Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Драматург ибсен. В народном театре

Драматург ибсен. В народном театре

Генрик Юхан (Ибсен) - писатель XIX ст., один из ярких представителей западноевропейского театра.

Противоречие - это постоянное явление, которое присутствует в жизни и творчестве Ибсена. Драматург Генрик Юрах в Норвегии был завзятым защитником освобождения и возрождения национальной культуры. В Германии и Италии он отбыл 27 лет как добровольный изгнанник.

Ибсен увлекался национальным фольклором и поэтому, в своих пьесах он постепенно уничтожает возвышенную славу вокруг народных легенд. Пьесы Ибсена имеют жесткую композицию, иногда она необъективна. Несмотря на это, герои его пьес - живые и многосторонние герои.

Пьесы драматурга трактуются по разному - это можно объяснить тем, что Ибсен использует скрытый релятивизм и «железную» объективную логику. Он - драматург реалистического направления, один из главных основателей эстетического течения. Так считают символисты.

«Фрейд в драматургии» - так иногда называли Ибсена. В творчестве он совмещал разные, иногда даже противоположные, идеи, темы, проблематику, способы художественного высказывания, это было возможно благодаря его большому таланту.

20 марта 1828 в г. Шиен (Норвегия) родился Генрик Юхан (Ибсен). Его семья была зажиточной. Такое положение семьи в 1837 изменилось на противоположное, причинной этого стало разорение отца Ибсена. Для мальчика резкие перемены - переход в социальные низы было сильной психологической травмой. Этот момент в его жизни повлиял на его дальнейшее творчество. Сложившиеся обстоятельства заставили Ибсена уже в 15 лет перейти во взрослую жизнь, он начал сам зарабатывать себе на «кусок хлеба». В 1843 году он приехал в маленький городок под названием Гримстад, устроился работать учеником аптекаря.

Бедность подтолкнула Ибсена к самореализации в другой области. Он начинает писать стихи, сатирические насмешки над буржуа, рисовать карикатуры. Благодаря своей новой деятельности, уже к 1847 году - он известный в кругу молодежи городка.

1848 г. - революция, события которой произвели большое впечатления на драматурга и пронеслись в Западной Европе. Ибсен начал писать поэтическую лирику. «Катилина» - так называется его первая пьеса, она вся пропитана мотивами борьбы с тиранами. Эта пьеса стала для него стимулом заниматься литературой, политикой и искусством, несмотря на то, что «Калитина» не пользовалась большим успехом.

В 1850 г. Ибсен уехал в Христианию (сейчас - Осло). Поступление в университет было его главной целью, но он сильно увлекся политической жизнью столицы. В столице жизнь Ибсена очень насыщенная, он занимается учительством в воскресной школе и принимает участие в протестах. Также он работает в газете, журнале студенческого общества, участвует в рождении нового общественно-литературного журнала «Андхримнер». Пишет пьесы: «Иванова ночь», «Норма, или Любовь политика», «Богатырский курган». Бьёрнстьерне Бьёрнсоном - драматург, театральный деятель, с которым в то время познакомился и нашел общий язык Ибсен. Их объединяло возрождение национального понимания Норвегии.

Приглашение в 1852 году на должность художественного начальника Норвежского национального театра в Бергене - результат его активной деятельности как драматурга. В театре он проработал до 1857 г. Пьесы, которые он писал в бергенский период тотчас ставились на сцене. Работа в театре (постижение «изнутри») помогла ему узнать много профессиональных секретов, что увеличило рост мастерства Ибсена в драматургии. Пьеса «Фру Ингер из Эстрота» слала первой пьесой, которую Ибсен написал в прозе. Пишет он и норвежские народные баллады: пьесы «Пир в Сульхауге» и «Улаф Лильекранс». Как и пьеса «Катилина», эти его работы тоже не имели успеха.

