Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Структура эстетической культуры. Воспитание эстетической культуры личности

Структура эстетической культуры. Воспитание эстетической культуры личности

Понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура» органически связаны с термином «эстетика». Эстетика (от греч. aisthēsis – «ощущение», «чувство») – это философское учение о прекрасном.

В эстетике прекрасное связано с искусством, творчеством, художественным отражением действительности в сознании человека. Красота, совершенство, гармония, творчество, эстетическое наслаждение – это все объективно существующие в обществе эстетические ценности. Они должны быть преобразованы в субъективные потребности личности школьника (подобно тому, как нормы общественной морали преобразуются в нравственные качества личности). Такое преобразование и составляет сущность эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – это процесс организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, взглядов, убеждений и вкусов, на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи эстетического воспитания школьников:

1) формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей, т. е. стремления вносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного;

2) формирование художественного восприятия (способности видеть и переживать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве), а также художественного вкуса (художественной взыскательности);

3) формирование художественных и искусствоведческих знаний, приобщение школьников к отечественной и мировой художественной культуре;

4) формирование умения выражать свои суждения, взгляды в области искусства, анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность художественных произведений;

5) развитие и реализация творческого потенциала учащихся, их приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, театру;

6) раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и формирование у учащихся на этой основе гражданских, патриотических взглядов и убеждений, других нравственных качеств;

7) развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - литературе, музыке, пению, рисованию и т. п.

Но эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности, в труде, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Критерии эстетической воспитанности школьников:

1. Уровень развития природной основы эстетического отношения к искусству и действительности. Например, для восприятия и занятий музыкой такой природной основой выступают музыкальный слух, такт и ритм, музыкальное мышление и способности музыкального творчества (импровизация). Для литературы это способность художественно-смысловой оценки литературных образов, умение творчески воспроизводить жизненные явления с помощью слова, хранить их в памяти, давать им смысловую оценку и самостоятельно создавать их.

2. Степень выраженности привычной потребности и мыслительной способности анализировать явления искусства и жизни с эстетической точки зрения, а также активной жизненной позиции личности в освоении культуры и в творчестве (это высший критерий эффективности эстетического воспитания).

3. Фактический уровень осведомленности учащегося в области искусства и культуры.

Можно выделить три уровня эстетического отношения к искусству и действительности: поверхностный, оптимальный и специализированный.

Пути и средства эстетического воспитания школьников.

Перечислим основные пути воспитания эстетической культуры личности школьника:

1. Непосредственное приобщение школьников к искусству в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла - литературы, музыки, ИЗО, МХК.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т. е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим - Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В.А. Распутина, повести и рассказы В. Белова, Ю. Казакова, В. Солоухина).

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ – художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

2. Введение эстетических элементов в преподавание всех остальных учебных предметов, привлечение примеров из области искусств. В математике, например, нередко говорят: «красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Например, на уроке «Пороги и водопады» в курсе географии в VI классе я приводил учащимся отрывок из романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», где описаны днепровские пороги, и самый опасный из них - Ненасытец: «…Ужасающее зрелище потрясло … взор. Во всю ширину поперек реки шли семь каменных преград, торчавших из воды, черных, изглоданных волнами, проломившими в них подобия ворот и проходов. Река всею тяжестью воды своей ударяла в эти преграды и отлетала назад, взбешенная, обезумевшая, вспененная белыми кишащими брызгами, потом, точно неукрощенный скакун, делала еще одну попытку перескочить их, но, отброшенная еще раз, прежде чем изловчиться хлынуть через проломы, зубами, можно сказать, вгрызалась в скалы, закручивалась в бессильной ярости в чудовищные водовороты, столбами взлетала вверх, вскипала кипятком и, как усталый зверь дикий, тяжко отдувалась. И опять – словно бы канонада сотни пушек, вой целых волчьих стай – всхрапнет, поднатужится, и перед новой грядой точно такая же борьба, такое же безумие. А над безднами вопли птиц, словно потрясенных этим зрелищем, а между грядами угрюмые тени скал, дрожащие на топкой грязи, словно тени злых духов».

Вопрос 44 Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся.

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению — непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель — формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

// Январь 9, 2009 // Просмотров: 16 430

§ 1.1 Эстетическое отношение к миру

§ 1.2 Эстетическое воспитание

Глава 2. Художественная культура личности

§ 2.1 Художественная культура как особая область культуры

§ 2.2 Художественная культура как особая форма эстетической культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Особое место в социокультурной инфраструктуре принадлежит эстетической культуре. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.

