Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Национальная культура молдовы в современном этапе. Культура молдавии

Национальная культура молдовы в современном этапе. Культура молдавии


Уроженцы Молдовы в мировой культуре

В 20-30-е годы послом молдавской культуры в Европе была блистательная оперная исполнительница, прославленное сопрано родом из - . Другая оперная знаменитость, примадонна национальной оперы Республики Молдова , став лучшей Чио-Чио-сан на Международном конкурсе в Японии (1967), уже несколько десятилетий дарит миру певческую национальную культуру. Ещё одна представительница Молдовы () - Лидия Амарфей стала одной из лучших оперных певиц России, выступая на сцене Большого театра в Москве.

Взаимное влияние мировых культур происходит благодаря усилиям деятелей культуры и искусства. По инициативе многих из них в Молдове организованы художественные мероприятия, ставшие у нас традицией и обретшие международную популярность. Так с 1967 года в республике проводится Международный фестиваль народной музыки «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», международные конкурсы спортивного танца «Кишинёв OPEN», на которых с неизменным успехом выступает многократный чемпион мира и Европы - . В этих масштабных культурных праздниках принимают участие видные коллективы и солисты музыкального современного искусства и хореографии из разных стран мира. Они знакомят молдавскую публику с достижениями своих талантов, а, уезжая к себе на родину, увозят впечатления от искусства нашего края.

Красоту народной песни пронесли далеко за пределы Молдовы любимцы молдавского народа , . Эстрадную музыку - с начала 70 годов - широко пропагандировал эстрадный ансамбль (позже «Contemporanul») под руководством Михая Долгана.

Именно так наше искусство, принимая гостей и выходя за родные пределы, знакомит мир с ценностями национальной культуры.

После окончания Кишинёвского института искусств активно вошла в эстрадную музыку. Большинство шлягеров популярной певицы, которые она талантливо исполняет на сценах Украины, России и других республик СНГ, основаны на молдавском фольклоре. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985) его гимн «Avante, avante», исполненный молдавской эстрадной певицей , стал шлягером фестиваля, звучащим на разных языках народов мира.

Современная музыкальная культура народов бывшего СССР обогатилась шедеврами неофольклорной ориентации самых различных композиторов: Р. Щедрина, Е. Станкевича, Ю. Юзелюнаса, А. Тертеряна, М. Гаджиева. В Молдове она проявилась в творчестве композиторов , . Эта ориентация совпала естественным образом с пиком в эволюции Нового фольклорного вала, выраженного в творчестве композиторов из постсоветского пространства.

Многое сделал для пропаганды музыкальной культуры и облика нашей страны Национальный симфонический оркестр Гостелерадио под руководством дирижёра и композитора Г. Мусти. Благодаря многолетнему творческому поиску и неутомимой гастрольной работе, стал известен всему миру , долгие годы бессменно руководимый . Балетмейстер М. Кафтанат создал три балетные труппы во Вьетнаме.

Международные фестивали «Приглашает Мария Биешу», «Дни новой музыки», биеннале и театра одного актёра «One man show» с успехом знакомят мир с современным музыкальным и театральным искусством нашей страны. Молдавский кинематограф стал известен миру благодаря творчеству . Успешно работая на студии «Мосфильм», он помог приобрести широкую популярность и неизменно снимавшимся в его фильмах , . Театральный режиссёр , работая долгие годы в московских театрах, способствовал пропаганде молдавской театральной культуры и драматургии, ставя пьесы . Уникальное творчество этого поистине народного писателя Молдовы, живущего в Москве, обойдя всю Россию и мир, в миллионах людских сердец оставило неповторимый образ нашей земли и её героев-крестьян, наделённых душевной мудростью и красотой.

Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Наши замечательные соотечественники, талантливо проявляясь в различных областях науки, оставили глубокий след в истории всемирной науки ХХ века. Один из них - выходец из Бендер Лев Берг (1876-1950). Известный советский физико-географ и биолог, профессор ихтиологии и географии, академик АН СССР, один из создателей Географического института и председатель Географического общества СССР, этот разносторонний учёный внёс огромный вклад во многие области физической географии, зоогеографии, ихтиологии. Развивая учение В. Докучаева о природных зонах земли, он - страстный исследователь и путешественник - изучил ландшафты Сибири, центральной Азии, Кавказа, Волжского региона и Украины, исследовал Аральское и Берингово моря, озёра Ильмень, Балхаш, Байкал, Иссык-Куль и ледники Памира, создав в результате теорию о ландшафтах земли. Бергом написано множество книг, среди которых есть и труды, посвящённые нашему краю: «Бессарабия. Край, население, экономика», «Население Бессарабии. Численность и этнографический состав».

Именем Берга назван вулкан на Камчатке, пик на Памире, ледники на Памире и Джунгарском Алатау, мыс на архипелаге Северная Земля, Зоологический музей МГУ, а также более 60 животных и растений.

Другим нашим выдающимся земляком - химик-органик мирового масштаба - является тираспольчанин Николай Зелинский (1861-1953). Один из основоположников учения об органическом катализе, он создал классические работы по органическому катализу, нефтехимии, разработал методы добычи ароматических углеводородов, служащих сырьём для синтеза каучука, красителей, пластмассы, медикаментов и т.д. Академик АН СССР, профессор МГУ, доктор наук, создатель крупной научной школы, внёсшей фундаментальный вклад в развитие органической химии, он многое сделал для жизни людей, откликаясь на самые болевые точки времени. Например, во время Первой мировой войны Зелинский создал угольный противогаз, спасший жизнь миллионам солдат воюющих армий. Его именем названы улицы в Кишинёве и Тирасполе. На фасаде дома, где жил Н. Зелинский, и школы, где он учился, установлены памятные доски.

Нашей национальной гордостью является академик Николай Димо, родившийся в Оргееве (1873-1959). Крупный советский почвовед, академик ВАСХНИЛ, один из организаторов Среднеазиатского и Кишинёвского институтов почвоведения, который с 1959 года носит имя учёного, Николай Александрович труд всей своей жизни посвятил - земле. Объектом его научных работ были география почв, засоление, биология, физика и мелиорация почв в центральных районах Европейской части СССР, Средней Азии, Закавказья, Молдавии. Изучив солевые почвы, великий учёный предложил серию мер по улучшению солонцов и солончаков, создал первую карту почв Центральной Азии и других регионов, установил взаимосвязь между содержанием гумуса и его структурой в молдавских чернозёмах. В его честь в Кишинёве названа улица.

Одним из видных архитекторов ХХ века был наш соотечественник, кишинёвец, академик АН СССР Алексей Щусев (1873-1949). Организатор и директор музея архитектуры в Москве, преподаватель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища, автор более 200 научных работ, он, чутко всматриваясь в традиции национальной архитектуры прошлого, разрабатывал самобытные решения современных зданий в Москве (Москворецкий мост, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.), Ташкенте (театр оперы и балета им. Навои), Баку, Батуми, Сочи. Пиком творческого достижения зодчего стал Мавзолей В. Ленина, благородные формы которого органично вписались в ансамбль древней Красной площади. После Отечественной войны А. Щусев много сил отдал реконструкции разрушенных городов - Новгорода, Истры, Киева. В 1947-1949 годы архитектор разработал план генеральной реконструкции столицы Молдавии. Его именем названа улица в центре Кишинёва.

Глубокий след оставили наши соотечественники и в румынской науке. Так академик Никита Смокинэ (1894-1980) - выходец из села Дубоссарского уезда - был крупным румынским славистом и историком приднестровских молдаван. А Михаил Губоглу (1911-1990), родившийся в , стал широко известным румынским историком-востоковедом. Будучи профессором университетов Бухареста, Парижа и Анкары, он опубликовал турецкие источники, пролившие свет на историю Румынии. Интересно ещё и то, что его племянник, - носящий ту же фамилию, - стал одним из крупнейших российских этнографов.

Нельзя обойти вниманием и Григория Обрежана (1911-1991), родившегося в селе Тигинского уезда. Инженер-агроном по профессии, он вошёл в науку как один из замечательных исследователей в области мелиорации почв, был избран академиком румынской, чехословацкой и советской Академий наук. Под его руководством были сделаны значительные научные открытия. Например, создан сорт риса Полизешты-28, известный во всём мире своими богатыми урожаями.

