Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Презентация основные произведения скрябина александра николаевича. ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

Презентация основные произведения скрябина александра николаевича. ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

Cлайд 1

Скрябин Александр Николаевич (1871(72)-1915) Композитор, пианист. Биографии композиторов http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Cлайд 3

-Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года) в Москве. -Отец Скрябина, Николай Александрович, на момент рождения сына едва закончил юридический факультет Московского университета. -Мать композитора, Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была блестящей пианисткой. Умерла в 1973. -Александра Скрябина воспитала родная тетка, Любовь Александровна. -1882 год –Скрябин начинает брать уроки игры на фортепиано у студента Московской консерватории Г. Конюса. -Этот же год – будущий композитор по семейной традиции поступает во 2-й Московский кадетский корпус.

Cлайд 4

-1885 год – переход к более серьезным музыкальным занятиям. Теперь Александр Скрябин обучается у педагогов С. Танеева (теория музыки, композиция) и Н. Зверева (фортепиано). -1888 – 1892 годы – Скрябин учится в классе фортепиано Московской консерватории; оканчивает ее с малой золотой медалью. -Этот же период – первые заграничные гастроли. -1894 год – Александр Скрябин знакомится с меценатом М.П. Беляевым. Признанный ценитель искусства материально помогает начинающему композитору, способствует публикации его сочинений и продвижения их в Русские симфонические концерты.

Cлайд 5

-1896 год – Скрябин женится на пианистке Вере Ивановне Исаакович. -1897 год – композитору предложено стать профессором фортепианного класса в Московской консерватории. Двадцатишестилетний Скрябин соглашается. -1900 – 1901 годы – Скрябин работает над Первой симфонией, состоящей из шести частей. Композитор сам пишет текст для выступления хора в последней части. Закончив работу над Первой, Александр Скрябин немедленно приступает к созданию Второй. -21 марта 1903 года – первое исполнение Второй симфонии в Москве заканчивается скандалом. Причиной послужило новаторство Скрябина, совершенно необычные и непривычные элементы, использованные в создании произведения. Скрябина такой успех ни капли не смущает – он был готов к чему-то подобному.

Cлайд 6

-1904 – 1910 годы – Александр Скрябин проводит это время за границей на гастролях, изредка появляясь в России. С ним же находятся его жена и дети. -1910 год – написан «Прометей» («Поэма огня»), центральное произведение Александра Скрябина. Этот же год – возвращение в Россию -9 марта 1911 года – в зале Дворянского собрания в Петербурге проходит премьера «Прометея». За роялем сам автор. Успех произведения был ошеломительным. Особое впечатление на публику произвела светомузыка – собственное изобретение Скрябина. В разные моменты исполнения симфонии зал озарялся разными цветами, подчеркивая то, что хотел донести до слушателей автор. -27 (14) апреля 1915 года – Александр Николаевич Скрябин умирает.

Cлайд 7

Cлайд 8

Особенности: Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе - через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Cлайд 9

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЭМА «ПРОМЕТЕЙ»-ВЕНЕЦ ТВОРЧЕСТВА СКРЯБИНА. Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма (продолжительность 20 - 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора). О замысле:«Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного. Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеривался использовать идею «световой симфонии». В письме к М. Морозовой от 4.09.1907г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».

(79,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: проследить взаимосвязь «эпоха – личность – творчество» на примере музыкально-философских идей А.Н.Скрябина.

Задачи урока:

  • раскрыть своеобразие личности художника Серебряного века;
  • раскрыть особенности музыкального языка А.Н.Скрябина.

Эпиграф урока: «Жизнь, свет, борьба, воля – вот в чём истинное величие Скрябина». (В.Софроницкий).

Оборудование к уроку: презентация по теме урока, музыкальные фрагменты произведений А.Скрябина.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово:

– Какими событиями наполнена история России на рубеже XIX-XX веков?
– Как называется в русской культуре эта эпоха? Почему?
– Подберите словесный ряд для характеристики Серебряного века (блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, волшебство, сияние, дымка, туман, тайна, шёпот, голоса, свечение, глаза…).

