Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Особенности формирования словесного творчества у дошкольников. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Особенности формирования словесного творчества у дошкольников. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

/В.А. Сухомлинский/

Тема данной работы “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста” была выбрана мною не случайно.

  1. В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
  2. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию словесного творчества дошкольников, все же практического материала недостаточно.
  3. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.

В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Цель работы – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок и алгоритм сочинения сказок.

Образовательные задачи способствуют овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития:

  1. Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.
  2. Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  3. Изучение природных явлений, образов животного и растительного мира. Развитие исследовательских навыков.
  4. Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
  6. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  7. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  8. Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных и духовных качеств детей:

  1. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности.
  2. Восхищение творчеством русского народа; возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.
  3. Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.
  4. Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
  5. Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда.
  6. Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.
  7. Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
  8. Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

На базе дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №27 г. Санкт-Петербурга была разработана и апробирована система педагогических мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка.

Характер проведённой работы позволил разработать цикл занятий “Азбука сказки”, мнемотаблицы “Сказки”, дидактические игры, подобрать различные методы сочинения сказок и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе.

В своей работе опирались на следующие принципы :

  • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
  • Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
  • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
  • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
  • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
  • Принцип прочности полученных знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

  • Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
  • Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
  • Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.
  • Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились не только с авторскими сказками и русскими народными сказками, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п. .

К ряду произведений литературного наследия подбирался не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определялись методические приёмы. Были изготовлены опорные схемы – мнемотаблицы , отражающие ту или иную сказку и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы. Сюда вошли “Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”, “Рукавичка”, “Машенька и медведь”, “Вершки и корешки”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”, “У солнышка в гостях”, “У страха глаза велики”, “Кот, петух и лиса”, “Волк и семеро козлят”, “Лисичка – сестричка и серый волк”, “Петушок и жерновцы”, “По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Это не случайно, ведь результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

Система работы также включала в себя подробный анализ сказочных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней. Для этого использовались “Карты-схемы В.Я. Проппа” . Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет автору сказки в дальнейшем при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, тем самым развивая своё творческое, креативное мышление.

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  8. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  10. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.
1

:В статье показано значение организации словесного творчества в современном дошкольном учреждении. Предметом исследования является процесс развития словесного творчества старших дошкольников посредством сочинения ими сказок о животных. Целью является описание содержания работы, направленной на эффективное развитие словесного творчества дошкольников. Словесное творчество рассматривается в узком смысле – создание дошкольниками собственных сказок. Определяется основа словесного творчества детей старшего дошкольного возраста - фольклорное произведение (русская народная сказка о животных). Показано преимущество использования детских сказок о животных с целью развития словесного творчества детей. Изложены данные диагностической методики по выявлению уровня развития умения сочинять сказки дошкольниками; дан анализ детских творческих работ; указаны причины ошибок и недочётов. Содержание работы по развитию словесного творчества детей представлено в три этапа: пополнение знаний детей новыми сказками; композиционный и языковой анализ сказок; процесс создания детьми собственных сказок. Перечислены педагогические приёмы, с помощью которых реализуется развитие словесного творчества старших дошкольников. Описана последовательность постепенного введения видов творческих работ на занятиях по развитию речи с дошкольниками. Автором использованы известные в методике авторские приёмы, но предлагается их собственная интерпретация. В приведенном примере фрагмента занятия показана словесная деятельность дошкольников: подбор слов по смыслу, характеристика героя, определение последовательности действия, продолжение истории. Приведены примеры детских творческих работ. Материалы статьи могут быть использованы методистами и педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольной организации.

сочинение сказок

сказки о животных

словесное творчество

старший дошкольник

1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 45 с.

2. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4 (5). - С. 63-65.

3. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 18-29.

4. Николаева Н.А., Ерышова Ю.В., Генералова О.М., Корнеева М.П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством словесного творчества // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: АСГАРД, 2016. - С. 86-89.

5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 144 с.

6. Серкова М. Путешествие в сказку / М. Серкова, О. Малышева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 48-50.

7. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

Вопросы развития словесного творчества дошкольников составляют основу процесса обучения и воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», которая включает формирование умения сочинять сказки через следующие компоненты: уметь владеть речью как средством общения и культуры, иметь активный словарный запас, грамматически правильную монологическую речь, знать произведения детской литературы. Особое значение в методике развития речи дошкольников придаётся обучению сочинению сказок Е.Б. Танникова , И.В. Гурова , О.С. Ушакова и др. Достаточно широко в своих исследованиях раскрыли возможности использования сказки в системе воспитания дошкольников Н.А. Николаева , Л.А. Литвинцева и др.

Цель исследования: описать содержание работы, которое, на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок.

Материалом исследования явились теоретические работы методистов по данной проблеме, а также творческие работы детей старшего дошкольного возраста.

Методы: теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Сказки о животных являются благодатным материалом для развития словесного творчества. Сказки о животных широко используются в кругу детского чтения. Как известно, эти сказки небольшие по объёму. В них небольшое число героев (2-4), рассматривается одно сюжетное действие. Продолжительность действия обозначается системой повторов, хотя в этом типе сказок повторы необязательны. В этих сказках определённые качества характера закреплены за каждым героем: трусость - заяц, хитрость - лиса, жадность - волк и т.д. Для таких сказок характерно сближение взаимоисключающих явлений, нарушающих привычные представления, что и создает вымысел: волк рубит дрова, печет блины; заяц плачет и т.д. С точки зрения композиции сказка может строиться как одно сюжетное действие («Лиса и тетерев», «Овца, лиса и волк»), несколько действий («Волк - дурень», «Старая хлеб-соль забывается») или ряд повторяющихся эпизодов («Теремок») .

Развитие словесного творчества предполагает длительную целенаправленную работу с дошкольниками. Серкова М. детские сочинения о животных классифицировала так: 1) творческое сочинение по картинке; 2) контаминации на темы художественных произведений; 3) свободное сочинение сказок .

В данной статье мы продемонстрируем содержание работы, которое на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок. Перед тем как начать специализированное обучение, мы предлагаем провести диагностическое обследование умения сочинять сказки у дошкольников. Непосредственное обучение проходит в три этапа. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Основными приёмами работы будут слушание, рассказывание и пересказ сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому» и «от малого - к большому», традиционные зачин и концовка. Необходимо также обращать внимание детей на языковую основу сказки (постоянные эпитеты, повторы, обилие слов-действий). Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется коллективное и самостоятельное сочинение сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: продолжить начатую сказку, придумать сказку по теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет и т.д.

Руководя процессом формирования умения сочинять сказки, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать активным педагогическим приемам, которые обеспечивают создание собственных литературных произведений, в том числе и сказок. Е.Б. Танникова предлагает метод обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок - знакомые герои в новых обстоятельствах . Моделирование сюжетов сказок по В.Я. Проппу помогает осознанию дошкольниками антитезы, характерной для сказок: персонажи (злые/добрые, умные/глупые); место действия (дворец/избушка); события (запрет/нарушение запрета) . Моделирование помогает детям удерживать в памяти похожие действия, порядок появления героев.

Результаты исследования. Опытная работа по формированию умения сочинять сказки у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 102» г. Оренбурга. В данной работе принимали участие 10 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. При проведении диагностики мы рассказали детям начало сказки и предложили им придумать ее окончание «Сказка про доброго зайца» (автор Л.В. Ворошнина).

Текст сказки. Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ концовки сказки, придуманной детьми, показал, что 70% детей старшего дошкольного возраста сочинили концовку предложенной сказки по наводящим вопросам; сказка по началу сюжета получилась. В большей части работ сказка крайне бедна по содержанию, «схематична»; продолжена в соответствии с замыслом, но не завершена. Сказки, сочиненные детьми, не имели развязку, дети в основном использовали знакомые им сюжеты, не добавляя в них ничего нового, приведем пример продолжения текста сказки: И заяц сразу пошел домой. Дома его ждала зайчиха, они поели, спать легли.

