Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Использование памятников историко-культурного наследия Винницкой области как предпосылка развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе. Особенности восстановления историко-культурных памятников на землях древнего орошения южного ка

Использование памятников историко-культурного наследия Винницкой области как предпосылка развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе. Особенности восстановления историко-культурных памятников на землях древнего орошения южного ка

Винницкий торгово-экономический институт Киевского национального торгово-экономического университета

Использование памятников историко-культурного наследия Винницкой области как предпосылка развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе

Гринь В.В.

В статье анализируется значение историко-культурных памятников для развития туризма. Акцент сделан на проблеме сохранения памятников, их целевого использования в Украине и в частности, в Винницкой области. Детально проанализированы памятники историко-культурного значения в Винницкой области, которые требуют немедленного восстановления, сохранения и финансирования. Особое внимание уделено архитектурным памятникам региона, что является базой для формирования и развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма. Описаны условия и состояние сохранности памятников данного вида. Ключевые слова: историко-культурное наследие, культурно-исторические ресурсы, познавательный туризм, архитектурные памятники, палаци.

Познавательный или культурный туризм всегда был важным сегментом путешествий. Основным мотивом данного вида туризма является ознакомление с историко-культурными ценностями и уникальными природными объектами.

Культурный туризм является важной составляющей наполнения бюджетов как местных сообществ и его членов, так и государств. Однако в большинстве областей Украины это направление находится еще в стадии формирования. Историко-культурные памятники продолжают оставаться изолированными от общего туристического пространства. Причин тому немало, но материальная - не главная. Остаются до конца не решенными такие направления работы как взаимоинформованность между историко-культурной и туристической сферой, также отсутствие навыков в сотрудничестве. Однако, с самого начала, речь должна идти о том, что именно может предложить туристам как объект для осмотра наше государство и выяснить, почему большинство исторических памятников стали непригодными для использования в сфере культурного туризма по причине нецелевого использования .

Винницкая область богата на культурно-историческое наследие. Однако современные туристы, к сожалению, знакомы с ними не полностью. Причиной этого является недостаточное использование ряда памятников и их финансирования. Неотложной является потребность детального изучения, выяснения перспектив использования данных объектов в сфере туризма. Из вышесказанного следует постановка проблемы.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием данной проблематики занимались ряд ученых: В.А. Квартальньов, И.В. Смаль - рассматривали значение культурологического туризма для развития отрасли и сохранения ценностей; П. Мокрицкий, М.Ю. Костра, Л. Махорин и др.

Цель статьи - выяснить сферы использования изучаемых историко-культурных памятников Винницкого региона сейчас, а также проанализировать значение этих объектов для развития туризма в этом же регионе.

Значение состоит в возможности использования результатов данной работы в дальнейших научных исследованиях Винницкой области, а также в практическом применении изложенных предложений по использованию перспективных памятников историко-культурного назначения непосредственно в сфере туризма, а именно развития культурно-познавательного (архитектурного) туризма в регионе.

Изложение основного материала. Проблемы использования историко-культурного наследия являются одними из самых болезненных именно в Винницкой области.

На территории области под охраной государства находится более 4000 объектов культурного наследия.

В казну культурного наследия Винницкой области входят памятники археологии, истории, архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Кроме научно-познавательного, культурное наследие играет важную роль в деле национально-приоритетного воспитания, наглядно показывает самобытность культуры украинского народа, преемственность современного с прошлым.

туризм архитектурный памятник

Архитектурное наследие области охватывает пятки XV - начала XX веков. Наиболее характерны памятники архитектуры эпохи барокко, классицизма, историзма.

На государственном учете в Винницкой области находится 1,8 тысячи памятников истории, 1,5 тысячи памятников археологии, 201 памятник монументального искусства, 582 памятника архитектуры и градостроительства. Согласно постановлениям Кабинета Министров Украины, 189 памятников культурного наследия определены как памятника национального значения. Среди них

памятники истории, 14 - археологии, 3 - монументального искусства, 166 памятников архитектуры и градостроительства и один национальный историко-культурный заповедник .

Территория Винницкой области начала заселяться еще в эпоху раннего палеолита. Поэтому до сегодняшнего дня территория края постоянно притягивает к себе археологов, ученых, стремящихся на основе исследования выкопанных останков понять жизнь наших предков, а главное - дать объяснение современным традициям и особенностям быта, архитектуры, верования.

