Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Программа изостудии с использованием нетрадиционных техник изображения. Конспект занятия изо в изостудии

Программа изостудии с использованием нетрадиционных техник изображения. Конспект занятия изо в изостудии

Основной задачей занятий в детской студии изобразительного творчества является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Творческая студия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально чувственного мира ребенка, где он ощущает себя свободным и защищенным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться, и обучаться дети разного уровня и развития, различного социального положения, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей, дети разного возраста.
Занятия в студии интересны и полезны. Интересны потому, что происходят необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а, в специально созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
В студии можно расширить круг используемых материалов и соединение в одной работе несколько материалов для создания выразительных образов.
В условиях студии могут создаваться крупные коллективные композиции, включающие развернутый сюжет, над воплощением которого работают дети разных возрастных групп, при этом каждому ребенку находится посильное и интересное дело.
Группы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности.
Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем группы более сильных детей. Это позволяет каждому ребенку уделять больше внимания. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватно самовыражения в области изобразительной деятельности.

Учитывая возрастные особенности, занятия строятся и в игровых формах, с использованием сказок, стихов музыкального ряда, соответствующего зрительного ряда.
Обязательны физкультминутки в середине занятий и как подведение итога- выставки и обсуждение работ в конце.
Включение поэтических и литературных произведений в содержание занятий по изобразительной деятельности детей создают тот педагогический механизм комплексного подхода к формированию знаний, умений, и навыков художественного образования и воспитания, который способствует общему развитию ребенка, постижению им окружающего мира через освоение природных и художественных явлений.

Огромный хаос художественных впечатлений, обрушивающийся на ребенка через СМИ, формирует человека, не имеющего духовного компаса, компаса эстетического и эмоционального. Критерии будут случайны, шатки, поверхностны. От этого никак не спасет даже широкое знаточество, даваемое теоретически, если оно не завершает системного эмоционально- образного развития ребенка с младенчества.

«Мы против превращения искусства в мастерство рук без опоры на широкую художественную культуру, но также против и подмены живого искусства теоретическим знанием о нем (искусствознание вместо искусства), именно такое «познание» искусства порождает схоластов. Искусство при этом познается, но не проживается. Знание не вживляется в духовный строй человека. Прожить можно (особенно в детском и подростковом возрасте) лишь в единстве рук, ума, чувств. В искусстве «познание – в кончиках пальцев». Да, для познания искусства нужно и то и другое, но не одно из двух и не механическое их объединение. Наша позиция иная. » Б.М.Неменский.

Познание окружающего мира на занятиях в изостудии.
Пути и методы.

Все встречи основаны на обязательной мотивировке изобразительной деятельности и созидательном труде. Для этого используются следующие методы: метод привлечения личного опыта ребёнка для установления связи искусства с жизнью (а если бы ты превратился в этот образ, что бы ты почувствовал, как двигался), игра как метод занятий, метод диалога, метод сравнения и сопоставления, метод коллективных, групповых работ и т.д.
Метод эмоционально образной драматургии — один из важнейших методов, позволяющий строить занятие как целостное художественно-игровое действо, создающее атмосферу удивления, радости, увлеченности, общения и творчества. Необходимо создавать на занятиях условия, при которых дети имеют реальную возможность творчески «высказаться».
В работе с маленькими детьми в педагогическом процессе очеловечиваем природу, вкладывая в неё тот смысл, которого в ней нет, но который помогает эмоционально осваивать её с детьми, содействуя в конечном итоге, формированию у детей образного — поэтического мышления, эмоционально нравственного отношения к окружающему миру.
Природа полна волшебных тайн, и эти тайны можно разгадывать вместе с детьми на занятиях изобразительного искусства в изостудиях. Присмотрись внимательно и ты увидишь, как похожи, бывают неживые камни, сухие деревья, чешуйки древесной коры на животных, на человека. Как будто кто то заколдовал и превратил их, полных жизни, в неузнаваемое, неподвижное. А они так хотят, что бы мы их увидели, узнали, поняли! Сухое дерево с переплетенными ветвями – словно гигантский сказочный дракон. А это дерево похоже на взлетающую птицу. Есть скала «Слон» на горном Алтае.
Искусство передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует ее.
Но живой мир не познать только по картинкам — нужно отправиться в парк или лучше в настоящий лес, вдохнуть его запах, ощутить спокойствие. Что бы разговор с ребенком о природе не превратился в заумную лекцию, нужно постараться посмотреть вокруг его глазами — первооткрывателя, юного путешественника, восторженного и удивленного. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком» В.А.Сухомлинский. А в остальном полагаться на возраст ребенка. Увлечь ребенка в этом возрасте несложно. Пусть дети придумывают как можно больше образов — это развивает ассоциативную память и активно развивается. Новые и незнакомые объекты или явления природы не надо раскрывать сразу, лучше попросить ребенка описать увиденное, сравнить с уже знакомым, определить к какому виду это относится. « Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному. А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.



Заразить ребенка любованием природы, восхищением её красотой, желанием запечатлеть на бумаге увиденное, одна из задач художника- педагога. Необходимо тактично поддерживать эмоциональное состояние ребенка на пути включения его в процесс созерцания. Возможность осуществления художественно- творческой деятельности, следующей за любованием, закрепляет в сознании детей идею о природе, как об источнике вдохновения и творчества. Для ребенка творческая работа с природными материалами — это лучшая школа, которая учит его пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
Всегда встречает у детей положительный отклик предложения изобразить пейзаж, животных, растения. Для того, что бы ребенок изобразил все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Познавать природу с детьми – так интересно и увлекательно. Необходимо подчеркивать детям, что у природы многому можно научиться. Вот, например, рассказать детям, что липучку на курточке придумал очень любознательный человек, глядя на обычный репейник. С давних времен люди наблюдали за крыльями птиц и мечтали подняться в небо, и спустя столетия мечта воплотилась. А затейливые кульбиты бабочки или стрекозы — разве не напоминает это фигуры высшего пилотажа.
Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлению о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских работах появляются новые темы.
Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь снег, иней и другие, с флорой и фауной.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание педагогов и родителей на их красоту. Важно поддержать интерес ребятишек, предложить собрать понравившиеся листочки, создать букет или составить из листьев изображение. Пусть ребенок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. Сухие веточки, небольшие коряги и даже речные камушки могут стать достойным украшением гербария. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть совместно с детьми, кто что придумал. Такие игры- упражнения нравятся детям, их можно проводить неоднократно. Композиции из листьев могут создаваться как одним ребенком, так и коллективно, после чего можно приступать к изображению осенних букетов, осеннего леса, в котором деревья похожи на листочки.
Совместные наблюдения объектов природы, учитывая задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева.
Что происходит в лесу, в поле, у реки с наступлением тепла? Какие пернатые путешественники возвращаются в родные края, и какие последние? Когда и какие цветы распускаются после зимней стужи навстречу весне? Обо всём этом дети узнают и из книг, например, отправившись вместе с автором, известным писателем-натуралистом А.Онеговым, в увлекательное путешествие по природе средней полосы Россию. » Среди наших пернатых друзей и соседей немало красивых птиц, есть птицы, одетые и в золотые одежды, но, пожалуй, только иволгу можно назвать золотой. Чудесен золотой наряд иволги-самца, отороченный черным бархатом крыльев». »Прислушайтесь, приглядывайтесь к кустам черемухи на краю влажного луга — не видели вы еще на ветках темно красного самца нашей чечевицы». А.Онегов




Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. В процессе рисования дети учатся анализировать изображаемый объект. Ребенок восприимчив ко всему, что его окружает, обожает яркие краски, насыщенные звуки и причудливые формы. Но сколько бы не было лет ребенку, вдумчивой беседе он предпочитает игру, поэтому расширять кругозор знаний об окружающем мире лучше всего в игре, в которой могут участвовать дети разных возрастов. Так, например:
«Старое дерево»
В любом дворе наверняка найдется дерево, довольно высокое и старое. Предложить детям рассказать его легенду: как оно росло, кто приходил лакомиться его плодами, как оно чувствовало себя, пробуждаясь весной и засыпая на зиму. Вместо старого дерева объектом для фантазии может стать даже листок, упавший с дерева.
На занятиях я часто использую литературные произведения, которые очень помогают создать наиболее полный образ, глубже прочувствовать какое либо явление в окружающем мире, повнимательнее вглядеться в природу… Так, например, рассказы «Ягодка», «Листик» раскрывают перед нами целую маленькую жизнь героев, помогает создать ребенку художественный образ, задействует воображение, помогают воспитывать бережное и внимательное отношению к природе.
«Ягодка»
«Натруженные руки с любовью посадили ягодный кустик. Они каждый день поливали его, подкармливали, рыхлили землю, рвали сорняки, желавшие заглушить молодой побег. Окруженный любовью кустик быстро рос, и вот на нем появилась первая ягодка. Сначала она была маленькой и зеленой, но любовь и забота делали свое дело. Ягодка быстро росла и краснела:: выправился и покраснел один бочек, потом другой, и вот она вся налилась и заалела.» (Татьяна Григорьева)
Конечно же, после прочтения этого отрывка ребятам интересно рисовать и образы ягодки рождаются весьма интересные и даже трепетные. Это произведение затрагивает и момент труда человека (можно провести параллель с работой стариков на дачах), и момент роста кустика, созревания ягодки, и вот перед нами уже целая маленькая жизнь. Мы обязательно с детьми обсудим все это, ведь очень важен нравственный момент. Окружающий мир так прекрасен, но он может быть и очень беззащитным. Надо с благодарностью относиться к дарам природы, помня, что она живая.
«Листик»
«Наступила весна. Дул теплый ветерок, припекало солнышко, и в воздухе стоял сладкий аромат пробуждающейся зелени. Деревья пробуждались от зимней спячки, в них заструились свежие, полные жизни соки и набухли почки. Почки росли, наливались силой, и в одно прекрасное утро лопнули и раскрылись. Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек.- Как много света, простора.
-Ах, как прекрасно, тепло, — сказал, потягиваясь, маленький листочек. — Как много света, простора.
-Света, света, света, — понеслось со всех сторон. Листочки нежились на солнышке и расправляли свои, еще липкие тельца.
-Какое прекрасное голубое небо, и как много воздуха, — зашелестели листочки.
А дерево подумало:
-У меня опять родился новый поэт. Он не будет спать по ночам, а будет слагать стихи.
И правда, листочек рос восторженным поэтом. Он восхищался каждым новым днем, он постоянно находился в радостном возбуждении оттого, что познавал все время, что — то новое в этом удивительном многообразном мире.
Однажды его чуть не съела гусеница, когда он слагал ей стихи,
восхищенный ее гибким пушистым тельцем. Хорошо, что по близости была птица, она то и спасла юного поэта». (Татьяна Григорьева)



Сказка неотделима от красоты…Благодаря сказке ребёнок познаёт мир — не только умом, но и сердцем.
Изобразительный язык поэзии поможет ярче раскрыть цветовую, композиционную, колористическую характеристику образов.
Поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован ими как образец для подражания. Темой большого разговора может стать даже стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука»:
Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
-Раскроем раму!

Если мама будет радоваться не только прекрасным цветам, но и весенней капели, и утренней росинке, и полевой ромашке, и если глаза её будут излучать свет даже в пасмурный день, тогда и ребёнок будет видеть его во всей безграничной красе.
А наша задача, в конкретном случае – задача педагогов – художников, всегда учитывать это и занимаясь с детьми, параллельно сотрудничать с родителями, возможно, где-то, вести разъяснительную работу в отношении к детскому творчеству, рисунку. Ведь даже неосторожное слово близких, может глубоко ранить ребенка и даже отбить охоту к творчеству.
Дети очень любят изображать цветы, и возможно особенно потому, что знают — такой рисунок обязательно порадует маму. Много чудесных сказок и стихов о них, а так же бытует множество легенд о происхождении того или иного цветка, которые дети слушают с огромным интересом. Так, например, по народному преданию ромашка вырастает там, куда с неба упадет звезда. Согласно славянским легендам, ландыш — это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу, когда она узнала радость любви. Дети с интересом слушают рассказы, после которых еще более внимательно вглядываются в цветы. У каждого пусть самого скромного цветка есть свое лицо, свой неповторимый наряд, каждый цветок это неповторимое чудо природы.
Вообще, изображение растений — специфическая тема в искусстве. Её освоение требует максимум внимания, настойчивости, методичности в работе. Рассматривать растение необходимо с разных сторон, иначе листья или плоды помешают увидеть особенности взаимосвязи элементов и наиболее интересные фактурные образования. Если это дерево, то лучше обойти его вокруг. Небольшой цветок хорошо будет виден на фоне бедой бумаги.
Если рассматривать изображения растений как учебное задание более детально, то их можно условно разделить на три вида: аналитические, образно- эмоциональные, орнаментально – пластические. Самые необычные образы растений, созданные нашей фантазией, опираются на реальные ощущения творческой практики. Кроме того, глубокое изучение природы открывает перед нами такие чудеса, перед которыми бледнеет большинство фантастических рисунков.
Чем больше дети накапливают знаний об окружающем мире, тем богаче, ярче становится их воображение, а поэтическое слово и музыка помогают детям в обобщении впечатлений, полученных во время наблюдений и экскурсий.



Дети на занятиях начинают понимать, что все взаимосвязано в мире, все полно соответствий. Путь начинается с анализа простых форм. Если в результате сопоставлений и размышлений выясняется, что у листа дерева, скелета руки единая структура, то почему в простом листе не могут таиться целые города. Изучая строение раковин, кристаллов, насекомых, растений, ребенок открывает для себя, что самый великий и мудрый художник – это природа. С ребятами открываем новые аналогии между вещами и явлениями, складываем их в новые картины. И тогда подключается фантазия, ассоциации.. Ведь и исторически человек подсматривал у природы все ее секреты и создавал свои произведения.
Для ребёнка рисунок — это лучшая школа, которая учит его владеть, т.е. пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное.
На занятиях дети рисуют «с натуры, по памяти и по представлению».
Рисование с натуры развивает глазомер, чувство пропорции, учит детей внимательно рассматривать предметы, определять их конструкцию, характер, цвет и т.д. Рисуя с натуры, ребенок не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.
Рисование по памяти и по представлению — более сложная задача. Ведь рисуя по памяти, необходимо очень четко представлять, как выглядит то что изображаешь. Важно обращать внимание детей на характерные особенности предметов. Например, на прогулке можно показать ребенку, что стволы и кроны деревьев отличаются друг от друга (по толщине, высоте, по форме, по цвету). Или, например, видим ворону: ворона это птица, а птиц очень много. И все они разные. Чем же они отличаются друг от друга, ведь у каждой есть голова, туловище крылья, а отличаются птицы размером, цветом и узором оперения и т.д. Такие короткие диалоги можно вести о чем угодно. Они развивают зрительную память ребенка, помогут пополнить его « копилочку образов», и тогда маленькому ребенку легче выполнить задание по памяти.
«Тематическое рисование»- это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры.