У некоторых дошкольников сказка не получилась (30%). Часть детей продолжили сказку 1 предложением (И все закончилось хорошо. / Так они и жили.); словосочетанием (ягоды вкусные).

При определении уровней умения сочинять сказку у старших дошкольников выяснилось, что выделить можно только средний и низкий уровни (40% и 50% соответственно). Дети пытались в своих сочинениях наряду с персонажами сказки - заяц и зайчиха - использовать и других животных (волка, медведя). Приведем пример сочиненной сказки, где прослеживается аналогия со сказкой «Семеро козлят»: встретил Заяц волка и испугался. Волк спросил у Зайца, как его зовут, куда он идет. А Заяц его обманул и сказал, что идет в другую сторону, не домой. Волк побежал туда и заблудился, а Заяц спокойно пришел к своей Зайчихе.

Проведенное диагностическое обследование доказывает необходимость работы, направленной на формирование речевого словесного творчества дошкольников.

Формирование умения сочинять сказки у детей дошкольного возраста необходимо начинать с создания оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника. На первом этапе обучения старших дошкольников сочинению сказки нами был накоплен художественный материал. Мы знакомили детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Нами были созданы условия для благоприятного словесного творчества детей, организовано взаимодействие разных видов художественной деятельности. Нами применялся приём - прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Просмотр, последующий анализ мультфильмов, работа с отдельными фрагментами, на наш взгляд, обогатили словарный запас детей, способствовали формированию связной речи (диалог и монолог), развивали фонетико-фонематическую, просодическую стороны речи. Нами, например, было предложено детям посмотреть мультфильм «Снегурка» (1958), обменяться впечатлениями, придумать варианты развития другой сюжетной линии мультфильма или другого конца.

На последнем этапе остановимся более подробно, т.к. именно он по времени самый длительный в нашем эксперименте. Развитие умения сочинять сказки у старших дошкольников мы начали с приема - придумывание продолжения сказки.

Придумывание детьми продолжения знакомой сказки. Дети старшего дошкольного возраста вспоминали сказку «Козлятки и волк». Мы предлагали детям придумать, что было дальше. Первое продолжение сказки мы придумывали вместе, дети добавляли по одному предложению, словосочетанию, слову. Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию продолжают: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались под стол. А это был маленький... (показывали игрушку) зайчик. Зайчик говорит: «Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик». Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)». После коллективного составления сказки мы переходили к индивидуальному творчеству. На первом занятии не все дошкольники справились с заданием, но у некоторых продолжение сказки получилась: Долго она ходила по лесу, траву ела и встретила Лису. Лиса ей и говорит «У меня лисята родились, дай мне молочка». Коза отвечает: «Сейчас не могу, спешу к козляткам». Приходите завтра, утро вечера мудренее. И вот утром приходит Лиса с ведерком, а у Козы все готово. На следующий день Лиса пришла с лисятами, Козе сено принесли. Волк узнал, про их дружбу и стыдно ему стало, он просил прощения за своё поведение. С тех пор стали они все жить-поживать, а лисята с козлятами прыгать - играть.

Составление продолжения сочинения на основе сказки Б.Н. Сергуненкова «Козел» мы начали с того, что предложили детям отгадать загадки о животных - персонажах произведения (затем дети называют других известных им домашних животных). Далее прочитали сказку два раза и обсудили ее содержание, провели языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций. После проведения физкультминутки провели упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними с использованием картинок и набора игрушек. Далее просили детей сочинить сказку до конца.

Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана). Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму. Нами была предложена тема: «Сочини сказку о медведях». Приведем пример сочиненной сказки.

Жил когда-то далеко-далеко маленький Медведь. Берлога его была похожа на норку. Он всех боялся. И вот однажды встретил в лесу мужика, ему стало жалко Мишку. Мужик говорит: «Если хочешь стать большим, тебе нужно много кушать, долго спать». Мишка послушался и проспал всю зиму, а весной наелся ягод и стал расти не по дням, а по часам. Теперь медведи всегда большие.

