Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Санитарно-гигиенические сооружения в древней руси и их применение во врачебной практике. Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

Санитарно-гигиенические сооружения в древней руси и их применение во врачебной практике. Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение - люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

В последнее время по интернету расползлась куча текстов и картинок на тему того, какими грязными, вонючими и бомжеобразными были люди в средневековой Европе. Некоторые еще и с «патриотическим» посылом, что-де а вот на Руси раз в неделю в баню ходили и были чистые. Ну и вдогонку про мракобесных церковников, которые запрещали людям мыться и про улицы городов, залитые по колено нечистотами.

Расскажу немного о том, как все было на самом деле.

Естественно, современные стандарты гигиены, типа душ два раза в день, тогда не применялись. Заметим, что и сейчас их соблюдают далеко не все, даже жители цивилизованных стран. В давние времена большинство простых людей, что в России, что в Европе мылись где-то раз в неделю.

Для начала, заметим, что здоровый человек, у которого нет привычки регулярно по пьяни валяться в собственной блевотине и мочиться в штаны, даже при режиме мытья 1 раз в неделю ничем особо ужасным и отвратительным не пахнет. Каждый, кто хоть раз ходил в более-менее длительные походы сам это прекрасно знает. Присутствует легкий запах застарелого пота, различимый только если принюхиваться, потому как он почти полностью забивается запахом дыма, въедающегося в одежду и волосы.

Вот примерно так же пахли простые люди в Европе на протяжении многих сотен лет. Открытый огонь в очаге был постоянным спутником жизни, над огнем сушили одежду, у огня собирались вечерами. Вытяжка была несовершенной, дома, отапливаемые «по черному» - т.е. без трубы, просто с дырой в потолке над очагом, были типичными ажно до 19 века, так что дым был основным «человеческим» запахом и дезодорантом заодно.

Что до собственно мытья - то простые люди мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось:)

Иллюстрации:
Средневековая миниатюра:

Гравюра:

И картина Эдгара Дега

Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить.

Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью. Эта процедура сохранила популярность и позже - до 18 века (да-да, те самые "напудренные маркизы" заботились о своей гигиене именно так.

Еще одна гигиеническая процедура, пришедшая из античности, и сохранившая популярность в некоторых регионах Европы века до 17-го - обмазывание тела маслом со специальными добавками и последующее счищание этой массы скребком. Такой древний аналог современных спа-процедур:)

вообще, изображений мытья и купания в миниатюрах, картинах и гравюрах того времени, а так же упоминаний о них в балладах и прочем фольклоре столько, что думать, что это было чем-то исключительным и "люди мылись раз в жизни" можно только по полному невежеству.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были э-мм.. рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» - отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Общественная баня. Немецкая гравюра 16-го века

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. - миква. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.
Именно с этим связаны часто цитируемые, (без указания источника и без понимания сути), отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.
Тем не менее, общественные купальни благополучно существовали на протяжении всей истории Европы.

Еще один миф касается ужасающей антисанитарии средневековых городов. Типа, улицы по колено в нечистотах, ночные горшки выливаются прямо из окна на головы похожих и т.п.
Это тоже сильное преувеличение. Действительно в средневековых городах дренажная система была открытой - по краям улиц шли сточные канавы, предназначенные для оттока дождевой воды. Часто в них плавал и всякий мусор. Ну и понятно, что отдельные граждане в них иногда мочились.

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами, вывозившими по ночам из города это самое. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Так что рассказы о заросших грязью европейцах, живущих посреди моря нечистот все же мифы. Интересно, почему эти мифы так популярны.

PS: Большинство иллюстраций позаимствовано из дневника

Все адепты русофобии любят апеллировать к стихотворению Лермонтова "Все Русские - нечистоплотные свиньи", написанного им после обиды на государственную систему Российской Империи, чей репрессивный аппарат немного надавил на поэта. Ещё И.Р.Шафаревич заметил, что сие стихотворение несколько раз изучается в школьном курсе, чтобы закрепить стереотип о нечистоплотности Руси и, следовательно, Русского народа. Данный стереотипный миф вбивается в головы с необычайной настойчивостью.

"Все Русские - нечистоплотные свиньи"

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

М. Ю. Лермонтов.

Думаю, не надо напоминать, что сей миф уже неоднократно развенчан. Должно просто вспомнить тезис про бани и парфюмерию. Бани были (и есть) на Руси, а парфюмерия - в "просвещённой Европе". Но отчего-то доморощенные либералы раз за разом садятся в лужу, высказывая миф про "немытую Россию". Забывают, что в любой захолустной деревеньке на Руси всегда есть бани. Да и водой наша земля не обделена в отличие от той же Европы. Мойся, сколько душе будет угодно. А вот в Европе с водой всегда была напряжёнка. От того англичане и умываются до сих пор с заткнутым сливным отверстием. Ради экономии жертвуют гигиеной.

"И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка". Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри, арабский путешественник и учёный.

Повторяя строки классика, перед глазами встает образ нечесаного и бородатого мужика в зипуне... Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности? Существует мнение, что на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении правды? Так ли все было на самом деле?

Бани в России были известны в самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к первому веку по Р.X. , когда Святой апостол Андрей путешествовал по Днепру, проповедуя Евангельское слово, и дошел значительно севернее его, "туда, где теперь Новгород", где он увидел чудо - парившихся в бане. В ней, по его описанию, все превращались по цвету в сваренных раков. "Накалив печь в деревянных банях, - говорит Нестор, - входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, - заключает Нестор, - никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение".

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса.

Личная гигиена населения в средневековой Европе практически не существовала, так как телу и заботам о нем по религиозным причинам не уделялось никакого внимания. В XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. У славян даже рожать было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров. Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: "Благослови, Господи, пар да веник".

В русских сказках часто встречается сюжет с исцелением героя живой и мертвой водой. Илья Муромец, тридцать лет пролежавший без движения, набрался от нее силы и одолел зло - Соловья-разбойника.

В странах же Западной Европы в то время бань не было, так как церковь, посчитав древнеримские термы источником разврата, запретила их. И вообще, рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения церкви.

