Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кафедра народных инструментов Московского государственного института музыки имени А. Шнитке: история и современность

Кафедра народных инструментов Московского государственного института музыки имени А. Шнитке: история и современность

Композитор, критик, публицист, музыковед, музыкальный деятель, режиссер, педагог.

Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (1976, класс композиции А.И. Хачатуряна).

Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в музыкальных учебных за-ведениях г. Сочи. В 2002-2003 художественный руководитель Сочинской филармонии. Авторские концерты проходили в Москве (1985, 2009 дважды), Берлине (1987-1989), Краснодаре, Сочи. Снимался в документальном фильме «Патетическая симфония» (ка-нал ARTE, 2006, Франция – Германия, автор И. Пастернак).

Член Союза композиторов России (1977).

  • Заслуженный деятель искусств Кубани (2015).
  • Лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича (1985).
  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского (1996).
  • «Человек года» (1995, Кембридж, Великобритания) – как основатель и руково-дитель фестиваля «Сочинские музыкальные выставки» (Сочи, 1992-1999).

Основные сочинения П.С. Белого

  • Над котлованом (три отрывка из Андрея Платонова). Кантата в трех частях для голоса с орк. (клавир 1972, орк. 1974).
  • Сумерки. Камерная кантата для голоса, флейты и виолончели, ст. Ивана Бунина (1973).
  • Камерный концерт для флейты, альта и струнного орк. (1974).
  • Меры наказания. Для симф. орк. (1976, ред. 2012).
  • 1952 Сочи. Струнный квартет (2008 –2015).

Изданные сочинения

  • 1. Сюита [для скрипки и ф.-п.]. – М.: Сов. композитор, 1980. 64 с.
  • 2. Три арии. Для альта и ф.-п. // Пьесы советских композиторов для альта и фор-тепиано. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1984. С. 28.
  • 3. Маленькая камерная кантата. Для голоса, альта и ф.-п., ст. Франсуа Коппе и Шарля Бодлера в пер. И. Бунина и И. Анненского // Произведения для голоса и камер-ного ансамбля. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1985. С. 149.
  • 4. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Новеллетта. Сонати-ны. Для ф.-п. – М.: Композитор. 2009. 40 с.
  • 5. Романсы, элегии, монологи: Для голоса и ф.-п. / Послесл. авт. – М.: Музыка, 1995. 100 с.
  • 6. Дом безрассудных транжир: дуэт для виолончели и ф.-п. – М.: Композитор, 2009. 32 с.

Дискография

  • 1. Маленькая камерная кантата. Четыре багатели. Четыре медленных вальса. Юмореска. Исп. Маргарита Мирошникова (сопрано), Михаил Толпыго (альт), Алек-сандр Мальтер (ф.-п.), Александр Филенко (ф.-п.). Запись 1986 г. Фирма «Мелодия» С 10 28543 000 (винил).
  • 2. Романсы, элегии, монологи. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Валентина Ша-ронова (сопрано), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). Григорий Фейгин (скрипка), Римма Бобрицкая (ф.-п.). Записи 1982 и 1996 г. Студия «Союз» (CD).
  • 3. «Дом безрассудных транжир» для виолончели и ф.-п. Соната № 1 для скрипки и ф.-п. Новеллетта для ф.-п. Сюита для скрипки и ф.-п. Исп. Александр Рудин (виолон-чель), Александр Тростянский (скрипка), Анатолий Шелудяков (ф.-п.). ГЦММК им. М.И. Глинки (CD).
  • 4. Четыре медленных вальса. Исп. Татьяна Сергеева (ф.-п.). Запись 2009 г. Artclassics, ART-175.

Статьи, интервью, рецензии

  • Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот: [полное собрание очерков, бесед, рецензий, интервью, лекций П.С. Белого]. В 2 т. – М.: ОГИ, 2017.
  • Т. 1. О классиках. – 476 с. Т. 2. О современниках. – 412 с.

