней последовали «И нитка втрое скрученная» (1966 г.), «Каменная страна» (1967 г.), «В конце сезона туманов» (1972 г.). Разоблачению политики бантустанизации посвящена повесть А. Ла Гумы «Время сорокопута» (1979 г.). Широко известны во всем мире имена таких писателей, как Н. Гор-димер и А. Пэйтон, произведения которых имеют острую антирасистскую направленность.

Гражданскими тенденциями, выражающимися в «литературе протеста», проникнута и . представлена стихами поэтов, которые почти все были вынуждены покинуть родину и продолжать работу в эмиграции. Среди них - Д. Брутус, Б. Брейтенбах, М. Р. Куне-не, К. Питере, Б. Фейнберг и др. Люди разных рас, объединены ненавистью к расизму; их произведения, запрещенные на родине, - важное орудие в борьбе с апартеидом.

Несмотря на огромные трудности, стоящие перед прогрессивными писателями, оставшимися в ЮАР, литература продолжает развиваться и внутри страны.

В крупных городах есть театры. Наиболее известна Б. Брука в Йоханнесбурге. Среди театральных коллективов, в которых играют лишь актеры-африканцы, самый популярный - йо-ханнесбургская труппа «Банту компани».

Система здравоохранения ЮАР рассчитана на обслуживание в первую очередь белого населения. В 1972 г. один врач приходился на 440 белых, а среди африканцев - на 44 тыс. . развития медицинской науки в ЮАР достаточно высок. Однако достижения медицины доступны лишь белым жителям страны. Африканское страдает не только от нехватки медицинского персонала и лечебных учреждений, но и из-за непомерно высокой платы за лечение. Среди наименее обеспеченных слоев африканского населения широко распространены туберкулез, и т. ., а около половины детей не доживает и до пяти лет.

В ЮАР проживают множество национальностей, говорящих на разных языках, потому для страны характерно смешение различных культур. Сильное влияние на культуру Южно-Африканской республики оказывает наследие апартеида. С расовым разделением и отличиями в образе жизни связаны культурные различия жителей.
В ЮАР можно ознакомиться с традиционными для коренных африканских народов обрядами, танцами, песнями, а также с проявлениями современного искусства.

Огромной популярностью среди туристов пользуются результаты традиционных ремесел африканских народов. Среди них изготовление керамики, резьба по дереву, бисероплетение, вышивка, плетение корзин и прочих изделий из пальмовых листьев и веток. В стране проводятся Национальные выставки ремесленных работ.
У различных групп населения отличаются традиции бракосочетания, привычным делом считается полигамия. Символом богатства семейства является рогатый скот, им платят выкуп за невесту. Эти обычаи постепенно уходят в прошлое, поддерживаются они лишь в сельской местности.
Чрезвычайно большое значение в традициях местного населения отводится семье. Замуж выходят в 13 лет. Разрешение на брак дает вождь племени. Для коренного населения свойственно поклонение мужскому началу, мужчине отводится и власть в семье.

Коренные жители верят в сверхъестественные силы и переселение душ, имеют массу запретов. Принято верить легендам и сказаниям. Многие не едят морепродукты и рыбу, потому что считают воду опасной и населенной подводными жителями.
В отличии от сельских жителей, обитатели городов почитают материальные ценности, успешность. Здесь нет строгих правил относительно внешнего вида и одежды. Особенностью жителей Южной Африки является пунктуальность, опоздание отождествляется с неуважением и плохим воспитанием.
Население в большинстве придерживается христианства, около 5 миллионов жителей разделяют верования предков в силы природы.

К общепринятым правилам поведения относится традиционное рукопожатие мужчин и поцелуи в щеку женщин. При посещении дома каждый гость должен принести с собой подарок хозяину. Если подарок вручили гостю, распаковывать его нужно на месте. Левой рукой подарки принимать нельзя. Доедать блюдо следует полностью, при сытости приборы ложатся рядом с тарелкой.
Особые правила касаются деятельности гольф-клубов. Недопустима игра в джинсах, требуется специальная одежда. Обязателен для посещения клубный бар, где необходимо перекусить сэндвичем, тем самым проявляя солидарность с другими игроками.

Национальный менталитет

Южная Африка славится бесконечными гранями своей культуры и разнообразием традиций, связанным с пересечением обычаев многих населяющих страну народов.