С 1857 по 1862 гг. он заведует Норвежским театром в Христиании. В то время существовал Христианийский театр продатского направления, в состав его труппы входили датские актеры и спектакль игрался на датском языке. Ибсен активно занимался общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с этим театром, кроме борьбы он занимался руководством тетра и драматургией. После того как драматург покинул театр, вскоре продолжительная борьба закончилась - в 1863 году труппы театров объединили, и с тех пор спектакли идут только на норвежском языке. А программа, составленная при помощи Ибсена, стала для объединенного театра художественной основой. За этот период он успел написать такие пьесы, как «Комедия любви», «Воители в Хельгеланде», «Борьба за престол». Особо важной для драматурга была написанная в то время поэма «На высотах», тем, что она - предшественник драматургической удачи Ибсена - пьесы «Бранд».

Норвежский период для Ибсена - период тяжелых психологических проблем, которые объясняют его разностороннюю деятельность. Учитывая тот факт, что в 1858 году он женился, а вскоре (1859 г.) появился на свет его сын, то для него первая проблема - проблема материального благополучия и приличного социального положения. Основополагающую роль здесь сыграли комплексы из детства. Эта проблема постоянно смыкалась с его самореализацией и призванием. Такая «стычка» описывается почти во всех его последующих произведениях - борьба между реальностью и точкой зрения персонажа.

Пьесы, которые Ибсен написал за границами своей родины, являются одними из лучших, и принесших ему мировую известность и славу. В 1864 году он переехал вместе с семьей в Италию благодаря тому, что получил писательскую стипендию от парламента, которую выбивал почти полтора года. Ибсен обратился к друзьям за помощью потому, что стипендии не хватало. В Риме он за два года написал две пьесы: «Пер Гюнт» и «Бранд», которые были наполнены его предыдущим литературным и жизненным опытом.

В театроведении и ибсенистике пьесы «Пер Гюнт» и «Бранд» - это два разных толкования одной проблемы - проблемы реализации человеческой личности и самоопределения. В этих пьесах есть противоположные герои: первый, бескомпромиссный максималист Бранд, который ради завершения своей цели может принести в жертву себя и своих родных, а второй, Пер Гюнт умеет подстраиваться под любые обстоятельства. В итоге сравнение данных пьес мы получим понятную картину морального релятивизма, которую рисует автор. Критики и зрители по-разному оценивают их самостоятельно друг от друга. Например, персонаж Бранд (в финале его постигает неудача). Скандинавские зрители испытывали к нему сочувствие, и у революционно расположенных идеалистов пьеса имела огромный успех. А вот, Пер Гюнт имел противоречивые отзывы и мнения. В пьесе «Пер Гюнт» Ибсен показал разрыв с национальной идеологией. Здесь герои устного народного творчества - уродливые и злые существа, а крестьяне - это безжалостные и грубые люди. Поэтому такая пьеса в Дании и Норвегии воспринималась негативно, почти как богохульство.

Г.Х. Андерсен сказал, что «Пер Гюнт» - это самое наихудшее, что ему когда-либо приходилось читать. Чуть позже, благодаря герою Сольвейг, к этой пьесе вернулся идеологический флер. Композитор Эдвард Григ по просьбе Ибсена написал музыку для пьесы «Пер Гюнт», которая со временем получила мировую известность и стала независимым музыкальным произведением. Удивительно, но Пер Гюнт, который выступает возражением идеологического направления, в интерпретации автора, на сегодняшний день в культурном понимании так и остался олицетворением норвежской народной идеологии.

Для Ибсена «Пер Гюнт» и «Бранд» - это переходные пьесы, которые поставили его на сторону социальной темы и реализма. Все последующее творчество драматурга принято рассматривать именно с такой точки зрения. Например, «Столпы общества», «Привидения», «Дикая утка», «Женщина с моря», «Строитель Сольнес», «Йун Габриель Боркман», «Кукольный дом», «Враг народа», «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Маленький Эйольф». В этих пьесах Ибсен затрагивал актуальные темы действительности: лицемерия и женской раскованности, восстания против общепринятой морали и лжи, социального компромиссного решения и неизменности идеалам. А.Блок, Н.Бердяев и другие символисты, оценивали пьесы Ибсена «Отступничество Цезаря и Император Юлиан» и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» больше чем «Бранд» и «Пер Гюнт».

