Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какая тесная связь литературы и истории. Тесная связь литературы и истории

Какая тесная связь литературы и истории. Тесная связь литературы и истории

Теория литературы как наука.

Теория литературы – системно-комплексная дисциплина, имеет методологический характер. Любая наука имеет право на существование при наличии трёх условий:

  1. Есть предмет исследования не изучаемый другой наукой
  2. Есть специфические методы научного исследования.
  3. Существует общественная необходимость исследования данного предмета.

Предмет ТЛ как науки.

Выявить предмет это значит определить сферу деятельности данной науки, её задачи и специфику. Гегель писал, что никакая наука заранее не знает, что она такое. Только изложение содержания науки порождает знание о ней. Возникает логическое противоречие: чтобы понять суть науки, нужно выявить её предмет, для того, чтобы выявить предмет, необходимо изложить содержание этой дисциплины. Итак, теория литературы изучает природу, сущность и функционирование литературы. Общие закономерности создания художественого произведения, исторического развития литературы, её социально-эстетические функции, художественность как качество литературы. Особенности её восприятия.

Однако специфический предмет всякой науки – это, в сущности, весь мир, рассматриваемый под углом зрения задачи, которую решает данная научная дисциплина. Предметом теории также является весь мир, рассматриваемый с точки зрения его взаимоотношений с литературой. Весь мир в его эстетическом богатстве и словесном художественном освоении.

Теория литературы - филологическая дисциплина, изучающая принципы художественного освоения действительности. Принципы создания общечеловеческих ценностей слова, процессы их рождения, социально эстетического бытия, восприятия понимания и оценки. Образцом теории литературы является поэтика Аристотеля . Платон и Аристотель занимались теорией литературы, поскольку их интересовали общие, почти универсальные категории. Стоящие за отдельными произведениями, жанры, формы, модальности, фигуры.

Заниматься теорией литературы - заниматься литературой вообще с точки зрения универсальности. Уоррен, Уеллек - учебник теории литературы, определяют ТЛ как часть общего и сравнительного литературоведения . Этим термином обозначается рефлексия о предпосылках литературы, лит. Критики и лит. Истории. Их современник Михайлов считает, что теория литературы не столько отдельная дисциплина, сколько знания наукой самой себя. Поль де Ман пишет, что главный теоретический интерес теории литературы в невозможности её определить .



ТЛ может быть осмыслена с помощью негативной теории наподобие сокровенного бога. Апофатически.Антуан Компаньон "Демон теория". Считает, что теория есть тогда, когда предпосылки обыденного дискурса о литературе не принимаются как сами собой разумеющиеся, когда они ставятся под сомнение, рассматриваются как условность. Теория Л. с одной стороны не доверяет очевидностям, а с другой стороны устремляется к универсальности.

Структура теории литературы как науки.

Существует традиция, согласно которой в рамках теории Поэтика разделяется на теоретическую и историческую . Это разделение проводится по принципу синхронии и диахронии, подобно языку в отношение которого этот принцип ввёл Сосюр литература будучи системно организованной и исторический развивающимся языком словесного творчества может и должна быть рассмотрена вы их двух аспектах. Этой традиции придерживается Томарченко, Тюпа. Бройтман. Предлагаемая ими структура теории литературы как науки имеет некоторые точки соприкосновения замысел построения учебника Хализева. Хализев считает центральным звеном общую или теоретическую поэтику. Это учение о лит произведение, его составе, структуре и функции, а также о родах и жанрах. Учение о сущности искусства, о сущности литературы как вида искусства. О закономерностях её Движении (теориялитературногопроцесса). Хализева исключает из поэтики учение о сущности литературы как вид искусства, а Теоретическую поэтику дополняет теорией лит. процесса.

Согласно мнения теория литературы включает в себя методологию литературоведческих исследований и стиховедения.

  1. Гносеология литературы
  2. Онтология литературы
  3. Морфология литературы
  4. Поэтика. Семиотика Риторика
  5. Рецептивная эстетика
  6. Герменевтика и аксиология
  7. Диалектика истории литературы
  8. Культурология литературы

Теория литературы и смежные науки. ТЛ. Наряду литературная критика и история литературы. Эти три связаны и дополняются вспомогательными литературоведческими дисциплинами и не связанными с ней: аксиология, нарратология, текстология, библиография, историографиях. ТЛ тесно связана с философией, социологией, лингвистикой, искусствознанием.

Наиболее близка теория литературы к эстетике . Эстетика является общим теоретическим фундаментом теории литературы . И одновременно опосредующим звеном связанная с эстеткой и философией. Эстетика преломляет и специфицирует общефилософские идеи применительно к специфике искусства и является дополнителем, методологическим инструментом теории лит. Теория Л. включает проблему худ. Восприятия поэтому она связана с психологией, герменевтикой и рецептивной эстетикой.

Связь теории литературы и истории литературы.

Теор-ое противопоставляется практическому, историческому и эмпирическому.