Винницкая область известна также археологическими памятниками периода неолита, в частности буго-днестровской культуры У1-У тыс. до н.э. наиболее характерные памятники этой культуры исследованы В. Даниленко вблизи с. Ски - бинцы Тростянецкого района. Выявлены и другие поселения, связанные с историей неолитических племен с. Соколец Гайсин ского района, с. Сам - чинцы Немировского района, г. Хмельник и др.

У-Ш тыс. до н.э. представлено в нашем крае широко известной трипольской культурой (с. Во - рошиловка Тывровского района, с. Печора Туль - чинского района, с. Борисовка Ильинецкого района и др.). Наиболее полно исследованы поселения у с. Клещей Тывровского района (1969-1992 р.).

В то же время в Винницкой области есть ряд памятников, которые сохранились до наших дней. Как живые свидетели богатой истории края, они свидетельствуют о работе выдающихся архитекторов и строителей, которые создавали не только жилые помещения для тогдашней знати, но и строили объекты культуры, образования, здравоохранения, стали памятниками искусства.

К выдающихся памятников культуры и архитектуры области следует отнести дворцы семьи Потоцких в Тульчине, Печоре, Немирове, дворец Константина Ксидо в Хмельнике, Чернятинский дворец И. Витославського, Черномынский дворец, который отличается большим сходством с резиденцией президентов США - Белым домом, музей усадьбу Коцюбинского и Пирогова, могилы выдающихся композиторов Леонтовича и П. Нищинського и могилу соратника Б. Хмельницкого Данила Нечая. Также в пгт. Браилов Жмеринского района сохранился дворец фон Мек, который несколько раз посещал российский композитор П.И. Чайковский, с именем изобретателя самолета О.Ф. Можайского связан дом в пгт. Вороновицы и многие другие .

Памятники истории представлены братскими могилами воинов, погибших во времена гражданской войны 1918-1920 годов, могилами жертв голодомора и политических репрессий 30-х годов XX в., Братскими могилами воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, могилами жертв фашизма.

Наибольшее количество памятников истории в Винницкой области относится к периоду Великой Отечественной войны.

Все памятники монументального искусства расположены отдельно. К памятников монументального искусства национального значения относятся памятники Н. Пирогову в г. Винница, Н. Леонтовичу и А. Суворову в г. Тульчине, бюсты дважды Героя Советского Союза И. Бойко в с. Жорнище Ильинецкого района, дважды Героев Социалистического труда Т. Марцину в с. Голу - бече Крыжопольского района и П. Романенко в с. Сосна Винницкого района .

Целесообразно подробнее рассмотреть основные исторические достопримечательности, представленные в Винницкой области, и указать, какие же из них страдают от ненадлежащего использования.

Археологические и исторические исследования показывают, что территория Подольского края богата многочисленные памятники архитектуры, а именно дворцы, архитектурные сооружения, памятники сакральной архитектуры.

Винницкая область богата культурное наследие. По количеству памятников архитектуры и градостроительства область занимает одно из ведущих мест в Украине. В настоящее время в области под охрану государства взято у 3500 памятников, в том числе 189 памятников национального значения, большинство которых сосредоточено в основном в исторических городах.

До осмотра архитектурных объектов выбран именно те, которые имеют наибольшее значение в историческом, культурном и познавательном плане.

Первый объект, который будет рассмотрен является Дворец Потоцких в городе Тульчин. В начале XVIII в. данный город становится собственностью одного из самых богатых родов Польши - рода Потоцких. В 1782 году главным украшением города становится прекрасный двухэтажный дворец Станислава Потоцкого, построенный в классическом стиле и повернут лицом к городу.

В строительстве и оформлении дворца принимала участие ряд иностранных архитекторов, а именно: проектировал дворец Ла Круа - французский архитектор; внутренние работы Меркс - голландец, а создателем парка "Хорошее" был Миллер.

Полотна выдающихся мастеров Европы размещались в картинной галерее дворца, а также при дворце был театр, имевший в репертуаре 5-7 опер и 2-3 концерта, итальянский язык был основным на которой пели.

Дворцовый ансамбль графа Потоцкого, благодаря мастерству и таланту тысячи тульчинских строителей, приносят ему и городу Тульчин популярность и славу.