Постоянно анализируя пьесы Ибсена, можно увидеть, что во всех пьесах индивидуальность сохраняется единой. Они полностью сохраняют социальную реальность, смысловую символику и психологическую замысловатость героев, что отличает их от тенденциозных социальных однодневок и абстрактно-символических построений. Критики, читатели и режиссеры формально разделяют драматургию Ибсена на «социальные» и «символические» произведения.

Ибсен получил все, чего хотел: мировую славу, признание и материальное благополучие, но, к сожалению, не на родной земле, а в чужой стране. В Норвегию он приехал в 1891 году. На то время он был очень популярен: о нем писали много критических статей, его пьесы не сходили со сцен всего мира. Последняя пьеса «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» - очень пронизывающая и трагическая пьеса. Нам становиться понятно, что даже слава и успех не смогли излечить Ибсена от тяжелой психологической травмы, которую ему пришлось перенести в детстве.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ибсена Генрика представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Ибсен родился в небольшом норвежском городишке в семье купца-тирана. Ходили слухи о том, что он был незаконнорожденным ребенком.


Еще в детстве он привык к одиночеству и научился обходиться без близости с другими людьми. В 16 лет он покинул дом и стал учиться на аптекаря. В свободное время он читал, рисовал и писал стихи. Затем он перебрался в Христианию (сейчас Осло) где стал изучать медицину. Драматургом Ибсен стал случайно, когда ему предложили поработать в качестве "автора пьес" для норвежского театра в городе Бергене. Шесть лет он провел в горькой нищете и прозябании, не научился своему новому ремеслу. Эти годы он позже назвал "ежедневным абортом". В 1856 году в театре с успехом прошла первая пьеса Ибсена. В том же году он познакомился со своей будущей женой Сюзанной Торесен. Она очень любила его, и после их свадьбы, состоявшейся в 1858 году, Сюзанна уехала с Ибсеном в 27-летнюю ссылку, в которую он сам себя сослал. Эти годы они прожили, в основном, в Риме, Дрездене и Мюнхене. Ибсена преследовала навязчивая идея стать знаменитым, но это сделать было не так просто. Его считали драматургом, у которого еретические теории о семье, браке, религии и человеческом поведении были аморальными и возмутительными. Когда в 63-летнем возрасте Ибсен, в конце концов, вернулся в Норвегию, он был уже всемирно известен. После двух ударов, которые практически отняли у него все физические силы, Ибсен умер в возрасте 78 лет.

Ибсен, великий представитель реалистического направления в литературе, был чрезвычайно робок во всем, что хотя бы отдаленно касалось секса. Во время медицинского осмотра он стеснялся, например, показывать врачу свои половые органы. Охотник до всяких непристойных историй, он не мог заставить себя использовать их в своих литературных произведениях. Когда он был молод, о его робости с женщинами ходили анекдоты. Это не помешало ему близко познакомиться со служанкой Эльзе Йенсдаттер, которая была на 10 лет старше его. Ибсен в это время работал учеником аптекаря. Ему шел 19 год, когда Эльзе родила от него ребенка.

В Бергене молодой Ибсен сделал предложение 15-летней Рикке Хольст. Он поначалу вел себя так робко и застенчиво, что Рикке, которой он понравился, сама познакомилась с ним и вообще взяла на себя всю инициативу в их отношениях. Отцу ее, однако, Ибсен не понравился. И когда он однажды застал Ибсена и свою дочь в постели во время полового акта, то "позеленел от ярости". Ибсен отнюдь не был героем и просто сбежал.