Это противопоставление выразилось в существовании наряду теории литературы истории литературы. Однако сложившиесяразличения теории литературы и истории литературы как отдельного обособленного друг от друга условно, временно и скорее всего несостоятельно вообще. Теория литературы не может относиться к другой данности, кроме данности литературы. Эта данность существенно историческая. И теория и история литературы призваны в разных формах, но с равной степенью обязательности раскрывать литературу как определённую идейно художественную систему. Однако средства и приемы работы у истории и теории литературы различна . Как различны их задачи и Способы обработки исходного эмпирического материала. Теоретик литературы стремится выявить существо развивающейся системы, историк –характеризуетпроцесс и развитие определенныхформ этой системы. История призвана обеспечить конкретность. Именно в истории литературы теория приобретает конкретное богатство, реальную плоть худ. Процесса. ТЛ даёт истории общую перспективу худ. Процесса, она втягивает весь опыт культуры, понимание самойприррды конкретных лит явлений, Теоретических идей и концепций. ТЛ Направляет и стимулирует конкретные литературоведческие исследования(дисциплины), определяет аппарат литературоведения, методы принципы и приёмы работ. Теория л-ты ставит те жесамыевопрлсы, с которыми сталкиваются критики и историки по поводу конкретных текстов. Онисчитают ответы на эти вопросы уже известными.

Теория напоминает что эти вопросы проблематичны на них можно отвечать по разному, ей присущ релятивизм.

Лит критикой называют такой дискурс о литературном произведении в котором упор делается на опыт чтения . Критика -это интерпретация смысла и оценка произведения с точки зрения его значения для современности, критика ценит судит. Историю и критику противопоставляют как внешнюю и внутреннюю подход к произведению. Критика обращена к тексту, Истрия к контексту. Задача критики- оценить произведение, история - обьяснить его. Теория требует, чтобы предпосылки были выраженными, осмысленными. Литру можно рассматривать как существующую одновременно совокупность произведений и как последовательность произведений располагающихся в хронологическом порядке.

Существует различие между изучением общих принципов и критериев лит. Творчества. И анализом конкретных произведений, берутся они изолировано или в хронологическом порядке. В сферу ТЛ изучение. Общих критериев творчества, а критика и Истрия- анализ произведений. Однако эти три части литературоведения не могут существовать одна без другой.

  1. Понятия используемые в литературоведении

Научное понятие однозначно. В самом общем смысле набор терминов в литредактор есть- тема, проблема и тд. Однако литературовед терминология имеет свою специфику:

  1. Литературовед. черпает запас из др наук, как смежных так и несмежных.
  2. Понятия используемые в литературоведение не имеют той точности, которая позволила бы любому читателю утверждать, что он ясно понимает о чём идёт речь если термин не объясняется дополнительно. Михайлов и Халтзв предпочитают использовать ключевые слова науки о литературе, не являются терминами по подобию наук не гуманитарных, но они обладают, большей или меньшей смысловой определенности.
  3. Многие лит. Термины являются инфиницииями. От Лат- бесконечность. Отсроченная дефиниция, которая определяет некое понятие и демонстрирует его неопределимость инфиницииями демонстрирует множественность возможных определений и понятий, недостаточность каждого из них, невозможность полного определения как такового.

Инфинициями являются субстантивированные прилагательное. И- это смысловоеядро и неопределённость.

Ряд исследователей метафорический язык. Космос Достоевского.


2.Сущность искусства .

Худ. Лит-ра, Называемая искусством слова, относится к более широкой человеческой деят-ти искусству вообще. Слово искусство в СРЯ имеет 3 основных значения. Этим словом происходящим от понятия умелости, искушенности обозначают 1.любое практическое мастерство, умение, ремесло. 2.худ. Творчество. Специфически созидательная деятельность удовлетворяющая эстетическим потребностям людей и то, что является её результатом, совокупность произведений. 3.эстетическое совершенство, красоту произведений, изящных и прикладных искусств. Искусство - особый вид деятельности, который в силу синкретизма в нём(матер-ой и духовной, познавой и оценочной, эмоц-ой и рацио-ой сторон находится в центре культуры, является самосозн-ем её и кодом). Приступая к изучению Л. как вида искусства необходимо иметь общее предс-е об эстет-ом. Как особом субъективно-объективном отношении между человеком и миром по законам красоты).

Слово эстетика происходит от древнегреческого ощущение, впервые в широкое употребление этот термин ввёл Немецкий философ Баум Гартен в середине 18 века. Он определял эстетику как науку о чувственном познании. "Эстетическое" оформилось в качестве категории в эстетике 20 века. На основе предиката эстетический. Со времён Канта это прилагательное широко употреблялось для обозначения особого опыта, особых субъект-объектных отношений. Начиная с 20 века оно субстантивировалось и превратилось в термин для обозначения предмета науки. Эстетическим свойствами как полож-ми так и отриц-ми обладают те явления жизни, которые мы познаём через ощущения. Впервую очередь, это зрительные ощ-ия, которые позволяют воспринимать матер-ые явления жизни в их предметной целостности. Далее следуют слуховые ощ-ия. Другие виды ощ-ий, а именно вкусовые, двигательные, осязательные гораздо более субъективны. Они не поддаются расчленению на составляющие и воспроизведению их аспекта. Только зрит-ые и организовано-слуховые представления имеют объектное художественно познавательное значение.

