«Мы с концертом в гости к вам». Сценарий выездного концерта
Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»Описание работы: МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа» активно сотрудничает с дошкольными учреждениями Тасеевского района. Чтобы привлечь детей к занятиям в музыкальной школе и успешно провести новый набор первоклассников, педагоги и учащиеся МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа» ежегодно проводят выездные концерты в детских садах и школах района. Данный сценарий представлен в виде концерта-путешествия в страну музыки. В нем все органично связано: концертные номера педагогов и учащихся музыкальной школы; игры, загадки для детей, а главное, зрители являются не просто зрителями, а принимают активное участие в концерте.
Назначение:
Предлагаемый сценарий адресован преподавателям детских музыкальных школ, школ искусств, кружков при дворцах культуры и различных клубах.
Материал рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель:
Пропаганда музыкального искусства среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
Сформировать интерес к обучению в музыкальной школе;
Обогатить духовный мир детей посредством музыкальных пьес;
Развивать у детей познавательный интерес к музыке;
Воспитывать любовь к музыке, как к искусству, обладающего наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Необходимое оборудование для проведения:
Музыкальный центр или любое устройство, предназначенное для воспроизведения музыки;
Микрофоны,
Музыкальные инструменты: баян, фортепиано.
Картинки музыкальных инструментов
Используемая литература:
При разработке сценария праздника были использованы некоторые стихи и загадки из сети интернет, а так же стихи собственного сочинения
Оформление: Зал празднично украшен воздушными шарами, бумажными нотами, цветами. (Зал может быть украшен в любом стиле на усмотрение организаторов праздника)
Сценарий концерта:
Ведущий:Ведущий:
Ну что, ребята, вы догадались, в какую страну мы совершим с вами путешествие?
Ответы ребят
Ведущий:
Конечно же, в страну музыки. А помогут нам в этом учащиеся и педагоги из Тасеевской детской музыкальной школы. Готовы путешествовать? На чем мы с вами совершим наше путешествие? Какие виды транспорта вы знаете?
Ответы детей
Ведущий:
Я предлагаю начать наше путешествие на машине. Представьте, что вы настоящие водители. Занимайте свои посадочные места, пристегните ремень безопасности, возьмите в руки руль и поехали…..(Ребята вместе с ведущим изображают водителей за рулем машины).
Ведущий:
Ребята, мы очень долго ехали, и наконец, приехали. Наша первая остановка. А называется она «Станция фортепианная». Как вы думаете, что это за станция, и что здесь делают?
Ответы детей
Ведущий:
Правильно, на станции с таким названием, вы услышите, как играют ребята из музыкальной школы на замечательном инструменте фортепиано.
Музыкальные номера пианистов
Ведущий: Ну, а мы путешествуем дальше. Только теперь мы полетим на самолете. Согласны? Занимайте свои посадочные места, пристегните ремни безопасности. Полетели… (Ребята вместе с ведущим изображают самолет – руки в стороны, и издают звук «УУУУУ» )
Ведущий: Куда это мы с вами приземлились? Что за остановка? А остановка эта волшебная, загадочная. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Вот я вам сейчас загадаю загадки про музыкальные инструменты, а вы их должны отгадать. Готовы?
Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (балалайка)
Ведущий:
На народном отделенье
Есть баян, аккордеон.
Много сил потратить надо,
Чтоб звучал красиво он.
Музыкальные номера учащихся народного отделения
Ведущий: А вот еще одна замечательная игра – Угадай мелодию. Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? А песни из детских мультфильмов вы знаете? Для вас сейчас прозвучат фрагменты детских песен, а вы должны их угадать.
Игра «Угадай мелодию»
Ведущий: Молодцы ребята, все песни угадали. А нам пора двигаться дальше. Вновь едем на поезде. Занимайте свои посадочные места, и поехали.
Ведущий:
Мы прибыли на станцию Вокальную.
Если голос дан вам с детства,
То научат вас друзья,
На вокальном отделенье
Петь не хуже соловья.
