Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ трехглавый змей в русских народных сказках. Змея в русском фольклоре

Образ трехглавый змей в русских народных сказках. Змея в русском фольклоре

Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

Страж мира мёртвых

В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.

В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.

Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.

Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Школьная научно-практическая конференция

Секция : литература

Название работы :

« В гостях у сказки – Змей Горыныч и его история ».

Цитцер Мария Владимировна

г.о. Тольятти, МБУ СОШ № 85, 2Б класс

Научный руководитель:

Фокина Оксана Евгеньевна,

учитель начальных классов первой категории, МБУ СОШ №85

Тольятти, 2014

Содержание

    Введение

    Основная часть. Образ Змея Горыныча

    2.1. История возникновения имени

    2.2. Змей Горыныч в произведениях литературы

    2.3. Телевизионные воплощения Змея Горыныча

    Заключение

    Список используемых материалов

    Приложение

1.Образ змея в поэзии

2.Сравнительный анализ образов Змея Горыныча из разных произведений

1. Введение

С самого раннего детства я люблю сказки и волшебные истории – о красавицах и принцессах, о добрых молодцах и их верных конях, о чудовищах и недобрых силах, которых побеждают герои. В большинстве сказок происходит борьба добра со злом. Самые знаменитые «представители» злых сил – это ведьмы, колдуньи, Кощей Бессмертный, Баба-Яга и другие. Очень часто силы зла представляют летающие чудовища – драконы. В русских народных сказках вместо дракона, как правило, хозяйничает Змей Горыныч.

В литературе практически любого народа можно встретить Змея или подобное ему существо. Мне стало интересно, как появился такой образ, совмещающий в себе черты змеи, динозавра, грома и молнии одновременно? И что означает его имя? Почему именно Змей?

Сказки являются отражением реальности, с помощью которых мы – дети – лучше понимаем, как устроена жизнь. Они помогают формировать характер, закладывают основы правильного восприятия, порядочности. Сказка объясняет понятным нам языком сложные понятия, наглядно показывает, что такое любовь и патриотизм, добро и зло, вера и надежда, подлость и предательство. Изучая образы сказочных героев, мы хотим быть похожими на одних, и ни в коем случае – на других.

Актуальность исследования обусловлена тем, что Змей Горыныч является одним из наиболее часто встречающихся персонажей в русских народных сказках и былинах, а значит, люди с давних времен придавали ему особую значимость. Изучив источник происхождения и суть образа Змея Горыныча, читатели смогут глубже проникнуть в историю нашего народа, ближе познакомиться с культурой своих предков, понять, как они жили, что их заботило, а что радовало. Сказочное «воспитание» полезно и интересно как детям, так и взрослым.

Цель: изучение образа Змея Горыныча.

Объект исследования: произведения русской литературы, фольклора, медиа материалов.

Предмет исследования: образ Змея Горыныча.

Задачи:

    Исследовать историю возникновения Змея Горыныча как литературного персонажа.

    Сравнить образ Змея Горыныча в различных литературных и медиа произведениях.

    Обобщить полученные сведения для создания собирательного образа Змея Горыныча.

Методы исследования:

Изучение библиографической литературы;

Просмотр кино- и мультипликационных фильмов;

Анализ графических изображений изучаемого образа;

Систематизация.

2. Основная часть. Образ Змея Горыныча.

2.1. История возникновения имени.

Д ревние представления славян о Змее сохранились в сказках и былинах. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки, так как Змей связан с подземными водами. Победив, герой обычно освобождает царевну или пленников. Прозвище Горыныч и каменные пещеры или дворцы, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея.

В славянских преданиях одна из главнейших ролей принадлежит огненному летучему змею. Можно предположить, что здесь имеет место соединение реальных явлений с игрой воображения. Древнему человеку нравилось описывать небесные явления – тучи, грозы и молнии, и некоторые исследователи предполагают, что именно природа послужила прообразом огнедышащего Змея.

Народная фантазия, создающая мифы и легенды на основании сходства с действительными явлениями, в образе огненного Змея олицетворяла молнию, извивающаяся форма которой напоминала скользящую по земле змею. Падающие звезды и метеориты также производили подобное впечатление. Все эти естественные явления принимались в старину за огненных змеев, и взгляд этот был общепринятым, как видно из летописных и других памятников.

Вот что пишет в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» (том 2 под названием «Змей») русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед А.Н. Афанасьев «…под 1028 годом летописец говорит: "Знамение явися змиево на небесех, яко видети всей земле". Под 1144 годом: "Бысть знамение за Днепром в киевьской волости: летящю по небеси до земля яко кругу огнену, и остася по следу его знамение в образе змья великого, и стоя по небу с час дневный и разидеся"… Под 1556 годом: "Бысть знамение - того места, где звезда была на небеси, явися яко змий образом, без главы стояше... ино яко хобот хвост сбираше, и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым по земли"».

О сходстве Змея с грозовой тучей предания и поверья говорят так много, что не приходится сомневаться в их близком отношении друг к другу. Например, народная загадка: "Шило-мотовило под небеса подходило, по ниточке говорило" имеет две отгадки: гром и змей. Мотовило - устройство для размотки пряжи; клубящиеся облака и тучи уподобляются спутанной, косматой пряже, а громовая стрела – заостренному шилу. Согласно славянской мифологии, Бог-громовержец Перун также обладает способностью рассеивать тучи, а в этой загадке шило является как раз тем инструментом, с помощью которого Перун разматывает небесную пряжу (т. е. рассевает тучи). "По ниточке говорило" - выражение, указывающее на раскаты грома, которыми сопровождается эта работа, т.к. гром – это голос и разговор Перуна. Мы знаем, что молнии уподоблялись стрелам, копьям и воинской палице. Эти поэтические представления должны были прилагаться и к Змею, как воплощению громоносной тучи.

Очевидно, что приведенная загадка имеет в виду не обыкновенного земного гада, а мифического или молниеносного Змея. Из самого названия: "Змей огненный" уже видна его связь с грозовым пламенем.

Рис.1. Змей огненный

По словам крестьян, Змей летит по поднебесью в виде огненного шара и рассыпается искрами, словно горячее железо, когда его куют молотом. Другие считают, что он несется черным клубом, а из раскрытой пасти его валит дым и пламя - представление, прямо подсмотренное у природы. Ведь черная туча, летя по небу, клубится подобными дыму парами и дышит огнем (молнией).

Вот как описывается появления Змея в сказке «Про Добрыню Никитича и Тугарина Змея»:

«…вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…»

Согласно тем фантастическим формам, какие принимают облака на небе, воображение народа видело в них чудовище со многими головами и раскрытыми пастями. Сказочный эпос изображает драконов и змеев с тремя, шестью или семью, девятью и двенадцатью головами. По числу голов определяется большая или меньшая степень их силы.

В народных сказаниях змей изображается то как чудовищный зверь, то как великан. В грозовых тучах фантазия древнего человека видела живые существа и наделяла их человеческими качествами и даже человеческими формами. Вот почему змей выезжает на битву, как вооруженный воин, на славном богатырском коне. На плече у него сидит черный ворон, а позади бежит собака.

Но, перенося свои формы на облачный мир, человек расширял их до исполинских размеров, соответственно могуществу и громадности естественных явлений. Отсюда возникли сказания о великанах, к кругу которых принадлежит и Змей. О Тугарине Змеевиче народная сказка говорит: «был он богатырь в вышину трех сажен, промеж глаз - калена стрела; пожирал он и выпивал также много, как и великаны, поедающие небесных коров и опорожняющие целые бочки дождевого напитка».

