Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Сочинения по литературе: «Отцы и дети» как философский роман.

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Сочинения по литературе: «Отцы и дети» как философский роман.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Тургенев и. с. - «отцы и дети» как философский роман

Философский социально-бытовой роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой - либералы и консерваторы. И те, и другие прекрасно понимали необходимость преобразований в стране, но осуществление их видели по-разному: демократы стояли за коренные преобразования в русском обществе (возможно, путем решительных перемен), а реакционеры и либералы склонялись к проведению реформ.

Споры между двумя сторонами велись вокруг главных проблем: отношения к помещичьей собственности, дворянского культурного наследия, вопросов науки и культуры, искусства, нравственных принципов, воспитания молодежи, долга перед отечеством, будущего России.

Безусловно, роман Тургенева “Отцы и дети” отражает эту полемику. В центре своего произведения писатель изображает героя с неординарными взглядами и высокими духовными потребностями. В романе подвергаются проверке его идеи; это особенно заметно в столкновениях Базарова с другими персонажами, а главное, с настоящей жизнью, природой, любовью, которые, по Тургеневу, не зависят ни от какой, даже самой передовой философии.

Главную проблему писатель ставит уже в заглавии произведения. Затрагивая конфликт двух поколений, сам автор осознает, что этот конфликт не является лишь атрибутом эпохи 60-х годов, а существует во все времена и лежит в основе развития общества. Это противоречие знаменует собой непременное условие прогресса.

Однако разница во взглядах возникает не только потому, что одни герои романа относятся к лагерю “отцов”, а другие- к лагерю “детей”. Такое толкование конфликта было бы неверным, ибо в произведении есть персонажи, которые по возрасту относятся к “детям”, а по убеждениям -к “отцам”, поэтому не следует видеть причину конфликта лишь в возрасте. Проблема заключается еще и в том, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей противоположных эпох (40 -60-х годов), представителями разных социальных слоев: старого дворянства, аристократии и молодой революционной демократической интеллигенции. Таким образом, чисто психологический конфликт перерастает в глубокое общественное противоречие.

Проблема противостояния дворянства и революционных демократов заявлена с первых страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Базарова автор описывает как “человека высокого роста в длинном балахоне с кистями”, “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету”; лицо его выражало уверенность и ум. Автор акцентирует внимание на неопрятном, даже несколько неряшливом виде героя. В описании же Павла Петровича все указывает на аристократическую сверхутонченность: “Темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”, “коротко остриженные волосы” и гладко выбритое лицо. Тургенев также замечает, что рука Базарова была красная и обветренная, что свидетельствует о трудолюбии героя. Красивая же рука Павла Петровича, “с длинными розовыми ногтями”, являет полную противоположность руке главного героя.

Так, контрастность этих образов очевидна. Представляя подробное портретное описание каждого из персонажей, Тургенев еще раз напоминает о несоответствии формы и содержания.

Противоположность двух эпох выявляют и споры, которые ведут Павел Петрович и Базаров. Они рассуждают о вопросах нации, о сущности материалистического подхода, об аристократии. Принципы новой эпохи 60-х годов полностью отрицают принципы старого времени. Что бы ни говорил Кирсанов о пользе аристократии, которая “дала свободу Англии”, Базаров все решительно отвергает: “Да стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство”.

Таким образом, автор хотел изобразить мощного духом разночинца и слабых дворян. Их конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель, рассматривая это противостояние со стороны, предоставляет право будущему разрешить его.

Помимо темы поколения Тургенев затрагивает в своем произведении и другие: любви, природы, искусства, поэзии. Именно эти общечеловеческие ценности и становятся предметом обсуждения.

Поэзия воспринимается Базаровым как вещь абсолютно бесполезная. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, - заявляет он. В начале романа Николай Петрович цитирует строки о весне из “Евгения Онегина”. Они отвечают поэтическому настроению героя, навеянному весной. Базаров же грубо прерывает Николая Петровича. Он ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Таково его отношение и ко всем явлениям жизни: он все оценивает с точки зрения пользы.