Ведущий:
Ну что ж ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться домой, в свой любимый детский сад. В этот раз мы полетим с вами на воздушном шаре. Надуваем все щечки, и полетели (Ребята вместе с ведущим надувают щечки, и сдувают). Ну вот, мы с вами вновь в любимом детском саду.
Вам понравилось путешествие? Вам понравилось, как играют на музыкальных инструментах ребята и поют? А вы хотите научиться, так же играть и петь???
Ведущий:
Если только захотите
Попросите ваших мам.
Сегодня, завтра, послезавтра,
Привести вас в школу к нам.
Посвятят вас в музыканты,
И медали вам вручат.
Приводите мамы дочек,
Ну, а бабушки внучат.
Для игры на инструментах
Детям надо подрасти,
В первый класс берут не всяких,
А лишь только лет с шести.
Среди сказочных мелодий
Звонких нот, и умных книг,
Не успеешь оглянуться,
Как уже ты выпускник.
Вы о нашем приглашенье
Постарайтесь не забыть.
Мы желаем Вам ребята,
Вечно с музыкой дружить.
Мы ждем вас в музыкальной школе.
Программное содержание.
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Действующие лица.
Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и приготовили небольшой концерт.
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!
Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова) .
Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!
Слышите, музыка звучит?
(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)
Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)
Ведущий:
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козел, Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад их дело не идёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,)
кто научит нас песни петь и танцевать)
Ведущий:
В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Королева Музыки в той стране живет
И к себе сегодня всех нас в гости ждет.
животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!
Ведущий:
Ничего, ведь Музыка всех нас любит,
Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.
Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!
Ног своих ты не жалей,
Отправляйся в путь скорей.
Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка - друзей» (Мы едем, едем, едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…) .
Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.
(Под музыку входит Королева музыки.)
Королева:
Я музыкой зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.
Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.
Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе детям расскажите (дети читают стихи)
У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа - фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.
Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я»
живут
И звонко песенки поют.
Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам, научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.
Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.
Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)
Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней, голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)
Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.
Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)
Загадки: сем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)
Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)
Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)
Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)
Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки,
Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)
Королева:
Инструменты есть у нас,
На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.
Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.
Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)
Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть моих козлят, боимся, мы его.
Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим, побудь у нас на празднике, повеселись.
Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,
Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)
Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь красиво петь и танцевать.
Королева: Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
А теперь, детвора,
Попрощаться мне пора!
Увидимся на уроках музыки и танцев.
(Королева музыки уходит.)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки, давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка» )
Список литературы:
Сценарий концерта
Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
Вок.анс. песня Радуга
- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона
Несколько пьес на гуслях
Пьесы на флейте
Блок фортепианных пьес
Звучит синтезатор (несколько пьес)
Песня Золотой колокольчик
Юржонкова Л.Д.
Алёна Головырина
Сценарий праздника с использованием музыкальных инструментов
«Магазинчик Дин-Дон»
(старшая группа)
Цель : Формирование у детей знаний и представлений о детских музыкальных инструментах .
Задачи :
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
2. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и потребность использовать их в самостоятельной деятельности.
3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса , музыкальной памяти и музыкальности в целом .
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
6. Обогащать музыкальный словарь ребенка .
7. Осваивать различные формы приобретения опыта.
8. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам .
Методы и приемы : наглядно-слуховой, наглядно-зрительный – демонстрация; словесный – объяснение, беседа, рассказ; репродуктивный; упражнение, как метод закрепления и совершенствования приобретенных умений.
Технологии : здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, ТРИЗ.
Ведущий : В одном большом городе построили магазин музыкальных инструментов . И вот в один прекрасный день он открыл свои двери. Заглянем и мы туда.
(на экране кадры из мультфильма «Магазин музыкальных инструментов » )
Ребёнок : Стоит у нас огромный дом,
Всегда полно народу в нём,
Но больше всех детишек,
Девчонок и мальчишек.
Для них устроен этот дом,
Не дом, а просто рай,
А инструментов , сколько в нём,
Ходи и выбирай.
1 реб-продавец : Динь-динь! Динь-динь!
Открываем магазин!
2 реб-продавец : Проходите! Посмотрите!