Успех расширил круг его знакомств, и Ибсен познакомился с женщиной, которая стала впоследствии его женой. Сюзана Торесен была дочерью священника, очень энергичная, и с весьма радикальными взглядами. Ибсен написал ей, что, если они соединят свои судьбы, он наверняка добьется известности в литературном мире. Их бракосочетание состоялось в 1858 году. Ибсен называл Сюзанну "кошечкой" и полностью от нее зависел. В 1859 году родился их сын Сигурд.

Ибсену очень нравились девушки и молодые женщины. По словам Сюзанны, он всегда, например, любовался молоденькими хорошенькими служанками, но нравились они ему "чисто эстетически, как если бы он разглядывал картину или статую". Впоследствии, когда Ибсен стал уже знаменитостью, вокруг него всегда было много молодых женщин, и он осознал, что слава - мощный афродизиак. Он, тем не менее, не хотел или был неспособен превратить свои желания в действия. В него влюблялись молодые женщины, а он делал их персонажами своих произведений. Если они и разжигали страсти, то лишь в его воображении. Ибсен любил помечтать о том, что если бы он был богат, он купил бы самый лучший корабль в мире, нанял бы цыганский оркестр и отправился бы на этом корабле к какому-нибудь тропическому острову. На корабле с ним плыли бы его лучшие друзья и "самые прекрасные женщины в мире". Его страсть к юным девушкам никогда, очевидно, не сопровождалась сексуальными отношениями, и это вызывало в душе Ибсена бурю противоречий.

С именем Ибсена не связано каких-либо шумных скандалов. Он никогда не ставил в неловкое положение свою жену. В 1889 году, однако, он так влюбился в 18-летнюю Эмилию Бардах из Вены, что всерьез подумывал о разводе с женой с тем, чтобы жениться на Эмилии. Он называл ее "майским солнцем в сентябрьской жизни". Эмилия вернулась в Вену. Несмотря на то, что они продолжали обмениваться любовными письмами, место Эмилии в сердце Ибсена уже заняла другая юная почитательница его таланта Хелен Рафф. Их отношения тоже были чисто платоническими.

В 1891 году 63-летний Ибсен влюбился в 27-летнюю пианистку Хильдур Андерсен, с которой он познакомился когда ей было еще 10 лет. Теперь она была молодой красивой женщиной, и Ибсен хотел быть с ней всегда. Когда его жена куда-нибудь уезжала, все свое время Ибсен проводил с Хильдур. Как-то раз, когда Сюзанна была в длительной поездке, она получила письмо от своей мачехи. Та писала, что ходят упорные слухи о том, что Ибсен влюблен в Хильдур и собирается на ней жениться, разведясь предварительно со своей женой. Сюзанна немедленно написала мужу, повторила все эти слухи и спросила, так ли это на самом деле. Потрясенный Ибсен ответил, что это неправда, что мачеха Сюзанны "ненормальная старая грешница" и просто пытается их поссорить. Ибсен тут же порвал на этом все отношения с Хильдур. Даже когда Ибсен серьезно заболел, и Хильдур попросила Сюзанну разрешить ей навестить его, та не позволила ей сделать этого.

Ибсен писал: "Большинстволюдей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают".

Генрик Ибсен – первое имя, которое вспомнит каждый культурный человек, как только речь зайдет о литературе Норвегии. Но творчество Ибсена - уже не норвежское, а мировое достояние. Ратуя за возрождение норвежской культуры, с трепетом относясь к фольклору, драматург покинул родину на двадцать семь лет. Пьесы, после которых Ибсен получил всемирное признание, создавались в Германии и Италии. А персонажи Ибсена, загнанные автором в жесткие рамки сюжета, всегда были живыми.

Детство и юность

В зажиточной семье Ибсенов 20 марта 1828 года родился мальчик, которому родители дали имя Генрик. В 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, пришлось заложить все имущество, чтобы расплатиться с кредиторами.

