Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Значимая подробность являющаяся средством художественной характеристики. Егэ расставил ловушки

Значимая подробность являющаяся средством художественной характеристики. Егэ расставил ловушки

а) Аня

б) Раневская

в) Варя

г) Дуняша

69. «Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень». Какое изобразительно-выразительное средство дважды использовано в этом высказывании героини?

а) метафора

б) сравнение

в) олицетворение

г) гипербола

70. Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

б) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

в) Хорошо тебе, Катя. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться !

г) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!

71. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

а) Сентиментализм

б) Реализм

в) Романтизм

г) Классицизм

72. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

а) описание

б) ремарка

в) деталь

г) композиция

73. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

а) метафора

б) сравнение

в) оксюморон

г) антитеза

74. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное,н о без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Чья это портретная характеристика?

а) Николая Кирсанова

б) Павла Кирсанова

в) Евгения Базарова

г) Аркадия Кирсанова

75. Соотнесите фамилии, имена и отчества героев повести «Собачье сердце»:

а) А-1, Б-2, В-4, Г-3

б) А-1, Б-3, В-2, Г-4

в) А-2, Б-4, В-1, Г-3

г) А-3, Б-2, В-1, Г-4

76. Кто так описывается в романе? «...Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим... жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

77. Кто так описывается в романе? «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь. Одет он был в широком щёгольском лёгком пальто, в светлых летних брюках , и вообще всё было на нём широко, щёгольское с иголочки; бельё безукоризненное, цепь к часам массивная».

а) Зосимов

б) Мармеладов

в) Раскольников

г) Свидригайлов

а) Лука

б) Сатин

в) Наташа

г) Бубнов

79. Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?

а) Кудряш

б) Кулигин

в) Варвара

г) Глаша

80. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию

а) представления об офицерском долге

б) стремление защищать Родину

в) стремление к славе

г) по настоянию отца


Часть В

1. Кого в пьесе Островского, Н. Добролюбов называл "лучом света в темном царстве"?

Ответ: Катерина

2. Что такое нигилизм, по определению Тургенева, в романе "Отцы и дети"?

Ответ: отрицание

3. Основные мотивы лирики Некрасова.

Ответ: тема родины

4. Две основные мысли в романе Толстого "Война и мир" (ответ записать через запятую).

Ответ: семейная, народная

5. Тема пьесы Чехова "Вишневый сад".

Ответ: продажа вишневого сада

6. Напишите название первой поэмы о революции.

Ответ: Двенадцать

7. Две основные темы лирики Есенина (ответ записать через запятую).

Ответ: родина, природа

8. Напишите названия сатирических стихов Маяковского (ответ записать через запятую).

Ответ: Прозаседавшиеся, О дряни

9. На примере какого персонажа показана судьба донского крестьянства в романе Шолохова "Тихий Дон".

Ответ: Григорий Мелихов

10. Кто из героев Шолохова написал заявление о вступлении в колхоз, т. к. он с новой жизнью вполне согласен.

Ответ: Кондрат Майданников

11. Почему у Тургенева умирает Базаров.

Ответ: Его время не пришло

12. Основная тема лирики Цветаевой.

Ответ: любовь

13. Смысл повести Толстого "Гадюка".

Ответ: ярость гражданской войны

14. Смысл легенды о Данко в рассказе "Старуха Изергиль".

Ответ: служение народу

15. Какая музыка звучит в повести Куприна "Гранатовый браслет" (ответ записать через запятую).

Ответ: Соната №2, Апоссионата Бетховена

16. Как звали ассистента профессора Преображенского (Ф. И.О.).

Ответ:

17. Почему героя Шукшина называют чудаком.

Ответ: с ним постоянно что-то случалось

18. Как называется сборник стихотворений Высоцкого.

Ответ: Нерв

19. Как звали героя рассказа Шолохова "Судьба человека".

Ответ: Андрей Соколов

20. Какую книгу про бойца написал Твардовский.

Ответ: Василий Теркин

Часть С

Прочитайте отрывок из «Войны и мира» и выполните задания.

Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.

Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины.

“Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик!” – с злостью вслух проговорил он.

– Как же! я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет!

Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».

1) Какие страшные мысли не дают покоя князю Андрею?

2) Какие события своей жизни князь Андрей считает самыми трагичными?

