Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция. Общая характеристика творчества

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция. Общая характеристика творчества

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой.

Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций.

Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня - место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому - убью. Мне терять нечего”,- говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить - значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении.

Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,- чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,- перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” - будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения - самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя - это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,- это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.)

Как прозаик Валентин Распутин обратил на себя внимание на Читинском семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в 1965 г.; специалистам по литературе он стал известен в 1967 г., с момента публикации его первой повести "Деньги для Марии" в журнале "Сибирские огни" (№ 9); всесоюзному читателю - с появлением в печати второй повести "Последний срок" (1970), ставшей наряду с повестью В.Белова "Привычное дело" каноническим произведением деревенской прозы.

У Распутина почти не было периода ученичества: первыми его произведениями стали две книги очерков ("Костровые новых городов", Красноярск, 1966; "Край возле самого неба", Иркутск, 1966), явившиеся результатом журналистских поездок на новостройки Сибири в конце 50-х, начале 60-х годов, в которых еще не угадывался будущий писатель.

Не так уж много написано Распутиным за тридцатипятилетний период творческой жизни: пять повестей и рассказы, очерки, публицистика. Но качество сделанного таково, что ставит писателя в первый ряд литературы. В 50 лет, он, крестьянский сын, писатель из далекой Сибири, по праву получает высокое звание Героя Социалистического Труда.

Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых так не хватает современному человеку.

В повестях В. Распутина обычно незамысловатый сюжет, и на первый взгляд кажется, что сюжету писатель не придает особого значения. Но это не так, в каждой повести у него обязательно есть хотя бы один не избитый сюжетный ход, чаще всего в финале произведения: "... Для меня важно суметь сделать особый поворот в сюжете. Писатель должен искать какие-то неожиданности в поведении своих героев. Плохо, когда читатель представляет, как поступит герой в следующую минуту. И порой приходится идти на обман читателя. Вместо очевидного - повернуть в другую сторону, пустить его в обход, а потом доказать, что это было необходимо, естественно".

Повесть "Прощание с Матерой" (1976) о преобразовании Сибири, но писатель оценивает созидательную деятельность человека не только с утилитарной стороны, но и духовной. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: деревня Матера, расположенная на острове посредине Ангары, подлежит затоплению, станет дном будущей ГЭС. Автора волнует здесь все: и организационная непродуманность самого процесса затопления (попытка со стороны бригады пожогщиков на глазах у еще не уехавших стариков "расправиться" с кладбищем); и неудачно выбранное место для нового поселка, и то, как на психике крестьян сказывается вторжение технического прогресса в их жизнь.

В центре внимания в повести - три поколения семьи Пинигиных: старуха Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для Дарьи, прожившей всю жизнь на Матере, где она и похоронила своих близких, затопление острова - личная трагедия. Павел прекрасно понимает, что мать, вросшая корнями в эту землю, смотрит на новый поселок, как на чужой рай, ей не привыкнуть к новому месту. Самый выразительный эпизод повести - прощание старухи с родной избой, которую она выбелила, выскоблила, обрядила перед дальней дорогой (смертью), перед тем, как ее предадут огню.

Нелегко расставаться с деревней и совхозному механику Павлу. Жаль ему родной дом, землю, но умом он понимает: ГЭС, которую строят, нужна: "Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами, вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?" Павел - тип крестьянина-правдоискателя, хорошо известный русской литературе. Это человек ищущей беспокойной мысли, "задумывающийся" герой, столь привлекательный для многих современных писателей (Степан Чаузов, Николай Устинов в произведениях С. Залыгина "На Иртыше" и "Комиссия", Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе В. Шукшина др.).

Внук Андрей, представитель последнего поколения Матеры, уже не чувствует зова земли. Больше всего обидело Дарью то, что уезжая, он не попрощался с землей, не прошелся по Матере, на которой вырос, не задумался о том, что видит ее в последний раз. Андрея влечет романтика великих строек. "Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче - другие", - говорит он отцу. Он хочет, чтобы его работу видели все, да и время сейчас такое стремительное, что нельзя сидеть на одном месте. Но Дарью и Павла поражает другое, почему молодые столь бездумно относятся к отчему дому, почему факт затопления родной деревни не вызывает у них ни беспокойства, ни сожаления, ни сомнения. Снижение "коэффициента почтительности" к земле, к отчему дому - серьезнейшая нравственная проблема, которая вызывает беспокойство современных писателей, выходцев из деревни. Утрата этого важного духовного фактора чревата опасностью превращения человека в перекати-поле, нарушения жизненных ориентиров, одним словом, может сказаться на важных социальных сторонах личности человека.