Слайд 2:

Неповторимость культуры этого периода заключается, прежде всего, в «пограничности» сложившейся в России ситуации, с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим – выходом в обновлённую жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Стремление деятелей Серебряного века обнаружить искомый Абсолют в духовной сфере, с чем была непосредственно связана идея синтеза, привело к возникновению определённого отношения к искусству. Искусство представлялось им не источником наслаждения, а являлось инструментом создания нового художественного языка, включающего поэтику, риторику и стилистику, с помощью которого возможно мистическое познание, проникновение в тайны бытия. Музыка же представлялась основой синтеза, стержнем Единства искусств, самой сущностью бытия.
В творчестве передовой интеллигенции этой эпохи находит своё подтверждение одна из главнейших культурологических идей ХХ века – идея творчества новой жизни, нового «Я». В этом контексте понятие «личность Серебряного века» может рассматриваться не только как феномен культуры ХХ века, но и трактоваться в более универсальном понимании, связанном с установками сознания, способом отношения к миру. По мнению многих деятелей этой эпохи, путём воздействия произведениями искусства на человека, возможно восстановление утраченной личностной целостности, упорядочение социальной жизни.

I. Работа по теме урока:

Слайд 3:

«Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъёма творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Такое признание было сделано однажды Александром Николаевичем Скрябиным – выдающимся творческим деятелем Серебряного века, чьё музыкальное, композиторское и философское видение мира оказались необычайно взаимосвязаны.
Творчество Скрябина нередко связывают с символизмом. Действительно, подобно многим символистам, композитор с юности пытался «проникнуть в суть вещей», объяснить философский смысл бытия. Постоянно, шаг за шагом, создавал он философское учение о человеке, человечестве, искусстве. Подобно Владимиру Брюсову, Скрябин стремился «каждый шаг сделать великим трепетом», подобно Александру Блоку, – «жить удесятерённой жизнью».
Однако между творчеством Скрябина и символистами есть и принципиальная разница: если поэты-символисты и жаждали переделать мир, то, кто и как это совершит, они не знали. А у Скрябина таких сомнений не было: оружием победы он считал всемогущую волю и преобразующую силу искусства, в которое он верил безгранично. Не случайно у Вячеслава Иванова есть высказывание о сходстве их философских взглядов относительно таких понятий как соборность и хоровое действо, которые у Скрябина отличались «…только тем, что были для него ещё и непосредственно практическими задачами».
Можно с уверенностью утверждать, что Скрябин не знал иного ответа на вопрос, что же способно очистить от скверны, преобразовать человеческую душу, Человека в целом:

Придите, все народы Мира,
Искусству славу воспоём!