Точно так же рассматривает Базаров природу. “Природа не храм, а мастерская”, - замечает он. Базаров не воспринимает органический мир как нечто непостижимое и неразгаданное. Герой говорит о природе как о мастерской, где человек- хозяин и все подвластно его воле и разуму. Однако эта позиция чужда автору, и рассуждения Базарова он дает в контрасте с поэтическим описанием органического мира, как бы споря со своим героем.

Этот спор не такой, как споры Павла Петровича и Базарова. В качестве доказательства выступают не просто доводы, а сама живая природа. Начинается проверка взглядов главного героя жизнью, в результате чего обнаруживается их несостоятельность. “А весна тем временем брала свое”, - говорит Тургенев в начале романа и заканчивает его также описанием “равнодушной” и вечной природы на кладбище. Здесь писатель продолжает пушкинскую традицию (стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”). На фоне картин органического мира слова Базарова.утрачивают свою значимость, да и сам герой начинает понимать свою беспомощность после встречи с Одинцовой: “И часть времени, которую.мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет..,”

Отношение к любви Базаров четко высказывает уже в начале романа, совершенно не принимая поэтическую сторону этого явления: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения”. Если Николай Петрович выглядит в глазах Базарова лишь “безответным” сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, переживший любовь, “просто не состоялся как человек”. Базаров отрицает то, что обожествлялось веками, любовь, которая всегда воспринималась как нечто высокодуховное, объективное, трагическое; ему все это чуждо. “Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”. Так, он ухаживает за Фенечкой. Затем Тургенев сводит героя с Одинцовой, и герой замечает в себе перемену: “Вот тебе раз!--бабы испугался”. Наконец Базаров осознает, что влюбился “глупо, безумно”. Тот факт, что он теперь противоречит самому себе, своей теории приводит его в ярость.

Аналогично проверяются любовью Павел Петрович и Аркадий, но исход их любви отличен от исхода любви Базарова, который уносит это чувство с собой в могилу. В любви к Кате Аркадий видит и сильное чувство, и взаимопонимание, и простое, незамысловатое счастье. Павел Петрович, который “всю свою жизнь поставил на карту женской любви”, оказался неспособным выдержать это испытание. Неслучайно Тургенев показывает его нежное отношение к Фенечке, которое опровергает глубину чувства, испытываемого к княгине Р. В этом данный персонаж противопоставлен Базарову. На композиционном уровне это выражалось в том, что история любви Павла Петровича к княгине Р. предваряет историю любви Базарова к Одинцовой. Сам Базаров, некогда предложивший Аркадию “проштудировать анатомию глаза”, сталкивается с “таинственной улыбкой” Одинцовой и ее “странным спокойствием”. Она напоминает прекрасную статую, холодную и недоступную. Одинцова воплощает идеал, гармонию, которая не раз воспевалась художниками и поэтами. Теперь Базаров поражен этой гармонией: начинает колебаться еще один принцип его философии - нигилистическое отношение к искусству. “Рафаэль гроша медного не стоит”, - когда-то говорил он.

Итак, Базаров, сам того не желая, меняется, его философская теория терпит крах, попадая в испытание любовью. Подсознательно же он смиряется со своим поражением, и речь его меняется: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”, - восклицает он поэтично, хотя в начале романа упрекал Аркадия в красноречии. Сам Базаров думал, что будет жить долго, но жизнь доказала совершенно обратное, прибегнув к нелепой случайности.

В финальной картине Тургенев изображает природу, которая говорит о “вечном примирении и о жизни бесконечной”. Базаров опровергал органический мир как что-то романтическое и поэтическое, а теперь природа отрицает героя и все его принципы своей красотой и совершенством.

В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Базаров может лишь ломать старое, но сам ничего нового создать не может. Писатель “убивает” своего героя. Однако за либералами он также не оставляет права на будущее. Такие люди, как Павел Петрович, не способны вести за собой страну, так как их убеждения не имеют прочной идейной основы. Символичным является и то, что ни тот, ни другой герой не оставляют после себя наследников. Так, Тургенев показывает, что будущее страны не принадлежит ни разночинной интеллигенции, ни либеральному дворянству.

