Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Исторический процесс и его участники. Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники»

Исторический процесс и его участники. Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники»

РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите

и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ С ЧЕМ МОЖЕТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

1. Какие условия необходимы для того,1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в

жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Кто творит историю: народ или великие личности? Кто относится к элите? Общественные объединения: каково их влияние на исторический процесс? Что такое альтернативы общественного развития?

Изучая историю, вы рассмотрели путь человечества на протяжении тысячелетий. Другими словами, вы изучали исторический процесс. Само слово "процесс" ход какого-либо явления, последовательную смену состояний в его развитии. Что же такое исторический процесс?

Основу, "живую ткань" исторического процесса составляют события, то есть те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в исторических событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения.

Каждое историческое событие обладает специфическими, только ей присущими чертами, и выяснения этих черт дает возможность полнее, ярче представить то или иное событие и вместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Таким образом, исторический процесс - это последовательная череда сменяющихся друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Все, кто осуществляет эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, крупные личности.

Существует в науке и ограничительное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история является результатом деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда; кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. При этом отмечается: общая тенденция состоит в том, что в сознательную историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей.

НАРОД - субъект исторического процесса

Слово «народ» имеет несколько значений, в данном случае мы обозначаем им все слои населения, участвующих в решении задач общественного развития.

Положение о роли народа как субъекта исторического процесса ученые трактуют по-разному. В марксистской традиции принято считать, что народные массы, к которым относятся, в первую очередь, трудящиеся, является наиболее значительным субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой. Роль народных масс наиболее ярко проявляется:

В деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии

производительных сил;

В деятельности, направленной на создание культурных ценностей;

В разных сферах общественно-политической жизни, в частности в борьбе за

утверждение и практическую реализацию неотчуждаемых прав человека, за улучшение жизни людей;

В деятельности по защите своего Отечества;

В деятельности, направленной на установление и закрепление добрососедских

отношений между народами, на укрепление всеобщего мира на планете, в борьбе за утверждение общечеловеческих ценностей. Часть исследователей иначе подходят к характеристике роли народных масс как субъектов исторического процесса, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они считают, что понятие "народ" имеет неодинаковое значение в различные исторические эпохи, формула "народ-творец истории" означает широкую общность, которая соединяет только те слои и классы, заинтересованные в поступательном развитии общества. С помощью понятия "народ", по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем, понятие "народ" охватывает и те слои, которые, не будучи трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера, приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX в. возглавляла антифеодальные революции.

В некоторых философских трудах подчеркивается различие между понятиями "народ" и "масса". Так, русский философ Н.А. Бердяев писал: "Масса" толпа есть "оно", а не "мы". "Мы" предполагает существование "я" и "ты". В массе, в толпе "я" надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями ". Он отмечал:" Массы живут преимущественно интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью ".

По выражению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, массой есть множество людей без особых достоинств.

Немецкий философ К. Ясперс подчеркивал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных принципах, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не имеет самосознания, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы, она пуста. "Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять разум, отдаться головокружительной возможности стать просто другими, последовать за ловцом крыс, который сбросит их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых бессмысленные массы будут взаимодействовать с тиранами, манипулирующих ими ".

Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Возможно, у вас сложилось свое особая точка зрения по этому вопрос Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия повлияли на ход события).

Для нормальной жизнедеятельности народа важна и наличие особых слоев, которых называют элитой. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди имеют интеллектуальную и моральное превосходство над массами, высокое чувство ответственности. Всегда так бывает? По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и т.д.).

Многие из тех, кто считает решающей силой в истории народные массы, признают вместе с тем и большую роль политических и культурных элит.

ПЛАН

Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники».

Эпиграф урока (на доске):

«Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином»,

В.О. Ключевский.

Цели:

1. Опираясь на изученное по истории и обществознанию, раскрыть тему урока.

2. Продолжить формирование умения отбирать нужный материал для раскрытия понятия.

3. Воспитания на примере выдающихся исторических деятелей, значение деятельности которых вышло за пределы своей эпохи.

Оборудование: план семинара да доске.

ПЛАН

    Исторический процесс: сущность, объект, субъекты.

    Народ – двигатель истории или консерватор?

    Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе.

    Элита, ее роль в историческом процессе.

    Социальные группы, что их объединяет. Общий интерес и социальный характер.

    Кто такие исторические деятели? Каковы их основные качества?.

    Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках, говоря о социальном познании, мы отмечали, что есть три вида социальных фактов, являющихся неотъемлемой частью исторического процесса:

1-й –это действия, поступки людей отдельных индивидов или больших социальных групп;

2-й –это продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);

3-й – словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, высказывания.

А что же есть исторический процесс?

    Исторический процесс: сущность, объект, субъекты (выступление уч-ся)

Итак, исторический процесс – это жизнь человечества в ее развитии и результатах. Он непрерывен и незавершен, включает прошлое, настоящее и будущее, и пока жив человек, он будет продолжаться.

    Одним из субъектов исторического процесса является народ. Какова его роль в историческом процессе? (выступление уч-ся)

«Глубоко неверна, более того вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят только великие5 люди. Для того чтобы совершить то, что активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, называемых «маленьких», людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность.

Приведите примеры роли народа в историческом процессе.

    Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе (выступление уч-ся)

Толпа – это злой дух, джин, выпущенный из бутылки. Чтобы из толпы вновь получается народ со своими убеждениями, твердой линией поведения, необходимо, чтобы в толпе оказалось достаточно много людей активных, с высокой целостности, не руководствующиеся лишь стадными чувствами.

    Элита, ее роль в историческом процессе (выступление уч-ся).

Делают ли частью элиты престижная работа, дорогие вещи, принадлежность к «верхушке» общества?

Сделать выводы:

    Социальные группы, что их объединяет? (выступление уч-ся)

Часто говорят о менталитете ученых, военных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса, общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, складывается много общего в складе ума, в умонастроении. Вот говорят «русская душа» (особенно в литературе), такие качества, как доверчивость для общения, терпение и т.д.

    Кто такие исторические деятели? Каковы их основные качества? Или Роль личности в историческом процессе» (выступление уч-ся)

Нам известны исторические деятели делавшие исторически известное жизненное дело… имена, которые утратили уже хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители». В.О. Ключевский.

Значение деятельности таких людей выходило далеко за пределы своей эпохи. Их мысли и дела благотворно влияли на жизнь многих поколений.

Они стали для грядущих поколений примером, нравственным двигателем.

(н-р для участников ВОВ – Д.Донской, А. Суворов, М Кутузов, Г. Жуков и т.д.) Этой теме можно посвятить много уроков.

И поэтому, я и даю вам задание завершение курса: выбрать историческую личность и раскрыть его роль в истории.

    Итоги урока.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса - события, (прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни). Философия истории Философия истории - стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории.


ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Исторический процесс – это общество в динамике, т.е. в движении, изменении, развитии. Социальные изменения – это переход социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Такие изменения – социальное развитие. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Линейное движение Циклическая динамика Спиралевидная динамика Используя п.1 охарактеризуйте типы социальной динамики


ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития; циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем; спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.




ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭВОЛЮЦИЯ постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА - переустройство какой- либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.


ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА Прочтите п.2 и выпишите в тетрадь определение понятия «фактор» и факторы изменения общества. ФАКТОР причина, движущая сила исторического процесса, определяющая его характер или отдельные черты природные факторы (Ш. Монтескье); духовный фактор - «Идеи правят миром», немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум»; материальные факторы - значение материального производства в развитии общества (К. Маркс). развитие техники и технологий как фактор В чем заключается позиция М.Вебера по отношению к факторам социальных изменений?


РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Марксисизм: народ – трудящиеся массы – творец истории, играет решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественной жизни. В.О.Ключевский: народ – этнографическое понятие, то есть люди одной истории, культуры, духа. Иные суждения: А.И.Герцен: народ - консерватор по инстинкту. Он держится за старое, усвоенное, знакомое. Н.А.Бердяев: народ может не иметь демократических убеждений.


РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «НАРОД» И «МАССА» не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы она пуста. структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. (К. Ясперс) НАРОДМАССА ЭЛИТА Особую роль в управлении обществом, в развитии культуры играет - ЭЛИТА. Что такое элита?


СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Т. Гоббс Типология социальных групп: классы (высший, средний, низший); племена, народности (русские, французы, англичане); сословия (дворяне, крестьяне, купцы); по религиозному признаку (протестанты, католики и др.), по возрастному признаку (молодежь, пожилые люди и др.), по профессиональному признаку (шахтеры, учителя и др.), по территориальному признаку (жители какой-либо области) признакам. общественные объединения - формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ Это деятели различных сфер общественной жизни, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Л.Давинчи А. Гитлер А. Македонский Б.Франклин Петр I «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи…, он указывает новые общественные нужды…, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» Г.В.Плеханов «О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам». Ф. Вольтер