Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мертвые души цель оправдывает средства. Всегда ли цель оправдывает средства? По Н

Мертвые души цель оправдывает средства. Всегда ли цель оправдывает средства? По Н

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Поэма «Мертвые души» – одно из центральных произведений известного всему миру писателя Николая Васильевича Гоголя, которое перевернуло сложившийся в то время литературный мир и стало объектом почитания, а иногда и осуждения критиков.

Гоголя многие упрекали за его пессимистичный настрой к обществу, во многих его произведениях нет ни одного положительного персонажа, который смог бы стать «лучиком света в темном царстве». Каждый гоголевский герой либо имеет завышенную самооценку, либо, наоборот, настолько не любит себя, что порой кидается в крайности. Стоит вспомнить, к примеру, ту же комедию «Ревизор», о которой сам Николай Васильевич говорил, что единственным положительным героем является смех. Но в «Мертвых душах» совсем не до шуток: вместо смеха у читателя возникает некое отвращения к подобным персонажам, которых так страстно описывал писатель.

Потом же возникает грусть от того, что все написанное в поэме – чистая правда: сплошь и рядом можно встретить коррупцию и взяточничество, спекуляцию и прочие вещи, которые существуют в нашей жизни.

Изначально Гоголем задумывалось три тома поэмы «Мертвые души», но до читателей дошел лишь один. Второй том по легенде Николай Васильевич сжег, а третий остался лишь в его задумках. Литературный мир увидел это произведение в далеком 1842 году, однако, несмотря на то, что это произведение было написано более ста лет назад, к сожалению, в современном мире практически ничего не поменялось.

Интересно то, что идею создания «душ» подсказал Гоголю авторитет в российской литературе – Александр Сергеевич Пушкин.

Это произошло еще задолго до написания поэмы: Пушкину рассказали историю, которая якобы имела место быть, так что современный читатель может судить о том, что Гоголь литературно описал реальность, которая происходила на территории Российской Империи.

История, которую рассказал Пушкин, гласила о том, что в городе Бандеры по странному стечению обстоятельств никто не умирал, кроме военнослужащих. Столь странный факт объяснялся тем, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, которые не имели документов. Александр Сергеевич рассказал эту историю Гоголю, конечно же, литературно преобразив ее, но Николай Васильевич уловил соль проблемы и взял ее за основу в «Мертвых душах».

В своем произведении Гоголь описывает больше не хитрую спекуляцию среди помещиков, а типажи характеров людей, которые сложились в нашем обществе давно и до сих пор не искоренили себя.

В современной психологии даже есть «синдром Плюшкина», который подразумевает компульсивное расстройство личности и стремление к накопительству ненужных вещей.

Настолько Николай Васильевич был тонким психологом, который просто скрупулезно разбирался в людях! Давайте рассмотрим персонажей, которые участвуют в этой поэме, ведь именно эти портреты несут в себе главный смысл произведения.

Чичиков – один из главных персонажей поэмы, который путешествует по всей России в поисках задуманного. В ходе сюжета он беседует с каждым из помещиков. Он жалкий и самовлюбленный молодой человек, который обманным путем и своим притворством пытается выудить у других помещиков нужную ему выгоду, а именно «мертвые души», для его личной документации.

Принимал поведение его собеседника и подстраивался под него, словно хамелеон. Отличается наглостью, двуличностью и лицемерием.

Ноздрев – молодой помещик, этакой любитель азарта и лихач. Его заботит только он сам: в любой ситуации Ноздрев готов свалить всю вину на своего друга. В помещике полно энергии, но он не направляет ее в полезное русло.

Манилов – сперва этот помещик, из-за его обходительности вызывает симпатию, но, благодаря скрупулезному описанию деталей, Гоголь практически напрочь отбивает желание уважать этого человека. Он очень ленив: «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Мечтательный Манилов будто живет в своем «сахарном мире», в реальной жизни существует как амеба и не несет никакой пользы обществу.