Эстетическое и утилитарное . Э. Принципиально отличается от у-го отн-ия к дейст-ти. У. отношение к жизни преследует цели практической полезности. В процессе такого осознания жизни люди мыслительно выделяют в тех или иных явлениях жизни опред-ые черты, свойства, сущес-ые с точки зрения их производственной или потр-ой полезности или вредности. Единство всех частей и ощутимых св-в явлений в его целом не становится предметом непосредственного восприятия, осмысления и оценки. Иными словами Явления в его целом подчиняется отдельным частям и свойствам. Познаётся и оценивается через них и благодаря им. В э-ом осмыслении жизни возникает обратная послед-ть все части и ощутимые свойства оцениваются в их отношении с целым, осознаются в единстве с целым.

Эстетическое свойство не есть существенное свойство предмета. Эта не свойство его сущности. Эстетическое свойство это проявление сущности предмета во всей его целостности. Непосредственно воспринимаемой конкретности. Эстетическое удовлетворяет духовные запросы людей. Эстетическое наслаждение - это чувство духовное, его нельзя смешивать с тем удовольствием, которое человек получает поглощая вкусную пищу. Под эстетическим понимается особая сфера субъектно-объектных отношений, в которой восприятия объекта и представления о нем сопровождается бескорыстно. Не заинтересованным удовольствием. Квинтэссенция эстетических отношений сосредоточена в искусстве, где эстетическое функционирует в виде в форме художественного.

Эстетическое и логическое . Логическое противоположно эстетическому. Логический объект, субъект и отношения могут мыслиться отдельно. Объект исубъект эстетического отношения являются его нераздельными и неслиянными полюсами. Объект созерцания становится эстетическим объектом лишь в присутствии эстетического субъекта. Созерцающий становится эстетическим субъектом лишь перед лицом эстетического объекта.

Сущность эстет-го отношения состоит в одновременной актуализации объекта и самоактуализации субъекта. Логическое суждение безадресно и внесоциально. Эстетическое суждение- суждение вкуса, оно способствует общению. Объективной основной эстетического является целостность созерцаемого, его полнота и несбыточность именуемая также красотой. Объектом эстетического созерцания может быть целостность не только внешняя, но и внутренняя. Внутреннее единство духовного я, есть высшая форма доступной эстетическому созерцанию. Субъективной стороной эстетического является эмоциональная рефлексия направленная на первичное, непосредственно созерцательное переживание(влюблённость, веселье, ужас- это первичные эмоциональные реакции, которые эстетическими не являются), ключевым моментом эстетического становится вторичное переживание(влюбленности, веселья, ужаса) и опосредованное эстетически завершенным явлением.

Эстетическое и этическое

Любое общественное явление, поступок, мотив человеческой деятельности имеет одновременно и этическое и эстетическое. Оценивает как добро и зло, или как прекрасное/ безобразное. В общественном и интеллектуальном сознании прекрасное и нравственное мыслится как единство, фиксируемое даже словесно. С гуманистической точки зрения престранное только то, что нравственно. А нравственное внутри не связано с прекрасным. Смысловая слитность э и э определяет смысловую структуру таких категорий как: возвышенное, низменное, героическое, в ней этическое и эстетическая оценка выступают слитно, нераздельно. Однако диалектика взаимоотношений э и э не исчерпывается их единством. В конкретно историческом контексте имеют место сложные и противоречивые отношения между этими двумя сферами, многообразие конкретных случаев несовпадения этического и эстетического как правило-нарушение гармонии между внешним и внутренним, идеальным и реальным природным и духовным. Возвышение эстетических ценностей и противопоставление всем остальным называется эстетизмом. Эстетическое вступает в конфликт с этическим когда человеку нравится аморальное, бездуховное, эстетизация жестокости. В целом нравственная оценка события факта явления входит в структуру, его эстетической характеристики.

Искусство и игра.

Игровой фермент искусства присущ его внутренней природе, изучался в истории эстетики издавна, теория игры разработана культурологов ЙохонХейсинга, который употреблял понятие священная игра. В английском языке два слова игра: play(свободная игра, не связанна условиями и правилами, вся прелесть легко преодолеваются ограничения серьёзной жизни) game(игра по правилам, о которых участники договариваются заранее; внутренне более организована чем окружающая жизнь- шахматы, карты, рулетка, футбол примеры такой игры). Где цена не Свобода самовыражения, а достижение выигрыша и избежание проигрыша. Игра импровизированная. Плай и гэм. Плай трактует современный мир урегулированным, всё по установленным правилам, задача взорвать этот урегулированный мир, опровергнуть его правила, стереть все различия. В одном случаи игра есть система запретов, отделяющих её от запретов- в другом случае это зона вольности, также отделяющая её от реальности. Реальность берётся в двух противоположных модусах, с одной стороны как слишком естественное. Во втором, как чересчур искусственное. Игра выступает коррективом этой реальности придавая ей то, что ей недостаёт. Внося в природную стихию, начало организации, а в соц порядок начало импровизации. Каждый из двух видов игры имеет по две разновидности, импровизированные игры различаются степенью выразительность или изобразительности. В первом случае игры экстатические. Вторые, мимитические(подражание). Сущес-ое различие орган-ых игр связана с тем: используются игроки свои собственные силы или доверяются случаю.

