Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Морской пейзаж в музыке. Сравнения выразительных средств музыки и живописи

Морской пейзаж в музыке. Сравнения выразительных средств музыки и живописи

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Данные об авторе

Чумаковой Еленой Юрьевной

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

Тема 3 четверти 5 класса: « Музыка и изобразительное искусство »

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  1. Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

Множество чего? - спросила Алиса.

Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку?

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

Красок музыка полна

И живёт во всех она.

Кто рисует всё в себе,

Кто рисует на холсте,-

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка».

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

Разучивание песни.

Исполнение каноном.

Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 - 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку .

Физкультминутка .

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди - вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я - лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники - импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» . В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель - беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

Рисуем музыку!

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Разработка урока музыки
«Рисуем музыку. Импрессионизм в музыке и
живописи».

Тема урока: Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
1. Ф.И.О. – Хамуева Е.В.
2. Место работы – МБОУ СОШ№42
3. Должность – учитель музыки
4. Предмет – Музыка
5. Класс – 5
6. Тема и номер урока в теме – № урока 29.
Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
Раздел: “Музыка и изобразительное искусство”, № урока в разделе 14
7. Базовый учебник ­ Учебник Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,
изд. «Просвещение»

8. Оборудование ­ проектор, ноутбук, экран, презентация со слайдами,
музыкальный инструмент фортепиано.
9. Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи
между музыкой и живописью
10. Планируемые результаты:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место. Обогатить музыкальный словарный запас
обучающихся
Метапредметные:
регулятивные ­ оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие
фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
11. Задачи:
­ образовательные (формирование познавательных УУД):
Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать
потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
­ развивающие (формирование регулятивных УУД)
Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух,
развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
12. Тип урока: урок получения новых знаний. Вид урока: урок творчества. Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная
музыка.
13. Методы:
метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;
 по источникам знаний: словесные, наглядные;
 по степени взаимодействия учитель­ученик: эвристическая беседа;

 относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; собственного «я».
относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение
14. Организация деятельности учащихся на уроке:
­самостоятельно определяют тему, цели урока;
­отвечают на вопросы;
­решают самостоятельно задачи;
­оценивают себя и друг друга;
­рефлектируют.
Приемы музыкальной деятельности учащихся ­ пение, активное слушание, анализ.
Музыкальный материал К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма»,Э.Григ «Утро»,
песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной;
15. Необходимое техническое оборудование: раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму,
Презентация с репродукциями картин Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»,
В.Кандинского, М.Чюрлёниса.
Вспомогательные материалы ­ краски, кисточка, листы с плотной глянцевой поверхностью, легковпитываемая бумага.
16. Структура и ход урока.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».
Ход урока.
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Рисуем… музыку? Импрессионизм в музыке и живописи»
­ Ребята, любите ли вы сказки?
­ Какие из них нравятся вам больше всего?
­ Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.
В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:
«А еще они рисовали всякую всячину всё, что начиналось на букву «М».
­ Как вы думаете, какое?
­ Правильно, музыка!
­ Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?
Рисуем музыку? (сл.1)
Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?
Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)
На доске (зачитать):

Красок музыка полна
И живет во всех она.
Кто рисует все в себе,
Кто рисует на холсте, ­
Но везде пусть вашей кистью
Управляют чувства,
Как внутри, так и вовне.
Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)
Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.
­ Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?
(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)
Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)
Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.
­ Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображенный на переднем плане или то, что составляет его фон?
­ Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).
­ За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.
­ Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).
­ Какое графическое изображение имеет мелодия?
Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и
художника М.Чюрлениса (1875­1911 г.) (Сл.5)
Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами
рисунка, пространства, красок.
Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.
(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)
«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)
­ Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

­ Какова «динамика» произведения?

­ Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)
Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж
потом – живопись.
­ Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?
­ Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Я знаю очень интересную историю. Называется она­ «Тайна лондонского тумана».
Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень
хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее
красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне
он увидел прекрасное здание ­ известный собор Святого Петра, в котором похоронено
много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил
нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал
работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как
город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что
едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался
передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке.
Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал
какой­то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»
А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд 21)
А музыку можно представить и нарисовать?
Физкультминутка.(Сл.22)
Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых
птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», ­ выдох. Вдох. «Я
лебедь» ­ выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки­крылья.
А теперь согните чуть­чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз).
Как радостно и свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и
увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Был замечательный полет! (Присаживайтесь).
В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайды 23,24,25,26,27,28) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для
удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.
1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является основной?