Молдавская наука на стыке ХХ-ХХI веков

Наука достигла успехов в самых различных областях. Наша страна дала цивилизации выдающихся учёных, среди которых свыше 30 членов Академии наук СССР, из них академики: географ Л. Берг, химики Н. Зелинский, Л. Писаржевский, А. Фрумкин, архитектор А. Щусев, почвовед Н. Димо, врачи-хирурги А. Склифософский и Н. Георгиу и т.д.; 79 членов румынской Академии наук- археолог И. Суручану, астрофизик Н. Донич, историк Ш. Чобану, славист А. Кочубинский (академик и чешской Академии наук), геолог К. Парфенгольц (академик и армянской Академии наук) и т.д. Эти видные учёные, яркие богатые личности не только осуществили фундаментальные научные открытия, но и основали научные институты, лаборатории, общества, школы, организовывали трудные и неожиданные исследовательские экспедиции, разрабатывали новейшие методы для продвижения самых смелых открытий в жизнь.

Старт для развития науки в нашей стране был дан, когда в Кишинёве создалась научно-исследовательская база Академии наук СССР (11 марта 1946 года), которая в 1949 году стала Молдавским филиалом Академии наук СССР. Эти преобразования завершились знаменательным событием 2 августа 1961 года, когда была основана Молдавская Академия наук - благотворный источник национальной науки и культуры. Первым её президентом был избран академик-историк Я. Гросул (1961-1976), позже главным научным центром страны руководили генетик А. Жученко (1977-1989), физик А. Андриеш (1989-2004), и в наши дни - химик Г. Дука (с 2004 г.). Год от года в стенах Академии зреют новые силы, появляются крупные научные имена, растёт конкурентоспособность исследований, формируются новые научные школы: в области химии - академика А. Блова и Г. Лазуревского; агрохимии и генетики - академиков И. Дикусара и А. Коварского; алгебры и физики кристаллов - академиков В. Андрунакиевича и Т. Малиновского; биологии - академика Б. Матиенко; лингвистики - академика Н. Корлэтяну; техники - С. Рэдэуцана. Известные академики братья Москаленко сказали своё слово в теоретической физике. Новые научные области открыли академики Т. Фурдуй в биомедицине и академик И. Бостан - в области планетарных трансмиссий. Академик-биолог А. Чиботару основал .

Сегодня Академия наук Молдовы - ведущий научный центр страны, объединяющий 31 научно-исследовательское учреждение со штатом 5600 сотрудников. Созданные за последние годы условия способствовали достижению новых научных открытий высочайшего уровня в области физиологии стресса, экологической генетики, геоинформационных систем, экофизиологии и т.д. Своими исследованиями обрели мировую известность медики В. Анестиади и И. Абабий, математик М. Чобану, биолог А. Урсу, политологи В. Бенюк и Г. Руснак, философы А. Рошка и В. Цапок, социолог А. Тимуш, историки А. Лазарев, Н. Тудоряну, Е. Чертан, А. Ешану; юрист А. Смокинэ и другие. Фундаментальной законодательной опорой для развития национальной науки стал Кодекс о науке и нововведениях в Республике Молдова (2004). Провозгласив научный и инновационный процесс стратегическим приоритетом в социально-экономической жизни страны, этот документ со всей серьёзностью подтвердил заинтересованность государства в научном прогрессе. Для стимулирования научной деятельности - за самые яркие достижения - учреждено 10 Государственных премий Республики Молдова, каждая в миллион лей.

Впервые в истории национальной науки был создан высший руководящий орган Академии наук республики - Ассамблея, состоящая из действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук Молдовы и из 78 докторов наук, избранных на демократической основе научным сообществом страны. Ассамблея в свою очередь создала исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию.