На первый взгляд только драматический род сход с игрой, однако если только по знать одну разновидность игры ммиметическую да и то понимаемую узко как театральное перевоплощение. В лирики заметны признаки игры импровизации. Здесь главное Свобода самовыражения. Лирика рождается экстатическим ощущением полноты бытия, любовью к миру, и к другому человеку. Обе разновидности импровизированной игры метрическая и экстатическая угадывается в структуре лирического произведения с его музыкальным ритмом и метафорической образностью. В самом построении лирического смысла воспроизводится типичный момент игры перевоплощение, смысл любого тропа состоит в том, что одному предмету приписываются свойства другого. Между буквальным и фигуральным значением слова устанавливаются такие же отношения как между актёром и персонажем слитыми в теле одного человека. Игровое начало обнаруживает себя в самом процессе изобретения худ. Средств иносказания. В эпическом произведении действуют законы размежевания и соперничества. На эпическое произведение распространяются законы игры. Сюжет представляет собой цепь препятствий, которое герой должен преодолеть чтобы достичь цели. Игровое начало обнаруживается в разработке событийного ряда, выстраиваете сюжета и коллизий.

Драма единственный род литературы, связанна с настоящей цинической игрой, драматический герой показан на перекрёстке двух модусов бытия: в себе и для других. Он не является тем, кем кажется, это противоречивое отношение между двумя ипостасями одного человека, составляет сущность игры. Эта двойственность. По настоящему реальна, её испытывают люди в действительной жизни. Драма раскрывает ситуацию реального человека. В реальности люди выступают и объектами и субъектами. Во взаимоотношении с другими людьми, со своей судьбой, с мирозданием в целом. Между объективны и событийным бытием человека всегда есть зазор....

Области искусства и игры не совпадают. Только импровизированные игры: танец театр входят в художественную сферу, а организованные игры остаются за её пределами. Это объясняется тем что организованные игры не сохраняют до конца игрового характера, кто то в них оказывается победителем, динамический баланс разрушается, торжествуют односторонние отношения первенства выигрыша, сфера искусства шире игры(литература, живопись, музыка не являются игровыми видами деятельности). Направленность работы художника, композитора на предмет предаёт ей свойства серьёзности в целом присущее труду, в отличии от игры. Таким образом, Обособляясь друг от друга и расходясь в разные стороны искусство переходит в серьезность труда, а игра в серьезность борьбы. И только в театре они находят точки пересечения и единства.


Литература как вид искусства

Существуют разные виды И.: живопись и другие разновидности изоб-го И., музыка, хореография, театр, кино, Л.. Они различаются между собой по разным параметрам по материалу, из которого создаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Виды И.- реальные формы худ-но-творческой деят-ти, различающиеся прежде всего способом матер-го воплощения худ-го содержания. За этими внешними различиями содержатся глубокие содер-ые различия, которые состоят в том, что содержание одного вида И. не может быть адекватно передано на языке другого.

На протяжении длит-го времени эстетическая мысль пыталась постичь принципы, которые обусловливают видовое членение худ-но-творческой деят-ти, однако эта проблема не может быть окончательно решённой до сих пор так как не определены критерии деления И. от разновидностей этого же вида от родов и жанров. С другой стороны, не выделены критерии которые позволили бы обосновать правомерность таких понятий как: семейство, классы, искусство. В настоящее время существует множество клас-ий видов И. при чем основания для кл-й различны. Теории разных учёных не столько противоречат друг другу сколько дополняют друг друга. Первым серьёзным клас-ию предложил Аристотель, он исходил из тезиса: И.- особая форма подражания природе. Предлагал различать виды И. исходя из ответа на три главных вопроса: чему чем и как. Вопрос чем устанавливает связи И. с дейс-ью. Вопрос чем касается средств подражанию. Вопрос как касается законов жанров поэтики. Возможны иные клас-ии. В конце 18 века Лесинг предложил иной подход. В основе его клас-ии лежит пространственно временной принцип. Лессинг исходил из того, что И. разворачивает себя либо в пространстве либо во времени. Музыка развёртывается во времени и не имеет пространства, живопись развёртываемся в пространстве и застывает в о. Времени, Л.- временной вид И. В нем события разворачиваются одно за другим. Речь идёт не об абсолютной границе, живопись способна пендаль движение времени, но через пространство. Л.- может изобразить пейзаж но благодаря времени. Лессинг не просто предложил клас-ию, но обратил внимание на то, что худ. Пространство и время значимые элементы И.(Словарь теории литературы Голубенькая). О различит образов и образов создаваемых другими видами И. Речь идёт о работе Лессинга "Лаокоон или о границах живописи и поэзии". Трактат Лессинга содержит спец-ый и анализ знаменитой структурной группы, а также сравнение того как одно и тоже событие изображается поэтом и скульптором. Говоря о живописи Лессинг имеет в виду изобразительно И. вообще и даже в большой степени скульптуру. Он исследует особ-ти самого подхода К отображению дейс-ти в Л. и скульптуре.