Коробочка – вдова помещика, в мире которой все застыло: несмотря на то, что у нее крепкий дом, в нем летают мухи, до которых Коробочке нет никакого дела. Эта дама очень жадна и в каждом собеседнике она видит способ наживы. Отличается своей ужасной глупостью: именно Коробочка случайно «сдала» аферу Чичикова.

Собакевич – единственный, кто не столь обречен в этой поэме. Внешность этого сорокалетнего мужчины отталкивает: он похож на медведя, да и манеры его оставляют желать лучшего.

Плюшкин – обреченный на низкое существование человек, воля которого сломалась. Из-за своей скупости, которая произошла в результате смерти жены, Плюшкин сломался и захламил свою душу. Бардак в его жизни везде, начиная от дома и внешнего вида и заканчивая душой. Его образ, в отличие от предыдущих героев, не такой типичный: с помощью Плюшкина Гоголь хотел показать человека, который пал ниже плинтуса.

Души мертвые и живые в поэме «Мертвые души».

Цели: углубить представление учащихся об основном конфликте поэмы; помочь выяснить общественную позицию автора «Мертвых душ; определить основные черты характера Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина; обратить внимание на общий план изображения помещиков; осмыслить, почему центральным героем поэмы автор сделал Чичикова; рассмотреть мотивы поведения городских чиновников; обобщить знание учащихся о поэме, рассмотреть, как изображен народ, в чем видит писатель его силу и слабость.

1.Основной конфликт поэмы «Мертвые души».

2.Характеристика различных типов помещиков. Души «мертвые»:

Манилов

Собакевич

Коробочка

Ноздрев

Плюшкин

3.Образ Чичикова.

4.Души живые – воплощение таланта народа.

5.Нравственная деградация народа – результат нравственной опустошенности общества.

Вершиной творчества стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал: « Вся Русь явится в нем»!

В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Гоголь обратился к самым насущным проблемам того времени: состоянию помещичьего хозяйства, моральному облику поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношениям крестьянства с властями, судьбам народов России. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова – чиновника, скупающего мертвые души.

Характеристике различных типов русских помещиков посвящена половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять портретов, непохожих друг на друга, но в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков представлены в поэме контрастно, т. к. несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Полярны их взгляды на жизнь: для Манилова все окружающие прекрасны, для Собакевича – разбойники и мошенники. Манилов не проявляет настоящей заботы о благополучии крестьян, о благосостоянии семьи, он все управление передоверии плуту приказчику, который разоряет и крестьян, и помещика. Зато Собакевич – крепкий хозяин, готовый ради наживы на любое жульничество. Манилов – беспечный фантазер, Собакевич – циничный кулак –выжига.

Бездушие Коробочки проявляется в мелочном скопидомстве. Единственное, что ее волнует,- это цены на пеньку, мед; не продешевить бы и при продаже мертвых душ. Коробочка напоминает Собакевича скупостью, страстью к наживе, хотя тупость «дубинноголовой» доводит эти качества до комического предела.

«Накопителям», Собакевичу и Коробочке, противопоставлены «расточители» - Ноздрев и Плюшкин. Ноздрев – отчаянный мот и кутила, опустошитель и разоритель хозяйства. Его энергия превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Если Ноздрев пустил по ветру все свое состояние, то Плюшкин превратил свое в одну видимость. Ту, последнюю черту, к которой может привести человека омертвение души, Гоголь показывает на примере Плюшкина, чей образ завершает галерею помещиков. Этот герой страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадает, мужик это или баба, и, наконец, решает, что пред ним ключница. А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых. Правда, в этих кладовых хлеб гниет, мука превращается в камень, сукна и холсты – в пыль. Не менее жуткая картина предстает взору и в барском доме, где все покрыто пылью и паутиной, а в углу комнаты навалена «куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в этой куче, решить было трудно», как трудно «докопаться, из чего состряпан был…халат « хозяина.

Как же случилось, что богатый, образованный человек, дворянин превратился в «прореху на человечестве»? Чтобы ответить на этот вопрос Гоголь обращается к прошлому героя. Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им. Значит, душа могла жить! Но Гоголь замечает, что с течением времени человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предает идеалы юности.