Важно воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству как к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умению преодолевать трудности. Без учебы и труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание детей.
По залам музея с детьми изостудии.
Скульптура малых форм (анималистика) в помощь детям в познании животного мира и бережного к нему отношения, а так же воспитание эстетического восприятия
Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.
На своих занятиях я знакомлю детишек с работами скульпторов анималистов и с особенностями их работ. Такие занятия очень интересны и познавательны для детей. Вместе с ребятами мы отмечаем, что у каждого скульптора свои приемы изображения, видение природного мира, милый сердцу материал. Так, например, скульптор Д.Ф. Цаплин предпочитал высекать скульптуру из камня, известняка, то есть материалом для его пластики служила сама первозданная природа. Мастер мог часами наблюдать птиц, рыб, зверей и главным для него было сделать не копию с натуры, а передать суть животного, прикоснуться к таинственному миру зверей. Тончайшая настроенность на красоту живой природы свойственна и скульптору И.С.Ефимову. Его «Жирафа»- красавица, пощипывающая хрупкую веточку,- воплощение грации и трепета жизни. Это кроткое и пугливое животное. Особенно оно красиво и грациозно во время быстрого бега, когда его длинная шея качается, как мачта скользящей яхты. Во всех работах скульптора высвечивает доброе, теплое отношение к животным: наблюдательность и юмор. И еще – главное свойство его пластики –движение. Животные, созданные мастером, как правило пребывают в действии6: крадутся, ныряют, бегут.
Играющий в волнах «Дельфин» Ефимова, момент движения дан в наивысшей его фазе. Приходим к выводу, что стремительно взметнувшийся дельфин уподоблен по форме волне.
Старейший наш скульптор-анималист В.А. Ватагин предпочитал работать в дереве. Оно привлекало его прочностью и податливостью, живой теплотой, красотой золотистого цвета, разнообразием фактуры. Дерево под руками Ватагина оживает как у доброго папы Карла. Посвятив всю свою жизнь анималистике, мастер относился к животным бережно, с пониманием, не переставая призывать к гуманности и состраданию, во всех его работах чувствуется душевное тепло, доброта художника, уважение к жизни. » Всякая форма жизни уникальна», считал известный анималист.
Сравнивая «Льва в цирке» Сотникова и «львицу» Цаплина, убеждаемся, что одного и того же зверя можно изобразить по разному. У Цаплина лев -царственное животное, символизирующее могущество. Львов, как у Сотникова, в жизни просто не бывает, у скульптора преобладает фантазия. Мастер преображает реальную натуру. У льва необычная, игровая комбинация форм: «вывернутая голова», нарочито изогнутый хвост, условно трактованная грива. Решение образа подчинено декоративности. Образ зверя стилизован. Это придает скульптуре забавное сходство с народной игрушкой, свистулькой…
Чистый, белый фарфор как нельзя лучше подходит и для другой прелестной работы Сотникова — «Ягненок». Он забавен и трогателен, как всякий малыш. Пластика скульптуры передает младенческую неуклюжесть: впервые встал на ножки, некрепко держится, разъезжаются копытца…И дети в отношении ягненка употребляют эпитеты, как: маленький, слабенький, беспомощный…Этот несмышленыш- само воплощение наивной доверчивости, беззащитности. Он — маленькое, нежное чудо природы.. И разговор как то естественно выливается в беседу: «Мы и животные рядом с нами». В которой мы размышляем о экологических проблемах, о беззащитности природного мира, о тревоге за судьбу всего живого и о нравственном долге человека перед природой.
Вывод: знания, даваемые учителем детям о работе скульпторов, об отношении их к животному миру, помогает детям внимательнее вглядываться в окружающий мир, быть терпимее и старательнее в своих трудах. Беседы о том, с какой любовью и нежностью относятся скульпторы к животным затрагивают детские сердечки, вызывают у них отклик, воспитывают гуманное отношение к животному миру.

Роль педагога.
«Педагог – носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры». Б.М.Неменский
«Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». К.Д.Ушинский
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. »Что бы иметь доступ в чудесный дворец, имя которому — детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком». В.А.Сухомлинский.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка, поэтому важное условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера на занятии. Педагог должен создать безопасную психологическую базу для работы ребенка. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
Заразите творчеством сердечки,
Научите видеть Красоту,
подберите лучшие словечки,
Не убейте детскую мечту.
Без упреков, зла и оскорблений
Пусть распустится дитя- цветок,
Чтоб вы совести не знали угрызений,
Педагоги, загубившие росток.
Ведь когда-нибудь вот эти дети
Землю- матушку для нас спасут,
Разорвут запутавшие сети
И до Бога нас же донесут.
(Илюшечкина Вера, 9 кл.)
Фундаментом педагогического мастерства являются личность педагога, знания и педагогический опыт.
В основе творческого труда учителя – прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии, уроке.
Способность к импровизации, перевоплощению, артистизм и, конечно, культура речи учителя — неполный перечень слагаемых педагогического мастерства.
Задача педагога развивать творческий потенциал ребенка, прививать любовь и уважение к культурному наследию, формировать личность, умеющую и мыслящую», открывать» ребенку глаза на мир. Человек, работающий с детьми должен обладать следующими качествами: любить детей, благожелательно к ним относиться, уметь устанавливать доверительные отношения, знать особенности возрастной психологии.
Обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития, быть своевременным и последовательным.
Педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть, сохранять атмосферу терпимости, что бы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои переживания, уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор, уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески нестандартно мыслить. Таким образом, особенностями среды изостудии определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода напрасные замечания и осуждения.
«Дайте первую удачу!
Пусть в себя поверит человек!
Пусть в приливе радости горячей
Ощутит себя потомком всех,
Кто творил, кто делал мир богаче…
Дайте, дайте первую удачу!!»
Д.Кугультинов
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут ». Я.Корчак