3) О какой девочке идет речь в конце второго абзаца?

4) О каком событии в своей жизни князь Андрей говорит: « Все это ужасно просто, гадко!»?

5) Какие средства психологического письма использует автор, чтобы передать внутренне состояние князя? Выберите верные ответы из слов и выражений для справок: сон, внутренний монолог, письмо, дневник, исповедь, авторский комментарий.

6) В каком году состоялось Бородинское сражение?

7) В третьем абзаце текста найдите 2 фразы, из которых становится ясно, что накануне сражения в сознании князя Андрея происходит переоценка ценностей

8) Сравните состояние князя Андрея перед Аустерлицким и Бородинским сражениями (найдите сходства и различия).

4. Критерии по выставлению баллов

Определение количества тестовых вопросов (заданий)

Количество часов учебной дисциплины согласно учебному плану

Всего

Часть А

Часть В

Часть С

≥ 101

Сводная таблица с критериями баллов

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.

  • Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), в объёме 5-10 предложений.
  • Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (С3-С4). Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
  • Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продолжительность ЕГЭ по литературе - 4 часа (240 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а на часть 3 - 2 часа.

Ответы в бланках ЕГЭ записываются чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нем не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.
- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.
- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?
- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Ответом к заданиям B1-B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Ответ: ___________________________.

В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, C4.

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:

Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви !

Ответ: ___________________________.

В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.

1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

№ задания Ответ
В1 реализм
В2 роман
В3 портрет
В4 341
В5 деталь
В6 антитеза<или>контраст
В7 диалог
В8 символизм
В9 шестая
В10 сравнение
В11 245
В12 ямб

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий С1 и С3, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5-10 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов

а) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов*, убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
фактические ошибки в ответе отсутствуют;

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию, указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не всегда убедительно обосновывает выбор каждого произведения;
и / или убедительно обосновывает выбор одного из произведений;
и / или допускает 1 фактическую ошибку;

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, опираясь на авторскую позицию;
но
указывает название только одного произведения и его автора, убедительно обосновывает свой выбор;
и / или допускает 2 фактические ошибки;

2

г) экзаменуемый, отвечая на вопрос, не опирается на авторскую позицию,
и/ или указывает названия двух произведений и их авторов,
но
не обосновывает свой выбор
и / или допускает 3 фактические ошибки;

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос, или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;
и/или указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор;
и / или допускает более 3 фактических ошибок.

0
Максимальный балл 4

*Допустимо указание двух произведений одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании.

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3,
требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре
сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 3 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 7 протокола, по второй позиции - в колонку 8, по третьей - в колонку 9, по четвёртой - в колонку 10, по пятой - в колонку 11.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1.Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют;

3

б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста,
но
при ответе не все тезисы убедительно обосновывает; и / или допускает 1 фактическую ошибку;

2

в) экзаменуемый понимает суть вопроса,
но
не даёт прямого ответа на вопрос;
и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь
собственной точкой зрения;
и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы;
и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом;
и (или) допускает 2 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не справляется с заданием:
не даёт ответа на вопрос;
и (или) подменяет анализ пересказом текста;
и (или) допускает 3 фактические ошибки и более.

0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико- литературные понятия,
но
не использует их для анализа произведения,
и / или допускает 1 ошибку в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;
или допускает более 1 ошибки в их употреблении.

0
3. Обоснованность привлечения текста произведения

а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается разносторонне,
но
не всегда обоснованно,
и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой
связи с выдвинутым тезисом

2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого 1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения

а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой,
но
внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
но
есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и (или) мысль повторяется и не развивается

1

г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Следование нормам речи
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2-3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0
Максимальный балл 14

Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картузи встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.

– Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного

Вопрос 5:

Как называется значимая подробность, являющаяся средством
художественной характеристики (например, отмеченные автором
базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Объяснение:

Для ответа на этот вопрос вначале, внимательно прочитайте вопрос, в вопросе есть подсказка «значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики «. Знание терминологии данного в кодификаторе поможет вам при ответе на этот вопрос.