Об этом поёт хор из его Первой симфонии. Об этом свидетельствуют все его дальнейшие музыкальные эксперименты.
В истории русской культуры личность и творчество Скрябина уникальны. Его музыка – замечательная страница Серебряного века русской культуры. Он был гениальным композитором и неповторимым исполнителем своих произведений и вместе с тем обладал своеобразными философскими и эстетическими взглядами. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель.
Самая яркая черта личности и жизненной философии Скрябина – это несокрушимая, почти мистическая вера в силу искусства, в его способность преображать людей. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи. В его музыке Россия слышала своё настоящее и прозревала своё будущее.
«Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит своё выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим» – так высказался о творчестве Скрябина Г.В.Плеханов. Именно поэтому, наверное, так прочно вошли его произведения в духовную культуру человечества, что они глубоко гуманны, они светлы и пронизаны верой в силы человечества.
Скрябин является автором двадцати фортепианных поэм, трёх симфоний, концерта для фортепиано с оркестром, десяти сонат, девяноста прелюдий, двадцати одной мазурки, вальсов, ноктюрнов и этюдов. И в каждом его произведении сказались непревзойдённый талант и мастерство композитора.
Представим себе Скрябина по воспоминаниям современников.
«Он был невысокого роста, изящного телосложения, блондин с бледным лицом и выразительными глазами. Чуть вздёрнут нос, острая бородка, усы. Движения порывисты, особенно беспокойны и динамичны руки. Как только композитор садился за рояль, немедленно между ним и аудиторией устанавливался психический контакт, будто он излучал из себя гипнотизирующий ток, покоряя публику своим обаянием. Сразу чувствовалась в композиторе натура исключительная, порода». Эта неординарность проявлялась уже в детстве.
Александр Николаевич Скрябин появился на свет в Рождество, 25 декабря 1871 года (или, по новому стилю, 6 января 1872 года) в Москве в дворянской, глубоко образованной семье. Впоследствии композитор был уверен, что мистическое совпадение предопределило его путь музыкального Мессии.
С самого раннего детства в Шуриньке (так называли его близкие) проснулось музыкальное чутьё. Уже в три года он трогал пальчиками клавиши рояля и пытался что-то наигрывать. Подрастая, очень легко запоминал мелодии, целые пьесы, легко их воспроизводил, вызывая неизменное удивление и восхищение окружающих. А в семь лет Саша написал оперу «Лиза», посвятив её девочке, вызвавшей в нём нежные поэтические чувства.

Слайд 4:

По семейной традиции образование Александр получил во Втором Московском кадетском корпусе. Однако, всем было понятно, что из скромного, хрупкого юноши не получится бравого офицера.

Слайд 5:

В 1888 году юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию, всецело отдался музыке, делая колоссальные успехи. Мечтая стать пианистом-виртуозом, он занимался без перерывов не щадя себя, с упорством овладевая трудным приёмом извлечения из инструмента глубокого звука.
Вот как вспоминал об игре Скрябина Константин Бальмонт: «Скрябин около рояля. …маленький, хрупкий, этот звенящий эльф... В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть, из него как будто выделялся свет... Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившийся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно».
Позже это впечатление легло в основу стихотворения К.Бальмонта:

Слайд 6:

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

В результате чрезмерных занятий Скрябин «переиграл» правую руку, рука была парализована. О том, как сильно он переживал, свидетельствуют музыка и слова, написанные в его дневнике: «…В 20 лет: развившаяся болезнь руки. Первая серьёзная неудача в жизни… Первые размышления о ценности жизни, о религии, о Боге… Ропот на судьбу и Бога».

Звучит Прелюдия №4.

Состоянию музыканта созвучны стихи Анны Ахматовой:

Так беспомощно грудь охладела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Эта трагедия осложнила жизнь Скрябина-пианиста, но страстное желание играть, огромная сила воли и самодисциплина вернули Скрябина к роялю, он становится прекрасным фортепианным композитором. В период болезни Скрябин создаёт целый ряд произведений для левой руки.

Звучит Ноктюрн №2 для левой руки.

Слайд 7:

Когда публика услышала двенадцать его этюдов, стало ясно: в России появился не просто талантливый продолжатель Шопена и Листа, но художник, обладающий неповторимой образностью и исполнительским даром. «Иду сказать людям, что горевать – не о чём, что утрат нет. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», – эту запись из дневника Скрябина можно в полной мере отнести к нему самому.

Звучит Этюд №12.

  • Почему современники Скрябина назвали этот этюд «Буревестником»?
  • Какие чувства и настроения своего времени выразил в музыке композитор?

Этот этюд относится к числу произведений, с наибольшей силой воплотивших «мятежный дух» Скрябина. В этой музыке много драматизма, напряжённости, откровенно революционного пафоса. Сразу же после революции, в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И.Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.