Заключение
Многие дошкольники и младшие школьники проводят больше времени за компьютером, которые постепенно заменяют им живой мир. И вот всю необходимую информацию ребенок воспринял глазами или на слух, но остальные органы чувств остались незадействованными. Казалось бы, какая мелочь! Но в результате развитие осязания, обоняния и даже интеллекта замедляется, а образы настоящей жизни, заменяет выдуманная и виртуальная. Сколько бы мы не отделялись от природы, все равно остаемся её частью и живем по её законам.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.
В.А.Сухомлинский писал: »Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».(25)
Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей. И здесь от нас, художников-педагогов, зависит очень многое. Перед педагогом стоит и задача воспитания эмоционально положительного отношения к природе, которая тесно связана с задачей развития и поддержания глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей взрослой жизни деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Ведь любовь к природе определяется прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Конечно, в дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В.А.Сухомлинский, важно не только, »сколько деревьев посадил каждый ребёнок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…».
Что бы радовали нас всех леса и озера, поля и реки, мы взрослые должны сеять в души наших детей сызмальства зёрна бережного отношения к окружающему нас миру, прививать любовь к нему. И тогда маленький человечек не будет расти равнодушным потребителем, и тогда, дети наши, в сердцах которых живёт любовь к окружающей природе, к близким людям, к животному, будут острее видеть красоту, а видя её и чувствуя они не смогут не быть творцами прекрасного.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В.А.Сухомлинский
В процессе работы с детьми, я поняла, как важна воспитательная задача — гуманное отношение к окружающему миру, без неё многое, многое теряет свой смысл. Меня, как педагога, не устраивает лишь красивое и правильное изображение ребёнком дедушки ли, кота, цветка, дерева, я хочу, что бы эти рисунки были «пропитаны», прежде всего, любовью! Я хочу, что бы детское творчество наполняло детей светом и радостью, я хочу чтобы дети наши не были лишь созерцателями окружающей красоты, я хочу, чтобы они не росли равнодушными наблюдателями, в совершенстве, владеющими различными техниками и методами изображения чего либо (а таких детей, к сожалению, я встречала). Возможно, научить рисовать можно каждого. Но я как ученица школы Б.М.Неменского, как искренняя его последовательница его педагогических идей вижу для себя главную цель в ином.
«Самый главный художественный навык — это навык поэтического мира. Без этого нет искусства, только ремесло. К сожалению бывает и так…
Поэзией пропитаны все поры нашей жизни- и не стоит не замечать этого, не наслаждаться этим, но окрылять новые души великой силой поэтического, художественного познания жизни. И путь к этому доступен каждому -и художнику,и зрителю, как и любой трудный путь, начинается он всего с одного, первого робкого шага…И лучше всего – в детстве». Б.М.Неменский
«Замечательный человек и музыкант Д.Б Кабалевский озаглавил одну из своих книг так:»Прекрасное пробуждает доброе».А нам постоянно задают вопрос: если так, то почему же среди людей, причастных к искусству профессионально, есть безнравственные, отнюдь не добрые люди? И это- правда. Такие вопросы часто задают не обыватели, а ученые – психологи, философы, дидакты и т.д. Об одной из причин я уже говорил — холодное знаточество: сноб- тот же дикарь.» Б.М.Неменский
«Да, искусства способны развивать фантазию, творческую потенцию, музыкальный слух, колористическое, пространственное, композиционное мышление. И многое другое. Но сегодня для нашего общества (а может и для всего человечества) искусства в общем образовании необходимы ради своей основной, ведущей функции — формирование эмоциональных критериев личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни» Б.М.Неменский.
Цель данной работы заключалась в обосновании влияния окружающего мира на художественно эстетическое развитие детей и роль педагога в этом процессе. Вывод моей работы — окружающий мир (в частности природа, животные,) является источником художественно эстетического развития. В свою очередь художественно эстетическое воспитание и обучение помогает увидеть окружающий мир во всей его необъятной красе, ощутить, понять и прочувствовать эту красоту и как следствие полюбить этот окружающий мир ещё больше.
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
1.Эстетическое развитие детей осуществляется в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.
2.Природа дарит детям взволнованное понимание красоты и является основой основ поэтического постижения мира, первоисточником красоты в искусстве.
«Азбукой познания живописи является непосредственное наблюдение природы, что бы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мир природы» В.А.Сухомлинский.
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый к ней интерес и желание её беречь и охранять. В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
-воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о ней, а так же о природном разнообразии страны и т.д.
«Я увидел, что детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.А.Сухомлинский.
«Занимаясь изобразительным искусством, человек не только овладевает практическими навыками художника, не только осуществляет творческие замыслы, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать».
Целостность видения — это основа метода изображения. Занятия с детьми должны быть направлены на развитие наблюдательности, остроты глаза, формированию способностей к целостному восприятию природных форм. Необходимо детям дать правильное представление о жизни животных и растений, вместе с тем подчеркнуть красоту явлений природы, дерева, каждого цветочка.
В.А.Сухомлинский писал: » мир, окружающий ребенка,- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
« Часто, предельно часто мы не понимаем, что есть только одно семя творчества и только одно лоно, попав в которое семя это может прорасти и дать живой плод искусства.
Семя это — чуткая наблюдательность, пусть сперва наивная, потом мудрая ко всем сторонам жизни, « распахнутость глаз» на ее красоты, радости, горести, беды. Способность удивляться, казалось бы, повседневному, привычному.
А лоно- это развитая фантазия, в чреве которой только и может закрепиться живая искра наблюдательности и развиться в любое полноценное произведение». Б.М.Неменский.
Актуальность и значение дополнительного образования, его задачи и цели.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку.
Цель работы студии изобразительного творчества — это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики и скульптуры. Квалифицированное руководство главным образом должно способствовать раскрытию творческой одаренности и развитию потенциальных способностей детей.
Для того чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе изображения, мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, что бы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношения к тому, что он изображает. Пусть они рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти или открытие красоты в природе и искусстве. На каждом возрастном этапе для каждого ребёнка характерным является своё, детское содержание. Об этом очень хорошо сказал поэт Давид Самойлов:
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса-
Не истину и добродетель, а человечка или пса.
И пес неистов и оранжев,
В зубах зеленое: »Гав-гав!»
И, радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах.
А над конём летит сорока,
Летит дорога под коня.
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна.
И человечек — огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком.
Он твёрдо знает, что доскачет.
«Застенчивый» до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы…
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели!

Елена Дмитриева

Я хочу представить вам изостудию «Радуга» , которая функционирует в нашем детском саду. Нашей изостудии уже больше 15 лет (я работаю здесь уже 7 лет) . Заниматься сюда приходят дети средней, старшей и подготовительной группы. Здесь проходят занятия по рисованию, лепке и аппликации. Изостудия несколько раз меняла свой облик. А сейчас выглядит вот так :

Стены изостудии расписаны так , чтобы помочь ребенку в творческой работе.

Доску держит веселый художник, который помогает включать освещение у доски.

Также с обеих сторон доски я оформила заборчики цветных карандашей по холодным и теплым оттенкам.



Оформлен в изостудии стеллаж русского народного декоративно- прикладного искусства, который назвали «Город мастеров» .


Здесь представлены изделия народных промыслов :

Дымковской игрушки

Городецких мастеров

Полхов - майданской росписи

Русская матрешка

Золотая хохлома

Оформлен стенд промыслов Нижегородской области. Это карта, на которой отмечены места их нахождения (с Семеново -золотая хохлома и семеновские матрешки; г. Городец –резьба по дереву, городецкая роспись; с. Полхов-Майдан – полхов –майданоская роспись)


Еще в изостудии есть мольберт , на котором оформляется галерея одной картины.

Здесь мы с детьми рассматриваем репродукции картины великих русских живописцев. Картины в галереи меняю один раз в месяц. Дети знакомятся с работами таких великих художников, как :

И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, А. М. Васнецова и др. художников.

На одной из стен изостудии представлена перспектива. Детям очень легко объяснять, что чем дальше лес или какой-нибудь предмет, тем он меньше.


Также в изостудии живет щенок Малыш , который встречает всех детей. Крыша будки Малыша используется с одной стороны, как магнитная доска, с другой стороны - фланелиграф. В конце занятия на крыше будки мы размещаем детские рисунки и проводим анализ работ.

Вот такая наша изостудия «Радуга» .