Такая перемена социального положения больно ударила по маленькому Генрику. И раньше не отличавшийся общительностью, мальчик и вовсе замкнулся в собственном мирке. Тем ярче проявился талант – еще в гимназии Ибсен начал облекать фантазии, порой жутковато-сказочные, в слова.

В Норвегии, пусть она и была 400 лет датской колонией, учиться могли даже бедняки. Но Генрику пришлось вместо учебы зарабатывать на жизнь. Пятнадцатилетнего парня родители в 1843 году отправили в соседний город Гримстад, где тот стал учеником аптекаря.


Работа в аптеке не мешала творчеству, наоборот, душа требовала самореализации. Благодаря стихам, эпиграммам и карикатурам на горожан к 1847-му Генрик обрел популярность у радикально настроенной молодежи Гримстада.

После революционных событий в Европе 1848 года Ибсен взялся за политическую лирику и написал первую пьесу «Катилина», которая не пользовалась популярностью.

Литература

В 1850 году молодой человек поехал в Христианию (так до 1924 года называли Осло), чтобы поступить в университет, но место учебы заняла околополитическая деятельность: преподавание в воскресной школе рабочего объединения, демонстрации протеста, сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом.


За три года написаны три пьесы, и тогда же состоялось знакомство с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном – драматургом, театральным и общественным деятелем. С ним Ибсен быстро сошелся, так как оба верили в необходимость национального самосознания норвежцев.

В 1852 году удача повернулась лицом к молодому драматургу – Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где тот и прослужил художественным руководителем до 1857 года. Свежие пьесы Ибсена сразу обретали сценическое воплощение, а еще появилась возможность изучить театральную кухню, что однозначно позволило вырасти драматургическому мастерству.


С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актеры были сплошь датчане. Ну и, конечно, не прекращал творить, при написании пьес беря за основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли теперь шли только на норвежском.


Генрик Ибсен за работой

Бурная деятельность драматурга имела под собой желание жить в достатке, обладая должным социальным уровнем, в том числе - общественным признанием. Тут, несомненно, сказалось тяжелое детство. Полтора года Ибсен добивался писательской стипендии от стортинга (парламент Норвегии).

Наконец получив желаемое в 1864 году, с помощью друзей Ибсен с семьей покинул родину и обосновался в Италии. Там за два года создал две пьесы, «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них всю душу, весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный.

Музыка Эдварда Грига к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

«Пера Гюнта» датчане и норвежцы восприняли отрицательно. отзывался о пьесе как о худшем произведении, какое когда-либо читал. Спасла ситуацию Сольвейг. А еще – , написавший музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе драматурга.

Дальнейшее творчество Ибсена попало из сетей норвежских саг в русло реализма. О социальных проблемах говорят шедевры драматургии «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», «Строитель Сольнес» и другие пьесы.


Например, в основу драмы «Кукольный дом» легли реальные события. Основная тема произведения – «женский вопрос», но затрагивается не только положение женщин в обществе. Речь идет и о свободе личности в целом. А прототипом главной героини стала Лаура Килер – писательница, дружившая с Ибсеном, который, собственно, и посоветовал юной 19-летней девице заниматься литературой.

В библиографии Генрика Ибсена читатель не найдет ни романов, ни рассказов – только поэмы, стихи и пьесы. Не оставил драматург и дневники. Зато пьесы вошли в «золотой фонд» мировой драматургии. Книги с произведениями Ибсена издаются на разных языках, а его афоризмы давно ушли в народ.

Личная жизнь

Молодой Ибсен был робок с женщинами. Тем не менее, Генрику повезло встретить Сюзанну Торесен. Энергичная дочь священника стала женой драматурга в 1858 году, а в 1859-м родила Ибсену единственного сына – Сигурда.


Генрик Ибсен ни разу не оказывался вовлеченным в скандалы, связанные с личной жизнью. Творческие натуры – люди увлекающиеся и влюбчивые, и Ибсен – не исключение. Но, несмотря на это, Сюзанна оставалась его единственной женщиной до самой смерти.