Выбирайте, что хотите!
Дети ходят около прилавков рассматривают инструменты
3 продавец : Вот колокольчик - не цветок,
Звенит в оркестре круглый год,
И никогда не устаёт! (играет на колокольчике)
Покупатель : Можно я его куплю,
Всех ребят повеселю.
3 продавец : Только прежде, чем забрать,
Нужно вам с ним поиграть!
Песня «Весёлый колокольчик»
4 продавец : Вот так звучит металлофон (играет, импровизация)
Какой хрустальный чистый звон!
Как будто падают дождинки,
И все поют : «Динь-дон, динь-дон!»
5 продавец : Треугольник музыкальный-
Родственник звоночку дальний,
С ним не выполнишь чертёж,
Но в оркестре он хорош! (играет, импровизация)
6 продавец : Ксилофон имеет звук,
Как лесного дятла стук :
Он отрывист, глуховат,
Но так радует ребят! (играет, импровизация)
7 продавец : По бокам коробочки,
Костяные кнопочки,
Растянул её меха,
Стал похож на жениха! (играет, импровизация)
8 продавец : Когда играю я на нём,
Когда я репетирую –
С испугом думает весь дом.
Что крышу ремонтирую! (играет, импровизация)
Ведущий : Вот так протекала жизнь музыкальных инструментов днём… Но наступала ночь и магазин закрывался. И вот тут начиналось такое - инструменты спрыгивали с полок , начинали играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.
«Полька» М. И. Глинки (М. П. №5-2009, с. 10)
Колокольчик : У меня сюрприз для вас,
Гости к нам придут сейчас,
Это тоже музыканты ,
И как мы одни таланты,
Нас они хотят потешить,
Посмешить, позабавлять,
На народных инструментах ,
Для нас хотят они сыграть!
Под фонограмму народной музыки выходят дети в руках у них народные инструменты : трещотка, шаркунок, бубенцы, ложки, свистульки, рубель.
Свистульки : Я - свистулька тонкая!
Шаркунчик : Шаркунчик!
Ложки : Ложки звонкие!
Рубель : Я - дощечка – просто смех!
Трещотка : А я - трещотка громче всех!
Бубенцы : А мы, ребята, бубенцы!
Вместе : Все мы вместе – молодцы!
Русских песен много знаем,
Вам одну сейчас сыграем!
«Два весёлых гуся» (СД «Топ-хлоп, малыши» №47)
Ложка : Как я петь люблю, друзья!
Песню можно спеть мне?
Все : Да! Мы поможем спеть тебе,
Будет радостней вдвойне!
Песня «Расписная ложка» (М. П. №6-2007, с. 25)
Ложка : Да,мы, ложки - молодцы,
Мы и в пляске удальцы?
«Танец с ложками»
Вед : И тут встала трещотка,
И спросила, красотка :
Трещотка : Разве мы можем лишь петь да играть?
Барабан : Нет! Можем сказку показать!
Сказка «Теремок» (с использованием музыкальных инструментов )
Для исполнения сказки необходимо приготовить колокольчик, треугольник, металлофон, барабан,кастаньетты, мешочек крахмала.
Ведущий :
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Бежит первая зверушка,
Это мышка-норушка. (Мышка звонит в колокольчик)
Ведущий :
Стала она жить-поживать
Да на звоночке играть!
Мышка под музыку играет на колокольчике
Ведущий :
Услыхала лягушка весёлый звоночек
И прискакала прямо в теремочек.
Лягушка играет на кастаньетах
Ведущий :
Стали лягушка с мышкой играть,
Весело в домике том поживать.
Мышка с лягушкой играют под музыку на своих инструментах
Ведущий :
Вдруг откуда ни возмись
Прыгает зайчишка,
Подбежал он к теремочку,
Ведь зайка –не трусишка!
Зайка играет на треугольнике
Ведущий :
Стали жить втроём зверушки,
В музыкальные играть игрушки
Мышка, Лягушка, Зайка играют под музыку на своих инструментах
Ведущий :
Мимо теремочка лисичка бежала,
Хвостиком своим следы заметала.