Конспект занятия ИЗО в изостудии ДЮЦ. Жил-был кот в городе «Котовасия»


Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск Краснодарский край
Описание: данное занятие проводится с детьми 7-11 лет, продолжительность занятия 1ч. 40 мин.с переменой- 10мин.
Назначение: данное занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста, также его могут использовать в своей работе учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности и педагоги дошкольного воспитания.
Цель: создание вымышленного персонажа кота и его окружающего мира
Задачи:
- дать общее представление о жизни кошек
- дать понятие о пропорциях фигуры животных
- развивать фантазию и абстрактное мышление
- развивать навыки рисования кошек
-развивать наблюдательность, глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.
- способствовать развитию творческих способностей
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности
Материалы: лист бумаги для рисования А3,простой карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти разные, палитра, баночка для воды, влажные салфетки
Зрительный ряд:
- плакаты с изображением кошек
-рисунки педагога на учебной доске
Музыкальный ряд:
-классическая музыка для детей русских композиторов серия «Настроение детям»
-песенка в исп.И.Муравьевой «Я кошка»
- песня «Королевство кошек»
- песенка в исп.Т.Чичинадзе «Планета кошек»

Ход занятия:

1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Педагог:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - …

Дети читают стихи:

Он ходит следом за котом,
Он за котом следит тайком.
Кот ляжет под забором в тень,
Коту пошевелиться лень.
А он коту щекочет нос:
- Вставай! Ты что, к земле прирос?

Кот заберётся под кровать,
А он опять: "Хочу играть!"
Кот лапкой цап его, а тот
И рад, что с ним играет кот.

Такой настырный - просто жуть:
Коту мешает отдохнуть.
Всю ночь, до самого утра
Игра идёт, идёт игра.
А кто же он? Ответ наш прост,
Ответ наш прост: пушистый хвост
(В.Степанов)

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утро стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
(Елена Благинина)

Звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.
Это вам не тра-та-та,
это вам не стук-тук-тук.
Я печалюсь от бум-бум,
часто хмурюсь от бам- бам,
создающих жуткий шум,
создающих страшный гам!
Если вдруг заметит Кот,
что печален я и хмур,
тотчас песню запоёт
под названием
Мур- мур- мур.
Так уютно мне, когда
в тишине услышу вдруг
звук мурчащего Кота -
самый мой любимый звук.

Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным. В разные времена, в разных странах относились к ней по-разному. В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей разные почести. Случайное убийство кошек каралось большим штрафом. Если же кошка умирала, её оплакивали и осыпали дарами - в виде высушенных мышей. Это делалось потому, что египтяне верили, что в потустороннем мире человек или животное продолжали жить. В Европе в средние века кошку преследовали, т.к. считали, что в нее поселился дьявол. Особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши и сразу настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом.
Кошка чистоплотная, часто умывается. А знаете почему? Кошка проснулась, потянулась - и начала себя вылизывать. Поела, попила - и снова себя вылизывает с ног до головы. Но кошки вылизывают не столько грязь, сколько свой собственный запах.
Все кошки - домашние и дикие - охотники. Охотятся из засады.
У кошки острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно - у кошки в полутьме можно увидеть зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят они в одном направлении.
Кошка спокойно ходит в темноте. Помогает ей в этом такие вибрисы - усы. Ходит кошка бесшумно, втягивает когти и ступает мягкими подушечками, лазает ловко.
Человек и кошка познакомились очень давно -более 6 тыс. лет назад. И даже после многих сотен лет совместного сосуществования кошка остается неразгаданной тайной - гордым, независимым и грациозным существом. Это загадочное существо может спокойно обойтись без человеческого общения. Зато сам человек в наш век стрессов невообразимых нагрузок не может обойтись без своего любимого домашнего животного.

3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на занятии мы будем рисовать рассказ или сказку о Коте или кошке, которые живут в городе «Котовасия». Представим,чем же они могут заниматься в своем городе?
Петь, танцевать...


играть в разные игры: в футбол, баскетбол...


А может быть ваш котик будет хорошим хозяином и пригласит нас к себе на чай?..


А вдруг он стал байкером?.....


Может,сходим в гости к этой кошечке-красавице?....

4. Практическая работа.
Педагог:
Я вижу по вашим загадочным лицам, что каждый уже придумал, что будет рисовать и вам не терпится приступить к работе. Лист бумаги располагаете вертикально или горизонтально, в зависимости от вашей задумки.
Дети приступают к самостоятельной практической работе, опираясь на плакаты:




Во время самостоятельной работы детей звучит классическая музыка и песни о кошках, которые также стимулируют на творческий процесс.
На учебной доске я рисую кошек в движении:



Физкультминутка
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут.(встряхнуть руками перед собой)
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем.(энергично отвести локти назад)

Нарисую зайчика сейчас - это раз. (Делают круговые движения руками над головой.)
Это будет голова - два. (Руки кладут на голову.)
Встанут ушки на макушке - это три. (Поднимают руки вверх к ушам.)
Хвостик серенький торчит- четыре. (Поворачивают туловище вправо, влево.)
Глазки весело горят - это пять. (Прикладывают руки к глазам.)
Зайчик ест морковку - шесть. (Имитирующие жевания моркови зайцем.)
Шубка теплая на нем - это семь. (Хлопают в ладоши.)
Бегает кругом по лесу - восемь(прыгают вокруг себя)
Убегает от медведя - это девять. (бег на месте)
Ножки быстрые у зайца, чтобы носился он по весям - это десять(подскакивают на месте.)

5.Итоги: мини-выставка детских работ.
Софья,6 лет


Андрей,7лет


Дана,8 лет

«Воображение важнее знаний, знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая Эволюцию»
Альберт Энштейн

ИЗО - изобразительное искусство формирует у детей эстетическое и нравственное сознание и способствует творческому развитию детей.
Занятия «Юные творцы» специально разработаны с целью ознакомить деток с основами изобразительного искусства, научить использовать разные материалы для реализации своих творческих фантазий и воображения.

Творческая мастерская «Юные творцы» включают в себя:

  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация

Что могут дать ребёнку занятия в изостудии «Юные творцы»?

1. Развитие творческой фантазии.
2. Развитие ассоциативного мышления.
3. Развитие художественного мышления.
4. Развитие творческого воображения и памяти.
5. У ребёнка отточится навык движения руки, что позволит ему легче освоить умение писать.
6. Рисунки детей помогут родителям и воспитателям понять каким малыши видят мир вокруг себя.
7. Рисуя, детки лучше осознают окружающие предметы, их размер и количество, а также начинают разбираться в цветах и оттенках.
8. И, самое главное, у детей развивается координация рук, движений, мелкая моторика, что способствует хорошей памяти, развитию интеллекта, логики, связной речи и вниманию.

Занятия ИЗО

ИЗО — изобразительное искусство. Наши занятия по ИЗО включают в себя рисование, лепку и аппликацию. Творческая мастерская позволяет развить у ребенка творческое мышление, фантазию и воображение.

Вы знаете что такое воображение? Да, мы часто концентрируем свое внимание на развитии интеллекта, памяти, речи и прочих необходимых основ развития ребенка, особенно, когда речь заходит о наших собственных детях. Но не так часто, к великому сожалению, мы, родители, задумываемся о развитии воображения. Между тем, именно развитое в детстве воображение во взрослой жизни дает:

  • Улучшение качества памяти, ведь в основе запоминания тоже лежит воображение
  • Способность генерировать новые идеи, проводить мозговые атаки
  • Умение создавать системные эффективные модели и проекты в самых различных сферах жизнедеятельности.

Знакомые слова? Странно видеть их на сайте детского садика? Это написано умышленно, чтобы мы не забывали, что наши дети когда-то станут взрослыми людьми и те способности, которые мы сможем у них развить сегодня, принесут огромные плоды в их будущем.