Ответ : деталь

КИМ ЕГЭ 2016 (досрочный период)

– …Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?
– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой
комнаты.
Раскольников вздрогнул.
– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.
– Как! Вы знаете Свидригайлова?
– Да… знаю… Он недавно приехал…
– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения
забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя…
оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.
Вы как же изволите знать?
– Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…
– Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?
– Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.
Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его
придавило.
– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух…
– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините,
обеспокоил…
– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад
заявить…
Илья Петрович даже руку протянул.
– Я хотел только… я к Заметову…
– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.
– Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников.
Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену.
Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное
выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками.
Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот
самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.
– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?
Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.
– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!
Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма
неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.
– Это я… – начал было Раскольников.
– Выпейте воды.
Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:
Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором
и ограбил.
Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.
Раскольников повторил своё показание.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Надежда Нестюричёва

К ЕГЭ по литературе можно приспособиться

Само словосочетание «ЕГЭ по литературе» звучит провокационно. Тесты учителя-гуманитарии не любят, и вся их внутренняя природа противится тому, что таким разным школьникам с различным уровнем восприятия и осмысления русской литературы, с собственным отношением к неоднозначным явлениям, коих русская литература содержит в избытке, придётся втиснуть своё знание в рамки теста с открытым или развернутым ответом. ЕГЭ по литературе, пожалуй, самая благодатная почва для споров о том, является ли тест универсальным способом итогового контроля учащихся.

Естественники, давно смирившиеся с этой формой проведения выпускного, а теперь еще, по совместительству, и вступительного экзамена, над филологами только посмеиваются: эти, мол, блаженные, даже буквы в клетки толком вписать не могут без бурного словоизлияния и ожесточенной критики в адрес составителей контрольных материалов. Им-то, математикам и физикам, легко говорить: содержание заданий для их тестирования может быть куда более вариативным за счет возможности изменения значений в задачах или примерах, при сохранении однозначного и неоспоримого ответа. Специфика той же математики такова, что на 650-ти страницах знаменитого задачника Сканави ни одно задание не повторяет другое, тогда как из гораздо большего по объему романа «Война и мир» не удастся составить хоть сколько-нибудь приличное количество адекватных тестовых заданий с однозначным ответом, которые бы проверяли не только и не столько детальное знание текста, но и выявляли бы системность знаний ученика, его владение языком литературоведения, способность ориентироваться в системе художественных образов.

Повсеместное введение ЕГЭ как официальной формы сдачи экзамена привело к широкому распространению тестовой формы контроля знаний учащихся, при этом качество контрольно-измерительных материалов значительно уступает их количеству. Недостаточный опыт создания заданий тестового типа привел к тому, что составители первых КИМов по литературе раз за разом являли примеры из серии «как делать не следовало бы», а часть А до сих пор многие вспоминают как один из самых неудачных и непродуманных экспериментов над школьниками. Механическая дифференциация вариантов ответов в рамках заданий части А привела к созданию вопросов, примитивных по своему содержанию и нередко решаемых методом угадывания. При условии, что произведение школьником прочитано, такие задания не представляют никакой сложности. Но ответ можно вычислить и не читая текст - вприглядку, понаслышке и логически.

Рассмотрим, например, задание из демонстрационного варианта ЕГЭ-2003:

А8. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская характеристика: «Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?

1. Алексееву?

2. Обломову?

3. Штольцу?

4. Тарантьеву?

Многие школьники, не задумываясь, откажутся от вариантов 1 и 4: часть из них не вспомнит или вообще не знает, кто такие Алексеев и Тарантьев, и решит с ними даже не связываться, другая часть заключит, что раз уж Тарантьев с Алексеевым не главные герои, так и нечего про них спрашивать. Логичность данного суждения сомнительна, а подобный ход мыслей несколько рискован, но задания тестового типа редко дают повод рассуждать по-другому. Остаются Штольц и Обломов. Даже те, кто знакомился с произведением исключительно на уроках литературы, припомнят, что характеристика с преобладанием эпитета «прямой» вряд ли соответствует образу заглавного героя произведения, и выберут (и совершенно верно) вариант 3.