В 1874 году, тульчинские имения были проданы военному удельному ведомству князем П. Ольденбургским, который некоторое время владел данным землями. С тех пор в имении постоянно дислоцируются российские воинские части, оказывают квартирные дома для офицеров русской армии. Долгое время тульчинский дворец Потоцких оставался незамеченным историками искусства и учеными. В 1955 году в Варшаве на большой выставке, посвященной польскому просвещению и организована Народным музеем, появилось изображение дворца, что способствовало обращению внимания прогрессивного человечества и исследователей на этот чрезвычайно важный объект истории среднеевропейского классицизма. Только тогда возник вопрос о начале обязательных регистрационных работ, и государство начало выделять средства на реконструкцию дворца .

С 1984 года дворец в Тульчине начинают использовать в общественных целях, а именно расположение в бывшем имении училище культуры.

Величественная история дворца Потоцких в Тульчине дает возможность и сегодня раскрыть возможности этого архитектурного ансамбля для потомков, туристических групп, зарубежных гостей, хотя состояние сохранности памятника не на самом высоком уровне.

Дворец в Чернятине - следующий пункт. Памятник архитектуры XIX века - дворец, в котором проживал польский магнат Витославский, что в прошлом был коронный обозный, украшает село Чернятин Винницкой области.

Парк в котором расположен дворец Витос - лавских создан известным ирландским ботаником и мастером садово-паркового искусства - Дионисием Маклером. К большому сожалению, от парка не осталось почти ничего. Прекрасные павильоны и беседки были уничтожены, со временем и не стало богатой библиотеки дворца, однако редкие книги из этой библиотеки хранятся у коллекционеров экслибрисов.

Интересной особенностью построения данного объекта является то, что готический декор имеют лишь южный и западный фасады, а дворовый фасад абсолютно лишен каких-либо украшений.

Черномынский дворец является также одним из уникальных объектов Винницкой области. Дворец графов Черномынских, что является очень похожим на всемирно известный американский Белый дом. Находится он в селе Черномин Винницкой области. Построен в 1810-1820 годах.

Главным в строительных работах был итальянский архитектор Франческо Боффо, который славится таким своим творением как дворец графа Воронцова в Одессе. Существуют также еще несколько названий характерных для дворца Черномынской "Дворец с двадцатидолларовыми банкноты", "Венец разбитой любви". На сегодняшний день, помещения дворца используют как школу в селе, а флигель как больницу.

Данный дворец претендует на место в списке "золотого кольца" маршрутных экскурсий польских туристов к самым известным дворцам и сооружениям Правобережной Украины - бывших земель расцвета культуры Речи Посполитой.

Перечень продолжает дворец Можайского. Польский магната М. Грохольский в середине XVIII века становится владельцем городка Вороновицы Винницкой области.

Дворец был построен в течение 1770-1777 г., в стиле раннего классицизма. Архитектурные приемы строительства заимствованы из итальянской архитектурной эпохи Палладио - дворцы с легко изогнутыми боковыми крыльями. Архитектором построения данного дворца был польский архитектор Доминик Мерлини, который в течение 1774-1777 г. был королевским архитектором и разрабатывал проекты дворцов польским магнатам, которые проживали на Украине. Центром композиции поместья есть трехэтажный дворец, расположенный на самой высокой точке местности. С помощью широко расставленных на полуовального крыльев дом как бы "обнимал" тех, кто приближается к дворцу.

Последний владелец имения из рода Грохольских покинул данные территории, и переехал в Австрию. 1869 г. владельцем имения становится капитан второго ранга М.Ф. Можайский, однако, к сожалению того же года он умирает, а владение имением переходит к брату - А.Ф. Можайский.

В течение 1869-1876 годов будущий изобретатель первого самолета проживал в поселке Вороновица, а поэтому было впервые опробовано модель воздушного планера именно здесь.

В течение 1869-1918 годов, период владения поместьем Можайским, здание дворца претерпела некоторые перемен. К 1891 году по парковому фасаду были сняты балкон и лоджия, разобрана оранжерея. В начале ХХ в. ограждение, окружавшей территорию вокруг, было снято полностью. Несмотря на изменения и время, а это почти двести лет, изысканная трехэтажное здание среди зеленого пространства украинского села до сих пор производит большое впечатление.