Основные публикации о творческой деятельности П.С. Белого

  • 1. Азилова Н. В программе – произведения советских композиторов // Музыкал. жизнь. 1985. № 15. С. 9.
  • 2. Аратов М. На пластинке – знакомые имена // Черномор. здравница. 1990. 11 марта.
  • 3. Вишняков Ю. Успехи, проблемы, мнения // Сов. музыка. 1979. № 4. С. 23-24.
  • 4. Блохина Н. Ученик Хачатуряна // Комсомолец Кубани. 1980. 13 сент.
  • 5. Бежин Л. Подлинность творчества // Черномор. здравница. 1981. 8 сент.
  • 6.Колесников А. Гармония простоты // Комсомолец Кубани. 1981. 23 сент.
  • 7. Корев Ю. P.S. [к ст. П. Белого «Больше чем рецензия. Заметки композитора»]// Сов. музыка. 1982. № 10. С. 70-71.
  • 8. Копылова Т. «И до каждого сердца долетает золотой голос свирели...» // Сов. музыка. 1983. № 9. С. 29.
  • 9. Игнатьева М. Сочинская страда. Заметки о первом фестивале советской музы-ки в городе-курорте // Сов. культура. 1984. 26 июня. С. 5.
  • 10. Бежин Л. И слово музыкой звучало // Черномор. здравница. 1984. 3 июля.
  • 11. Блохина Н. Мир высоких мыслей и чувств // Черномор. здравница. 1984. 17 окт.
  • 12. Игнатьева М. Поэтичность и простота // Музыкал. жизнь. 1985. № 3. С. 17.
  • 13. Захарченко В. Пора зрелости. Штрихи к портрету композитора Петра Белого // Комсомолец Кубани. 1986. 5 авг.
  • 14. Корев Ю. Долги наши… // Сов. музыка. 1990. № 11.
  • 15. Корев Ю. Нестоличными дорогами… Очерк второй // Музыкал. академия. 1998. № 3-4. Кн. вторая. С. 188.
  • 16. Колесников А. Путь Петра Белого // Музыкал. жизнь. 2011. № 4.
  • 17. Корев Ю. Верность песне и себе // Музыкал. академия. 2004. № 4. С. 91.
  • 18. Русский композитор Петр Белый: буклет; сост. Ю.А. Фаертаг. – Сочи – Москва, 2009.
  • 19. Фаертаг Ю. Молчание музыки. Путь Петра Белого. – М.: Композитор. 2010. 408 с.
  • 20. Почему молчит музыка Петра Белого? // Новости Сочи. 2010. 13 нояб.
  • 21. Корабельникова Л. Освобождение стиля // Культура. 2011. 14 июля.
  • 22. Фаертаг Ю. Ноты и слова // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 1. – М.: ОГИ, 2017. С. 7.
  • 23. Фаертаг Ю. О философских зонах и философских репликах Петра Белого // Белый П.С. Ноты вместо слов – слова вместо нот. Т. 2. – М.: ОГИ, 2017. С. 335.

На иностранныхязыках

  • 24. Girard Anthony (France). Le festival “Musique du 21 siècle” de Sotchi ou L’indestructible spiritualitè russe // Lettres musicales. 1993. № 140.
  • 25. Robinson Harlow (USA). The Sochi Festival probes the “big lie” // Modern Lan-guages. 1999. January/February.

Виктор Сергеевич Смирнов являлся художественным руководителем и главным дирижёром в период с 1954 по 1960 годы. В. С. Смирнов смело пропагандирует новые произведения, успешно осуществляет содержательные музыкально — драматические композиции. Ещё в 1947 году под управлением В. С. Смирнова состоялась премьера оперы-былины «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова в концертном исполнении, с участием солистов — вокалистов ГАБТа А. И. Батурина, А. К. Турчина, Е. И. Антонова. Интересно, что Гречанинов, будучи за границей, слушал оперу по радио и через своего родственника просил передать большую благодарность оркестру и его руководителю:" Шлю искреннюю глубокую благодарность В. С. Смирнову за исполнение «Добрыни Никитича» его замечательным народным оркестром. Очень сожалею, что не был на премьере 1 июня и не слыхал исполнения. Сердечный привет и благодарность всем артистам оркестра, певицам и певцам. А. Гречанинов, Нью-Йорк, 12 июня 1947 г.". К подобным постановкам следует отнести и «Снегурочку» на музыку П. И. Чайковского. Успешно была осуществлена музыкально — литературная композиция на музыку А. Холминова к драме М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».