В хронике 966 года говорится, что в уставе новгородского и киевского князя Владимира Красное Солнышко бани именовались заведениями для немогущих. Возможно, это были первые на Руси своеобразные лечебницы.

В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич в 1211 году, захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича.

В "цивилизованной" Европе и не знали о существовании такого удобного способа поддерживать гигиену, пока в 13 веке крестоносцы не привезли из Святой Земли заморскую забаву - восточные бани. Однако уже ко времени Реформации бани вновь искоренили, как источник разврата.

Мало кому известно, как уличили Лжедмитрия в том, что он не русский, а стало быть, самозванец? Очень просто - он не ходил в баню. А так в то время мог поступать только европеец.

Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России: "Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

Кто был прав, показала в XIV веке страшная эпидемия чумы "Черная смерть", которая уничтожила почти половину населения Европы. Хотя чума пришла с Востока, в частности из Индии, она обошла Россию стороной.

Венецианский путешественник Марко Поло приводит такие факты: "Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе".

Известный исследователь Леонид Васильевич Милов пишет в своей книге "Великорусский пахарь": "Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала". Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. Недаром в народе говорилось: "Баня парит, баня правит. Баня все поправит".

Реформатор Петр Великий поощрял строительство бань: за их постройку не взимались пошлины. "Эликсиры хорошо, а баня лучше", - говорил он.

Многие века баня в России была почти при каждом дворе. Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге "Путешествие по России" отмечал, что "под своей рубахой русский мужик чист телом".

В то же время в так называемой передовой и опрятной Европе даже коронованные особы не стеснялись своего пренебрежения мытьем. Королева Изабелла Кастильская (правившая в Испании во второй половине 15 века) признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза - при рождении и перед свадьбой.

Сохранились сведения, что жители Рейтлингена убеждали императора Фридриха III не приезжать к ним в гости. Император не послушался и чуть не утонул в грязи вместе с лошадью. Это было в 15 веке, а причиной сей неприятности стало то, что отходы и все помои жители выкидывали из окон прямо на головы прохожим, а улицы практически не убирались.

Вот описание русским историком жителей европейского города XVIII века: "Моются редко. В сущности, и мыться негде. Общественных бань нет и в помине. Великолепным инкубатором для блох являются высокие прически дам и кавалеров. Мыла они не знали, вследствие всего этого были изобретены духи, чтобы забивать неприятные запахи от тел и одежды".

Пока Россия регулярно мылась, "немытая" Европа изобретала все более сильные духи, о чем рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда "Парфюмер". Дамы при дворе Людовика-Солнце (современника Петра Великого) непрерывно чесались. Изящные блохоловки и чесалки из слоновой кости сегодня можно увидеть во многих французских музеях.

В эдикте французского короля Людовика XIV говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежды.

Нет худа без добра, в Европе появились духи, которые уже сейчас служат не по прямому назначению - отгонять клопов и забивать неприятный запах.

В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится: "О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие".

Немецкий врач Цвирлейн в 1788 году писал в своей книге "Врач для любителей красоты или легкое средство сделаться пригожим и быть здоровому всем телом": "Кто чаще станет обмывать водой лицо, голову, шею и грудь, тот не будет иметь флюсу, опухоли, а также зубной и ушной боли, насморку и чахотки. В России совсем не знают сих болезней, потому что россияне с самого рождения начинают привыкать омываться водой". Надо заметить, что книги в то время могли позволить себе только богатые люди, что же творилось в среде бедняков, которых некому было научить мыться!

Русские бани стали распространяться во всем мире после войны 1812 года. Наполеоновская армия состояла из солдат разных стран, таким образом отогревавшиеся во время морозов в бане, они привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже в Париже, Берне и Праге.

В книге "Верные, удобные и дешевые средства, употребляемые во Франции для истребления клопов", вышедшей в Европе в 1829 году, говорится: "У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому, во избежание укусов надо натираться духами. От запаха натертого тела духами бегут на некоторое время клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаются сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде". Эта книга пользовалась большой популярностью в Европе, Россия же не сталкивалась с подобной проблемой, так как постоянно ходила в баню.

В конце XVIII века португальский врач Антонио Нуньес Риберо Саншес издал в Европе книгу "Уважительные сочинения о русских банях", где пишет: "Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья так и для излечения многих болезней".

Многие европейцы отмечали пристрастие русских париться в бане.

"Русский крестьянин, - отмечалось в энциклопедическом словаре "Большой Брокгауз", издававшемся в Амстердаме и Лейпциге, - благодаря своей излюбленной бане, значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи".

В книге "Медико-топографические сведения о Санкт-Петербурге", изданной в начале XIX века во многих странах Европы, говорится: "Нет в мире народа, который бы так часто употреблял паровые бани, как русский. Привыкши с младенчества по крайней мере один раз в неделю быть в паровой бане, русский едва ли без нее может обойтись".

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь жизни Москвы Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: "И Пушкина видел... любил жарко париться".

Немецкий врач-гигиенист Макс Плотен обращает внимание на то, что русская баня стала распространяться и в Европе, особенно в Германии. "Но мы, немцы, - пишет он, - пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу".

В XIX веке Европа все же осознала необходимость регулярной гигиены. В 1889 году в Берлине было основано "Немецкое общество народных бань". Девиз общества был таким: "Каждому немцу - баня каждую неделю". Правда, к началу Первой мировой войны - на всю Германию было всего 224 бани. В отличие от Германии, в России уже в начале XVIII века, в одной Москве было 1500 бань на частных дворах и в городских усадьбах, а так же 70 общественных.

Вот таким долгим был путь Европы к осознанию необходимости личной гигиены. Огромную роль в прививании европейцам любви к чистоте сыграли именно русские. А сегодня культивируется миф о немытой, нецивилизованной России, которая и научила европейцев личной гигиене. Как мы видим, и этот миф опровергает история нашей страны.

Европа не мылась веками!!! Европейские города утопали в нечистотах: .
На Руси же с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами.