Шум грозовой бури сравнивали с шипением змеи. По свидетельству русских сказок и былин, огненный Змей поднимает страшный свист и шип. Голос его подобен завыванию вихрей: "Заревел Тугарин - и дрогнула вся дубрава!" Как от свиста Соловья-разбойника падали стены и люди, так и свист мифического Змея производит то же сокрушающее действие.

Известный российский языковед М.В. Горбаневский пишет: «Казалось бы, это совершенно фантастическая фигура. В одних эпизодах он являет собой летающего и изрыгающего огонь дракона, в других – ненасытного великана, засевшего во дворце князя. Но... этнографы и филологи, в частности А. Членов, установили, что Тугарин Змей (или Тугарин Змеевич, по другой форме имени) имеет совершенно конкретный... исторический прототип. Более того, известна даже дата гибели Змея Тугарина – 19 июля 1096 года! Именно тогда в бою с русскими войсками был убит половецкий хан Тугоркан из династии Шаруканидов. Династия эта много горя причинила Руси своими жестокими набегами. А родовым символом ее, тотемом, символизирующим силу, гордость, удачу, был змей. Имя Шарукан – половецкое слово, переводящееся именно как «змей». Так что словосочетание Тугарин Змеевич означало первоначально «хан Тугоркан из рода Шаруканидов». Иначе говоря, Змеевич – не отчество, а переосмысленное русичами династическое имя Тугоркана. Так реальное историческое лицо превратилось со временем в резко отрицательного персонажа русских былин, став в них злым драконом, приносившим несчастье русским землям...»

Очень интересно русское название мифического Змея - Горыныч, увеличительное Горынчище. Оно происходит от слова «гора», т.е. Змей как бы является сыном горы, а точнее, горы-тучи, рождающей из себя извилистую змею-молнию. В былинах змее присваиваются эпитеты «горынская» и «подземельная». Драконы и змеи живут внутри гор или в каменных пещерах,где скрывают похищенных ими девушек.

Рис.2. Змей Горыныч

Вот что пишет София Варган, автор, размещающий статьи в интернете: «Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно плюется огнем. Вот такой огнедышащий. Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими. Теперь добавим к этому маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы. Конечно, можно говорить, что для сказок нет границ, и история, рассказанная на одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Но это представляется натяжкой. Гораздо проще поверить в то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации. Могли сохраниться и «огнедышащие» разновидности.

Так что возможно, что Змей Горыныч – это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным». Это очень интересная версия, но, к сожалению, многоголовых динозавров, по утверждению автора этой же статьи, археологи не обнаружили».

Исследователи утверждают, что в большинстве мифов скрыты реальные жизненные истории. В Полесье бытуют легенды о том, что один из северных рыцарей в стародавние времена завоевал маленькую деревушку между реками Припять и Горынь. Он уничтожил всех местных жителей, его приспешники вокруг местечка возвели частокол. И стал этот рыцарь разбойничать. А место было удобное: поблизости по рекам возили товары. Рыцарь этот всех грабил, людей торговых убивал, вот его и прозвали Змеем Горынычем (Змей – по характеру, Горыныч – по местоположению).

Есть и другие истории: Горынь-река тогда никак не называлась, а маленький островок – Змеиное Поселище (там жил этот рыцарь) люди сожгли, заманив злодея в ловушку. Когда горел этот болотистый островок (огонь до неба!), река стала называться Горынью. И Змей стал Змеем Горынычем (опять-таки от слова « гореть» ).

А по поводу многоголовости такая история: говорят, было у этого рыцаря двое сыновей, таких же злодеев, как и батюшка Змей, и называли их Змеенышами или Змеиными Головами. Вместе с отцом они составляли три змеиных головы. Может быть, отсюда именно трехголовый Змей Горыныч? В принципе, детей могло быть и больше...

2.2. Змей Горыныч в произведениях литературы.

Облик чудовища ярко обрисован в былине « Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча »:

«…Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят». Змей – владыка волшебной реки – нападает на плывущего по этой реке Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнем.

Итак, Змей – хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом – кинув в него шапку с землей. Четыре стихии, которые воплощает Змей (воздух, вода, камень и огонь ), – это стихии дикие, над ними древний человек был не властен, а вот земля – стихия жизни, « своя » стихия, поэтому владыка мира смерти должен отступить перед ней.

Рис.3. Добрыня и поверженный им Змей

Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т. п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову или несколько голов. Связь с былинами четко прослеживается в сказке « Иван Быкович », где главный герой перед тем, как убить девятиглавого Змея – Чудо-Юдо, бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище.

Рис. 4. Иван Быкович и Чудо-Юдо

А также в сказке « Никита Кожемяка », в которой Змей похищает царскую дочь и насильно держит у себя в плену. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.

Рис.5. Никита Кожемяка и Змей

Не самый умный представитель мира чудовищ – Змей из сказки « ». В этом сказании солдат несколько раз подряд обманывает малоумного Змея, тем самым спасая жизни жителей деревни и свою собственную.

Рис.6. Про глупого Змея и умного солдата

Из сюжета сказки видно, что в преданиях Змей постепенно утратил облик могучего чудовища и стал восприниматься неким подобием жестокого и глупого сказочного медведя.

Но это только один путь трансформации образа Змея Горыныча . Есть еще один. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик и служит Ивану-царевичу. В сказке « » Змей Горыныч становится слугой Ивана-царевича после того, как тот побеждает его. Но взамен за доброту главного героя Змей соблазняет его жену и с ее помощью пытается убить царевича. Но в конце концов, как обычно, добро побеждает зло, и Змей Горыныч погибает. То есть, в народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.

Рис.7. Змей Горыныч в услужении у Ивана-царевича

В произведениях русской литературы Змей Горыныч – это огнедышащий дракон. Некоторые считают, что он не совсем змей. Скорее, крылатый ящер. У него три головы, шесть, девять или двенадцать, реже пять или семь. Его появление сопровождается страшным шумом, сильной бурей, надвигаются тучи, шумит ветер, море волнами колышет, трясутся избы, а основное оружие этого персонажа – огонь. Огнем пышет, дымом душит.

А в некоторых сказках говорится, что у него огненные крылья. Он летает по деревням и пожирает людей. Свистнет – деревья качаются, листва осыпается. Стиснет камень в горсти – мелкий песок посыплется. Он один съедает за раз целого вола и выпивает воловью шкуру воды. Cражается с царевичами, королевичами и крестьянскими сыновьями. Литературный Змей Горыныч обычно летает по небу. Его существование связывают либо с огнем и водой, либо с рекой, норой, пещерой, а иногда – белокаменными палатами, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, а также пленники и потомство – змееныши. Он богат: имеет стада овец, коров, табуны лошадей, иногда – золотой дворец.

Умом особым не отличается: его легко обманывает и простой русский солдат, и лисичка-сестричка. Ударившись оземь, превращается в человека либо в неодушевленный предмет: веник, помело, ухват. Если увидит красавицу, то превращается в такого добра молодца, такого красавца, что просто загляденье. Плечи широкие, кудри пышные, брови вразлет, одежда золотом да драгоценными камнями изукрашена... Только глаза змеиными остаются, да язык раздвоенный не меняется, и зубы – длинные и острые...