В своем романе “Отцы и дети” писатель поставил глубокие философские проблемы. Основными противоречиями в произведении явились не только политические разногласия и не конфликт “отцов” и “детей”, а конфликт теории и живой жизни, которая доказывает бессмысленность всего того, что не подчиняется ее потоку.

“Лучшим романом Тургенева” и “одним из самых блистательных произведений XIX века” называл один из исследователей творчества И. Тургенева В. Набоков роман “Отцы и дети”. Писатель закончил свое произведение 30 июля 1861 года, а опубликовал его в “Русском вестнике” в 1862 году. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева - показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России после реформы 1861 года, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественные силы страны на два лагеря: дворян-либералов и демократов-разночинцев.

В произведении широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. Герои всех сословий, каждый на свой лад, стараются показать себя “передовыми”, отрекшимися от старого. Это и Аркадий Кирсанов, и Ситников, и тайный советник “из молодых” Колязин, и губернатор, ревизуемый им, и даже лакей Петр.

Автор показывает столкновение “отцов” и “детей”, затрагивая тем самым животрепещущую для 60-х годов проблему. Этот конфликт носит идейный характер, отражает философию либералов и демократов. Споры Павла Петровича Кирсанова, представителя лагеря дворянства, и Евгения Базарова, революционера-демократа, затрагивают актуальные вопросы того времени.

Проблема идейного противостояния между этими двумя лагерями заявлена уже в самом названии романа. Уже с первых страниц мы видим, сколь различны герои, показанные в нем, и сколь различны их взгляды. Даже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится мрачная, отгороженная от мира людей фигура, в ней чувствуется сила. Особо Тургенев обращает внимание на ум главного героя. Описание же Павла Петровича, жизнь и дела которого потеряли всякий практический смысл, состоит почти из одних прилагательных. Он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все его прошлое - погоня за миражом, в то время как Базаров старается заниматься конкретными делами.

Молодое поколение предлагало все старое разрушить как отжившее, в том числе исторические и культурные ценности, традиции. По их мнению, естественные науки не только суть биологической жизни, но и интересы народа, которые необходимо рассматривать с точки зрения “полезности” Суть одного из споров Павла Петровича с Базаровым заключалась в отстаивании каждым из них своих позиций.

Павел Петрович считал народ патриархальным, Базаров с ним соглашался. Однако молодой человек полагал, что эти патриархальные предрассудки народа нужно исправлять, что образованные люди не должны верить в то, в чем состоит глубинная вера народа. Это не принесет пользы в настоящий момент.

Отрицанию Базарова подвергается в романе и красота природы, ценность искусства, его прелесть. Разговаривая с Павлом Петровичем, он отзывается о природе: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ”. Однако герой признает ничтожность человека по сравнению с природой. Цитируя Паскаля Аркадию, он говорит, что человек занимает слишком маленькое место в мире. Время действия в романе приурочено к активному увлечению автора философией Паскаля, сочинения которого так хорошо знал Тургенев. Героем овладевает “скука” и “злость”, так как он осознает, что законы природы даже сильная личность преодолеть не в силах. Паскаль, французский математик, философ и публицист, утверждая это, подчеркивал и силу человека, который не желает мириться с законами природы путем своего протеста. Пессимизм Базарова не заставляет его опустить руки, он хочет бороться до конца, “возиться с людьми”. В данном случае автор полностью на стороне героя, выражает ему сочувствие.

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает сильную любовную страсть, силу которой он ранее отвергал. Справиться с этим чувством он не может, хотя всеми силами старается заглушить ее в душе. В связи с этим у героя возникает тоска одиночества и даже своеобразная “мировая скорбь”. Автор обнаруживает зависимость Базарова от обычных законов человеческой жизни, его причастность к естественным человеческим интересам и ценностям, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова постепенно исчезает, жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. “Полное и беспощадное отрицание” оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли писателя, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно то, что логика “нигилизма” неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры.

Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. В том, как умирает Базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. Герой умирает мужественно, с достоинством. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его смерти.

Герой понимает, что с его смертью мало что изменится. Он говорит Одинцовой: “Живите долго, это лучше всего”. В эпилоге Тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. Связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви.