SpoilerTarget">Спойлер: Подробнее

Наверное, многие начитавшись иностранной литературы, а, особенно, исторических книжек иностранных авторов про древнюю Русь, были в ужасе от той грязи и вони, которая царила в те далёкие времена в русских селениях. Этот шаблон настолько врос в наше сознание, что даже современные русские фильмы о древней Руси снимают по этому, заведома ложному сценарию, и продолжают вешать лапшу на уши нам якобы о том, что наши предки жили в землянках или в лесу на болотах, годами не мылись, ходили в рванье, от этого часто болели и умирали в среднем возрасте, редко доживая 40 лет.

Когда кто-либо хочет описать якобы «настоящее» прошлое другого народа, а особенно вражеского, а именно такими «варварами» нас и видит весь якобы «цивилизованный» мир, то сочиняя вымышленное прошлое, списывают, конечно же, с себя, так как другого они то и знать не могут, ни по своему опыту, ни по опыту своих предков.

Но ложь рано или поздно всегда всплывает, и нам теперь доподлинно известно кто на самом деле был немытым, а кто благоухал в чистоте и красоте. И фактов из прошлого накопилось предостаточно, чтобы у любознательного читателя вызвать соответствующие образы и лично прочувствовать все прелести якобы чистой Европы, и самому решить где правда, а где ложь.

Итак, одно из первейших упоминаниях о славянах, которые дают западные историки отмечает как ГЛАВНУЮ особенность именно славянских племен то, что они «льют воду» , то есть моются в проточной воде, тогда как все остальные народы Европы мылись в кадушках, тазах, ваннах. Еще Геродот в V веке до н.э. говорит о жителях степей северо- востока, что они льют воду на камни и парятся в хижинах. Мытьё под струей нам кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являемся, чуть ли не единственным или, по крайней мере, одним из немногих народов в мире, который поступает именно так.

Иностранцы, приезжающие в Россию в V-VIII веках, отмечали чистоту и аккуратность русских городов. Здесь дома не лепились друг к другу, а стояли широко, были просторные, проветриваемые дворы. Люди жили общинами, миром, а это значит, что части улиц были общими и поэтому никто, как в Париже, не мог выплеснуть ведро с помоями просто на улицу, демонстрируя при этом, что только мой дом частная собственность, а на остальное – наплевать!

Ещё раз повторю, что обычай «лить воду» отличал раньше в Европе именно наших предков славяно-ариев, был закреплён именно за ними в качестве отличительного признака, который явно имел какой-то обрядовый древний смысл. И смысл этот конечно же был передан нашим предкам ещё многие тысячи лет тому назад через заповеди богов, а именно ещё бог Перун, который прилетал на нашу Землю 25 000 лет тому назад завещал: «Омывайте после дел ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу Божию теряет» .

Другая его заповедь гласит: «Очищайтесь вы в водах Ирия, что течет река во Святой Земле, чтоб омыть своё тело белое, освятить его Божьей силою» . Самое интересное, что эти заповеди работают безотказно для русского в душе человека. Так любому из нас, наверное противно становится и «кошки на душе скребут» от того, когда чувствуем себя грязными, или сильно вспотевшими после тяжёлого физического труда, или летней жары и хочется быстрее всего смыть с себя эту грязь и освежиться под струями чистой воды. Уверен, что неприязнь к грязи у нас заложена генетически, и поэтому мы стремимся, даже не зная заповеди Перуна про мытьё рук, всегда придя с улицы к примеру сразу же помыть руки и умыться, чтобы почувствовать себя свежее и избавиться от усталости.

Что же творилось в якобы просвещённой и чистой Европе начала средневековья и, как ни странно, аж до XVIIIвека?

Уничтожив культуру древних этрусков (эти русские или русы этрурии) – русского народа, который в древности заселял Италию и создал там великую цивилизацию, которая провозглашала культ чистоты и имела бани, вокруг которой был создан МИФ (моя расшифровка А.Н. – мы исказили или извратили факты – МИФ) о римской империи, которой никогда не существовало, и памятники которой сохранились до наших времён, еврейские варвары (а это были несомненно они и не важно каким народом при этом они прикрывались для своих мерзких целей) на долгие столетия поработили Западную Европу своим безкультурием, грязью и развратом.

Европа не мылась веками!!!

Подтверждения этому сначала находим в письмах княжны Анны – дочери Ярослава Мудрого киевского князя XI века н. э.

Выдав свою дочь замуж за французского короля Генриха I, он якобы укрепил своё влияние в «просвёщенной» Западной Европе. На самом же деле, это европейским королям было престижно создавать союзы с Русью, так как Европа была далеко отстающей во всех отношениях, как культурных, так и экономических, по сравнению с Великой Империей наших предков. Княжна Анна привезла с собой в Париж, тогда маленькую деревню во Франции, несколько обозов своей личной библиотеки, и с ужасом обнаружила, что её муж, король Франции не умеет, не только читать, но и писать, о чём не замедлила отписать своему отцу, Ярославу Мудрому. И упрекнула его за то, что отправил её в эту глухомань! Это реальный факт, есть реальное письмо княжны Анны: «Батюшка, да за что ты меня ненавидишь? И отправил в эту грязную деревню, где умыться-то негде» . А библия, которую она привезла с собой во Францию, на русском языке, до сих пор служит атрибутом, на котором принимают присягу все президенты Франции, а ранее короли.

Европейские города утопали в нечистотах: «Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…» .

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины: «Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города.

В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.

Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.

Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба, «Удивительно ли после этого», - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или, что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?» .

Некий Дионисий Фабриций, настоятель кирхи в Феллине, в изданном им сборнике об истории Ливонии поместил рассказ, связанный с монахами монастыря Фалькенау под Дерптом (ныне Тарту), сюжет которого восходит к XIII в. Монахи недавно основанного доминиканского монастыря добивались от Рима денежных субсидий, а просьбу подкрепляли описанием своего аскетического времяпрепровождения: «каждый день, собравшись в специально выстроенном помещении, они разжигают печь так сильно, как только можно терпеть жар, после чего раздеваются, хлещут себя прутьями, а затем обливаются ледяной водой». Так они борются с искушающими их плотскими страстями. Из Рима послан был итальянец, чтобы проверить истинность описанного. Во время подобной банной процедуры он едва не отдал Богу душу и поскорее убрался в Рим, засвидетельствовав там истинность добровольного мученичества монахов, которые и получили просимую дотацию.