В сказках Змей Горыныч часто требует на съедение девушек или похищает их. Но потом, пораженный красотой русской девушки, берет ее к себе в жены или прячет в своей берлоге, в горе или в золотом дворце, иногда приковывает золотой цепью к дубу на берегу синего моря. Богатырь обычно побеждает Змея Горыныча, освобождает от него царевну и женится на ней.

Рис. 8. Похищение красавицы Змеем-Горынычем

Змей Горыныч похож также на других персонажей сказок и былин: Змея Тугарина , Огненного Змея, Змиулана. Последний является персонажем русской мифологии, грозным великаном, а также он – царь-змей, владеющий несметными стадами, противник Грома и Молнии.

Но не всегда Змей предстает в образе зла. Иногда он является хранителем земных богатств, защищающим природу от разорения человеком. В уральских сказах фигурирует Великий Полоз, он ответственен за золото. Он сам состоит из живого золота. Может в человеческом облике ходить по земле, в облике гигантского змея – под землей, может просачиваться сквозь скалы и сливаться с огнем. Следит за тем, чтобы при добыче золота всё было честно, без драк, ссор и кровопролития. Он может, недовольный поведением людей, «отвести» золото в сторону. Очень редко он сам показывает людям, где залегают золотоносные пласты. Когда Полоз из человека превращается в Змея, от него идет сильный холод: вода становится льдом, деревья замерзают и трескаются, на траве появляется иней. В тех местах, где он прополз, люди могут найти золотой песок и золотые самородки.

Павел Бажов пишет в сказе «Про Великого Полоза»: «И вот видят ребята – человека того уж нет. Которое место до пояса – всё это голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли всё кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. И то диво, костер-то потух, а на полянке светло стало.
Только свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло. Дошел змей до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит: - Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!

Сказал так и ровно растаял. Вода в Рябиновке опять зашумела, и костерок оттаял и загорелся, только трава будто всё еще озябла, как иней ее прихватил. Семеныч и объяснил ребятам: - Это есть Великий Полоз».

Рис. 9. Великий Полоз

Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет людей, занимавшихся добычей горных ископаемых. У него есть многочисленные дочери – змеевки, которые тоже могут в змеек оборачиваться и сквозь камень скользить. Если змеевка на берегу в воде свою косу золотую полощет, река становится золотоносной. В честь змеевок люди даже справляют 25 сентября Змеиный праздник. Считается, что башкирская красавица Золотой Волос – дочь Великого Полоза.

А в сказе «Голубая змейка» Бажов прямо указывает на воспитательную роль героини – змейки. Она не позволяет людям быть алчными и злыми по отношению друг к другу, показывает, что жадность и недобрые мысли приводят к беде. Зато добрых и чистых помыслами людей она награждает богатством. И верно – богатство только тем можно иметь, кто к нему правильно относиться умеет.

Рис.10. Голубая змейка

2.3. Телевизионные воплощения Змея Горыныча.

Образ Змея Горыныча нередко используют в кинематографе. Здесь мы рассмотрим только некоторые примеры.

Самый первый полнометражный художественный фильм-сказка с участием Змея Горыныча был снят Александром Роу в 1939 году. Назывался он «Василиса Прекрасная» и был чёрно-белым. Сюжет фильма напоминает сказку о Царевне-лягушке. Горыныч похищает царевну-лягушку Василису, чтобы жениться на ней, однако богатырь Иван (который раньше был простым крестьянином) приезжает к самой свадьбе и уничтожает змея. В этом фильме Горыныч живёт не в горах, а в красивом дворце с многочисленными слугами и помощницей Бабой-Ягой.

Рис.11. Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»

Картина «Илья Муромец» стал первым советским широкоэкранным художественным фильмом по мотивам русских народных былин о легендарном богатыре Илье Муромце. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний, а также некоторые элементы сказок Пушкина. Это одна из самых красочных и зрелищных постановок того времени. В фильме участвовали 106 000 солдат-статистов и 11 000 лошадей (самое большое число статистов в истории кинематографа). Он имел успех даже в американском прокате. Его перемонтировал Роджер Корман. Шел фильм под названием «Sword and the dragon» («Меч и дракон»).

Фильм начинается с того, как родную деревню Ильи Муромца грабит жестокое племя варваров. Кроме разрушений, безжалостные тугары уводят молодых девушек, и Илья, не выдержав страданий родной земли, поднимается на борьбу с грозным врагом. В конце фильма Калин-царь насылает на Киев огромного Змея Горыныча, который служит ему, чтобы тот стёр город с лица земли. Дракон приземляется у самых стен Киева, где его побеждают богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

Рис.12. Кадр из фильма «Илья Муромец»

Но не всегда в фильмах Змей Горыныч предстает грозным и страшным врагом, иногда его образ смешной, глупый и даже вызывает жалость.

К примеру, в советском фильме-сказке «На златом крыльце сидели» одноголовый Змей Горыныч служит летающим транспортом Кощею Бессмертному.

Рис.13. Кощей на своем «боевом коне» - Змее Горыныче (Кадр из фильма «На златом крыльце сидели»)

В современном фильме-сказке «За тридевять земель» Змей Горыныч с тремя головами по имени Свирепый, Мстительный и Грамотный – глупый и доверчивый, которого мальчики – главные герои фильма – легко обманывают простой игрой в наперстки.

Рис.14. Змей Горыныч из фильма «За тридевять земель»

А в некоторых фильмах его образ присутствует лишь незримо. Как, например, в фильме-сказке, поставленному по книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», который называется «Там, на неведомых дорожках…». Фильм снят так, что Горыныч ни разу не появляется ни в одном кадре. По сюжету, Горыныч прилетает в гости к Кощею Бессмертному, который отводит ему место в сарае. Вскоре он отдаёт Змею на съедение пленённого царя Макара, который с помощью волшебной воды превращает дракона в трёхголового козлёнка. А до этого о нем упоминает Егоровна (так в этой сказке зовут персонажа, похожего на Бабу-Ягу, только она здесь совсем не злая, а наоборот, помогает главному герою). Рассматривая королевство в волшебном блюдечке, она восклицает в тот момент, когда экран затуманивается огненным дымом: «Змей Горыныч на охоту вылетел. Ах, чтоб ты провалился, замечательный самый!». И объясняет такое ласковое обращение тем, что ругать его нельзя, а то того он непременно съест. Таким образом, авторы дают понять, что и простое упоминание Змея Горыныча сулило беду, даже для такой же нечисти, как он сам.

Мелодия «Приходите в сказку», звучавшая в этом фильме, позже стала музыкальной заставкой программы «В гостях у сказки» на Центральном телевидении.

Рис.15. Кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…»

Отсутствие видимого Змея Горыныча отмечается и в сказке «Огонь, вода и… медные трубы». Больной Горыныч не может лично присутствовать на свадьбе Кощея Бессмертного, потому что ему, по словам его слуги, «недужится – первая, пятая и седьмая головы болят, а двенадцатая кружится».

Рис.16. Кадр из фильма «Огонь, вода и…медные трубы»

Из вышесказанного следует, что Змей Горыныч был очень важен для народа как образ. И что о нем помнили всегда, даже при его отсутствии в зоне видимости.

Естественно, что такого колоритного персонажа, как Змей Горыныч, не могли обойти вниманием и создатели мультфильмов.

В 2011 г. был снят мультипликационный фильм «Иван Царевич и Серый Волк», который стал лидером проката в 2012году. В нем Змей Горыныч из злого (каким он себя считает) превращается в доброго, отпустив Ивана с волком и подарив им «то, не знаю что». Причем превращение происходит прямо на глазах. Стоило только Ивану сказать Горынычу, что у него добрый взгляд, а злым он только притворяется, как Горыныч поверил, хотя до этого считал себя воплощением мирового зла.