Дворец княгини Марии Щербатовой. Дворец княгини Щербатовой, что находится в городе Немирове был возведен в ХГХ-ХХ веке. Дворец был построен на месте средневекового замка и более поздней усадьбы магнатов семьи Потоцких. Имение перешло княгини Щербатовой в наследство от графа Б. Потоцкого, который являлся ей дедом.

Архитекторы Г. Гринер и Е. Крамарж по заказу княгини возвели дворец. Построен он в стиле неоклассицизма, и состоит из двух этажей. Дворец окружает большой парк, площадь которого составляет 85 га. Парк разрабатывал бельгийский мастер садово-паркового искусства Ван Геерт.

Здание дворца своего времени использовалась для удовлетворения потребностей населения и выполняла различные функции, например, во время Первой мировой войны во дворце располагался лазарет, в котором сестрой милосердия работала и сама княгиня. На данный момент в помещении дворца расположен санаторий "Авангард", однако гости города могут свободно наблюдать и любоваться интерьерами которые хорошо сохранились. На стенах можно увидеть картины украинских мастеров, коллекцию которых собирала еще сама княгиня Щербатова, также в холле на самом видном месте висит портрет самой княгини .

И это далеко не полный перечень архитектурных объектов и сооружений, а только та часть, которая играет важную роль в сегодняшней жизни Винницкой области. Эти объекты являются наиболее объемными и привлекают к себе наибольшее внимание.

Не менее привлекательными памятниками архитектуры являются сакральные сооружения - церкви, костелы, монастыри и т.д. Здесь важным показателем ценностей выступает не столько возраст памятников архитектуры, как стилевые признаки, по которым кроется возраст сооружения, даже художественная ценность объекта. Комплексы культовых сооружений преимущественно находятся в крупных городах.

Имея такую давнюю историю, которая богата на события, Подолье насыщенно разнообразными культурно-историческими достопримечательностями.

Выводы и предложения. Принимая во внимание содержание Конституции и Закона Украины "О сохранении культурно-исторического наследия", стоит отметить, что сохранение памятников происходит на юридическом этапе, и нашему государству необходимо наладить механизмы выполнения нормативных документов.

Доля земель историко-культурного назначения в структуре земельного фонда составляет лишь 0,08% общей площади Украины. А на самых землях объектов культурного наследия насчитывают более 140 тыс. Памятников истории, археологии, архитектуры, этнографии. В частности, общее количество памятников истории составляет 51364 единицы, археологии - 57206. По состоянию на 01.01.20013 г.

В Украине зарегистрировано 727 собственников земли и землепользователей, представленных организациями, предприятиями и учреждениями историко-культурного назначения, в пользовании которых находилось 6,8 тыс. га, из которых 94% - это непосредственно земли историко-культурного назначения.

Таким образом, учитывая, что согласно официальной статистике, туризм занимает второе место в общей структуре целей въезда иностранных граждан на территорию Украины после частной, восстановление и сохранение культурно-исторических памятников полностью оправдается и принесет прибыль государству и местным органам самоуправления от украинских и иностранных туристов.

И, несмотря на мысль, что различные колледжи, размещены в помещениях замков и крепостей, сохраняют здания в более или менее хорошем состоянии, стоит отметить, что эта мысль ошибочна и недальновидна. Так как, приспосабливая роскошные хоромы под столовой и учебные комнаты теряется очень большое количество ценных барельефов, фресок, мозаик, элементов интерьера и декора, которые впоследствии будет трудно, или и невозможно, восстановить.

Итак, государственная политика в сфере туризма должна быть направлена не просто на восстановление памятников культурно-исторического значения, а на их длительное хранение средствами туризма на коммерческой основе, а также на использование для потребностей туризма. Проблема сохранения памятников актуальна сегодня не только в Винницкой области, но и на территории всей Украины.


1.Гижко Н. Жемчужины Винницкой / Н. Гижко. - Винница ЧП Феникс, 2007.

2.Энциклопедия архитектурного наследия Украины: тематический словарь. - М.: Украинская Академия архитектуры, 1985. - 306 с.

.Подольный А.М. Винница. Исторический очерк / А.М. Подольный. - Винница Книга Вега, 2007. - 9 - 281 с.

.Ребик М. Заговорили стены / М. Ребик - М.: Украина, 1970. - 13 с.