В нашей творческой мастерской детки реализуют свои творческие способности и развивают их. Мы вместе учимся творить не ограничивая потенциал и воображение ребенка. Творческая мастерская предназначена для возможности творить каждому малышу без ограничения фантазии и без каких-либо рамок, установленных программой. Учится навыкам рисования, лепки, музыки, слову и прочим нужным навыкам, детки могут на наших специальных занятиях, основанных на авторских методиках и программах. А в творческой мастерской детки просто творят, как позволяет им их сказочное детское воображение.

Программа изостудии «Юные творцы» специально разработана для развития деток от 1,5 до 3 лет и от 3 до 5 лет. На занятиях малыши учатся рисовать красками, держать карандаш, лепить из пластилина поделки и составлять аппликационные композиции не только из бумаги, но и из других материалов.
Если вы не хотите со временем выполнять школьные домашние задания по изобразительному искусству, т.е. рисовать вместо своих детей, то необходимо, как можно раньше, выделить время на творческое развитие детей, предоставить им карандаши, краски, фломастеры, красивые альбомы для рисования. Хорошо, когда рисованием и другим творчеством с вашими детками будете заниматься не только вы сами, но и профессионалы своего дела.
Зачастую, нам, родителям, не хватает времени, чтобы уделить внимание творческому развитию своих детей. Частенько мы даём нашим чадам карандаши и бумагу, чтобы высвободить время для себя. Мы редко сидим рядом с ребёнком, пока он занимается своим творчеством.
В детском развивающем клубе «Мэри Поппинс» на занятиях изостудии «Юные творцы» будет успешно проходить развитие творческой фантазии ваших ребятишек. Они узнают здесь много способов рисования. В нашем клубе со вниманием отнесутся к каждому рисунку, каждой поделке ваших детей, к каждой творческой фантазии. Наш грамотный педагог и психолог, Ольга Федорова, анализирует все эти результаты их трудов. Детки в рисунках могут указать на свои фантазии, какие-то страхи, выразить свои чувства. И вы сможете о них узнать. Хорошее развитие творческой фантазии у ребенка сыграет одну из важных ролей в его будущем. У детей будет сформирован собственный взгляд на вещи, который поможет ему выходить из трудных жизненных ситуаций, находя нужные решения.
ИЗО - это творческое развитие детей, которое помогает развивать в детках фантазию, ассоциативное мышление, воображение и память, а так же развивать художественное мышление.

ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ «КАЛЕЙДОСКОП» В ТВЕРСКОЙ
ГИМНАЗИИ №10 ПЕДАГОГ Д /О Е. А. ФРОЛОВА

Пояснительная записка
Изостудия «Калейдоскоп» в Тверской гимназии № 10 открывается с целью выявления и развития творческих способностей у учащихся с 1 по 11 классы (с 7 до 17 лет). Так же на обучение принимаются дети дошкольного возраста, которые занимаются в подготовительной группе. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого из приходящих детей. Изостудия включает в себя 3 группы:

1 группа - младший школьный возраст (1-4 классы)
2 группа - средний школьный возраст (5-8 классы)
3 группа - старший школьный возраст (9-11 классы).

Для всех трёх групп предусмотрена специальная программа, учитывающая возрастные особенности детей каждой из групп. Занятия в изостудии проводятся днём для всех 3-х групп. Кроме программных тем, педагог предлагает список возможных дополнительных тем по выбору, который вывешивается в кабинете и доступен каждому ребёнку (Например, тема занятия «Сказка по выбору». Если учащийся испытывает затруднение в выборе сказки, то может использовать дополнительный список; если ребёнка по какой-то причине не устраивает предложенная тема, то спасти ситуацию может список дополнительных тем).

Через изучение памятников зодчества и произведений живописи - привить интерес и любовь к родному краю, истории искусства; любовь к родной природе прививается рисованием с натуры и по памяти пейзажей, натюрмортов (цветы, плоды родной местности, родного сада и т. д.). Для достижения этих целей организуются экскурсии в древние города области: Торжок, Старицу, а также по городу Твери. Для достижения наилучшего результата в процессе обучения, используются так задания, связанные с копированием произведений великих русских и зарубежных художников, а так же задания связанные с натурной работой.

1. 1. Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников изостудии посредством обучения изобразительному искусству.

1.2. Задачи программы:
Развивающая - развивать у учащихся потребность к регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост детей.
- формировать эстетическое и нравственное сознание
- развивать в детях творческую фантазию, ассоциативное мышление, воображение, память. А так же развить художественное мышление у детей, содействовать овладению профессиональными навыками: работа разными материалами (гуашью, акварелью, углём, пастелью, тушью и т. д).
Обучающая - обучать детей первоначальным основам изобразительного искусства: научить использовать разные техники для достижения наибольшей художественной выразительности (техника монотипии и гравюры на воске и т. д.). Ознакомить детей с творчеством русских и зарубежных художников, с народным творчеством.

1.3. Формы организации занятий:
В каждой группе большую роль играют коллективные занятия, которые способствуют объективной самооценке, а так же являются стимулом для достижения новых творческих возможностей. Не смотря на работу в группе, при работе в изостудии имеет место индивидуальный подход к каждому учащемуся. Такой подход к процессу обучения присутствует в работе со всеми возрастными группами. По окончании каждой работы среди учащихся проводится коллективное обсуждение каждого рисунка со стороны учащихся и объяснение всех положительных и отрицательных моментов со стороны педагога.

1.4. Формы и виды представления результата:
Работа творческого коллектива направлена на достижение наилучшего результата. Подведение итогов проделанной в изостудии работы проводится несколькими способами: 1 - проведение выставок и конкурсов внутри творческого объединения изостудии, 2 - проведение выставок в гимназии, 3 - участие в городских, областных и всероссийский выставках и конкурсах.

1.5. Работа с родителями:
Руководитель изостудии осуществляет постоянную связь с родителями, обучающихся в творческом объединении детей. Это необходимо как для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи, так и для достижения наилучших результатов в работе. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей.

1. Тема: натюрморт «Осенние листья»
Дети сами собирают понравившиеся им листья, одновременно проводится беседа о красоте родной природы; затем занятия проходят в кабинете Д/О. Рисование карандашом с натуры:

1 группа - листья простой формы (ясень, берёза, липа и т. д.)
2 группа - рисование листьев сложной формы (клён, дуб, боярышник и т. д.) в вазе.
3 группа - рисование более сложного натюрморта (листья в вазе, 2-3 драпировки, фрукты). Приветствуется попытка передачи материальности предметов и объёма.

Общее цветовое решение:
1 группа: упражнения по переливанию и смешиванию красок, различных цветов: синий-жёлтый; жёлтый-красный; синий-красный и т. д. Затем работа над карандашным рисунком, сделанным ранее.
2 группа: учащиеся ищут цветовые соотношения: ваза, листья, стол, фон.
3 группа: учащиеся ищут более сложные цветовые сочетания. Попытка усложнить цвета рефлексами, светом, тенью, цветовыми сочетаниями.
Используемые материалы: гуашь, акварель, бумага.
Постепенное завершение работы над натюрмортом «Осенние листья» с учётом свойств используемого материала под руководством педагога.
Показ лучших работ.

Все упражнения, построения (например, вазы) показываются педагогом на доске, отдельных листах бумаги, в некоторых случаях индивидуально.