Таким образом, поставив перед собой цель показать в романе столкновение “отцов” и “детей”, Тургенев выражает свое отношение к различным вопросам жизни, задумывается над вечными философскими проблемами. Ряд важных вопросов, поднятых в романе, объединяет проблема “отцов” и “детей”, которая сама является лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым. За кем будет победа, решит будущее.

Ива́н Серге́евич Турге́нев русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развити во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности почётный доктор Оксфордского университета

Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» - шестидесятника , его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.

Изучение произведений И. С. Тургенева является обязательной частью общеобразовательных школьных программ России. Наиболее известные произведения - цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Отцы и дети" И.С.Тургенева как разновидность "нового романа", особенности его структуры. Нигилист Базаров в изображении Тургенева и в оценке современников.

Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России . Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью.

Романное творчество Т. знаменует собой новый этап в развитии рус. реалистич. романа 19в. 6 романов Т, созданных на протяжении > 20 лет («Рудин» - 1855, «Дворянское гнездо» - 1858, «Накануне» - 1869, «Отцы и дети» - 1862, «Дым» - 1867, «Новь» - 1877) – целая эпоха в истории рус. обществ.-психологич. романа.

Среди своих задач романист выделил 2 наиб. важных: 1. Создать образ времени 2. Внимание к новым тенденциям в жизни культурного слоя России, т. е. той интеллект-й среды, к кот. принад-л спм писатель . В пр-х, написанных к 1860г., сложились основные жанровые особенности романов Т. Ими обусловлено и худ-е своеобразие романа «Отцы и дети».

Тургенев никогда не показывал столкновение круп. политич. сил, общественно-политич. борьба не была непоср. объектом изображения в его романах. Действие сосредоточено, как правило, в усадьбе, в барском доме или на даче, поэтому нет больших перемещений героев . Сюжеты состоят из событий вполне обычных: идейный конфликт на фоне любовного конфликта, или наоборот . Тургеневские романы, в отличие от романов Достоевского или Толстого, не явл-ся романами-притчами: в них нет опорных идеологических конструкций, важных для других рус. романистов. В романах Т нет ни убийств, ни резких конфликтов с законами и моралью. Он предпочитает воссоздавать течение жизни, не нарушая ее естественной гармонии.

События, которые Т. описывает в романе «ОиД», происходят в середине 19 в. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, т.к. речь в нем идет не т/о о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции , выдвигающейся в центр общественной и дух. жизни страны.

Это размежевание общества нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократ а, и бр. Кирсановых, лучших из дворян-либералов . Т. интересует личность Базарова как героя времени, вобравшего в себя отличительные черты эпохи соц. перелома. Т. выделяет в Б. демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства.

Гуманизм Б. проявляется в его желании принести пользу народу и стране . Б. – чел. с большим чувством собственного достоинства, он ничуть не уступает в этом отношении аристократам. Однако Т. отрицает в Б. нигилизм в отношении природы, музыки, лит-ры и искусства – всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает чел-а. Все, что лишено материалистического объяснения – Б. отрицает.Он считает прогнившим весь гос-ый строй России, поэтому отрицает все: самодержавие, крепост. право, религию, патриархальный уклад, семью. Однако положительной программы Б. не дает : «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Все принципы нигилиста Базарова абсолютно чужды Т . В центре внимания Т не частные общественные проблемы, а базаровская «философия жизни» и выработанные им правила взаимоотношений с людьми.

Первая задача, поставленная Т: создать портрет совр-го нигилиста, совершенно не похожего на скептиков и нигилистов дворянского поколения . Вторая задача – создать не просто портрет, а «портрет-прогноз» совр-го нигилиста.

Цель писателя – рассмотреть его как опасное, болезненное явление, способное завести чел-ка в тупик. Нигилист – чел другой эпохи, другого мировоззрения и психологии. Это разночинец-демократ по происхожд-ю, естествоиспытатель, а не философ. Базаров непоколебим в спорах с Павлом Петровичем в первых главах романа, но внутренне сломлен после «испытания любовью ». Т. подчеркивает продуманность, «жесткость» убеждений героя. Базаров – максималист: с его точки зрения, любое убеждение имеет цену, если не противоречит другим.