.Яворская А.Г. Заповедные объекты Винницкой области: Учебник / А.Г. Яворская, И. И Украинец, В.Л. Романчик др. - Винница Велес, 2003. - 104 с.

.14 путешествий Винниччиной. Путеводитель. - М.: Грани-Т, 2009. - 7-100 с.

7.

Http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ape/2010_3/APE-2010-03/208-212. pdf

1)По разным источникам информации определите центры этих художественных промыслов.

Кружевоплетение – Елец, Мценск, Вологда, Таруса. Резьба по кости – Холмогоры. Резьба по бересте – Шемогодье.

2)Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались?

Народные промыслы возникают и развиваются под влиянием природных условий. Это объясняется тем, что в народных промыслах используются природные материалы, которые встречаются в данной местности – растительного и животного происхождения.

Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях историко-культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.

Культурное наследие Севера огромно. Трудно перечислить все его стороны. Например, Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества: здесь сохранились (и были записаны в XIX в.) былины, сказания, легенды, составленные еще во времена Киевской Руси и исчезнувшие в других районах нашей страны.

Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края. В суровых условиях Севера они создавали образцовые хозяйства, поражающие нас и сейчас уровнем организации, мудрыми решениями, техническими находками, любовью к земле. Монастыри Севера называют «архитектурными жемчужинами» России.

Народные художественные промыслы на Севере - одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов - кружевоплетение. К середине XV в. стал широко известен на Руси как центр иконописи, при нем росла ремесленная слобода; здесь была одна из крупнейших русских библиотек. В монастыре сейчас находится богатейшее собрание древнерусских икон.

Соловецкий монастырь

Соловецкие острова, расположены в Белом море. В 1429г. инок Зосима основал монастырь. Были построены деревянные церкви, Преображенская и Успенская, возведены деревянные крепостные стены. В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему. Менялись игумены, восходили на престол новые цари, а рост монастыря продолжался. В царствование Бориса Годунова Соловецкий монастырь стал самой могучей русской крепостью на севере. В монастыре, затерянном среди студеного моря, постепенно складывался один из культурно-религиозных центров России. Монастыри на Руси всегда использовались в качестве мест заключения. В Соловецких подземельях томились декабристы, революционные демократы. В 20 веке здесь был сталинский ГУЛАГ. Соловецкие острова интересны не только монастырем, но и разнообразными замечательными ландшафтами. Участки лугов чередуются с березовыми, еловыми, сосновыми лесами с обилием ледниковых валунов. Длительное время на архипелаге велись работы по акклиматизации деревьев, цветов, одомашниванию пушных зверьков. Два острова соединены дамбой. В ней сделан проём, через который проходит движение воды. Зигзаги дамбы способствуют ее проточности, что имеет важное значение при сильных приливно-отливных течениях.

Множество небольших озер соединено каналами, по которым вода выводится в море. Это замечательное гидротехническое устройство 400 лет предохраняет остров от одной из главных опасностей северотаёжных ландшафтов – прогрессирующего заболачивания. Чистая проточная вода, заменив застойную воду замкнутых озерных котловин, способствует общему оздоровлению природы островов.

Соловецкие острова – не просто одно из красивых мест, каких много на севере. Здесь можно увидеть, как человек глубоко понял природу, бережно сохранил и улучшил своим трудом.

«Мерилом вкуса и мастерства всегда

будет служить традиционное народное

искусство и то тепло человеческих рук,

которым согрета любая вещь,

созданная народным мастером

И.Я. Богуславская.

Народные художественные промыслы на Севере – одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов – вологодское кружевоплетение.

2. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее? В какое время года?

Карелия – познавательный туризм, май-ноябрь: Петрозаводск – остров КИЖИ – озеро СЯМОЗЕРО - город СОРТАВАЛА - остров ВАЛААМ – Петрозаводск.

Мурманская область - водный туризм на Кольском полуострове: Большинство озер - мелкие и небольшие, ледникового происхождения, самые крупные - Имандра, Умбозеро и Ловозеро - тектонического происхождения: они лежат в глубоких котловинах, имеют вытянутую форму и сложную береговую линию. Реки Кольского полуострова, в зависимости от рельефа местности и основных гидрогеографических характеристик, делятся на четыре основные группы: полуравнинные (Поной, Тумча, Варзуга, Стрельна), реки-каналы (Пива, Варзина, Колвица), озерного типа (таких большинство, например, Восточная Лица, Рында, Умба, Дроздовка), горного типа (Красненькая, Кутсайоки, Титовка, Западная Лица, Малая Белая).Русла рек Кольского сложены скальными породами в сочетании с валунами, галькой, иногда песком. Вымытые из ледниковых отложений крупные камни образуют пороги и водопады.