2. Тема: «Воспоминание о лете»
Проводится беседа с участием детей о проведённом лете. Каждый делится своими впечатлениями, самыми радостными событиями, происшедшими летом, тем самым создаётся эмоционально приподнятое настроение.
1 группа: начиная работу, выполняет упражнения по покрытию поверхности листа аккуратным ровным слоем; затем на основном листе начинает работу карандашом (в отличие от учащихся 2 группы, композиция не содержит сложных элементов, возможно рисование летнего пейзажа). После рисования карандашом, дети начинают работу в цвете и продолжают её и в следующее занятие.
2 группа: делает наброски на дополнительном листе с целью найти лучшую композицию, проводятся консультации по композиции (педагогом). Затем, учащиеся рисуют карандашом выбранную композицию, которая значительно сложнее, чем у учеников 1 группы (включая изображения людей, животных). Завершается работа решением в цвете.
При проведении беседы используются репродукции с картин известных художников, например, с картины Т. Яблонской «Утро», «Лето», репр. с картин И. Грабаря и др.

3. Тема: сказка по выбору (к конкурсу, проводимому Обществом книголюбов)

4. Тема: автопортрет
Учащиеся после объяснения педагогом основных законов композиции портрета пропорций человеческого лица, начинают работу с определения места нахождения основного изображения на листе.

На следующем этапе, дети начинают карандашом отрисовывать свой образ так, как они его себе представляют (1 группа); с своей фотографии (2 группа); с отражения в зеркале (3 группа).

Приступая к цветовому решению, ученики получают разные задания. Так учащиеся 1 и 2 групп делают фон тем цветом или сочетанием цветов, которое им наиболее приятно, симпатично. В отличие от первых двух групп, 3 группа преследует задачи реально передать цвет окружающего их фона среды и собственной одежды.

5. Тема: осенний пейзаж
Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры.
Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности осенней природы.

6. Тема: мое домашнее животное

7. Тема: сказка по выбору
Рассказывается или читается сказка. Дети обсуждают содержание сказки, выбирают эпизод, который будут иллюстрировать.
Все 3 группы ведут работу поэтапно. 3 группа выполняет более сложно построенную композицию. Наглядные пособия: рисунки ребят предыдущих лет.

После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению.

8. Тема: пейзаж. Закат (A la prima)
Работа выполняется в технике A la prima. Учащиеся всех трёх групп начинают работать сразу красками, показывая самые яркие и впечатляющие моменты такого явления природы, как закат. Педагог в свою очередь предлагает варианты композиции и сюжета. Наиболее удачные, красивые работы по окончании будут вывешены на выставке.

9. Тема: гравюра на воске (чёрно-белая)
Гравюра на воске - один из самых доступных по технике исполнения видов графики. Объяснение техники идет параллельно с практическим выполнением работ. Все три подгруппы подготавливают лист для будущей работы (для этого используют свечу или кусочек воска, которым натирают лист; затем этот лист покрывается тушью). Когда лист просохнет, можно по нему процарапать ранее выбранное изображение. Изображаться могут как пейзажи, натюрморты, так и сложные композиции. Таким образом, гравюра на воске обогащает владение всеми жанрами, изученными ранее.

10. Тема: выполнение гравюры на воске (цветная)
Гравюра на воске этого типа несколько сложнее по технике исполнения. Лист сначала покрывают цветовыми пятнами, которые примерно соответствуют цветам будущей композиции, т.е. ребенок должен заранее продумать изображение, а потом приступать к подготовке листа. Затем, как и при выполнении черно-белого варианта гравюры, ребенок натирает воском уже подкрашенную бумагу. После просыхания листа процарапывается изображение. По окончании работы рисунки показываются всем студийцам, высказываются мнения детей о проделанной работе.

11. Тема: сказка Ш. Перро «Золушка»
Сказка рассказывается детьми (по очереди). Так как эта сказка почти всегда известна большинству детей, все они участвуют в пересказе. На доске показываются отдельные детали возможных композиций. В качестве пособий используются рисунки прошлых лет, книги и т.д. Рассказывая сказку, дети проникаются сочувствием к Золушке, понимают, что ценить в человеке надо доброту, трудолюбие. Практическая работа начинается с обсуждения и набросков композиции. Учащиеся первой группы делают более простую композицию, например: Золушка и Добрая Фея в саду, рядом - тыква, которая скоро станет каретой. Студийцы второй и третьей групп делают более сложные композиции: здесь и упряжка лошадей, везущая Золушку во дворец, сцена бала с множеством фигур и т.п. Цветовое решение по желанию учащихся.

12. Тема: моя комната
Работая над этой темой, ребёнку предоставляется возможность изобразить комнату, в которой он живёт – свой маленький мир. Учащимся 1 группы предлагается самый простой вариант решения этой темы: изображение только интерьера и каких-то наиболее ярких и важных его деталей; 2 группы – включают в свой рисунок более точные и проработанные детали интерьера или изображение своего домашнего животного; для учащихся 3 группы задача несколько усложняется: они добавляют в композицию (по возможности) своё изображение.

Переходя к цветовому решению работы, учащиеся всех 3 групп придерживаются одной основной задачи: наиболее достоверно передать характер и состояние интерьера.

13. Тема: праздник в моей семье
Здесь задача усложняется. К интерьеру прибавляется изображение людей, членов семьи ребёнка в праздник. Сложности в рисовании человека для учащихся 1 группы преодолеваются путём показа более простых ракурсов. При цветовом решении основной задачей становится передача состояния праздника в доме. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы, учащимся представляется возможность оценить свою работу и работы других детей при участии педагога с целью определения, на сколько удачно передано в рисунках состояние праздника.

14. Тема: копия с картины известного художника
Довольно сложное задание для учащихся всех трёх групп. Задача этого не простого задания состоит в том, чтобы наиболее точно перерисовать данный образец и постараться передать всё красочное разнообразие в цветовом решении. Учащимся 1 группы для копии предлагается наиболее простая композиция. По окончании, самые удачные работы помещаются на выставки как внутри изостудии или школы, так и на более серьёзных городских выставках.

В качестве наглядных пособий при выполнении данного задания используются репродукции и фотографии известных русских художников.

15. Тема: зимний пейзаж (графика)
Выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений. Учащимися разрабатывается композиция разной степени сложности для разных групп. Наглядными пособиями при данном задании используются рисунки ранних лет, наброски и зарисовки студентов ТХУ и учащимися старшей группы.
Сначала ребята определяют наиболее интересную композицию и рисуют её в карандаше. Для 1 и 2 групп графическое решение выполняется чёрной гелевой или шариковой ручкой. Ученики 3 группы могут выполнять это задание в серьёзной профессиональной графической технике - тушью и пером.

16. Тема: зимние игры
Проводится беседа о предстоящих каникулах, создается эмоционально приподнятое настроение. Показываются слайды и репродукции с картин известных художников (Суриков «Взятие зимнего городка», Брейгель «Зима»). Наглядными пособиями являются и работы учащихся предыдущих лет, работы студентов ТХУ. Первая группа при выборе композиции может ограничиться рисованием пейзажа с домиками, елками, снеговиками. Вторая и третья группы делают более сложную композицию с фигурами людей и животных. Цветовое решение осуществляется детьми в соответствии с их рисунками. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.

17. Тема: праздник масленицы
Педагог рассказывает учащимся о русской народной традиции этого праздника и показывает примеры композиций, сделанных ранее на заданную тему. Когда ребята приступают к работе, они сперва выбирают сюжет, затем выстраивают композицию и прорисовывают ее. Ученики 3 группы в создании работы используют ранее приобретенный опыт. Так, например, они иображают участников народного гулянья в традиционных для этого праздника костюмах. Переходя к цветовому решению, которое выполняется гуашью по бумаге, дети не должны забывать, что этот праздник всегда проводится зимой. По окончании данного задания внутри изостудии при участии преподавателя происходит обсуждение всех сделанных работ. Лучшие отправляются на выставку в кабинете или внутри школы.