Исходный тезис Л. Такой же как у А.: И. - это подражание жизни. Обращается к материалу музыки, поэзии и живописи. Впервые называет этот материал знаками. У поэзии и живописи знаки во первых знаки различны по своей природе, во вторых они по разному располагаются в дейс-ти. Живопись использует краски и тела взятые в пространстве. Поэзия- членораздельные звуки, воспринимаемые во времени. Далее рассуждение переходит к предмету изображения. Специфический предмет поэзии, события и поступки действующих лиц. Но не их телесные свойства. В живописи дело обстоит противоположным образом. Скульптур изображает Лаокоон и детей с ужасными змеями. У скульптура Лаокоон не кричит, тела максимально открыты, чтобы была видна красота не уничтоженная страданиями. Таким образом, специфика изобр.объясняется и Свойственной ему установкой на ценность тела, вечно прекрасная телесность. В поэзии же изображение направлено не на телесный облик персонажа, а на воплощённые в его поведении этические ценности. В основе сравнительного анализа поэзии и скульптуры лежит убеждение, что у скульптора и поэта худ. Задачи одни и те же. Между тем из самого анализа следовало, что поэтическое и скульптурное изображение направлены на разные ценности. Отсюда критические замечания. Первыми и наиболее глубокими были критические суждения Гердера. Гендер подверг критическому анализу общую логику рассуждения Лессинга и иначе интерпретировал те же примеры. Гендер говорит что если исходить из предпосылок, который избрал автор Лаокоона необходимо проводить тройное сопоставление. В него должны быть вовлечены музыка и риторика. Если средства изображения в поэзии, её знаки располагаются не в пространстве а во времени, то в этом отношении отличаясь от живописи поэзия в этом же отношении оказывается сходной с музыкой. Гердер пишет что предшественник не точно охарактеризовал соотношение знаков поэзии и живописи. Знаки живописи естественны! Однородны по своим свойствам с изображаемым предметом. А знаки поэзии произвольны. Если знаки поэзии- звуки слов, то на читателя воздействуют не последовательность звуков, а последовательность значений. Эта дискуссия Гердера с Лессингом предопределила пути дельнейших сопоставлений с литературой других видов искусства. Оригинальная концепция классификация видов искусств предложил Гегель. Разделил все искусства на две группы. Исполнительские, неисполниьельские. Ввёл принцип историчности. До Гегеля все искусства рассматривались в их условной одновременности, как если бы все они возникли одновременно и существовали равноправно в любую эпоху. Гегель объяснил движение искусства от одних форм к другим через соотношение природного и духовного. В древнейших видах искусства много природных форм, материала глины, дерева, метала. Смутно проявлено логическое содержание. Далее наступает эпоха гармонии природных и духовных форм такова античная скульптура. Позднейшим видом искусства является литература. Духовное содержание которого огромно, а от природы- звуки и черточки при записи.

Современные классификации:

все виды искусства: односоставные(простые) - те в произведениях которых для выражения обобщающего жизнь содержания используется один вид материальных средств. В живописи наложение красок. В скульптуре оформление материалов в трехмерной плоскости, в Л. речь, в музыке звук, в танце движения, в пантомимика мимика и жесты.

Синтетические - возникают посредством соединения в одном произ-ии двух и более простых И. (Вокальная музыка- худ. Речь + напев. Опера. Балет).

По материальному носителю образности или свойствам выразительных средств. Все И. делятся на три группы: временные(те, чьи произ-ия длятся во времени и не имеют пространственной протяжённости: музыка и Л.); пространственные (виды И. произ-ия которых имеют пространственную протяжённость и лишены длительности(скульптор). Пространственно-временные –танец, пантомима.

Произ-ие создаётся, существует и предстаёт перед нашим восприятием как некая матер-ая конструкция. Сопряжение звуков, цветов, объёма, слов,движений, т.е. Как предмет, имеющий пространственную, временную и пространственно-временную харак-ку. Произ-ие И. не сводится к своей матер-ой конструкции, но не существует вне неё, отдельно от неё, независимо от неё. Произ-ие И. имманентно (находится в ней, через неё воспринимается). Материально конструктивная сторона произ-ия определяет его антологический статус.

Семиотический критерий. В данном случае И. рассм-ся как знаковая система. необходимо сделать два уточнения. Во -первых, произ-ие И. не сводится к тому что является знаковой системой. Знаковые свойства характеризуют одну сторону худ. Формы. Во вторых, каждый вид И. представляет собой своеобразную и самостоятельную Систему образных знаков. Встаёт вопрос о внутренней типологии худ-но-образных знаковых систем. Начиная с эстетики 18 века. Два типа знаков: Естественные/искусственные; произвольные/ непроизвольные. В 19 веке: объективные/ субъективные. Речь идёт о способности И. говорить с человеком на языке его жизненных суждений, впечатлений. Предлагать нечто отличающее от того что мы видим и слышим в реальной дейс-ти. Живопись- вид И. в котором средство создания худ. Образа является цвет. Музыка- вид И. в котором средством создания образа является звук. Цвет и звук - естественные знаки(Лессинг), т е физические явления, присущие реальной дейс-ти и воспринимаемые с помощью органов чувств. Становясь средством создания худ-го образа, естественные знаки начинают нести некое условное содержание и выходят за пределы непосредственного воздействия на органы чувств. Есть принципиальное различие между цветом в природе и живописи, где цвет становится выражением эмоций переживаний авторских оценок.

Более сложная классификация видов искусств, деление на два типа художественного творчества. Оно аналогично делению словесности на эпос и лирику. Искусство подобное эпосу называют изобразительным(скульптура, живопись, пантомима, эпика). Искусство подобное в этом отношении лирике называют выразиьельными (лирика, музыка, архитектура, танец).

В изо воспроизводятся характерная особенность -национальная особенность(деятельность) жизни людей в её внешних проявлений. Определяющее значение- предметная изобрази-ть.

