Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Введение культурология как наука предмет и задачи культурологии. Культурология как научная дисциплина

Введение культурология как наука предмет и задачи культурологии. Культурология как научная дисциплина

Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

Один из важнейших методологических принципов моего подхода состоит в переходе от обсуждения отдельных понятий культуры к анализу практик, в рамках которых формируются разные понятия культуры, а также к анализу различных научных стратегий и подходов изучения культуры, прежде всего философского, естественнонаучного, гуманитарного, социокультурного и исторического. Поясню. Межуев, анализируя, что собой представляла идея культуры, пишет, что это было оценочное понятие культуры, позволявшее "постигнуть смысл и направленность человеческой истории в целом", исходя из убеждения в том, что именно европейская история и культура являются "высшим достижением духовного развития человечества". По Межуеву, идея культуры и соответствующее понятие были ответом (объективацией) на формирование особой практики - самосознания европейского человечества как целого; дальше на этой основе разворачивались и другие практики (просвещение населения, колонизация других, "менее культурных" народов, практика миссионерства). Анализируя понятие "культура" как "многообразие культур" и понятие "массовой культуры", К. Разлогов, по сути, применяет тот же самый прием объяснения: в качестве важнейшей предпосылки формирования этих понятий рассматривает соответствующие практики (формирование национальных государств и отдельных наций, создание сферы устойчивых массовых культурных услуг и социального управления на основе СМИ, телевидения, а сегодня и Интернета). М. Фуко и современные методологические исследования показывают, что понятия типа "культура" появляются в ходе объективации схем, обеспечивающих формирование и функционирование определенных социальных практик и связанных с ними властных отношений. В таком контексте, прежде всего организационном, культура выступает как объект, полагаемый мыслью, а не объект изучения; но затем культуру, выделенную таким образом, начинают изучать.

Напротив, в своих последних работах Э. Орлова осмысляет разные понятия культуры на основе анализа различных стратегий научного познания (для меня эта позиция всегда была исходной). Когда, пишет она, основным в познании считается установление фундаментальных нормативных порядков, отделяющих мир человека от остального мира, это можно сделать только средствами философии. Если акцент в познании делается на процессе непосредственного наблюдения искусственных феноменов в том виде, в котором они даны людям, в специфичности, уникальности их проявлений или попытке обнаружить нечто общее за внешне различными феноменами, незаменимым становится гуманитарный тип познания. В случае достаточного накопленного опыта практического обращения с определенными культурными феноменами возникает вопрос о возможности их целенаправленного регулирования, прагматического использования и т.п. Соответственно актуализируется научный подход к этим феноменам.

Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно - сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.

В своих исследованиях я стараюсь сочетать подход к анализу культуры через анализ соответствующих практик с подходом, предполагающим разведение типов стратегий познания. Дело в том, что понятия культуры несут в себе черты и того и другого.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agricultura. Agricultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • 1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
  • 2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.
  • 3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
  • 4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

Введение. Культурология как наука. Ее предмет и структура ..............5

Раздел I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ .... 23

Глава 1. Предыстория.........................................................25

Глава 2. Культурологические теории XIX века...............................43

Глава 3. Культурология ХХ века..............................................60

Раздел II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ ....................................101

Глава 4. Культура как предмет изучения...................................103

Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры.......................125

Глава 6. Динамика культуры................................................151

Глава 7. Онтология культуры................................................181

Глава 8. Межкультурная коммуникация...................................197

Глава 9. Типология культур.................................................242

Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.................................. 253

Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе.....255

Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии.....269

Глава 12. Древний Египет: культура, обращенная к вечности.............283

Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие...........296

Глава 14. Культура Древнего Китая: сочетание символа и ритуала.......321

Глава 15. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству___342

Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации... 368

Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации...........382

Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья.................398

Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков..................411

Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения.....432

Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени.....................457

Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века.................473

Глава 23. Русская культура раннего Средневековья.......................486

Глава 24. История и культура Московской Руси...........................508

Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века...........................534

Глава 26. «Золотой век» русской культуры.................................558

Заключение. Культура XX века: основные направления.................586

Краткий словарь специальных терминов ............................605


ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

Становление культурологии как науки

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления - стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Слово «культура» - одно из наиболее употребительных сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осознанали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, предложившего название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология - закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира

Несмотря на то что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с начала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учеб-

ной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологическая наука находится сегодня в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели четких научных границ, исследования в ее рамках разноречивы, существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам - истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов безусловно согласны все - предметом культурологии является культура Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Культурология и философия.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле-

ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе - культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология.