Лисичка делает «глиссандо» на металлофоне
Ведущий :
Музыканты были очень рады ей ,
С металлофоном стало веселей.
Все зверушки играют на свох инструментах
Ведущий :
Но что это такое? Снег скрипит?
Не уж-то Мишенька спешит?
И правда Мишенька-медведь
В окошко стал на них смотреть.
Понравился оркестр ему,
Стал барабанить по стеклу.
Медведь играет на барабане
Ведущий :
Топтыжку звери пригласили,
Играть на барабане попросили…
Устроили такой концерт!
Хотите повторить иль нет?
Под русскую народную мелодию зверушки играют на своих инструментах
Гармошка : А я загадки так люблю,
Без них я плачу и грущу.
Загадки «Музыкальные инструменты »
1. Как-то всех детей на свете,
Да и взрослых удивил :
На народном инструменте
Заиграл вдруг крокодил.
Прибыл с берегов он Нила,
Геной звали крокодила.
Так, скажите, в сей момент,
Что же был за инструмент ? (гармошка)
2. Жил Незнайка-коротышка,
Вех любил он удивлять.
Захотелось вдруг мальчишке
Музыкантом сразу стать .
Все в испуге убежали,
Слушать музыку не стали .
А на чём играл Незнайка,
Ты скорее угадай-ка! (на трубе)
3. Захотели мы с сестрёнкой,
Мультик добрый посмотреть.
Показали там мышонка,
Он любитель песни петь.
Песню спел он, а потом,
Стал со всеми строить дом,
Ему каждый подпевал.
А на чем же он играл? (на гитаре)
4. Как известно, мальчик Нильс
Замку одному помог :
Целый полк огромных крыс
Потопить он в море смог,
Показал тогда талант
Как отличный музыкант !
Инструмент ему помог ,
А какой? Кто вспомнить смог? (дудочка)
Гармошка : Ой, как весело у нас,
Поиграть бы нам сейчас!
Треугольник : Здесь не будет пустых мест,
Поиграем мы в «Оркестр» !
Игра «Оркестр»
Дети стоят по кругу, у каждого музыкальный инструмент . В середине круга стоит дирижёр. Звучит 2-х частная музыка , дирижёр руководит оркестром,дети играют на инструментах . По окончании1 части пьесы,дети кладут инструменты на пол , дирижёр становится вместе со всеми в один круг и под 2 часть музыки все бегут по кругу . С окончанием музыки дети должны взять музыкальный инструмент , кто не успел, становится дирижёром. Игра продолжается с новым дирижёром.
Звучит музыка «Утро»
Ксилофон : Вот и утро, ночь прошла,
Новый день нам принесла,
Снова ночь мы будем ждать,
Чтобы встретиться опять.
Дети ставят инструменты на витрины и выходят на поклон
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств. Филиал№3» с. Индерка
Сосновоборского района
Пензенской области
"Музыкальные истории"
(в рамках сотрудничества с МБОУ СОШ
с.Индерка)
Составила и провела:
преподаватель по классу
баян, аккордеон
Ернеева Гульсюм
Махмудовна
2018 г
Цель: показать удивительный мир музыкальных образов; повысить
познавательный интерес детей к классической музыке; познакомить с
музыкальными инструментами: фортепиано, баян, аккордеон, гитара.
Задачи:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки; раскрыть связь
музыки с жизнью; повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
Развивающая: развивать воображение, творческую активность, мышление,
эмоционально образное содержание музыки; узнавать знакомые
произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном;
Воспитательная: воспитывать умение сознательно и эмоционально слушать
музыку; понимать художественную красоту музыки; воспитывать устойчивый
интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Оборудование: музыкальные инструменты; компьютер, проектор, экран.
Все это необходимо для того, чтобы дети развивались, слушали и
приобщались к высокому искусству мира музыки и вырастали достойными,
образованными, культурными людьми своего времени.
Остановись и оглянись:
Какая музыка в природе!
Звенит струною каждый лист
И тембр меняет по погоде.