В экспрессивных искусствах воссоздаютсявнутренний мир в егонационально исторической действительности . Экспрессивные искусства выражают обобщённо эмоциональное переживание, имеющее общественно-историческую характерность. Определяющее значение имеет выразительность.

Литература как вид искусства. Л. единственный вид простого искусства который сочетает в себе свойства выразительного и изобразительного.

Литература- искусство слово. Со всем богатством отложившимся в нем смыслов. Худ речь как форма коммуникации воспринимающая. Общедоступность такого языка как слово и речь обеспечивают универсальность литературы в эстетическом освоении действительности. Речь обладает несравнимыми художественно- познавательными и изобразительно выразительными возможностями, она воссоздаёт как внесловесную действительность, так и речевую деятельность человека. Как внешние стороны бытия людей так и их внутренний мир. Речь в литературе - это и средство и предмет изображения. Объект худ освоения -человек говорящий(Бахтин) , так мы постегаем процесс протекания духовной жизни человека, отсюда психологизм, качества, которыми литература обогатила художественную культуру.Изобразительные возможности слова ничем не ограничены. Абсолютная условность словесного обозначения лишает его прямой связи с обозначаемым. Поэтому словом можно обозначит все формы материального бытия. Выразительные возможности слова определяются ритмикой-интонационной организацией речи. Он уже чемвыразиьельные возможности музыки. Словом можно обозначить и описать Реальный чувственный опыт. ОнопозволЕтобразно моделировать окр мир таким, каким он предстаёт в нашем восприятии. Передать предметность мысли и переживания.

При всём могуществе слова его возможности ограничены в двух отношениях: во-первых, способности изобразить индивидуальную неповторимость предметов и явлений. И во вторых выразить чувства и переживания. Это понятно, так как слово обозначает общее, а не единичное. Слово- непосредственная реальность, обозначающая мысли, а не чувства. В Словесном изображении отсутсвует наглядность и конкретно чувственная достоверность. В сравнении с пластическими искусствами словесный образ не вещественен и дискретен. Хализев: литературой постигается лишь умозрительная ценность(целостность?) мира.Но в литературе знаковость слова во многом преодолевается. Ограниченность слова-становится темой ограниченной рефлексии.

Развитие искусства включает в себя два встречных процесса искусства:

Первый идёт от синкретизма(слитное нерасчленное искусство) к образованию её видов. Одновременно идёт встречный процесс- синтез искусств. .

Для развития искусства равноплодотворны как вычленение, так и синтез. В литер. конкретным проявлением синтеза искусств становится музыкальное, живописное. Пример живописного в поэзии Пушкин, Фет.

Экфрасис-(см. Глоссарий). Воздаянием средствами одного искусства другого искусства. Щит Ахиллеса.

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX -XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отбить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни украинского народа. Самый богатый источник украинского народного творчества способствовало своими темами развития художественной литературы, обогатило ее своими художественными приемами, идеями и темами, привило ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Развитие средневековой и современной украинской литературы всегда шел в ногу с историей и в тесной связи с украинской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся украинских писателей всех времен была тема родной земли, ее укрепление и созидание, неустанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в украинской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.

Изображая в своих произведениях исторические события, украинские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и назидательное значение. Лучшие произведения украинской литературы до сих пор воспитывают у читателей стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в украинской литературе была общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.

Лучшие произведения украинской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечали интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялась литературный язык, развивалась на основе общенародной речи.

Украинская литература с начала своего существования и на протяжении многих веков своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разнообразных жанров, которые передала последующим поколениям, которые донесли их до нашего времени.

Замечательные черты произведений украинской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией украинской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видно неразрывную связь литературы с жизнью украинского народа и историей нашей родной земли.

Тема: Межпредметные связи литературы с другими предметами

Межпредметные связи на уроках литературы.

Направления и виды интеграции уроков литературы с другими предметами.

1. Межпредметные связи на уроках литературы

Как один из ведущих учебных предметов литература связана с целым рядом других учебных дисциплин.

Литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, ИЗО, музыкой, информатикой и др.

1. Наиболее естественно осуществляется связь литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Уроки ведет один учитель. Объектом изучения является словесность. Соответствующие науки – литературоведение и языкознание – развивались в течение столетий в тесной взаимосвязи, объединяясь под общим названием филология.

Взаимодействие русского языка и литературы определяет два основных направления в реализации их взаимосвязей.

Эта работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без понимания выразительно-изобразительных средств и их идейно-художественной функции в произведении.

Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется одна из особенностей стиля писателя – повторы.



Школьникам предлагается найти ряды повторов в тексте VIII главы. Беседа в классе проходит по следующим вопросам:

Докажите, что повтор - действительно излюбленный прием Гоголя.

В чем особенность построения такого повтора? (Реплику персонажа повторяет слово в слово сам автор.)

Прочитайте найденные вами в тексте примеры, иллюстри­рующие этот прием.

Какими предложениями по цели высказывания являются реплики персонажа и какими - автора-повествователя? (От­вет прост: побудительными и повествовательными с оттенком утверждения.)