Когда начались крестовые походы, крестоносцы поразили и арабов и византийцев тем, что от них разило «как от бомжей» как бы сказали сейчас. Запад предстал для Востока синонимом дикости, грязи и варварства, да он и был этим варварством. Вернувшиеся в Европу пилигримы было попытались внедрить подсмотренный обычай мыться в бане, но не тут то было! С ХIII века бани уже официально попали под запрет Церкви как источник разврата и заразы! Так, что галантные рыцари и трубадуры той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. Не хуже были и дамы. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки…

В итоге ХIV век был наверное одним из самых страшных в истории Европы. Вполне закономерно вспыхнула эпидемия чумы. Италия, Англия потеряли половину населения, Германия, Франция, Испания – более трети. Сколько потерял Восток достоверно не известно, но известно, что чума пришла из Индии и Китая через Турцию, Балканы. Она обошла только Россию и остановилась на её границах, как раз в том месте, где были распространены бани. Похоже на биологическую войну тех лет.

Могу к слову о древней Европе добавить и об их гигиене и чистоте телесной. Да будет вам известно, что духи французы выдумали не для того чтобы пахнуть, а для того чтобы не ВОНЯТЬ! Да именно так. По признанию одной из королевских особей, а точнее Короля-Солнце Людовика XIV, настоящий француз моется только два раза в жизни – при рождении и перед смертью. Только 2 раза! Жуть! И сразу вспомнилась якобы непросвещённая и некультурная Русь, в которой у каждого мужика была своя баня, и как минимум один раз в неделю люди мылись в банях и никогда не болели. Так как баня, кроме чистоты телесной, ещё и хвори успешно очищает. И наши предки это прекрасно знали и постоянно использовали.

А как, цивилизованный человек, византийский миссионер Велизарий, посетив Новгородскую землю в 850-ом году н.э., писал о словенах и русинах: «Православныя словены и русины дикiя люди, и житiе их дико и безбожно. Мужи и девки нагiя вместе запирашися во жарко истопленной избе и истязаша телеса своя, хлесча себя прутiями древесными нещадно, до изнеможенiя? и опосля прыгаша во прорубь али сугроб и, охолонишися, вновь идяша во избу истязати телеса своя» .

Откуда эта грязная, неумытая Европа могла знать, что такое русская баня? До XVIII века, пока славяне-русы не научили «чистоплотных» европейцев мыло варить, они не мылись. Поэтому у них постоянно были эпидемии тифа, чумы, холеры, оспы и прочее. Мария-Антуанетта умывалась в жизни всего два раза: один раз перед свадьбой, второй раз перед казнью.

Почему, европейцы покупали у нас шёлк? Да потому, что там вши не заводились. Но пока этот шёлк доезжал до Парижа, то килограмм шёлка стоил уже килограмм золота. Поэтому шёлк могли себе позволить только богатые люди.

Патрик Зюскинд в своём произведении «Парфюмер» описал то, как «благоухал» Париж XVIII века, но и к XI веку времён королевы Анны Ярославны, этот отрывок будет иметь тоже очень хороший пример:

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни – грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король - он вонял, как хищный зверь, а королева - как старая коза, зимой и летом. < ... > Всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождались вонью».

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В «Руководстве учтивости», изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782 г.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре» .

Королева Испании Изабелла Кастильская с гордостью признавалась, что мылась всего два раза в жизни – при рождении и перед свадьбой!

Людовик ХIV (14 мая 1643 - 1 сентября 1715) мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при дворе Людовика XIV по прозвищу Король-солнце писали, что их величество король Франции «смердит аки дикий зверь» !

Даже привычный к постоянной вони, окружавшей его от рождения, король Филипп II однажды упал в обморок, когда стоял у окна, а проезжающие мимо телеги взрыхлили колесами плотный многолетний слой нечистот. Кстати, этот король умер от... чесотки! От нее же погиб и папа Климент VII! А Климент V пал от дизентерии. Одна из французских принцесс умерла, заеденная вшами! Неудивительно, вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Известный французский историк Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности» писал: «Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков» .

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую и не очень нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Скажу ещё пару слов о нравах варварского и дикого Запада.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла диарея. БеЗпощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи и воды понос был явлением постоянным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством» . Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно» . Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

А в книге для чтения по истории Средних веков Сергея Сказкина о культуре европейцев читаем следующее: «Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину» .

Антисанитария, болезни и голод – вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта. Из десяти детей хорошо, если выживало двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин. Освещение – в лучшем случае восковые свечи, а обычно – масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Галантные рыцари и прекрасные дамы той эпохи источали вонь на несколько метров вокруг себя. До сих пор можно увидеть в музеях изготовленные из дорогого дерева и слоновой кости чесалки для спины, а так же блохоловки. Еще ставились на столы блюдца, чтобы люди могли культурно подавить вшей. А вот на Руси блюдец не ставили. Но не по скудоумию, а потому что нужды в этом не было!

Лондон викторианской эпохи утопал в нечистотах и зловонии, поскольку 24 тонны лошадиного навоза и полтора миллиона кубических футов человеческих фекалий стекало ежедневно в Темзу через канализационные каналы, до того как была выстроена закрытая канализационная система. И это в то время, когда Шерлок Холмс с доктором Ватсоном гоняли по Лондону профессора Мориарти.

В Нидерландах, считавшихся самой передовой державой в техническом смысле, и куда русский царь Пётр приехал учиться,«в 1660 году все ещё садились за стол, не вымыв руки, независимо от того, чем только что занимались» . Историк Поль Зюмтор, автор «Повседневной жизни Голландии во времена Рембрандта», отмечает: «ночной горшок мог простоять под кроватью целую вечность, прежде чем служанка забирала его и выливала содержимое в канал» . «Общественных бань практически не знали , - продолжает Зюмтор. - Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер» .