5) Тематика картин?
Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите.
По названию одной из увиденных вами картин, художников стали называть импрессионистами. Как вы думаете, что это за картина? Почему вы так
решили?
Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести
вечную молодость.
А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.29,30,31,32,33,34) понимает, что «цвет» в
многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение.
В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар,
огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного
выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но,
присмотревших, пятна как бы оживают.
И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.
А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Памятка его написания на экране (Слайд 35). Тема­Импрессионизм. Напоминает правила
написания синквейна. Выслушивает и оценивает результаты написания.
А теперь мы переходим к следующему этапу нашей работы. (Работа по рядам) Картины многих импрессионистов называют музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин Огюста Ренуара. 1 ряд «озвучивают» картину «Залив Мулен Гюе»», а 2 ряд ­ «Купальня на реке». (Слайды 36,37).
Третий ряд постарается решить кроссворд (раздаточный материал).
А теперь постарайтесь дать определение понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и попробуем выступить в роли художников. Сейчас мы послушаем музыкальные произведения Клода Дебюсси. Я заранее
не буду говорить название ­ постарайтесь найти свои варианты.
Перед вами лежат краски, кисточка и плитка. По мере прослушивания произведения, выбирайте цвета, отражающие суть и характер музыки. Наносите
краски брызгами на плитку (прослушивание «Девушка с волосами цвета льна»)
А теперь возьмите в руки бумагу и промокните вашу плитку. У вас получилась цветовая палитра ваших слуховых впечатлений.
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже на почве, подготовленной живописью. В прослушанном вами произведении, Клод Дебюсси добился
эффекта переливания красок без смешения тембров.(Слайд 38)

Основной темой творчества импрессионистов стали картины природы, причем сиюминутное ее восприятие. Важным было показать движение воздуха,
всплеск воды, игру света и тени.
Художники­импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из­за
своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать
блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.
Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.39), французскому композитору­импрессионисту. Живописность присутствует
уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»
Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.
Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.40,41,42,43,44
А теперь, на основе справочного материала и ваших впечатлений, сделайте вывод, что общего между импрессионистами: художниками и
композиторами.
Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников
краска преобладает над линией.
Какую же музыку можно назвать живописной?
Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку
лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что
он на самом деле был розовый. Лондон­ город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом,
придает ему красную окраску.
Теперь давайте вспомним выразительные средства живописи
Каковы выразительные средства музыки?
Сравните: выразительные средства в живописи и музыке. В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет,
колорит. А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов?­ Гармония.
В заключении, давайте исполним песню Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки краски»(сл.45) Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде
Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с
этими словами
После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.
Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок.
Домашнее задание: подобрать литературное произведение, созвучное с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
Рисуем музыку! (Сл.46)
Технологическая карта урока музыки

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
1.Этап
мотивации
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
2. Проверка
домашнего
задания.
Проверка
усвоенного
материала
прошлого урока
3.Этап
актуализации
и
фиксирование
затруднений
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
4.Этап
выявления
места и
причины
затруднения
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока
Приветствие, настрой. Можем ли
мы услышать живопись или увидеть
музыку? Зачитывает на доске
эпиграф. На эти вопросы мы
постараемся сегодня найти ответы,
но для начала, давайте вспомним
песню, которую вы учили дома.
­ Было ли в песне ощущение
законченности? Обычно всегда в
конце песни стоит точка. Почему
ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной
выразительности помогают нам
понять и увидеть содержание
музыкального произведения?
Что вы знаете о М. Чюрленисе?
В чем заключается связь музыки,
изобразительного искусства и
литературы на примере творчества
литовского художника ­ композитора
М.Чюрлёниса?
Какое графическое изображение
«мелодии» вы здесь видите?
­ В каком ладу «звучит» картина?
­ Какова «динамика»
произведения?
­ Что вы можете сказать о «темпе»?
­ Какие оттенки придает произведению
«регистр»?
Вспомним значение терминов портрет,
пейзаж, натюрморт.
Что объединяет эти понятия?
Мы с вами вспомнили, как называются
основные жанры живописи,
но я знаю очень интересную
историю. Рассказывает о написании
художником Клодом Моне картины
«Тайна лондонского тумана».
А как думаете вы, какого цвета туман?