Все гоголевские помещики – характеры яркие, запоминающиеся. Но суть у них одна: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвы. В них отсутствует духовное содержание, поэтому эти герои смешны.

Убеждая читателя, что его помещики типичны, Гоголь называет других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин, Блохин, Поцелуев, Беспечный и т. п.

Причину омертвения души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя – Чичикова . Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников – взяточников – эти факторы сформировали подлеца, который таков, как и все его окружение. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Счастье «порядочного человека» основано на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства.

Гоголь показывает появление в русской жизни человека нового, у которого нет ни знатного рода, ни титула, но который ценой собственных усилий, благодаря своему уму и изворотливости пытается сколотить состояние. Его идеал - копейка; женитьба мыслится как выгодная сделка. Быстро разгадав человека, он умеет по-особому к каждому подойти. Внутренняя многоликость подчеркивается и его внешностью: «В бричке сидел господин, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод». Гоголь сумел разглядеть в современном ему обществе черты зарождающегося типа и собрал их воедино в образе Чичикова.

- Чиновники города NN еще более обезличены, чем помещики. Их мертвенность показана в сцене бала: людей не видно, повсюду муслины, атласы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях, пересудах, зависти. Они отличаются друг от друга только размерами взятки. Это тоже «мертвые» души.

Но за мертвыми душами Чичикова, чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера. По словам, в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ – души живые». Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, сапожника Телятникова, плотника Степана Пробки. Сила и острота народного ума сказались в бойкости и меткости русского слова, глубина и цельность русского чувства – в задушевности русской песни, широта и щедрость души – в безудержном веселье народных праздников.

Однако крепостническая мертвенность разрушает добрые задатки в человеке, губит народ. На фоне величественных бескрайних просторов Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых» душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния, бросающиеся в любое рискованное дело, лишь бы выбраться из крепостной зависимости.

Не найдя правды у верховной власти, капитан Копейкин, помогая себе сам, становится атаманом разбойников. «Повесть о капитане Копейкине» напоминает властям об угрозе революционного бунта в России.

Обрисовав в поэме Россию «с одного боку» в ее отрицательной сущности, в потрясающих «картинах торжествующего зла и страждущей ненависти», Гоголь еще раз убеждает, что в его пору «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

1.В чем смысл названия поэмы?

2.Почему глава, рассказывающая о биографии Чичикова, расположена в конце произведения?

Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Статья отнесена к разделу:Преподавание литературы

Цели урока:

2.Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков;

3.Обучение аналитическому пересказу.

Словарная работа:

Система образов.

Оборудование:

Портрет писателя,

Творческие работы учащихся,

Проектор,

Иллюстрации к произведениям гоголя.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания:

В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы. Хочу обратить внимание на иллюстрации, представленные на доске. Некоторые из них могут стать небольшой подсказкой в выполнении вашей работы. Итак, вопросы викторины.

Викторина.

1.Где и когда родился?

2.Какое образование получил гоголь?

3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?

4.Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?

6.Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?

7. В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?

8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

9. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

10.В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?

11. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?

(сбор листков с ответами учащихся)

Это была викторина по произведениям Гоголя, изученным ранее. Подобные викторины и тесты сегодня подготовили и вы сами.

1-й учащийся: тест по рассказу «Страшная месть»

2-й учащийся: тест по рассказу «Тарас Бульба»

3-й учащийся: тест по комедии «Ревизор»

Вступительное слово учителя.

… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

Проникновение во глубину души потенциально доступно многим, однако лишь единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое понимание творчества Гоголя сегодня?

Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований.

II. Объявление темы. Исследование материала учащимися.

1-я презентация. История создания. Система образов. Чичиков и помещики.

2-я презентация. Жанровое своеобразие.

3-я презентация. Чичиков и помещики.

III. Слово учителя.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как я подготовилась к этому уроку. Я тоже, как и вы хотела рассказать о том, что задумал свою поэму благодаря А. С Пушкину, которого считал своим учителем. Он часто бывал у него (представить картину художника), часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Ценителем творчества гоголя являлся также А. Жуковский.