Смерть

В 1891 году, став знаменитым в Европе, Ибсен вернулся из добровольной ссылки, продлившейся 27 лет. В Христиании Генрик прожил 15 лет, успев написать четыре последние пьесы. 23 мая 1906 года после продолжительной тяжелой болезни завершилась биография норвежского драматурга.


Интересный факт рассказывал доктор Эдвард Булл. Перед смертью Ибсена у него в комнате собрались родственники, и сиделка отметила, что сегодня больной лучше выглядит. Драматург отчетливо произнес:

«Напротив!», – и умер.

Цитаты

«Большинство людей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают».
«Чтобы согрешить по-настоящему, к этому делу надо отнестись серьезно».
«Самый сильный тот, кто борется в одиночку».
«…некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать».

Библиография

  • 1850 – «Катилина»
  • 1850 – «Богатырский курган»
  • 1852 – «Норма, или Любовь политика»
  • 1853 – «Иванова ночь»
  • 1855 – «Фру Ингер из Эстрота»
  • 1856 – «Пир в Сульхауге»
  • 1856 – «Воители в Хельгеланде»
  • 1857 – «Улаф Лильекранс»
  • 1862 – «Комедия любви»
  • 1863 – «Борьба за престол»
  • 1866 – «Бранд»
  • 1867 – «Пер Гюнт»
  • 1869 – «Союз молодежи»
  • 1873 – дилогия «Кесарь и галилеянин»
  • 1877 – «Столпы общества»
  • 1879 – «Кукольный дом»
  • 1881 – «Привидения»
  • 1882 – «Враг народа»
  • 1884 – «Дикая утка»
  • 1886 – «Росмерсхольм»
  • 1888 – «Женщина с моря»
  • 1890 – «Гедда Габлер»
  • 1892 – «Строитель Сольнес»
  • 1894 – «Маленький Эйольфе»
  • 1896 – «Йун Габриель Боркман»
  • 1899 – «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»

Жизнь этого талантливого человека, творившего в XIX веке, была соткана из самых удивительных противоречий. Его имя - Ибсен Генрик. Это один из известнейших драматургов западноевропейского театра, живших в 1828-1906 годах. Будучи защитником национального освобождения и возрождения культуры Норвегии, он прожил в неком добровольном изгнании двадцать семь лет в Германии и Италии. Там драматург с огромной любовью и увлечением изучал норвежский народный фольклор, а затем сам же в своих пьесах разрушал романтический нимб народных саг. Он строил свою сюжетную структуру иногда так жестко, что она зачастую граничила с предвзятостью и необъективностью. Однако для его героев в жизни не было определенных схем, все они были живыми и многогранными.

Генрик Ибсен: книги и особенности его литературы

Его труды вообще можно трактовать чрезвычайно многообразно из-за подспудного релятивизма Ибсена Генрика в симбиозе с «железной» и несколько тенденциозной логикой сюжетного развития. В мире он признан как драматург реалистического направления, однако символисты отнесли его творчество к своему направлению и сделали его основоположником эстетического течения. Ибсен даже получил название «Фрейд в драматургии». Писателя также отличает исполинская сила, которая и позволила ему сочетать в своем репертуаре самые разнообразные и даже полярные темы, средства художественного выражения, идеи и проблематику.

Биография

Генрик Юхан появился на свет в 1828 году в провинциальном норвежском городке Шиене в богатой семье. Но почти через десять лет его отец обанкротился, и положение их семьи резко переменилось. Оказавшись в социальных низах, мальчик получил тяжелейшую психологическую травму. Все это потом отразится на его дальнейшем творчестве.

Он начал работать с 15 лет, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 1843 году Ибсен уехал в городишко Гримстад, где нашел работу ученика-аптекаря. Зарплата была мизерной, поэтому юноша искал разные пути заработков и самореализации. Тогда Ибсен Генрик пробует писать стихи, сатирические эпиграммы и рисует карикатуры на буржуа Гримстада. И он не ошибся - к 1847 году он становится очень популярным в среде прогрессивно и радикально настроенной молодежи городка.