Часть А была очень уязвима и из-за возможности угадывания ответа, и из-за невозможности однозначного ответа в целом ряде случаев, и ребятам, претендующим на высокий балл, она внушала дополнительный страх - «могу перепутать, ошибиться, не потому что не знаю, а потому что тороплюсь, волнуюсь. Ерундовое задание может испортить мне общую отметку». Кроме того, наличие вариантов ответов, бывает, сбивает школьников в пользу заведомо неверного ответа. Утрированно, конечно, но до того, как экзаменуемый увидел задание, приведенное выше в качестве примера, он мог вполне отчетливо представлять себе Штольца, а тут вдруг нате - Тарантьев в вариантах. Тарантьева помнят не так хорошо, поэтому сомнения не исключены: может, он тоже прямой? Вон как напористо обставил дело с Обломовым!

Раз уж ЕГЭ по литературе - единственная законная форма сдачи экзамена, к которой нужно и можно приспособиться, пусть она будет лишена примитивизма и формализма. В этом отношении, отказ от части А - разумный шаг в преобразовании заданий ЕГЭ по литературе. С этим согласны и школьники, и большая часть учителей.

Однако и сегодня, к сожалению, содержанию заданий всё еще далеко до полной гармонии с формой. Работа с заданиями части В в ЕГЭ-2011, даже не очень продолжительная, позволяет выявить ряд закономерностей, упрощающих поиск ответа, освобождающих экзаменуемого от необходимости обращаться к фрагменту текста, а значит, ограничивающих взаимодействие с главным объектом исследования литературы - художественным произведением.

ЕГЭ-2011 по литературе состояло из трёх частей: двенадцать заданий с открытым ответом части В, четыре задания части С с развернутым ответом в объеме 5-6 предложений и одно задание части С, требующее развернутого аргументированного ответа на один из предложенных вопросов.

При подготовке важно обратить внимание учеников на логику составления вопросов, на типичные формулировки. От этого во многом зависит успех решения заданий части В, где требуется краткий ответ. Как минимум восемь из двенадцати заданий этого блока обращают школьника к теоретико-литературным понятиям, которыми он, конечно, должен свободно владеть. Школьник должен уметь анализировать текст на языке науки, и наличие вопросов, подтверждающих или опровергающих наличие у экзаменуемого этого навыка, само по себе - не беда. Беда то, как они были составлены.

Вопрос на определение теоретико-литературного понятия в части В в 2011 году состоял из двух частей: первая часть почти во всех случаях содержала в себе дефиницию искомого термина или описание литературного явления; вторая часть включала в себя соответствующий пример из рассматриваемого литературного произведения или его фрагмента. Казалось бы, порядок действий школьника, выполняющего задание, такой:

1. Прочесть вопрос.

2. Обратить внимание на пример, при необходимости взглянуть на контекст (благо, фрагменты произведений включены в текст ЕГЭ).

3. Ответить на вопрос одним словом или сочетанием слов.

Так, да не так. Школьный курс литературы не очень богат терминами, примеры не всегда бывают бесспорны, исключение составителями из задания части В описательной характеристики явления повышает риск неоднозначности в ответах: и без того в некоторых вариантах КИМ-2011 в учтены разные варианты ответов на один и тот же вопрос. Так, в вопросе «назовите приём одушевления неживого предмета , использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»)» составители допускают наличие двух правильных ответов: олицетворение и метафора , тогда как ключевые слова первой части вопроса свидетельствуют, скорее, об олицетворении, и этот вариант следует считать более точным. Как это ни парадоксально, но подобные задания части В гораздо легче выполнять вообще без оглядки на пример. Рассмотрим следующие задания:

Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.)?

Как называется изобразительное средство, дающее образную характеристику предмету , например в строках: «Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке»?

Образная характеристика, образное определение - вот те ключевые слова вопроса, которые подтолкнут на правильный ответ вне зависимости от того, является ли пример однозначным или может быть прочитан как иллюстрация сразу нескольких теоретико-литературных понятий. Наблюдательный ученик напишет в бланке ответов «эпитет», хотя, в примере последнего задания найдет, вероятно, и инверсию, и окказионализм. Такая же история с определением других основных литературоведческих понятий: ключевые слова, повторяющиеся из варианта в вариант, в вопросах о художественной детали - «значимая подробность», о диалоге - «разговор героев», о ремарке - «авторские комментарии, замечания по ходу действия пьесы» и т.д.

Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой . Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

Пример без подсказки может оказаться двусмысленным, а пример с подсказкой вряд ли поможет ученику продемонстрировать способность работать с конкретным текстом. Получается, работая с частью В, ученик отвечает в основном на вопрос «Что?», а не на вопрос «Почему?», и результат подобного теста вряд ли может служить показателем системности знаний.