Когда рукопись впервые была прочтена гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»

Хочу дополнить выступления наших учащихся определением поэмы.

Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Представление учителем опорной схемы. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.

Россия… Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия - это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа - такая широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»? Тройка - это не только Русь, но и вся ее природа, ее села и города, это все русское.

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга. Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова - парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки - это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ - души живые».

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам - «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка - их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому - убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Мы сегодня с вами провели большую поисковую работу. Мне отрадно видеть, что вы в своих представлениях рассказали и о композиции поэмы, и о жанровом ее своеобразии, задались вопросами о смысле поэмы. Многое в ваших исследованиях – это материалы следующих уроков. Но еще один вопрос я хочу задать на этом уроке.

Почему Гоголь не закончил свою поэму?

Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя. И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.

Николай Васильевич Гоголь,

вечная шинель – внакид,

озирая нашу оголь,

во дворе своем сидит.

Николай Васильевич Гоголь…

Кто сумеет разгадать

наподобие ожога

на челе его печать?

Сам с собой затеяв враки,

Сунул он камину в пасть,

Словно преданной собаке –

«Мертвых душ» вторую часть!

Но трубою дымохода

рукописный вздыбив дым,

сатанинским хороводом

Сам герой и вслед за ним –

все другие.

Вот так дело!

Как такое может быть,

Если рукопись сгорела,

А герой остался жить?

Через дали, через годы

Он заброшен на беду

Катапультой дымохода

В современную среду

Николай Васильевич Гоголь,

сколько ж так еще сидеть,

не в ладах с собой и с богом,

в чисту улицу глядеть?

Там стоит на перепутье

возле городских ворот

средь героев наших будней

мертвых душ старинный род.

И как в цирке на манеже,

в номерах своих не нов.

все марьяжит да манежит

хлюст, ханыга Хлестаков!

Несгораемы, хоть тресни,

в этом веке, как и в том…

Видно, встать придется с кресла,

Написать сожженный том.

V. Домашнее задание

1. Подготовить вопросы – тесты для проверки знания текста.

2. Творческая работа – герб помещика. (ознакомить учащихся с подобной работой, представить творческие работы старших товарищей)

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или …?"

,

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цель урока для учителя:

создать условия, способствующие формированию целостной оценки литературного героя.

1) Обучающая: продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;

2) Развивающая: развивать коммуникативную культуру обучающихся;

3) Воспитывающая: формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Оборудование:

портреты Чичикова и помещиков, высказывания литературоведов о Чичикове, схема Фогельсона, текст поэмы “Мёртвые души”, “Толковый словарь русского языка”, таблицы: “Автор о своём герое”, “Что сближает Чичикова с помещиками”, “Чем отличается Чичиков от помещиков”, “Качества Чичикова, которые способствовали его карьерному росту”.

План урока

I. Актуализация опорных знаний(инсценирование эпизода рассказа “Забуксовал”) - экспозиция (ввод в тему урока).

II. Вычленение проблемы урока: “Кто же такой Чичиков: “подлец”, “приобретатель” или…?”

III. Исследование проблемы

3.1.Чичиков в понимании критиков.

3.2.Чичиков глазами помещиков и чиновников города N N: “приятный человек”.

3.3.Что сближает Чичикова с помещиками?

3.4.Чем Чичиков отличается от помещиков?

3.5.Какие качества делового человека способствовали его карьерному росту?

3.7.Можно ли назвать Чичикова “мертвой душой”? (Анализ двух эпизодов: сцены встречи с блондинкой и сцены на балу).

3.8.Есть ли надежда на возрождение героя?

3.9.Почему так противоречив образ Чичикова?

3.10.Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

IV. Итоги урока.

Ход урока

Этот характер самый трудный

I. Экспозиция (ввод в тему урока).

Урок начинается с инсценирования эпизода рассказа “Забуксовал”.

Сюжет рассказа достаточно прост:герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из “Мёртвых душ”,невольно задумывается над вопросом: “А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю.… Русь - тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…”

Этот вопрос измучил главного героя рассказа Василия Шукшина Романа Звягина.

Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы “Мёртвые души”,не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг неё не затихают споры?

Ответ на данный вопрос кроется в высказывании молодого Чернышевского: “Этот характер самый трудный”.

В сознании многих читательских поколений сталкивались и спорили между собой и впечатления разные и чувства противоположные.

Чем же объяснить неоднозначность оценки главного героя поэмы читателями?

С одной стороны, Гоголь называет его подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых дел…”

Так кто же такой Чичиков: “подлец,“приобретатель” или …?

II. Вычленение проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.

Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.

Сегодня мы посмотрим на Чичикова глазами разных людей: литературоведов, героев поэмы, глазами современного читателя и, конечно же, глазами самого автора. Такой многосторонний взгляд поможет постичь загадку сложного характера главного героя, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.

III. Исследование проблемы.

Предоставляем слово литературоведам.

В. Кожинов: “Чичиков по-настоящему сильная личность…”.

: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…”.

В. Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

: “Одно из качеств Чичикова-способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

“Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему недоступна“блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков“плут”, “синтетический характер”,“заурядность”, “дурак, способный к мимикрии”,“делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.

. -Что скажут о Чичикове герои поэмы?

Послушаем тех, у кого Чичиков покупал мёртвые души.

Слово Манилову!

Манилов:

“Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. - Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Коробочка:

“А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.

- Послушаем, что скажет о Чичикове Ноздрёв.

Ноздрёв:

“Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю, такая, право, ракалия. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.

- Михайло Семёнович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Собакевич:

“Чичиков - хороший человек.

Слово Степану Плюшкину! А вы что скажете о Чичикове?

Плюшкин:

“Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном. Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”,“великодушный”. Мнения разные, но в целом –хороший человек.

- А что скажут чиновники города NN:губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты?

Губернатор:

“Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор:

“Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер:

“Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты:

“Знающий и почтенный человек”.

- Выслушаем мнение дам о Павле Ивановиче Чичикове.

Дамы города NN:

“Павел Иванович Чичиков?! Любезнейший и обходительнейший человек.

И здесь прозвучали отзывы самые лестные.

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит, Чичиков –хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.

считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом, потому производит на них приятное впечатление.

. - Итак, что же сближает Чичикова с помещиками - “небокоптителями”?

    Чичиков чем-то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка, копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну а солгать способен не хуже Ноздрёва) Чичиков не заботится об общественном благе. (Вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности)

Таким образом, Чичиков является“собирателем” отрицательных черт всех помещиков.

- Чем Чичиков отличается от помещиков?

    У Чичикова есть прошлое. (Это и “кисло-неприютное” детство, и первые уроки бережливости, и годы учения, годы службы в казенной палате и на таможне, до той минуты, когда Чичикову пришла мысль о приобретении мертвых душ) Чичиков, в отличие от помещиков, размышляет, пытается проанализировать свои поступки. (После одной из своих неудач – увольнения с таможни за контрабанду – размышляет: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? …. За что же другие благоденствуют , и почему должен я пропасть червем?”) Характер Чичикова дан в развитии. (От события к событию растёт в нём жажда наживы) Чичиков обладает энергией и волей. Чичиковым “не овладело скряжничество и скупость”. (“В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками”) Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями.

Таким образом, Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице.

Перед вами схема Фогельсона. (смотри приложение 1)

На ней отражены основные вехи жизненного пути Чичикова, история его взлётов и крушений. Они неотвратимо сменяют друг друга. Но, обратите внимание, после очередного крушения Чичиков снова достигает вершины, делает карьеру.

.- Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту, а, следовательно, и обогащению?

    Умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать “дело”, приносящее прибыль. Практичность, изобретательность. Целеустремленность. Умение вести “дела” (из разряда нечистых). Умение поддерживать разговор широта интересов. Знает человеческую психологию. (Чичиков легко перевоплощается и легко переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чём ни себе, ни своим целям.) Умеет произвести приятное впечатление. Типичная внешность делового благополучного человека. Мимикрия, приспособляемость. (Оказываясь в новой обстановке, в любой среде он сразу же приобретает ее цвет, ее окраску, всюду становясь “своим”, близким человеком. Постоянная приспособляемость прекрасно отшлифовала Чичикова: резкие, острые черты чужды его облику, печать какой-то обтекаемости лежит и на его внешнем портрете) Умение выстоять “под ударами судьбы”.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному росту, ведёт к обогащению.

Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, исключая взгляд автора на главного героя, то получится портрет интересного делового человека.

Чичиковым движет одна страсть –приобретение. Деньги – единственная цель его жизни. Отцовское наставление: “А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”, - “заронилось глубоко в душу”, пошло впрок. Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши.

Таким образом, сфера действий для Чичикова не имеет особого значения. Ему важен результат. Чичиков ни во что не верит, кроме денег. Моральной оценки своим действием он не даёт. Может быть, попытка проанализировать свои поступки была однажды, после конфискации наворованного на таможне: “Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда…”. Но это, скорее всего, попытка оправдать себя.

На пути к цели он совершает предательство по отношению к старому учителю. Но это не смущает его. Деньги для Чичикова важнее судьбы человека, который раньше любил его. Итак, отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.

“Не загляни автор поглубже в душу Чичикова, не шевельни на дне её того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровенных мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радёшеньки и приняли его за интересного человека”, - пишет о своём герое.

Но благодаря проницательному, испытывающему взгляду автора главный герой предстал в ином, истинном свете. Сопоставив бездуховность Чичикова с красивой упаковкой, в которой она подаётся, мы увидели: перед нами подлец, способный ради обогащения преступить все нравственные законы.

-Какие условия способствовали развитию в Чичикове жажды наживы?

(Повсюду распространено казнокрадство: взятки, поборы. Истинным хозяином становится капитал).

-Как относятся к тем, кто имеет капитал?

(Одно это слово рождает “нежное расположение подлости”. Управляют другими те, кто владеет капиталом, а капитал управляет теми, кто управляет другими)

Итак, мы стали свидетелями того, как жажда обогащения, отсутствие нравственных идеалов привела к омертвению души Чичикова. Мы наблюдали процесс обездушивания бессмертной души.

Возникает вопрос: “Чичиков - мёртвая душа?”

Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту поэмы.

- Давайте вспомним, о чем рассуждает Чичиков в 7-ой главе?

(Он рассуждает о купленных крестьянах).

С Чичиковым, по словам Гоголя, происходит что-то необычное.

- Что именно?

(“Когда взглянул он потом на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им”)

Обратите внимание: “Чичиковым овладело чувство”!

- Может ли такое случиться с тем, кто, по мнению П. Антокольского, “мертвая душа”?

Мнения литературоведов по данному вопросу разделились.

Некоторые считают, в том числе и, что эти мысли чужды Чичикову и что их по существу высказывает автор поэмы, лишь слегка прикрываясь своим героем.

Другие литературоведы полагают, что в натуре Чичикова есть какие-то светлые начала, которым он, правда, не дает ходу, но которые обуславливают появление у него иногда серьезных раздумий о жизни.

Итак, мы переходим к следующему спорному вопросу: “Наделяет ли Гоголь своего главного героя живыми человеческими чувствами?”

По данному вопросу мнения критиков разделились, поэтому мы сейчас снова обратимся к тексту поэмы и, заняв позицию спорящих сторон, попытаемся обосновать их точки зрения.

Первая группа, опираясь на текст поэмы, будет доказывать, что человеческое чувство не чуждо Чичикову. Вторая группа, ссылаясь также на текст, будет доказывать обратное. (Анализируются два эпизода: сцена встречи с блондинкой на дороге и сцена на балу.)

Анализ данных эпизодов ещё раз подчёркивает двойственность главного героя поэмы. С одной стороны, главный герой“осмотрительно-охлаждённого характера”. С другой стороны, эти два эпизода приоткрывают что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала “на несколько минут Чичикова из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа. “И Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов, - говорит Гоголь и продолжает, - но слово поэт будет уж слишком”. Обратите внимание, как Гоголь осторожен, как он постоянно уточняет себя:смущение, но “не чувство любви”, похож на“поэта”, но не “поэт”.