С какой целью Гоголь использует этот прием? (Ученики отвечают, что в VIII главе повествуется о трудных минутах в жизни казаков: они готовятся к решающему сражению. Гоголь, используя прием повтора, как бы сам хочет подтвердить пра­вильность действий казаков накануне решающего испытания

Итак, в результате анализа реплик героев и авторского повествования, представляющих собой соотнесенные ряды по­второв, подводим школьников к основной мысли, что «запорож­ское казачество для Гоголя - это пример справедливого и здо­рового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства»

Почему же среди всего многообразия изобразительно-выра­зительных средств языка Гоголя (различных видов эпитетов, красочных сравнений, лирических отступлений) мы акцентиру­ем внимание учащихся на всевозможных повторах? Это вызва­но прежде всего тем, что данный прием в большей степени характерен для диалогической речи художественной прозы, что позволяет подготовить учащихся к восприятию драматического произведения - комедии «Ревизор».

2. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Этим во многом объясняются многосторонние связи литературы с курсом истории. Для полноценного усвоения школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу истории. В этом случае комментарий словесника должен быть кратким, наглядным и опираться на понимание учениками общего хода исторического процесса. Межпредметные связи литературы и истории особенно характерны на урока, посвященных изучению жизненного и творческого пути писателя, анализу литературного произведения, разбору литературно-критических статей. Привлечение исторического материала в процессе работы над монографической темой позволит показать школьникам отличие художественного изображения действительности от научного, исторического изложения. Теснейшая связь художественного и научно-исторического материала характеризует и уроки изучения обзорных тем.

Примеры: На уроках изучения биографии писателя учитель литерату­ры строго придерживается исторических фактов. При постижении творчества ху­дожника учащиеся должны хорошо знать и конкретно представ­лять основные исторические события, свидетелем и участником которых был этот писатель.

Учитель-словесник использует исторические знания, полу­ченные учащимися на уроках истории, и пополняет их. Изучая биографию писателя необходимо не только показать отношение человека к эпохе, но и через его жизнь луч­ше понять саму эпоху. Уроки истории и уроки изучения био­графии писателя должны взаимно дополнять и обогащать друг друга. Излагая биографический материал, учитель тщательно отбирает исторические, биографические и литературные факты, которые можно привлечь на уроке, чтобы установить связь пи­сателя с эпохой, выявить его место в идейной и литературной борьбе своего времени.

Работу по отбору материала, который поможет связать исто­рическую науку с литературой можно вести в следую­щих трех направлениях:

1. Изучение исторических документов эпохи, писем, днев­никовых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.

2. Знакомство с фактами жизни писателя, дающими пред­ставление о непосредственном его участии в общественной жиз­ни страны.

3. Выявление связей между произведениями художника и злободневными для России тех лет вопросами.

3. Давняя традиция школьного изучения литературы – широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Расширяя общеэстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства с их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова. Обращение к знаниям учащихся, полученных на уроках –беседах по изобразительному искусству и к их практическим умениям поможет словеснику в решении специфических задач, когда искусствоведческий анализ, органически соединяясь с комментарием историко-литературным, ведет школьников к углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия литературных произведений и существенных закономерностей развития литературы.

Примеры: В изобразительном искусстве портрет - всегда диалог ху­дожника и его модели. Портретист стремится передать на сво­ем холсте не только индивидуальный облик человека, но и его внутренний мир, его чувства и мысли.. В чертах внешнего облика угадывается все, что скрыто в тайниках души. Зритель воспринимает портрет как характеристику, как биографию.

Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию портрета. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра (например, с портретами Пушкина, выполненными Тропининым и Кипренским). Обраще­ние к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления уча­щихся о портретном жанре.

Беглого взгляда на портрет писателя недостаточно. В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого уча­щимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимо­отношения художника и писателя, характер изображения мо­дели на полотне и мастерство живописца, отношение самой мо­дели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства.

4. Ознакомление с программой по музыке даст возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало ис­пользование звукозаписей в ходе анализа литературных произ­ведений, преимущественно стихотворных, получивших музы­кальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произве­дения, которые проникновенно запечатлели музыку и отноше­ние к ней литературных героев. Сопоставление словесных изо­бражений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произ­ведения и конкретизирует представления школьников о дейст­вующих лицах произведения.

Пример: Прослуши­вание музыки заметно оживляет уроки изучения обзорных тем. Включение звукозаписей не только «перебивает» характерный для этих уроков «сплошной» рассказ учителя, но и заражает учащихся общим настроением. Музыка должна за­нять свое место на уроках изучения биографии писателя. Мно­гих художников слова отличает тонкое восприятие музыки, способность судить о ней профессионально. Проникновенное, чут­кое понимание музыки находит отзыв в их литературных про­изведениях, в гармоничности и выразительности художествен­ного языка. На уроках изучения жизни и творчества писателя учитель не пройдет мимо музыкальной одаренности М. Ю Лер­монтова, виртуозно игравшего на скрипке, подчеркнет широкий музыкальный кругозор Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского и, конечно же, с особым вниманием остановится на проникновен­ном музыкальном творчестве А. С. Грибоедова.

Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть про­демонстрирована учащимся при изучении целого ряда моногра­фических тем историко-литературного курса старших классов.