Игры-инсценировки с игрушками. Традиционно в дошкольной образовательной организации используется приём инсценирования сказок. Этот приём эффективен, во-первых, с точки зрения развития речи, так как дети, заучивая реплики персонажей, запоминают слова-определения, слова-уточнения, слова-действия; во-вторых, с точки зрения развития словесного творчества. В игре-инсценировке дошкольники часто добавляют свои высказывания, используют лексический запас, характерный для сказок.

Соединение (контаминация) сюжетов разных сказок. При выполнении всех заданий побуждали старших дошкольников к использованию сказочных элементов (традиционные формулы, изобразительно-выразительные средства и в собственных сочинениях). Приведем пример сочинения сказки о Лисе, Петушке и Шарике.

Жил-был Шарик. Пришла как-то Лиса в деревню. Увидела щенка и говорит: «Я Петушка в гости пришла звать, ему каши наварила». Шарик ей отвечает: «Не пущу с тобой Петушка, ты его обманешь и съешь». Лиса принялась его уговаривать, Шарик согласился и сказал «Я с вами пойду». Позвал Шарик Петушка, пришли они вместе к Лисе. Она сварила кашу жидкую и потчует. Петушок клевал, клевал, так голодным остался. Шарик лакал, лакал, так и не наелся. Лиса стала в гости проситься к ним, а они её не позвали.

Составление сказки по серии картинок. Глухов В.П. считает, что сочинения по картинкам имеют большое значение для развития умений самостоятельной речи . Серии картинок способствуют обучению составлению сочинения и помогают разобраться в последовательности событий, отображающих отдельные, ключевые моменты сюжетного действия. Развивают навык анализа наглядно изображенного сюжета, умение воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

На занятии детям предлагалось сочинить сказку по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова). Воспитанникам демонстрировали серию цветных картинок среднего формата (4 картинки). Воспитанники разместили на наборном полотне картинки в нужной последовательности. В начале занятия дошкольникам предлагалось дополнить предложение нужным по смыслу словом: Ёжик нашёл в лесу кучку… (яблок). Стал он их носить домой по…(одному)./ Надоело ему…(бегать, возиться). Ежик залез на... (дерево, яблоню) и прыгнул на... (яблоки)./Яблоки нанизались на... (колючки, иголки). Затем дети воссоздали исходную ситуацию на основе содержания картинок по вопросам: вдали виден домик Ежика; он на зиму делает запасы; он угощает гостей яблоками, яблочным компотом и вареньем.

Сочинение познавательной сказки о животных. Мы использовали игру «Скажи точнее». Целью этой игры является развитие точности словоупотребления у детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку и просит ребят помогать подбирать слова, когда он будет останавливаться. Например: Жили-были Белка и Бельчонок. Белка говорит: «Я самая главная!». Какой может быть Белка? Что она может делать? (Рыжая, шустрая, пушистая. Белка живет в лесу, в дупле. Она может собирать на зиму запасы, прыгать с дерева на дерево…) Бельчонок послушал и говорит: «Я тоже важный!». Какой может быть Бельчонок? Что он может делать? (Белый, ловкий, юркий…) и т.д. Как видим, подобранный материал позволяет сочинить научно-познавательную сказку о животных. Этот вид сказок встречается в программе дошкольного учреждения. Умение сочинять сказку подобного типа будет зависеть от того, насколько дети владеют теоретическими знаниями о том или ином животном.