Наличие подобных вопросов можно было бы оправдать в случае, если бы ЕГЭ по литературе было обязательным экзаменом для всех школьников - и слабых, и сильных. Сейчас же, когда литература утрачивает свои позиции одного из основных школьных предметов, а результат экзамена необходим больше для того, чтобы поступить в ВУЗ на гуманитарный факультет, школьники, решающие сдавать литературу, в большинстве своём, делают это целенаправленно. Они должны доказать, что знают литературу на том уровне, который позволит им продолжить обучение на филологическом, журналистском факультетах, факультете иностранных языков. В противном случае, кто же придет в ВУЗ? Тот, кто умеет решать тесты? Но такое умение не есть показатель знания и понимания литературы.

В вопросе В2, например, от школьника в прошлом году требовалось определить жанровую принадлежность рассматриваемого произведения. Человеку, планирующему успешно сдать экзамен, достаточно запомнить пару несложных моментов. Самый простой и примитивный способ - усвоить, что есть что, прямо по списку литературы. Я, как будущий учитель, понимаю недопустимость данного мероприятия, но я знаю, что таким способом можно внушить школьнику ответ на вопрос без необходимости научить его разбираться в тонкостях художественной природы произведения. Сейчас, к сожалению, сдать экзамен на высокий балл и знать предмет - не одно и то же, и первое приоритетнее, потому что балл - это показатель, а уж что он там показывает - одарённость, знание или хитрость - вопрос открытый. И чем больше хитростей знает учитель, тем легче его ученику сконцентрироваться на тесте, а не на литературе. Так, например, на вопрос «к какому типу романа относится «Война и мир» Льва Толстого?» многие ответят «эпопея», даже не задумываясь, почему эпопея-то? Во-первых, это сочетание слов - роман-эпопея - довольно часто звучит на уроке литературы в связи с изучением данного произведения, во-вторых, есть, конечно, исторические, социальные, философские романы, романы-путешествия, психологические романы, но о них спрашивать у обычного школьника рискованно. Типология русского романа - тема сложная, но раз уж надо проверить ученика, то легче всего взять в качестве материала для вопроса эпопею, тем более что их всего три: «Война и мир», «Тихий дон», «Жизнь и судьба». Их и предлагаем запомнить школьнику. Роман Гроссмана в школе не изучается, но в тренировочных заданиях к ЕГЭ-2011 вопрос о жанровой принадлежности этого произведения ставился. Видно, вопросы про две другие эпопеи исчерпали себя в тестах предыдущих лет.

Частотны вопросы об авторском определении жанра произведения, например: «Каково авторское определение жанра «Вишнёвого сада»?» Для ответа ученику достаточно запомнить пары соответствий: «Медный всадник» - петербургская повесть, «Евгений Онегин» - роман в стихах, «Мертвые души» - поэма, «Вишневый сад» - комедия, «На дне» - картины, «Василий Теркин» - книга про бойца. Лирические жанры: элегии, оды, послания, баллады - даются гораздо легче. Запоминаем, что ода торжественна, главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт, а про балладу, которая соединяет в себе лирическое и эпическое начала, могут спросить только в случае, если текст в части В принадлежит перу Жуковского. Лишней работы среднестатистический школьник делать не будет, раз его спрашивают «Что?», а не «Почему?», он только «Что?» и запомнит, натренирует себя на это самое «Что?» и сдаст экзамен не хуже своего соседа по парте, заядлого книголюба и знатока русской литературы. Это хорошо для ученика, стремящегося без лишних усилий получить как можно более высокий балл, это экономит время, но это методически неправильно. Впрочем, раз эта методическая погрешность была заложена в само задание составителем, то почему не воспользоваться ею?

Проект демонстрационной версии ЕГЭ по литературе 2012 значительно отличается от теста образца прошлого года. Каковы нововведения и продуктивны ли они? Претерпели изменения те самые восемь заданий части В, которые ранее можно было решить, не обращаясь к художественному тексту: их количество сократилось до трёх. За счет этого в блок заданий базового уровня сложности введен новый тип вопроса с кратким цифровым ответом. Задания к прозаическому тексту (в демо-версии это роман Тургенева «Отцы и дети») требуют соотнести персонажей и их характеристики, персонажей и их дальнейшую судьбу. Задания к поэтическому тексту лишились подсказок в теле вопроса и теперь полностью обращены к рассматриваемому произведению:

«из приведенного ниже перечня выберете три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой строфе данного произведения (цифры укажите в порядке возрастания)

1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись».

Прямое обращение к тексту анализируемого произведения радует. Но вот по излишней простоте и примитивизму задание слишком уж напоминает ту самую часть А, избавление от которой так радовало сторонников осмысленного, а не начетнического подхода к литературе.

Вот, например, вопрос на соотнесение В3:

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правильный ответ дать несложно, но допустимо ли в итоговом экзамене прибегать к заданиям с односторонними, сверхкраткими характеристиками героев литературного произведения? По логике этого задания, Базаров выходит только грубым, а Павел Петрович - только высокомерным. А Аркадий? При всей своей открытости и восторженности разве не был он полон тёплой заботы - по отношению к отцу, к Кате? Задания со столь категоричными оценками сужают представление школьника о героях русской литературы. Раз уж вновь у составителей тестов появилась потребность в заданиях на идентификацию героя, почему не взять конкретные цитаты из текста, соотносимые с образом того или иного персонажа?

Часть В очевидно несовершенна, так, может быть, часть С более корректна с точки зрения глубокого, полного, системного усвоения знаний по литературе? Часто школьники трепещут в ожидании того, что им попадётся задание по непрочитанному или недопонятому тексту, и придется рассуждать о вещах незнакомых или непонятных. Это возможно: не все школьники успевают прочесть или вспомнить все до единого произведения из стандартного списка при подготовке к экзамену. Надо признать, что и не все учителя успевают подробно остановиться на каждом произведении. Но можно подстраховать себя, основательно подготовившись по одной, наиболее близкой ученику, литературной эпохе. Какие это дает преимущества? Во-первых, это упрощает выполнение задания С5, для которого в 2012 году изменены критерии оценки и увеличен максимальный балл. Задание С5 - это три вопроса на выбор ученика. Первый проблемный вопрос задается по литературе XII - первой половины XIX в., второй - по литературе второй половины XIX века, третий - по литературе XX столетия. Более глубокая подготовка по одному из этих периодов значительно увеличивает шанс ученика не только написать полноценное сочинение, но и с легкостью подобрать примеры для заданий С2 и С4, где требуется аргументировано сопоставить с предлагаемым фрагментом текста или стихотворением тематически близкое ему произведение. Задания С1 и С2 и вовсе даны на имеющемся текстовом материале, притом их выполнение подготовлено вопросами части В, и догадливый ученик, конечно, не упустит возможности использовать формулировки заданий части В и свои ответы на них при выполнении лаконичной письменной работы.

Таким образом, к ЕГЭ по литературе можно приспособиться и необязательно готовиться к нему серьезно и содержательно. К сожалению, так и делают - приспосабливаются - большинство учеников под руководством учителей. А сама литература, книга, серьезный разговор по существу поднятых писателем проблем перестают быть содержанием урока…

В качестве иллюстрации к сказанному процитируем рассуждение на тему ЕГЭ по литературе одной из выпускниц 2011 г.

Крылосова Анастасия, результат ЕГЭ по литературе - 82 балла:

«Я считаю, что мой балл за ЕГЭ по литературе не отражает в полной мере мои знания. В части В содержатся вопросы, которые повторяются почти во всех тестах, в них не хватает разнообразия. В итоге получается один набор ответов (метафора, эпитет, аллитерация и т.д.). Конечно, встретив знакомую формулировку вопроса, я испытываю облегчение, потому что быстро отвечаю и оставляю время на более сложные задания, но хотелось бы увидеть что-то новое в экзамене. Например, небольшие тексты из биографии писателей, чтобы назвать, чья жизнь описана, - было бы интереснее работать. Для меня, как оказалось, самые сложные задания - мини-сочинения, потому что мыслей много, а написать необходимо всего 5-10 предложений. А самая главная проблема - нехватка времени: еще один час не повредит. Быстро дописывая сочинение можно пропустить много всего, не дописать важные мысли, которые приходится “выкидывать”, в этом я убедилась на собственном опыте».