18. Тема: русская сказка «По щучьему веленью»
Сказка рассказывается учащимися и педагогом. Продолжается беседа о добре и зле, начатая на предыдущих занятиях. Дети первого года обучения делают упражнение по смешиванию различных цветов с белилами, видят, какое разнообразие цвета присутствует в изображении как бы белого снега. Затем детям предлагается на доске несколько возможных композиций (с доски изображения после показа стираются), наглядные пособия остаются: это рисунки учащихся прежних лет, книги, пособия, сделанные педагогом или старшими детьми. Работа над выбранной композицией ведется поэтапно в обеих группах (с обсуждением ошибок и художественного интереса сделанного рисунка).

Работа гуашью - это завершающий этап работы. Проводится индивидуальная работа с детьми в виде советов и другой вербальной помощи.
В конце занятия показываются несколько последних тем, выбираются работы, которые пойдут выставку.

19. Тема: пейзаж «Родная природа»
Перед началом работы учащиеся студии вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, дети определяют и намечают композицию своей работы.

Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры.

Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры.
Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности родной, российской природы.

20. Тема: натюрморт с фруктами
Учащимися 1 и 2 групп выполняется чаще всего по воображению или по наброскам ребят 3 группы. Тем же в свою очередь предоставляется возмжность испытать свои силы в рисовании с натуры.

21. Тема: сказка по выбору
Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты.

Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно).

Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.

22. Тема: портрет мамы (бабушки)
Данная тема является подготовкой к празднованию Международного женского дня 8 марта. Портреты могут быть нарисованы по памяти или с фотографий. Показываются работы детей, сделанные ранее, объясняется построение головы человека.

Студийцы первой группы могут решать свое изображение плоскостно. Студийцы второй и третьей групп могут попробовать решить свою работу свето-теневым способом.

Студийцам первого года обучения показываются замесы, при помощи которых можно в цвете решить данную работу.

Воспитательная цель данного занятия заключается в научении детей выражать свою любовь к близким людям. Работая над данной темой, дети вспоминают улыбку любимого человека, его общий облик, любимое платье и т.д. Организуется выставка, посвященная празднику.

23. Тема: рисование животных (по выбору)
Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы - любви к животным. Дети всех 3 групп участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных, выполненных учащимися прошлых лет, студентами ТХУ им. А. Г. Венецианова. Практическое продолжение работы;

1 и 2 группы - рисунки карандашом и гуашью кота и собаки. 3 группа - рисунки карандашом и гуашью лошади, коровы и т. д.

24. Тема: натюрморт с самоваром
Показываются репродукции с картин известных художников: Грабаря, Коровина, Сарьяна и т.д.

Дети первой группы рисуют цветы по представлению. Студийцы второй и третьей групп делают натюрморт с натуры (на доске показывается построение вазы).

Сначала прорабатывается общее решение композиции, общее цветовое решение, затем прорабатываются детали.

25. Тема: прогулка с любимым животным.
Внутри группы проводится беседа на тему любви к своему домашнему питомцу. Дети рассказывают о характере и привычках своего домашнего животного.

Даётся задание, выполняя которое учащиеся должны в своей работе соединить ранее полученные уменья и художественные навыки, так как работа соединяет в себе рисование пейзажа, фигуры человека и животного.
После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

26. Тема: сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» («Огниво»)
В начале занятия ребята все вместе вспоминают содержание сказки. Затем каждый ребёнок выбирает для себя наиболее понравившийся и запомнившийся момент в сказке.

Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно сочетать в себе как довольно реалистические цветовые сочетания, так и преобретать сказочные элементы цветового восприятия.

По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

27. Тема: русский народный узор
Ребята знакомятся с различными народными промыслами (Хохлома, Полхов-Майдан, Городец). Наглядные пособия и изделия остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.

Работа начинается с эскиза, выполненного на листе, затем карандашом на заготовку наносится рисунок (сначала фоны, например, сарафана, платочка,
передника), потом маленькими кисточками делаются детали. Каждый ребенок может выбрать стиль, который ему больше нравится (лаком матрешки покрываются педагогом).

Эта тема способствует не только получению знаний о народных промыслах, но и привитию любви к этому виду творчества.

28. Тема: русский народный костюм
Эта тема способствует не только получению знаний о народном костюме, но и привитию любви к культуре и традициям родного края. Наглядные пособия и изображения русского народного костюма остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему.

Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно содержать в себе довольно реалистические цветовые сочетания. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ.

29. Тема: русская прялка
При работе над заданной темой используются наглядные пособия. Такие как: книга «Русская прялка», лучшие рисунки учащихся прежних лет, открытки и фотографии из музеев.

Для учащихся 1 и 2 группы, педагог отбирает наиболее простые образцы, для ребят из 3 группы - более сложные. Начинается работа с построения композиции и тщательной прорисовки орнамента и сюжета. Приступая к цветовому решению, учащиеся должны учитывать классические народные цветовые сочетания и их особенности. В ходе работы педагог неоднократно походит к каждому ученику и делает замечания по конкретному рисунку. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка.

Приобретенные при помощи данной темы навыки, будут неоднократно использоваться учащимися при работе над иллюстрациями к русским сказкам.

30. Тема: сказка А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Занятия начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций.
1 и 2 группы начинают работу с карандашного наброска композиции, затем сделанные наброски обсуждаются ребятами и педагогом, исправляются сделанные ошибки, дальнейшая работа ведётся красками. В 3 группе поэтапность работы сохраняется, но композиция делается с учётом ранее полученных знаний по русскому зодчеству и русскому костюму и т. п. В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога.

31. Тема: композиция ко Дню Победы
Показываются репродукции с картин известных художников (Локтионов «Письмо с фронта», Пластов «Фашист пролетел» и др.). Рассказываются эпизоды из художественных произведений (Шолохов «Судьба человека», Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая?», Твардовский, Высоцкий).

Ребята настраиваются серьезно выполнить работу по предложенной теме, с пониманием трагедии. На доске мелом предлагается несколько композиций, которые впоследствии стираются. Предлагаются рисунки прошлых лет.
Первая группа может ограничиться изображением городского пейзажа (горящие дома, военная техника).

Вторая и третья группы делают более сложную композицию с изображением солдат, военной техники; возможно изображение сцены боя. Цветовое решение как бы ограниченное суровостью изображаемого. Работа ведется поэтапно.

Сделанные рисунки выставляются на празднике, посвященном Российской армии.

32. Тема: натюрморт с сиренью
Рисование натюрморта с сиренью ставит разные задачи для учащихся разных групп. Учащиеся 1 и 2 групп выполняют данное задание по воображению. Ученики 3 группы выполняют ряд этюдов с натуры, учитывая разные ракурсы и композиции. Переходя к цветовому решению, все ребята подбирают наиболее выразительные цветовые сочетания. Более старшие учитывают свои натурные наблюдения и опираются на естественные цветовые сочетания.
При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия.

По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке.

33. Тема: сказка А. Н. Толстого «Буратино»
Занятия по теме иллюстрирования начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций. Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Переход к цветовому решению означает наиболее глубокое проникновение юного художника в сказочную атмосферу. Наиболее яркие и выразительные цветовые сочетания очень этому способствуют. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси.

В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога. По окончании работы, педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. Лучшие работы отбираются на выставку.

34. Тема: сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Иллюстрирование начинается с чтения сказки. Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно).

Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка.