Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главные тренды первого десятилетия XXI века. Тренды XXI века, ипотека и модные диеты в развитых странах (2 фото)

Главные тренды первого десятилетия XXI века. Тренды XXI века, ипотека и модные диеты в развитых странах (2 фото)

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.

Мода начала 21 века – это дерзкое нарушение тех правил и тенденций в стиле, которые сформировались на протяжении предыдущего времени. Расширяются границы допустимого, разрешается совмещать несовместимое. Если бы в конце прошлого века кто-либо осмеливался так комбинировать стили в одном комплекте, то он рискнул бы быть не понятым и записанным в разряд «чудаков» или же безвкусно одетых людей.

Смешение стилей в моде 21 века – один из факторов, составляющих цельный образ. И создавая комплект в едином стилистическом решении, вы не будете на 100% правы – как раз модный в 21 веке образ собирательный, и состоит из вещей не просто разных по стилю, но и разных по временным эпохам.

История моды 21 века еще не написана, но основными тенденциями, которые диктуют нам мировые подиумы и фешн-блоггеры, являются смелость и склонность к экспериментам, что позволит создать свои неповторимый стиль. Причем тенденции моды 21 века в России кардинально не отличается от Европейской моды 21 века.

Время перемен

Почему же столь радикальные перемены? Очевидно, что мода находится в тесной связи с политической и экономической ситуацией. Свою роль также играют свобода в основных сферах жизнедеятельности, легкость перемещений и путешествий, и переплетение разных культур на территории одного государства.

Ну и если смотреть правде в глаза – в индустрии моды назрел кризис новаторства. Вот и стала актуальна тенденция к обновлению «старого, хорошо забытого», и комбинированию уже давно изобретенных вещей в оригинальный комплект, то есть взгляд под «новым углом».

Главными новшествами в комбинировании стилистических направлений в 21 веке являются ношение футболок с принтом в сочетании с классическим костюмом; летние платья с байкерскими куртками из денима или кожи и массивными военными ботинками; классический стиль в миксе с этникой, а кружево – со стилем .

Чувство вкуса

Но, несмотря на кажущуюся «кашу» в переплетении стилей, довольно просто понять, что человек не бездумно совмещает определенные вещи, и основной критерий для этого – чувство вкуса и меры. Чуть-чуть выйдете за грани дозволенного – и вы выглядите нелепо.

Прежде всего, учитывайте особенности фигуры и цветотип вашей внешности, не игнорируйте погодные условия и время года, ну и самое главное – уместность вашего наряда поводу и месту. Не комбинируйте больше 2 стилей. Классика уместна практически всегда, поэтому проще всего создавать комплекты на ее основе.

Слова «тенденции» и «тренд» сегодня знает даже школьник. Особенно актуальными данные слова становятся в начале каждого сезона, в период, когда многих заядлых модников начинает лихорадить: что же этакого именитые кутюрье придумают на этот раз?

И здесь даже не совсем понятно, кто более зависим от моды — дизайнеры, диктующие ее правила и каноны, или люди, стремящиеся всегда быть в тренде и регулярно обновляющие своей гардероб.

Мода начала XXI века абсолютная непредсказуема и даже самый опытный дизайнер не рискнет назвать доминантное стилистическое решение, вариаций масса: глэм-рок, гранж, фолк, sexy и даже «шестидесятые» — словом, полное отсутствие единой тенденции.

А вот о XX веке такого сказать нельзя, потому что там для каждого десятилетия был избран четкий стиль, цветовая гамма и, что примечательно, высота каблука для обуви.

Стилистические каноны тех времен, в отличие от тенденций моды 2015- 2016 годов, имели четкую социальную подоплеку. А именитые кутюрье — Кристиан Диор, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче — прославились именно благодаря своему безошибочному умению чувствовать социальные тяготения и воплощать их в реальные образы.

Так, в 40-е военные годы, женщины стремились подчеркнуть мужественность и отвагу нарядами Х-образной формы — широкие плечи, широкие бедра — демонстрировали вполне уместные и просто необходимые силовые качества. Прошла война, и женщины снова захотели быть хрупкими, нежными созданиями. Им на помощь пришла форма нарядов «песочные часы» и очень женственные туалеты от Кристиана Диора.

Еще одна характерная черта той эпохи — понятия «модный» и «немодный» были четко разграничены, и каждый имел ясное представление, какой элемент в его гардеробе может стать поводом для насмешек. Какие платья!

Миром правят хиппи, и, следовательно, в моде:

  • джинсы клеш;
  • колоритные этнические принты;
  • пацифистская символика.

В 80-х годах моду начинают воспринимать как продукт, продукт популярный и необходимый широкому кругу людей, а не только элите общества.

В годы реализации бешеных темпов производства мода становится индустрией, в которой основной акцент был сделан на скорость и новизну. Четко можно сказать, что именно с этого момента от дизайнеров начали ожидать какого-либо инновационного подхода к каждому новому сезону.

Сегодня появилась и стала очень популярной новая профессия — трендхантер, или кулхантер. Кто это такой? Это тот, кто в 2014 уже четко знает все тенденции моды 2015- 2016 годов.

Это социолог, разведчик и креативщик в одном лице. Обладая обостренной интуицией, он много читает профильной литературы, знакомится с людьми, причем, из совершенно разных социальных групп, много путешествует и часто вынужден подслушивать чужие беседы.

Он обобщает полученную информацию, вычленяет свежие, нетривиальные идеи — и, вуа-ля, модная тенденция будущего сезона уже существует. Важный нюанс: стать профессионалом в этой сфере крайне сложно, потому что нужно не только отыскать интересную идею и предложить ее в разработку, она должна прийтись по вкусу широкой публике, должна хорошо продаваться и приносить прибыль!

Трендхантеры и трендсеттеры

Самое пристальное внимание трендхантеров сосредоточено на трендсеттерах — людях, которые постоянно экспериментируют со своей внешностью, любят все новое и необычное. Во многом такая мода — это мода простых людей с улицы, реже это могут быть звезды кино или музыки. Раньше все было иначе: именно звезды диктовали моду, а простые обыватели слепо следовали их образу.

Например, то же повальное увлечение белыми локонами, как у Мерелин Монро, или короткой стрижкой и густо накрашенными ресницами, как у миниатюрной модели Твиггги. Сегодня же кутюрье, курируя гардеробы топовых звезд, сами и изменили эту ситуацию. Звезды щеголяют в их нарядах на красной дорожке, а люди продолжают поиск подходящего им образа самостоятельно.

Идеальное место «охоты» — это улицы крупных городов и страницы модных блогов. Именно из последних в мир пришла бешеная мода на сапоги с открытыми носами, которые ведущие дизайнеры представили на подиумах в бесчисленном количестве вариаций.

После всех своих мытарств и путешествий трендхантер отправляет в бюро прогнозов свой отчет. Там все данные систематизируют и тщательно анализируют для выдачи ежесезонного прогноза — трендбука на два предстоящих года.

Эта книга представляет собой собрание фотографий, эскизов, зарисовок, образцов тканей и декора. Наиболее удачной реализацией трендбука считается выпуск аромата Happy компанией Clinique в 2000-х годах. Тогда все эксперты сошлись во мнении, что все скомпонованные трендбуки демонстрируют жажду человечества стать счастливее.

Компания Clinique очень быстро сориентировалась, и на рекламных плакатах своей продукции представила хохочущую, беззаботную рыжеволосую модель Карен Элсон. Промоакция оказалась настолько удачной, что компания и по сей день успешно выпускает новые версии этого парфюма.

Инициативу компании быстро переняли и другие модные отрасли, все как один решили, что модели в журналах и рекламе должны демонстрировать тепло и счастье, а не королевское равнодушие и отчуждение.

Много непонятного и хаотичного в нашем веке, но одно можно сказать точно — мода у нас очень разноплановая, она дает каждому человеку возможность воплотить в жизнь свой образ, свое видение того, что считается актуальным.

И сколько бы трендхантеры ни подслушивали разговоры людей, ни читали умных книг и ни разглядывали гламурных журналов, на улице всегда останется место индивидуальности, непохожести и полному безразличию к модным прогнозам.

В обозримой перспективе данные займут существенно более высокое положение в экономике, чем занимаемое углеводородами

О перспективах наступления "Четвертой промышленной революции", вызванной новым этапом развития технологий, активно заговорили в 2016-2017 годах. В чем ее суть? Чем характеризуется и к чему приведет очередной виток прогресса? Ответы на эти вопросы дает материал, который для TAdviser подготовил журналист Леонид Черняк.

Кибернетический взгляд на Четвертую промышленную революцию

Идея очередной промышленной революции не нова, однако обсуждение этой темы обострилось после Давосского экономического форума и выступления президента этого бизнес-клуба Клауса Шваба в январе 2016 года. Последствия Industry 4.0 стали предметом обсуждения на различных аналогичных форумах, включая недавний Петербургский, состоявшийся в июне 2017 года. В силу специфики такого рода собраний на них обсуждаются не причины и не движущие силы (их принимают за данность), а последствия, в том числе глобальные геополитические, экономические и социальные, а также проблемы, которые предстоит на национальном уровне.

Точка зрения бизнес-элиты наиболее полноценно изложена в документе швейцарского банка UBS "Extreme automation and connectivity: The global, regional, and investment implications of the Fourth Industrial Revolution ". В отличие от массы других популярных публикаций в нем нет излишнего пафоса и разного рода субъективных прогнозов.

Те же ученые и инженеры, кто непосредственно совершает эту революцию, обычно исповедуют сугубо технократические убеждения. Для них революция сводится к сумме новых, но уже достаточно известных сегодня технологий: облачный компьютинг , киберфизические системы, искусственный интеллект (ИИ), 3D-печать, интернет вещей и некоторые другие. Показательным примером служит статья "Четвертая промышленная революция" в русскоязычной википедии.

Обе позиции имеют полное право на существование, однако при всей своей противоположности их объединяет общая слабость - отсутствие необходимой в данном случае системности. В стороне остается тот факт, что и эта революция, как и любая другая, представляет собой чрезвычайно сложное и, подчеркнем, системное явление. Ее нельзя рассматривать исключительно как «черный ящик» и как грядущую неизбежность, сводя все к рассуждениям о тем или последствиях, как это делают политики и экономисты. И точно также ошибочно препарировать революцию на отдельные составляющие, упуская диалектическую связь между ними, которая, собственно говоря, и создает взрывной синергетический революционный эффект. Такого рода общественное "биполярное расстройство", обнаруживается у авторов большинства материалов о любых революциях, от Великой Французской до новейших «цветных».

Из истории вопроса

По словам одной королевской портнихи, "все новое - это хорошо забытое старое". Удивительно, но многие черты Industry 4.0 были вполне правдоподобно предсказаны Николой Тесла. В 1926 году в беседе с корреспондентом чрезвычайного популярного в то время журнала Collier’s он среди прочего сказал:

С появлением беспроводных систем вся Земля превратится в один огромный мозг. Мы сможем общаться друг с другом практически мгновенно, невзирая на расстояния. Более того, с помощью телевидения и телефона мы сможем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы сидели лицом к лицу, разделенные на дистанции в тысячи миль; и устройства, которые позволят нам это сделать, будут поразительно удобным по сравнению с нашими сегодняшними телефонами. Человек сможет носить их в кармане. Мы сможем наблюдать и слушать события - инаугурацию президента, спортивный чемпионат, землетрясения или битвы - как будто мы находимся там. А когда и беспроводная передача энергии будет коммерциализирована, произойдет революция

Вот как в тридцатые годы 20 века представляли процесс получения новостей в домашних условиях. Особенно трогает салфетка и вазочка

В 21 веке предсказанные Николой Тесла "один огромный мозг" и устройства, которые можно носить в кармане, уже реальность, но великий электротехник не мог предположить появление таких вещей, кибернетика и Искусственный интеллект , компьютеры и компьютерные сети.

Данные - новая нефть

Если проанализировать специфические особенности всех четырех промышленных революций, то можно выделить характерный тренд, а именно, постоянное возрастание значения систем автоматизации и управления. Этот тренд в значительной мере объясняет специфику текущей Четвертой революции.

Для иллюстрации этого утверждения выделим тех трех «китов», на которых стоит любая из промышленных революций, и посмотрим как трансформируются их значения при переходе из одного исторического периода в другой. Эти киты в свою очередь базируются на достижениях фундаментальной и прикладной науки.

Итак, первый кит – сырье, а также источники и способы передачи энергии, второй – технологии и третий – организация производства и управление.

В конце 18 века главным сырьем были уголь и железо, главной технологией – пар и преобразования тепловой энергии в механическую. Что касается механизации и организации управления, то они, как таковые, тогда отсутствовали, разве что был регулятор Уатта на паровой машине. Во второй половине 19-го начале 20-го века с появлением электричества открылись возможности для начала работ по научной организации труда, появились конвейеры, идеи тейлоризма. Несколько позже появились работы по теории автоматического управления и различного рода табуляторы.

Как естественное следствие этого процесса в конце 40-х годов возникла кибернетика - научное направление, специализирующееся на управлении. В шестидесятые годы с появлением компьютеров системы технологического и организационного управления приобрели еще большее значение. В конце 20 века роль, которую играют системы управления, стала сравнима со значением технологий, которыми они управляют. Появились такие технологии, существование которых без автоматизации просто невозможно.

Этот простейший анализ показывает, что на протяжении двух с лишним веков шло непрерывное совершенствование систем автоматизации - от центробежного регулятора до современных, компьютерных.

Отличие новейших систем управления эпохи Четвертой промышленной революции можно назвать количественным. Сенсорная революция, начавшаяся с датчиков RFID , компьютерные сети, сбор и накопление медийных данных и другие технологии предоставили возможность системам управления получать практически любые сведения об окружающем мире. Данных стало так много, что их стали называть Большими.

Реакцию общества на взрывное увеличение количества данных можно сравнить со счетом индейцев племени пираха, живущего в тропических лесах Бразилии. Они используют всего три числительных: одно значит «один-два», другое - «несколько» и третье - «гораздо больше» или просто «много». Пожалуй, стоит говорить не о , а о данных вообще.

Еще совсем недавно, в 1990-х годах, скажем на уровне реляционных СУБД , данные не рассматривались как какая-то самостоятельная сущность. Даже опытные эксперты называли данные "мешком битов и байтов", а о принципиальном различии между данными и информацией, если и задумывались, то лишь единицы. В 2000-х же о данных заговорили как о «новой нефти». Впервые это выражение использовал английский математик Клиф Хамби в 2006 году. В 2016-2017 годах аналитики утверждают, что в обозримой перспективе данные займут существенно более высокое положение в экономике, чем занимаемое углеводородами. Не случайно вошел в обиход термин «data-driven» в приложении к экономике, программированию, журналистике, науке и другим сферам, движимых данными.

«Движимое данными» предполагает выработку решений, основываясь на данных, а не на интуиции или личном опыте. Попросту говоря, идея «data-driven» возникла тогда, когда появилась возможность собирать данные в достаточных объемах и анализировать их для принятия объективных решений. Отсюда и возникло увлечение Большими данными, различного рода технологиями майнинга данных и текстов и тому подобное. Сами по себе данные ценности не имеют, а добавленная стоимость получается путем их анализа для возникновения полезной и потребляемой человеком информации.

Центральным пунктом новой экономики становятся Наука о данных (Data Science) и люди со специальностью data scientist. Под зонтичным названием Data Science сосуществует множество разных, еще не систематизированных методов и технологий для анализа больших объемов данных, а подлинной науки о данных, которую можно было бы назвать этим именем, еще нет. Data Science есть не что иное, как обобщенное название суммы технологий для производства продуктов-данных.

Продукты-данные знакомы всем, прежде всего, по поисковым машинам - мы потребляем результаты поиска, не задумываясь о том, где, как и кем они порождаются. Сегодня продажа контента становится большим бизнесом, интернет содержит огромное число разного рода приложений, направляемых данными (data-driven application), но все это пассивное пользование данными. Активными продуктами-данными можно назвать такие, где есть люди, участвующие в процессе создания таких продуктов, и есть технологии для их создания.

1. Преобразование исходных «сырых» данных в форму, пригодную для анализа.

2. Собственно анализ данных.

3. Интерпретация данных.

4. Приложение данных к практике.

В отличие от природного сырья при использовании данных их количество не уменьшается, а наоборот увеличивается, что является качественно новым явлением. Создание технологий работы с данными лавинообразно формирует потребность в новых технологиях. Такого феномена положительной обратной связи экономика еще не знала. По аналогии с «электрификацией» и «компьютеризацией» теперь говорят о «датификации».

Экстремальные возможности и кибернетический подход

Даже средний современный автомобиль развивает скорость до 200 км/час, то есть его мощность и динамика для обычного владельца не являются ограничениями. Главное в нем – безопасность, удобство, экономичность и тому подобное. Примерно то же можно сказать и об информационных системах Industry 4.0. От прошлого их отличает отсутствие заметных ограничений. Они имеют экстремальную производительность (extreme productivity), обеспечивающую экстремальную автоматизацию (extreme automation) и экстремальную связанность (extreme connectivity).

Экстремальная производительность – вещь очевидная. Это многоядерные процессоры, вычисления в памяти, SSD, облака, аналитика и все остальное, что составляет современные компьютерные технологии.

Под экстремальной связанностью понимают условия, при которых в исчезают барьеры, связанные с расстоянием, временем или какими-то иными ограничениями на взаимодействия между людьми и машинами, людьми и людьми, машинами и машинами. По существу начало этому процессу было положено в 1982 году с созданием интернета, работающего по протоколу TCP/IP, хотя собственно термин internet, как сокращение от internetworking был предложен несколькими годами раньше.

Намного позже был предложен термин Internet of Things (IoT) , затем "индустриальный интернет" Industrial Internet of Things (IIoT) , а совсем недавно в связи с появлением технологии блокчейн - "интернет ценностей" (Internet of Valuе, IoV) и, наконец "интернет всего" (Internet of Everyting, IoE). IoE объединяет людей, данные, процессы и вещи.

Экстремальная автоматизация (extreme automation) - это, прежде всего, методы искусственного интеллекта во всех сферах человеческой деятельности - в бизнесе, в государственном управлении и даже в частной жизни. Заметим, что речь идет о так называемом "слабом ИИ", не предполагающем создание "умных" машин, представляющих для человечества опасность роботов и тому подобное.

Слабым ИИ (Weak AI) называют системы, не имеющие разума и компьютерных умственных способностей (Non-sentient computer intelligence). Они ориентированы на решение сугубо прикладных задач. Самый известный и доступный пример слабого ИИ - разработанная Apple для iOS вопросно-ответная система Siri (Speech Interpretation and Recognition Interface). Это приложение использует обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. Siri приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, изучая его предпочтения в течение долгого времени, но оно в полном смысле узкое.

К слабому ИИ также относят работы по автоматизации вождения автомобиля, системы глубинного машинного обучения и обработки данных на естественных языках (Natural Language Processing, NLP). Сюда же следует включить интернет вещей Internet of Things (IoT), межмашинное взаимодействие (M2M), киберфизические системы и некоторые другие вещи.

Сочетание экстремальной связанности с экстремальной автоматизацией на фундаменте экстремальной производительности открывают возможность для создания больших систем, построенных на основе кибернетического подхода. До сих пор применение кибернетического подхода было ограничено техническими системами. Что касается бизнеса или государственного управления, то здесь решения принимались и принимаются зачастую на интуитивном уровне, а компьютерные системы, типа ERP , служат лишь вспомогательными инструментами.

Сочетание экстремальной связанности с экстремальной автоматизацией на фундаменте экстремальной производительности открывают возможность для создания больших систем, построенных на основе кибернетического подхода

Кибернетический подход к управлению бизнесом, основанный на принятий решений, продиктованных объективным анализом данных (data driven decision), позволит избавиться от хронической болезни любых систем управления любых предприятий, для которой есть образное название HiPPOs (Highest-Paid Person’s Opinions, "решает тот, кто больше получает"). Эта правило приятия решений присуще не только бизнесу, но и любым административным системам, где деньгам сопутствуют еще и должностные позиции. Оптимальность таких решений в подавляющем большинстве вызывает сомнение.

Копия чужих материалов