Журчит ручей, течёт река,
Иль дождь с небес потоком льётся,
И дуновенье ветерка
Всё это музыкой зовётся.
А сколько музыки в цветах,
Их удивительны букеты!
Витают звуки в облаках,
И воспевают их поэты.
Подарит музыку закат
И каждая былинка в поле.
Своя есть музыка в горах,
Другая музыка на море.
Бывает музыка в душе,
Она звучит и вдохновляет.
Приснится музыка во сне,
Проснёшься и она растает...
О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое
таинственное из всех искусств.
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в
музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение
и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение и
чувства человека.
Добрый день, дорогие наши слушатели! Сегодня у нас удивительный концерт.
К вам в гости пришли тоже дети, которые учатся играть в детской школе
искусств на разных инструментах. Они исполнят для вас музыку, которую
сочинили композиторы. Кто же знает кто это – композиторы? (ответы детей).
Правильно!
Композиторы это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни, изображают звуками. Они сочиняют музыку и записывают её
специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в
человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие на
разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью и
красками.
Чтобы лучше понять язык музыки, нужно знать и уметь применять словарь
эмоционально образного содержания музыки (на экране). Пользуясь этим
словарем, опишите характер музыки.
Знают все на свете дети
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.
Сегодня наши ученики будут вам играть на четырех разных инструментах.
Это –фортепиано, баян, аккордеон и гитара.
Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение – узнаём
по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы можем
повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У каждой
мелодии есть свой характер и настроение.
Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,
думать с композитором, который её для нас сочинил.
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя
на параде в сказочном королевстве. Сегодня, слушая игру наших музыкантов,
мы будем фантазировать и придумывать разные истории, а вы, ребята, будете
внимательно вслушиваться и искать настроения и характеры героев
музыкальных историй.
Но что значит слушать музыку? (Ответы детей)
Это значит различать её характер, настроение. Настроение у музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
человек, может быть задумчивой или озорной.
Будьте внимательны и слушайте.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Наш концерт открывается с пьесой «Зайчик». Исполнит её Гумерова Ляйсан
на инструменте, который называется фортепиано.
Жил – был зайчик, длинные ушки.
Отморозил зайка носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Звучит музыка.
Вот видите ребята, какой робкий и грустный характер у этой музыкальной
истории про зайчика. Звуки мелодии звучат осторожно и робко, и мы можем
представить, как зайчишке было холодно, он переминается с лапки на лапку.
Правда ребята? Какие слова из словаря подойдут для описания этой музыки?
Сейчас прозвучит пьеса советского композитора С.М Сламинского « Под
дождем мы поем» исполнит Мустафина Камиля, ученица 3 класса.
Дождь парой на чьито слезы похожи
Только горечи в его каплях нет
И земля с волнением ждет каждый дождь
Как существует белый свет.
Звучит музыка.
Звуки мелодии стремительно подпрыгивают. Правда
ребята? А какое настроение у этой пьесы?.... Нам легко
представить, как капают капельки дождя. Какие слова можно применить из
словаря?
Новую историю вы сейчас услышите в пьесе «Клоун». Эту музыку
написал советский композитор Наталья Бакланова. А исполнит её для вас
ученица Сооло Айсылу, ученица 3 класса
Послушайте музыку и скажите, какая она по характеру.
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Звучит музыка.
Музыка спокойная и немножко грустная. Как вы думаете, ребята, какую
музыкальную историю можно услышать в этой пьесе?
Наш клоун весь вечер был на арене цирка и веселил зрителей.Но почему же
он загрустил? (Дети отвечают) Ну, конечно, он всегда хочет быть на арене
цирка и дарить смех и радость людям, но, увы, представление закончилось и
огни погасли. И наш веселый клоун тихонько сел в уголок и немножко
загрустил.
Следующим номером выступит Казаева Айсылу, ученица 5 класса.
Чайковский «Сладкая грёза»
Сладкая грёза,
Ты так прекрасна.
Мечтанье и слёзы,
Радость цветка.
Разум летит,
Бороздя облака.