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть» , - утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV-ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII-ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Нетрудно догадаться, что на защите грязи и против ухода за своим телом стеной стояла тогдашняя церковь. Церковь в средние века предполагала, что «Если человека крестить, то есть окропить святой водой, то он уже на всю жизнь чистый. То есть, значит, мыться не надо» . А если человек не моется, то заводятся блохи, вши, которые переносят все болезни: тиф, холера, чума. Поэтому Европа и вымирала, в добавок к войнам, ещё и от болезней. И войны и болезни, как видим, были спровоцированы всё той же церковью и её инструментом подчинения масс – религией!

До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно.

На Руси же с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны.

Свойства растительных средств наши предки знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла чёрная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой – в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую – из молодых листьев яблони, зеленую – из перьев лука, листьев крапивы, желтую – из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлёстким массажем дубовыми или берёзовыми вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на неё мёд.

В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.

На Руси было распространено еженедельное мытье в бане. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены, русская баня испокон веков была на первом месте.

Будучи чистыми телом и здоровыми душой, наши предки славились также и долгожительством, к чему в наши времена далеко не каждый даже стремится, понимая то, что экология отравлена, еда ГМО-шная, лекарства – отрава, да и вообще жить много вредно ибо от жизни умирают…

Также, хочу привести немного примеров из недалекого прошлого. Из нашей современности, так сказать…

В интернете встретились воспоминания очевидцев об увиденном мытье рук заграницей, которое для них считается нормой:«Недавно пришлось наблюдать за семьей русской эмигрантки, вышедшей за канадца. Их сын, который даже не говорит по–русски, моет руки под открытым краном как мама, тогда как папа затыкает раковину пробкой и плещется в собственной же грязной пене. Мытье под струей русским кажется настолько естественным, что мы всерьез не подозреваем, что являлись, чуть ли не единственным (во всяком случае, одним из немногих) народом в мире, который поступал именно так» .

Советские люди в 60-х годах, когда на экранах появились первые буржуазные фильмы, были в шоке, когда видели, как красивая французская актриса вставала из ванны и надевала халат не смыв с себя пену. Ужас!

Но, настоящий животный ужас русские массово испытали, когда стали выезжать заграницу в 90-х, ходить в гости и наблюдать, как хозяева после обеда затыкали раковину пробкой, клали в нее грязную посуду, наливали жидкого мыла, а потом из этой раковины, кишащей помоями и нечистотами, просто вытаскивали тарелки и, не ополоснув под струей воды, ставили на сушилку! У некоторых возникал рвотный рефлекс, ведь сразу же представлялось, что все ранее съеденное лежало на такой же грязной тарелке. Когда об этом рассказывали знакомым в России, люди просто отказывались верить, считали, что это какой-то особый случай нечистоплотности отдельной европейской семьи.

У журналиста-международника Всеволода Овчинникова есть книга "Сакура и дуб", в которой он описал засвидетельствованный им во время пребывания в Англии и поразивший его обычай, описанный выше: «хозяин дома, где гостил журналист, после застолья окунал бокалы в раковину с мыльной водой и, ставил на сушилку, не ополаскивая» . Овчинников пишет, что в тот момент действие хозяина он для себя объяснил опьянением, однако, позже ему довелось убедиться, что такой способ мытья характерен для Англии.

Кроме всего прочего, лично был в Англии и убедился в том, что горячая вода для англичан действительно роскошь. Так как централизованная подача воды обеЗпечивает подвод только холодной воды, то горячую воду нагревают через маленькие 3-5 л электрические бойлеры. Такие бойлеры стояли на нашей кухне и в душе. При нашем – славянском мытье посуды, когда вода проточная, горячая вода быстро заканчивается, и зачастую бойлер не справлялся с нашими потребностями, то приходилось использовать и моющие средства, чтобы затем домыть посуду холодной водой. Это было в 1998-9 гг., но и сейчас там ничего не изменилось.

Немного слов о долгожительстве. Как бы ни старались нас унизить западные историки (Из-ТОРЫ) и приписать нашим предкам раннюю смерть от всяческих болезней и неразвитой медицины – всё это просто БРЕД, которым пытаются скрыть настоящее прошлое славяно-ариев, и навязать достижения современной медицины, которая якобы намного продлила срок жизни русам, которые ещё до еврейского переворота 1917 года, умирали массово не доживая до старости, не говоря уже о глубокой старости.

Правда же такова, что естественным и нормально минимальным сроком жизни у наших предков считался возраст одного круга жизни, а именно 144 года. Некоторые жили и не один круг жизни, а могли и два и три. У многих из нас в роду прапрадеды и прапрабабки жили дольше 80-90 лет и это считалось нормальным. А в родовых книгах есть записи и о 98, 160, 168, 196 лет жизни.

Если кого интересует рецепт долголетия он прост и к нему я лично сам пришёл уже давно размышляя о том, почему наши старики – пенсионеры умирают рано. А на днях нашёл подтверждение моей догадке и у других людей, при этом рецепт долголетия точно совпадает с моими догадками.

Секретов делать не умею, не люблю и не буду – это не по-русски!

Между прочим даю рецепт выявления лиц еврейской национальности в вашем окружении, особенно это проявляется в детском возрасте, в детских играх. Итак, русский человек не делает секретов – он открыт душой, он делится тем, что знает или имеет совершенно с чистым сердцем и помыслами, не возводит в культ обладание какой-то вещью или знанием. И напротив же еврейские дети воспитываются в духе превосходства над остальными, им не позволяют открывать душу другим. Поэтому часто от таких детей можно услышать что-то типа такого: «не скажу – это секрет!» . И при этом они начинают дразнить любопытство других детей, провоцируя их на материальное поощрение за раскрытие секрета. Присмотритесь к детям, к их играм – это всё проявляется на генетическом уровне!!!

Итак, он так же прост, как и сложен для многих из нас – это труд!

Ни таблетки, ни здоровый образ жизни, хотя он неразрывно связанно с трудом, так как те, кто трудятся ведут здоровый образ жизни – им просто некогда развлекаться и праздно проводить время. Поэтому, вместо стадионов и тренажёрных залов лучше трудиться во благо своего рода (семьи), вкладывать душу в произведения своего труда и долголетие будет намного реальней для вас, нежели навязанное безсмысленное прожигание жизни, которое ведёт только к одному – к ранней старости через износ своего тела и, как следствие, к ранней смерти. Надеюсь, это для каждого разумного человека уже и так очевидный факт!