15 января 1955 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся концерт, посвящённый 35-летию Государственного русского народного оркестра им. Н. П. Осипова. Юбилейным концертом были приглашены дирижировать: Народный артист РСФСР, профессор А. В. Гаук, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Н. П. Аносов, Заслуженный артист РСФСР П. И. Алексеев, которые вместе с главным дирижёром В. С. Смирновым, дирижёрами В. Д. Гнутовым, П. В. Куликовым и С. М. Колобковым провели всю программу. В качестве солистов выступали: Народный артист СССР А. Пирогов, балалаечник П. Нечепоренко, домрист А. Александров, гусляры В. Беляевский, В. Городовская, О. Никитина. В программе были произведения Андреева, Ипполитова-Иванова, Чайковского, Римского-Корсакого, Куликова, Будашкина, русские народные песни. Отрадно заметить, что появились и свои оркестровые композиторы: Владимир Дитель (обр. р. н. п. «Коробейники») и Вера Городовская.

После смерти Н. П. Осипова оркестр возглавил его брат — Дмитрий Петрович Осипов, Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Руководя коллективом в течении девяти лет, он не только продолжил, но и углубил основные направления его деятельности. При Д. П. Осипове оркестр начал выезжать на гастроли за рубеж, выступал с ведущими солистами. Д. П. Осипов уделял много внимания воскрешению незаслуженно забытых русских народных песен, которые в чудесных оркестровках пели такие мастера как В. Барсова, А. Пирогов, И. Козловский, С. Лемешев, М. Максакова, Л. Русланова…

С 1960 года и по 1962 год в качестве дирижёра оркестра работал Виталий Дмитриевич Гнутов. Музыкант большого творческого диапазона (он окончил Высшее училище военных капельмейстеров и факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории), он показал себя не только как дирижёр широкого плана, но и интересный дирижёр — аккомпаниатор. Интенсивная творческая работа принесла свои результаты — молодой дирижёр завоевал авторитет среди коллег и привлёк внимание публики. Его исполнительское искусство отмечено высокой культурой, волевой устремлённостью, способностью раскрыть художественный замысел композитора, чуткостью к специфике народного оркестра, оказавшейся такой близкой характеру его дарования. В. Гнутов постоянно заботится о расширении и обогащении репертуара. Под его управлением в оркестре впервые прозвучали многие произведения П. Куликова, А. Мосолова, А. Муравлёва, А. Холминова, Н. Чайкина и состоялись авторские вечера Д. Шостаковича, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, С. Туликова. Оркестр под управлением В. Д. Гнутова подготовил целый ряд концертных программ с участием ведущих вокалистов страны. В. Д. Гнутову принадлежит огромное количество обработок для оркестра народных песен. Тесно связан В. Гнутов и с коллективами художественной самодеятельности, он оказывает творческую помощь отдельным коллективам, дирижирует ими, участвует в подготовке праздников и фестивалей…

28 (15) мая 1918 года в Москве, на Красной Пресне, при Университете им. А. Л. Шанявского была открыта 1-ая Народная музыкальная школа. Пройдя через ряд реорганизаций, в 1929 году она была преобразована в Московский Областной инструкторско-педагогический музыкальный техникум им. Октябрьской революции (с 1942 г. – музыкальное педагогическое училище им. Октябрьской революции ), на базе которого в 1990-е годы был создан Московский государственный институт музыки. В 1999 году институту было присвоено имя его выдающегося выпускника – композитора Альфреда Гарриевича Шнитке . С 2006 года ректором института является профессор, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Александр Леонтьевич Дегтярев .