Слайд 8:

Одним из лучших творений Скрябина является «Божественная симфония», которая отражает его идею преобразования человеческого духа. Три части симфонии: «Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра», исполняющиеся без перерыва, по мысли автора, воссоздают биографию духа. В первой части преодолеваются материальные соблазны, во второй – чувственные искушения, а в третьей – дух обретает желанную свободу и, окрылённый, устремляется в «божественный» полёт. Это своеобразный гимн Человеку-борцу, постигающему величие и разнообразие жизни.
Всё последующее творчество Скрябина стало смысловым продолжением «Божественной симфонии». Отныне многие из своих фортепианных опусов композитор будет называть поэмами, давая им программные подзаголовки. Став «мистическим романтиком», Скрябин предпочитал жить в воображаемом идеальном мире.
Гимном мощи человеческого духа, способности преодолеть все сомнения и препятствия на пути к «вершине бытия», где человек свободен и счастлив, стало и другое произведение – «Поэма экстаза». Не случайно в стихотворном тексте программы Скрябин упоминал о Вселенной, объятой «пожаром всеобщим». А в заключительной части текста звучат слова:

И огласилась Вселенная
Радостным криком
Я есмь!

В «Поэме экстаза» развивается десять тем, в которых воплощаются различные идейно-эмоциональные образы, а вместе они дают представление о глубине человеческой мысли и величии дел человека в борьбе за свои идеалы.
Композитор понимал, что борьба за торжество светлых идей, за преодоление пассивной созерцательности как жизненной позиции – это победа над самим собой, над своей трусостью и равнодушием:

Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В тёмных глубинах
Духа творящего,
Вы, боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!

Звучит «Поэмы экстаза» (заключительный фрагмент).

– Какое у вас сложилось общее впечатление о характере музыки?
– Можно ли ограничить конкретным временем значение «Поэмы экстаза»?

Философия «Поэмы экстаза» оказалась гораздо значительнее – она на все времена, потому что у новых поколений людей всегда будут свои потребности в свершении побед силы воли, духа на пути достижения цели. Поэтому «Поэме экстаза» суждена долгая жизнь и служение формированию Человека в человеке.
Творческая мысль композитора летела всё дальше в открытых им космических мирах. Последнее законченное произведение Скрябина – «Прометей» или «Поэма огня» для оркестра, органа, фортепиано и хора, поющего без слов.
Идея сотворения мира из хаоса, возникновение Разума и преображение этого хаоса в Космос, во Вселенную, стала для композитора главной темой и главным сюжетом «Прометея». Поэма посвящена космической огненной стихии. Огонь и лучезарный свет, принесённый Прометеем, – символ знания для Скрябина, символ его духовного прозрения истины.
Из всех сочинений Скрябина «Прометей» больше всего поразил современников тем, что в партитуре симфонической поэмы композитором была предусмотрена партия света («Luce») для несуществующего инструмента со светомузыкальной клавиатурой. Но в то время чисто технически осуществить это оказалось невозможным.
Новизна «Прометея» заключалась, конечно, не только в скрытом, воображаемом световом движении. Композитор стремился «заколдовать время», используя замедленные темпы, и создать особое гармоническое ощущение, которое заставило бы слушателя находиться в непрерывном напряжении.

Звучит «Прометей» (фрагмент).

Неслыханные созвучия, невероятное сочетание музыкальных тембров и оркестровых красок подталкивали ошеломлённых современников к потрясающим описаниям: «Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звёздностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Прорывы Солнца… Сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая», – писал Константин Бальмонт о «Прометее».

III. Заключительный этап урока:

Слайд 9:

Последнее незаконченное произведение «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Все свои ранее написанные произведения композитор считал всего лишь эскизами к этому поистине вселенскому проекту. Главный герой «Мистерии» – «философ-поэт-музыкант», который способен освобождать томящиеся в реальном мире души и уносить их туда, где царит вечная гармония.
Но прежде чем перейти к созданию Мистерии, Скрябин решил сочинить «Предварительное действо». Грандиозные световые эффекты и столбы фимиамов, ароматы и небывалые звучания, шёпоты хора и звуки колоколов, торжественные процессии и танец, и даже вкусовые ощущения – всё это должно было составить основу великолепного представления.
Текст «Предварительного действа» был сочинён Скрябиным в стихах. Последний текст стал страшным предчувствием грядущих событий Первой мировой войны. И этот эпизод композитор назвал «Пляской трупов среди чёрных огней». Кроме того, в «Предварительном действе» появилась Смерть. Смерть-сестра, белый призрак – так говорил об этом фрагменте Скрябин.
Но записать музыку он так и не успел. От этого замысла сохранились лишь стихотворный текст и музыкальные наброски.