Стоило ему утратить одно из звеньев в цепочке своего мировоззрения – сомнению и переоценке подверглись все остальны е. В последних главах романа мысли Базарова обращены не к сиюминутному и злободневному, как в первых главах, а к «вечному», общечеловеческому. В финале романа перед нами не самоуверенный Базаров-эмпирик, а «новый» Базаров, решающий «проклятые», «гамлетовские» вопросы.Базаров столкнулся с тем, что раньше безоговорочно отрицал , стал «Гамлетом» среди нигилистов. По мысли Т, вечные ценности (любовь, природа, искусство) не способен поколебать даже самый последов-й нигилизм. Напротив, конфликт с ними может привести нигилиста к конфликту с самим собой, к утрате смысла жизни.

Полемика

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, вызвал ожесточенные споры . Чем объяснить это? Во-первых, сложностью и некоторой противоречивостью самого романа , а во-вторых, тем, что в спор вступили идейные враги . Ведь русское общество в то время резко разделилось на два враждебных лагеря: представителей революционной демократии и их противников . Революционная ситуация в России была настолько очевидной , что даже правительство признавало, что Россия стоит на пороге «пугачевщины». Идейным вдохновителем революцио­ного движения был Н. Г. Чернышевский . Власти готовили ответный удар. Закрывались воскресные школы, народные читальни, приостанавливалось издание газет и журналов. На восемь месяцев был запрещен «Современник». Лагерь революционных борцов понес в 1861 году большие утраты: не стало Шевченко, Добролюбова, были арестованы М. Михайлов и В. Обручев. Готовился арест Чернышевского.

Тургенев никогда не был революционером, он находился в противоположном лагере, хотя очень уважал и Добролюбова, и Чернышевского . В том-то и сказался гражданский подвиг Тургенева, что, показывая своего идейного противника в лице Базарова, он отнесся к нему с большим уважением. Базаров стал частью его души. Писатель признавался позднее, что часто ловил себя на мысли: «А что бы сказал Базаров на моем месте?» Время действия романа - 1859 год. Тургенев имел все основания сказать, что его произведение «попало в настоящий момент нашей жизни, словно масло в огонь, точно нарочно его подогнали в самый раз...»

Споры вокруг романа он, конечно, предвидел . 30 июня 1861 года в дневнике писателя появилась такая запись: «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». Тургенев не ошибся. «Современник» и «Искра» увидели в Базарове карикатуру на всю демократическую молодежь и за это осудили весь роман . Особенно отличился М. А. Антонович в статье «Асмодей нашего времени», где писал о Базарове: «Это не человек, а какое-то ужасное существо...»

В первые же дни появления романа в печати Тургеневу довелось самому убедиться, какой быстрый отклик получил он среди читателей . Писатель оказался в Петербурге в дни начавшихся там больших пожаров. Выгорели целые кварталы. По городу распространялись провокационные слухи о поджигателях. Агенты полиции обвиняли в поджогах революционную молодежь, тогда как в действительности пожары были делом их рук. Тургенева поразило, что слово «нигилист», выхваченное из его романа, было теперь уже у многих на устах. «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!» - таким восклицанием встретил его первый же знакомый на Невском проспекте.

Горько и тяжело было писателю. «Я готов сознаться, - говорил он потом, - что я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку, за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину, и потому я признаю справедливыми и отчуждение от меня молодежи и всяческие нарекания».

Тургенева очень огорчало это «отчуждение молодежи». А вызвано оно было тем, что автор не мог дать в образе Базарова законченную фигуру революционного деяятеля, чего так ждало от него в ту пору молодое поколение. Не верил он, что люди базаровского склада способны изменить Россию.

Журналы, враждебные демократическому движению - от «Русского вестника» до «Отечественных записок», - вынуждены были признать, что Базаров - не выдумка автора, а реально существующий в русской жизни тип. Но они ставили под сомнение плодотворность деятельности подобных людей или прямо осуждали эту деятельность, считая ее заблуждением . При этом критики обходили все то, что раскрывало значительность характера Базарова. Не замечали они, например, его превосходства над героями из дворянской среды.