Культура Молдовы в конце ХХ - начале ХХI века

Активное развитие культуры Молдовы, начавшееся после создания МССР, успешно продолжается и в наши дни. Сегодня в республике работают 14 профессиональных театров, три крупных концертных учреждения - Национальная филармония с двумя концертными залами, Органный зал и Национальный дворец, где занимаются творчеством многочисленные художественные ансамбли эстрадной и народной музыки. За эти годы театральные и музыкальные коллективы достигли высокого исполнительского мастерства, каждый раз пополняясь молодыми артистами, дирижёрами, режиссёрами, музыкантами - выпускниками самых престижных высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, где их обучали известные всему миру мастера-педагоги. Конкурсы, национальные и союзные фестивали, декады молдавского искусства и литературы в Москве и столицах республик бывшего СССР, гастроли по разным странам в совместных многонациональных группах - всё это, стимулируя творческий обмен и продвижение наших деятелей в большой мир искусства, обогащало палитру национального искусства. Сегодня - после достижения независимости - культурно-художественные связи со странами мира значительно расширились. Стали более частыми и разнообразными гастроли, конкурсы, фестивали, в которых участвуют и целые коллективы, и отдельные исполнители.

Проводя всевозможные культурно-художественные мероприятия республиканского значения, Молдова много делает для совершенствования международных художественных контактов. Среди них наиболее яркими являются Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», много лет вдохновляемый солисткой Марией Биешу; музыкальный фестиваль «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», инициатором которого стал композитор Г. Чобану; детище режиссёра - биеннале театра им. Эжена Ионеско. Эти фестивали, собирая таланты со всего мира, превратились для кишинёвцев в народные праздники, в настоящее торжество высокого искусства.

Следует отметить роль и других художественных дарований, способствовавших славе национального искусства. Среди них режиссёр Э. Лотяну, фильмы которого, удостоившись премий на международных фестивалях, не только утверждали молдавский кинематограф, но и формировали в душах людей прекрасный и поэтичный облик нашей Молдовы. Широкая популярность прозы и пьес народного писателя Иона Друцэ, поставленных в сотнях театров бывшего СССР и привлёкших к себе внимание ведущих актёров и режиссёров мира, прославила мудрый образ молдавского крестьянина, героя друцэвских произведений. Расширились творческие связи молдавских художников, участвующих в многочисленных зарубежных выставках и творческих встречах. Отдельной строкой в их ряду стоят уникальные, не знающие аналога в современном искусстве труды народного художника Молдовы

История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.

Своеобразие молдавской средневековой культуры

Возникновение молдавской средневековой культуры, являвшейся одной из форм общественного сознания народа, восходит к культуре волохов --предков всех восточнороманских народностей. Она формировалась в условиях всесторонних контактов Днестровско-Карпатской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением, в процессе взаимодействия с культурами остальных народов региона. Следствием этого стало влияние византийско-южнославянской письменности на славяно-молдавские летописи, польской историографии на официально^ летописание, архитектуры и искусства других народов на зодчество и живопись молдаван.

Развитие молдавской культуры формировалось начиная с XIV в. и развивалось на протяжении нескольких столетий в классовом феодальном обществе. В ней сочетались культура господствующего класса, представленная письменными памятниками, и культура народных масс, создавших памятники фольклора. То же самое прослеживается и в материальной культуре.

Формирование идейной направленности молдавской средневековой культуры (имеется в виду ее духовный аспект) определяется двумя основными этапами в историческом развитии молдавского народа: доос- манским (XIV-первая половина XVI в.), характеризующимся идеологическим обоснованием необходимости создания сильного централизованного государства и борьбы за его независимость, и османским, основной идеей которого были борьба за свержение турецкого господства и возврат к независимости. Обе эти идеи проводились, с одной стороны, в письменных литературных памятниках, а с другой -- в памятниках устного народного творчества, что идейно сближало эти жанры культуры.

Необходимо отметить, что, невзирая на восприятие в процессе своего исторического развития многих черт культуры соседних народов, молдавская культура обладает только ей присущими специфическими чертами, своеобразием форм, выражением самобытных стилей, проявившихся в культурном наследии.

Быт и устное народное творчество

Быт народаю Общая особенность территории Молдавии в эпоху средневековья состояла в том, что, имея огромные лесные массивы, она считалась страной дерева. Все молдавские поселения в средние века располагались в изобилующих лесами предгорьях и ямистых зонах, что способствовало развитию деревянной архитектур вообще и строительству деревянных жилищ в частности.