Слайд 10:

Жизнь Александра Скрябина оборвалась внезапно: он умер от заражения крови 14 апреля 1915 года. По ряду свидетельств смерть его была мистической. Снимая свою последнюю квартиру на Арбате, Скрябин настаивал на заключении контракта сроком на три года, то есть до 14 апреля 1915 года.
Его современникам казалось, что композитор ушёл слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его была действительно коротка, но это была жизнь гения.
Вячеслав Иванов откликнулся на горькую утрату сонетом:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побеждён иль победитель,
По ком, – немея кладбищем чудес, –
Шептаньем лавров плачет муз обитель?

Звучит Соната №3.

Великий Генрих Нейгауз справедливо заметил однажды: «Поэма экстаза» – так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорел – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет».

Слайд 11:

Музыка Скрябина отражает внутренний мир художника, живущего в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий и всем существом устремлённого навстречу грядущему обновлению. Отсюда её энергетика, импульсивность, непрерывная изменчивость и игра нюансов.
И, конечно же, уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи.

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

Слайд 12:

Разговор о музыкальных мирах Александра Николаевича Скрябина – великого русского композитора и пианиста – хочется закончить словами самого композитора из своего дневника:

«Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового, неизведанного. Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь – деятельность, стремление, борьба».

Список литературы

  1. Бэлза И. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1987.
  2. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века. – М., 2002.
  3. Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
  4. Михайлов М.К. А.Н.Скрябин. Краткий очерк жизни и творчества. – Л., 1971.
  5. Рубцова В. Александр Николаевич Скрябин. – М., 1989.
  6. Томпакова О.М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX – начала ХХ века. – М., 1997.

Подобные документы

    Краткая биографическая справка из жизни композитора А.Н. Скрябина. Знакомство с М. Беляевым. Дружба с А.К. Лядовым. Брак с В.И. Исакович. Лучшие произведения композитора 1890-х годов. Член Философского общества. Заграничный период 1903-1910 года.

    презентация, добавлен 10.01.2016

    Изучение музыковедами творчества Скрябина, его светомузыкальной симфонической поэмы "Прометей" и синтетического замысла произведения. Идея партии света "Lucе", анализ ее связи с цвето-тональным слухом композитора. Особенности "прометеевского шестизвучия".

    реферат, добавлен 08.01.2013

    А.Н. Скрябин - выдающийся русский композитор, пианист, педагог. Периоды творческой жизни А.Н. Скрябина, его самые известные произведения. Новаторство и традиции в творчестве композитора, характеристика Десятой сонаты (партий, тактов и мотивов).

    реферат, добавлен 13.01.2011

    Одно из самых значительных явлений в музыкальном искусстве и эстетике Серебряного века - творчество гениального русского композитора А.Н. Скрябина. Оригинальный музыкальный язык композитора. А. Скрябин - автор светомузыкальных симфонических мистерий.

    статья, добавлен 30.07.2013

    Творчество гениального русского композитора А.Н. Скрябина как одно из самых замечательных явлений музыки начала XX ст. Жизнь и творчество Скрябина, раскрытие его исполнительского дарования под руководством педагога Московской консерватории В.И. Сафонова.

    статья, добавлен 26.12.2017

    Становление А. Скрябина как художника-новатора, описание и специфика его творческого пути. Особенности взаимосвязи мелодии с гармонической пульсацией. Роль и место жанра этюда в творчестве композитора, сущность и предназначение тонального плана.

