Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мастер и маргарита самый страшный грех трусость. Трусость — самый страшный порок…

Мастер и маргарита самый страшный грех трусость. Трусость — самый страшный порок…

ТЕОРИЯ ДОЛГА

Трусость привычно порицается обществом

У многих на слуху фраза М. Булгакова, что трусость - это самый страшный порок.Что же, верно. Однако очень плохо, когда под давлением таких сентенций совестливый человек ставит на себе крест после трусливого поступка.

Еще бы - у него и так на душе кошки скребут, а вдобавок и общество незримо твердит ему: «Ты дошел до самого страшного порока!»

Но обратите внимание - ведь Булгаков вряд ли кого-то осуждал. Скорее, он просто констатировал явный для него факт. И я позволю себе дополнить знаменитую фразу:

Трусость - страшнейший из пороков, если ты с нею не борешься.

Аморальна не сама трусость, а нежелание ей сопротивляться.

Повторюсь - тысячелетиями вожди всех мастей самыми жестокими средствами культивировали в людях трусость. Она въелась в нашу душу, она стала буквально ее частью! Вот почему, когда нам угрожают, мы инстинктивно стремимся подчиниться.

В этих условиях нельзя порицать человека, который поддался трусости. Было бы правильнее чествовать того, кто смог ее преодолеть!

В Евангелии есть яркий эпизод, когда апостол Петр отрекся от Христа. Буквально перед этим он горячо убеждал учителя, что не бросит его никогда. На что получит ответ: «…истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».Так и случилось - под угрозой быть схваченным, Петр трижды отрекся от Христа - и тут же прокричал петух. И Петр, исшедвон, плакася горько…

Так что же - считаем мы теперь Петра подлецом и предателем? Нет. Преодолев свой страх, он затем стал продолжателем дела своего учителя - и в конце жизни тоже принял мученическую смерть.

А теперь приведу отрывок из книги Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», в котором описывается артобстрел:

«Рядом с нами лежит насмерть перепуганный новобранец...

Он закрыл лицо руками. Его каска откатилась в сторону.

Я подтягиваю ее и собираюсь нахлобучить ему на голову.

Он поднимает глаза, отталкивает каску и, как ребенок,

лезет головой мне под мышку, крепкоприжимаясь к моей

груди. Его узкие плечи вздрагивают…

Постепенно он приходит в себя. Вдруг он краснеет как маков цвет,

на лице его написано смущение. Он осторожно дотрагивается рукой до

штанов и жалобно смотрит на меня. Я сразу же соображаю, в чем дело:

у него пушечная болезнь. Я стараюсь утешить его:

- Стыдиться тут нечего; еще и не таким, как ты, случалось

наложить в штаны, когда они впервые попадали под огонь. Зайди за куст,

сними кальсоны, и дело с концом…

Ни капли порицания и осуждения нет в этом эпизоде. Не только боги, но и люди мудры, понимая природу трусости и не делая из нее приговор. Трусость плоха не сама по себе, а лишь тогда, когда ты отказываешься с ней бороться. В этом случае можно смело ставить знак равенства между трусостью и леностью души…

Хорошо - но что же все-таки делать, если совершен постыдный трусливый поступок?

Как не парадоксально, но первым делом - немного воспрять духом. Тысячи и тысячи людей абсолютно не стыдятся своей трусости - их слабое сознание устроено таким образом, что мгновенно вытесняет из памяти все неприятные воспоминания.

Вы - не такой. У вас в душе есть некий недремлющий сторож, который не дает вам расслабиться. И это, с одной стороны, хорошо. Но с другой стороны, вы вскоре можете просто надорваться от бесконечных упреков совести. Особенно, если следовать ее голосу по-прежнему не хватает сил…

Я предлагаю вам взять на вооружение теорию долга . Если в какой-то момент жизни вам не хватило смелости поступить по совести - запишите это действие себе в пассив. Будьте уверены - судьба, увидев намерение расквитаться с долгами прошлого, обязательно предоставит возможность это сделать

Один из самых ярких эпизодов в моей жизни - когда я не заступился за женщину, которую обокрали в автобусе. Когда мы, плотно стиснутые в салоне, подъезжали к остановке, она заволновалась и крикнула: «Водитель, не открывайте дверь! У меня украли кошелек! Я знаю, кто украл - вот этот!». И она показала на бугая рядом со мной, ухмылявшегося и уводившего взгляд в сторону. А я стоял у самой двери и вполне мог сказать: «Я готов показать свои карманы. Ты делай тоже самое, или отдавай кошелек». Более того - я столь плотно был притиснут к двери, что при желании мог сделать так, чтобы она не открылась.

Но… Автобус подъехал к остановке, водитель, отворотив лицо в сторону, открыл дверь, бугай тут же выскочил на улицу - и был таков…

Мне было донельзя стыдно вспоминать этот эпизод, пока я не сказал себе: «Просто терзания души делу не помогут. Они лишь измотают меня. Поэтому я записываю этот эпизод себе в долг. Как только я вновь стану свидетелем подобной ситуации - я буду готов в нее вмешаться…»

Едва ли не каждый из нас допустил в жизни трусливые, постыдные поступки. Переживать по этому поводу похвально - но лишь в том случае, если переживания приведут к конкретному положительному результату.