А потом, впечатлившись революцией, охватившей всю Западную Европу в 1848 году, Ибсент вносит в свое поэтическое творчество политическую лирику и вдохновляется на написание пьесы «Катилина» (1849 г.), которую насквозь пропитывает тираноборческими мотивами. Эта пьеса не имела никакого успеха, но зато укрепила его в желании заниматься литературой, искусством и политикой.

Христиания и пьесы

В 1850 году Ибсен Генрик переезжает в Христианию (г. Осло) и желает учиться в университете, но его сильно захватывает столичная политическая жизнь. Он начинает преподавать в воскресной школе рабочих, принимает участие в протестных демонстрациях, сотрудничает с рабочей газетой, студенческим изданием и участвует в создании журнала «Андхримнер». Все это время писатель не прерывает свою работу над пьесами «Богатырский курган» (1850 г.), «Норма или Любовь политика» (1951 г.), «Иванова ночь» (1852 г.).

В это же время Генрик Юхан знакомится с известным норвежским драматургом и нобелевским лауреатом Бьернстьерне Бьернсоном. У них появляются общие интересы на почве возрождения национального самосознания. В 1852 году его приглашают на должность худрука Национального театра Норвегии в Бергене. На этом посту Ибсен пробыл до 1857 года (после его сменил Б. Бьернсон). Такой поворот стал необыкновенной удачей для драматурга, которая заключалась не столько в том, что его великолепные пьесы сразу же готовились к постановкам, сколько в изучении на практике театральной «кухни» изнутри. Это помогло развить мастерство драматурга и раскрыть много разных профессиональных секретов.

Новый этап творчества

В этот период писатель написал пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854 г.), «Пир в Сульхауге» (1855 г.), «Улаф Лильекранс» (1856 г.). Впервые он ощутил желание попробовать прозу, которая не принесла ему успеха, но сыграла нужную роль в профессиональном становлении драматурга Ибсена. С 1857 по 1862 год он возглавляет театр в Христиании и ведет активную общественную деятельность, которая была направлена на борьбу с «продатским» направлением в труппе, так как она состояла из датских актеров, поэтому спектакли шли на их языке. Но потом Ибсен Генрик в этой борьбе все же победил, когда оставил театр. В 1863 году труппы двух театров были объединены, после чего спектакли начали идти на норвежском языке. Его писательская работа ни на минуту не останавливалась.

Такая разнообразная деятельность Ибсена, как оказалось, была обусловлена больше комплексом серьезнейших психологических проблем, чем общественной позицией. Главной проблемой писателя была материальная составляющая, ведь он женился в 1858 году, а в 1859 году у него родился сын. Всю жизнь писатель хотел добиться достойного социального положения, его детские комплексы играли свою роль. Но все это смыкалось естественным образом с вопросами самореализации и призвания. Немаловажным фактором в творчестве его стало то, что он лучшие свои пьесы написал вне пределов своей родины.

В 1864 году ему назначили пенсию, которой он так долго добивался, потом он уехал в Италию, но средств ему совершенно не хватало, и он неоднократно обращался за помощью к друзьям. В Риме он пишет две пьесы - «Бранд» (1865 г.) и «Пер Гюнт» (1866 г.), где затрагиваются темы самоопределения и реализация человека. Герой Бранд - несгибаемый максималист, который готов жертвовать и собой, и своими близкими для выполнения своей миссии. А вот герой Гюнт - человек амфорный, который приспосабливается к любым обстоятельствам. Сопоставление таких полярных личностей показывает четкую картину нравственного релятивизма Ибсента.