    реферат, добавлен 13.02.2016

    Философско-эстетические детерминанты, сформировавшие концепцию "Мистерии". История создания "Прометея", строки "Luce". "Цветной слух" Скрябина в его собственном понимании. Структура, содержание и функции голосов "Luce", светомузыкальная трактовка.

    Необычайная интенсивность духовного развития как отличительная черта творческой биографии А.Н. Скрябина. Эмоциональная напряженность, которая обусловила и огромный состав оркестра - характерная особенность музыкального произведения "Поэма экстаза".

    статья, добавлен 20.01.2016

    Краткая биографическая справка из жизни композитора, основные произведения. Поэма "Казнь Степана Разина" как кульминация эпической линии в творчестве Шостаковича. Общество и Дмитрий Шостакович. Роль Д. Шостаковича в развитии советского симфонизма.

    реферат, добавлен 15.06.2011

    Изучение особенностей музыки серебряного века, который является периодом расцвета духовной культуры: литературы, музыки, театра и изобразительного искусства. Характеристика основных периодов творчества А.Н. Скрябина - русского композитора и пианиста.

Серебряного века силуэт. Александр Николаевич Скрябин

...Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.
Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить...

(В. Брюсов)

Александр Николаевич Скрябин - великий русский композитор и пианист. В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее... Его современникам казалось, что он ушел слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся. Музыка Скрябина самобытна и глубоко поэтична. В ней ослепительное ликование и хрустальная лирика, утонченный артистизм и порыв к свету, радости, счастью.

В ряду величайших творцов русской музыки Александр Николаевич Скрябин – явление совершенно особого рода. Пожалуй, никто другой не оказал на современников и ближайших потомков столь захватывающего воздействия, как Скрябин. Да и за пределами России его можно сравнить в этом отношении, наверно, с одним лишь Вагнером, творчеством которого была в свое время «отравлена» чуть ли не вся Европа.

Пик этой «отравленности» скрябинской музыкой и скрябинскими идеями пришелся на период между 1910-м и 1930-м годами. Влияние Скрябина в эти годы было всесторонним, проявившись и в композиторском творчестве (даже у таких очевидных антагонистов Скрябина, как Прокофьев и Стравинский), и в фортепианном исполнительстве, и вообще во всей атмосфере русской духовной жизни – и до, и после революции.

Вот как описывал исполнительскую манеру Скрябина его биограф Леонид Сабанеев: «Как помню, он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом... Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялем, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а, напротив, часто откидываясь назад. Моментами он... как бы задыхался от внутренней эмоции... Интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве... Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток...»

Вся недолгая жизнь Скрябина (он умер 43 лет от роду) наполнена парадоксами и таинственными совпадениями. Это был человек, живший не в земном, но в каком-то ином, космическом измерении, из породы тех, о ком говорят: человек не от мира сего. Хотя его происхождение и воспитание были более чем прозаичны для России той эпохи.

Он родился в Москве 6 января 1872 года в семье дипломата. Его мать, окончившая Санкт-Петербургскую консерваторию, умерла, когда мальчику было чуть больше года. Его взяла на воспитание родная тётушка Любовь Александровна Скрябина, давшая ему первые уроки музыки. Она вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю мальчик относился как к живому существу. Он и сам их мастерил в детстве - маленькие игрушечные рояли...

Когда мальчику исполнилось десять лет, его по семейной традиции отдали в московский кадетский корпус в Лефортове. Вокруг Александра Николаевича всегда складывалась особая атмосфера, возникал культ почитания, особенно среди близких ему людей. В кадетском корпусе Скрябина освободили от специальных военных дисциплин, заметив незаурядное музыкальное дарование. И даже грубые и драчливые товарищи - кадеты прониклись к нему симпатией после корпусного праздника, в котором он играл на рояле.