Ведь как говорили наши предки – «пока мы трудимся – мы живём» ! Напротив же, стариков убивает не труд, от которого мы хотим ограничить их, отбирая их обязанности по дому и за хозяйством на себя, желая при этом пощадить их и дать им больше времени для отдыха, а бездеятельность.

Скорее всего именно поэтому и была введена пенсионная система государственного обезпечения, чтобы людей быстрее приводить в состояние невостребованности, профессиональной негодности и тем самым, умышленно провоцировать смерть не через естественное старение организма, а от бездействия, от ненужности этому обществу и своей семье.

Тот факт, что потомки великих славяно-ариев до сих пор живы, несмотря на то, что больше всех в прошлом подвергались войнам и геноциду – это не из-за какой-то особой славянской плодовитости, а благодаря чистоплотности и здоровью. Нас всегда обходили стороной или мало затрагивали все эпидемии чумы, холеры, оспы. И наша с вами задача это, предками данное наследие, сохранить и преумножить!

Нам нужно гордиться тем, что мы русичи, и благодаря опрятности наших руских матерей, мы выросли в чистоте!

Победа над холодом. Восточная часть Европы от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей была обитаемой уже за несколько тысячелетий до нашей эры. Условия жизни наших далеких предков не были однородными и сильно отличались от тех, в которых жили древние греки и римляне. Широкие степи на юге, непроходимые леса на севере делали жизнь не только трудной, но и опасной. Борьба с голодом, набегами соседних племен и холодом были главной заботой жителей этих территорий.

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток. Несколько позже они научились строить дома из бревен. Пол в них был земляной, а окошки прорубали около земли. В углу из камней складывали очаг. Дым из него уходил через окошко или дверь. Такие постройки просуществовали много лет.

Следующим шагом в борьбе с "холодом было изобретение печи. Печь отличается от очага тем, что имеет дымоходы. Дым не попадает в помещение, а выводится наружу. Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому, что воздух в помещении становился чище, но и потому, что печь давала возможность лучше обработать пищу, в ней создавался более равномерный нагрев. Это содействовало улучшению питания.

Бревенчатый дом, в котором имелся очаг или печь, стали называть избой. По мнению некоторых историков, слово "изба"

Рис.1. Письмо на бересте: А - поза писца; Б - береста с письменами; В - писало.

происходит от слова "истьба", которое в древнеславянском языке возникло от слова "истопка". Теперь люди могли регулировать температуру в помещении, что для жителей территорий с холодной зимой было очень важно.

Развитие письменности и решение гигиенических проблем, связанных с письмом. Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические, но и гигиенические. К концу XVI в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге. Но писали и раньше, правда не на бумаге, а на бересте. В качестве перьев использовали писала - острые предметы, которыми выцарапывали надписи. Не сразу люди пришли к современному способу письма - сидя за столом или стоя около него. В древние времена бересту держали в левой руке, которая опиралась локтем на левое колено (рис.1). Правой рукой наносили буквы. Одно слово от другого не отделяли, часто прибегали к сокращениям, только в конце фразы иногда ставили точку, другие знаки препинания отсутствовали. Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера. Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека, и письмо было довольно утомительным делом. Для того чтобы написать или прочесть такой текст, надо было затратить немало нервной энергии. Писец и чтец уставали не только физически, но и психически. В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно. Это намного снижало производительность труда.

Появление бумаги, легких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу, но и решило многие гигиенические вопросы. Писать стало удобно, и это отразилось на производительности труда. Древний летописец, даже самый квалифицированный, мог за день заполнить 2-3 листа, 4-5 листов считалось рекордом.

Санитарно-гигиеническая культура в Киевской Руси и Московском княжестве. Развитие письменности содействовало усилению санитарной пропаганды. В XI-XII вв. на Руси появляются некоторые книги, в которых затрагиваются вопросы гигиены. Среди них можно назвать "Поучения" Владимира Мономаха и произведение его внучки, княгини Евпраксии, "Мазь". Евпраксия жила в Киеве, потом переехала в Византию. Там она познакомилась с трудами Гиппократа и Галена, которые оказали на нее известное влияние. В этих книгах описывалось лечебное действие многих трав, говорилось о важности чистоты воздуха, с том, как сохранить здоровье в разные времена года, о движении и покое, питании и питье, сне и бодрствовании, о бане, о беременности и выборе кормилицы, об уходе за новорожденным. В книге много полезных советов, не устаревших и в наши дни.

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам: голод, истребление людей, многочисленные эпидемии. После битвы на Куликовом поле, где Дмитрий Донской учинил татарским полчищам сокрушительный разгром, начали усиливаться русские княжества, среди которых самым мощным стало Московское.

Победа над татарской ордой привела к подъему земледелия и к возрождению ремесел. Московское государство становится центром русской культуры. Усиливается и пропаганда гигиенических знаний. Об этом свидетельствует дошедший до нас литературный памятник "Домострой", в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы.

В "Домострое" подробно описываются приемы влажной уборки помещения, говорится, как мыть и скрести полы, стены, столы и скамейки в избе, как содержать в порядке сени и крыльцо, куда стелить рогожу, а где насыпать сено, чтобы можно было обтереть ноги.

Авторы "Домостроя" требовали, чтобы все, взрослые и дети, мыли руки перед едой, перед приготовлением пищи и перед всякой работой. В книге содержалось немало рецептов приготовления блюд, обращалось внимание на чистоту посуды, сообщалось даже, что давать на завтрак, обед и ужин господам, что слугам, что надо есть в будни, а что по праздникам.

Интересен раздел о хранении пищи, в частности рыбы. Здесь рекомендуют и соление, и промораживание продуктов, дают многие другие полезные рецепты.

В "Домострое" определенное внимание было уделено дойке коров. Дояркам советовали чисто мыть руки, теплой водой промывать, а затем вытирать вымя коровы, сдаивать молоко в чистый подойник и в чистом месте.