Рис.17. Змей Горыныч из м/ф «Иван царевич и серый волк»

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - еще один мультфильм, где Змей Горыныч вовсе не злой и не страшный. Это тоже одна из постановок, снятых в современные дни, в 2006 году. По сюжету этого мультфильма Змей Горыныч - старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научился только в конце мультфильма). Сам Горыныч рассказывает, что они познакомились, когда он выхаживал Добрыню после битвы с тевтонцами. На самом деле знакомство произошло, когда Добрыня спас Горыныча от крестьян, поймавших его на полях под Черниговом, на которых тот воровал морковку, и собиравшихся продать его скоморохам. В фильме он невольно становится орудием зла в руках коварного Колывана, который обманул его, надоумив украсть племянницу князя. Но поняв, что он был обманут, Змей тут же бросается исправлять свою ошибку и спасать девушку. При этом сильно переживая за то, что обманул Добрыню, своего друга.

Рис.18. Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В мультфильме 1974 года «Алёнушка и солдат» Змей Горыныч – это прожорливое чудовище, которое разоряет жителей деревни, и к тому же украл внучку у стариков. Три головы Змея - разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовое полено и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.

Рис.19. Змей Горыныч из м/ф «Аленушка и солдат»

Змей Горыныч из мультфильма «Баба-Яга против!», выпущенного студией «Союзмультфильм» специально к летним Олимпийским играм 1980 г. в Москве, это домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Размером он с домашнюю собаку, а злости в нем нет – он только выполняет указания своей хозяйки.

Рис.20. Домашний Змей Горыныч

А вот Ивашка из Дворца пионеров из одноименного мультфильма побеждает Змея Горыныча вполне научным способом – пеной из огнетушителя. Фильм был снят в 1981 году, и по сюжету Змей Горыныч - гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, однако находчивому пионеру удается справиться с ним.

Рис.21. Змей Горыныч из м/ф «Ивашка из Дворца пионеров»

Иногда фигура Змея Горыныча наделяется человеческими качествами, и можно проследить сходство между чудовищем и некоторыми людьми. Так, в мультфильме «Межа», снятым режиссером В.Котеночкиным в 1967г., одинаковыми угнетателями простого народа являются Змей Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который называет Змея «Трифон Гаврилыч»). Там Змей представляется не очень умным прожорливым чудовищем, разоряющим крестьян. Однако в этой истории и царь предстает в похожем образе – в образе источника бед и несчастий для простых людей. Т.е. фактически Змей здесь еще и некий символ, сравнение с вовсе несказочными причинами разорения народа.

Рис.22. Змей Горыныч из м/ф «Межа»

Тот же режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ Змея Горыныча из м/ф «Межа» в любимом многими, популярнейшем мультфильме «Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей Горыныч охраняет сказочный замок и, защищая его, огнем сбивает пролетающего мимо Волка.

Рис.23. Волк из м/ф «Ну, погоди!», подбитый Змеем Горынычем

3. Заключение

В итоге нашего исследования мы пришли к выводу о том, что волшебные сказки и былины с участием Змея являются во многом отражением народных мифов и поверий, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Змея Горыныча, которого современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Герой былин, хранитель подземных сокровищ, сказочный персонаж – во всех трех планах (историческом, мифологическом и сказочном) Змей Горыныч предстает как воплощение человеческих представлений о жизни и мироустройстве.

Поразительно: зачастую в сказке Змею отводится всего один – два эпизода, но без него сказка не состоится. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ему отведено, Змей является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.

Исследователи утверждают, что драконы-змеи никогда, в отличие от других народов, не были у русичей предметом культа или почитания. Это объясняется тем, что Русь была чужда змеепоклонству: пресмыкающееся, рожденное ползать, не соответствовало народному русскому духу, и дракон, змей, пусть даже летающий, в глазах русского человека оставался низким пресмыкающимся. В сказках и мифах других народов дракону поклонялись. А русский богатырь выходил на бой. И пусть по рождению он был и простым мужиком, как Никита Кожемяка, но сила его богатырская побеждала обидчиков жен и детей русских, громила всех, кто требовал дань с русичей. Змей Горыныч в народном сознании ассоциировался с грозовыми тучами, заслонявшими от людей светлое небо и ясное солнышко – источник жизни. И всегда на Руси находились герои, способные эти тучи разогнать.

В России Змей Горыныч отождествлялся с драконом как дьяволом, порождением сил ада. Он олицетворяет силы, противостоящие Святой Руси. Это не могло не отразиться в символах. Например, Святой Георгий Победоносец – покровитель России, уничтожающий дракона.

Рис.24. Святой Георгий Победоносец

Змей Горыныч настолько прочно обосновался в сознании людей, что упоминание о нем можно встретить практически в любой сфере нашей жизни. Его именем называют недобрых людей, он является символом зла, которое можно победить. Змей считается сказочным персонажем, но в середине прошлого века Змеем Горынычем называли , а в городе Харькове на Украине на набережной реки Лопань в 2000-х годах установлена деревянная скульптура трехголового Змея.

Рис.25. Скульптура Змея в Харькове

И еще один вывод сделала я. Чтение сказок и просмотр мультипликационных и кинофильмов – занятие удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.

Список используемых материалов

    Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (Этнографическая библиотека) § 161, стр. 417, интернет-издание.2

    А.Н. Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. XX. Змей, интернет-издание.

    Сайт

    Сайт www . basle . ru

    Сайт

    к/ф «Василиса Прекрасная», 1939г., реж. Александр Роу, «Союздетфильм».

    к/ф «Илья Муромец», 1956г., реж. А.Птушко, «Мосфильм».

    к/ф «На златом крыльце сидели», 1986г, реж. Б.Рыцарев, киностудия им. М.Горького.

    к/ф «За тридевять земель», 2002г., реж. Ю.Попович, Россия.

    к/ф «Там, на неведомых дорожках…», 1982г., реж. М.Юзовский, киностудия им. М.Горького.

    к/ф «Огонь, вода и… медные трубы», 1967г., реж. А.Роу, Центральная Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

    м/ф «Иван Царевич и Серый Волк», 2011г., реж. В.Торопчин, студия анимационного кино Мельница.

    м/ф «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 2006г., реж. И.Максимов, кинокомпания СТВ, студия Мельница.

    м/ф «Алёнушка и солдат», 1974г., реж. Ю.Елисеев, ЭКРАН.

    м/ф «Баба-Яга против!», 1979г., реж. В.Пекарь, студия «Союзмультфильм».

    м/ф «Ивашка из Дворца пионеров», 1981г., реж. Г.Сокольский, студия «Союзмультфильм».

    м/ф «Межа», 1967г., реж. В.Котеночкин, студия «Союзмультфильм».

    м/ф «Ну, погоди!», выпуск 16, 1986г., реж. В.Котеночкин, студия «Союзмультфильм».

Приложения

Приложение 1

Образ Змея в поэзии

У Николая Гумилева есть стихотворение « Змей ».

Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами,
Дива дивные зрелись тогда,
Чуда чудные деялись сами…

Позабыв Золотую Орду,
Пестрый грохот равнины китайской,
Змей крылатый в пустынном саду
Часто прятался полночью майской.

Только девушки видеть луну
Выходили походкою статной -
Он подхватывал быстро одну,
И взмывал, и стремился обратно.