Сочинение сказки по аналогии. Этот тип сочинения достаточно труден для дошкольников, поэтому мы за основу взяли сказку «Колобок». Все дети очень хорошо знакомы с этим произведением. Мы проанализировали сказку по вопросам: Кто был главным героем? Как появился Колобок? Почему случилось так, что он оказался в лесу? С кем он встретился? После этого воспитатель объяснил, что мы будем составлять похожую сказку, где героем станет… (Бублик, или Ватрушка, или Блин). Он должен встречаться с животными… (Сусликом, Белочкой, Ёжиком и др.). Героев-животных педагог предлагает выбрать самостоятельно. В конце сказки главного героя кто-то должен съесть. Сказка должна чему-либо учить, что может быть поучительным в нашей сказке? Воспитатель выслушивает варианты ответов дошкольников и предлагает сочинить сказку по аналогии. Приведем начало получившейся сказки: Жила-была мама с дочкой, испекли они однажды ватрушку. Положили её студиться на окошечко, а она ожила и убежала. Катится по дорожке, катится, а навстречу ей…

Основная задача воспитателя заключается в том, что дошкольники получили возможность научиться излагать мысли в устной форме. Воспитатель может назвать героев сказки или тему, после чего предлагает детям подумать (что могло произойти с этим героем?) и высказаться. Опыт наблюдения за дошкольниками показывает, что сначала они не знают что говорить, а потом из общего числа представляющихся мыслей и образов им сложно выбрать одну тему и упорядочить мысли. Подбор слов, словосочетаний у многих ребят занимает много времени, они утомляются и теряют интерес к работе. Воспитателю необходимо давать несколько слов (слова-помощники) для выбора детьми. Для упорядочивания действий героев и организации сюжета целесообразно использовать схемы, модели. Когда дети научатся продолжать начатый сюжет, дополнять известную сказку новыми событиями, можно приступать к созданию собственной оригинальной сказки. С этой целью лучше задавать в качестве главных героев сказки таких животных, которые редко используются в традиционных сюжетах, например: овечка, белочка и др. Как известно, образы лисы, зайца, волка будут возвращать дошкольников к уже известным сюжетам.

В процессе работы целесообразно привлекать к анализам получившихся сказок самих детей. Оценивая работы дошкольников, обращаем особое внимание на следующие показатели: оригинальность, композиция сказки (зачин, основная часть, концовка), богатство словаря, правильность и разнообразие грамматических конструкций. При организации занятий, направленных на развитие словесного творчества, необходимо выстроить методическую систему. Система будет упорядочивать частоту подобных занятий, усложнение видов работ, разнообразие типов сочинений-сказок. С целью повышения мотивации можно устроить «день сказок» и пригласить в гости детей из другой группы, можно подарить мамам (малышам) собственные сказки. По возможности воспитатель записывает детские сказки и с помощью родителей оформляет книгу сказок. Воспитанники могут выступать иллюстраторами сказок.

Выводы. Таким образом, предложенный нами комплекс мероприятий по развитию умения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок может способствовать повышению интереса к словесному творчеству. Учитывая синкретичную природу детского творчества, мы предлагали детям импровизировать, обыгрывать сюжет сказки-игры, с помощью языковых средств передавали характер и настроение персонажа в конкретных ситуациях. Мы считаем, что содержание данного комплекса может быть использовано в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

Библиографическая ссылка

Слонь О.В. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27858 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество - это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя .

И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков .

По мнению О. С. Ушаковой, словесное творчество - продуктивная деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений .

Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева, Д.Б.Эльконин, У.В.Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально-личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

По мнению исследователей Л.М.Гурович, Н.И.Лепской, О.Н.Сомковой, Е.И.Тихеевой - словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц .

В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований) .

Остановимся на психолого-педагогических основах словесного творчества детей дошкольного возраста. Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Согласно общепринятой в отечественной науке идее Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной .

Способствует проявлению творчества и образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии. А. В. Запорожец многократно в своих работах подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте, так как оно лежит в основе творческой деятельности художников, писателей, конструкторов и т.п.

Восприятие художественных произведений и словесное творчество связываются воедино посредством поэтического слуха. Так, О. С. Ушакова считает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. При этом поэтический слух следует понимать более широко, как относящийся к восприятию любых произведений, не только поэтического жанра. «Поэтический слух - это способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» .

Итак, для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия.

Фанта́зия (греч. φαντασία - «воображение») - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.