Села представляли собой небольшие селения: от 10-20 (XV-XVI вв.) до 40 и более (XVII-XVIII вв.) жилищ. В них центральное место занимала деревянная церковь, рядом с которой находилось сельское кладбище. В родовых боярских селах важное место занимала боярская усадьба, также деревянная, которая, естественно, по своим размерам и облику выделялась на фоне невзрачных крестьянских жилищ.

г.. Молдавский средневековый город характеризовался в отличие от западного отсутствием крепостных стен, что приводило к растянутой ват- ре при относительно небольшом количестве населения. Крупные общественные каменные (господарские дворы и церкви) и деревянные (дома Городской аристократии) здания располагались обычно у городской площади, которая являлась общественным центром города.

5 Далее находились усадьбы горожан, между которыми оставались свободные пространства, используемые под огороды, сады, выпасы. В открытых дворах располагались хозяйственные постройки, погреба, кладовые, колодцы, внешние печи для выпечки хлеба.

* Количество домостроений в городах было различным: от нескольких сотен (Орхей, Бырлад, Сирет) до нескольких тысяч (Белгород, Килия, Сучава, Яссы). В XVII в. в столице -- Яссах -- жилища и мастерские строились по профессиональному признаку: известны улицы портных, башмачников, мясников и др.

Вплоть до XVIII в. города были неблагоустроенными. Питьевой воды было мало, ее доставляли на подводах. Первый водопровод и первая мощеная деревом улица в столице были построены в XVIII в.

Традиционные молдавские жилища, как сельские, так и городские, Состояли из наземных деревянных срубов или углубленных в землю сооружений с различными вариантами деревянной обшивки стен. Отапли-вались жилища реже очагами, но чаще всего глинобитными сводчатыми печами, расположенными в одном из ближайших от входа углов. Зачастую к жилищам пристраивались тамбуры входа, позже превратившиеся в фоишор или притвор, крыши были деревянными или камышовыми. В самом жилище иногда находились ямы для хранения припасов, а за его пределами -- зерновые ямы. В XVII в. появляются двухкамерные наземные жилища, состоящие из тиндэ, где хранились припасы и хозяйственный инвентарь, и кэмарэ -- жилой комнаты, а в XVIII в. возникает трехкамерный дом, состоящий из тиндэ, кэмарэ и каса маре.

Усадьба феодала состояла тоже из деревянного многокамерного дома, хозяйственных построек, скотного двора, погреба для хранения вина и припасов.

Богатые горожане жили в деревянных многокамерных домах, обогревались печами из красногаиняных или поливных изразцов. Эти дома обычно сооружались на больших деревянных подвалах, где хранились вино и различные товары.

Внутренее устройство было традиционным вплоть до XIX в. и состояло из расположенных вдоль стен деревянных скамей, сундука, стола посередине помещения. В постельные принадлежности входили ковры и полотняные ткани. На стенах -- ковры и полотенца, на полках -- всякого рода посуда.

Отличительным элементом материальной культуры молдаван была глиняная посуда, широко использовавшаяся в каждой семье. Молдавская керамика XIV--XVII вв., известная по материалам раскопок из Сучавы, Байи, Орхея, Стынкэуць, Пояны и др., характеризуется прежде всего сохранением в XIV-XV вв. форм посуды дофеодальной традиции, изготовленной на медленном гончарном круге, а главное тем, что основным типом молдавской керамики является горшок обычно серого цвета, усеченно-конической формы без ручки, с широким устьем, приспособленным под коническую крышку, покрытый рифленым орнаментом.

Характерным элементом молдавской материальной культуры являются серебряные височные серьги, почти неизвестные за пределами Молдавии, состоящие из шаровидной оправы, поверхность которой покрыта кругами из витой нити, трехгранными пирамидами из зерни и пластинчатыми серебряными трубочками.