Образно говоря, эстетическая культура – это не только одно из ценнейших растений культурного парка человечества, но и неизменный аромат каждого из процветающих здесь растений.

Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.

Это находит свое проявление в самой полифункциональности эстетической культуры и ее гуманистическом характере. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.

В силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все звенья культуры общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Она является движущей силой, катализатором и формой общественного прогресса. Все это придает особую актуальность исследованию проблем эстетической культуры.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Сибирская Академия Государственной Службы

Юридический факультет

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культурология»
Тема «Эстетическая культура личности»

Выполнил студент:

                  группы ___________
                  _________________
                  Проверил:
                  _________________
                  _________________
НОВОСИБИРСК 2011
Содержание

Введение

Актуальность. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.
Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.
Эстетическая культура? инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.
Эстетическая культура? важнейшее составляющее духовного облика личности. От его наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в культуре. Однако ее формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Цель данной работы? изучение эстетической культуры личности.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи :
    Рассмотрение сущности и содержания эстетической культуры личности.
    Изучение эстетического воспитания и эстетического отношения к миру.
    Сущность и структура эстетической культуры личности
Эстетическая культура? состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.
История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.
Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.
Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде « Эстетика». Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого? красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика? это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и способы воспроизводства искусства.
Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент? искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин? «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством).
Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы.
    Развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов.
    Мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование.
    Утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов.
    Интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру.
    Гуманизм художественного мышления и деятельности.
    Многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.
Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Категория «художественный» применяется и для подчёркивания индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности: художественные наклонности ребенка, талант художника.
Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.
Специфические особенности личности как объекта и субъекта культуры определяют и особенности структуры ее эстетической культуры.
По своей структуре эстетическая культура личности? сложное и многообразное образование. Можно выделить следующие ее основные компоненты.
Во-первых, необходимой составной частью эстетической культуры личности являются соответствующие знания. Один тип – это знания общекультурного, общеобразовательного порядка, в том числе искусствоведческие, философские, исторические и иные знания об эстетических объектах. Другой – знания непосредственно эстетические, которые предполагают не только знакомство, но и понимание, по крайней мере, основных эстетических категорий, особенностей эстетических и художественных закономерностей.
Эстетические знания являются базой эстетического развития личности. Сейчас, в эпоху научно-технической революции, в связи с возрастанием роли научного мышления вообще, вопрос об эстетической образованности личности становится особенно актуальным. Однако, как уже подчеркивалось, эстетическое сознание по своей природе является оценочным, поэтому эстетические знания – необходимый, но не единственный элемент эстетической культуры.
Путь к эстетическому идеалу? это путь нетрадиционного мышления, необходимо включающий в себя синтез культуры прошлого и настоящего. Это поистине путь «через тернии к звездам». И чтобы родить в себе «танцующую звезду» гармонии (Ф. Ницше), часто приходится преодолевать хаос незнания, предрассудков, мифологем.
Еще одним, наименее осязаемым, но, возможно, наиболее значительным элементом эстетического идеала, является его способность проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, создания атмосферы гуманитарной свободы, при которой только и возможно творчество. В своих высших проявлениях эта сторона эстетического идеала порождает подлинный талант, человеческий гений. Как писал Гегель, «хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли...». Культура же мысли невозможна вне человеческого общения, сотворчества.
    Эстетическое воспитание человека
Эстетическое воспитание личности происходит с раннего детства человека. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Как правило, выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях».
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного участия эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.
Эстетическая культура личности также проявляется в сфере быта, общественно-политической, в сфере досуга и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально- коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
    Эстетическое отношение к миру
Эстетическое отношение есть у каждого человека. Крошечный малыш с удовольствием слушает мелодичные напевы, обращает внимание на яркие цвета. Став старше, предпочитает те предметы, которые ему кажутся красивыми. А это уже не просто восприятие, это – оценка, что предполагает возможность выбора. То есть можно говорить об эстетическом отношении.
Возникает вопрос: является ли эстетическое отношение к миру врожденным или оно есть результат воспитания? Надо сказать, что это давняя проблема в эстетике и философии, по этому поводу было довольно много споров. Так, одни утверждали, что эстетическое дано нам от природы, другие – что оно есть только результат воспитания в обществе, то есть носит чисто социальный характер.
Сторонники первой позиции опирались на наблюдения живой природы, где красота звука, цвета, формы играют большую роль. Умение различать, выбирать относится и к окраске оперения, формам тела животного. Вот что писал по этому поводу Ч. Дарвин: «… Самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками перед самками, тогда как другие, не имеющие красивых перьев, не кокетничают таким образом, ... самки любуются красотой самцов. Плащеносцы, убирающие с большим вкусом свои игральные беседки ярко окрашенными предметами, и некоторые колибри, украшающие таким же образом свои гнезда, ясно доказывают, что они имеют понятие о красоте» 1 .
Подобные наблюдения привели к умозаключению, что чувство красоты, и соответственно, эстетического у человека существует на биологическом уровне и является природным, врожденным качеством.