Рис.2. Одежда и головные уборы бояр XVII века: А - шуба; Б - кафтан; В - "горластая* шапка; Г - тафья; Д - колпак.

Мода XV-XVII вв. и проблемы гигиены. Общая санитарная культура в это время оставалась на довольно низком уровне. Соображения престижности, дань моде нередко оказывались сильнее гигиенических соображений и здравого смысла. Бояре принимали гостей в собольих шубах и меховых шапках даже в летнее время. Причем богатый боярин носил три шапки сразу: внизу плоскую шапку тафью, на ней меховой колпак, на колпаке соболью "горластую" шапку. Рукава делались длинными, до самого пола (рис.2). В хоромах топили жарко, дабы показать, что хозяева на дровах не экономят.

Расхождения между требованиями гигиены и модой, к сожалению, встречаются и в наши дни, несмотря на то что уровень гигиенической пропаганды теперь очень высок.

Понять, почему бояре престиж и моду ставили выше удобства, будет нетрудно, если учесть, что богатство и роскошь отгораживали их от простого народа, жившего в крайней бедности. Неудобные боярские одежды были отменены Петром I.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

При Петре I предпринимались шаги и для улучшения гигиенической пропаганды среди учащихся. В 1719 г. выходит пособие "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", где разъяснялись многие вопросы этикета и сообщались санитарно-гигиенические правила поведения в обществе.

Проблемы гигиены в трудах М.В. Ломоносова. При Екатерине II в России была привита первая оспенная вакцина. Смельчаку было не более 8 лет. Царица пожаловала ему дворянство и герб. Однако санитарно-гигиеническая культура простого народа находилась на чрезвычайно низком уровне. Угрожающее положение создавала детская смертность.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Одной из важных причин детской смертности, по мнению М.В. Ломоносова, были церковные обряды. Ломоносов подробно описал наиболее частые и опасные детские болезни, их признаки и лечение. Эти сведения он предлагал разослать по всем приходам и детским приютам, чтобы грамотные люди могли в случае надобности оказать помощь, поскольку врачей во многих областях России просто не было.

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после Отечественной войны 1812 г. Практические мероприятия, решавшие многие санитарно-гигиенические проблемы в армии, были связаны с деятельностью М.Я. Мудрова. Длительное пребывание в странах Европы и хорошее знание России позволили ему не только обобщить предшествующий опыт, но и прийти к ряду оригинальных решений.

Приход к власти Наполеона и обострение отношений между Россией и Францией указывали на приближение войны, которая разразилась в 1812 г. Всю свою энергию М.Я. Мудров направляет на улучшение санитарного состояния русской армии. Он подробно изучил болезни, наиболее часто встречающиеся в войсках, и разработал систему правил, их предупреждать. Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению, многих инфекционных заболеваний. Необходимо было определить" количество врачей и фельдшеров для оказания помощи тем или иным подразделениям, вооружить их необходимыми знаниями, позволявшими контролировать качество пищи, воды, бытовые условия, бороться с инфекционными заболеваниями. М.Я. Мудров понимал, что для решения этих важных вопросов необходимо разрабатывать методы гигиены, используя методы смежных наук: физики, химии, биологии, медицины. Многие из этих вопросов были им успешно решены. М.Я. Мудров разработал меры профилактики ряда опасных заболеваний. Под его руководством и при личном участии осуществлялась борьба с холерными эпидемиями в Петербурге и Саратове. В 1831 г. в Петербурге во время ликвидации эпидемии холеры он умер от этой болезни.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915). Круг его интересов был необычайно широк: от самых общих вопросов социальной гигиены до школьной гигиены. Родом из Швейцарии, он получил блестящее образование в европейских странах и как врач-окулист был приглашен в Россию. Здесь он исследовал влияние табака и потребления алкоголя на зрение, занимался изучением глазных болезней у гимназистов. Исследование глазных болезней и их профилактика, изучение нарушений скелета у детей, возникающих из-за неправильного сидения, привели Ф.Ф. Эрисмана к мысли о необходимости создания школьной парты. Парты Эрисмана сохранились во многих школах и до наших дней. Это всем знакомые двухместные скамейки и столы с наклонным надстольем, под которыми сделаны две ниши для портфелей.

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Кроме того, он пишет большое количество обличительных статей, которые используются революционной прессой. Ученый совет МГУ присваивает ему звание доктора медицины и приглашает заведовать кафедрой гигиены на медицинском факультете Московского университета. На этом посту он проработал 14 лет. В 1896 г.Ф. Ф. Эрисман в числе 42 профессоров университета потребовал пересмотра дела студентов, высланных полицией за революционную деятельность. В ответ на это царское правительство потребовало увольнения этих профессоров и Ф.Ф. Эрисман вынужден был вернуться на родину в Швейцарию. Место Ф.Ф. Эрисмана занял его ученик Г.В. Хлопин.

Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

Основные этапы развития гигиенической науки и санитарии в нашей стране после великой октябрьской социалистической революции

Санитарно-гигиенические декреты, принятые при участии В.И. Ленина. Тяжелое наследство оставило царское правительство Советскому государству. Около миллиона людей ежегодно умирало от эпидемий, свыше 40% детей не доживало до 5 лет. Антинародная политика самодержавия привела к плачевному санитарному состоянию многих городов и сел. Голод, разруха, эпидемии, беспризорность детей и подростков, гражданская война и интервенция тяжелым бременем обрушились на население.

В декабре 1917 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР за подписью В.И. Ленина "О назначении коллегии по заведованию Главным военно-санитарным управлением". В задачу этого органа входила не только организация помощи раненым солдатам, но и обеспечение противоэпидемической защиты населения и войск. Делались массовые прививки против брюшного тифа и холеры. Для того чтобы сократить детскую смертность, уже на 6-й день Советской власти был принят закон о предоставлении женщинам оплачиваемых отпусков по беременности и родам и выплате пособий на ребенка.

Это были первые санитарные законы. В июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был учрежден Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Первым наркомом здравоохранения стал Н.А. Семашко. В том же 1918 г. был издан Декрет о 8-часовом рабочем дне.