Летняя одежда молдавских крестьян была из домотканой льняной или конопляной ткани, а зимняя -- из домотканой шерстяной ткани или из овчины. Общенациональным комплектом одежды молдаван считается: у женщин -- белая орнаментированная рубаха, шерстяная юбка и пояс, на голове -- платок; у мужчин -- рубаха, узкие белые штаны, широкий пояс, шапка или шляпа. Молдавские бояре, городской патрициат и купечество носили дорогую одежду, иногда из привозных тканей. С конца XV- начала XVIII в. под влиянием турок в одеждах бояр преобладают ближневосточные элементы.

Молдавский фольклор формировался на протяжении многих веков, уходя своими корнями в культуру этнической общности волохов. В XII-XIV вв., когда шел процесс складывания молдавской средневековой народности в результате всесторонних контактов Карпато-Днестровской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением начался и процесс формирования собственно устного молдавского народного творчества.

Система фольклорных жанров, передававшихся в устной форме из поколения в поколение, охватывает поэзию календарных и семейных

Обычаев, пословицы, поговорки, народные баллады и героические поэу», дойны, сказки.

р В основе молдавского фольклора лежит деятельность народа, его 1§ыт, борьба с поработителями за независимость страны против социального гнета и др. В них бичуются бояре, ненавистные фанариоты. Любимыми народом темами являются борьба с татарскими и турецкими поработителями, воспеваются подвиги народных мстителей, гайду- ури, но наиболее любимым героем является Стефан Великий, славятся;вго победы над иноземными захватчиками.

Одним из наиболее древних жанров молдавского фольклора является поэзия календарных и семейных обычаев. Главное место в ней занимают новогодние колинды и урэтуры. Колинды исполнялись в канун рождества или нового года, но они были мирского содержания. Существуют цолинды для пастухов, парней, девушек, молодых супругов, землевладельцев и т.д. Некоторые из них выражают пожелания благополучия дому или членам семьи. Основную идею колинды обычно выражает ее концовка «Ла мулць ань ку сэнэтате!» Особой популярностью у народа пользуется новогодняя орация -- плугушорул -- история хлеба от пахоты р. посева до его выпечки. Ее назначение -- вселить в человека веру в Свои силы, пожелать ему успешного труда и процветания.

Поговорки и пословицы отражают жизненный опыт народа, его мудрость. К периоду турецких вторжений относится поговорка: «Май ынчет кэ ну дау турчий», к турецкому господству -- «Туркул те бате, туркул те жудекэ», к историческому прошлому -- «Водэ да ши Хынку ба», «Ку огожина ын кап ши ку жалба ын процап».

Народные сказки отражали лучшие черты народа: веру в добро, сочувствие к обездоленным. Излюбленными персонажами сказок были Фэт- !фрумос -- мужественный герой и красивая и добрая Иляна Косынзяна.

Персонажами сатирических повествований -- сноаве -- выступают бояре и служители церкви, но чаще всего не унывающие труженики Пэ- калэ и Тындалэ.

Особое место в молдавском фольклоре занимают баллады и героические поэмы. Одна из самых древних пастушеская баллада «Миорица», впервые удостоверяющая название народа: «уну-й молдован», повествует о самом раннем периоде расселения волохов в Восточном Прикарпатье и о распрях между племенами во время образования Молдавского государства, показывает любовь к жизни, к родному краю молдавских пастухов.

К историческим балладам, воспевающим борьбу с угнетателями -- татарами и турками -- относятся «Фынтына жерулуй», песня о сражении у Тереблечи, патриотические песни о Стефане Великом, а также песни о гайдуках XVIII в.: баллада о Войкице, «Тобулток», «Груя

Грозован», «Вулкан», «Бадиул», «Дончилэ», «Кодряну», «Бужор».

Особое место в молдавском фольклоре занимают лирические песни- дойны, в которых отражена тяжелая жизнь народа, его страдания и лишения, борьба на различных этапах истории, его готовность к сопротивлению угнетателям, уверенность в победе над ними.

Основными чертами эпических произведений молдавского фольклора являются вера в победу народных героев, в непобедимую силу народа, а также конкретность обстановки, где проходят события: леса, горы, долины, поля, Буджак, Яссы и др.

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом - солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города.

В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.

Хозяйки готовят вкусные блюда : сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи , вертуты, плацинды, мамалыгу , брынзу и многие другие.

Хозяин достаёт из погреба - крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых.