Представители такого подхода получили условное название «природников». К ним относится, например, Н.Г. Чернышевский, считавший, что «прекрасное есть жизнь, как мы ее понимаем...». «... Прекрасным кажется человеку округленность форм, полнота и свежесть; кажется прекрасным грациозность движений, потому что грациозным бывают движения какого-нибудь существа, когда оно «хорошо сложено». Некрасивым кажется все «неуклюжее», т.е. до некоторой степени уродливое по вашим понятиям. ... В лягушке к неприятности форм присоединяется еще то, что это животное покрыто холодной слизью, какою бывает покрыт труп; от этого лягушка делается от отвратительнее» 2 .
Вот и получается, что один и тот же предмет может вызывать прямо противоположные эстетические оценки.
С этим фактом столкнулись те, кто исследовал не жизнь природы, а жизнь людей: эстетические взгляды разных народов и одного и того не народа в разные времена отличались очень большой пестротой. То, что представлялось прекрасным одним, другим казалось безобразным. То, что вызывало восхищение в одно время, оставляло людей другой эпохи равнодушными.
На основании таких наблюдений возникло мнение, что красота существует лишь как чувство человека: то, что он считает прекрасным, то, следовательно, и прекрасно.
Таким образом, при ответе на вопрос, что такое эстетическое? введенное, природное или воспитанное, социальное, сложились две крайние точки зрения. Одни утверждали, что эстетическое объективно, то есть самостоятельно вне человека и независимо от него существует в мире. Другие считали, что эстетическое субъективно, то есть зависит лишь от понимания, ощущения самого человека, воспитанного в определенной среде.
Естественно, что сторонники каждого направления приводили доводы в защиту собственных взглядов и находили недостатки в противоположной теории. В процессе споров постепенно выяснилось, что истиной не владеет ни одна из крайностей, и лишний раз теоретики убедились в правоте Аристотеля, утверждавшего преимущество «золотой середины». Стало ясно, что истина находится где-то между этими полярными точками зрения.
И тогда возникло мнение, что эстетическое? это не объективный предмет, и не субъективное ощущение, а особое отношение между человеком (субъектом) и предметом, явлением (объектом). Другими словами: эстетическое всегда проявляется только в отношении к чему-либо: к вещи, свойству, самому человеку и т.д. Но отношений человека к миру очень много: познание, любовь, труд – вот некоторые примеры.
Прежде всего, выделим широту эстетического отношении: оно универсально. Это означает, что объектом эстетического может быть любой предмет, свойство, явление, существующие в мире.
Но ведь не все в мире вызывает в нас восхищение прекрасным или отвержение безобразного. Что-то оставляет нас равнодушными, не затрагивая наших эстетических чувств. Поэтому выделим следующее качество эстетического – это отношение удовольствия, наслаждения (гедонизм). Вкусная еда, удобная одежда и т.п. тоже доставляют человеку удовольствие, но не о всякой удобной одежде мы говорим, что она красива и даже, бывает, предпочитаем неудобную, но красивую (во всяком случае, ту, которую мы считаем красивой). Следовательно, речь идет не о любом наслаждении, удовольствии, а лишь о духовном.
Но человек может получать удовольствие и от решения: математической задачи, от выполненного долга, доброго дела и т.д. Это примеры духовного наслаждения, но не эстетического.
Получается, что эстетическое должно обладать еще каким-то признаком. И этот признак выделил немецкий, философ Иммануил Кант: эстетическое бесполезно, бескорыстно.
Дело в том, что эстетическое отношение к миру позволяет по-другому взглянуть на вещи: страшное, горестное, эстетически переосмысливаясь, становится трагическим. Нелепое, неуклюжее, несуразное, подвергаясь осмеянию, превращается в комическое. Великое, пугающее в эстетическом, отношении, воспринимается как возвышенное. Все эти примеры свидетельствуют о том, что эстетическое отношение вносит гармонию между миром и человеком, гармонизируем его жизнь. Это и есть еще один, причем чрезвычайно важный принцип эстетического.
Кроме того, эстетическое не может возникнуть по приказу или по указанию. Эстетическое отношение свободно, оно предполагает возможность выбора, совершаемого самим человеком.
и т.д.................