Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Понятие новая культура в 18 веке. Особенности образа жизни столичных горожан

Понятие новая культура в 18 веке. Особенности образа жизни столичных горожан

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру – первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.
если что это с интернета,я сразу предупреждаю

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.

Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".

Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини . Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин ( 1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, и Андрей Матвеев (1701-1739).

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.

Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи говорят о культурном конфликте как следствии петровских реформ. Непонимание, противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась идея Ломоносова о преемственности связи различных ступеней образования: при университете создавались две гимназии, одна - для дворянских детей, другая - для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература.

Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому . В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.

Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.

Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

С Академией наук связана деятельность великого ученого-энциклопедиста XVIII века М.В. Ломоносова. Нет, наверное, области тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. По словам А.С. Пушкина, "Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Ломоносов проводил исследования в различных областях физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояния тел; проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ученый экспериментально доказал один из основных законов природы - закон сохранения материи и движения. Он решительно отвергал распространенное тогда мнение о существовании особого вещества - теплорода, ему была ясна кинетическая природа тепла, и он вплотную подошел к понятию абсолютного нуля.

Ломоносов был выше многих тогдашних европейских ученых. Он последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Он впервые начал внедрять физические методы исследования в химии и стал отцом физической химии. Он провозгласил союз физики, химии и математики, ставший фактом уже во второй половине XIX века. Ломоносову приходилось преодолевать в своих физико-математических опытах значительные трудности: он должен был изобретать приборы для производства опытов и сами методы исследований. Приборы изготовлялись крайне медленно, а методы исследования давали расходящиеся результаты. Поэтому здесь, как и в других областях научной работы Ломоносова, есть ценные мысли и гениальные предвидения тех путей, по которым должно идти развитие науки, но практическое осуществление этих мыслей и намерений не дает результатов за полным отсутствием необходимых для этого приборов, приспособлений и методов исследования. Его мысли опережали практические возможности.

Ломоносов разработал в той или иной степени почти все отрасли тогдашней науки. Другие ученые, работавшие в России, не были так энциклопедичны, но и они трудились над разработкой важных теоретических и практических проблем.

Одной из важнейших задач русской науки продолжало оставаться всестороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов, путей сообщения и в том числе исследование Великого Северного морского пути. Для изучения страны Академия наук организовывала многочисленные научные экспедиции. Особенно плодотворной оказалась вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) во главе с капитаном-командиром Витусом Берингом (1681-1741). Ее итоги намного превзошли первоначально поставленную задачу - выяснить, соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой. В ходе экспедиции были открыты пролив, названный по имени начальника экспедиции Беринговым, и северо-западная Америка, всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири, на контурную карту нанесены Курильские острова и Северная Япония. Ученые-участники экспедиции обобщили свои наблюдения в фундаментальных трудах: "Флора Сибири" (И.Г. Гмелин), “Описание земли Камчатки" (С.П. Крашенниннков).

Изучение страны продолжили академические экспедиции 1768-1774 гг., организованные с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России. Особенно значительные результаты были достигнуты в ходе исследований П.С. Палласа (1741-1811), охвативших Волжско-Окский бассейн, Южный Урал, Казахстан, Сибирь, а также в ходе исследований И.И. Лепехина (1740-1802), собравшего богатейший материал по европейской части России, Казахстану, побережью Каспийского моря. Благодаря трудам названных и других ученых в России, получили значительное развитие ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения.

В свою очередь, развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов. Широко известны имена выдающихся изобретателей ХVIII века. Механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735 - 1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора (так называемый "зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Наиболее фундаментальной работой Кулибина являлся проект одно-арочного деревянного моста через Неву пролетом в 298 метров. Несмотря на успешное испытание модели моста, проект не был осуществлён.

Другой крупнейший изобретатель, Иван Иванович Ползунов (1728 - 1766), в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 г. он построил паровую машину, которая после недолгого времени работы после смерти изобретателя была остановлена, а потом заброшена. Эти и другие изобретения не могли получить широкого применения в России с её технико-экономической отсталостью и господством крепостнических порядков.

Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII веке получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и B.Н. Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об этногенезе славян, вёл полемику с норманнистами - немецкими учёными Г. Миллером и З. Байером, доказывающими скандинавское происхождение древнерусской государственности. Труд Ломоносова "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории в XVIII веке. Василий Николаевич Татищев (1686-1750) собрал и изложил обширный материал по политической истории России, доведённый до 1577 г. Работа Татищева "История Российская" была первым опытом научного освещения отечественной истории (хотя и оформленным в виде летописного свода).

Наряду с Петербургской Академией наук в России действовали и другие центры научной мысли. В 1783г. была учреждена Российская Академия, председателем которой стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810). Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и учёных, было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка. Был подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.

К последней трети ХVIII века новая, светская культура достигла своей зрелости, образовалось значительное накопление духовных богатств в виде "опредмеченных" результатов культурной деятельности. Это - новый архитектурный облик городов и отдельных зданий, школы, гимназии, Московский университет, Академия наук, журналы, книги и т.д. К концу ХVIII века появляется целый слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие.

Появилось понятие "просвещённый читатель". Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам". В определенной степени можно говорить и о невежестве значительной части дворянства. Такое положение в стране тревожило просвещённых русских людей, об этом можно судить по дневниковым записям, мемуарам, частной переписке, статьям в журналах.

Ещё одна проблема, которая начинает волновать "просвещённого читателя", - это крестьянский вопрос. Он тогда лишь для немногих стоял как вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости или хотя бы ограничении их повинностей помещику и государству. Гораздо больше общество занимал его гуманистический аспект: отношение к крестьянину как к личности, интерес к его внутреннему миру, культуре. Это нашло отражение в появлении образа крестьянина в литературе и искусстве. Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.

На фоне этих процессов в Россию проникают из Европы идеи Просвещения. В России эпоха Просвещения имела свои особенности.

Одной из характерных черт русского Просвещения было "вольтерьянство". Особенно много переводили и печатали произведения Вольтера. "Вольтерьянство" понималось в ХVIII веке как синоним вольнодумства. Идеи Вольтера и других просветителей оказались созвучны самым разным представителям русского общества благодаря смелой и яркой постановке ими проблем человеческой личности, её суверенитета, благодаря новым подходам к морали, проблемам воспитания. Большую роль играла блестящая литературная форма, в которую облекались эти идеи. Появилась даже своеобразная "мода" на Вольтера. Эта "мода" накопила его произведения в дворянских библиотеках - тех самых библиотеках, в которых позже жадно читали запретного Вольтера и будущие декабристы, и Пушкин, и Герцен.

Произведения просветителей не просто вызывали любопытство в русском обществе, но внимательно изучались, использовались в идейных и литературных спорах, становились фактами общественной жизни и культуры. Но воспринимались они в русском обществе иначе, чем во Франции. Е.Р. Дашкова - будущий директор Академии наук и президент Российской Академии - с детства зачитывалась Бейлем, Монтескье, Вольтером, Гельвецием. Во Франции она часто встречалась с Дидро, восхищалась им, подолгу расспрашивала его о французских законах, образе жизни, о науках, литературе, искусстве. Но как только речь между ними заходила о "рабстве наших крестьян", обнаруживалась вся противоположность и непримиримость их взглядов на этот вопрос. Дашкова решительно отрицала необходимость и возможность уничтожения крепостного права. Основной ее аргумент: "Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы". Так же, как Дашкова, мало кто в русском обществе последней трети XVIII века мог принять "системообразующее" в Просвещении - отрицание феодального порядка.