Как сверкал, как слепил и горел
Медный панцирь под хищной луною,
Как серебряным звоном летел
Мерный клекот над Русью лесною:

"Я красавиц таких, лебедей
С белизною такою молочной,
Не встречал никогда и нигде,
Ни в заморской стране, ни в восточной.

Но еще ни одна не была
Во дворце моем пышном, в Лагоре:
Умирают в пути, и тела
Я бросаю в Каспийское море.

Спать на дне, средь чудовищ морских,
Почему им, безумным, дороже,
Чем в могучих объятьях моих
На торжественном княжеском ложе?

И порой мне завидна судьба
Парня с белой пастушеской дудкой
На лугу, где девичья гурьба
Так довольна его прибауткой".

Эти крики заслышав, Вольга
Выходил и поглядывал хмуро,
Надевал тетиву на рога
Беловежского старого тура.

Как мы видим, автор представляет Змея как романтичного героя, который хочет любви земной девушки, но по характеру он остается тем же похитителем красавиц, каким предстает в сказках и былинах. И внешность его здесь повторяет сказочную: «медный панцирь сверкал, слепил и горел под хищной луною».

Подобная история описывается в стихотворении Бориса Пастернака «Сказка».

Встарь, во время оно,
В сказочном краю
Пробирался конный
Степью да репью.

Он спешил на сечу,
А в степной пыли
Темный лес навстречу
Вырастал вдали.

Ныло ретивое,
На сердце скребло:
Бойся водопоя,
Подтяни седло.

Не послушал конный
И во весь опор
Залетел с разгону
На лесной бугор.

Повернул с кургана,
Въехал в суходол,
Миновал поляну,
Гору перешел.

И забрел в ложбину
И лесной тропой
Вышел на звериный
След и водопой.

И глухой к призыву,
И не вняв чутью,
Свел коня с обрыва
Попоить к ручью.

У ручья пещера,
Пред пещерой - брод.
Как бы пламя серы
Озаряло вход.

И в дыму багровом,
Застилавшем взор,
Отдаленным зовом
Огласился бор.

И тогда оврагом,
Вздрогнув, напрямик
Тронул конным шагом
На призывный крик.

И увидел конный,
И приник к копью
Голову дракона,
Хвост и чешую.

Пламенем из зева
Рассеивал он свет,
В три кольца вкруг девы
Обмотав хребет.

Туловище змея,
Как концом бича,
Поводило шеей
У ее плеча.

Той страны обычай
Пленницу-красу
Отдавал в добычу
Чудищу в лесу.

Края населенье
Хижины свои
Выкупало пеней
Этой от змеи.

Змей обвил ей руку
И оплел гортань,
Получив на муку
В жертву эту дань.

Посмотрел с мольбою
Всадник в высь небес
И копье для боя
Взял наперевес.

Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.

Конный в шлеме сбитом,
Сшибленный в бою.
Верный конь, копытом
Топчущий змею.

Конь и труп дракона
Рядом на песке.
В обмороке конный,
Дева в столбняке.

Светел свод полдневный,
Синева нежна.
Кто она? Царевна?
Дочь земли? Княжна?

То в избытке счастья
Слезы в три ручья,
То душа во власти
Сна и забытья.

То возврат здоровья,
То недвижность жил
От потери крови
И упадка сил.

Но сердца их бьются.
То она, то он
Силятся очнуться
И впадают в сон.

Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.

Приложение 2

Сравнительный анализ образов Змея Горыныча из разных произведений.

Произведение

Внешность

Место обитания

Промысел

Характер

Метод борьбы

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», былина

«о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят»

Горы Сорочинские, Пучай-река

Злой, жестокий, коварный

Бросить шапку с землей в глаза, стегать плеткой промеж ушей. Потом срубить головы.

«Иван Быкович», сказка

«чудо-юдо двенадцатиглавое; конь у него о двенадцати крылах, шерсть у коня серебряная, хвост и грива - золотые»

Река Смородина

Разрушает, грабит селения, похищает людей

Злой, жестокий, свирепый

Бросить горсть земли в глаза, отрубить огненный палец. Потом срубить головы.

«Никита Кожемяка», сказка

«страшный змей»

Берлога

Пожирает людей

Злой, трусливый, глуповатый

Утопить в море.

«Про глупого Змея и умного солдата», сказка

«поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба - прилетел змей»

Не описано

Пожирает людей

Злой, глупый, прожорливый, нетерпеливый

Обмануть, хитростью да смекалкой напугать – сам убежит.

«Чудесная рубашка», сказка

Не описано

Не описано

Соблазняет девиц

Злой, услужливый, коварный

Защемить голову в дубовый пень, убить.

«Про великого Полоза», П.Бажов, сказ

«Которое место до пояса – всё это голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса… а из земли всё кольца выходят да выходят.»

Уральские горы, река Рябиновка

Охраняет природные богатства, следит за тем, чтобы при добыче золота всё было честно, без драк, ссор и кровопролития.

Справедливый

Не описано.

«Змей», Н.Гумилев, стихотворение

«Змей крылатый… Как сверкал, как слепил и горел

Медный панцирь под хищной луною…»

Пышный дворец в Лагоре, пустынный сад

Ворует девиц, убивает, бросает в море (тела)

Жестокий романтик

Не описано.

«Сказка», Б.Пастернак, стихотворение

«…Голову дракона,

Хвост и чешую.

Пламенем из зева

Рассеивал он свет,

В три кольца вкруг девы обмотав хребет».

Пещера

Получает в откуп девиц, съедает их

Жестокий

Заколоть копьем.

«Иван царевич и серый волк», м/ф

Трехголовый, большой, с квадратными челюстями.

Логово в горе

Не описано.

Считает себя одним из элементов «оси зла» наряду с Кощеем и Бабой-Ягой, но судя по поступкам, добрый.

Не описано.

«Ивашка из дворца пионеров», м/ф

Трехголовый, на каждой голове – шляпа, крылатый.

Не описано

Не описано

Злой, несообразительный

Затушить пеной из огнетушителя.

«Баба-Яга против!», м/ф

Трехголовый, размером с домашнюю собаку.

У Бабы-Яги в избушке на курьих ножках

Служит хозяйке – Бабе-Яге

Послушный, исполнительный, незлой

Не описано.

Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, заставляют его тревожить сердца молодых жен и дев, пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи.

По поводу наименования Змей Горыныч существует несколько народных точек зрения:

1. Горыныч – от гореть, то есть он дышит огнем, и всё вокруг загорается от его дыхания.

2. Горыныч – от гора, считается, что он жил в подгорных пещерах.

3. Он обитает в высших, «горних» сферах.

4. Это был молодой военачальник, завоевавший местечко между реками Припятью и Горынью.

Мой папа подсказал еще один вариант: Горыныч произошло от слова «горе», поскольку именно его он и приносит людям.

А вот что говорят по поводу его имени официальные источники – словари.

Словарь В.И. Даля объясняет: Змей Горынич , русский сказочный змей, обитатель горы, пещеры. Горынич – сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер. Видимо, Даль связывает Горыныча со словом «гора», а не «гореть».

«Толковый словарь русского языка» замечает: змей – сказочное крылатое чудовище с туловищем змеи. Змей Горыныч – народно-поэтическое – крылатое чудовище с туловищем змеи, являющееся воплощением зла и насилия.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 2010) говорит: змей – в мифологии: чудовище с туловищем змеи. Змей Горыныч .

В «Словаре воровского жаргона» змей

    Вpедный, самолюбивый.

    Откpыто доносящий администpации.

    Змей по кушу - человек, имеющий долю в кpаденом.

    Напористый змей – бесстpашный.

Приложение 3, Приложение 4 – рисунки автора.

Змей Горыныч яркий персонаж славянского фольклора. Огнедышащий змей – дракон. Обязательный атрибут – несколько голов. Представления о Змее Горыныче восходят к динозаврам, остатки которых встречаются на всей территории расселения древних славян.

Наименование «Горыныч », предположительно происходит от слова «горный », т.е., Змей, обитающий в горной местности. Под горой подразумевалось нечто недосягаемое, далекое, так как славяне в основном расселялись на равнинах, а горы ассоциировались с другими, «чужими» местами.

По другой версии, основой для наименования послужило слово «гореть », т.е. Горящий Змей или Извергающий пламя Змей.

На древних славянских монетах изображался динозавр с высоким гребнем вдоль спины, и именовался он Змеем Горынычем.

Где живет Змей Горыныч

По преданию, Змей Горыныч обитает за огненной рекой Смородиной. Там он охраняет Калинов Мост – проход в Царство Мертвых (Сороковое Царство ).
В некоторых преданиях, место обитания Горыныча – вода. Там он предстает как морской житель.
Также есть сказки, описывающие в качестве места обитания Змея, большой богатый дворец.

Сколько голов у змея Горыныча

Обычно у мифического Змея Горыныча три головы. Однако, встречаются также персонажи с тремя, шестью, двенадцатью головами. Как правило, их количество кратно трем. Но бывают исключения (пять и семь).

Отчего характерная черта Змея - многоголовость?

Это связано с символизмом в представлении о добре и зле. Зло – всегда коварно и многолико. Оно изменчиво. Его главная цель – затуманить разум, сбить с толку.

Характерные особенности Змея Горыныча

Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.

Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.

Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.

Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.

Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.

Змей Горыныч Оружие

Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.

Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Руси – огневые стрелы , с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.

Основные занятия

Змей Горыныч в былинах – это, как правило, собирательный образ зла, с которым вступают в борьбу богатыри русские (обобщенно - народ ). Предназначение Змея – жечь, выжигать поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху, запустение.

Нередко Горыныч ворует невест – самых красивых девиц. Это соответствует образу воинственных завоевателей, которые опустошали Русь своими набегами, уводили в плен молодых женщин.

Связь Змея Горыныча с другими персонажами

В некоторых сказках упоминается, что Змей водит дружбу или, скорее, заключает союз с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
Основные противники – русские богатыри: , а также Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын, Иван-Дурак и др.

Сказка про Змея Горыныча

Сказки про Змея Горыныча: «Добрыня и Змей», «Три царства», «Бой на Калиновом мосту», «Три богатыря и Змей Горыныч».

Наиболее популярной версией сказания о Змее Горыныче является история о том, как Добрыня Никитич, прославленный русский богатырь, победил Змея – страшную гадину, терроризировавшую многие города и, в частности, столицу – Киев.

В сюжете присутствует множество характерных элементов: река, которую стережет Змей, похищение невест и остального люда, многоголовость и непобедимость Змея простыми средствами.

Змей Горыныч Фильмы Мультфильмы

Мультфильмы Фильмы

«Царевна-Лягушка» (1954)

«Ключ» (1961)

«Добрыня Никитич» (1965)

«Межа» (1967)

«Сказка сказывается» (1970)

«Алёнушка и солдат» (1974)

«Последняя невеста Змея Горыныча» (1978)

«Баба Яга против!» (1980)

«Ивашка из Дворца пионеров» (1981)

«Синеглазка» (1984)

«Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)

«Доверчивый дракон» (1988)

«Фантазёры из деревни Угоры» (1994)

«Бабка Ёжка и другие» (2006)

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)

«Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)

«Три богатыря на дальних берегах» (2012)

«Иван Царевич и Серый Волк» (2012)

«Три богатыря и морской царь» (2016)

«Василиса Прекрасная» (1939)

Илья Муромец (1956)

«Огонь, вода и… медные трубы» (1967)

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

«На златом крыльце сидели» (1986)

«Он - дракон» (2015)

Какие представления возникают у нас при слове «змея»? Существо, несущее опасность и вместе с тем не лишенное своеобразной красоты и изящества. Передвигающаяся или лежащая неподвижно змея способна приковывать внимание. По-видимому, благодаря этим природным особенностям она получила столь множественное отражение в мифологии и мировом фольклоре. Мифологическая змея представляет не менее интересное явление, чем ее реальный «двойник». Это персонаж сложный, двойственный, который одновременно соединяет в себе положительное и отрицательное начала. Воспринимаясь как источник зла, змея в то же время способна наделять человека чудесным даром. Существо вредоносное, она служит личным оберегом и покровителем дома. Принадлежа нечеловеческому миру, змея обладает способностью к оборотничеству и может появляться в виде человека. Она одновременно связана с двумя противоположными стихиями, огня и воды, а также со стихией земли. Эта связь змеи наиболее очевидна.

Само слово «змея» этимологически восходит к слову «земля» - основному месту ее обитания. Змея как мифологический персонаж - не просто живущее в земле существо, но и обитатель и хозяин подземного мира.

Змея - популярный персонаж в фольклорной традиции славян. Свое место она заняла и среди образов русского фольклора, где она встречается в сказках и заговорах, в мифологических рассказах и легендах, в поверьях и приметах.

Наиболее полно образ змеи представлен в волшебных сказках, хотя число сказочных сюжетов, где действует этот персонаж, ограничено. В фольклористике они объединяются в сюжетные типы под названиями «Чудесный предмет», «Чудесная способность», «Чудесный супруг». Есть и другие, более редкие, сюжеты.

Сюжет «Чудесный предмет» встречается в русском сказочном материале чаще других. Он был известен и на территории Карелии (сборники «Сказки и предания Северного края в записях И. В. Карнауховой», «Сказки Карельского Беломорья» (сказки М. М. Коргуева), «Русские сказки в Карелии: старые записи»). В начале сказки «Волшебное кольцо» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» герой избавляет от смерти собаку и кошку, покупая их у мучителей, а затем спасает из костра девушку-змею, которая оказывается дочерью «подземельного царя», обладателя сокровищ. В благодарность царь дарит герою «чудодейное» кольцо, исполняющее желания, предупреждая: «Никому про кольцо не сказывай, не то сам себя в большую беду втянешь!» С помощью волшебного кольца герой строит дворец, собор и мост и женится на королевне, которая выпытывает секрет его всемогущества, а затем крадет кольцо. По ее пожеланию герой лишается богатства и попадает в тюрьму. Из беды его выручают собака и кошка: они добывают у королевны кольцо и возвращают его хозяину.

Основная интрига и «мораль» этого сюжета связана не со змеей, которая появляется только в первой части сказки, а затем исчезает. Тем не менее здесь ясно проступает мифологическая основа этого образа - оборотническая природа змеи-прекрасной девушки и дочери владыки подземного царства. Это ее постоянная черта, она присуща змее и в «Сказке про перстень о двенадцати винтах» из того же сборника.

В сказке прослеживается и связь змеи с огнем. В момент встречи с героем змея горит в костре, то есть видимо гибнет, хотя из повествования следует, что огонь скорее комфортная для нее стихия: «Среди леса поляна, на поляне огонь горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать…». В свете этого ее встреча с героем предстает как бы подготовленной: ситуация мнимой гибели змеи в огне нужна для того, чтобы вознаградить доброго героя.