Самые известные пьесы

Первая пьеса Генрика Ибсена «Бранд» пользовалась успехом у революционных романтиков, вторая пьеса «Пьер Гюнт» была воспринята очень негативно и даже кощунственно. Г.-Х. Андерсен даже назвал ее худшим из прочитанных им когда-либо произведений. Но время все расставляет на свои места, и романтический флер вернулся к пьесе. И этому поспособствовала написанная по просьбе Ибсена музыкальная композиция Эдварда Грига. «Бранд» и «Пьер Гюнт» были переходными пьесами, которые развернули автора в сторону реализма и социальной романтики. И тут он пишет пьесы «Столпы общества» (1877 г.), «Кукольный дом» (1881 г.), «Привидения» (1881 г.), «Враг народа» (1882 г.) и т. д. В своих последующих произведениях драматург поднимал вопросы современной действительности, ханжества женской эмансипации, поиска общих решений в социальной сфере, верности идеалам и т. д.

Драматург скончался от инсульта в 1906 году. Ему было 78 лет.

Генрик Ибсен, «Привидения»: краткое содержание

Хочется остановиться на одном из его лучших произведений. Генрик Ибсен «Привидения», как уже говорилось, создал в 1881 году. В сюжете речь идет о постоянно открывающихся тайнах. Главная героиня - вдова капитана Алвинга - фру Алвинг. В городке, где они жили, мнение об их супружеской паре было просто идеальное. Как вдруг она делится с пастором Мандерсом правдой о своей семейной жизни, которая была так умело замаскирована. Ведь ее муж по правде был развратником и пьяницей. Ей даже приходилось иногда выпивать с ним за компанию, чтобы только он не выходил из дома. Это она делала для того, чтобы на их сына не легло пятно позора. И вот казалось, она добилась, чего хотела. Муж умер, люди говорят о нем как о достопочтимом человеке, и беспокоиться уже ей не о чем. Однако именно сейчас она начинает очень сильно сомневаться в том, правильно ли она поступает.

Освальд

И вот приезжает из Франции их сын - бедный художник Освальд, внешне похожий на своего отца и также большой любитель выпить что-нибудь погорячее. Однажды мать увидела, как Освальд пристает к служанке. С первого взгляда ей показалось, что это был ее покойный муж, который также когда-то приставал к служанке. Она сильно испугалась и вскрикнула...

Вскоре открывается еще одна страшная тайна - Освальд болен тяжелой психологической болезнью. На глазах матери он сходит с ума и таким образом расплачивается за грехи отца. Как автор, Ибсен был уверен, что в жизни существует такой закон. Если кара не постигает человека при жизни, то за это расплачиваются его дети и внуки.

Современность

На театральных подмостках и до сих пор актуален, любим и популярен Генрик Ибсен. «Вернувшиеся» - пьеса, в точности повторяющая содержание «Привидения», в сюжете которой символизируется возвращение в наш мир мертвых, которые управляют живыми. Спектакль показывается во многих театрах, но особого внимания заслуживает постановка, где одни и те же актеры постоянно меняют маски, которые олицетворяют собой совершенно разные стороны человеческой сущности. Кстати, стоит отметить, что пьеса Генрика Ибсена «Привидения» до сих пор в мире почитается как один из самых непревзойденных шедевров драматургии.

Генрик Ибсен - выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии.
Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836.
Начиная с 1844, работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган».
В 1852-1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857-1862 возглавлял Норвежский театр в Христиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (1854), «Пир в Сульхауге» (1855), «Ульф Лилиенкранс» (1856), «Воители в Хельгеланде» (1857). В 1862 Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии.
В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако и собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише), и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) причины побудили Ибсена уехать за рубеж в поисках новых форм.
Ибсен четверть века провёл за границей, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд - серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения Сёрена Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.
В конце 1860 - начале 1870 в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.
Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Пьесу не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.
Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» - «Привидения» (1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм. В «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.
В поздних пьесах Ибсена усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес - «Строитель Сольнес» (1892), «Йун Габриель Боркман» (1896).
Ибсен скончался в 1906 от удара.