Формируемые УУД
Познаватель­
ные
Регулятив
­ные
Коммуни­
кативные
Личност
­ные
Время
в мин.
2
Деятельность
учеников
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
работу на уроке.
Исполняют песню
«Музыка» Г.Струве,
И.Исакова
5
5
4
Отвечают на
вопросы.
Слушание «Сонаты
моря» финал
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
литературы,
изобразительного
искусства
Воспринимать и
анализировать
музыкальное
произведение для
постижения их
художественного
содержания
Выдвигать
версии
Анализируют
информацию,
Отвечают на
поставленный
вопрос
выделять
существенные
характеристики
объекта
Осознанно
использовать
речевые
средства в
соответст­
вии с
ситуацией
Осознавать
свои
эмоции
Развитие
эмоциональ
но­
нравственн
ой
отзывчивос
ти
Осознавать
свои
эмоции
Осознавать
целостност
ь мира и
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
участвовать
в диалоге
Учатся
размышлять,
слушать
вопросы и
отвечать на
них.
Выдвигать
версии

Изучение нового
материала на
основе сравнения,
анализа, синтеза
информации
4­.
Введение
в тему
урока
5.Совместн
ое
открытие
новых
знаний

Какие,
В 1874 г. группа молодых французских
художников организовала выставку
своих работ. Посмотрите на некоторые
картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда
на ваш взгляд,
Сислея.
характерные
черты живописи
импрессионистов.
1)Какая техника письма преобладает на
этих картинах: четкие линии или
наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является
основной?
4) Место действия всех картин?
5) Тематика картин?
По названию одной из увиденных вами
картин, художников стали называть
импрессионистами. Как вы думаете,
что это за картина? Почему вы так
решили?
Одним из первых русских художников­
импрессионистов был В.Кандинский.
Рассказывает о художнике.
А теперь, я предлагаю описать ваши
впечатления в синквейне. Памятка его
написания на экране)
Тема­Импрессионизм. Напоминает
правила написания синквейна.
Выслушивает и оценивает результаты
написания.
Переходим к следующему этапу нашей
работы. (Работа по рядам) Картины
многих импрессионистов называют
музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин
Огюста Ренуара. 1 и 2 ряд
«озвучивают» картину «Залив Мулен
Гюе»», а 3 ряд ­ «Купальня на реке».
Осознавать
целостност
ь мира
развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
Формирован
ие умения
грамотно
строить
речевые
высказывани
я
Вырабатыв
ать
уважительн
о­
доброжела
тельное
отношение
к
одноклассн
икам
Определять
цель,
проблему
17
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Учатся слушать и
эмоционально
откликаться на
музыку
учатся
размышлять над
содержанием
музыкального
произведения,
определять
средства
музыкальной
выразительности
высказывать
суждения о
музыке
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
изобразительного
искусства
Составление
кластера в тетради,
обмен мнениями в
парах, проверка на
экране, коррекция с
учетом изучения
справочного
материала
Формулируют тему
и цели урока.
Написание
синквейна.
Индивидуальная
работа.
Презентация
синквейнов.
Работа в группах.
Звуковой
анализ
полотна.
Презентация работ и
обмен мнениями.