Архангельская область – активный отдых - тур на байдарках: г. Архангельск - р. Пинега - г. Архангельск. Настоящее путешествие, включающее в себя посещение уникального музея под открытым небом «Малые Корелы», подземных карстовых гротов пинежских пещер, незабываемые впечатления от байдарочного похода по спокойной и величественной реке Пинеге. Семь дней приключений и настоящая северная экзотика белых ночей.

3. Предложите вариант северного «Золотого кольца» туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?

Вологда (Софийский собор и Спасский. Собор Спасо-Прилуцкого монастыря)

Великий Устюг (Успенский собор, Собор Прокопия праведного).

Малые Корелы (музей деревянного зодчества)

Соловецкие острова (Соловецкий монастырь)

Кижи (Ансамбль древнего погоста на острове Кижи. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви (1714 год), меньшей - Покровской (1764 год) и стоящей между ними колокольни.)

Белоозерск – (Кремль, церковь Успения)

Целесообразнее использовать автомобильный транспорт.

Культурное наследие Севера огромно. Трудно перечислить все его стороны. Например, Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества: здесь сохранились (и были записаны в XIX в.) былины, сказания, легенды, составленные еще во времена Киевской Руси и исчезнувшие в других районах нашей страны.

Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края. В суровых условиях Севера они создавали образцовые хозяйства, поражающие нас и сейчас уровнем организации, мудрыми решениями, техническими находками, любовью к земле. Монастыри Севера называют «архитектурными жемчужинами» России.

Народные художественные промыслы на Севере - одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов - кружевоплетение. К середине XV в. стал широко известен на Руси как центр иконописи, при нем росла ремесленная слобода; здесь была одна из крупнейших русских библиотек. В монастыре сейчас находится богатейшее собрание древнерусских икон.

Соловецкий монастырь

Соловецкие острова, расположены в Белом море. В 1429г. инок Зосима основал монастырь. Были построены деревянные церкви, Преображенская и Успенская, возведены деревянные крепостные стены. В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему. Менялись игумены, восходили на престол новые цари, а рост монастыря продолжался. В царствование Бориса Годунова Соловецкий монастырь стал самой могучей русской крепостью на севере. В монастыре, затерянном среди студеного моря, постепенно складывался один из культурно-религиозных центров России. Монастыри на Руси всегда использовались в качестве мест заключения. В Соловецких подземельях томились декабристы, революционные демократы. В 20 веке здесь был сталинский ГУЛАГ. Соловецкие острова интересны не только монастырем, но и разнообразными замечательными ландшафтами. Участки лугов чередуются с березовыми, еловыми, сосновыми лесами с обилием ледниковых валунов. Длительное время на архипелаге велись работы по акклиматизации деревьев, цветов, одомашниванию пушных зверьков. Два острова соединены дамбой. В ней сделан проём, через который проходит движение воды. Зигзаги дамбы способствуют ее проточности, что имеет важное значение при сильных приливно-отливных течениях.

Множество небольших озер соединено каналами, по которым вода выводится в море. Это замечательное гидротехническое устройство 400 лет предохраняет остров от одной из главных опасностей северотаёжных ландшафтов – прогрессирующего заболачивания. Чистая проточная вода, заменив застойную воду замкнутых озерных котловин, способствует общему оздоровлению природы островов.

Соловецкие острова – не просто одно из красивых мест, каких много на севере. Здесь можно увидеть, как человек глубоко понял природу, бережно сохранил и улучшил своим трудом.

«Мерилом вкуса и мастерства всегда

Будет служить традиционное народное

Искусство и то тепло человеческих рук,

Которым согрета любая вещь,

Созданная народным мастером.»

И.Я. Богуславская.

Народные художественные промыслы на Севере – одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов – вологодское кружевоплетение.