Большой вклад в организацию 1-й Народной музыкальной школы внесли воспитанники Московской консерватории Надежда Яковлевна Брюсова (сестра поэта В. Я. Брюсова) и один из крупнейших музыкантов-теоретиков, пианист и композитор Болеслав Леопольдович Яворский . Сделать музыку достоянием широких масс и подготовить инструкторов и педагогов по общему музыкальному образованию – вот задачи, которые ставили перед собой преподаватели нового учебного заведения. В школе были созданы основные, дополнительные и специальные курсы общего музыкального образования, включающие многие предметы, в том числе такие, как «слушание музыки», «теория музыки», «история музыки», «хоровое пение», и уже в 1921 году открылось Отделение русских народных инструментов . Школа становится первым в России учебным заведением, где обучение игре на народных инструментах происходит на профессиональной основе.

В эти годы на отделении народных инструментов преподают известные исполнители: домрист Д. П. Александров , мандолинист Г. Г. Михайлов , руководитель «Первого симфонического оркестра гармонистов» (1926 г.) Л. М. Банович . Оркестр домр (четырехструнных ) возглавил Петр Николаевич Алексеев .

Вот, что писала газета «Правда» об одном из отчетных концертов Школы: «Из программы выступления взрослых особенно выделяется удачно подобранным репертуаром, дисциплинированностью и точной фразировкой исполнения оркестр домр под руководством товарища Алексеева» (Н.К. Вечер музыкально-инструкторской школы, «Правда», 1926, 8 июня) . В конце 20-х – начале 30-х годов в музыкальном техникуме начинает свою педагогическую деятельность хоровой и оркестровый дирижер, домрист, композитор Константин Сильверстович Алексеев , ранее работавший дирижером в оркестре, организованном од ним из создателей четырехструнной домры Г. П. Любимовым. Долгие годы К. С. Алексеев руководил домрово-балалаечным оркестром учащихся, преподавал домру, дирижирование и инструментовку, был заведующим отдела. Ему принадлежит несколько пособий по инструментовке для оркестра русских народных инструментов. В трудных условиях 20-х годов, не имея никаких методических пособий, преподаватели Народной школы закладывали основы обучения игре на народных инструментах в нашей стране, формировали литературу путем обработки народных песен и переложений классической музыки, а также произведений современных композиторов.

Обучение игре на баяне началось в Народной музыкальной школе еще в середине 20-х годов. Первыми преподавателями были А. Ф. Данилов , В. И. Косырев , B. C. Рожков . В формировании методики обучения важную роль сыграли музыканты, начавшие свою педагогическую деятельность в предвоенные годы и первое послевоенное десятилетие. Это: П. Н. Шашкин , В. О. Хведченя , И. М. Егоров , Г. Т. Тышкевич , Н. К. Отделенов , С. П. Великов , А. А. Сурков . Огромный вклад в укрепление профессиональной основы класса баяна внес выпускник училища, заслуженный работник культуры РФ В. Д. Накапкин , долгие годы он возглавлял секцию баяна. Среди преподавателей класса баяна, проработавших в училище несколько десятилетий - М. А. Панкин , заслуженных работников культуры России: А. Т. Гаценко , Н. С. Канаев , А. А. Набатов , В. Я. Переселенцев . Воспитанниками училища по классу баяна являются: народный артист России А. Н. Лазарев , известные исполнители, педагоги, композиторы - Б. Е. Тихонов , В. Н. Мотов , Л. В. Гаврилов , С. С. Коняев , В. И. Темнов ; В. И. Горлинский , возглавлявший училище, а затем МГИМ с 1989 по 2005 год. К числу первых отечественных лауреатов международных конкурсов принадлежат выпускники училища А. Резчиков , В. Галкин , С. Слепокуров .