Однако герой данного сюжета добр не всегда. В сказке «Царевна-змея», получив за спасение змеи из огня чудесный бочонок, герой выменивает его на меч-саморуб у некоего старичка - и тут же убивает его этим мечом, чтобы вновь завладеть бочонком. Да и сам змеиный дар оказывается не только благом. Нарушение условий обладания приносит герою сказки несчастья.

Неоднозначная природа дара змеи подтверждается и другим сказочным сюжетом - «Чудесная способность». Этот сюжет менее характерен для русских сказок. Действие здесь развивается подобно тому, как и в предыдущем типе. Герой освобождает из-под камня змею, а змея наделяет его способностью понимать язык зверей и птиц с условием никому не рассказывать об этом под угрозой смерти. Благодаря этой способности герой из разговоров животных узнает то, чего не мог знать раньше. Жена героя допытывается о причинах его всеведения, и он решает рассказать ей и умереть, лишь бы положить этому конец. Тут герой слышит насмешку петуха, который упрекает хозяина за то, что тот не может сладить с одной-единственной женой. Герой избивает жену, и с тех пор та больше ни о чем его не спрашивает.

В этой сказке дар змеи, способность понимать язык животных, восходит, как отмечают исследователи, к мифологическому образу змеи-хозяйки леса и всякой лесной твари. Но и здесь владение им едва не ввергает героя в беду, хотя в данном сюжете этот мотив носит почти комический характер.

Еще один сказочный сюжет со змеей, «Чудесный супруг», существенно отличается от двух предыдущих. Он бытовал и в Карелии (сказка «Парень-гад», сборник И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края»). Однако два рассмотренных сюжета объединяет один и тот же мотив дара змеи, помогающий прояснить функции этого персонажа.

Змея в сказках о змеином даре хотя и играет в судьбе героя ключевую роль, все же является персонажем одного эпизода. На ее эпизодическую роль указывает то, что иногда она и вовсе пропадает из сказки, сохраняющей все прочие сюжетные звенья (сказка «Кольцо» из сборника «Великорусские сказки. Великорусские загадки» И. А. Худякова; «Три дворца и подземельное царство» из сборника «Великорусские сказки Вятской губернии» Д. К. Зеленина; «Про перстень» в сборнике «Сказки и предания Северного края в записях И. В. Карнауховой»; «Собака и кошка» в сборнике «Сказки Карельского Беломорья»). Змея выступает как посредница между миром людей, где действует герой сказки, и миром подземным, часть свойств которого она передает герою в виде чудесного дара.

Кроме сказок змея фигурирует в заговорном жанре. Этот жанр имеет как устную, так и письменную форму бытования и поэтому находится на пересечении фольклорной и книжной рукописной традиции. Его назначение - воздействие на природный мир и человека с помощью магических словесных формул - отразилось и на образе змеи, который предстает здесь совсем иначе, нежели в сказке.

Заговоры, где упоминается змея, еще более редки, чем сказки со змеей. Это касается не только русской заговорной традиции,- притом что на Севере и в бывшей Олонецкой губернии, современной Карелии, она была богатой и хорошо развитой - но и заговорной традиции соседствующего с русскими народа, вепсов. В сборниках «Русские заговоры из рукописных источников XVII - первой половины XIX вв. «и „Русские заговоры Карелии“, где вместе содержится около тысячи заговорных текстов от XVII до ХХ века, заговоров со змеей менее двух десятков.

Змеиные заговоры делятся на две разновидности: лечебные («на обклевание змeя»), профилактические (для защиты от укуса) - и любовные («присушки»). В отличие от присушек, заговоры лечебного и профилактического характера имеют дело с реальными змеями - с последствиями неудачной встречи с ними или с опасностью, которую они несут. Привязкой к реальности лечебных заговоров служат также сопутствующие им инструкции по обработке раны. Приведем пример одного из лечебеных заговоров (в орфографии источника): «На мори, на Кияне, на острови на Буяни, стоит частый ракитовый куст. В том частом ракитовом кусту лежит змея-шкурапей. „О змей-шкурапей, собери всих своих змей-змеевичев межных, подрубежных, подколодных, моховых и лесовых, змею-шкурапею и змею-переярую, летучих и ползучих. А не соберешь ты всих змей-змеевичев… я пойду к самому Гавриилу да святому Николаю да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило да молнией сожгло“.- „О раб Христов, человек, не ходи к самому Христу, не пускай на меня грозного грому да грозну тучу, не бей меня ни громом да ни молоньей“…».

Любовных заговоров, где призывается змея, еще меньше, чем лечебных. В сборнике «Русские заговоры из рукописных источников…» таких заговоров нет, а в «Русских заговорах Карелии» есть лишь один подобный заговор. Начало его звучит так:

«- Змея лютая, куда плывешь? - Плыву синее море разбирать, раскаморье разбирать. - Не лети, змея-пламя, синее море разжигать, раскаморье разбирать. Лети, змея, к рабу такому-то…». Далее следует подробное указание змее: «Разбери и разожги… ретливое сердце, триста семьдесят жилок…» и т. д.

И в лечебном, и в любовном заговоре змея выступает в качестве участника ритуального, разыгрываемого диалога. В первом заговоре она, как и в сказке, предстает хозяйкой лесного царства. В своеобразной иерархии змей она властвует над другими змеями - лесными созданиями. В качестве противостоящей змее могущественной силы упоминаются архангел Гавриил и особо почитаемый народом святой Николай. Во втором приведенном заговоре о самой змее сказано очень мало. Она присутствует в заговоре и в то же время как бы остается за пределами словесного текста. Единственный эпитет «змея-пламя» является не столько метафорой, сколько отсылкой к ее мифологической связи с огнем. Еще одно напоминание о другой ее мифологической характеристике - принадлежности потустороннему миру - заключено в комментарии, которым исполнительница предваряет заговор: читать его нужно на росстани - перекрестке, который считается в поверьях местом пребывания нечистой силы.

Помимо сказок и заговоров образ змеи есть и в других фольклорных жанрах. Одни из них, былички и поверья, согласно которым человек, отведавший змеиного мяса или змеиной «ухи», начинает понимать язык животных и растений или говорить на разных человеческих языках, возвращают нас к сказке. Другие, напротив, тяготеют к реалистичному изображению. Это рассказы о нарушении запрета ходить в лес в день Воздвиженья (Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, 27 сентября) - иначе увидишь много змей, так как это «змеиный праздник», когда змеи собираются вместе, свиваются в клубки и уходят под землю на зимовку.

Когда мы говорим об образе змеи в жанрах русского фольклора, на память приходит другой его персонаж, змей. Носящие одно и то же имя и схожие обликом, как соотносятся между собой змей и змея? В связи с этим можно вспомнить еще один фольклорный текст - пудожскую легенду о зарождении змей, восходящую к духовным стихам, согласно которой змеи произошли из пепла сожженных останков Змея-дракона, усмиренного святым Егорием.

При возможном общем происхождении в глубине мифов змей и змея в фольклоре имеют больше отличий, чем сходств. Первое их отличие - жанры, где каждый из этих образов проявляется с большей полнотой. Для змеи это повествовательный жанр, сказка, для змея это классические эпические жанры былин и духовных стихов. Другое отличие - в тех функциях, которые змей и змея выполняют в фольклорных сюжетах. У змеи их не так много, как у змея. В своем основном жанре она выступает как чудесный помощник героя, тогда как змей чаще всего является его противником. Правда, в одной из функций змея и змей сближаются - в роли подземного существа, хранящего некие сокровища или чудесные дары. Но в целом их образы слишком разные. Типичный змей - персонаж демонический, чуждый и устрашающий, типичная сказочная змея - расположенный к герою и куда более привлекательный.