Русское Просвещение родилось на русской почве и отвечало на вопросы русской жизни, поэтому мы не можем ждать от него в XVIII в. и в начале XIX в. такой идейной зрелости и радикальности, какая была присуща французскому Просвещению, тем более его левому крылу. Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали существующие общественные отношения как неизбежные. Они могли страдать от несправедливостей, от произвола судейских и прочих чиновников, но они не выступали против сложившегося порядка вещей. От его недостатков они уходили - кто в свою усадьбу, кто в мир поэзии и искусства.

Типичными чертами русского просветителя были отвращение к помещичьему произволу и "чувствительность к крестьянскому сословию", неприятие наиболее отвратительных проявлений крепостнической морали. Важно выделить такую черту, как активность, стремление измерить положение вещей к лучшему. Само слово "Просвещение" заключает в себе представление об активности; не случайны постоянные призывы Вольтера к "философии": "проповедуйте, пишите, боритесь", "воспряньте духом, боритесь", "просвещайте людей".

Крупнейшим деятелем Российского Просвещения был Н.И. Новиков, журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец", выходивших в 1769-1773 гг., он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев “крещеной собственности". Новиков связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами. Новиков был одним из тех, кто активно боролся против бездумного увлечения французским Просвещением. Это вольномыслие, утверждал он, не от учености, а от невежества или легкомыслия. Истинная же просвещенность должна сочетать в себе развитие разума и нравственного чувства, согласовывать европейскую образованность с пониманием русской национальной самобытности.

Русская художественная культура в XVIII столетии развивалась аналогично западноевропейской; в ней впервые четко определяются направления, характерные для европейского искусства и литературы. Начало столетия было отмечено рядом явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало художественным направлением и было характерно для переходного времени, в частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре стиль барокко ярко проявился во второй трети XVIII в. Крупнейшими мастерами барокко были архитекторы В.В. Растрелли (1700-1771), С.И. Чевакинский (1713-после1774), Д.В. Ухтомский (1719-1755).

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.

Во Франции формирование классицизма происходило в XVII в., "просвещённый абсолютизм" подчинял и поддерживал его. Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I. Новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса. В центре внимания русского классицизма находилась не античность с её внеисторическими героями, а сама суровая российская действительность.

Главное в идеологи классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. “Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судьи судят, ученые взращивают науки", - писал А.П. Сумароков. Русский классицизм воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма. Государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх, стоящий выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующих от каждого из них честной службы на благо всего общества. Петр I являлся для классицистов примером такой личности.

В русском классицизме 30-50-х годов XVIII в. огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Защите "учения", пользе наук посвящались и оды, и сатиры. Само слово "просвещённый" означало не просто образованного человека, но человека - гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. "Невежество" же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.

Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.

М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир (1709-1744), А.П. Сумароков (1717-1777) решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять (“чистота жанра”). Высокие жанры - это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры - комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира - к низким.

В высоких жанрах изображались "образцовые" герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания (Петр I-самый популярный). В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной "страстью". Выделялись различные типы человеческих страстей и добродетелей: скупец, ханжа, щеголь, хвастун. Категорически запрещалось объединять в одном характере разные страсти, тем более порок и добродетель.

В 80 - 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обличались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тенденции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина ( 1745- 1792). Его пьеса "Недоросль" (1782) - первая социально-политическая комедия на русской сцене.

На конец XVIII в. - начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.

На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм - направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Александра Николаевича Радищева ( 1749-1801) и Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. В отличие от классицистов, прославлявших государственную власть и человеческий разум, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.

Достижения русской литературы создавали благоприятные условия для театрального искусства. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Федором Григорьевичем Волковым (1739-1763), замечательным русским актером из ярославских купцов. Одновременно театр появился в Москве: его составили актеры-любители из числа слушателей Московского университета и артисты итальянской комической оперы Локателли. Однако московский театр просуществовал недолго: большая часть артистов в 1761 г. была переведена в Петербург.

Изобразительное искусство во второй половине XVIII века развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Художники и скульпторы доступными им средствами стремились решить важные общественные проблемы. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко (1737-1773), создавший несколько выдающихся полотен ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой").

Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж. Наиболее талантливые мастера этого жанра - С.Ф. Щедрин (1745-1804), Ф.Я. Алексеев ( 1753-1824) - запечатлели на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Петергофа.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета. Портреты Федора Степановича Рокотова (1735-1808) отличает интимность, душевная тонкость и сложность одновременно; его живопись поражает легкостью, "воздушностью", поэтичностью (портрет А.П. Струйской), В картинах Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) было сильно жизнеутверждающее просветительское начало. Он много работал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения (портреты Дидро, H.И. Новикова, серию портретов воспитанниц Смольного института). Творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-I825) связано с идеями сентиментализма. Он отдавал предпочтение портрету, изображавшему модель на фоне природы, позволявшей глубже раскрыть психологический облик. Широко известны поэтические портреты кисти Боровиковского - М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой и др.

В XVIII веке формируется новый для России вид искусства -скульптура. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716-1719). Непревзойденной глубиной психологической трактовки модели отличались работы Ф.И. Шубина (1740-1805). Они стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. (портретные бюсты А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова).

Архитектура классицизма составляет одну из замечательные страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были Василий Иванович Баженов (1737-1799) и Иван Егорович Старов (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем Матвей Федорович Казакова ( 1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здание Сената в Кремле, университета, Голицинской больницы и др.). Особенностью градостроительства того времени было развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий государственного и общественного назначения (учебные заведения, больницы, театры и пр). По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникли новые социокультурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).


Литература

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. Т.2.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.

Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".


Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини . Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин ( 1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, иАндрей Матвеев (1701-1739).

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.

Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи говорят о культурном конфликте как следствии петровских реформ. Непонимание, противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась идея Ломоносова о преемственности связи различных ступеней образования: при университете создавались две гимназии, одна - для дворянских детей, другая - для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература.

Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому . В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.

Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.

Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

С Академией наук связана деятельность великого ученого-энциклопедиста XVIII века М.В. Ломоносова. Нет, наверное, области тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. По словам А.С. Пушкина, "Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Ломоносов проводил исследования в различных областях физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояния тел; проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ученый экспериментально доказал один из основных законов природы - закон сохранения материи и движения. Он решительно отвергал распространенное тогда мнение о существовании особого вещества - теплорода, ему была ясна кинетическая природа тепла, и он вплотную подошел к понятию абсолютного нуля.

Достигли наука, просвещение, издательское дело, было открыто множество учебных заведений и библиотек. Созданы выдающиеся произведения культуры в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе и пр. Множество деятелей науки и культуры прославили Россию во всем мире.

Для России, как и для западноевропейских стран, XVIII в. явил-ся веком Просвещения. Культура высших слоёв российского об-щества, светская в своей основе, значительно отличалась от традиционной культуры крестьян и обывателей городов. Однако непроходимой пропасти между ними не было. Произведения лите-ратуры, творения живописи, скульптуры и архитектуры станови-лись общенародным достоянием. Просвещённая часть общества все более и более проникалась идеей улучшения жизни всего рос-сийского народа.

Основные события и периоды культуры 18 века в России:

  • до 1725 года — см. Культура при Петре I .
  • 1762 — создание «Комиссии о каменном строении».
  • 1764 — открытие Института благородных девиц и Воспитатель-ного дома.
  • 1769 — начало издания журналов «Всякая всячина» и др.
  • 1782 — открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
  • 1783 — открытие Российской академии 1786 — открытие народных училищ.
  • 1795 — открытие первой Публичной библиотеки.

Искусство 18 века в России по периодам

Искусство 18 века в России по отраслям

  • Живопись 18 века в России . Материал с сайта

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи-сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме-тить три имени — Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев .

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел-ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство-вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со-чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен-сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор-ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов-ных композиций.

Тема урока: Культура России в XVIII веке

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры России в XVIII веке.

Задачи

Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни России в веке, охарактеризовать их связь с западной культурой;

Развивающая : сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;

Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.