Как сновиденье,
Как пробужденье
Мне поет грёза моя.
Звучит музыка.
А здесь ребята,что услышали? Как звучит эта пьеса?
Это лирическая пьеса, произведение очень эмоциональное, тихое, сладостное
и мечтательное. Музыка отражает прекрасное сновидение и пробуждение
первого цветка. Вальсовый ритм придает особое очарование нежной,
взволнованной мелодии, слышны элементы дуэта.
А теперь пришло время для новой музыкальной истории.
В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон, а прекрасный аккордеон
Представляем вам замечательный инструмент аккордеон.
Музыка, исполняемая на аккордеоне, всегда звучит звонко и заливисто.
И еще одну красочную историю мы услышим в исполнении Ряхимова
Салавата, ученика 1 класса,название мы с вами сейчас отгадаем! Готовы?
Желтые комочки, легкие как вата,
Бегают за курочкой. Это кто? (Цыплята)
Правильно, ребята!
Написал песенку «Цыплятки» композитор Аркадий Филлипенко.
Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит музыка.
Ответы детей. Да, ребята. Характер у музыки задорный, в мелодии
звучат короткие нотки. Мы можем себе представить, как цыплятки бегают и
клюют зернышки!
А сейчас Хайров Айрат, ученик 1 класса, сыграет для вас песенку
танцевального характера, которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется
она «Мишка с куклой танцуют полечку», а сочинила эту песенку польский
композитор Мария Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?
Звучат ответы детей. Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы
услышали как задорно топают и звонко хлопают пританцовывая мишка с
куклой. Музыка весёлая и энергичная. Какие слова из словаря подойдут к
этой мелодии? (Ответы детей).
А сейчас прозвучит популярная детская песенка эстонского композитора
Густава Эрнесакса «Паровоз». Это история о веселом машинисте, который
везет зверушек в гости на своем паровозе. У песни очень простая мелодия и
слова в припеве повторяются два раза, для того, чтобы вы их лучше
запомнили.
Едет, едет паровоз -
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом - рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
Звучит музыка.
(Ответы детей)
Музыка веселая и ритмичная. В музыке слышен стук колес, мелодия
идет то вверх, то спускается вниз, прямо как наш паровоз – тяжело
поднимается в гору и на всех парах опускается с неё!
А мы продолжаем наше путешествие по музыкальным историям. И
следующая музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном
инструменте гитаре.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем гитарой.
Музыку советского композитора Калинина «Резвый козлик» исполняет
ученик 2 класса Рузеев Даниэль.
Если ослик скажет стоп,
Вы забудьте про галоп,
Потому что средь вреднюшек,
Ослик главный из зверюшек!
Звучит музыка.
Ребята, какое настроение у этой музыки? Правильно! Весёлое,
шутливое. Это песенка про упрямого ослика. Музыка ритмичная.(Применить
словарь).
Еще одно выступление послушаете в исполнение Ахмерова Алмаза, ученика 2
класса в обр. Александрова «Финская полька»
Полька! Спляшем поскорей!
Танца нету веселей.
Все пойдут бойко в пляс
И закружит полька нас!
Какое настроение здесь присутствовало? Какая история скрывается здесь?
(ответы ребят) . Молодцы, ребята!
Снова пришло время для новой музыкальной истории. Представляем
замечательный инструмент – баян
В исполнении Кафтаевой Айгуль, ученцы 5 класса, прозвучит пьеса ««Шутка»
Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!
Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный, звучный смех.
Звучит музыка.
А какие удивительные звонкие звуки у этого инструмента баяна! А чтобы
сделать мелодию более яркой, баян сопровождали звуки фортепиано, на
котором играла преподаватель –Баишева Галия Равильевна.
Какую музыкальную историю вы услышали? (Ответ детей.)
Продолжаем слушать удивительный инструмент баян. Сейчас выступят два
ученика Магдеев Марат и Кафтаева Айгуль. Как будет называться
исполнение, если играют вдвоем? А втроем? вчетвером?
Ответ детей: Дуэт, трио,квартет.