Тогда же параллельно начались и его регулярные музыкальные занятия в классе известного преподавателя Московской консерватории Н. С. Зверева, у которого в ту пору уже учился Серёжа Рахманинов . Два этих мальчика составят славу русской музыки, хотя поклонники их творчества будут разводить композиторов по разные стороны баррикады, окрестив Рахманинова архаиком и традиционалистом, а Скрябина - новатором, открывателем новых путей.

С золотой медалью окончил в 1892 году Московскую консерваторию по классу фортепиано, казалось бы, унаследовал лучшие традиции московской композиторской школы. Но как же он был дерзновенен в своих творческих порывах, как был непредсказуем, как смел! Он впервые сумел воплотить в своих творениях масштабы космизма, трагедийность и возвышенные порывы людских сердец.

Музыку Скрябин стал сочинять рано - в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. В ранней юности его любимый композитор - Шопен, позднее - Бетховен. Искусство композиции он изучал у С. И. Танеева, а Московскую консерваторию закончил в 1892 году по классу фортепиано, получив малую золотую медаль.

В 19 лет он испытал большое чувство любви. Его избранницей была пятнадцатилетняя Наташа Секерина. На свое предложение он получил отказ, но чувство, испытанное к ней, осталось с ним на всю жизнь и больше не повторилось.

Скрябин начинает рано и успешно гастролировать. Первая поездка за границу - Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя. Затем Париж.

Рецензенты, как и публика, благосклонны к нему. Обозреватель французской газеты «Свободная критика» Э. Жорж писал: «Русский композитор Скрябин... в течение двух часов держал... избранную публику под очарованием своей игры» . А немецкий критик А. Абер, услышав «Поэму экстаза», утверждал: «Это произведение ставит Скрябина в ряд величайших симфонистов, которые известны в истории музыки» .

Общее признание пришло далеко не сразу. Выражение его мыслей, его мироощущения оказалось столь дерзновенным, столь новаторским и нетрадиционным, что вызвало волну протестов и у многих слушателей, и у коллег.

Так, прославленный композитор Сергей Танеев, по воспоминаниям сына Л. Толстого Сергея, сидевшего однажды рядом с ним в концерте, после того как затихли аккорды «Прометея», предвкушая предстоящую радость, воскликнул: «Теперь начнётся музыка!» А в другой раз, прослушав фортепианные миниатюры Скрябина, заявил: «Такое ощущение, будто палками меня всего избили» . Увы, подобные высказывания были не одиноки. Известный русский композитор А. Аренский, прослушав 2-ю симфонию А. Скрябина, в письме Танееву язвительно писал, что, по его мнению, вместо слова «симфония» в афише надо было бы написать «какофония».

Скрябин много пишет, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. В 1897 году закончены его знаменитая Вторая соната (всего их будет 10) и Концерт для фортепиано с оркестром. В том же году он женится на В. И. Исакович, блестящей пианистке, тоже выпускнице Московской консерватории. Они давно знакомы, у них общие интересы, но брак будет неудачен и через семь лет кончится разрывом.

В воспоминаниях о Скрябине есть эпизод, когда он уже со второй женой (официально они расписаны не были) Татьяной Федоровной Шлецер, жил в 1905-1906 годах в итальянском городке Больяско. Не раз в прогулках по окрестностям его сопровождал оказавшийся в эмиграции русский философ Г. В. Плеханов, пропагандист марксизма. В ту пору Скрябин писал свою «Поэму экстаза» и вера его в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм. В одну из прогулок, проходя по высокому мосту через высохшее каменное русло, Скрябин вдруг заявил своему спутнику: «Я могу броситься с этого моста и не упасть головой на камни, а повиснуть в воздухе благодаря силе воли...» . Философ внимательно выслушал Скрябина и невозмутимо сказал: «Попробуйте, Александр Николаевич...» Попробовать Скрябин не решился.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды, и желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам и весям. Гастроли в США, в Париже, в Брюсселе. «Поэма экстаза» триумфально шествует по европейским столицам, а Скрябин уже в лихорадке новой работы - он пишет своего «Прометея» («Поэму огня», 1910).