В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз - барана. Объединяет всех хора - коллективный танец.

Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября.

С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества.


В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина .

Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший.

Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши - наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины) . Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора , который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая;

Со странами европейского Запада непосредственно граничат Белоруссия, Украина и Молдавия.

Государство Белоруссия богато калийными солями и торфом, хорошо обеспечено трудовыми ресурсами. Машиностроение включает трудоемкие производства (высокоточные станки, автоматические линии, электронно-вычислительная техника) и металлоемкие (автомобиле- и тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение). Электроэнергетика имеет 8 ТЭС на газе и мазуте, поступающих, как и металл, из России и Украины. Основным направлением химико-лесного комплекса является производство полимеров, пластмассы и синтетических смол. В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство. В земледелии 50 % посевной площади занимают зерновые культуры, а третью часть — кормовые. Посевы льна наиболее распространены на севере, а плантации картофеля — на юге. В стране возникли сложные проблемы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, поскольку значительная часть Белоруссии подверглась радиоактивному загрязнению. Основу территориальной структуры хозяйства составляют крупнейшие города. В Минске сосредоточена четвертая часть городского населения, производится половина продукции машиностроения и 20 % легкой промышленности.

Украина - крупнейший по численности населения и объему производимой продукции сосед России из стран ближнего Зарубежья, расположенный к югу от РФ. Это государство обладает запасами разнообразных полезных ископаемых. Выделяются Донецкий угольный бассейн и месторождения железной руды у Кривого Рога. На востоке Крымского полуострова разрабатывают керченские железные руды, у г. Никополя — месторождения марганца. Украина богата ртутными, никелевыми, алюминиевыми и титановыми рудами. Есть поваренная соль в Донбассе, промышленное значение имеют соли Сиваша и калийные соли в Прикарпатье.

Недостаток водных ресурсов затрудняет строительство. Рек много, но они маловодны, с небольшими гидроресурсами. Население, в основном, живет в городах (68 %). Трудовые ресурсы на Украине достаточны.


Основу хозяйства составляют топливно-энергетический и машиностроительный комплексы, металлургия и химическая промышленность. Ранее основой ТЭК был уголь Донбасса. В настоящее время ТЭК государства зависит от поставок нефти и газа из России. Электроэнергию поставляет каскад ГЭС на Днепре. Большинство ТЭС работает на угле. В связи с аварией на Чернобыльской АЭС строительство многих АЭС (Южно-Украинской, Крымской) прекращено, хотя недостаток электроэнергии в настоящее время испытывается очень остро.

Черная металлургия сосредоточена в Донецке, Мариуполе, Кривом Роге и Запорожье на сочетании коксующихся углей Донбасса и руд Кривого Рога. Машиностроительный комплекс — ведущий в народном хозяйстве Украины, специализируется на производстве судов и тепловозов, грузовых автомобилей и тракторов, металлургическом, шахтном и другом оборудовании. Разнообразная химическая промышленность использует местное сырье: отходы металлургии и коксохимии, газ, уголь, соли.

АПК Украины очень значителен по своим масштабам. На севере, в Полесье, выращивают лен, корма и рожь. В степи сеют озимую пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, разводят свиней, птицу и скот. На юге много садов, виноградников и эфиромасличных культур. Территорию государства пересекает густая сеть железных и шоссейных дорог, трубопроводов, авиалиний. Через черноморские порты вывозятся уголь, соль, руда, хлеб, транзитом идет строительный лес. Ввозят импортный лес, нефть, продукцию сельского хозяйства и тропического земледелия, при этом значительная часть грузов — из России.

Основное богатство Молдавии — почвенно-климатические ресурсы: 80% ее территории приходится на сельскохозяйственные угодья. Неустойчивые урожаи требуют орошения и борьбы с эрозией почвы. Трудовыми ресурсами государство обеспечено. Самая крупная отрасль — сельское хозяйство: выращивание винограда, фруктов, табака, производство розового масла. Половину промышленной продукции составляет переработка скоропортящегося сырья. Отрасли, производящие оборудование для АПК, удовлетворяют местные потребности лишь на 10 %, возрастает производство тары.