Постараться решить кроссворд.
А теперь, на основе вашей творческой
работы, постарайтесь дать определение
понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и
попробуем выступить в роли
художников. Сейчас мы послушаем
музыкальные произведения Клода
Дебюсси. Я заранее не буду говорить
название ­ постарайтесь найти свои
варианты. Перед вами лежат краски,
кисточка, лист бумаги. По мере
прослушивания произведения,
выбирайте цвета, отражающие суть и
характер музыки. Наносите краски
мазками на лист.
Прослушивание «Девушка с волосами
цвета льна»
Музыкальный импрессионизм возник
несколько позже на почве,
подготовленной живописью. В
прослушанном вами произведении,
Клод Дебюсси добился эффекта
переливания красок без смешения
тембров. Рассказывает о картинах
К.Дебюсси. Видеозарисовка картин
природы под музыку Клода Дебюсси
«Лунный свет».
Слуховое
восприятие музыки,
воплощение в цвете
своих впечатлений
Презентация своих
работ и мнений о
названии.
Анализируют
картины, ищут
проявление
импрессионизма в
видеозарисовке
6­8 Этап
первичного
закрепления
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изученной
темы
А теперь, на основе справочного
материала и ваших впечатлений,
сделайте вывод, что общего между
импрессионистами: художниками и
композиторами.
Какую же музыку можно назвать
5
Работают со
справочным
материалом, делают
выводы об основных
средствах
выразительности
импрессионизма в
живописи и музыки
Анализировать
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
Оценивать
степень и
способы
достижения
цели
Осознавать
свои
эмоции
Вырабатыв
ать
уважительн
о­

живописной?
Вернемся к началу нашего урока. После
просмотра картин импрессионистов мы
узнали, что туман был розовый.
Послушайте разгадку лондонского
тумана. Рассказывает.
Вспомним выразительные средства
живописи?
Каковы выразительные средства
музыки?
Сравните: выразительные средства в
живописи и музыке.
В заключении исполним песню
Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки
краски
Подведение итогов урока.
Сообщение оценок за урок.
9.Этап
рефлексии
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционального
состояния,
мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
10.Итоги
урока. Оценки
за урок
Самооценка
результатов своей
деятельности и
всего класса
11.Домашнее
задание
Домашнее задание: подобрать
литературное произведение, созвучное
с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
3
2
2
Анализировать
Классифицировать
Сравнивать
Обобщают
полученные
представления,
отвечают

вопросы учителя
на
Сравнивают черты
импрессионизма в
живописи с музыке,
делают выводы
Исполняют хором
песню.
участвовать
в диалоге
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
доброжела
тельное
Аргументи
рованно
оценивать
свои и
других
мнение
Развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
формирова­7. Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.
По вертикали:
Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

    Орг. момент.

    Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25) , французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуйте музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру.

Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Рисуем…музыку?»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Аржаева Александра Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Должность

Предмет

Класс

Тема четверти

Тема урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

«Рисуем…музыку?»

Базовый учебник

Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.

    Цель урока : выявление взаимосвязей между изобразительным искусством и музыкой, продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления об изобразительном искусстве; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного живописного полотна.

    Задачи:

Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и изобразительного искусства; раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни;

Обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами; продолжить развивать умение логического мышления в игре, творческой фантазии, музыкально-образного мышления.

Воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

    Тип урока : изучение нового материала (углубление в тему).

    Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, творческие задания, игра.

    Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия.М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма», К.Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», Э.Григ «Утро», песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной; презентация.

    Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Активизация внимания

Эпиграф урока на доске

Постановка проблемы, актуализация знаний

Любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся больше всего?

Сказка Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» (зачитать)

Отвечают на вопросы учителя.

Введение в тему урока

Подумайте, что я должна записать после слова тема?

Сформулируйте тему урока

Рисовать музыку? Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?. Исполнение песни «Музыка».

Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания, исполнение песни.

Совместное открытие новых знаний

Творчество Чюрлениса, Ренуара, Дебюсси.

Развитие творческой фантазии, воображения физкультминутка

Рефлексия

Творческие задания. Творчество Кандинского.

Выполняют задания. Размышляют.

Подведение итогов.

В неразгаданности искусства таится огромная сила. Ставим точку. Исполнение песни. Что нового узнали на уроке? Имена художников и композиторов.

Исполняют песню «Возьмите в руки краски».

Отвечают на вопросы.

Заключительное слово

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к любой прослушанной на уроке музыке.

Выбирают наиболее понравившееся музыкальное произведение

По горизонтали:

    Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.

    Сочетание звуков, аккордов.

    Средство музыкальной выразительности.

    Чередование длинных и коротких звуков.

    Скорость движения в музыке.