Все средства художественной выразительности мобилизует писатель для доказательства своих наблюдений над деревенской жизнью. Это и образы-символы (царственный листвень, Хозяин острова), и в первую очередь, многолетний опыт самого уважаемого человека на Матере (это не только название деревни, но и символ матери-земли) старухи Дарьи, к которой вся деревня тянется за советом и помощью. О мудрости и незаурядном речевом даре старой женщины свидетельствуют ее монологи. Вот один из них, обращенный к внуку Андрею: "Ты говоришь машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете... Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки... И в ранешнее время робили, не сидели руки в укладку, дак ить робили в спокое, а не так. Щас все бегом... В городе-то я была, посмотрела - ой, сколь их бежит! Как муравьев, как мошки!"

В. Распутин владеет редким даром индивидуализации речи персонажей, причем ему удается передавать не только лексические ее особенности, но и своеобразие интонационное. В этом ему помогает определенная манера письма: "...Когда я начинаю работу, то составляю словарик. Старуха, скажем, должна произносить такие слова и обороты, другая старуха - несколько иные, потому что каждый человек владеет активно именно "своими" словами и оборотами...". По мнению писателя, языку, которым пишут "деревенские" писатели Астафьев и Белов, выучиться нельзя: "Этот язык принадлежит только им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы - это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки".

Сюжетная ситуация в повести "Прощание с Матерой" сугубо личная, автобиографическая. "Я сам из "утопленников", - говорит Распутин, - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. А под воду ушла в сущности вся прежняя Ангара. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить... Сама жизнь заставила писать продолжение "Матеры". Сказав "а", следовало говорить "б". Жив буду - вероятно, придется продолжать эту азбуку. Материала для осмысления предостаточно, лишь бы осмысление давало хоть какой-нибудь результат. С изменением занятий изменились нравы, с изменением нравов - все тревожней за человека. Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть"6. Одним словом, "Прощание с Матерой" и следующая повесть "Пожар" (1985) - это дилогия, причем не исключено их продолжение в будущем.

На вопрос, как он нашел главного героя "Пожара", Распутин отвечает в этом же номере "Книжного обозрения": "Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то в рассказе "Уроки французского" я упоминал его, там это шофер, как оно и было в действительности, единственной в колхозе полуторки, человек внимательный и добрый к герою рассказа. Таким он и остался с переездом деревни и с переменой ее уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя.

И случайте пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в мрем поселке, а в соседнем, леспромхозовском".

Главный герой "Пожара" Иван Петрович Егоров, живет он в сибирском поселке Сосновка, куда переселился двадцать лет назад из родной Егоровки, затопленной при строительстве гидростанции. Поначалу мало что изменилось в жизни бывшего фронтовика-танкиста. Работал он, как и раньше на машине, да и люди окружали его, близкие по духу. Но со временем все пошло наперекосяк. Стали селиться в поселке люди легкие - архаровцы, не связанные ни хозяйством, ни огородом, ни семьей; стали они "сбиваться в круг, разрастаться в нем в открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу с атаманом и советом", которая насаждала в поселке свой нравственный закон. Участились пьянки, стрельба, поножовщина, расправы с теми, кто хотел жить по совести. "Смешно было бы грешить только на приезжих. Нет, и свои, с кем бок о бок жито и работано под завязку, научились косо смотреть на всякого, кто по старинке качает права и твердит о совести",- сообщает герой. Он упрямо поднимается на собраниях и вслух говорит обо всем, что творилось на лесосеках, на нижнемскладе, в.гараже, в магазинах. Однако все его усилия напрасны, ему мстят, мешают работать, прокалывают скаты, громят палисадник.

"Сотни народу в поселке, а десяток захватили власть", - вот чего не мог понять Иван Петрович... Обида Ивана Петровича была не на архаровцев - что с них взять?! - а на своих, притерпевшихся и покорившихся.