«Прометей» считается центральным образом всей музыки Скрябина - ведь этот титан, по не вполне понятным мотивам похитивший у богов с Олимпа огонь и даровавший его людям, так был похож на скрябинского творца. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепьяно, а кроме того ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру... Такое было впервые в истории музыки, хотя некую, пусть условную связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Премьера нового симфонического произведения стала главным событием русской музыкальной жизни. Это произошло 9 марта 1911 года в Петербурге в зале Дворянского собрания, том самом, который теперь принадлежит Петербургской государственной филармонии. Дирижировал знаменитый Кусевицкий. За фортепиано был сам автор.

Успех был огромный. Через неделю «Прометей» был повторен в Москве, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка - так было названо изобретение Скрябина - заворожила тогда многих, тут и там конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Однако в наши дни цветовое сопровождение музыки явление столь обычное, что никто уже не обращает на него внимание, К тому же, как оказалось, под цвет, да ещё и с дымом, лучше всего получаются эстрадные песенки да танцы в стиле «диско».

Но и в то время к новациям Скрябина многие отнеслись скептически - тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина «Прометея», спросил не без иронии, какой тут цвет. Скрябин обиделся...

Этот хрупкий, небольшого роста человек, вынашивавший титанические замыслы и отличавшийся необыкновенной работоспособностью, обладал, несмотря на известную заносчивость, редким обаянием, привлекавшим к нему людей. Подкупала его простота, детская непосредственность, открытая доверчивость его души. Были у него и свои маленькие чудачества - долгие годы поглаживал пальцами кончик носа, полагая, что таким образом избавится от курносости, был мнителен, боялся всяческих инфекций и на улицу без перчаток не выходил, не брал в руки денег, за чаепитием предупреждал, чтобы не поднимали со скатерти сушку, упавшую с тарелки - на скатерти могли оказаться микробы...

Из композиторов-современников, похоже, его не интересовал никто. Из тех, кто был до него, он называл лишь два-три имени. Себя ненавязчиво мнил мессией, считая, что главное его произведение впереди. Под впечатлением от до сих пор не расшифрованной философии Е. П. Блаватской, захватившей тогда воображение многих, писал некую «Мистерию», в которой должно было принять участие все человечество. За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны были перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. «Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!» - с беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось...

Странно и то, что, казалось бы, сочиненная «Мистерия» так и не была записана. Сохранились лишь нотные отрывки из так называемого «Предварительного действа» к «Мистерии».

Пустяк, нарыв на верхней губе, инфекция, которой Скрябин так боялся. Странная смерть, как наказание за гордыню, за попытку превзойти Творца. Разве он не помнил, как обошлись с Прометеем боги Олимпа?

Ему было сорок три года. На смерть великого композитора откликнулась вся русская и мировая музыкальная общественность. Вячеслав Иванов писал:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней...

Сегодня наш слух ориентирован совершенно иначе, чем в эпоху Скрябина. Мы уже не «отравлены» его музыкой, как прежде. Тем более наивной и далекой для нас представляется скрябинская музыкальная философия, получившая бурный резонанс после его смерти. Но замечательное творчество Скрябина вовсе не исчезло с нашего горизонта, его музыка продолжает звучать по всему миру.

У любого великого творчества всегда есть одна отличительная черта: его возможно в каждую последующую эпоху трактовать совершенно иначе, чем прежде. Например, мы слышим Баха сейчас абсолютно не так, как во времена самого Баха , и даже более близких нам по времени Чайковского и Прокофьева трактуем на новый, свойственный нашей эпохе лад. Таков и Скрябин, будущие исполнители которого наверняка откроют в его великих произведениях совершенно новые горизонты, о которых не догадывался сам композитор, когда их сочинял.

Музыка Скрябина стала выражением стремлений «серебряного века» русской культуры к обновлению и свободе.

На постере: бюст Александра Николаевича Скрябина работы Алексея Леонова, 2008 г.