Южноафриканцы чрезвычайно большое значение придают семье, это культовое начало. При этом понимание семьи разнится от нуклеарной семьи (только родители и дети) до племенного союза как основной формы общества. В стране официально и традиционно разрешена полигамия (многожёнство), за невесту требуют выкуп коровами. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, начиная с 13-14 лет. По традиции, разрешение на замужество дает вождь племени. Основной носитель силы и власти в семье - мужчина. Поклонение мужскому божеству является одним из самых сильных культов африканцев.

Также коренные жители, к каким бы верованиям они не относились, верят в переселение душ и наличие сверхъестественных природных сил, имеют массу табу. Также принято верить сказаниям и легендам. Так, многие не едят рыбы и морепродуктов, поскольку, согласно сказанию, вода опасна и населена подводными жителями.

ЮАР славится контрастами своей жизни. Ярко это выражается в различии сельского и городского взгляда на мир. Жители сёл склонны чтить традиции предков, заботиться о своей семье, у них довольно узкое видение реальности. Городские обитатели ценят успешность, материальные ценности (особенно сказанное касается жителей Йоханнесбурга). В Кейптауне более важны семейные узы, хотя общественное положение также важно заслужить.

Атмосфера Южной Африки довольно непринуждённа, здесь мало жёстких правил, касающихся одежды, внешнего вида или формальностей поведения. Ха рактерной чертойюжноа фриканцев является пунктуальность, опоздание расценивается как неуважение и невоспитанность.


Традиционные жилища народов ЮАР Говоря о традициях Южной Африки, следует вести речь об обычаях и ритуалах, основанных на традиционных верованиях коренных южноафриканских племен, которые, несмотря на непрерывное смешение и объединение разных народностей Африки и наряду с постоянным подавлением традиционных культур в течение долгих лет апартеида, сумели сохранить свою традиционную культуру в проживаемых регионах.
Официально в ЮАР всего лишь девять коренных народов, а если посчитать всех представителей аборигенов, получится несколько десятков. Но основными, самыми яркими и многочисленными являются народы - зулу, коса и банту.

Основной тип сельского поселения коренных народов ЮАР - крааль с поставленными по кругу разборными хижинами, образующими внутри площадь, которая служит загоном для скота. Рядом с хижинами располагаются зернохранилища — ямы или огромные куполообразные корзины на подмостках.

Несмотря на разность верований коренных народов Южной Африки, основу их составляют множество табу и вера в высшие силы природы. Сила и управление сосредоточены в руках мужчин. И самый сильный культ - это вера в мужское божество, а так же в переселение духов и сверхъестественные силы. В черной вере нет добра и зла. Нет ада и рая. Есть жизнь, и есть смерть. Нет так же и религиозной иерархии, верховных жрецов или глав духовенства. Эту роль выполняют люди в каждом племени - шаманы, знахари, старшие, даже сам вождь. Особые традиции сопровождают обряды бракосочетания и похороны, поскольку во всех религиозных группах сильны традиции брака и семьи - в этом едины все племена.

Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) - в коровах. Средний размер лобола - десять-двенадцать коров. Количество оговаривается при сватовстве, семьями молодых. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, обычно в 13-14 лет, но по традиции разрешение на замужество дает вождь. Молодому человеку, прежде чем жениться, необходимо стать мужчиной. Для этого он должен пройти ритуал инициации, посвящения. Обычно это происходит в 15 лет, время назначает вождь. В этот день посвящают сразу нескольких молодых людей. Первым делом их отделяют от племени, поселяя в дикие места. Там старейшина, который будет проводить инициацию, рассказывает им то, что необходимо знать будущему мужчине. Традиционно в этот период они живут полуголодной диетой, и от них ожидается поступок храбрости. В некоторых племенах это могло быть охотой за дикими животными, или акт отваги.


В этом уединении молодые люди проводят несколько дней. В день накануне церемонии к ним приходят гости, которые поют традиционные песни, а юноши исполняют различные танцы. Наутро мальчиков ведут к реке или озеру, где они совершают ритуальное омовение. После, в присутствии родственников и гостей, молодых людей строят в ряд и глава церемонии вызывает их по одному на обрезание, которое совершается острым ножом, без стерилизации или наркоза. Молодой человек должен выдержать боль не вскрикнув, после чего он становится мужчиной. Отрезанную кожу ночью надо закопать, чтобы злые духи ее не нашли. Этот ритуал символизирует прощание с мальчишеством.
Сразу после обрезания на рану накладывают определенные травы, после чего ребят возвращают в шалаши, где делают костер из мокрых бревен, считая, что дым поможет выздоровлению. Там же их обмазывают белой глиной, символом чистоты. В этой белой глине их кожа находится до полного выздоровления после обрезания, пару-тройку дней. Затем новый мужчина идет к реке и смывает белую краску, после чего его обмазывают в красную глину. Иногда традиции предполагают первую ночь с девушкой, которая впоследствии становится его женой. Она должна стереть новую краску с тела юноши своим телом. А потом - пир горой, танцы, песни, рассказы, тосты.