Интересно трактует этот эпизод Ю. Манн:“И все же, - пишет критик, – какое необычайно высокое переживание для пошлого Чичикова. И насколько оно сильнее его реакции при 1-й встрече с незнакомкой! Здесь Чичиков почувствовал себя“чуть–чуть не гусаром”. Это, кстати, не ускользнуло от внимания молодого Чернышевского. В своем дневнике будущий критик сделал пометку:“Дивился глубокому взгляду Гоголя на Чичикова, как он видит поэтическое или гусарское движение его души”. “Наконец, - продолжает Ю. Манн, при первой встрече Чичикова с блондинкой подчёркнуто, что не Чичиков, а другой, “только что начавший жизненное поприще”, неподвижно застыл бы при взгляде на красавицу. “Долго стоял бы он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи в даль”.

- А теперь?..

Теперь испытать подобное пришлось Чичикову.

- О чем это говорит?

“Чичиков, конечно, не поэт”,- говорит Гоголь. Его переживание несравнимо слабее и мельче. Кроме того, это редкие, исключительные минуты его жизни. Но эти минуты были! И это важно!

Интересную оценку истории с губернаторской дочкой на бале даёт Игорь Петрович Золотусский, наш современник: “Разве не она подвела его окончательно? Разве не на ней он срезался и выпустил из рук, может быть, уже готовое порхнуть ему в руки счастье? Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, всё было бы прекрасно… А он рассиропился, на балу свои чувства выказал и тут же был наказан”.

Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала, - по мнению Золотусского, - способность Чичикова на живое движение души.

Есть ли надежда на возрождение героя?

И эти необычные минуты в жизнеописании Чичикова, его способность откликаться на женскую красоту сверкают в I томе как дальние предвестия будущего возрождения. Я говорю о замысле провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзость к нравственному возрождению.

Имея за спиной прошлое, Чичиков мог иметь и будущее. “И может быть, - пишет Гоголь, - в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес”.

И этой верой Гоголя в способность русского человека измениться, верой в потенциальные возможности его души предопределено не только центральное место Чичикова в I томе, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах. Главный герой должен был, пройдя ад российской жизни, очиститься и переродиться. На эту возможность духовного возрождения указывает имя главного героя – Павел. Существует мнение, что: гонитель христиан Cавл чудесным образом преображается в Павла, затем идёт за Христом и становится святым апостолом.

Почему так противоречив образ Чичикова?

Но как не верил Гоголь в духовное возрождение своего героя, его исправление во IIглаве давалось с трудом. И, как вы знаете, за 9 дней до смерти он сжигает чистовик 2 тома.

- Почему это случилось?

“Много, слишком много обещано, - писал Белинский после выхода I тома, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того нет ещё и на свете”. Против Гоголя была сама жизнь да ещё его талант, бескомпромиссно последовательный и верный правде.

А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока:

“Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?” Запишите высказывание того литератора, чья точка зрения вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.

Итак, прозвучали разные точки зрения. Мы видим, что Чичиков способен на живые человеческие чувства, но сознательно подавляет их, подчиняя всю свою жизнь приобретению, обогащению. Страсть к наживе захватила всё его существо.

Место образа Чичикова в галерее литературных героев. Чичиков и Молчалин.

- Есть ли у Чичикова литературный предшественник?

(Молчалин)

- Чем похож Чичиков на Молчалина?

* Оба следуют заветам отца.

* Умеют приспосабливаться к людям.

* Оба играют роль влюблённого затем, чтобы облегчить себе путь к богатству.

* После взлётов героев неизбежно следует падение.

* Производят приятное впечатление на окружающих.

* За внешней привлекательностью скрываются низменные, подлые характеры.

- “Молчалины блаженствуют на свете!” Можно ли отнести эти слова к Чичикову? (Да. Его идеалы и кажущаяся быстрота их достижения привлекательны всегда и в современном мире тоже).