В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима-

ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них:

· история культурологии, которая занимается изучением многочисленных культурологических концепций, существовавших в прошлом;

· культуроведение - практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в музееведении, литературоведении, театроведении и т.д.);

· социология культуры изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологического знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры;

· экология культуры охватывает все области жизнедеятельности современного человека, прежде всего его взаимоотношения с природой. Ведь культура - это та искусственная среда, которая создана человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы - естественной средой нашего обитания. Отсюда важная задача культурологии - изучение активных связей человека с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нормы и ценности людей, типы культуры;

· психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества. Кроме того, большое внимание уделяется изучению ценностей разных типов культур;

· этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру;

· богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма;

· история культуры изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;

· изучение художественной культуры разных народов позволяет показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию интересуют прежде всего художественные вкусы того или иного общества, типичные художественные образы и символы.

При таком широком подходе к предмету культурологии она предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собственного предмета исследования и становится частью названных выше дисциплин.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

· глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

· изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

· определение места и роли человека в культурных процессах;

· взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

· изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

· исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

· факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

· связи между элементами культуры;

· динамику культурных систем;

· способы производства и усвоения культурных феноменов;

· типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

· культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология - из философии природы, а социология и политология - из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое познание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом - формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида - фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм - к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, фи-

3) культуроохранные институты - организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее большая часть культурологического знания вписывается в приведенную классификацию и подробнее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного пособия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или метод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения действительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно избранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и осмыслить сущность культуры в целом Решение такого рода задач предполагает применение самых различных общенаучных методов познания - наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существуют и собственно культурологические исследовательские методы и подходы. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным типам.

Генетический -

1. Генетический - позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели.

Компаративный -

2. Компаративный - требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специ-

фику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

Системный -

3. Системный - предлагает рассматривать культуру как универсальное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный феномен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры - материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

Структурно-функциональный -

4. Структурно-функциональный - рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это позволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кроме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры - обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека.

Социологический -

5. Социологический - изучает культуру и ее феномены как социальный институт, придающий обществу системное качество и позволяющий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

Деятелъностный -

6. Деятелъностный - понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

Семиотический -

8. Семиотический - исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание - текст, который и должен быть прочитан исследователем

Герменевтический -

9. Герменевтический - характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отличаются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

Биосферный -

10. Биосферный - характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1.

2. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000.

3. Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996.

4. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

5. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. М: ИНФРА-М., 2002

6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005.

7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. M.: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002.

ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ

Несмотря на то что культурология - молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена.

Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре.

Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии:

· доклассический (античность, Средневековье);

· классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

· неклассический (конец XIX - первая половина XX в.);

· постнеклассический (вторая половина XX в.).

Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого традиционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культурология является детищем только европейской традиции познания мира, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Вико Д Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1992.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

4. Гулыга А. Кант. М., 1981.

5. Гулыга А. Гегель. М, 1970.

6. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6.

7. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

8. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

Философия жизни о культуре

Стремясь открыть истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие закономерности развития, многие представители европейской творческой элиты конца XIX в. стали создавать свои концепции общей теории культуры, расширяя тем самым предмет культурологического знания. Появились научные школы с направленностью, отражавшей специфические интересы того или иного ученого. В русле этого

процесса в Европе в то время сложилось новое направление в философии, решительно порывавшее с рациональными европейскими ценностями разума, науки и просвещения, а также с традиционной христианской моралью. Это направление получило название философия жизни.

Его представители ставили перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие «жизнь». С помощью этого понятия создавалось представление о мире как о чем-то целом, о способах его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают ей этот смысл. В рамках этого направления была выдвинута идея о том, что философия при построении картины мироздания не должна опираться только на естественные науки, что здесь следует отдать приоритет художественному видению мира, которое способно запечатлеть изменчивость мира, движение самой жизни.

Заложил основы «философии жизни» и определил ее культурно-философскую ориентацию немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844- 1900).

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

2. Культура и культурология; Словарь / Составитель А.И. Кравченко. М., 2003.

3. Культурология XX век. Антология. М., 1995.

4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина М., 1996.

5. Культурология. Ростов н/Д, 1995.

6. Леонтьев КН. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

7. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М., 2002.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Игровая концепция культуры

Еще Платон говорил об игровом космосе, Кант - о теории эстетического состояния игры, Шиллер - об игре как о заменителе культуры. Такое внимание к игре не случайно, ведь игра наряду с трудом и учебой от-

носится к основным видам человеческой деятельности. В детстве игра стоит на первом месте, но и взрослые продолжают играть - в карты, в шахматы, в лотерею, в футбол, на бирже, в театре и кино и т.д. Поэтому игра - это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность.

Голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) посвятил игре свою книгу «Homo Ludens» - «Человек играющий» (1938). Ее основным лейтмотивом стало утверждение - игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру. В подтверждение своей идеи Хейзинга анализирует самые глубокие пласты истории и культуры - игровые. Игра у него выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но в качестве критерия состояния общества. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет игру и культуру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее.

Анализируя разные формы и виды игры, Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков:

· игра всегда остается свободной деятельностью, никто не принуждает человека играть. Поэтому она не может быть необходимостью или долгом;

· игра не утилитарна, лишена корысти, не может удовлетворить какие-то жизненные потребности или материальные интересы. Игра доставляет радость, ее цель - в ней самой, в удовольствии от выигрыша, в сознании своего успеха;

· игра всегда есть выход за пределы действительного, настоящего в область воображаемого, придуманного. Но это обычно не мешает участникам полностью отдаваться игре;

· игра обособлена от повседневной жизни, всегда имеет фиксированные пространственно-временные границы. Поэтому ее всегда можно повторить;

· в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена, представляет своеобразный «островок» совершенства;

· игра всегда есть соревнование, соперничество, игрокам приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для этого игрок должен прилагать определенные усилия - ведь результат игры заранее не известен. В игре всегда присутствует некоторая неуверенность, игрок всегда рискует. Это напряжение придает игре остроту и зрелищность;

· развитая игра порождает стремление к объединению игроков в группу, содружество, и это содружество продолжает функционировать и за пределами игры.

Игра старше культуры, поскольку все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого общества и присутствуют в игровом поведении животных. Ведь их игра свободна и доставляет им радость сама по себе. Животные соблюдают при этом какое-то подобие ритуалов - принимают определенные позы, притворяются злыми и свирепыми, обращаются с какими-то предметами как с игрушками. Так что уже у животных игра выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Однако игры животных - не более чем зародыш человеческих игр. Ведь человеческая игра развивается под влиянием общественных условий и выходит далеко за рамки удовлетворения физиологических потребностей организма.

Таким образом, игру нельзя объяснить только рациональными мотивами. Она избыточна, непрактична. Но именно это ее свойство позволяет предкам человека оторваться от обслуживания чисто биологических потребностей и направить свой интеллект на иные, надбиологические цели. Отсюда - рост человеческой культуры, которая возникает в форме игры. Иными словами, культура первоначально «разыгрывается». Все виды деятельности человека в архаическом обществе предпочитали игровую форму. Именно в играх общество выражало свое понимание жизни и мира. Очевидно, в древности вообще не проводилось границы между игрой и «серьезной» жизнью. Игра просто не воспринималась как особый вид деятельности.

Все современные формы культуры также родились в игре. Так, культ вырастал из священной игры, музыка и танец были игрой, мудрость и знание находили свое выражение в священных состязаниях, право выделилось из обычаев социальной игры, на игровых формах базировалось улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Да и все мы постоянно «играем» свои социальные роли.

Культуроформирующие свойства игры проявляются в нескольких аспектах.

Культурология – это сравнительно новая дисциплина, которая является базовой во всех ВУЗах России, в том числе и технических. Включение данного предмета в образовательное пространство высшей школы обусловлено самим определением «университет», который представляет собой своего рода символ развития науки, культуры, творчества, инноваций, совершенствования интеллектуальной и духовной сферы человека и, соответственно, общества. Культурология уже заняла одно из главных место в социально – гуманитарном научно – образовательном блоке.

Сущность и смысл культуры

Н.А. Бердяев , великий русский философ, писал, что «культура родилась из культа. Истоки ее сакральны…» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990. С. 248). Вильгельм Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» из латинского «colere», что означает «обрабатывать», «возделывать» (землю). Отсюда произошел термин «cultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В. Вундтом
переводится как забота, направленная на облагораживание жизни .
Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что таких определений более 160, а ученый А. Моль в книге «Социодинамика культуры» называет уже 250 определений феномена культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Поэтому одной какой-либо формулировкой его определить нельзя.

В развитии культурологии как академической учебной дисциплины можно выделить два этапа :

1. Первый период охватывает 1987 – 1990 годы. В это время формировался «общекультурный» курс на кафедрах истории и философии, определялась структура, цели и задачи дисциплины. Происходил процесс деидеологизации гуманитарной образовательной системы.



2. Второй период можно определить как этап стабилизации. К 1991 году курс «Культурология» усовершенствовался и обрел автономную специфику в учебном процессе технического вуза.

Более четко определились и цели курса:

Формирование способности к прогнозированию социально – экономических, экологических, этических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

Развитие общего культурного, духовного, художественно – эстетического потенциала личности в среде высшей школы и, в частности, в условиях инженерно – технической специализации;

Овладение морально – нравственными, социальными, этическими нормами, способствующими достижению не только личного успеха, благополучия и безопасности, но и общественного блага.

Исходя из данных размышлений можно предложить одну их версий общего определения культурологии как науки: она изучает содержание и особенности реализации всего творческого потенциала человека и человечества. Культуру в широком смысле можно охарактеризовать как полноту общественной жизни и многогранной деятельности людей, создающих духовные и материальные ценности (артефакты).
В области гуманитарного знания принято различать «науки о духе» (социально – гуманитарные) и «науки о природе» (естественные).
В рамках социальных наук изучаются человек и социальные системы, культурные объекты и процессы, которые формируются в результате взаимодействия людей между собой, с природой в процессе совместной жизнедеятельности. Разные аспекты этого взаимодействия изучаются социологией, культурологией, социальной психологией, социальной, культурной и психологической антропологией. Прародительницей социальных наук, которые стали оформляться преимущественно во второй половине ХIХ века как самостоятельные дисциплины, явилась философия .
В России раньше (официально до 1990 года) социологов называли философами (с 1990 г. появились ученые степени по социологическим наукам).
Социальная, гуманитарная, культурная сфера сложнее по структуре и содержанию, чем естественнонаучная, и поэтому гораздо труднее поддается научному анализу. Ее специфика определяется тем, что центральным звеном здесь является человек, личность, субъект , обладающий уникальностью психофизического склада, внутреннего мира и требующий тончайшего исследования всей совокупности неповторимых свойств, опосредующих его поведение, деятельность и характер взаимодействия с другими людьми в культурном сообществе.

Теперь подробнее остановимся на том, что же конкретно изучает культурология? Культурология в настоящее время рассматривается как интегративная область знания, рождение которой произошло на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, истории и теории культуры, теологии (богословия) культуры. Культурология – это социогуманитарное знание, однако в ней довольно часто используются методы естественных наук.

В область культурологии входят и взаимодействуют два типа знания : естественнонаучное , формально – логическое, математическое, с одной стороны, и социогуманитарное – с другой. Оба этих типа знания в своем единстве образуют единую картину мира, общую модель мироздания, по отношению к которой и самоопределяется человек, выстраивая собственную мировоззренческую парадигму. Оговоримся сразу, что в разные исторические эпохи развития цивилизаций и человеческого общества, картины мира были разными, различались и индивидуальные
парадигмы миропонимания, о чем мы будем говорить позднее.
«Культурология, таким образом, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему» (Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М., 1980. С.10). Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, выявление механизмов межкультурной коммуникации, изучение универсального и специфического, постоянного, устойчивого и изменчивого в культуре. Правомерно дать и такое определение культурологии: данная дисциплина изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, психологических технологий – словом, изучает в целостности все многообразие человеческих форм и смыслов существования и взаимоотношений людей, учитывающих их географическую, расовую, национальную, религиозную принадлежность, гендерную специфику, психологические особенности, исторические ментальности, политические, экономические приоритеты – то есть, по сути, все аспекты творчества человека.
Целью культурологического исследования является понимание своей собственной и иных культур, а предметом – содержание индивидуальной и общественной жизни в их взаимодействии и взаимовлиянии.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов понимания форм культурной жизни и изучает объекты (артефакты) и культурные процессы. Современная культурология охватывает область как фундаментальных, так и прикладных исследований, к которым относятся: социокультурное проектирование и прогнозирование, социально – культурные технологии, социально – культурный менеджмент и т.п.
Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных психологических, естественных, технических наук и комплексного гуманитарного знания.

Основные задачи культурологии:

Анализ культуры как системы культурных феноменов;
- исследование ментального содержания культуры;
- выявление типов связей между элементами культуры;
- исследование типологии культур;
- изучение механизмов культурного развития человека и общества;
- исследование культурных текстов, культурных кодов, символов и межкультурных коммуникаций;
- изучение влияния на развитие человека, культуры, науки, искусства и общества.

Кратко рассмотрим особенности антропологического подхода к изучению культуры. Этот подход в науке получил название культурной и социальной антропологии как науке о человеке . Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли именно в культурной и социальной антропологии. В становлении этого знания ученые выделяют три этапа:

1) этнографический (1800-1860);
2) эволюционистский (1860-1895);
3) исторический (1895- 1925)

Обратимся к авторитетным ученым и мыслителям, внесшим значительный вклад в развитии культурной и социальной антропологии. Пионером в становлении антропологии считается известный французский философ, педагог и писатель Жан Жак Руссо, изложивший свои прогрессивные идеи в труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Это, по сути, первое научное исследование по общей антропологии. Он выделил ее в сложившейся системе естественнонаучного и гуманитарного знания. В своей работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно уметь смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, необходимо наблюдать различия. Это правило Руссо стало одним из первых методологических законов антропологии. Цель антропологии при изучении человека, по словам Руссо, - «увидеть свой собственный образ, отраженный в других людях».

Основоположником антропологического подхода к изучению культуры является американский этнограф, лингвист и археолог, профессор Колумбийского университета Франц Боас (1858-1942), который противопоставил сравнительно – историческому методу эволюционной школы в изучении культуры собственный, а именно «исторический метод», который сводился к эмпирическому. Боас отрицал законы социального развития, теоретических обобщений и утверждал, что изучение культуры заключается в описании культурных феноменов и накоплении исторических фактов. При этом каждое культурно – историческое явление рассматривалось им как уникальное.

Значительный интерес для понимания содержания культурологии представляют труды одного из наиболее известных в мировой науке антропологов К. Леви-Строса, который, в частности, отмечал, что «в своем коллективном существовании человек также должен познать себя как «другого», до того как он осмелится претендовать на собственное «Я» (Леви-Строс, К. Первобытное мышление).

Следует сказать, что, в отличие от социальной, культурная антропология характеризуется бо льшим вниманием к духовным , чем к материальным феноменам культуры, историко – описательной
методологией исследования и выдвижением на первый план механизмов трансляции культурного опыта, проблем динамики культуры.
В рамках нашей темы коснемся и некоторых аспектов социальной антропологии, в контексте которой изучаются примитивные и традиционные общества с участием этнических особенностей культур .
Обратимся к истории: уже в трактатах Платона, Аристотеля, Цезаря, Геродота, Тацита, Ибн Батуты и других античных мыслителей были заложены основания для формирования научного направления «социальная антропология». Философско – исторические основания современной социальной антропологии были сформулированы американским ученым
А.Л. Кребером, который назвал культуру «суперорганичной» , то есть стоящей над биологической и социальной реальностью. Особенность социальной антропологии заключается в том, что главное место в ее исследованиях занимает этнологический анализ культуры (этнология изучает распространение человека на Земле, его поведение и обычаи).
В методологическом плане для социальной антропологии характерно движение от факта к гипотезам, отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культур .
В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры и их функциональности (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский ). В работах уже упомянутого нами К. Леви-Строса социальная антропология приобрела черты семиотической науки . Американский социолог и культуролог
Т. Парсонс считал, что социальная антропология «включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности… Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям, и в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам»
(Цит. по: Американская социология. – М., 1972. С. 362-363).
В 70-е годы ХХ столетия происходит сближение исследовательских установок социальной и культурной антропологии. Особенно это проявляется в области социокультурной динамики. Накопленный богатый эмпирический и теоретический материал и построение различных моделей генезиса (происхождения) культуры позволили современным культурологам переключиться с реконструкции прошлого на изучение современного человека во всей совокупности его межличностных, социальных, социоприродных, социально – политических, социально – экономических и иных связей, а также его этических, конфессиональных предпочтений.

Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Есин А.Б.

М.: Академия, 1999 - 216 с.

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.
Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.


Формат: doc / zip

Размер: 292 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 218 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА 6
II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17
III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 26
IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР 42
V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 49
VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 59
VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ* 76
VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 90
IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ» 100
X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ* 116
ЛИТЕРАТУРА 133
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 135