Базарова ругали все: и демократы, и либералы, и реакционеры . Но в журнале «Русское слово» за 1862 год появляется страстная, написанная на одном дыхании статья Д. Писарева «Базаров» . Она и читалась на одном дыхании. Читатели увидели в Базарове человека, достойного восхищения. В статьях «Базаров» и «Реалисты» Писарев противопоставляет Базарова людям рудинского склада, которые к эпохе шестидесятых годов уже сошли с исторической арены. Может быть, герой тургеневского романа так понравился Писареву потому, что он сам был на него похож. Да и не он один. В автобиографической книге И. Ясинского «Роман моей жизни» автор вспоминает, как он читал в гимназии Тургенева и с гордостью думал о себе самом: «И я тоже Базаров».

А споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Только спорят уже не литературные критики, а рядовые читатели. Одни видят в Базарове лишь грубого материалиста, другим по душе его гордость и мужество. Для кого-то афоризмы Базарова давно уже стали законами жизни: «всякий человек сам себя воспитать должен», «что касается времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Некоторые, как и Тургенев, ловят себя на мысли: «А что сказал бы Базаров на моем месте?» Роман Тургенева и сейчас будит мысль, тревожит душу и заставляет каждого задуматься над собственной жизнью.


Итоги разногласий в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать "русский Инсаров". Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами.
В названии тургеневского романа "Отцы и дети" сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа - разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы "отцами", а демократы, отстаивающие новые идеи, - "детьми".
Павел Петрович - умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком "либеральным и любящим прогресс". Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: "Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?" - "Что это, допрос?" - спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...". Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни - это уже прогресс.
Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, - именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.
По моему мнению, в романе показан один представитель "детей" - Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать "русским Инсаровым". Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: "Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете".
Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. "Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению "отцов".
И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

Иван Сергеевич Тургенев в феврале 1862 года публикует свой роман под названием "Отцы и дети". В нем он попытался показать читателю того времени трагический характер нараставших общественных конфликтов.

В этой статье мы проведем "Отцы и дети", выясним, какие проблемы затрагиваются в этом романе, какова авторская мысль.

Перед нами предстают хозяйственные неурядицы, разложение традиционного быта, обнищание народа, разрушение связей с землей крестьянина. Беспомощность и бестолковость всех сословий угрожает то и дело перерасти в хаос и разброд. На этом фоне разворачивается спор о том, как спасти Россию, который ведут представляющие две основные группы русской интеллигенции герои.

Семейный конфликт

Отечественная литература всегда проверяла прочность и устойчивость общества семейными отношениями, что следует отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Роман начинается с изображения конфликта в семье Кирсановых между сыном и отцом. Тургенев идет еще дальше, к столкновению политического, общественного характера.

Основные взаимоотношения персонажей раскрываются в основном с точки зрения идей. Это находит отражение и в том, как строится роман, в котором большую роль играют споры главных героев, их мучительные раздумья, страстные речи. Иван Сергеевич не превращал персонажей произведения в выразителей авторских идей. Достижение этого писателя - умение связать органически движение даже наиболее отвлеченных представлений героев с их жизненными позициями.

Отношение к современности главных героев

В анализ произведения "Отцы и дети" следует включить и отношение разных его персонажей к современности. Одним из главных критериев в определении человеческой личности для писателя было то, как она относится к окружающей жизни, текущим событиям. Первое, что бросается нам в глаза, если мы обратим внимание на "отцов" - Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, это то, что, в сущности, они не такие старые люди, но при этом не приемлют и не понимают того, что происходит вокруг. Анализ романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" подтверждает эту мысль.

Павел Петрович считает, что усвоенные им в молодости принципы выгодно отличают его от тех, кто прислушивается к современности. Но Иван Сергеевич Тургенев показывает, что в таком упрямом желании выразить презрение к современности этот герой просто комичен. Он исполняет некую роль, со стороны выглядящую смешной.

Николай Петрович в отличие от его старшего брата не столь последователен. Он даже отмечает, что молодежь ему нравится. Но, как выясняется, он понимает в современности лишь то, что мешает его покою. Например, лес он решил продать на сруб лишь потому, что он должен был через несколько месяцев отойти к мужикам.