Фантазия - обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Примером тому, могут быть разрозненные архивные источники, на основе которых, писатель создает цельное произведение, дополняя посредством собственной фантазии возможные связки, а также внося по мере возможности своего таланта живое впечатление.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет, и в этом возрасте во главе - ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да, эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроится.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, ее самовыражения и самореализации.

В исследованиях словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театрализованнную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное творчество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театрализованных (умение создавать сценический образ, соответствующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Использование метода контаминации разных литературных произведений развивает воображение ребенка, способность создавать по их мотивам сценарии и затем ставить спектакли.

Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и созданию собственных сочинений.

Н.Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

1) по общему обогащению речи ребёнка;

2) по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично выступать.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развития ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

а) просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

б) игры-драматизации;

в) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

г) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

д) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. созданию атмосферы творчества;

3.социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях, в постановках разных видов театра. Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.

Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

Подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

Проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «увеличение - уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Вот как отвечают дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

Ответы детей:

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

О чем думает ваша обувь?

Игра «Подарок».

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю тебе большую конфету, "В коробке кактус, не уколись".

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игра «Зоопарк».

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1)внешний вид.

2)где живет?

3)чем питается?

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору».

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд".

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Игра «Автобиография».

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".

Игра «Веселые рифмы».

Подберите к словам рифмы.

Свечка - печка; трубы - губы; ракетка - пипетка; сапоги - пироги и т.д.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать - должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

  • 6. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»)
  • 7. Форумы Рима как репрезентативные феномены Древнеримской культуры.
  • 8. Литература Древней Месопотамии.
  • 9. Культура Древнего Рима. Периоды развития культуры и их общая характеристика.
  • 12. Древнеримская литература: общая характеристика
  • 13. Культура Древней Греции.
  • 14. Древнеримская лирическая поэзия.
  • 1. Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. До н.Э.) (расцвет прозы).
  • 2. Период расцвета римской поэзии – время правления Августа (43 г до н.Э. 14 г. Н.Э.).
  • 16. Древнегреческая трагедия. Софокл и Эврепид.
  • 18. Традиции древнеиндийской литературы.
  • 22. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.
  • 24. Древнегреческая проза.
  • 25. Степные цивилизации Европы. Характеристика культуры скифского мира Евразии (по коллекциям Эрмитажа).
  • 26. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).
  • 28. Древнегреческая комедия.
  • 29. Типы цивилизаций – земледельческий и номадический (кочевнический, степной). Основная типология цивилизаций.
  • 30. Литература и фольклор.
  • 31. Понятие «неолитическая революция». Основные черты культуры неолитических обществ мира. Понятие «цивилизация».
  • 32. Понятие словесного творчества.
  • 34. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
  • 35. Хронология и периодизация традиционной культуры первобытного общества. Геокультурное пространство первобытности.
  • 38. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.
  • 40. Анализ произведения древнеиндийской литературы.
  • 32. Понятие словесного творчества.

    СЛОВЕ́СНОСТЬ Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теориясловесности.

    Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн .). Изящная с . (устарелое названиехудожественной литературы).

    Литература и словесность .

    Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, ипочти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все-таки доискиваться разницы в ихзначении, то первый будем относить к произведениям писанным, а другой - к устным. Правильнее говоритьо народной словесности, чем о народной литературе. Народ осуществляет именно устное творчество: отпоколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы - все то, что можнообъединить под названием словесности. «Литература» происходит от латинского слова litera, котороеозначает буква , письмо , надписание ; уже отсюда явствует, что литература - словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Такое сочетание, как теория словесности , употребительнее, чемсочетание теория литературы ; значит, понятие словесности шире понятия литературы. А над ними обоимивозвышается понятие слова. Конечно, не всякое слово - словесность: чтобы стать ею, оно должно бытьхудожественным. Но, с другой стороны, и слово служебное, то, каким мы пользуемся и с другимиобмениваемся в нашем общежитии, слово полезное, практическое, - оно тоже имеет в себе элементхудожественности. Вот почему и нелегко провести границу там, где кончается слово и где начинаетсясловесность. Уже тот матерьял, из которого творит литература, сам литературен. В известном смысле, всякийговорящий - тем самым ужо словесник, литератор, потому что наши слова носят на себе отпечатоктворчества и представляют собою явления художественного порядка: они образны, картинны, звучны. Дар слова - дар словесности. И все-таки из бесконечного множества слов, не отзвучавших во времени, аоставивших след в памяти человечества, необходимо, разумеется, выделить такие, которые являют собоюсловесность, литературу, как искусство. Широко говоря, литературой называют совокупность всякихпроизведений человеческой мысли, закрепленных в слове - устном ли, письменном ли; но, обыкновенно, когда говорят литература или словесность , то перед этими существительными подразумеваютприлагательное художественная . И потому не всякий словесный памятник заслуживает изучения в курсеистории литературы: «Слово о полку Игореве», это - литература, «Поучение Владимира Мономаха» - нет. Правда, термин литература применяют не только к художественным произведениям: есть ведь и научнаялитература, и можно слышать такое выражение, как литература предмета , когда имеют в виду переченькниг или статей, посвященных тому или другому вопросу. Интересно отметить, что русское словословесность почти вытеснено иностранным словом литература : до такой степени вошло последнее всистему нашей речи, получило в ней право гражданства. Говорят: заниматься литературой ; сохранилось, впрочем, - учитель словесности и несколько подобных выражений. Что литература преобладает надсловесностью , это так понятно: ведь в наше время словесно творит не столько народ, сколько отдельнаяличность, - а личное, индивидуальное творчество спешит выразить себя в письме, в печати - влитературе .