    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

    Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

Цель: Дать сравнительный анализ изображения состояний моря в литературе на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», изобразительном искусстве на примерах картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал», музыке на примерах фрагментов оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

  1. познакомить с произведениями художников Н.Рериха, И.Айвазовского, композитора Н.А.Римского-Корсакова;
  2. развивать эстетическое восприятие и понимание красоты природы в произведениях изобразительного искусства и музыки;
  3. обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин, музыкальных произведений;
  4. воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.

Оборудование:
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Фонохрестоматия – образ моря (фрагменты из оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакого).
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с иллюстрациями).
Репродукции картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал».
Геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент (цвет настроения).
II. Изучение нового.
III. Выставка.
IV. Итог (цвет настроения).

В начале урока ребятам раздаются 3 цвета настроения (красный – радостное, желтый – равнодушное, синий – грустное). Каждый должен выбрать один цвет своего настроения и передать учителю. Подсчитывается количество соответствующих цветов в начале и в конце урока.

Учитель:
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы путешествие состоялось, нам нужно набрать команду на волшебный корабль (из геометрических фигур дети складывают кораблик).

– Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)

Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям. А капитанами на этом корабле будем мы, педагоги.

Итак, мы отправляемся в путь, но недалеко от берега нас останавливает грозный царь Нептун, повелитель морей и океанов.

Учитель рисования:

Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…

Давайте обратимся немного к литературе. Послушайте отрывок и скажите, из какой это сказки:

Вот пошел старик к синему морю,
Видит, море разыгралось… (Ответы детей.)

Опишите состояние моря в этом отрывке, какое настроение оно передает, какими красками можно передать? (Ответы детей.)

Учитель музыки:

– Ребята, а скажите, можно ли музыкой передать образ моря? (Ответы детей.) А вы любите сказки?

– Я хочу вам рассказать про одного замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. (Кто такой композитор?) Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. В 6 лет маленький Ника начал заниматься музыкой, но в душе мечтал стать моряком, с увлечением читал книги о мореплавателях. И когда Нике исполнилось 12 лет, отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. По окончании морского корпуса Ника отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось 3 года. За это время он увидел много стран, набрался новых впечатлений, полюбил еще больше море, которое не раз изображал в своих произведениях. А во время плавания читал сказки, которые любил с детства. Сам композитор говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра Садко с океаном-морем. И сейчас мы с вами послушаем фрагменты из музыкальной картины «Садко».

– А пока будет звучать музыка, выберите репродукцию картины, которая соответствует настроению прослушанного вами произведения (дети слушают фрагмент и выбирают подходящую репродукцию).

Проводится беседа с детьми:

  • Какая музыка по характеру?
  • Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
  • Каким образом композитор сумел выразить то или иное чувство в музыке?
  • Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (Темп, лад, тембр, мелодия, ритм, динамика звука.)

Затем беседу проводит учитель рисования:

  • Что ребята видят на картине?
  • Какие здесь используются художественные выразительные средства?
  • Какая природа, какое небо?

(Учащиеся красками изображают состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи.)

– А теперь, ребята, вспомните, как стало меняться состояние моря дальше в сказке А.С.Пушкина.

Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют. (Ответы детей.)

– Изменилось ли ваше настроение?

Учитель музыки:

– Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще один фрагмент из замечательной сюиты (музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом ) «Шехерезада», картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада-морехода (слушание в записи).

  • Какая музыка по характеру в этом фрагменте?
  • Какими музыкальными средствами композитор передает образ спокойного и бурного моря?
  • Какой фрагмент вам больше понравился и почему?
  • Какое настроение, впечатление у вас создалось после прослушанных фрагментов?

Учитель рисования:

– Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать репродукцию еще одной картины, которая будет соответствовать настроению прослушанного вами произведения (дети выбирают репродукцию картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»).

– Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами , а картины с морскими видами – маринами . Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии, мощные раскаты грома – все это с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн (учащиеся красками изображают то состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи).

В конце урока проводится выставка рисунков.

Итог: С детьми всего класса проводится рефлексия.

Ребята снова выбирают цвет соответствующего настроения после проведенного урока.