Основателем класса гитары (с 1930 г.) в музыкальном техникуме стал , автор первой в СССР «Школы игры на шестиструнной гитаре». В 1936 году музыкальный техникум им. Октябрьской революции посетил выдающийся испанский гитарист Андрес Сеговия, которому были представлены лучшие ученики класса Агафошина , ставший позднее известным исполнителем, дирижером, педагогом, автором музыкальных произведений и учебно-методических пособий для гитары (с 1959 г. – заслуженный артист России), и Дмитрий Челноков . В числе выпускников музыкального техникума (училища) по классу гитары: композитор В. А. Дитель , яркий преподаватель-гитарист Г. И. Еманов (оба - ученики Агафошина), лауреат международного конкурса Н. А. Кошкин , один из самых исполняемых и издаваемых в мире композиторов-гитаристов, и заслуженный артист России А. П. Мартынов (оба - класс Еманова). Н. А. Кошкин, преподававший в училище в 80-е годы, воспитал, в свою очередь, лауреатов международных конкурсов Е. Ю. Финкельштейна и К. А. Гитман , а также преподавателя кафедры дирижирования и руководителя камерного оркестра МГИМ им. А.Г. Шнитке А. С. Рейна.

Класс балалайки был открыт в техникуме им. Октябрьской революции в 1930 году. Его возглавил выдающийся исполнитель-виртуоз, еще ребенком участвовавший в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева в качестве солиста, Николай Петрович Осипов . По воспоминаниям одного из воспитанников училища С. Н. Лачинова, на занятиях у Осипова часто присутствовали учащиеся разных классов, внимательно наблюдая за его интересной работой с учеником. Будучи человеком высокой культуры, Николай Петрович умел найти индивидуальный подход к каждому из молодых музыкантов, давал советы, касающиеся чтения литературы и других вопросов. В 1940 году Н.П. Осипов оставил педагогическую работу, заняв пост художественного руководителя и главного дирижера Государственного русского народного оркестра; в этом же году он получил звание заслуженного артиста РСФСР. Лучшие ученики Н.П. Осипова заслуженные артисты России Б. А. Романов и М. Г. Филин достойно продолжили дело своего учителя, став солистами и концертмейстерами двух ведущих народных оркестров страны, – Государственного оркестра (с 1946 – им. Н.П. Осипова) и оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1949 году Б. А. Романов вернулся в родное музыкальное училище в качестве педагога. Проработав более 20 лет, он воспитал немало замечательных музыкантов, в том числе народного артиста России, лауреата международных конкурсов А. В. Тихонова .

Среди других выпускников училища по классу балалайки, впоследствии ставших его преподавателями, - блестящий исполнитель, солист оркестра народных инструментов при хореографическом ансамбле «Березка» Л. В. Владимиров и его ученик, заслуженный деятель искусств России, народный артист России, долгие годы возглавлявший ансамбль «Березка» и ансамбль Песни и пляски им. В. С. Локтева, А. С. Ильин . В 50-е годы в училище приходит известный балалаечник, автор обработок и переложений для балалайки В. Е. Авксентьев , начавший свою исполнительскую и музыкально-общественную деятельность еще в дореволюционные годы. В училище им. Октябрьской революции преподавал также выдающийся музыкант, один из основоположников современной школы игры на балалайке, народный артист СССР П. И. Нечепоренко . Яркой страницей в истории отдела стала преподавательская деятельность заслуженного работника культуры РФ Ю. П. Мардасова, организовавшего в училище популярный в 80-е годы ансамбль русских народных инструментов. Из воспитанников училища по специальности «балалайка» надо назвать народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера АОРНИ ВГТРК Н. Н. Некрасова, народного артиста России, художественного руководителя оркестра «Русские узоры» В. А. Зозулю , лауреата международных конкурсов В. П. Минеева , известного музыканта-теоретика, профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке Ю. Н. Бычкова .

В 1936 году в музыкальном техникуме открылся класс трехструнной домры. Вести этот класс был приглашен концертмейстер Государственного оркестра русских народных инструментов А. Я. Александров , годом раньше окончивший техникум с квалификаций инструктора-педагога и исполнителя на народных инструментах. Свою преподавательскую деятельность он начинал как мандолинист (мандолину Александров осваивал под руководством Г. Михайлова). Со временем А. Я. Александров стал известным исполнителем, педагогом-методистом, создавшим «Школу игры на трехструнной домре» (1972), а также целый ряд хрестоматий и сборников учебного и концертного репертуара для данного инструмента. В техникуме А. Я. Александров не более трех лет. Среди его первых учеников – братья А. Н. и С. Н. Лачиновы , сыгравшие значительную роль в становлении методики обучения игре на 3-хструнной домре (прекрасно владевшие также и мандолиной). Долгие годы они будут преподавать в музыкальном училище им. Октябрьской революции трехструнную домру (Сурен Николаевич – также и 4-хструнную), воспитав немало замечательных исполнителей и педагогов. В 1949 году был назначен директором музыкального училища им. Октябрьской революции и оставался им до 1968 г. Все свои силы он отдавал любимому делу, являясь неутомимым пропагандистом домры, балалайки и баяна. А. Н. Лачинов вел большую общественную работу как член и председатель жюри различных конкурсов, а также устроитель грандиозных юбилейных концертов. Он первым подготовил к печати и издал собрание сочинений В. В. Андреева, обработки и переложения Н.П. Осипова, баяниста И. Я. Паницког о. Среди творческих трудов А. Лачинова – многочисленные хрестоматии и сборники для вышеназванных инструментов, статьи, посвященные известным музыкантам-народникам. В 1966 году А. Н. Лачинов был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.



Среди преподавателей училища по классу трехструнной домры – выдающийся исполнитель современности, композитор, народный артист РФ А. А. Цыганков . Из выпускников можно отметить педагога училища по классу дирижирования М. С. Колчеву (ученица Д. П. Александрова), кандидата педагогических наук М. В. Бутневу , работавшую в училище и МГИМ в течение 30 лет (ученица А. Н. Лачинова). В числе воспитанников училища: заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАМ им. Гнесиных В. С. Чунин (ученик Д. П. Александрова), заслуженная артистка России О. И. Зайцева (ученица С. Н. Лачинова), лауреат Всероссийского и международного конкурсов И. А. Глыбина (ученица Цыганкова).

В конце 80-х – начале 90-х в училище сформировался класс звончатых гуслей. Его основатель – Заслуженная артистка России, профессор Л. Я. Жук , посвятившая свою жизнь возрождению этого старинного инструмента. Она является автором учебных программ и методических пособий, учебников «Искусство игры на гуслях» и «Искусство игры на многострунных безгрифных инструментах»; первой исполнительницей многих оригинальных произведений для гуслей, написанных в содружестве с нею или по ее инициативе отечественными композиторами. Среди первых выпускников Л.Я. Жук – Н. Дьяченко, М. Рожнова, Ю. Тульская, М. Беляева, Л. Муравьева.

В 1993 году, в связи с созданием на базе училища высшего учебного заведения, Отдел народных инструментов был преобразован в Кафедру баяна–аккордеона и Кафедру струнных народных инструментов . В настоящее время обе кафедры объединены в Кафедру народных инструментов , включающую в свой состав Предметную комиссию струнных народных инструментов , которую возглавляет профессор, лауреат Всероссийского и международного конкурсов В. А. Кузнецов (класс гитары), а также Предметную комиссию баяна и аккордеона , ее руководитель – профессор, заслуженный работник культуры РФ, действительный член международной академии информатизации А. И. Леденев (класс баяна-аккордеона). Заведующим кафедрой является профессор, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена Дружбы, известный исполнитель и педагог-методист (класс балалайки).

На кафедре работают: класс баяна - Ф. Р. Липс , народный артист РФ, профессор В. А. Семенов Ю. А. Вострелов , заслуженный артист РФ, профессор А. А. Лукащук , заслуженный работник культуры РФ А. Ф. Судариков , лауреат международных конкурсов, доцент В. А. Недосекин , преподаватель Н. В. Пуриц ; класс аккордеона - заслуженный работник культуры РФ, доцент В. А. Бобышева , доцент Л. В. Баскакова С. В. Осокин ; класс трехструнной домры – народный артист РФ, профессор С. Ф. Лукин , заслуженный артист РФ, профессор Р. Ф. Белов , заслуженный работник культуры РФ, доцент Г. М. Ом , лауреат Всероссийских и международных конкурсов К. Б. Шарабидзе , преподаватели Г. Г. Еловникова и Е. К. Суркова ; класс альтовой домры – народный артист РФ, профессор М. А. Горобцов ; класс балалайки - лауреат Всероссийского и международного конкурсов, доцент Е. Р. Шабалин ; класс гитары – заслуженный артист РФ, профессор Н. А. Комолятов , класс гуслей – заслуженная артистка РФ, профессор Л. Я. Жук ; класс ансамбля - преподаватели Т. С. Лачинова и Ю. В. Савельева .

Ветераны кафедры А. Ф. Судариков и Г. Г. Еловникова являются выпускниками музыкального училища им. Октябрьской революции (Еловникова – класс Д. П. Александрова, Судариков – класс В. Я. Переселенцева ). Воспитанник Еловниковой М. А. Горобцов стал основателем на кафедре класса альтовой домры (с 1993 г.). Другой выпускник училища, А. И. Леденев (ученик В. Я. Переселенцева и В. Д. Накапкина ), за 21 год работы на отделении, а затем кафедре народных инструментов воспитал целую плеяду лауреатов Всероссийских и международных конкурсов, среди них - молодой преподаватель кафедры, талантливый исполнитель Сергей Осокин. Широко известный балалаечник Евгений Шабалин получил профессиона льное образование у В. Б. Болдырева. Выпускницами МГИМ являются Ю. В. Савельева (класс Р. В. Белова ), К. Б. Шарабидзе (класс С. Ф. Лукина ). Руководитель ансамбля «Серенада» Т. С. Лачинова окончила теоретическое отделение музыкального училища им. Октябрьской революции.

Преподаватели кафедры постоянно проводят в Москве и других городах России мастер-классы, участвуют в научно-методических конференциях, посвященных вопросам педагогики и исполнительства, являются авторами различных пьес и обработок для народных инструментов, составителями и редакторами хрестоматий, сборников, учебных пособий; имеют публикации в периодической печати и научных изданиях; постоянно участвуют в обновлении учебных программ. Многие преподаватели гастролировали в России и за рубежом, имеют студийные аудиозаписи, записи в фонде радио. Ряд педагогов ведут активную концертную деятельность и в настоящее время. Среди последних публикаций, изданных непосредственно в МГИМ, необходимо отметить 4 выпуска «Библиотеки народника» (2010-2011 гг.), в которую вошли пьесы для балалайки и фортепиано В. Панина, произведения для балалайки и других инструментов (4 выпуск, составитель – Е. Шабалин); оригинальные аранжировки для ансамбля народных инструментов «Джаз-экспромт» его руководителя, преподавателя теоретической кафедры института А. В. Пчелинцева (ансамбль функционировал на КНИ в период с 1992 по 2007 г.). Автором проекта является В. Б. Болдырев, ему же принадлежит общая редакция данного издания.

Помимо специальности и ряда основных дисциплин, таких как ансамбль, концертмейстерский класс, история исполнительства, методика преподавания, педагогическая практика, учащиеся КНИ имеют возможность факультативно изучать следующие предметы: композиция, аранжировка и импровизация, постановка голоса.

На базе кафедры народных инструментов существуют Оркестр русских народных инструментов колледжа , русский народный оркестр «Москва» и оркестр «Виват, аккордеон» .

Руководителем Оркестра русских народных инструментов колледжа с 2011 года является выпускник КНИ МГИМ им. А.Г. Шнитке (класс Е. Р. Шабалина), лауреат Всероссийских и международного конкурсов И. Я. Рейбарх .

Оркестр «Москва» был сформирован в 1996 году. Его создатель – заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Игорь Юрьевич Громов . Коллектив по праву считается одним из ведущих народных оркестров России. Оркестр постоянно участвует в фестивале современной музыки «Московская осень», является первым исполнителем целого ряда сочинений отечественных ком п ози торов.

В 2011 году руководителем оркестра «Москва» становится лауреат Всероссийских и международных конкурсов И. А. Мокеро в. Дирижерское образование он получил на кафедре оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке (класс И. Ю. Громова) и в Московской консерватории (класс народного артиста России, профессора Г. Н. Рождественского);
в настоящее время – аспирант МГК.

Оркестр «Виват, аккордеон!» был создан в 1987 году. Все эти годы его бессменным руководителем является Валентина Антоновна Бобышева . Оркестр – лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, обладатель Золотого диплома на видеоконкурсе Musicgolden Trophy (Нью-Йорк, 2008).

Помимо небольших однородных и смешанных ансамблей на кафедре созданы следующие коллективы:

Лауреаты и дипломанты многочисленных Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, в том числе международных конкурсов в Бельгии, Италии, международного фестиваля «Созвездие мастеров» 2005 и 2007 г., ансамбли «Русский класс» и «Интрада» , основу которых составляют трехструнные домры (руководитель и основатель – Г. М. Ом ); лауреат фестиваля международного благотворительного фонда В. Спивакова "Москва встречает друзей" ансамбль «Русь» (основатель – М. В. Бутнева, руководитель – Ю. В. Савельева ); лауреат Ш Всероссийского фестиваля-конкурса «Хранители наследия России», международного фестиваля «Созвездие мастеров» (2009 и 2011) ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада» , основу которого составляют мандолины (основатель – С. Н. Лачинов, руководитель – Т. С. Лачинова).

Воспитанники колледжа и вуза МГИМ им. А.Г. Шнитке постоянно завоевывают награды на Всероссийских и международных конкурсах, в том числе таких, как Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, всероссийские конкурсы «Звонкие струны России» и «Домристы ХХI века», Международный конкурс им. М. Ф. Рожкова, Международный конкурс аккордеонистов в г. Клингентале (Германия), международные конкурсы «TabulaRasa», «Кубок Севера», «Кубок Белогорья», «Кубок мира», «Трофей мира».

В 2000 г. Выпускниками колледжа КНИ МГИМ им. А.Г. Шнитке стали баянист Айдар Гайнуллин (класс А. Леденева) и гитарист Артем Дервоед (класс Н. Комолятова). В настоящее время эти феноменальные музыканты приобрели мировую известность. А. Дервоед - лауреат двадцати престижных международных конкурсов, А. Гайнуллин является лауреатом восемнадцати международных состязаний и обладателем нескольких кинематографических премий за музыку к кинофильмам.

Среди лауреатов последних лет: балалаечники - Д. Калинин, Д. Павлов, А. Жуков, П. Теребиленко, И. Виноградов, И. Бадян, А. Попов, С. Акимов, Д. Бычков, Р. Сычев, Р. Хохряков, М. Барсуков, А. Пыпин; домристы - А. Щеглина, Д. Бражников, А. Марков, Е. Припускова, Г. Буров, Е. Батюкевич, А. Рубина, М. Жукова, Е. Пономарькова, Э. Романица, И. Колосова, О. Горлова, И. Исакова; домристы-альтисты - Ю. Неверова, Н. Свиридова, К. Салищева; гитаристы - Д. Загуменников, Б. Фокеев, К. Орлов, Т. Касаткина, Е. Станиловская, К. Югай, И. Александрова, Е. Фоменко, гитарист и композитор В. Горлинский; гусляры - Е. Мартьянова, А. Беликова, А. Старшинова, А. Старчак; баянисты и аккордеонисты - А. Луковский, И. Пуриц, П. Зябко, А. Салахов, Э. Аханов, А. Крикливый, Н.Болотин, А. Шкиндерова, И. Савина, А. Скипин.

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке является одним из учредителей I-го Открытого Московского конкурса исполнителей на народных инструментах учащихся ДМШ и ССУЗов (домра, балалайка). Конкурс состоялся в декабре 2010 года в здании МГИМ при активном участии КНИ.

Кафедра народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке еще довольно молода, но она сложилась на базе учебного заведения, где, как уже отмечалось, обучение игре на народных инструментах было впервые в нашей стране поставлено на профессиональную основу. Динамичное развитие кафедры, несомненно, будет отмечено новыми успехами и творческими достижениями.

Материал подготовила
Т. С. Лачинова