Памятники истории и культуры - явление социальное, отражаю­щее процесс общественного развития. Они сохраняют сле­ды исторических событий для памяти народа, «рассказы­вают» о жизни прошлых поколений, многовековой истории нашей Родины.

В послевоенные годы в нашей стране размах строительных работ приобрел невиданные размеры. Это усилило угрозу разру­шения как известных, так и еще не выявленных памятников исто­рии и культуры. Организовать их эффективную охрану силами государственной инспекции и научных учреждений стало очень трудно. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к делу охраны памятников истории и культуры. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию как долг и обязанность всех граждан СССР (ст. 68). Был принят и Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В нем сказано: «Памятники истории и культуры на­родов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культур­ного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В СССР памят­ники служат целям развития пауки, народного образования и культуры, формированию высокого чувства патриотиз­ма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Охрана памятников - важная задача государственных органон и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого гражданина».

В целях привлечении широких слоев населения к охране па­мятников истории и культуры и координации работы краеведов в каждой республике были созданы Общества охраны памятников истории и культуры. В РСФСР Общество было организовано в 1966г. Большую помощь в охране памятников стали оказывать школьные краеведческие кружки и общества.

Важной задачей исторического краеведения является фикса­ция и охрана памятников этнографии и искусства, что также почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.

Новые функции выдвинули историческое краеведение на одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. Одной из главных задач его стало выявление, охрана памятников истории и культуры и оказание помощи специалистам в их изучении.

В соответствии с Законом об охране и использовании памятников… «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, свя­занные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художест­венную или иную культурную ценность».

4.Различаются следующие основные виды памятников истории и культуры:

Памятники истории;

Памятники археологии;

Памятники градостроительства и архитектуры;

Памятники искусства;

Документальные памятники;

Памятники этнографии.

Памятники истории многообразны. В основу их классификации положены следующие признаки: предметная сущность (содержание в памятнике исторической информации); возраст, происхождение, внешняя характеристика. По предметной сущности отражаемых событий различают памятники истории дореволюционной и революционной, военно- исторический и советского периода, археологические и этногеографические.По происхождению памятники можно поделить на две группы:

    Памятники – современники и « участники событий» (фотографии, места боевых действий, разнообразные сооружения)

    Памятники, созданные с целью увековечения, мемориальные комплексы, бюсты, архитектурные сооружения, холмы Славы и т.д..

По внешней характеристике исторические памятники принято классифицировать следующим образом:

Памятники археологии (поселения, погребения, горные выработки, храмы, святлища, наскальные рисунки)

Памятники этнографии. Они отражают этнические культурно- бытовые особенности народов (орудия и результаты труда предметы народного промысла и художественного народного творчества)

Памятники архитектуры. Они являются очевидцами и участниками исторический событий прошлого края, представляют собой объекты художественного творчества и созданы трудом наших предков

Основные организационные формы краеведческой работы классифицируют так: государственная, общественная (добровольная), школьная

Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются:

Краеведческие музеи с тематическими экспозициями;

Добровольные региональные краеведчекие научные общества;

Самодеятельные туристские объединения;

Краевые, областные, районные библиотеки;

1. По разным источникам информации определите центры художественных промыслов.

Вологодское кружево, как нетрудно догадаться, изготавливается в Вологде. Такие художественные промыслы, как резьба по кости и работа по бересте, используют местный материал: моржовые бивни и наружную часть коры березы. В старину на бересте писали как на бумаге. Начиная с 1951 г. было обнаружено свыше 800 берестяных грамот, больше всего в Великом Новгороде. Наибольшее развитие эти промыслы получили в городах Нарьян-Мар и Великий Устюг.

2. Подумайте, могли ли повлиять на особенности народных промыслов природные условия края, где они возникали и развивались.

В народных промыслах чаще всего используется местный природный материал, то, чем в отличие от окрестных территорий богата земля. Например, резьба по кости могла родиться только на берегах Северного Ледовитого океана у отважных морских охотников на моржей. И в изображенных на рисунке 98 фрагментах ярко представлен быт ненцев – олени в санных упряжках и моменты охоты на моржей. Толщина кожи моржей достигает 3-4 см, и пробить ее копьем может только очень сильный человек. В начале века хищнический промысел поставил моржей на грань исчезновения и они были занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов, а промысел их запрещен. Но для ненцев и некоторых других народов Севера разрешена ограниченная добыча, которая и поддерживает сейчас старинный промысел резьбы по кости.