    33.Культурные эпохи первобытности, основные характеристики культуры палеолита и мезолита. Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития: каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) - палеолит, мезолит, неолит - характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня; бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств; железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры. Особенности палеолита. Развитие не однородно, на что во многом повлияли климатические изменения. Одной из особенностей первобытности является низкая численность и плотность населения, потому что даже в богатом ресурсами ландшафте демографическая емкость ограничена. В эту эпоху была создана, развитая общинная система жизнеустройства, в которой исходной социальной молекулой была малая семья (5-6 чел.). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселения, которые могли насчитывать 4-5 жилищ, располагавшихся на территории в 700- 1500 м2. Они имели один долговременный очаг. Рядом с жилищем располагались производственные площадки и хозяйственные ямы. Преисторические общества были социально однородными, а основной формой разделения труда было разделение деятельности мужчин и женщин. Хозяйственная стратегия палеолитического общества была нацелена в основном на охотничью деятельность и устойчивость пищевых цепочек. существовала избирательная охота и сезонность охотничьих циклов, о чем свидетельствуют многослойные долговременные стоянки (прекрасный образец тому Костенки на Дону) и множество сезонных поселений. Во Франко-Кантабрийской зоне и на Русской равнине охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей, но доминировала облавная охота на мамонта. На Урале и Кавказе преобладала охота на пещерного медведя, в средней Азии и Алтае - на горного козла, в степной зоне европы (например, стоянка Амвросиевка под Донецком на Украине) - облавная охота на зубра, аналогичная палеоиндейской охоте на бизонов на юго-западе сША. Хозяйственная стратегия включала в себя также собирательство, ориентированное на местные виды растений. Для охоты использовались рогатины, копья и дротики, оснащенные твердыми кремниевыми наконечниками, а также разное дистанционное оружие - копьеметалки и гарпуны из твердых пород дерева и кости. Жилищем служили, как отмечалось, большие, светлые и теплые пещеры с мощными культурными напластованиями. . Широкое использование костей мамонтов в комплексе с деревом и камнем характерно для всей приледниковой зоны евразии. Верхнепалеолитические дома имели овальную или продолговатую форму; иногда это были полуземлянки, перекрытые каркасом из бивней, жердей, шкур; внутри находились очаги, обложенные каменными плитами, а вокруг располагались хозяйственные ямы для хранения орудий, запасов сырья, пищи и др. Практиковалось легкое переносное жилище - бивуаки. В это время существовали специализированные производства с разнообразным и эффективные орудием: большие и мелкие скребки, резцы, камни для мягчения и лощения шкур, костяные проколки, иглы с ушком, специальные «рабочие столики» для разминания шкур и ремней и др. В комплексе одежды были аналоги накидок или плащей. Что касается бытовой утвари, то это были плетеные изделия, деревянная, костяная и каменная посуда. Духовная культура палеолитического общества характеризуется определенным уровнем сложности. Наличие ранних форм религии (магии, тотемизма, анимизма) исследователи связывают с ритуалами погребения животных и людей, с изображениями сверхъестественных существ. Изображение «колдуна» из пещеры Труа Фрер, рисунок бизоначеловека из пещеры Шове во Франции, костяная фигурка человека-льва из Холенштейн Штадель в Германии. Искусство того времени было органической частью синкретического, нерасчлененного культурного комплекса, а не самостоятельной сферой. В строение мира искусства (морфологию) входили две основные категории памятников. Это красочное монументальное искусство, представленное живописью и гравюрами на стенах пещер, которое также называют петроглифами (рисунками на камне). Вторая категория - мобильное искусство, или искусство малых форм (портативное), представленное широким спектром резьбы по кости, гравировками и рисунками на гальках, орнаментированными плитками, украшениями и скульптурными произведениями. Главное место в искусстве занимали образы животных. Зверь, судя по всему, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Образы людей палеолита были воплощены преимущественно в скульптурных произведениях и, реже, в гравировках на кости и роге. Пластика представляет собой в основном женские статуэтки, изготовлявшиеся в основном из бивней мамонта, в ряде случаев - из камня и обожженной глины (терракоты)2. Фигурки обнаженных пышных дам с подчеркиванием генетативных функций «сакральной» природы женщин называют «палеолитическими Венерами». Изображения мужчин являются крайне редкими. Широкое распространение в культуре каменного века получило орнаментально-геометрическое искусство. Оно встречается во всех ареалах верхнепалеолитической ойкумены, но более всего характерно для Русской равнины и сибири. Музыкальное и танцевальное искусство, речитация возникли, вероятно, не раньше и не позже изобразительного и архитектонического. существование пантомимы и хороводов подтверждается некоторыми наскальными рисунками евразии. В ряде палеолитических стоянок найдены музыкальные инструменты (флейты и ударные инструменты). Особенности культуры мезолита. В мезолитический период преистории произошло таяние и отступление ледника. Огромные площади Земли были поглощены водами мирового океана, исчезла мамонтовая фауна и другие виды крупных промысловых животных, потомки кроманьонцев потеряли свои традиционные места обитания и охоты. Они пережили одну из крупнейших экологических катастроф. Численность и плотность населения в это время возросла; произошла интенсификация присваивающего хозяйства; расширилось использование природных ресурсов, а методы их добывания обрели более разнообразные и изощренные черты. Новые охотничьи стратегии были нацелены на добычу горных, лесных и степных копытных животных (лось, олень, кабан, козел и др.), в связи с чем стало широко и эффективно использоваться дистанционное оружие - лук и стрелы с кремневыми наконечниками. На морских побережьях возникает специализированный морской промысел. Очень важным завоеванием в сфере хозяйственной культуры стала доместикация - одомашнивание диких животных (овцы, собаки и др.). Люди переселяются на открытые пространства, строят полуземлянки и приземистые жилища из местного сырья. появление необыкновенной динамики в многофигурных изображениях животных. Вместе с животными композиции теперь включают теперь людей - мужчин и женщин. В искусстве начинают доминировать мужские образы. Чаще всего - группа лучников, охотящихся за убегающим животным. Все изображения схематизируются, появляется деформация в изображении фигуры человека, исчезает конкретность «первобытного натурализма». Во всех регионах мира распространяется геометрический орнаментизм в изделиях из камня, кости, дерева, глины. В это менее длительное, чем в палеолите время человечество накопило силы для нового исторического броска в культурных достижениях, связанных с неолитической революцией.