Через всю жизнь пронес любовь к музыке великий драма­тург А. Н. Островский. Получивший домашнее музыкальное воспитание, он обладал чутким слухом, охотно пел легким ба­ритоном романсы русских композиторов, среди которых особен­но почитал М. И. Глинку. Богатство музыкальных впечатлений, приобретенных драматургом, нашло свое естест­венное отражение в его пьесах. В целом ряде пьес Островского песня и романс, введенные в драматургическое действие, явля­ются важным средством характеристики героев.

Драма А. Н. Островского «Гроза» отнюдь не случайно на­чинается со звуков песни «Среди долины ровныя», исполняемой Кулигиным.

В песне, которую желательно прослушать на уроке коммен­тированного чтения I действия, звучит тема затерянности, одиночества. Она позволит подчеркнуть душевную красоту Кулигина. Вместе с тем она выполняет важную идейную и компози­ционную функцию. Глубокая сердечность песни, противопостав­ленная душной атмосфере «темного царства», как бы предвос­хищает одиночество Катерины, ее нравственные страдания.

Драматург вводит музыку и в пьесу «Бесприданница», связывая ее с судьбой обаятельной Ларисы Огудаловой. Уже в I акте пьесы героиня напевает начало романса М. И. Глинки на слова Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды». В III акте этот романс звучит вновь: он исполняется Ларисой целиком в полный голос. Музыка романса с безупречной пси­хологической точностью позволяет подчеркнуть глубокие ду­шевные переживания героини, ее искренность и нравственную чистоту. Музыка активно вторгается в действие пьесы, как бы движет им. Одновременно она является приемом развития образа Ларисы, оттеняет есте­ственную красоту ее натуры. Прослушивание романса обострит эмоциональные реакции учеников, вызовет их глубокое сочувст­вие к бесприданнице Ларисе, которая погибает в жестоком мире купли-продажи, в мире, где «никто никогда не постарался заглянуть к ней в душу».

Таким образом, изучение литературы в школе, предусматривающее широ­кие межпредметные связи, не только способствует совершенст­вованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.

Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.

В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.

Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).

Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.

В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.

В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.

В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории.

Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно историчес­кие, литературные и публицистические произведения.

Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её бли­зость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоно­сов, были и писателями.

Одной из черт русской литературы был её интерес к прошло­му народа.

Писателей волновала история народа, потому что без ее осоз­нания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, - граждан­ственность и народность.

Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличе­нии несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.

К описанию событий истории писатели подходили по-раз- ному, но их точки зрения всегда интересны.

Кроме этого, русской литературе присущ историзм - изоб­ражение героев на фоне большого исторического полотна.

Большинство русских писателей интересовалось историей (Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Близлежащими по отношению к истории являются такие предметы и предметные области как: литература, русский язык, иностранный язык (образовательная область филология), искусство (образовательная область искусство). Между историей и литературой существуют тесные связи. Это связи между важнейшими фактами и понятиями, между этическими нормами, между методами исследования. Характерна для истории и литературы близость в плане способов отражения действительности. Знание истории определяет возможность конкретно-исторического анализа литературы. Возможна интеграция литературы с историей на основе историко-культурных сведений, истории литературы. Благодаря этому могут быть разработаны специальные курсы, особенно для классов с углубленным изучением гуманитарных предметов.Русский язык является орудием познания для всех предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, орудием самопознания, саморазвития и самовыражения для каждого индивида. Знание истории общественной жизни и материальной культуры углубляют лингвистическую подготовку учащихся, а работа по раскрытию значений отдельных слов и выражений расширяет их исторический кругозор. Для создания интегративного курса можно привлекать сведения по истории лингвистики и историографии, экскурсы в историю отдельных слов, выявлять зависимость развития словарного состава от развития общества и т.д. Историческое содержание, также как и содержание практически всех предметных областей, обладает ярко выраженными интегративными свойствами, имеющими взаимообратный характер. Это означает, что: - историческое содержание обладает способностью «проникать» в «инородное» содержание. Истории это сделать проще, чем другим дисциплинам в силу историчности любой науки, в различной степени отражаемой в предметных и образовательных областях; - историческое содержание обладает способностью «притягивать» к себе и «пропускать» через себя «инородное» содержание.Историческое содержание, как и содержание других предметных областей, помимо интегративных свойств, обладает способностью вступать в интегративную связь, т.е. сливаться с другим содержанием. Анализ образовательных стандартов по другим дисциплинам позволяет нам заключить, что история может являться полем приложения для другого содержания. История только выиграет от этого, обогатив себя законами, методами научного познания, способами деятельности других дисциплин. Значимым фактором межпредметной интеграции является проблемно-предметное содержание, и оно может стать связующим звеном между историей и другими предметами и предметными областями. Безусловно, можно назвать ряд проблем, которые имеют не только историческую специфику, но также находят отклик и в других предметах и предметных областях. Примером может служить проблема справедливых и несправедливых войн. Это не только историческая проблема, но и философская, и литературная, правоведческая, географическая. Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих погружению.Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда, но именно это и присуще интегрированному содержанию.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Помогите, пожалуйста, написать сочинение по Литературе.

Тема: Связь русской литературы и истории.

1.Связь русской лит-ры и истории.

2.Особенности изображений исторических личностей в преданиях и исторических песнях.

3.Отражение народных идеалов в древнерусской лит-ре.(Шемякин суд)

4.Соц.проблемы литературы XVIII века.
тесная связь литературы и истории ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.