Подходит к концу Год Змея-дракона, и наступает год, посвященный Змее. В ожидании этого можно традиционно пожелать: пусть будет он добрей и лучше года уходящего настолько, насколько сказочная змея добрей и лучше былинного змея-дракона.

Дарья АБРОСИМОВА, ст. н. сотрудник сектора научно-экспозиционной работы отдела истории и этнографии

Каждый, кто хоть раз слышал или читал русские народные сказки, обязательно знает о Змее Горыныче – огнедышащем драконе, падком на сокровища и красных девиц; направо и налево губящем добрых молодцев и храбрых богатырей. Зато мало кто догадывается, сколь таинственным кажется появление этого персонажа современным ученым, особенно филологам!

Змей Горыныч.


Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить происхождение сказочного образа Змея Горыныча. Например, академик Борис Александрович Рыбаков считал, что это не что иное, как претерпевшее значительные трансформации воспоминание о мамонтах (!). Другие исследователи связывают легенды об огнедышащем змее с попытками древних понять сущность полярного сияния или проводят аналогию между Змеем Горынычем и смерчем.

Высказывалось и предположение другого порядка: образ Змея Горыныча могла породить борьба славян со степными кочевниками в конце 1-го – начале 2-го тысячелетия.

Китайские тайны арсеналов

Традиционные представления о монгольском нашествии на Русь, основанные на школьном курсе истории и популярных кинофильмах, рисуют нашему воображению дикие полчища кочевников, заполонившие степь. Главными причинами военных успехов этой орды мы привыкли считать внезапность нападения, подавляющее численное превосходство завоевателей, их варварскую жестокость. Между тем серьезные исследователи единодушно утверждают, что войско Чингисхана и Батыя в ту историческую эпоху было одной из лучших армий в мире. Ее высокие боевые качества во многом объясняются заимствованием и усвоением чужого военного опыта. То же самое можно сказать и про вооружение монгольских воинов. В частности, не подлежит сомнению, что они располагали артиллерийским оружием, в основном китайского производства. Это были различные типы метательных установок, использовавших огневые снаряды, основным компонентом которых был пороховой заряд.

О том, что порох – китайское изобретение, знают все. Но вместе с тем бытует мнение, будто его первоначальным назначением было устройство фейерверков, и только значительно позже его стали применять в военном деле. Однако огневые средства издавна занимали важное место в военном искусстве китайцев. Ничего подобного Европа тогда не знала и не имела. Уже в то время китайцы располагали достаточно разнообразным арсеналом порохового оружия. Например, зажигательные снаряды – «огненные ястребы» – представляли собой деревянные сосуды с порохом или глиняные горшки, наполненные расплавленным легкоплавким металлом. Против живой силы противника использовались осколочные снаряды, начиненные порохом и разбрасывавшие при взрыве железные колючки, осколки железной или фарфоровой оболочки. Взрыв такого снаряда мог быть слышен на расстоянии около 50 километров, а его осколки легко пробивали доспехи.

Существовало у китайцев и своего рода химическое оружие: дымовые шары, испускавшие разноцветный дым, иногда с добавками удушающих веществ или, например, шары ядовитого дыма, заполненные порохом с примесью сильнодействующих растительных ядов (аконита, белены и других). Были также в арсенале китайцев снаряды, начинявшиеся негашеной известью. Кроме них, в китайских хрониках есть упоминания об огневых стрелах, которые метали из лука или арбалета, поджигая перед этим пороховой заряд, благодаря чему стрела получала дополнительный реактивный импульс. Существовали и ракеты (!) – полые бамбуковые трубки, начиненные порохом.

Благодаря военно-экономическому шпионажу и использованию знаний и опыта попавших в плен китайских специалистов новое оружие недолго оставалось исключительным достоянием китайской армии. Известно, что уже в конце XI века оно появилось у северных соседей Китая. Активно осваивали огневое оружие и монгольские завоеватели, вторгшиеся в Северный Китай в начале XIII века.

Армия Чингисхана успешно применяла гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем: примеру, в 1206 году монголами был сожжен флот одного из китайских полководцев. В 1225 году, осаждая Хорезм, монголы обстреливали город ракетами и пороховыми разрывными снарядами. Таким образом, монгольская армия располагала различными типами огневого оружия еще до вторжения на Русь. Было бы странно, если бы войска, отправленные на завоевание Европы, не были снабжены столь эффективным средством ведения войны.

Горыныч от слова «гореть»

А теперь вернемся к Змею Горынычу и сопоставим характерные признаки этого былинно-сказочного персонажа с некоторыми изложенными выше сведениями о китайской артиллерии. Змей Горыныч неизменно предстает как носитель огня («из ноздрей пламя пышет») и дыма («из ушей дым валит»). А китайские огневые снаряды представляли собой прежде всего гранаты фонтанирующего действия: в полете или после попадания в цель их подожженное перед запуском содержимое сгорало, выбрасывая через оставленное отверстие огонь и дым.

Змей Горыныч имеет несколько голов. А китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-то чудища. К тому же вполне вероятно, что некоторые снаряды раскрашивались предприимчивыми завоевателями под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как отрубленные кем-то головы настоящих рептилий.

Змей Горыныч имеет «хоботы», которыми может удушить или ушибить. Согласно словарю Даля, древнерусское «хобот» означало «хвост», а также «изгиб» и «дуга». Вполне возможно, что этим словом первоначально описывались шлейфы дыма, тянувшиеся за снарядами и ракетами. Такой дым мог и задушить, и «ушибить», поскольку некоторые типы снарядов на это и были рассчитаны.

Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из фольклора других народов. А китайские снаряды и ракеты действительно падали буквально с неба.

Полет Змея Горыныча в преданиях всегда сопровождается страшным свистом и грохотом. Это вполне объяснимо, так как пороховые снаряды в полете и при взрыве издавали и свист, и грохот.

Еще один интересный момент: у Змея Горыныча черная кровь, которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская». Этой кровью вполне могла быть черная маслянистая жидкость, вытекавшая из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью. Кстати, она на самом деле плохо впитывается в почву.

Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, его появление в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой. Разумеется, обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.

Прозвище Змея – Горыныч. Традиционно принято связывать это прозвище с понятием «гора»: он либо сын большой тучи, подобной горе, либо сам огромен как гора. Но нужно иметь в виду, что легенды, былины и сказки о Змее Горыныче записаны в основном в великорусских областях, в то время как борьба Добрыни со Змеем, к которой они восходят, происходила в эпоху Киевской Руси южнее. Возможно, первоначальное прозвище Змея было связано со словом «гореть», и уже позднее и севернее оно подверглось переосмыслению.

Ответ на вопрос

Все эти размышления позволяют высказать следующую гипотезу. В древней мифологии широко использовалась тема борьбы героя с огнедышащим змеем-драконом. В такую форму могли облекаться, в частности, преломленные в народной фантазии представления о непонятных, пугающих природных явлениях, будь то гроза, комета или шаровая молния. В результате у многих народов возник традиционный образ дракона – охранителя вод и хозяина природных стихий. В мифологии же славян, столкнувшихся в период монгольского нашествия с загадочным и страшным огненным оружием, эта традиционная тема получила совершенно иной поворот. Змей Горыныч стал олицетворением такого оружия, превратился в метафорический образ артиллерийского обстрела.