Дуэт исполнит французскую народную песню «Танец утят»
А веселые утята,
Очень дружные ребята.
Утром все идут на пруд,
Приключенья их там ждут.
Звучит музыка.
Ну что, ребята, какую музыкальную историю вы услышали? (ответы детей)
(слова из словаря)
Интересную музыкальную историю мы Вам рассказали? (Да)
А давайте вспомним – кто же сочиняет такую красивую музыку?
(Ответы детей) Правильно! Композиторы. А какими специальными знаками
записывают композиторы музыку? (Ответы детей) Правильно! Нотами.
Мы друг друга узнаём по лицу, а как мы узнаём то или иное
музыкальное произведение? Правильно, ребята! По мелодии. Ведь мелодия –
это душа музыки.
Сегодня вместе с вами, дорогие наши слушатели, мы внимательно
слушали музыку, фантазировали и придумывали разные музыкальные
истории, с помощью словаря искали настроения и характеры героев
музыкальных картин.
Надеемся, что наши музыкальные истории вам понравились! (ДА!)
Если вам понравились выступления ваших друзей, одноклассников, как они
владеют разными инструментами, то приглашаем вас записаться в нашу школу
искусств. Также поблагодарить наших прекрасных преподавателей за
подготовку музыкальных номеров:
Шаипову Н.М. препод. фого отдела
Баишеву Г.Р. препод. фого отдела,
Ернееву Р.Д. препод. по классу гитара
Резакову Н.Д. препод. по классу гитара
И я, Ернеева Гульсюм Махмудовна, преподаватель по классу баян и
аккордеон.
На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание!
До свидания, ребята! До новых встреч!
Приложение.
СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
МУЗЫКИ
Взволнован
ная
Встревожен
ная
Стремитель
ная
Вьюжная
Ненастная
Тревожная
Беспокойна
я
Торопливая
Щемящая
Трепещуща
я
Отчаявшаяс
я
Раскаявшая
ся
Надломленн
ая
Торжественная
Праздничная
Бодрая
Важная
Маршевая
Четкая
Отчетливая
Гордая
Могучая
Победная
Величественная
Призывная
Ликующая
Восторженная
Пышная
Шумная
Жизнеутвержда
ющая
Оптимистичная
Грациозная
Эффектная
Таинственная
Сказочная
Волшебная
Колючая
Пугливая
Осторожная
Загадочная
Настороженна
я
Острая
Подкрадываю
щаяся
Поэтичная
Возвышенна
я
Мечтательн
ая
Одухотворе
нная
Сердечная
Задушевная
Трепетная
Душевная
Напевная
Проникнове
нная
Чуткая
Лиричная
Завороженн
ая
Веселая
Радостная
Игривая
Задорная
Звонкая
Озорная
Шутливая
Бойкая
Забавная
Резвая
Прыгучая
Скачущая
Солнечная
Сверкающа
я
Ослепител
ьная
Плясовая
Улыбающа
яся
Живая
Яркая
Лучезарна
я
Спокойная
Добрая
Нетороплив
ая
Убаюкиваю
щая
Колыбельн
ая
Мягкая
Плавная
Напевная
Протяжная
Хороводна
я
Мирная
Безмятежна
я
Добродушн
ая
Наивная
Светлая
Прозрачная
Беззаботна
я
Покорная
Невозмути
мая
Неприхотл
ивая
Серьезная
Сдержанна
я
Грустная
Печальная
Жалобная
Тоскливая
Скорбная
Хмурая
Плачущая
Просящая
Тяжелая
Грузная
Громоздкая
Мощная
Неуклюжая
Угловатая
Густая
Насыщенная
Нежная
Ласковая
Задумчивая
Мечтательная
Легкая
Светлая
Трогательная
Приветливая
Доверчивая
Беззлобная
Страшная
Зловещая
Грубая
Сердитая
Недовольна
я
Темная
Трагичная
Тягучая
Грозная
Злая
Мужествен
ная
Бесстрашна
я
Боевая
Смелая
Отважная
Решительна
я
Богатырска
я
Грозная
Суровая
Динамичная