Трусость происходит только от отсутствия…желания

Р. Декарт

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ

Устраха глаза велики

Что несет в себе эта поговорка? Да очень простую мысль - мы склонны преувеличивать масштабы неведомого. Как сказал еще Шекспир: «Действительные ужасы не так еще страшны, как ужасы воображения».

Основной инструмент победы над трусостью - практика. Боитесь темноты - идите в темноту. Боитесь гопников - делайте им замечания за маты в общественном месте.

Но, разумеется, осуществляйте это с умом. Если вы идете в темноту - то в такую, где нет болот и острых веток. Ведь ваша задача - вернуться живым, здоровым и с опытом победы над трусостью.

Если вы делаете замечание гопнику - то в таком месте, где вам в случае чего могут помочь окружающие. Да и гопника для первого раза стоит выбрать подохлее - на случай возможной драки.

Начав с маленьких шажочков, вы постепенно будете все более уверенно нащупывать почву под ногами. И скоро вы осознаете, что можете делать замечания даже пьяной компании в купе поезда - а вместо драки встречать сконфуженные взгляды…

В общем, давно сказано - нельзя победить страх, не пройдя тот путь, что тебя страшит. Более того - чем чаще вы будете попадать в экстремальные ситуации, тем быстрее ваш организм адаптируется к этому. Все дело в практике!

Человек страшится только того, чего не знает, знани-ем побеждается всякий страх.

В. Г. Белинский

КАК СТРАШН ЧЕРТ?

Зачастую мы не отваживаемся на поступок лишь потому, что нам внушили мысль об ужасных последствиях поступка…

Человек - существо ленивое. Найдя более-менее комфортный уголок в жизни, мы предпочитаем не высовываться, чтобы не лишиться пусть даже иллюзии благополучия. Привычка - страшное дело.

Жена терпит пьяного мужа, потому что думает, что одной будет тяжелее.

Сотрудник терпит хама-начальника, потому что не уверен, что

найдет столь же высокооплачиваемую работу

Народ терпит власть, потому что предполагает, что в случае

непослушания та применит к нему самые жесткие меры воздействия

Итак - обратите внимание: «думает», «не уверен», «предполагает»… В общем, мы живем по принципу бессмертной фразы: «Как бы чего не вышло!». Нам трудно даже решится на эксперимент - а что будет, если я все-таки…

Итак, давайте его все-таки проведем - пока в безопасных, лабораторных условиях. Возьмите ручку, лист бумаги и напишите вверху название ситуации. А теперь ниже в двух колонках напишите минусы и плюсы в результате ее изменения.

Работайте спокойно, не торопясь. Внимательно взвешивайте все варианты. И вполне может оказаться, что перспектива увольнения с работы уже не так страшна. Или что провал на публичном выступлении вовсе не грозит катастрофой. И т. д.

Отдельный вопрос - драки. Что греха таить - многие из нас пасуют перед ними. Поэтому возьмите и для начала внимательно посмотрите видеозаписи драк, которые, к сожалению, в огромном объеме предлагает сегодня Интернет. Затем подведите итог: что характерно для драк? Как они проходят? Какой результат меня ожидает, если я ввяжусь в драку?

После этого стоит внимательно изучить советы специалистов о том, как вести себя в драке. После этого неплохо пройти курс самообороны без оружия - благо, их сейчас немало. И вот вы обнаружите, как возросла теперь ваша уверенность - вплоть до того, что вы овладели ледяным умением гасить драку до того, как она началась.

Наши страхи наполовину лишены всяких оснований, наполовину же просто постыдны.

К. Боуви

БОИШЬСЯ - НЕ ДЕЛАЙ, ДЕЛАЕШЬ - НЕ БОЙСЯ

В заключение хочу еще раз сказать вот о чем

Отваживаться на смелый поступок должен только тот, кто чувствует в себе силы. Это не значит, что в схватку с хулиганами можно вступать, лишь изучив кикбоксинг. Но в данном случае важна не физическая подготовка, а сила духа.

История не раз являла примеры того, как бугаи и верзилы отступали от более слабого противника лишь потому, что он не собирался сдаваться. Отчаянное, целенаправленное сопротивление порой творит чудеса. Но способны на такое сопротивление только внутренне зрелые люди.

Поэтому не торопите время. Если вы взяли курс на смелость - уже хорошо. Неустанно и последовательно идите к намеченной цели. Будьте готовы к неудачам. Воспринимайте их как тренировку и закалку. Поднимайтесь с колен - и снова идите вперед.

И в один из моментов придет спокойное внутренне ощущение того, что вы уже не боитесь.

Не боитесь гопников.

Не боитесь спорить с начальством.

Не боитесь открыто высказывать свою позицию на форуме.

Не боитесь жить.

Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?

«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века. «Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающе
е по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.»
Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны. А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!
В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность. «Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!
Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам,и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.
Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.
Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.
Доказательством же утверждения: «Трусость- самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.

"Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»

В Москве на Болотной площади установлен ансамбль скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

"Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
Михаил Шемякин

Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь - Наркомания, Проституция, Пьянство, Садизм. Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что в центре?

А в центре - фигура, смотрящая одновременно в две стороны и заткнувшую в нежелании слушать и слышать уши, стоящая надо всеми остальными. Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех мы плодим каждым своим шагом, нередко даже не замечая этого.

Кто эта фигура? Михаил Шемякин в центр поставил самый страшный порок современности - Равнодушие .

Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет. «Хата с краю», «дело - сторона», «без меня разберутся», «пройти мимо», «думать о себе» - эти словосочетания сегодня регламентируют все поведение людей. «Следи за собой, будь осторожен…» Занятие, не приносящее денег, смешно… Мы, не задумываясь, говорим: «Все нормально», забывая, что синонимы «нормы» - это «никак», «обыденно», «серо», «стандартно», «безлико». Общество нормальных людей - это страшно.

*** Я не знаю, как взбудоражить вас в недрах ваших квартир,
Как растревожить, какими такими дустами?
Но знаю, что если завтра погибнет мир,
он погибнет только по вашей вине, равнодушные!

*** Когда же человек становится равнодушным?
Тогда, когда святые понятия превращаются для него
В привычный набор слов, в пустой звук.

Святые понятия как - Родина, любовь, ветеран, милосердие, память, мать.

*** Самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери. Равнодушие, обида, непонимание - очень часто эти качества накапливаются в нас, и родной близкий человек становится чужим. Мама . Мы всегда в долгу перед нею. Хлопотливая, вечно озабоченная нашими делами, всегда готовая пожертвовать ради нас своим покоем и благополучием, принимающая наши радости и горести, как свои, - нет, ближе, чем свои! Но мы спешим, торопимся и забываем маме что-то сказать, поцеловать, как должное принимаем её заботу о нас, откладывая благодарность на потом.

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит,
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер!»

*** Равнодушие… а как же, память о тех, кто остался в земле навсегда, и кто живёт рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. Откуда в России появляются молодые люди, цепляющие на себя мерзкую символику, забывая о тех 20 миллионах, которые…

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
И жизнь, и время движутся вперёд.
Отстали только двадцать миллионов.

*** Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребёнка, не рассказывали ему правды о войне, о фашизме, о человеческом горе, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия.

Есть имена, и есть такие даты,
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты.
Не замолить по праздникам вины.

*** И это не одна вина человека. Люди стали безразличны к маленьким трагедиям. Раньше, когда ребенок один шел по улице, прохожие непременно интересовались, не потерялся ли он, все ли в порядке. Сейчас просто проходят мимо. Болевой порог в обществе повысился. Чтобы заплакать, сегодня нам нужно увидеть что-то чудовищное.

Мы смотрим сквозь кривые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты,
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах - обман,
Притворство и губительное зло…

Так почему ж мы смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от чёрной зависти сгорать,
На всех потоки ненависти лить?

Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стали забывать,
Что значит в полном смысле слова -
ЖИТЬ!

*** Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и нам радостнее и светлее. Если мы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомним его благодарный взгляд. Как бы нам не было тяжело от своих внутренних переживаний, мы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше нас. Пропустив через себя боль другого, постороннего нам человека, мы излечиваемся от собственной боли. Это есть милосердие, которое строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку.

Милосердное отношение ко всему, что нас окружает: к человеку, к природе, к животным, птицам, рыбам, даже к насекомым, проявляется в поступках. Нам надо научиться дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно нам вернётся сторицей. Важно найти мир и в своей душе, где не будет злобы и агрессии, равнодушия и ненависти.

*** ...митинги, демонстрации солидарности! И всё-таки иногда слышим: «Кому это всё нужно? Пустая трата времени эти митинги, демонстрации солидарности! Что толку? Голосом больше, голосом меньше…» А ведь это и есть равнодушие. «Мелкое?» нет, равнодушие опасно всегда, в любом виде.

*** Есть такая болезнь: «госпитализм». В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормлен и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания . Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.

*** А вот ещё один случай.
К девушке на улице пристали хулиганы. Было ещё светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошёл и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь никто и не пришёл. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека. И таких историй очень много.

*** Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро . Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи.

*** Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его.

"Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь, названия человека", - говорил Саади. Но неужели всё так плохо?

*** Многие любят, сидя у телевизора, обсудить положение в мире, посочувствовать, поохать… Но есть и другие люди…

Ветеран великой Отечественной войны весь мёд, собранный со своей пасеки, отправил в военный госпиталь солдатам, раненым в Чечне.
- Благотворительный фонд "Детские Сердца" создан для помощи детям, больным врожденными пороками сердца.
- Инициативная группа "Доноры - детям" ориентирована на поиск доноров крови для пациентов Гематологического центра Российской детской клинической больницы.
....

Чистоту, простоту мы у древних берём.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем!

Каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно произведения искусства, и где мы будем спокойны за свою жизнь, ведь рядом не будет равнодушных людей и каждый человек протянет руку помощи

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям,
Тем радостней живёшь и для себя.


Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.