Устав душой, Иван Петрович решает с женой Аленой перебраться к сыну. Но пожар, случившийся в Сосновке, описанию которого отводится значительное место в повести и который как бы проясняет многих людей, выделив в них плохое и хорошее, приводит героя к нравственному перелому. Заключительные сцены повести убеждают нас в том, что Иван Петрович готов продолжать борьбу за свои убеждения.

Началом самостоятельной творческой работы Валентин Гри-горьевич Распутин (род. 1937 г.) считал повесть «Деньги для Ма-рии», которую он написал, будучи уже членом Союза писателей СССР. В 1968 году повесть вышла отдельным изданием. Сюжет по-вести прост: у продавщицы деревенского магазина Марии обнару-жена недостача в тысячу рублей. Чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж Кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. Встречи с разными людьми, размышления Кузьмы о жизни — составляют основу книги.

Широкую популярность Распутину принесла повесть «Послед-ний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «Наш современ-ник». Писатель рассказал о последних днях старухи Анны, в дом которой съехались ее дети. В советской литературе о смерти про-стых людей было не принято писать, воспевалась обычно героиче-ская смерть во имя партии и родины. Распутин в своей книге, от-талкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. Автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотно-шениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.

Событием в русской литературе стала повесть «Живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («Наш современник»). Тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной ду-ши. Действие повести разворачивается вокруг дезертирства Андрея Гуськова из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Распутин в одной из бесед говорил: «Мне интересны жен-ские характеры. Я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. Так вот, «Жи-ви и помни» написано о женщинах». Истинной героиней повести является жена Гуськова Настена. Она не может пережить преда-тельства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийст-вом. Бросившись в Ангару, женщина убивает и будущего ребенка. В повести выражена идея ответственности за близкого человека.

Образом Настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть чело-века, надо уметь ему сострадать. Повесть «Живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «Наш совре-менник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.

Через два года Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой» («Наш современник», 1976). В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Брат-ской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена. Ма-тера — это остров и название деревни, которая подлежит затопле-нию. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. Повесть «Прощание с Матерой» — раз-мышления писателя о судьбе русской деревни. Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижения-ми и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Материал с сайта

Распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. Последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «Пожар» (1985). По-жар в небольшом поселке Сосновка явился своеобразным наказа-нием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.

В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно- негаданно» (1997), повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана». Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык. С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жизни и творчества распутина
  • отзыв о творчестве распутина
  • Домашнее сочинение по творчеству В.Распутина
  • распутин жизнь и творчество презентация
  • реферат жизнь и творчество распутина

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Валентин Григорьевич Распутин один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова. Ещё его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси.

3 слайд

Описание слайда:

Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка. Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина. Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

4 слайд

Описание слайда:

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал. На пароходе у Григория Распутина (отец) украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

5 слайд

Описание слайда:

Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».

6 слайд

Описание слайда:

Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Там Валентин Распутин увлёкся Ремарком, Хемингуэем и Прустом. Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.

7 слайд

Описание слайда:

Творчество В штат иркутской газеты «Советская молодёжь» начинающего журналиста приняли ещё до защиты диплома. Здесь и началась творческая биография Валентина Распутина. И пусть жанр журналистики не очень соответствовал классической словесности, зато помог приобрести необходимый жизненный опыт и «набить руку» в писательстве.

8 слайд

Описание слайда:

А в 1962-ом Валентин Григорьевич переехал в Красноярск. Его авторитет и журналистское мастерство выросли настолько, что теперь ему доверяли писать о таких масштабных событиях, как строительство Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций, стратегически важной железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет. Но рамки газетных публикаций стали слишком узкими для описания впечатлений и событий, полученных в многочисленных командировках по Сибири. Так появился рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». Это был литературный дебют молодого прозаика, пусть несколько несовершенный по форме, но удивительно искренний и пронзительный по сути.

9 слайд

Описание слайда:

Вскоре в альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина «Край возле самого неба». Среди первых рассказов писателя – «Василий и Василиса», «Рудольфио» и «Встреча». С этими произведениями он и отправился в Читу, на собрание молодых литераторов.

10 слайд

Описание слайда:

Среди руководителей там оказались такие талантливые прозаики, как Виктор Астафьев, Антонина Коптяева и Владимир Чивилихин. Именно он, Владимир Алексеевич Чивилихин, и стал «крёстным отцом» начинающего писателя. С его лёгкой руки рассказы Валентина Распутина появились в «Огоньке» и «Комсомольской правде». Эти первые произведения тогда ещё мало кому известного прозаика из Сибири прочитали миллионы советских читателей.

11 слайд

Описание слайда:

Имя Распутина становится узнаваемым. У него появляется масса почитателей таланта, которые с нетерпением ждут новых творений от сибирского самородка. В 1967-ом в популярном еженедельнике «Литературная Россия» появился рассказ Распутина «Василий и Василиса». Это раннее произведение прозаика можно назвать камертоном его дальнейшего творчества. Здесь уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев. Здесь появляется важнейшая деталь и постоянный «герой» всех произведений Валентина Григорьевича – природа. Но главное во всех его сочинениях – и ранних, и поздних – это сила русского духа, славянский характер.

12 слайд

Описание слайда:

В том же переломном 1967 году вышла первая повесть Распутина «Деньги для Марии», после публикации которой его приняли в Союз писателей. Слава и известность пришли незамедлительно. О новом талантливом и самобытном авторе заговорили все. Чрезвычайно требовательный к себе прозаик ставит окончательную точку на журналистике и с этого момента посвящает себя писательству.

13 слайд

Описание слайда:

В 1970-ом в популярном «толстом» журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина «Последний срок», которая принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков. Многие назвали это произведение «костром, возле которого можно отогреть душу». Повесть о матери, о человечности, о бренности многих явлений, которые кажутся главными в жизни современного городского человека. Об истоках, к которым необходимо возвращаться, чтобы не потерять человеческой сущности.

14 слайд

Описание слайда:

Спустя 6 лет вышла фундаментальная повесть, которую многие считают визитной карточкой прозаика. Это произведение «Прощание с Матёрой». В нём рассказывается о деревне, которая скоро должна быть затоплена водой из-за строительства крупной ГЭС. Валентин Распутин повествует о том пронзительном горе и неизбывной тоске, которую испытывают коренные жители, старики, прощаясь с землёй и ветхой деревенькой, где знакомая и до боли родная каждая кочка, каждая колода на избе

15 слайд

Описание слайда:

Здесь нет обличительства, причитаний и гневных призывов. Просто тихая горечь людей, которые хотели дожить свой век там, где зарыта их пуповина. Коллеги прозаика и читатели находят в произведениях Валентина Распутина продолжение лучших традиций русских классиков. Обо всех сочинениях писателя можно сказать одной фразой поэта: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Главные явления, которые он обличает со всей мощью и бескомпромиссностью – это отрыв от корней «иванов, родства не помнящих».

16 слайд

Описание слайда:

Знаковым оказался для литератора 1977 год. За повесть «Живи и помни» его наградили Государственной премией СССР. Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и страданиях.

17 слайд

Описание слайда:

Валентин Распутин осмеливался говорить о вещах, которые многие его коллеги старались осторожно обходить стороной. Например, главная героиня повести «Живи и помни» Настёна, как и все советские женщины, проводила любимого мужа на фронт. После третьего ранения он едва выжил. Выжить то выжил, но сломался и дезертировал, понимая, что до конца войны ему вряд ли дожить, если снова попадёт на передовую. Развернувшаяся драма, искусно описанная Распутиным, поражает. Писатель заставляет задуматься о том, что жизнь не чёрно-белая, в ней миллионы оттенков.

18 слайд

Описание слайда:

Годы перестройки и безвременья Валентин Григорьевич переживает крайне тяжело. Ему чужды новые «либеральные ценности», которые ведут к разрыву с корнями и уничтожению всего, что так дорого его сердцу. Об этом его повести «В больнице» и «Пожар». «Хождение во власть», как Распутин называет своё избрание в депутаты парламента и работу в составе Президентского совета при Михаиле Горбачёве, по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. После избрания прислушиваться к нему никто и не думал.

19 слайд

Описание слайда:

Валентин Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала, воевал с ненавистными ему либералами. Летом 2010-го его избирают членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви. А в 2012 году Валентин Григорьевич выступает за уголовное преследование феминисток из Pussy Riot и резко отзывается о коллегах и деятелях культуры, которые выступили в поддержку «грязного ритуального преступления».

20 слайд

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.


Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “ ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes