Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Сочинение по поэтической сказке Островского «Снегурочка. Cочинение «Сказка Островского "Снегурочка"

«Сочинение по поэтической сказке Островского «Снегурочка. Cочинение «Сказка Островского "Снегурочка"

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.

Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в ее сердце зажжется огонь любви, он растопит ее. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.
Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет ее в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает ее, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию.

Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен ее красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце ее не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в ее сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал ее, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль ее за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести ее утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно ее поведет Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить ее любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя ее на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит ее научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца.

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка», написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить». И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись». Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе». Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной», потом «чудесной». Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (итоги эксперимента)

Итоги эксперимента могут быть выявлены в результате анализа устных ответов школьников, ответов на вопросы анкеты, тестирования, творческих работ, рисунков, полученных в процессе работы над тестом.

В презентацию (для экспериментальной группы) и микролекцию (для контрольной группы) о жизни и творчестве А.Островского вошли факты о том, где и в какое время жила семья Островских, о ее быте; о детстве, о годах учения и службы писателя, первых его пьесах, его роли в драматургии. Мы посчитали возможность отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.

При обобщении и уточнении читательского восприятия текста, мы посчитали необходимым выявить воспроизводимость данного материала.

В контрольной группе, где опрос носил индивидуальный характер, хорошо успевающие учащиеся воспроизвели около 70% изложенного материала. Вне внимания учащихся осталось название города, где родился и вырос писатель; дата выхода его первых произведений; место службы писателя.

В экспериментальной группе проводили беседу фронтального характера. На вопрос о наиболее запомнившихся фактах жизни и творчества писателя, мы получили следующие ответы: «Семья Островских жила в одноэтажном доме, а улицы были грязными, пустынными», «Учился на юридическом факультете Московского университета, но оставил его и решил полностью заняться литературной деятельностью», «Островский очень увлекался театром». Это свидетельствует о внимании детей к событиям детства писателя. После серии вопросов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества писателя.

Применение «чтения с остановкой» оказалось эффективным. Практически все учащиеся прочитали произведение. В качестве ведущего мотива чтения выступило желание узнать, что будет дальше: «Сможет ли Снегурочка жить среди людей?»

Беседа по выявлению читательского восприятия произведения показала, что ответы учащихся на некоторые вопросы полярно расходились. В данной беседе мы использовали следующие вопросы: «Понравилась ли вам пьеса? С каким настроением вы закончили чтение? Если бы вам предложили краски, какие бы вы выбрали, чтобы нарисовать свое настроение?» В восприятии сказки, несмотря на личностные различия, многие ученики были единодушны. Наиболее типичные ответы: «…да, сказка понравилась». Но также дети выражали свое удивление по поводу финала сказки, не свойственного данному жанру. На эмоциональном уровне в шкале чувств: грусть, тоска, жалость, удивление.

Обсуждая композиционные особенности пьесы, ребята отметили, что «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок. В ее основу входят элементы календарно - обрядовой поэзии: праздник Масленицы. Отметили присутствие в пьесе лирических песен. Самостоятельно учащиеся отметили, что произведение похоже на русскую народную сказку, ведь именно для сказки характерна борьба противоположностей: добра и зала, глупости и смекалки, холода и тепла, Мороза и Солнца; одушевленность существ: Весны, Мороза, Снегурки, леших и других: сказочное разрешение трудностей героев. Также учащиеся пришли к выводу, что в основе сюжета лежит вымысел. Назвали сказочное композиционное построение произведения: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Самостоятельно и довольно легко учащиеся определили конфликт пьесы: противостояние природных стихий - Мороза и Солнца. Отметили, что конфликт зарождается в «Прологе» и проходит через всю пьесу. Также при помощи учителя увидели еще один конфликт - конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.

Раскрывая систему действующих лиц в пьесе, ребятам было предложено разделить их на две группы и дать название каждой группе действующих лиц. В процессе этой работы учащиеся попытались ответить на вопрос: «К какой из предложенных ими групп отнести Снегурочку?» В ходе рассуждений у них получилась такая таблица:

К данному этапу эксперимента ребята выполнили дома рисунки. Оценка работ проходила вместе с ребятами: ученик рассказывал, какого героя пьесы он изобразил и почему выбрал именно его. Нами было собрано 16 рисунков с изображением действующих лиц пьесы. В своих работах ребята изобразили разных героев: «Снегурочка» - 7 , «Мизгирь» - 2, «Весна - Красна » - 3 , «Мороз» - 2 . «Лель» - 1 , «Купава» - 1 .

В рисунках мы увидели отношение учащихся к пьесе-сказке. Яркая палитра красок позволяет судить о хорошем восприятии сказки и о созданном ею настроении. Большая и разнообразная цветовая гамма - желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, а также их сочетание - говорит о положительном отношении к произведению. Изображение человеческой фигуры в подробностях сообщает о вдумчивом подходе к выполнению работы. Подробно нарисованные лица, т.е. наличие глаз, носа, рта, их изображение в нужном цветовом ракурсе позволяет судить об увлеченности работой по изображению предмета. Такой подход учащихся к работе, оригинальность рисунков, дает судить о заинтересованности учащихся данным произведением.

Для систематизации и обобщения читательских впечатлений учащихся, мы выбрали работу в группах (по 2-3 человека). Группам предлагались вопросы проблемного характера: 1 группа - Как изменяется главная героиня по мере развития истории? Какой характер носят эти изменения? 2 группа - Прочитайте по ролям диалог Весны и Мороза (явл.2). О чем спорят Мороз и Весна? 3 группа - Что такое счастье для Снегурки? Зачем она хочет пойти к людям? 4 группа - Почему Снегурка выбирает любовь, а не жизнь? 5 группа - Как можно объясните решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

В целом учащимся были понятны вопросы, и они могли полно ответить на них: «Мы наблюдали изменение состояния Снегурочки: от полного равнодушия к любви до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни», «Мороз и Весна спорят о будущей судьбе своей дочери Снегурочки», «Счастье для Снегурочки - найти себя в мире людей». «Снегурочка понимает, что познав любовь, она погибнет, но и жить без любви больше не сможет», «Мы считаем, что дар Весны - это закон природы: все живое должно любить»,» Любовь для Снегурочки не погибель, а обретение новой жизни». Отвечая на вопросы, ребята старались использовать цитаты из текста, демонстрируя хорошее знание сюжета произведения.

Анализируя творческую работу по составлению сценария спектакля, мы можем отметить, что ребята задумывались над тем, как изобразить на сцене крик петуха, и предлагают включить звукозапись; ка передать наступление весны: «Звучит плавная, спокойная музыка», «На сцене полумрак: лампочки постепенно разгораются ярче», «На заднем плане появляется изображение Весны - Красны в окружении птиц», «Перед появлением Деда Мороза посыпать на сцену «снег», а когда он появится на сцене, то включить пар». Далее работа сводится к пересказу или к списыванию текста. Наблюдается опущение некоторых реплик действующих лиц пьесы. Сравнивая просмотренный отрывок из мультфильма со своими сценариями к спектаклю, ребята наглядно убедились в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран.

Работая над материалом данного домашнего задания, учащимся необходимо было предоставить декорацию к постановке спектакля. Обсуждая вопрос: «Почему Красная горка так названа?», дети высказали двоякое мнение: «Красная горка так названа потому, что на ней весной и летом цветут красные цветы», «Когда восходит солнце, то горка озаряется красным светом, поэтому ее назвали Красной горкой».

Иллюстрации с изображением декораций выполнили 7 учащихся. Хочется отметить, что ребята старались изобразить на своих рисунках все, о чем пишет Островский, описывая место действия пьесы. При изображении «Красной горки» ребята показали восход солнца и растущие на горке красные цветы. Дети хорошо выполнили задание. Это свидетельствует о том, что интерес у учащихся к произведению не угасает в течение всего периода работы над ним.

Данные, полученные при проведении тестирования, показали следующие результаты: в данном виде контроля участвовало 12 человек, из них написали работу на «отлично» - 6 учащихся, на «хорошо» - 4 учащихся, на «удовлетворительно» - 2 учащихся. Вывод: пьеса «Снегурочка» усвоена ребятами достаточно хорошо (качество 92 %). Практически все учащиеся запомнили имена выдающихся людей, которые принесли большую популярность пьесе-сказке.

Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:

Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.

Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.

Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.

Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.

Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы - сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей - добрый и заботливый», «Купава - несчастная, мне жаль ее», «Весна - мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз - злой, но он боялся за свою дочь».

Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.

Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее , охарактеризовав Снегурочку в пьесе.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.