Береста – широко распространенный по всей лесной зоне материал, используется многими российскими мастерами для изготовления коробов, корзин, изящных шкатулочек и кухонной посуды.

3. Расскажите об особенностях историко-культурных памятников Европейского Севера. Какие природные и исторические факторы определили их развитие? Дайте географическое описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе различных источников информации.

Есть в 215 км к северо-западу от Вологды небольшой городок Тотьма, пристань на р. Сухона. Сейчас здесь живет около 10 тыс. человек, и трудно поверить, что этот городок старше Москвы – он известен с 1137 г. Тотьма лежала на торговом пути из Москвы в Архангельск и быстро развивалась в XVI-XVII вв., когда основная торговля с Европой шла через Белое море. В XVIII в. здесь было построено немало церквей в стиле барокко, четыре из них сохранились и по сей день – церкви Иоанна Предтечи, Рождественская,

Троицкая, Максимовская. Взгляните на карту – железные дороги обошли стороной этот городок, и он не получил промышленного развития. Зато дома, срубленные в Тотьме, стоят во многих подмосковных дачных поселках.

На железной дороге, ответвляющейся от Воркутинской магистрали и ведущей на Лабытнанги, на границе республики Коми и Ямало-Ненецкого АО, находится необычный памятник – столб, маркирующий границу Европы и Азии. Примерно на 67° с. ш. дорога пересекает Полярный Урал. Здесь, на 99-м км перегона Полярный Урал – Обь и находится пограничный столб между частями света. В 2004 г. знаку исполнилось 50 лет, и решено было провести его реставрацию.

4. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее? В какое время года?

Для туристических маршрутов по Европейскому Северу, кроме традиционных автобусов и железнодорожных поездов, характерны также байдарки и катера. Только на катере можно добраться сейчас на Соловецкие острова, Валаам, Кижи. Лучшее время для путешествия по Северу – конец лета. Хотя родину Деда Мороза г. Великий Устюг обычно посещают под Новый год.

5. Предложите вариант северного “Золотого кольца” туристических маршрутов по аналогии с Центральной Россией. Какие объекты вы в него включите? В чем их уникальность? Какой транспорт целесообразнее использовать? Как пролегали дороги к выбранным вами местам в далеком прошлом? Какие виды транспорта вы бы предпочли для воссоздания образов исторического прошлого и более полного эмоционального восприятия памятников культуры?

Наверное, самым колоритным был бы маршрут по Ненецкому АО на оленьих упряжках или по Белому морю на кочах. Коч – основное средство передвижения сибирских первопроходцев в XVI-XVII вв. Это морское деревянное однопалубное одномачтовое парусно-гребное судно с малой осадкой.



  1. 1. Как менялось значение Европейского Севера в хозяйстве России по мере его исторического развития? С чем связано снижение и усиление роли района в экономике государства?...
  2. 1. Охарактеризуйте строение и состав костей. В состав костей входят минеральные и органические вещества. Минеральные вещества придают кости твердость, составляют 70% от массы костей. Кости...
  3. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  4. 1. Выделите главные особенности географического положения Европейского Севера. Главными особенностями географического положения Европейского Севера являются: Выход к Белому и незамерзающему Баренцеву морям; Соседство с экономически...
  5. 1. Какие функции выполняет скелет? Функции скелета: опора, перемещение тела в пространстве, защита внутренних органов, кроветворная. 2. Какое строение имеет скелет человека? Скелет человека состоит...
  6. Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
  7. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте Факультета филологии и журналистики Н....
  8. Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название “Русская земля” и кто раньше начинает княжить в Киеве, – об...
  9. В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над...
  10. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
  11. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  12. Культуры греков и римлян, получившие в литературе название “античной”, заложили основы культуры Средиземноморья, новой Европы. Римской культуре была уготована лучшая судьба, чем древнегреческой. В Италии...
  13. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” § 1 “Женщина в свете” § 2 “О...
  14. 1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток? Природа арктических морей сурова и неприветлива, большую часть года они покрыты льдом. С запада на...
  15. Как говорят в Берлине и в Мюнхене? Правда ли, что немцы с севера часто не понимают немцев с юга? Чем отличается Hochdeutsch от Plattdeutsch? Австрийский,...