Местные племена очень сильно верят в сказания и легенды. По одной из них подводные жители, обитающие на дне водоемов и рек, затаскивают людей под воду и делают их своими рабами навеки. Убежать из этого рабства удается очень немногим. Поэтому аборигены к воде подходят с опаской. Рыбу и рыбопродукты практически не едят.
Практически все верят в Токолоша, пузатого домового. Он прячется в углах, и крадет девушек. От этого дома традиционно строились с круглыми стенами, без углов.

В каждом племени есть также сангома -знахарь и шаман, который отвечает за травы, излечение недугов. Шаман следит за благосостоянием племени, как правая рука вождя. Когда-то шаманов вожди использовали для устранения неугодных соплеменников. Если в племени дела шли плохо, искали виновного. Это был ритуал вынюхивания. Все племя выстраивалось в краале, и шаман после долгого танца впадал в транс, затем по очереди обнюхивал каждого стоящего. В итоге находил злодея, которого племя убивало. Обычно злодеем оказывался неугодный вождю человек. Убийство после ритуала вынюхивания воспринималось как человеческое жертвоприношение. В сущности, отчасти так оно и было. Каннибализм существовал на ритуальном уровне. Во время сражения воин мог разрезать грудь пораженного врага и откусить часть сердца. При этом сила и мужество убитого переходили в победителя. Хоронить умерших стали только в конце XVIII века. До этого просто выбрасывали тело на съедение животным.

Правила поведения

Поскольку в Южной Африке пересекается множество традиций и обычаев разных народов, лучший способ принять верную линию поведения - наблюдать за поведением местных жителей и быть осторожным в движениях и словах.

Одежда, выбранная приезжим, должна соответствовать ситуации. Остановиться на кедах и шортах можно, собираясь на пикник или на другое неофициальное мероприятие. В деловом же общении у мужчин положен галстук и костюм, у женщин - деловые, но красивые платья, костюмы.

При встрече мужчины обмениваются обычным рукопожатием, а женщины, как правило, целуют друг друга в щёку .

При посещении дома местного жителя приглашённый приносит с собой небольшой подарок - вино или букет цветов. Цветы можно выбрать любые, хотя гвоздики иногда связаны похоронными ассоциациями. Хорошо подойдут также сигареты, виски, сувениры с символикой родины туриста. Не нужно пытаться купить как можно более дорогой подарок, не более 50 долларов.

Если подарок получил сам визитёр, то распаковать его стоит тут же, а принимать либо двумя руками, либо только правой. Оставлять недоеденное на столе не принято. Полная сытость гостя демонстрируется положением вилки и ножа рядом с тарелкой, а скрещенные вилка и нож - знак незаконченной трапезы.

Пытаться загорать в совершенно оголённом виде, если вы не на нудистском специальном пляже, не нужно, это может вызвать острую негативную реакцию. Не стоит забывать и о корректности по отношению к представителям разных рас. Так, африкандеры очень обижаются, когда их называют «голландцами», а их язык «кухонным голландским».

Особые правила касаются распространённых в ЮАР гольф-клубов. Игра в джинсах недопустима, нужна подходящая одежда. Обязательно нужно посетить клубный бар «halfway house» и закусить сэндвичем, проявляя тем самым солидарность с другими игроками.

Национальные праздники ЮАР

  • 1 января - Новый год;
  • 21 марта - День защиты прав человека (день Шарпевиля);
  • 13 апреля - Страстная пятница;
  • 16 апреля - День семьи;
  • 27 апреля - День Конституции;
  • 1 мая - День трудящихся;
  • 16 июня - День молодёжи;
  • 9 августа - Национальный женский день;
  • 24 сентября - День населения;
  • 16 декабря - День примирения;
  • 25 декабря - Рождество;
  • 26 декабря - День благодарения.