IV. Итоги урока (диалог-беседа).

Чичиковы живучи. Их самоотверженность и терпение позволяют им постоянно возрождаться.

- Как вы думаете, почему этот образ вечен?

(1)цель – обогащение – привлекательна 2)привлекает быстрота достижения цели.)

- Страшны ли Чичиковы? (Чичиковы тем и страшны, что, на первый взгляд, и во внешности, и в поведении, и даже в целях всё благополучно, если бы не их полная бездуховность, но их идеалы соблазнительны и за них продаётся человеческая совесть во все времена и в наше тоже. Чичиковы освобождаются от всего человеческого, беспощадны к тем, кто встаёт на их пути).

V. Домашнее задание: написание сочинения по теме урока.

Образы помещиков в поэме "Мертвые души"

, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цели урока:

Показать мастерство в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”. Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы. Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества.

Оформление:

Портреты Чичикова и помещиков. Текст поэмы “Мёртвые души”. Презентация “Образы помещиков в поэме “Мёртвые души”. (Приложение 1) Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

(приветствие).

Слайд 1

Презентация

Сообщение темы урока, целеполагание.

II. Вступительное слово учителя.

Крупным планом в поэме “Мёртвые души”нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

III. Анализ образа Манилова.

Кого из помещиков Чичиков навещает первым?Слайд 3

Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента“Чичиков у Манилова”

Задание: используя план-памятку, расскажите оМанилове. Выступление 1-й группы учащихся.

Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость .

С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады –все для него препочтеннейшие люди. Манилов –человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек“так себе, ни то ни сё”.

Вывод. Слайд 4

Вместо настоящего чувства - у Манилова“приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

IV. Анализ образа Коробочки.

Слайд 5

Рассказать кратко содержание 3-й главы.

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

Вывод: Слайд 6

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

V. Анализ образа Ноздрёва.

Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано:мастер Савелий Сибиряков.

Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

Вывод. Слайд 8

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

VI. Анализ образа Собакевича.

Слайд 9

Какие детали - вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными

усами.

Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож“на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то:напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз –вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается

VII. Анализ образа Плюшкина.

Слайд 11

Тема нравственного падения, духовной смерти“хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся

Вывод. Слайд 12

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал:

“И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

Слайд 13

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Слайд 14

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

IX. Кроссворд

. Слайды с 15 по 24

X. Подведение итогов.

XI. Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу по плану:

2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цель жизни Чичикова. Завет отца

Вот что писал В.Г. Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:

«…Известно, что Чичиков был, не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал на Наполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым как знаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении было произвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себе доверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым он преодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное, что характеризует Чичикова - это его страстное влечение к приобретательству. Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком сан фасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь среди свирепых волн», - вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, - вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.

И всё, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим, - пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление - «береги и копи копейку» - пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещилась впереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды.

«Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой, - завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).

…Чичиков приходит, чтобы отравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кем он ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у него новая роль с каждым действующим лицом.

…Чичиков, Ноздрёв, Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» - это не характеры, а типы. В этих типах Гоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общий жизненно-социальный уклад…»

Что такое «мёртвые души»?

Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Следовательно, сама фактическая основа, сама интрига поэмы, построенная на продаже ревизских душ, была социальной и обличительной, как бы ни казался повествовательный тон поэмы безобидным и далеким от обличения.

Правда, можно вспомнить, что Чичиков живых людей не покупает, что предмет его сделки крестьяне умершие. Однако и здесь прячется гоголевская ирония. Чичиков скупает мертвых совершенно таким же образом, как если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных и юридических норм. Только цену при этом Чичиков рассчитывает дать значительно меньшую - ну как бы за товар более низкого качества, залежалый или подпорченный.

«Мертвые души» - эта емкая гоголевская формула начинает наполняться своим глубоким, меняющимся смыслом. То это условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нет никакого лица. То эта формула оживает - и за нею встают реальные крестьяне, которых помещик властен продать или купить, конкретные люди.

Многозначность смысла запрятана уже в самом гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотел подчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение «ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы словосочетание необычное, смелое, не встречавшееся в обиходной речи.