Положение крупной личности по отношению к современности

Иван Сергеевич считал, что любая крупная личность всегда находится в естественных отношениях к своему времени. Таким является Базаров. Несамостоятельные, мелкие люди живут в вечном ощущении разлада со своим временем. Павел Петрович Кирсанов принимает эту дисгармонию как неправоту современности, то есть отрицает сам ход времени, застывая тем самым в своем консерватизме, а люди другого типа (о них мы отдельно напишем чуть ниже) пытаются догнать его.

Ситников и Кукшина

В своем романе Тургенев вывел несколько таких образов, которые стремятся поспешать за стремительно меняющимся течением времени, что необходимо непременно отметить, проводя анализ произведения "Отцы и дети". Это Ситников и Кукшина. В них данная черта выражена однозначно и очень ярко. С ними Базаров говорит обычно пренебрежительно. С Аркадием ему труднее.

Он не столь мелочен и глуп, как Ситников. Разговаривая с дядей и отцом, Аркадий разъяснил им довольно точно такое сложное понятие, как персонаж интересен уже тем, что не признает Базарова "своим братом". Отношение это сближало с ним последнего, заставляло мягче к нему относиться, снисходительнее, чем к Ситникову и Кукшиной. У Аркадия, однако, все-таки имеется желание поймать что-то в нигилизме, приблизиться как-то к нему, и он цепляется лишь за внешние признаки.

Ирония в произведении

Следует отметить важнейшее качество стиля Ивана Сергеевича, присутствующее и в романе "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что и в нем, как и с самого начала своей литературной деятельности, этот писатель широко использовал прием иронии.

В романе "Отцы и дети" этим качеством он наградил Базарова, который применяет его весьма разнообразно: ирония для этого героя - средство отделить себя от другого, которого он не уважает, либо служит для того, чтобы "поправить" человека, который ему еще не безразличен. Таковы его иронические приемы при общении с Аркадием.

Евгений владеет и другим видом иронии - самоиронией. Он относится иронически и к своему поведению, и к своим поступкам. Вспомним, например, сцену дуэли Павла Петровича с Базаровым. В ней он иронизирует над своим противником, но не менее зло и горько - над самим собой. Анализ сцены дуэли в "Отцы и дети" позволяет лучше понять характер Базарова. В подобные минуты обаяние этого персонажа раскрывается в полной мере. Никакой самовлюбленности, никакого самодовольства.

Нигилизм Базарова

Тургенев проводит этого юношу по кругам непростых жизненных испытаний, которые с настоящей объективностью и полнотой обнаруживают степень правоты и неправоты этого героя романа "Отцы и дети". Анализ произведения показывает, что отрицание, "полное и беспощадное", можно оправдать как единственно возможную попытку изменить мир, при этом покончив с противоречиями. Но для создателя романа бесспорно и то, что присутствующая в нигилизме логика неизбежно приводит к свободе без всяких обязательств, к поискам без веры, к действию без любви. Писатель не может найти в этом движении творческой, созидающей силы: изменения, которые для реально существующих людей предусматривает нигилист, по сути равносильны их уничтожению, как показывает проведенный писателем анализ. "Отцы и дети" раскрывает эти противоречия самой натурой представляющего это движение героя.

Переживший любовь и страдания Базаров не может уже снова быть последовательным и цельным разрушителем, непоколебимо самоуверенным, безжалостным, ломающим просто по праву сильного других людей. Но и подчинить свою жизнь самоотречению, смириться, искать утешения в чувстве долга, в искусстве, в любви к женщине этот герой также неспособен - он слишком горд, зол, необузданно свободен для этого. Смерть оказывается единственным выходом.

Заключение

Заканчивая наш анализ "Отцы и дети", отметим, что этот роман вызвал ожесточенную полемику в литературе XIX века. Тургенев верил, что его творение будет способствовать сплочению различных общественных сил, что общество прислушается к предупреждениям писателя. Но мечта о дружном и едином русского общества так и не осуществилась.

На этом закончим наш анализ по произведению "Отцы и дети". Его можно продолжить, отметив и другие моменты. Предоставим читателю возможность поразмыслить над этим романом самостоятельно.