Тип урока: комбинированный

Основные вопросы урока:

1. Образование и книгоиздание

2 . Общественная мысль

3. Литература

5. Театр

6. Живопись

7. Архитектура

8. Скульптура

Основные понятия урока: светское образование, классицизм, барокко, сентиментализм.

Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» А. А. Левандовский §10, мультимедиа проектор с презентацией «Культура России в XVIII веке».

Ход урока:

I. Приветствие

II. Проверка домашнего задания: § 9 Правление Павла I.

III. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока – «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».

В первые десятилетия после Петра I в сфере культуры шло восприятие и усвоение тех разнообразных явлений, которые потоком хлынули в Россию в период преобразований. Во втор. пол. XVIII века страна обрела новую, яркую и своеобразную культуру.

  1. Образование и книгоиздание . Одной из самых главных проблем, вставших перед Россией, было создание образовательной системы. Петру I этого не удалось. Его преемники на школы низших слоев населения вообще махнули рукой. Образование приняло подчеркнуто сословный характер. Начало этому положила Анна Иоанновна, утвердив Сухопутный шляхЕтский корпус. Привелегией дворян являлось и первое светское учебное заведение для девиц – Воспитательное общество благородных девиц при Воскресном Смольном монастыре.

Подобное положение дел в сфере образования было губительно для страны. В связи с неграммотностью тормозилось культурное развитие и все сферы жизни. Важнейшим шагом в совершенствовании системы образования стало основание в 1755 Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова. Первоначально в университете было 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось 7 лет.

В 1786 г был утвержден Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные), дававшие необходимый минимум образования: учили чтению, письму, арифметике и граммматике, изучали Священное писание. В губернских городах открывались главные училища, приближенныее к средней школе. В училищах вводились единные учебные планы – классно-урочная система.

Не осталась без внимания и книжная культура. В допетровские времена книга была в значительной степени предметом роскощи, при Петре I она стала, прежде всего, учебным пособием. Теперь же она воспринимается как источник знаний и удовольствия, обращение к которому в дворянском обществе становится общепринятым.

Большую роль в этом процессе создал Н.И. НовикОв. В 1779 году он возглавил типографию Московского университета и в течение 10 лет с размахом продолжал издательское дело. Значение для книгопечатания имел и указ Екатерины II 1783 г «О вольных типографиях» позволявший открывать их всем желающим.

Обо всем это можно говорить лишь то, что в делах народного просвешения намечались успехи, хотя они были ничтожно малы. Два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде.

  1. Общественная мысль. На общественную мысль влияние оказывала идеология «просвещенного абсолютизма». Государственная власть как единственная реальная сила, действующая на общую пользу. Польза понимается как достижение благополучия всего населения. Сам глава государства это уже не как воин и добытчик, как при Петре I, а «мудрец на троне». Многие представители образованного общества выражали готовность к сотрудничеству с верховной властью в осуществлении их целей. Однако, когда дело доходило до решения проблем, выяснялось что между взглядами сторонами существуют принципиальные различия.

Итак, рассмотрим подробнее историческую фигуру – Н.И. НовикОва. Он очень резко и откровенно выражал в своих журналах российскую действительнность, далекую от идеалов.

А.Н. Радищев в своем сочинении впервые определил крепостное право как страшное и безусловное зло. Реакция Екатерины II на идейных противников была жестокой, оба попали в тюрьму. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, – вопросы законодательства, вопросы крепостного права – говорит о развитии русской общественной мысли.

  1. Литература. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме, Трагедии, Торжественной оде. Сюжет произведений строился по строгим правилам. Писателями того времени являлись В.К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков, создатель русской бытовой комедии Д.И. Фонвизин. Выдающийся поэт Г.Р. Державин смело нарушал границы жанров, язык его стихов приближался к разговорной речи.

С 70-ых годов XVIII века возникает новое направление - сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие, Чувствительная повесть. Самый яркий писатель этого напрвления Н.М. Карамзин.

Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым. Фонвизин, Державин, Ломоносов, все эти люди создали базу для того, чтобы уже в следующую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы.

  1. Театр. Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись – в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков.

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

  1. Живопись. П ередовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Портретная живопись. Представитель А. П. Антропов, который избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем психологичны. Коронационный портрет Петра III 1762 год: император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои, неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел Антропов.

Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов – художники портретного жанра.

Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко. Рогнеда – полоцкая княжна, жена Владимира Святославича.

  1. Архитектура. Все началось со строительства Петербурга. В первые десятилетия после Петра I в этой сфере господствовал стиль барокко, для которого характерны торжественность, пышность, изобилие декоративных деталей.

Самым значительным архитектором, творившим в этом стиле, был Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец – нарядность и великолепие зданию придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом раставленные по всему периметру здания. Специфика стиля: колонны, пилястры (вертикальный выступ стены), контрастное решение белые колонны на фоне голубого поля и золотого декора. Один из переводов «Барокко» – жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и, обратите внимание: то, чего в Европе не было, – русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета – все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в архитектуре.

Во второй половине XVIII в барокко сменяется классицизмом: произведениями разумной, естественной простоты и внутренней гармонии строгая пропорциональность, симметрия, вписанность в окружающую среду – характерными для классических античных образцов. В этом духе работали М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, И.Е. Старов.

  1. Скульптура. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.

В 1782 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая подняла на вершины своего всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

IV. Обобщение материала.

События XVIII века нашли отражения в развитии культуры. Политика монархов Петра I, Екатерины II обусловила проникновение европейского свободомыслия в Россию.

В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

V. Домашнее задание.

§ 10 «Культура России в XVIII в.» пересказ. Ответить на вопросы в конце параграфа. Работа с документами.

Предварительный просмотр:

Журнал «Трутень» Журнал «Живописец»

Литература Классицизм - литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский

Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) Русский поэт Произведения: «На смерть князя Мещерского» «Фелица» «Бог» «Видение Мурзы» «Водопад»

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) Основатель в литературе жанра –сентиментализм. Произведения: «Бедная Лиза» «Письма русского путешественника» «Юлия» Перевод - пересказ «Слова о полку Игореве»

Сентиментализм - художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Живопись 1757 г –первая в России Академия художеств

Парадный портрет Петра III А. П. Антропов. 1762 год

Портрет Марии Лопухиной В. Л. Боровиковский. 1797 г

Взятие Казани Д.И. Угрюмов. Около 1880 Избрание Михаила Федоровича на царство. Г.И. Угрюмов. Около 1800

Архитектура 2 стиля: Барокко (пышность, величавость, нарядность, изящество, разнообразие декоративного убранства). Классицизм (монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов).

Бартоломео Франческо Растре́лли (1700 – 1771) Русский архитектор итальянского происхождения Стиль барокко: пышность фасадов; колонны, атланты, кариатиды, пилястры. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: - Зимний дворец в Петербурге - Главная (Иорданская) лестница - Большой дворец в Петергофе - Дворец Строгановых - Смоленский монастырь - Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец в Петербурге

Большой дворец в Петергофе

Смольный монастырь

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) Русский архитектор, который при Екатерине II перестроил центр Москвы в палладианском стиле Стиль классицизм Автор многочисленных работ: - Храм Вознесения на Гороховом поле - Здание Сената в московском Кремле - Голицынская больница - Павловская больница - и др.

Здание Сената в московском Кремле

Голицынская больница

Скульптура

Этьенн Морис Фальконе́ (1716 - 1791) Французский скульптор Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.

Памятник Петру I . 1768-1770 гг.

Федот Иванович Шубин (1740 - 1805) Русский скульптор XVIII века Работал в основном с мрамором, редко бронзой Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов

Статуя Екатерина II- Законодательница. 1789 Скульптурный портрет М.В. Ломоносова, 1792