Большое значение в истории советской гигиены и санитарии имел VIII съезд РКП, где была принята новая программа партии. Он завершился следующим постановлением: "В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП предлагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний". Эти мероприятия предусматривали: оздоровление населенных мест (охрану почвы, воды, воздуха); постановку общественного питания на научно-гигиенических началах; организацию мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней; создание санитарного законодательства; борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, алкоголизмом и т.д.); обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной помощи.

Началась коренная перестройка старой частной медицины и создание советской социалистической системы здравоохранения. Прежде всего надо было побороть эпидемии, которые поражали войска, население городов и сел. С этой целью к концу 1920 г. было организовано 300 банно-прачечных и дезинфекционных отрядов, 30 поездов-бань, которые могли обслуживать по 130 тыс. человек в сутки. В 1919 г. выходит Декрет о санитарной охране жилищ.

В апреле 1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об обязательном оспопрививании". Это было началом иммунизации населения. В результате оспа в нашей стране была ликвидирована задолго до 1980 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о полном избавлении человечества от этой инфекции. Теперь уже оспу не прививают. Однако многие инфекционные болезни еще остались, поэтому в 1958 г. утвержден календарь прививок, действующий на территории нашей страны. В нем указано, в каком возрасте и против каких болезней необходимо делать каждому ребенку прививки, чтобы предохранить его от наиболее опасных инфекций.

Состояние гигиены и санитарии во время Великой Отечественной войны и в последующие годы. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Вместе с тем если во время первой мировой и гражданской войн люди погибали не только от пуль и снарядов, но и от инфекций, то во время Великой Отечественной войны эти потери были несравнимо меньшими. Даже в осажденном Ленинграде санитарная служба стояла на такой высоте, что эпидемий не было. Удалось преодолеть и другую опасность: авитаминозы. В первую мировую войны от цинги погибло много солдат и мирных жителей. Во время Великой Отечественной войны армия и мирное население от недостатка витамина С не страдали. Варили крапиву, делали настои хвои и употребляли их в пищу. Эти простые средства позволяли добывать необходимые дозы витамина С, которые люди не могли получить из традиционных продуктов питания.

Санитарное законодательство в СССР. В послевоенное время гигиена становится многоотраслевой наукой. Помимо социальной, коммунальной и личной гигиены дальнейшее развитие получают гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта, а затем космическая и радиационная гигиена.

Параллельно совершенствуется и санитарное законодательство. Первое постановление об учреждении санитарных органов было принято в 1927 г., с 1933 г. начинает действовать санитарная инспекция, а с 1939 г. создаются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они действуют во всех республиках, областях, городах, районных центрах. Имеются и отраслевые станции, например СЭС водного транспорта. В 1969 г. были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. В этом документе говорится о том, что все предприятия и учреждения обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию и предупреждение загрязнения природной среды, оздоровление труда и быта населения, предупреждение болезней. Специальный пункт предусматривает расширение мероприятий, приобщающих население к санитарной культуре.

Внимание к экологическим проблемам сохраняется и в постановлении 1987 г. "Об основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 г.". Это не случайно. Мощность современной промышленности такова, что она может нарушать экологическое равновесие, созданное тысячелетней эволюцией. В постановлении подчеркивается, что разрешить это противоречие можно только при организации природопользования на научной основе. Решение ведомственных задач без учета экологических последствий приводило и приводит к крупным ошибкам, исправлять которые чрезвычайно трудно. Даже такой безобидный, казалось бы, технологический процесс, как сплав леса отдельными бревнами, вызывает серьезные изменения в водной среде, которые в конечном счете сказываются на здоровье населения. При таком способе сплава леса часть бревен тонет. Они начинают гнить. В воду поступают продукты гниения, в том числе и фенолы. Они отравляют рыбу: на коже рыб появляются красные пятна, у них лопаются подкожные сосуды, желтеют жабры. Теряется не только товарный вид рыбы, но и ее питательная ценность. Дешевый сплав леса требует затем больших затрат на то, чтобы выловить затонувшие бревна и как-то очистить реки. Теряются ценные породы рыбы, которая не может заходить в загрязненные реки для метания икры.

Природопользование, проводящееся на научной основе, требует совместной работы специалистов многих областей, в том числе и гигиенистов, которые могут определить, как скажутся в будущем те или иные производственные процессы на здоровье населения. Это очень трудная задача, поскольку приходится предвидеть последствия, которые могут наступить через многие годы.

Принципиально по-иному предполагается организовать профилактическую работу. Обычно человек обращается к врачу при недомогании, нередко тогда, когда болезнь запущена и лечить ее трудно. В постановлении намечен план перехода на поголовную диспансеризацию населения. Это значит, что ежегодно каждого человека будут обследовать врачи разных специальностей, чтобы выявить заболевания как можно раньше и при необходимости оказать своевременную помощь. Диспансеризацию теперь проходят работники химической промышленности, шахт, металлургических заводов, население крупных городов. Постепенно диспансеризацией предполагается охватить всех жителей страны. Однако успех этого мероприятия будет зависеть не только от медиков, но и от сознательности населения.

В постановлении особым пунктом подчеркнуто значение сани- тарного просвещения, без которого невозможно даже говорить о здоровом образе жизни. Можно строить стадионы, открывать ли от этого польза, если никто не будет их посещать?

О пользе движения, закаливания, правильного питания, о вреде курения и употребления алкоголя написано немало. Многие знают об этом, но далеко не все следуют полезным рекомендациям.

А ведь только знать - этого мало, надо уметь выполнять намеченную программу. Конечно, у каждого она будет своя, но если она будет построена с учетом санитарно-гигиенических рекомендаций, то успех придет. клубы здоровья, приобретать дорогостоящие тренажеры.

В век научно-технического прогресса роль гигиены возрастает. Она вынуждена решать многие экологические вопросы, связанные с охраной природы всего земного шара. В центре ее интересов оказалась проблема "Человек и биосфера". Суть ее в том, чтобы сохранить жизнь на Земле.

Гигиена разрабатывает мероприятия, которые уже не могут принести пользу, если будут осуществлены только в одной стране, даже в самой могущественной. Только усилиями многих стран, всего человечества можно сохранить и улучшить условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.